Для чего нужен бортовой компьютер в автомобиле
Бортовым компьютером (другое название – маршрутный компьютер) называется вычислительное устройство, предназначенное для определения параметров движения автомобиля. Различают штатные бортовые компьютеры (установленные на заводе-изготовителе автомобиля) и компьютеры, устанавливаемые отдельно.
Штатный бортовой компьютер является, как правило, частью информационно-развлекательной системы. Перечень представляемой компьютером информации зависит от имеющегося электронного оборудования (комплектации) автомобиля. Совсем недавно наличие бортового компьютера представлялось конкурентным преимуществом автомобиля. В настоящее время штатный бортовой компьютер имеют большинство выпускаемых легковых автомобилей.
Конструктивно штатный бортовой компьютер может иметь собственный блок управления, включенный в сеть автомобиля, или быть интегрирован с блоком управления информационно-развлекательной системы.
Штатный бортовой компьютер представляет следующие параметры движения автомобиля (т.н. маршрутные параметры): время движения (с момента включения зажигания), текущий расход топлива, средний расход топлива, запас хода, пробег (с момента включения зажигания), среднюю скорость и др. Информация, представляемая компьютером, используется водителем для эффективной организации движения (ускорения, остановки, заправки, оценки затрат). За рубежом бортовой компьютер родители применяют для контроля за вождением своих детей. Помимо этого штатный компьютер может представлять информацию о сроках проведения очередного ТО, предупреждать о превышении установленной скорости и др.
Информация выводится на специальный многофункциональный дисплей, располагающийся в комбинации приборов, или ЖК-дисплей на передней консоли.
Управление маршрутным компьютером производится с помощью переключателей на панели проборов, подрулевых переключателей, переключателей на многофункциональном рулевом колесе (при наличии такового). В настройке компьютера предусматривается выбор языка, единиц измерения, текущего времени, конкретных данных для представления.
Кроме того в меню управления бортовым компьютером могут быть включены настройки ряда систем комфорта (регулировка стеклоподъемников, зеркал заднего вида, настройка дверных замков), системы освещения автомобиля (дневной свет, подсветка для ног, режимы Coming Home и Leaving Home), системы контроля давления в шинах и др.
Вся вычисляемая информация до определенного момента сохраняется в памяти компьютера. Память может быть нескольких видов, например, для отдельной поездки (с момента включения зажигания и до его выключения) или суммарная для всех поездок. Некоторые бортовые компьютеры предлагают возможность сохранения информации для нескольких водителей, что очень удобно для оценки стиля вождения.
Отечественные и зарубежные производители предлагают множество бортовых компьютеров, которые можно установить на автомобиле дополнительно. Особенно данная продукция востребована водителями автомобилей ВАЗ.
Бортовые компьютеры, устанавливаемые отдельно, в отличие от штатных устройств, предлагают значительно больше функциональных возможностей. Помимо традиционных маршрутных параметров, они представляют:
- диагностические параметры (коды ошибок с расшифровкой);
- мгновенные параметры движения (температура охлаждающей жидкости, напряжение бортовой сети, частота вращения коленчатого вала, угол опережения зажигания и др.);
- визуальное и звуковое (голосовое) оповещение об аварийной ситуации (превышение температуры, напряжения сети, скорости движения);
- дополнительные функции (сроки ТО, органайзер, такси и др.).
Бортовой компьютер, устанавливаемый отдельно, обычно подключается к диагностическому разъему автомобиля.
Автомобильный бортовой компьютер
Автомобильные бортовые компьютеры (маршрутные, автокомпьютеры… и т.п.) – это, как следует из названия, компьютеры предназначенные для установки и использования в автомобиле. И предназначены бортовые компьютеры не для развлечений (хотя развлекательные функции у автокомпьютера могут быть, но это не основное его предназначение) – бортовые компьютеры, в первую очередь, предназначены для контроля над огромным количеством параметров систем автомобиля.
Кстати, сегодня даже бюджетные модели автомобилей оснащены датчиками, контролирующими работу его основных узлов и агрегатов – например, системы управления впрыском топлива, зажигания, подачи топлива, обеспечения микроклимата и многих других. А водитель не имеет доступа не только к регулировке этих параметров, но и даже, зачастую, и к их значениям – которые (в купе с кодами неисправностей) записываются в электронный блок управления автомобилем, доступ к которому возможен лишь с помощью специального оборудования в авторизированном центре обслуживания.
Как правило, вся работа бортового автомобильного компьютера, видимая водителю, сводится к тому, что на передней панели автомобиля загорается лампочка “check engine”, которая означает, что “с двигателем случилось плохое”. А вот каковы масштабы неисправности и что конкретно сломалось (отвалилось, стерлось) – неизвестно, а для выяснения этого необходимо ехать в сервисный центр и проводить диагностику. Естественно, такое положение вещей вовсе не устраивает продвинутых автомобилистов, и они пытаются узнать больше о своих “железных конях” при помощи бортового компьютера.
А спрос, как говорится, порождает предложение – поэтому на рынке представлено большое количество устройств предназначенных для удовлетворения “информационного голода” автовладельцев, т.е. бортовых компьютеров оснащенных системами диагностики автомобиля. Разброс цен на бортовые компьютеры так же велик, как и их ассортимент – от полутора до 5 тысяч рублей. Работают такие автокомпьютеры следующим образом: бортовой компьютер подключается к блоку управления электропитанием, который считывает информацию с датчиков автомобиля. Если какой-либо датчик передает сигнал о неполадке, то бортовой компьютер принимает его и расшифровывает в понятные человеку сообщения, которые выводятся на дисплей компьютера в виде: “проверьте уровень масла” или “неисправность системы зажигания”. Вопрос в том – насколько эта информация может быть полезной водителю ?
Можно сказать так: серьезной диагностики узлов и агрегатов автомобиля с помощью одного лишь бортового компьютера (т.е. вдали от автосервиса) не проведешь. Конечно бортовой компьютер подскажет Вам, что пора заменить свечи или то, что “убился” правый задний амортизатор, но, как показывает практика, при детальной диагностике в сервис-центрах, причины неисправностей зачастую заключаются совсем в другом, а поломка, о которой сообщает бортовой компьютер, является лишь следствием. Но это не значит, что бортовые компьютеры врут – просто они честно сообщают Вам о том, что в автомобиле присутствует конкретная неисправность, и это уже немало. Ну а далее возможны два варианта решения проблемы: попытаться самостоятельно разобраться с поломкой или же “взять курс” на автосервис.
Но функционал современного автомобильного бортового компьютера не ограничивается способностью “приносить плохие вести” (типа расшифровки кодов вероятных поломок и прогноза износа узлов автомобиля), компьютер так же может показать вам: от банального остатка топлива в баке (кстати, расчитать прогноз пробега на этом остатке он тоже может) и расхода топлива в данный момент до пробега за поездку, номера включенной передачи, скорости движения в данный момент или заданный период времени, напряжения бортовой сети, частоты вращения коленвала, угола опережения зажигания и времени разгона до 100 км/час… в общем кучу всего полезного и не очень. Бортовому компьютеру ничего не стоит рассчитать время поездки и ее стоимость (если Вы не поленились ввести стоимость литра топлива).
2 Маршрутные бортовые компьютеры
Устройства подобного типа появились еще в начале 80-х годов. а начиная с конца 20 века, такие устройства стали входить в комплектацию серийных автомобилей различных марок. Как правило, простой маршрутный компьютер служит для обозначения параметров авто при его движении, более «продвинутые» версии оснащаются также системой спутниковой навигации GPS. Такие приборы оснащаются простым дисплеем графического типа, на который выводятся данные о маршрутных параметрах и даже карту местности ( в случае синхронизации с GPS). Помимо этого, универсальные маршрутные компьютеры служат для определения таких параметров как:
- средняя скорость движения автомобиля ( в единицу времени и за все время поездки),
- средний и мгновенный расход топлива,
- время нахождения в пути и расчет пройденного пути,
- вычисление среднего расхода в различных режимах движения,
- отображение текущей даты, времени, температурных показателей и т.д,
- расчет стоимости поездки и другие базовые параметры.
Устройство с системой спутниковой навигации GPS
Маршрутный компьютер можно встретить в качестве опции на различных автомобилях, однако его можно интегрировать самостоятельно, расположив устройство на приборной панели или центральной консоли и выполнив подключение к бортовой сети автомобиля.
Подключение маршрутного компьютера к бортовой сети автомобиля Кроме того, «маршрутники» обладают меньшей функциональностью, по сравнению с полноценными бортовыми системами, а при установке синхронизируются со штатным сервисным компьютером.
Настройка
Теперь можно переходить к разговору о том, как правильно настроить бортовой компьютер. После подключения вы уже сделали большой шаг вперёд. Но вас ещё ждёт серьёзная работа.
Основные параметры бортовой подключаемый к машине компьютер считывает с электронного блока управления, когда запущено зажигание и работает двигатель. Большинство маршрутных компьютеров работают в 2 режимах:
- пользователь;
- установка.
Второй вам нужен, чтобы задать необходимые параметры, которые будут отображаться на дисплее в салоне автомобиля.
- сначала определите тип используемого в машине электронного блока управления;
- в зависимости от БК, тип ЭБУ выбирают вручную, либо дают устройству автоматически определить электронный блок;
- далее в настройки вносится режим для определения количества горючего в бензобаке и расход топлива. Определение этих данных бывает ручным и линейным;
- в случае с линейным способом расход будет определяться с помощью настроек электронного блока управления;
- ручной режим предусматривает самостоятельное создание таблицы расхода, которая заносится в компьютер, и уже по ней БК определяет расход и отображает его на экране;
- при переходе в режим пользователя нужно решить, какие из доступных параметров будут выводиться на дисплей;
- обязательно установите правильную температуру для активации вентилятора системы охлаждения двигателя в соответствии с характеристиками вашего авто;
- не лишним будет настроить яркость, дату и время на бортовом компьютере.
Основные характеристики обычно настраиваются вручную. Всё остальное уже возьмёт на себя бортовой компьютер, который через электронный блок управления считает требуемые параметры.
Автоматически настраиваемые параметры самостоятельно менять не рекомендуется. Это может привести к серьёзным негативным последствиям. Если что-то требуется исправить, обратитесь за помощью к мастерам проверенной специализированной мастерской. Многие диагностические центры быстро вам помогут и решат все возникающие проблемы.
Ничего действительно сложного в настройках модельных и универсальных бортовых компьютеров нет. Но вам лучше при покупке убедиться, что купленный девайс комплектуется инструкцией. Опираясь на это руководство, вы легко, шаг за шагом, внесёте необходимые параметры и сможете адаптировать его под своё транспортное средство.
Сброс настроек
Часто возникают вопросы относительно того, как можно сбросить бортовой компьютер. Причин для обнуления достаточно много, особенно в процессе установки и настройки. Бывают ситуации, когда пользователь ввёл некорректную информацию, либо после начала эксплуатации БК обнаружилось, что были указаны неправильные параметры.
Потому сразу же возникают мысли о том, как правильно обнулить показания своего бортового компьютера. Снова оптимальным выходом из сложившейся ситуации станет обращение к руководству по эксплуатации к приобретённому вами маршрутному компьютеру. Производитель обязательно указывает, как именно проводится такая процедура, что и в какой последовательности требуется сделать.
Универсальной инструкции для сброса нет. У каждой модели бортового компьютера даже одного производителя могут присутствовать свои нюансы и тонкости обнуления. Достаточно привести несколько примеров, чтобы в этом наглядно убедиться.
Если у вас автомобиль производства Mazda, и вы приобрели к нему модельный бортовой компьютер, выполните следующие действия:
- выключите двигатель;
- снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи;
- сядьте в машину;
- выжмите педаль тормоза;
- держите минимум 20 секунд;
- отпустите педаль;
- верните клемму от АКБ на место;
- повторно внесите уже корректные настройки в бортовой компьютер.
А если брать во внимание бортовые компьютеры для автомобилей другой японской марки в лице Toyota, то здесь процедура выглядит похожей, только здесь требуется включить зажигание, и в таком состоянии удерживать зажатой педаль тормоза примерно 30 секунд. Параллельно будут сброшены настройки с аудиосистемы, стеклоподъёмников и иных систем. Если вы этого не хотите, тогда перед обнулением обязательно снимайте только один предохранитель EFI на 30 секунд. Поставив его обратно, вы сбросите настройки с БК, но не тронете другие узлы.
На автомобилях ВАЗ существует такая проблема как обнуление маршрутного компьютера при снятии с него аккумуляторной батареи. Когда АКБ демонтируется, БК сбрасывает все свои настройки, автоматически удаляются данные о работе имеющихся датчиков.
Если вы хотите сбросить настройки, тогда сделайте следующее:
- прогрейте двигатель до рабочих температурных показателей. Лучше не на холостых, а путём преодоления нескольких километров;
- снимите минусовую клемму с АКБ на 3 минуты;
- за это время память бортового компьютера обнулится;
- верните клемму на место;
- если вы снимали полностью АКБ, нужно сначала установить плюсовую клемму;
- не трогайте педаль газа, запустите двигатель;
- прогрейте 10-15 минут машину на холостых;
- за это время бортовой компьютер соберёт актуальные данные со всех доступных датчиков;
- отключите зажигание, чтобы компьютер сохранил в памяти настройки и информацию с датчиков;
- запустите двигатель, выезжайте на дорогу и разгоняйтесь до 60 километров в час;
- остановитесь полностью;
- выключите зажигание, чтобы компьютер записал сведения с датчиков в режиме движения.
Не стоит пытаться найти какие-то универсальные методы сброса настроек. Используя способы, которые не подходят вашему бортовому компьютеру, вы рискуете лишь усугубить ситуацию, сбить все параметры и вывести оборудование из строя.
Ищите руководство конкретно к вашей модели маршрутного компьютера. Это самое правильное и эффективное решение.