Компьютер в автомобиле «по-дешевке» или CarPC «по-сибирски»
Почти каждый автомобилист слушает у себя в машине музыку, и все задумывались, что неплохо было бы слушать то, что хочешь (это только в Москве и Питере радиостанции на любой вкус). Естественно сейчас авто-магнитолы читающие просто CD диски уже доживают свой век на барахолках, на смену им пришли CD-MP3 и прочие, которые кстати тоже не писк моды, самые актуальные сейчас на сколько я понимаю это головные устройства с USB или каким-нибудь SD картридером. Но что они могут? Ну допустим одни читают только MP3, другие WMA или еще там хрен знает что, некоторые понимают русские теги и имена файлов, некоторые не понимают, если все это удовольствие еще и с нормальным экраном и показывает видео (опять же не все проигрыватели нормально воспроизводят огромную кучу видео форматов), то стоит не меньше 300 баксов, а если еще и от нормального производителя то все 700. В принципе все это умеет делать компьютер, тогда что мешает его засунуть в машину?
Эта тема уже поднималась не однократно, но поскольку сейчас случился век высоких технологий, то думаю будет не лишним обсудить её еще раз.
Итак, для сначала подумаем какие препятствия встанут у нас на пути внедрения одного чуда технического прогресса в другое.
1.Монитор с тачскрином
2.Блок питания
3.Корпус
4.проблемы монтажа
Кроме этих основных проблем есть еще много нюансов, такие как вывод звука, жесткий диск, монтаж самого системника и проводки, установка дополнительных девайсов.
Теперь поняв, сколько гемора можно огрести, нужна сладкая морковка, подвешенная перед вами на удочке, которая будет вести вас через все трудности, то есть что мы в итоге можем получить (а точнее чего я хотел получить):
1. Воспроизведение всех аудио форматов с поддержкой тегов и прочих плюшек.
2. Тоже самое что и 1ое только с видео (ну раз уж это компьютер то почему бы вместо простого прослушивания аудио не крутить клипы любимой группы, параллельно шокируя подвозимых хомячков, а че, хороший понт дороже денег.
3. Навигация (по скольку мы и так уже в это дело закопаем приличное количество бабла, то надо выжимать с него все что можно, и потратив лишние 1.5к рубасов на gps приёмник, замутить навигацию будет не лишним).
4. Простое управление (тут хотелось бы отметить наличие тачскрина, без которого собственно все это бесполезная затея, он нужен для навигации, для простого управления аудио-видео плеерами ну и почти для всего остального, конечно беспроводные мыши с клавами никто не отменял, но они хоть и нужны иногда, ими все же, не обойтись).
5. Качественный звук, на сколько возможно (ну тут все решается довольно просто, звуковуха покруче, да усилок пободрее, ну и динамики…а как же без них то).
6. Простое подключение перефирии (суть такова, системник скорее всего будет установлен в труднодоступном месте, ну и чтобы не лазить каждый раз туда подключить флешку со свежей музОй, надо организовать что то типа USB хаба, где нибудь под рукой)
Ну вот пожалуй этого пока хватит, и для начала реализовать хотя бы так, а в теории привинтить туда можно много всего, начиная от WiFi и GPRS модулей, заканчивая web-камерами для видео-регистрации и заднего хода, а так же всевозможными мониторингами работы двигателя через OBD2 или типа того.
А сечас перейдем к самому насущному, вопросу про бабло. Его то, как раз было весьма ограниченное количество. Да и все-таки суровые сибирские поцаны не будут раскидываццо честно отработанным баблом на лево, на право.
Для начала, помимо обычной компутерной комплектухи нам понадобится специальный блок питания и моник с тачскрином. Вопросом о монике я озадачился задолго до сборки, это, пожалуй, был один из главных и самых дорогих компонентов системы. Я излазил все форумы посвященные этому вопросу такие как pccar.ru и им подобные, вообще толковых форумов на русском всего штуки 3-4, остальное мусор. В итоге я сделал вывод, что если брать готовый моник то по минимуму он обойдется где-то баксов в 500. Далее на повестке блок питания. Как всем известно, в компьютерных внутренностях не используется напряжение выше 12V, а напряжение бортовой сети автомобиля как раз около того. Если быть точным, то в заведенном состоянии у меня было 14 вольт, а аккумулятор дает в районе 12V. Ну а дальше все просто, можно использовать обычный автомобильный инвертор и к нему подключить комп с обычным 220V блоком питания, а можно специальный, автомобильный блок питания рассчитанный на работу от 8 до 28 вольт. Вообще у разных моделей блоков разные входные напряжения, но это не важно, главное что меня вариант с инвертором не устраивал и по этому надо еще от 70 до 200 вечнозеленых на БП. Короче от заранее запланированных 800 баксов на все это у меня оставалось где то 200 на комплектуху, а так как усилок у меня остался со старой тачки (естессно я его вместе с сабом отковырял при продаже), то по расчетам я почти укладывался в бюджет.
Что получилось у меня
Начнем с лица всей системы, с монитора. Определившись с тем что будет у меня, а именно: 2DIN in-dash монитор, то есть монитор устанавливаемый в панель вместо 2х диновой магнитолы, как раз в моём нисане была именно 2х диновая дырка (полочка и мафан). Вообще мониторы бывают еще выезжающие (я счел их не практичными ибо сибирь…) и отдельно устанавливаемые на панель (правда снимать устанавливать моник меня не втыкает, а оставлять его ночью — это подарок сибирским наркам). По скольку в нашем гОмске в магазинах подобное можно даже и не спрашивать, я начал приставать к гуглу. Ближайшие магазины я нашел только в Москве, и если бы меня устроил ценник то я бы озадачил одного «коренного мАсквича», но там было все печально. Облазив всякие диалэкстримы, добравшись до ебэев, я случайно наткнулся на магазин электронных компонентов, в соседнем Новосибе (как уж я на него наткнулся, не спрашивайте) обнаружил там интересную весч. Бескорпусный монитор и сенсорную панель. И тут моя ручная жаба начала меня тихонько придушивать и склонять меня купить этот комплектик и как нибудь упаковать все это в панель машины, тем более, что все это было размером 7дюймов, что как раз является размером дырки в панели. Созвонившись с этим магазином, я заказал все за 5400р + 300р доставка. Посылка пришла через неделю и я тут же начал эксперименты.
вот те зеленые ворота, это Омский «офис» транспортной компании Энергия, которая мне привезла посылку за неделю, вместо обещанных 3х дней
содержимое посылки, моник и тач
В итоге тач к монитору я приклеил на 2х сторонний скотч (а че ему сделаеццо), а монитор к металлическому корпусу дохлой 2х диновой магнитолы mystery, с оторванной лицевой панелью и выброшенными внутренностями. Внутри корпуса я спрятал контроллеры тачскрина (он кстате USB-шный) и монитора. Получилось так себе на вид, но на месте стояло крепко, никуда не шаталось, показывало хорошо и тач работал тоже не плохо. Главное с наружи, через тонировку, в выключенном состоянии, вообще было не понятно что это за хрень, и вообще есть ли там что-нибудь, по сему нарков особо не привлекало. Короче на мониторе я сэкономил баксов 300.
Что касаемо системника то тут тоже не все просто. По скольку я не хотел его засовывать в багажник то он должен быть не большим, но и в крайности тоже решил не бросаться и монтировать все под панелью. Я установил комп под водительским сиденьем, из за сравнительно не большого размера, он там не мешался да и если что, всегда под рукой. В качестве корпуса я заюзал обычный mini-itix корпус. Блок питания, после долгих раздумий, было решено брать нормальный и не колхозить всякие инверторы и разобранные ИБПшники. Опять же облазив форумы, диалэкстримы на ибэе был найден самый дешманский БП, модель M2-ITX (вообще это китайская подделка китайской поделки) но в принципе, он оказался весьма рабочим и достаточно функциональным, короче за 2 касаря сойдет. Далее по списку следует системная плата. Я прглядывался к чему то типа этого. По скольку я не хотел ограничиваться в производительности (а её в принципе бы хватило), то решено было – никаких атомов. Да и её все таки пришлось купить за 2400, ибо ничего подобного у меня не было. Процессор Core Duo E6300, отжал я по случаю, по этому стоимость не учитываю, собственно под него то мать я и брал. Его мощности хватит для всего, и при этом он не особо прожорливый, соответственно слабо нагревающийся. Память — 2 планки по гигу, дополненные радиаторами, тоже на халяву, нарезал на работе… и нет, мне не стыдно, ибо пол премии не доплатили за тот месяц… Жесткий диск, вот тут сразу было не все ясно, но потом почитав форумы, купил ноутбучный винт пр-ва seagate на 320 гигов(кстате зимой он стартует не сразу, а мнут через 15, полсе прогрева), и успокоился, конечно в идеале бы ssd, но дорого, да и этот работает. И вот все бы ничего, но последнего штриха не хватает – звуковуха. Вообще говоря я пробовал с интергрированной, работать то конечно работает, но с внешней по кашернее. Под крики, была с марадерствованна из брательниковского компа креативовская звуковуха, я думаю это не самое лучшее, что может быть, но уж точно по веселее встроенной, а то что лучше её намного дороже. На этом пожалуй все, ну разве что сидюк, его я втыкал для установки венды, выковорив из ноута, но он там как то не прижился, да и зачем он там, под сидением…
В самом начале, когда было все собрано, я быстренько поставил XP-шку, и побежал все проверять.
это одна из первых фоток, сделана телефоном
потом на монитор была приклеена черная, пластиковая рамка, скрывавшая края
(кстати, сохранилось всего несколько фоток, случайно снятых телефоном, остальные были сделаны фотоаппаратом, флешка из которого была случайно отформатирована одним моим родственником оставшимся без звуковухи)
Потом поставил 7ку с оболочкой Centrafuse, она специально для этого разработана и продумана, работает отлично. В качестве навигации мне достаточно Дубльгиса, со скриптом отключающим рекламу. Город я и так знаю, разве что найти какой-нибудь адрес или фирму. Также был MS Офис, для просмотра кое каких экселевских табличек, ну и там по мелочи. Были мысли о линуксе, но как то винда роднее, да и потом Centrafuse нету под линукс, а чего то мудрить самому не было желания и времени, эта затея и так его сожрала в достатке. Между прочим, если подобрать мать, то я думаю, не составит никаких проблем засунуть туда Mac OS, для особых извращений.
Навесное оборудование
Из навесного имеется 6ти портовый активный USB хаб (запитанный от компьютера). В него воткнут GPS приёмник, передатчик для мыши с клавой, WiFi модуль(им кстати я пользовался всего 1 раз, как то не понадобился), ir приёмник с пультом с dealextreme’а, ну и все.
Подключение
Для начала комп я подключил к бортовой сети отдельным проводом, который провел из под капота в салон. По скольку сечение у провода было маленькое, он нагревался и все глючило. Тогда я купил толстый кабель, с предохранителем, на нем же установил переключатель вклвыкл. Им я запитал усилитель и комп, причем комп был подключен через фарадный конденсатор, (купленный на барахолке по дешевке). Кабель был подключен к «+» клемме аккумулятора, а «-» просто брошен на массу. Усилитель разместился под пассажирским сидением, потому как он 4х- канальный то на него приходило 2 стерео провода со звуковухи, у которой в свою очередь в драйвере было выставлено «квадро», а с него провода идут на стандартную колодку под панелью. А от туда уже на колонки, которые кстати, достались от предыдущего владельца моего авто (между прочим не плохие колонки, непонятно почему он побрезговал скрутить их, хотя мафон открутил). При таком подключении аудио системы, никаких шумов и наводок замечено не было, у некоторых бывает слышен шум генератора, у меня же все было в норме. А сейчас самое интересное, включение и выключение. Чтобы не тыкать кнопочкой хитрые китайцы на блоке питания замутили управление по ACC (это управляющий сигнал который генерируется при повороте ключа зажигания в нужное положение). Собственно именно так все было и подключено, усилитель и компьютер включаются при повороте ключа зажигания, при чем комп (у блока питания есть несколько режимов) через 5 сек после появления сигнала, чтобы не мешать заводить машину. А выключается все это дело после поворота ключа обратно, при чем не выключается а уходит в спячку на 15 мин, и если в течении 15 мин не подается сигнала ACC то вырубается полностью (по сути это ACC это обычные + 12вольт).
Чего хотелось, но не получилось
Хотел еще GSM модем какой нить прикрутить, но посмотрев тарифы на gsm’овские анлимы и как то передумал (а так хотелось интернет радио). FM-Тюнер тоже был в проекте, но во 1ых хороший тюнер стоит не меньше 100$, во 2ых слушать в нашем радио-эфире нечего, FM диапозон начинается с какого то там радо-алла, заканчивается быдло-шансоном, то есть блатняком. Нет, я даже взял тюнер погонять, попробовал, ну работает в своей программке, а к этой центрифуге которая Centrafuse, прикрутить не смог, короче этот гемор того не стоит. Также было жесткое желание USB сидюк куда-нибудь засунуть, но сколько ездил, он так и не понадобился. А еще камеру заднего вида, и камеру по ходу движения, для видео регистрации (её я кстати пробовал, но с ней как то все залипало иногда, можно было из софта подобрать чего нить другое, но я решил тупо от неё отказаться, не нужна она мне). И самое главное, собственно одно это составляло примерно треть моих ожиданий — ODB2 диагностика. Этот вопрос по началу я изучил меньше всего, глянул, вроде у людей работает, ну и у меня будет. Ан нет. Производители авто, вроде бы и придумали универсальный диагностический разъем, а о протоколах не договорились. Вот поэтому то на что я рассчитывал на за 1000 рэ(у меня знакомый купил эту штуку, я даже брал погонять, но нефига не вышло, он на своём шевике поигрался ей и продал), для меня оказалось в 4раза дороже. И по тому я так и не добрался до этого.
Еще раз про деньги
Если посчитать затраты то: монитор – 6000р(кстати сейчас мониторы сильно подешевели и стали более доступны чем полтора года назад, когда я все планировал, даже появились модели без vga, только usb), системник: (БП-2000р, мать-2400, винт-2000, корпус с обычным блоком питания – 1500, память, проц и звуковуха мне достались на халяву по этому не учитываю)-7900, сюда по идее надо еще добавить усилок, но он у меня уже был…и да, еще конденсатор – 500р. В итоге мои затраты составили около 14,5 тыров, что даже меньше ожидаемого (всякую мишуру типа usb хаба, клавы с мышкой и проводов я не считаю, потому как либо стоили копейки, либо были нагло отжаты). При таком раскладе то что я не учитываю тянет еще тыщ на 5, если усилок брать по проще, а звуковуху оставить интеграшку (кстати тут придумали весьма изящное решение для звука, я бы даже купил если небыло всего этого).
Что в итоге
Сейчас у меня другая машина, ту я продал недавно (предварительно скрутив всю аппаратуру), так сказать, проапгрейдил, и уже как месяц езжу с обычной магнитолой. Сюда установить все это добро не получается, вернее некуда воткнуть монитор. Для этого либо придется менять панель (на что пока нету денег), потому что там всего 1din дырка:
… либо покупать навесной моник (на что опять же нету денег), да и нарков никто не отменял. А сейчас, привыкнув за год к мультимедийному всемогуществу, криво поглядываю на то, что торчит из панели и дальше пребываю в унынии. Вообще я считаю что 15000-20000 для такой затеи, сумма весьма небольшая.
Вот еще несколько 1ых фоток системника, правда я еще дома ставил софт и по этому там обычный блок питания, но я как нибудь достану его из гаража и пофотаю.
Автомобильные бортовые компьютеры
Бортовой компьютер в автомобиле нельзя отнести к предметам первой необходимости, однако это очень полезное устройство. Он и топливо поможет сэкономить, и о поломках предупредит, и предоставит кучу разнообразной информации о состоянии автомобиля. Стоят бортовые компьютеры недорого и часто окупают свою цену, спасая владельца от дополнительных трат на эвакуатор или автосервис.
Сегодня во многих автомобилях есть штатные бортовые компьютеры, однако они менее функциональны. Встроенные «компы» могут показать расход топлива, время поездки, забортную температуру, но ничего не скажут о неисправностях или техническом состоянии автомобиля. Часть альтернативных борткомпьютеров это умеют. Тем более есть смысл приобрести бортовой компьютер владельцам большинства отечественных машин и дешевых иномарок: у них нет штатного устройства и даже расход топлива приходится считать по чекам с заправки.
Возможности бортовых компьютеров
Сегодня топовые модели борткомпов имеют по нескольку сотен функций. Конечно, часть из них на практике бесполезны и используются редко, но такая цифра красноречиво говорит о возможностях этого типа устройств.
Бортовые компьютеры показывают сразу несколько параметров
Все функции можно поделить на несколько видов. Во-первых, вывод мгновенных параметров. Это текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости, температура в салоне и на улице, остаток топлива в баке, бортовое напряжение и т. д. Во многих автомобилях подобная информация не выводится на приборную панель, а если и выводится, то с большей погрешностью. Кроме того, бортовой компьютер можно настроить, а приборную панель нет. Скажем, вы установили колеса размерностью больше, чем штатная. После этого спидометр непременно будет искажать информацию о скорости, тогда как бортовой компьютер можно откалибровать.
Во-вторых, индикация маршрутных параметров. С бортовым компьютером становится доступной информация о мгновенном расходе топлива, среднем расходе на 100 км, расходе топлива за текущую поездку, времени поездки, пройденном пути. Некоторые модели могут предсказывать запас пути на имеющемся топливе, рекомендовать среднюю скорость, подсчитывать время стояния в пробке.
В-третьих, отображение технических параметров. Производители постоянно сокращают количество информации, выводимой на приборную панель. На некоторых автомобилях кроме количества бензина ничего и не отображается. Бортовой компьютер же покажет и температуру охлаждающей жидкости, и напряжение бортовой сети, и массу других параметров.
Наконец, диагностика. В большинстве случаев бортовые компьютеры позволяют считывать коды ошибок электронного блока управления (ЭБУ) и сигнализировать о разного рода поломках. Конечно, профессиональный автосервис бортовой компьютер не заменит, но в некоторых случаях может подсказать владельцу тип неисправности или узел, который необходимо проверить.
Совместимость
Для карбюраторной машины подойдет и простенький «комп»
Идиллию в использовании автомобильных бортовых компьютеров разрушают проблемы совместимости — далеко не каждый «комп» подойдет для каждого автомобиля. Так, на карбюраторных машинах бортовой компьютер не то чтобы совсем бесполезен, но играет куда меньшую роль, чем на инжекторных. Как не трудно догадаться, связано это с тем, что в карбюраторных автомобилях мало электроники и датчиков, а также нет единого блока управления, который бы собирал и обратывал информацию. Так что функций в «компе» на карбюраторном автомобиле будет немного: тахометр, вольтметр, часы, термометр, октан-корректор и несколько других, менее значимых. Бортовой компьютер в карбюраторный автомобиль имеет смысл устанавливать, если на приборной панели нет тахометра или вольтметра — «комп» легко может заменить эти устройства. С этим справится даже самый дешевый гаджет. Если у вас карбюраторная машина — покупать дорогой компьютер нет смысла.
Во всей красе бортовые компьютеры проявляют себя на инжекторных автомобилях — тут в их распоряжении куча датчиков и электронный блок управления. Однако не все так просто. Производителей машин много, и каждый старается использовать уникальные блоки управления и протоколы передачи информации, причем они часто меняются. Изготовителям бортовых компьютеров постоянно приходится адаптировать свои устройства к «железу» различных авто. Иногда это получается, иногда нет.
Немного помогло производителям борткомпьютеров введение единого 16-контактного диагностического разъема OBD-2. Для автомобилей американского рынка этот разъем стал обязательным с 1996 года, европейского — с 2001-го, однако некоторые производители начали ставить его еще раньше. Сегодня работа с ЭБУ по стандарту OBD-2 — обязательная функция любого борткомпьютера. Впрочем, наличие в автомобиле разъема OBD-2 вовсе не гарантирует совместимость. У некоторых производителей слишком низкая, для бортовых компьютеров, скорость работы по этому стандарту или свой собственный «язык», который понимают не все гаджеты.
OBD-2 — хороший протокол. Он позволяет бортовому компьютеру добираться до многих диагностических функций ЭБУ, получать от него информацию с различных датчиков и считывать коды ошибок. Кроме того, по OBD-2 к бортовому компьютеру можно подключить автомобиль с дизельным двигателем.
Лучше OBD-2 может быть только оригинальный (то есть тот, который использует производитель) протокол передачи данных. Но рассчитывать на его поддержку в «компе» можно только владельцам популярных и широко распространенных автомобилей. В зависимости от модели борткомпьютера это могут от 1 до 20-30 машин. Подключение по оригинальному протоколу лучше, чем по OBD-2. Во-первых, оно проще, достаточно только воткнуть шнур в диагностический разъем ЭБУ. Во-вторых, быстрее, а скорость работы важна для борткомпьютеров. В-третьих, по оригинальному протоколу доступно больше параметров и способов диагностики. В некоторых случаях вообще можно управлять ЭБУ, например вручную задавать температуру включения вентилятора охлаждения (естественно, это актуально для автомобилей, у которых этой функцией заведует ЭБУ).
Даже если с вашим автомобилем бортовые компьютеры отказываются работать и по оригинальному протоколу, и по OBD-2, не стоит расстраиваться — к бензиновому инжекторному автомобилю бортовой компьютер всегда можно подключить в так называемом универсальном режиме. ЭБУ в этом подключении никак не задействован, компьютер напрямую подсоединяется к датчику скорости и к форсунке. Перед работой компьютер нужно настроить, а именно — указать производительность форсунки. Работает система так: «комп» отслеживает время открытия форсунки, умножает на производительность и на основе этих данных рассчитывает параметры, связанные с расходом бензина. Средняя скорость считается по датчику скорости. Однако диагностика и считывание кодов ошибок при таком подключении невозможны, поэтому этот способ применяют только в крайнем случае.
Установка
Компьютер на стекле
Чаще всего бортовые компьютеры поставляются в виде небольших квадратных или прямоугольных коробочек с монохромным дисплеем. Их с помощью присоски или липучки можно прикрепить в любом месте автомобиля: на торпедо, лобовое стекло, внутрисалонное зеркало, приборную панель. Это самый простой способ установки, но и самый неэстетичный. Компьютеры очень редко гармонично вписываются в салон автомобиля, кроме того, в некоторых моделях нужно как-то маскировать провода.
Куда привлекательнее смотрятся компьютеры, предназначенные для установки в стандартный однодиновый разъем. У них и дисплей обычно больше, и внешний вид симпатичнее. Но есть и неудобство — если однодиновый разъем в автомобиле один, то бортовой компьютер можно установить только за счет магнитолы, что сложно назвать приемлемым вариантом.
Редко, но можно встретить компьютеры, предназначенные для установки в конкретное место определенного автомобиля. Например, вместо часов или штатного борткомпьютера. Это идеальный вариант: и смотрится гармонично, и место для магнитолы не «расходуется». Однако в нашей стране такие решения можно найти разве что для отечественных автомобилей.
Компьютер в «штатном» месте ВАЗ-2114
Производители и цены
Лидером российского рынка бортовых компьютеров является компания Multitronics. Ее устройства зарекомендовали себя как надежные и очень функциональные (количество функции уже более 200). Правда, топовые гаджеты дорогие — до 6000 рублей, зато есть в модельном ряду и примитивные устройства стоимостью 500-800 рублей — покупатель может выбирать.
Примерно в таком ценовом диапазоне находится и продукция других компаний, среди которых можно выделить «ШТАТ» и Gamma.