Как выбрать студийные мониторы? Подробный гид
Двухполосные или трехполосные? С портом или закрытые? Аналоговые или с DSP? Большие или компактные? Это малая часть вопросов, которые возникают, когда речь заходит о студийных мониторах. Представляем гид по подбору оборудования в домашнюю и профессиональную студии.
Если вы уже искушенный пользователь или профессионал, этот пункт можно пропустить. Однако давайте определимся.
Мониторы — это специальная акустическая система для студии звукозаписи. Их главная цель — дать точную, прозрачную музыкальную картину без окраса, чтобы вы слышали исходное звучание. Хорошие мониторы выдают ровную частотную характеристику по всему рабочему спектру. Для чего им такая честность? Представьте, что мониторы — это окно с прозрачным стеклом, которое позволяет увидеть то, что на самом деле находится снаружи. Если стекло покрыть красивой тонировкой или оставить на нём разводы, точной картины мы не увидим. Так же и в звуке: мониторы должны передавать исходное звучание без украшательств.
Рейтинг лучших студийных мониторов
Номинация | место | наименование товара | цена |
Рейтинг лучших студийных мониторов | 1 | Focal SM9 | 236 200 ₽ |
2 | Mackie HR824 | 71 000 ₽ | |
3 | Adam A8X | 44 618 ₽ | |
4 | Genelec 8030A | 47 820 ₽ | |
5 | Focal Alpha 80 | 21 423 ₽ | |
6 | YAMAHA HS8 | 17 000 ₽ | |
7 | JBL LSR308 | 16 999 ₽ | |
8 | BEHRINGER Truth B2031A | 14 936 ₽ | |
9 | Axelvox PM-5A | 15 265 ₽ | |
10 | KRK ROKIT 5 G3 | 8 014 ₽ | |
11 | Pioneer S-DJ50X | 9 160 ₽ |
Начнем с самого яркого и дорогого решения. Все остальные студийные мониторы будут значительно дешевле этого, и далее станет ясно почему.
Итак, мы имеем дело с эталонной контрольной студийной системой, которая с технической точки зрения является не одним, а целой парой мониторов, заключенных в одном корпусе. Один из них трехполосный, второй – двухполосный. Производитель позиционирует устройство как референсный монитор за счет безупречной точности стереофонической картины, способности без труда воспроизводить самые неуловимые детали звукового сигнала и исключительно адекватному отображению оригинальной динамики. Основной и вспомогательный мониторы в режиме Focus на заключительных этапах сведения могут работать поочередно в двух режимах.
Индивидуальные особенности данной системы, которые делают её исключительно, таковы. Высокочастотный драйвер имеет широкую направленность для оптимального позиционирования в студии по рабочей оси. Перевернутый купол драйвера изготовлен из бериллия. Диаметр пассивного бас-излучателя – 11 дюймов, содержит композитный бас-резонатор в виде литеры W. Здесь и вообще в излучателях используется особый трёхслойный материал Стекло/Пена/Стекло. Для коррекции системы под конкретное помещение допускается регулировка семи параметров. Чувствительность входа тоже поддаётся настройке. Суммарная мощность трёх усилителей класса АВ составляет 600 Вт.
Студийный монитор в работе создаёт звуковое давление до 116 дБ SP. Охват воспроизводимых частот – от 30 до 40 тыс. Гц. Мощности излучателей: высокочастотного – 100 Вт при размере 25 мм, среднечастотного – 100 Вт при размере 165 мм, низкочастотного – 400 Вт при размере 203 мм. Поддерживается Bi-amping – раздельная регулировка низких и высоких частот. Также регулируется частота кроссовера.
Габариты устройства — 490x320x390 мм. Масса нетто – 35 кг. Выполнен в строгом черном цвете. В комплекте поставки идёт съёмная решётка.
Достоинства
- мощность;
- безупречная отработка сцены;
- естественные тембры;
- глубокий, но ненавязчивый бас;
- ближнее-среднее поле в целом;
- фактически два монитора в одном.
Недостатки
- высокая цена.
4 Mackie CR3
Чем и хороши Mackie CR3, так это легкостью в обслуживании. Они удобны как для сведения, так и прослушивания музыки. Обрабатываемые в них композиции потребуют незначительных корректировок в других системах, музыка звучит аккуратно. В некоторых случаях может не хватать басов, но это типичная проблема для малогабаритных мониторов. Устройства хватит на озвучку помещений до 25 квадратов. Отлично работает с программой DFX Audio Enhancer. В комплекте поставки идут поролоновые подкладки. Инструкция напечатана на 4 языках, правда, без русского. Основные элементы управления расположены на главном динамике, как и дополнительные разъемы. Имеется кнопка перемены местами мониторов.
Модель CR3 по отзывам покупателей обладает чистым звучанием, высокой громкостью в ближнем поле (60-80 см) и неплохой комплектацией, что станет отличным бюджетным решением при создании домашней студии звукозаписи.
Заключение
При выборе мониторов стоит руководствоваться, прежде всего, собственными ушами. Запишите на флешку несколько любимых треков в наилучшем качестве, выберите в торговом зале несколько подходящих по типу и конструкции моделей и попросите их подключить. Даже в неподготовленном помещении хорошие мониторы позволят почувствовать в знакомых записях новые оттенки, звуки и детали.
Студийные мониторы на собственных записях могут поначалу звучать «невкусно», ведь они делают очевидными многие ошибки, которые новички допускают при работе со звуком. Мониторы отыгрывают материал как есть, без прикрас. Поначалу к такому звучанию привыкнуть сложно, но именно так звучит достоверность.
Давайте учтем особенности
И если подобный вариант звучания вам интересен, то стоит обратить внимание на еще несколько характерных свойств студийной акустики. Как правило, студийные мониторы продаются по отдельности — каждый из них способен работать самостоятельно.
Вариант конфигурации компьютерной акустики, когда вся электроника размещена в одной колонке (master), а вторая колонка весит меньше и не имеет органов управления (slave), у студийных мониторов редок. Разве что в очень недорогих моделях.
При этом, покупая пару мониторов вместе, с заводскими номерами, идущими практически подряд, мы получаем дополнительную гарантию идентичности их звучания. Хотя в случае с серьезными моделями часто утверждается, что даже если два образца одной модели мониторов куплены с разницей в год, звук будет совпадать — на то они и студийные.
Neumann KH 310 A — трехполосные, «почти полочные», спереди и сзади
В серьезно оснащенных студийных мониторах бывают представлены средства для регулировки не только АЧХ, но и задержки, а также иногда даже фазовых параметров излучателей. Причем часто это не регуляторы, а джамперные панели либо электронные интерфейсы с развитым меню и почти графическим дисплеем.
Перед тем, как приобрести такое оборудование, я бы рекомендовал прийти к четкому пониманию — способны ли вы при необходимости настроить его и надо ли вам все это в домашних условиях.
Студийные мониторы PreSonus Eris E8, подключение — 6-мм джек, XLR, RCA
Еще один вопрос — коммутация. Как правило, аналоговое входы серьезных студийных мониторов представлены в формате балансных разъемов XLR. Это делается по абсолютно логичным соображениям: балансное соединение позволяет работать с гораздо более длинными кабелями, что в условиях студии оправдано даже для мониторов ближнего поля.
На самом деле, проблема перехода от небалансного к балансному сигналу решаема. Но гораздо лучше, если ваша домашняя аппаратура имеет соответствующую коммутацию. Если вы рассчитываете часто использовать органы управления ваших мониторов, обратите внимание на то, где они расположены. У многих моделей хотя бы кнопка включения и ручка громкости выведены на переднюю панель. Это — для вас.
Yamaha HS5
Вуфер: 5”| Твиттер: 1”| Усилитель: двойной | Мощность 70 Вт | Частотный диапазон: 54 Гц – 30 кГц
- Плоская характеристика
- Неокрашенный звук
- Высокая детализация за счет диапазона до 30 кГц
- Малый уровень собственного шума
- Качественная и надежная сборка
- Индикатор рабочего состояния в виде логотипа на передней стенке
- Проседают диапазоны нижней середины и низких частот
- Нет ножек
Yamaha HS5 – бюджетный 2-полосный активный монитор для домашней студии. Суммарная мощность bi-amp усилителя составляет 70 Вт. Большие магниты динамика обеспечивают низкий уровень искажений, чистое и глубокое воспроизведение баса, а также четкость средних частот. Твиттер воспроизводит частоты до 30 кГц.
В конструкции кабинета используется устраняющая нежелательные резонансы технология соединение стенок под углом 45° в трех плоскостях, заимствованная у производящего пианино подразделения фирмы. Особый дизайн трубы фазоинвертора снижает негативное влияние завихрений и исключает призвуки. Скорректировать звучание можно с помощью двух переключателей. Для подключения колонка оснащена разъемами XLR и ¼’ TRS.
Основы
Нежелательно создавать много звукового давления в комнате, которая из-за недостаточного объема не может справиться с подобной энергией. Так уж вышло, что комнаты могут воздействовать на некоторые частоты, создавая стоячие волны. Это значит, что акустика в комнате будет воздействовать на некоторые частоты (те, что входят в резонанс с помещением), усиливая или срезая их. Это абсолютно недопустимо для правильного мониторинга.
Не будем затрагивать в этой статье, как и почему это происходит, достаточно сказать, что поместив большие мониторы в маленькую комнату, вы создадите много проблем в низкочастотном спектре при прослушивании. SBIR-эффект (Speaker boundary interference response) одна из таких проблем, она может вызвать конструктивное и деструктивное воздействие на качество прослушивание.
Рис. 7: Гашение звуковой волны из-за SBIR-эффекта
Этот эффект возникает, когда звук соприкасается с препятствиями, находящимися близ мониторов (стены, пол, потолок). Что, в свою очередь, может стать очередной причиной усиления или вырезания определённых частот. Как уже было сказано, с мониторами ближнего поля, расположенными правильно, вы увеличиваете возможность слышать ровный звук и уменьшаете шанс появления подобных искажений. Если вы захотите расположить маленькие мониторы ближе к стене, то это не вызовет акустических проблем, неизбежных при аналогичной ситуации, но с большими мониторами.
С маленькими мониторами меньше звукового давления в комнате, нет SBIR-эффекта, стоячих волн, ранних отражений и у вас более ясная картина при прослушивании. Конечно, имеющиеся проблемы с акустикой никуда не денутся, но вы можете быть уверены, что маленькие мониторы не усилят их.
В подборку попали модели трёх ценовых сегментов — бюджетного, среднего и высшего. Разделение условное, так как стоимость всегда относительна, а в вопросе выбора мониторов не существует стоимостного предела.
В продаже встречаются модели, чья стоимость достигает 500 000 рублей за монитор, и это не потолок. Тем не менее настолько дорогие устройства обычно относятся к профессиональным решениям для студий звукозаписи и малополезны для большинства покупателей.
Учитывая это, верхняя планка стоимости мониторов в обзоре ограничена стоимостью 100 000 рублей за монитор. В этих пределах покупателям доступны как отдельные динамики, так и комплекты из двух устройств.
Несмотря на то, что в обзор вошли конкретные пяти-, семи- и восьмидюймовые модели, выбор не означает, что в рамках одной линейки какие-то устройства лучше других. Напротив, это означает, что вся линейка заслуживает внимания: семидюймовые Adam Audio T7V так же хороши, как пятидюймовые T5V, а Mackie MR524 ничем не хуже MR824.
По этой причине включать все версии каждого монитора не имеет смысла. Тем не менее для упрощения выбора в таблицах характеристик собраны сведения о других версиях модели, если они существуют.
Перед итоговым выбором руководствуйтесь двумя правилами:
- Выбирать модель нужно на основе площади рабочего помещения. Помните, что слишком большие динамики заполонят пространство маленькой комнаты, а слишком маленькие динамики затеряются в большом помещении.
- Выбирать монитор нужно не на основе стоимости одного или пары динамиков, а на основе звучания модели. Перед покупкой обязательно послушайте мониторы в реальности или в условиях, близких к тем, в которых вы будете работать с устройством. Верьте только своим ушам: если вам нравится, как звучит монитор, и вы получаете удовольствие от его использования, то, скорее всего, это именно то, что вам нужно.
PreSonus Eris E5 XT
Тип: двухполосный активный студийный монитор ближнего поля
Вуфер и твитер: 5,25″, 1″
Порты: спереди
Подключение: XLR, TRS, RCA
В чём особенность: лучшие студийные мониторы для работы в неидеальных и неподготовленных помещениях
Стоимость: от 16 300 ₽
PreSonus Eris E5 XT — один из лучших выборов в ситуациях, когда нужен качественный мониторинг по доступной цене. Модель предлагает суммарные 80 Вт мощности, порты XLR/TRS/RCA для подключения и отлично сбалансированное звучание. Всё это — за вполне адекватные и доступные $149.
Главная особенность Eris E5 XT в их прекрасной приспособленности к неидеальным домашним студиям. Мониторы обеспечивают детализированную и сочную звуковую картину, а усилители Class-AB выдают достаточно ровную частотную характеристику. В итоге верх звучит честно и чисто, середина читается без проблем, а низ получается самодостаточным и плотным.
Другой плюс для домашних условий — переднее расположение порта фазоинвертора. При установке рядом со стеной звуковые волны и воздушные потоки будут уходить вперёд, а не в стену, что немного обуздает низкочастотные отклики. С учётом возможности ослабления низа и других диапазонов в местной секции настроек, Eris E5 XT можно без проблем подстроить под особенности помещения.
Несмотря на то, что с передачей низких частот у Eris E5 XT всё в полном порядке, имейте ввиду, что нижняя граница частотного диапазона располагается на отметке 53 Гц. В зависимости от стилей, с которыми вы работаете, дополнение в виде мониторных наушников точно не будет лишним. А вот покупка сабвуфера в пару к модели опциональна, так как проблем с низом, как у невероятно популярных Yamaha HS5, здесь нет.