10 самых древних и самых важных в истории человечества систем письменности
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Современные ученые считают письменность одной из характерных черт цивилизации. Древние считали её божественным даром. Так или иначе, но именно письменность стала важным шагом в передаче накопленного опыта. В нашем обзоре 10-ка древних систем письменности. Одними пользуются и сегодня, а другие учёные так и не смогли расшифровать до конца.
1. Шрифт Брайля
Это единственная тактильная система письма в этом списке. Шрифт Брайля был изобретен в 1821 году слепым французом Луи Брайлем, которого вдохновило «ночное письмо» — код в виде рельефных точек, используемый французскими военными. До этого момента Брайль был в состоянии читать книги с выпуклыми буквами, но ему хотелось и писать книги. В итоге Брайль изобрел свою собственную систему письменности, в которой использовалось всего шесть точек для отображения буквы (в «ночном письме» использовали 12 точек). При жизни Брайля эта система не завоевала большой популярности, но после его смерти она превратилась в средство письменного общения для слепых и слабовидящих. Сегодня шрифт Брайля был адаптирован к огромному количеству языков по всему миру.
2. Кириллица
В 9-м веке нашей эры греческие братья Мефодий и Кирилл изобрели два алфавита, глаголицу и кириллицу, в качестве системы письма для старославянского языка. Кириллица, которая была сделана на основе глаголицы и греческого алфавита, в конечном счете, стала предпочтительной системой для записи славянских языков. Кириллица сегодня используется в письменности многих славянских языков (русского, украинского, болгарского, белорусского и сербского), а также ряда неславянских языков, которые попали под влияние Советского Союза. На протяжении всей истории, кириллица была адаптирована для записи более чем 50 языков.
3. Клинопись
Клинопись известна как самая ранняя известная система письменности в мире. Он впервые появилась в 34 веке до н.э. у шумеров (которые проживали на территории современного юга Ирака). Клинопись была адаптирована для записи нескольких языков (в том числе аккадского, хеттского и хурритского), а позже на ее базе были сделаны угаритский и древнеперсидский алфавиты. Более чем 3000 лет клинопись была весьма распространена на Ближнем Востоке, но постепенно ее заменил арамейский алфавит. Окончательно клинопись исчезла в 100 году нашей эры.
4. Древниеегипетские иероглифы
Считается, что египетские иероглифы возникли вскоре после шумерской клинописи, около 3200 г. до н. Наряду с хорошо известными иероглифами, существует две другие древнеегипетские системы письма: иератическое (использовалось в основном для религиозных целей) и простонародное (для большинства других целей). Эта система письменности послужила в качестве вдохновения для создания первого алфавита.
5. Китайская письменность
Китайская письменность известна не только тем, что ей пользуются огромное количество людей, но и тем, что это одна из старейших непрерывно используемых систем письменности в мире. Она возникла во 2-го тысячелетии до нашей эры и используется до наших дней. Изначально символы представляли собой пиктограммы, в которых прослеживалось сходство с тем, что символ обозначал. Каждая пиктограмма представляла собой целое слово. Китайские иероглифы были адаптированы для других языков из-за огромного влияния Китая в Восточной Азии. Китайские иероглифы переняли корейцы и японцы (значения символов), а также вьетнамцев (звук или смысл символов). В 20-м веке китайскую письменность разделили на две основные формы: традиционную и упрощенную для того, чтобы повысить уровень грамотности в стране.
6. Брахми
Многочисленные письменные системы, используемые в Южной Азии, произошли от брахми. В течение последующего тысячелетия брахми разделился на десятки региональных систем, которые начали ассоциироваться с языками соответствующих регионов. Южная группа этих письменностей распространилась по Юго-Восточной Азии, а северная группа распространилась на Тибет. Сегодня письменность брахми используется во многих странах Азии (особенно в Индии), а также используется для религиозных целей в районах, где распространен буддизм.
7. Арабская письменность
Из-за большого количества людей говорящих на арабском языке, а также широкого распространения ислама, арабский алфавит стал вторым по частоте использования алфавитом в мире. Используется арабская письменность в основном в Северной Африке, Западной и Центральной Азии. Алфавит возник около 400 г. н.э. (за 200 лет до возникновения ислама), но распространение ислама и написание Корана привели к серьезным изменениям в системе арабской письменности.
8. Греческий алфавит
Греческий алфавит стал огромным шагом вперед в развитии алфавитов, тем более, что впервые были отдельно выделены гласные буквы. Греческий алфавит существует с 800 г. до н.э. до сегодняшнего дня, и за свою долгую историю он был использован для написания иврита, арабского, турецкого, галльского и албанского. Греческое письмо пытались использовать еще в микенской Греции, но греческий алфавит стал первой успешной попыткой, которую реализовали уже в Древней Греции. Греческий алфавит оказал огромное влияние на другие системы письменности, именно на его базе возникли кириллица и латиница.
9. Латиница
Латинский алфавит является наиболее широко используемым алфавитом за всю историю. Латиница, которая появилась в качестве варианта греческого алфавита примерно в 700 г. до н.э., быстро распространилась сначала в Европе, а затем и во всем мире. Латинский алфавит распространился вслед за расширением Римской империи на Западную Европу, а затем с распространением христианства в средние века — на Центральную и Северную Европу. Некоторые славянские языки также стали использовать этот алфавит с принятием католичества. Европейская колонизация затем принесла с собой латинский алфавит в Америку, Африку, Океанию и Азию.
9. Протосинайская и финикийская письменность
Протосинайская письменность была первым алфавитом, и поэтому она фактически является родителем почти всех алфавитных систем письма, появившихся после нее. Она возникла в Египте и на Синайском полуострове около 1900 г. до н.э. и была вдохновлена египетскими иероглифами. Финикийская письменность — прямой потомок протосинайской и мало отличается от нее. Она была широко распространена финикийскими купцами по всему Средиземноморью, и стала использоваться в качестве алфавита нескольких языков.
Люди всегда стремились к познанию тайного. 10 древних книг , в которых изложены сложные и таинственные ритуалы, — ключ к общению с потусторонним миром. Правда, многие из этих книг, прочитать так никто и не смог.
А.М.Кондратов «Количество «универсальных» символов с каждым годом растёт. » Будущее письменности и речи (ЕГЭ по русскому)
Вытеснит ли машинная письменность наше с вами привычное и традиционное письмо? Подобными вопросами задаётся российский лингвист-А.М.Кондратов.
В данном тексте поднимается проблема будущего разговорной речи и письменности. Дело в том, что современный научный прогресс активно создаёт информативно-логические машины, которые, несмотря на «информационный взрыв», будут помогать человеку справляться с огромным потоком знаний. Эта проблема является очень актуальной. «. в настоящее время единственное спасение от этого потока информации, который к тому же ежегодно возрастает, -создание информационно-логических машин. » Но не означает ли это, что машинная письменность совсем заменит традиционные приёмы написания и речь? Вовсе нет. Техника существенно внесёт свои коррективы, дав возможность человеку использовать информацию в цифровом формате, но она не сможет полностью искоренить привычные нам буквы, так как робот не в силе передать истинного звучания слова. «Поэтому и алфавит, и книга, вероятно, будут жить века, только сфера их употребления значительно сузится.»
Автор считает, что буквы умрут только лишь с живым человеческим словом.
Я согласен(а) с мнением автора и считаю, что машинная письменность не представляет большой угрозы для человечества, а наоборот, была создана ему для помощи.
Данная проблема нашла своё отражение и в художественной литературе.
Так, например, в произведении М.Гелприна «Свеча горела»
мы можем увидеть, как техника начала вытеснять книгу. Литературу и вовсе перестали преподавать в школах. Малая часть людей осознавала ценность книги, среди таких был бывший учитель литературы Андрей Петрович. Он очень сильно страдал по этому поводу. Но в один момент появился человек по имени Максим, который стал проявлять интерес к литературе, он попросил Андрея Петровича помочь освоить ему этот предмет. Андрей Петрович показал, в чём смысл литературы: без неё подрастающее поколение становится бездуховным. Но вскоре Максим перестал посещать своего учителя. До Андрея Петровича дошла информация о том, что Максим был не человеком, а роботом, который втайне пытался побороть бездуховность, которого за это поймали и утилизировали свои же хозяева. Андрей Петрович не мог с этим смириться, он не мог поверить в то, что обучал бездушное железо, но оказалось, что это было не зря. К Андрею Петровичу пришли двое детей, влечение к литературе которых было большим благодаря стараниям Максима. Дети прочитали учителю стихи. Максим хотел, чтобы Андрей Петрович учил этих детей литературе так, как он учил его. Андрей Петрович понимал, что эти дети ещё способны понять всю ценность книг, поэтому с радостью согласился. Этим примером автор показывает нам, что никакой научно-технический прогресс не сможет погасить желание и интерес человека литературе.
Машинная письменность, получившая высокое распространение из-за своего удобства, никогда не сможет заменить буквы, которые необходимы для существования разговорной речи, и никогда не сможет уменьшить силу влияния литературы на человека. Из этого следует, что будущее может способствовать только параллельному развитию и совершенствованию письменности и речи.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Машинная письменность будет понятна только компьютерам использование идеограмм
- ЖАНРЫ 361
- АВТОРЫ 285 005
- КНИГИ 680 464
- СЕРИИ 26 045
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 626 723
«Они не воздвигали себе пирамид из меди, надгробных стел из железа. Они не оставили детей-наследников, которые произносили бы имена их, но сделали своими наследниками писания и книги поучений, которые они создали.
Они назначили себе папирусные свитки в качестве жрецов-чтецов и доску для писания взамен любимого сына. Книги поучений — пирамиды их, а кисть была их ребенком. Поверхность камня стала женой их… Человек погиб и тело его — прах. Все близкие ушли в землю, но то, что он написал, заставляет помнить о нем того, кто читает… Они скрывали свою магию от всего мира, но ее можно прочесть в их поучениях.
Они ушли, и имена их забыты. Писания их напоминают о них».
Глава первая. «Азы об азбуке»…
аждый грамотный человек знает о…» Как часто мы употребляем это выражение! В самом деле: каждый грамотный человек должен знать о международном положении и об успехах в освоении космоса, о загадках древних цивилизаций и об олимпийских играх, и еще о многом, очень многом. Но вместе с тем существует любопытный парадокс: осведомленный в самых разных областях жизни, политики, культуры обычно поразительно мало знает… о самой грамоте. О расшифровке древних письмен написано немало интересных и увлекательных книг. О том, как Франсуа Шампольон нашел ключ к египетским иероглифам, молчавшим многие сотни лет, рассказывает Керам в своей замечательной книге «Боги, гробницы, ученые». Тот же Керам много места отводит расшифровке таинственных иероглифов хеттов в книге «Узкое ущелье и Черная гора». Книга Э. Добльхофера «Знаки и чудеса» рассказывает о многих других дешифровках: крито-микенского слогового письма, клинописных знаков Древнего Востока — аккадских, угаритских, эламских, древнеперсидских и т. д. Книги, посвященные погибшим цивилизациям древности и новейшим открытиям археологии, касаются и письмен, как прочтенных, так и еще не разгаданных. «Каждый грамотный человек» читал многие из этих книг. Он знает о подвиге Шампольона и о Бехистунской скале, где выбита трехъязычная надпись, давшая ключ к расшифровке клинописи знаков. «Каждый грамотный человек» имеет представление о нерасшифрованных по сей день надписях на печатях, найденных в долине реки Инд или на деревянных дощечках «кохау ронго-ронго» острова Пасхи… Но стоит задать ему вопрос о его собственной грамоте — и, как правило, почти «каждый грамотный человек» становится в тупик.
Например: и русские, и белорусы, и украинцы — народы, очень близкие друг другу, родные братья по языку и культуре. Почему же в украинском письме буква «и» означает не звук «и», как с русском, а звук «ы», а буква «е» передает звук «э», а не «е»? Наши братья по языку, славянские народы, — такие, как сербы, хорваты, болгары, — пользуются письмом, очень близким нашему. Создателями его являются Кирилл и Мефодий. Но почему другие, братские славянские народы, — поляки, чехи, словаки, употребляют письмо на латинской основе (кстати сказать, очень неудобное для передачи характерных шипящих звуков, обильных в славянских языках)?
И славянское, и латинское письмо восходят к одному древнему прототипу — греческому алфавиту. Буква «а» и в русской, и в латинской азбуке передает «а», буква «о» — «о», буква «е» — «е» (или «э»). Эти гласные имеют одинаковое звучание в алфавитах на латинской и на русской основе. Но почему в этих алфавитах одинаковые по форме буквы «с», «н», «х» передают различные звуки?
Вряд ли кто, кроме узкого круга специалистов, знает, что наши буквы «ш» и «щ» являются… потомками иероглифов Древнего Египта. Да, тех самых иероглифов, которые удалось расшифровать Шампольону! Последние исследования показали, что детям легче запоминать японские иероглифы, чем латинские буквы, Буквы кажутся им слишком «абстрактными», отвлеченными и похожими друг на друга. А ведь наверняка «каждый грамотный человек» на вопрос: «Что легче изучать — буквы или иероглифы?» — ответит: «Ну, конечно, буквы!»
Мы привыкли к нашему буквенному письму, а также к алфавитным знакам письмен, построенных на латинской азбуке (английский, немецкий, испанский, французский и многие другие языки). И все иные письмена кажутся нам какими-то экзотическими редкостями, пережитком древних эпох. Между тем привычным для нас алфавитным письмом, которым написана и эта книга, пользуется менее половины человечества. Большая часть населения Земли живет в странах, где применяется иероглифическое и слоговое письмо. Кстати сказать, и финикийцы, которых принято именовать «изобретателями алфавита», на самом деле писали слоговыми, а не алфавитными знаками. Да и письмо, которым мы пользуемся, также можно назвать «алфавитом» весьма условно.
Алфавитным принято называть письмо, где каждый знак передает определенный звук того или иного языка. Но давайте обратимся к нашей русской азбуке. Разве все ее буквы соответствуют одному звуку русского языка? Нетрудно увидеть, что не все.
Вот буквы «я», «ю», «е»… Таких звуков в русской речи нет. И если сделать запись с помощью других русских букв, то вместо «я» получим «йа», вместо «ю»— «йу», вместо «е» — «йе». Или, если прибегнуть к знакам международного фонетического алфавита (вспомните знаки для транскрипции в англо-русских словарях), звучание, передаваемое этими буквами, можно представить в виде «ja», «ju», «je». И это — не отдельные звуки, а сочетание двух — «согласного плюс гласного» — звуков. Иными словами, буквы «я», «ю», «е», — не алфавитные, а слоговые!
Таким образом, в русской азбуке, помимо знаков для отдельных звуков («а», «б» и др.), есть и слоговые знаки. Ну, а что передает буква «мягкий знак»? В русском языке звука, соответствующего ей, нет и не может быть, Буква эта, как вы отлично знаете, означает «мягкость согласного на письме». То есть не сам звук, а определенную характеристику звука (мягкость). Буква «мягкий знак» позволяет нам отличать на письмо слова «мол» и «моль», «кол» и «коль», «топ» и «топь» и т. п. Ибо «н» твердое и «н» мягкое, «л» твердое и «л» мягкое — это разные звуки; передаются же они на письме в первом случае — буквой «л» и буквой «н», а во втором — сочетаниями «ль» и «нь». Значит, в русской азбуке, помимо букв-звуков и букв-слогов существуют еще «вспомогательные буквы», обозначающие не сам звук, а его определенный признак.
Однако и этого мало. Вверху или внизу страниц книг дается их нумерация. Знаки цифр органически входят в наш алфавит. Мы можем записать число «десять» с помощью букв, в виде отдельного слова, и с помощью цифр, — сочетанием «1» и «0». Чем же, являются знаки цифр? Очевидно, что передают они не звук, не слог и не признак звука, а целое слово: «1» передает слово «один», «2» — «две» и т. п. Знаки для слов называются логограммами (от греческого «логос» — «слово»). И в нашем письме не только цифры являются логограммами.
Вот, например, математические знаки `+`, `−`, `!`, `=` и т. д. Каждый из них может быть прочтен как слово: «плюс» или «прибавить», «минус» или «отнять»; «факториал» или «произведение всех чисел от единицы до данного числа» (5! — это произведение 1X2X3X4X5 и т. п.), «равно» или «равняется». Число подобных знаков-логограмм в математике велико — оно значительно превышает число букв русского алфавита. И, помимо математики, многие другие науки широко пользуются символическими знаками, знаками-логограммами. Тут и физика, и химия, и астрономия, и математическая логика. В последнее время специальные знаки-логограммы появляются и в работах биологов, лингвистов, психологов, экономистов.
Впрочем, логограммы употребляются нами не только в специальных статьях и научных монографиях. Своеобразными логограммами можно считать и сокращенные написания слов, аббревиатуры, Например — «ВВС» — «Военно-Воздушные Силы», «и др.» — вместо «и другие», «см.» вместо «смотри», «стр.» вместо «страница», «ТВ» вместо «телевидение» и т. д. и т. п. (это также — аббревиатуры, даже не одного слова, а нескольких: «и так далее», «и тому подобное».
§8. Текстовая информация — Ответы рабочая тетрадь Босов 5 класс
ночь — ноль — соль — сель — сень — день
рота — нота — нора — пора — пола — полк
бант — кант — карт — корт — кора — коса
бег — бог — бок — бак — бас — бал — бар — шар — шаг
море — горе — гора — пора — кора — кара — каша — Саша — суша
миг — мир — пир — пар — бар — бас — бес — вес — век
105. Соедините стрелками надписи с соответствующими им основными элементами окна текстового редактора.
106. Выберите правильный ответ.
а) Чтобы вывести прописную букву в начале предложения, следует нажать
комбинацию клавиш Shift + буква
б) Если в наборе текста все буквы отображаются прописными, то это значит, что нажата клавиша
в) Какой символ вставляет в текст клавиша Enter?
107. Установите, к какому типу относятся следующие ошибки (соедините стрелками).
Процессор — Ошибочный символ
Процесссор — Лишний символ
Процесор — Пропущенный символ
108. Дайте названия последовательностям действий (алгоритмам).
1) Удаление — Установить курсор перед лишним символом — Нажать клавишу Del
2) Удаление — Установить курсор за лишним символом — Нажать клавишу Backspace
3) Замена — Установить курсор перед ошибочным символом — Нажать клавишу Del — Нажать клавишу с верным символом
4) Вставка — Установить курсор на место вставки символа — Нажать клавишу Del — Нажать клавишу с нужным символом
109. Укажите алгоритмы устранения следующих ошибок.
Лишний символ • Установить курсор перед лишним символом • Нажать клавишу Del
Пропущенный символ • Установить курсор на место вставки символа • Нажать клавишу с нужным символом
Неверный символ • Установить курсор за ошибочным символом • Нажать клавишу Backspace • Нажать клавишу с верным символом
110. Укажите результат редактирования текста.
111. Разгадайте кроссворд Инструменты текстового редактора.
112. Заполните таблицу.
113. Отметьте, что может рассматриваться в качестве фрагмента текста.
114. Впишите в схему пропущенные операции.
115. Укажите, как выделить следующие фрагменты текста.
116. Подпишите кнопки панели форматирования текстового редактора.
117. Заполните таблицу «Начертание шрифтов».
118. Разгадайте кроссворд «Обработка текстовой информации».
По горизонтали: 1. Этап подготовки документа на компьютере, при котором вы просматриваете его, исправляете обнаруженные ошибки и вносите необходимые изменения. — Редактирование 3. Некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое. — Шрифт 4. Полный набор букв алфавита с общим стилем начертания. — Форматирование 5. Всевозможные операции по приданию документу вида, который он будет иметь на бумаге. — Процессор (текстовый) 6. Более мощная, чем текстовый редактор, программа обработки текстов. — Документ 7. Любой текст, созданный с помощью текстового процессора, вместе с включёнными в него нетекстовыми материалами. — Выравнивание 8. Изменение вида левого и правого краёв документа. — Центрирование 9. Выравнивание текста, при котором с обеих сторон каждой строки ширина свободного пространства одинакова. — Копирование 10. Операция над фрагментом с целью его последующего повторения. 11. Одна из возможных форм курсора.- Прямая
По вертикали: 2. Важнейшее понятие информатики. — Информация
119. Три пятиклассницы — Анна, Ева и Лиза — одинаково быстро и хорошо умеют набирать текст на компьютере. Если любые две из этих девочек будут работать одновременно, то смогут напечатать материалы для школьной газеты за час. Сколько времени они потратят на эту работу, если будут выполнять её все трое вместе?