10 домашних компьютеров начала компьютерной эры

История советских домашних компьютеров в картинках (Часть 1)

Правец 8D — это болгарский клон британского компьютера Oric Atmos. На клавиатуре нет буквы Ы. Oric Atmos создавался как конкурент ZX Spectrum 48 и был чуточку лучше. Тут стоит звуковой чип AY-3-8910, который появился лишь в ZX Spectrum 128. Но Spectrum победил, а Atmos проиграл.

Есть несколько компьютеров с похожим названием: Правец 82, 8М, 8А, 8Е, 8С, 8S, 8D. Но все они, кроме этого, клоны Apple ][. Они значительно больше, дороже и оснащены дисководами.

Один человек рассказал историю, что «это вовсе не клоны. Болгария купила завод в США по производству компьютеров вместе со всей документацией и материалами. И перевезла все что там было, даже розетки из стен, к себе домой.».

Здесь применена специализированная микросхема содержащая всю логику компьютера. Из за этого плата компьютера получилась очень маленькой. Качественные печатные платы, качественная пластмасса, современный дизайн. И ни одной КМ-ки…

Commodore 64

10 домашних компьютеров начала компьютерной эры-2

Commodore 64 — один из самых легендарных и продаваемых компьютеров того времени, был выпущен в 1982 году американской компанией Commodore International и продавался до 1994. Он был значительно дешевле своих конкурентов IBM PC и Apple ][, но не комплектовался монитором. Этот минус решался благодаря наличию композитного видеовыхода: компьютер можно было просто подключить к телевизору. Помимо цены, на популярность повлияли еще и такие факторы, как 16-цветная графика и отдельный звуковой процессор, чем не могли похвастаться ранние IBM PC и распространение не только в специализированных магазинах.

Компьютер был оборудован 8-разрядным процессором MOS 6510 c частотой 0.9 или 1.02 МГц, в более поздних модификациях были MOS 8500 и MOS 8510. Объем оперативной памяти составлял 64 КБ, объем которой можно было увеличить с помощью специального слота. За графику отвечал специальный процессор VIC II, отображающий 16 цветов, а за звуковые возможности — процессор SID. К Commodore 64 было возможно подключение кас­сетного магнитофона или флоппи-дисковода в качестве накопителя (со временем появился и внешний жесткий диск) и джойстиков, что позволяло использовать компьютер в качестве игровой приставки. Для Commodore 64 было выпущено огромное количество программного обеспечения и игр.

«Микро–80» – первый любительский компьютер

История Советских ЭВМ. Часть 3 — БК (Бытовые компьютеры)

«Микро–80»

За пару лет до поступления на полки продаж знаменитой «Электроники», в 1983–м году, любителями компьютерной техники и радиоаппаратуры из «МИЭМ» — Московского Института Электроники и Математики, был представлен микрокомпьютер на базе микропроцессора «К580ИК80А».

История Советских ЭВМ. Часть 3 — БК (Бытовые компьютеры)

ЦП «I8080»

Работа над созданием компьютера началась совершенно спонтанно, когда в МИЭМ, по ошибке, пришла посылка от научно–производственного объединения «Кристалл». На коробках была нанесена маркировка цифры 80, подкованные знанием мировых достижений в стезе разработки ЭВМ, студенты и сотрудники института предположили, что в посылке находится некий аналог процессора Intel 8080. Убедившись в этом, господа сразу приступили к разработке собственного домашнего компьютера.

История Советских ЭВМ. Часть 3 — БК (Бытовые компьютеры)

Первый рабочий образец был собран уже к 1979 году. В качестве терминала использовался известный, в узких кругах, «Видеотон–34». А вместо ПЗУ использовался ручной ввод данных с перфокарт, но это было в первых моделях, позже, когда в МИЭМ поступили чипа Intel 2708, команда начала работу по созданию дисплейного модуля, а кассетные магнитофоны стали использоваться в качестве устройств для хранения пользовательских данных.

Энтузиасты активно делились своими разработками, публиковали схемы и статьи, в которых был подробно описан процесс сборки таких компьютеров. К сожалению, из-за малого распространения всех требуемых комплектующих компьютер не обрел особой славы, но путь для разработки любительских компьютерных систем был положен.

А я ничего не ищу, просто хочу поделиться своей ностальгией. С этой книжки началась моя страстная любовь к компьютерам и технике в целом. Наверное это был где-то 90-91 год, когда мне ее подарили. Ребятки, какой же это был восторг, наверное с таким же ребята в 2000х читали про магию Хоггвардса. Кто бы мог подумать тогда, что этот текст я буду писать с телефона, мощности которого превышают топовые компьютеры тех лет. И до сих пор, какая бы жопа не творилась вокруг, я каждый раз нахожу повод порадоваться, что живу именно сейчас, на острие прогресса человечества, и имею счастье наблюдать, хотя бы издалека и со стороны, за всеми удивительными достижениями науки и техники. Читать любые книги, а не сидеть в библиотеке, видеть друг друга за многие тысячи километров, а не теряться на расстоянии пары сотен, слушать музыку, которая вчера только появилась в другой стране. Многое из того, что считалось когда-то волшебством сегодня наша обыденность. И спасибо этой книжке за то, что пробудила во мне это восхищение. Только бы мы, человечество, все это бездарно не просрали в пару нажатий кнопок.

Ответ на пост «Ищу старые журналы» Детство, Ответ на пост, Чтение, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Воспоминания, 90-е, Память, Ностальгия, Компьютер, Техника, Наука и техника, Прогресс, Человечество

Видеодвойка TV-VHS

Технология телевизоров со встроенным плеером VHS исчезла из-за падения популярности самих кассет.

Видеодвойка Philips 90-х годов

Что интересно, видеодвойки основывались, в основном, на маленьких телевизорах с экраном 14-дюймов по диагонали.

Старые технологии

2.jpg

Если вы понятия не имеете, что такое флоппи-диск, значит, вы часть стремительно развивающегося современного общества (быть может, еще только взрослеющая), которая понятия не имеет, что такое, скажем, игры Digger, Space Commanders или Mario Bros. на дискетах.

И, конечно, вы не знаете, что такое стоять в очереди на школьный компьютер, чтобы, вставив в флоппи-дисковод такую дискету, насладиться двухмерными бегающими по экрану цветными, а иногда и черно-белыми, фигурками, управляя ими.

Даже наиболее продвинутые из устаревших дискет вмещали в себя ничтожные 1,44 мегабайт данных. Тем не менее, гибкие магнитные диски оставались важнейшим переносным носителем информации вплоть до того времени, когда компьютеры стали проникать во многие дома.

3.JPG

Для того чтобы собрать гигабайт данных, вам потребовалось бы 1024 таких флоппи-дисков. При этом последние переоцененные айфоны могут вмещать сотни гигабайт приложений, игр, музыки и видео. Емкость многих прочих современных девайсов и вовсе оценивается в терабайтах (то есть в 1024-ех гигабайтах).

Но так ли уж много прошло времени с тех пор, что люди забыли, в какое «тяжелое» время они жили, постоянно задумываясь о нехватке свободного места на цифровых носителях? Те же флоппи-диски стали постепенно выходить из обращения в поздние 90-ые годы прошлого века.

Несмотря на это, очень многие компании и частные лица продолжали пользоваться ими и в начале 2000-ых. Просто потому, что это было чертовски дешево. Если же говорить о том, когда впервые появились дискеты такого типа, то произошло это в 1970-ые годы.

4.jpg

Возможно, вам покажется, что за последние пару десятилетий люди совсем перестали пользоваться флоппи-дисками. На самом деле, это не совсем так. Ими пользуются. И даже хранят на них коды запуска ядерных ракет. К примеру, в Соединенных Штатах Америки.

Известно, что Пентагон лишь два года назад заявил о том, что намерен произвести техническое обновление систем, предназначенных для координации действий в ядерной сфере (можно сказать, некоторых систем хранения данных) лишь к концу 2018-го года.

Иными словами, можно не сомневаться, что всего лишь год назад большая часть американского тактического ядерного арсенала все еще зависела от этой «древней» технологии. Надеемся, что вы будете продолжать спокойно спать после того, как узнали эту новость!

5.JPG

Каждый из тех, кому посчастливилось быть владельцем этого чуда электроники конца прошлого века, изготовленного компанией Nintendo, наверняка сохранил о нем теплые воспоминания. И это несмотря на то, что данный девайс не имел внутренней подсветки экрана (как и более ранняя электронная игра «Ну, погоди!»).

К тому же, батарейки игрушка Game Boy садила нещадно, как какая-нибудь машинка на моторчике. Игровое устройство Game Boy было выпущено в 1989-ом году в Японии и Северной Америке. На территории Европы оно появилось чуть позже – в 1990-ом году.

Оглушительный успех этой карманной игры гарантированно выбил на несколько лет с рынка конкурентов подобных игр. Затем появилось следующее поколение данной линейки игр от Nintendo, которое также не оставило шансов другим производителям. Многие тогда погорели…

6.jpg

Если в семье из двух детей оказывался только один Game Boy, можно было не сомневаться, что между детишками вскоре возникнет лютая вражда и ненависть (ну, или капризы и ссоры как минимум) из-за того, что каждый хотел владеть этой игрой единолично.

Если же у каждого юного члена семьи был свой Game Boy, тогда в любой такой семье наступала эра тишины и спокойствия, прерываемая характерными звуками электронной игрушки. Родители по всему миру ликовали.

По крайней мере, пока их детишки тратили направо и налево свои нервные клетки, пытаясь пройти различные игры на игровой консоли Game Boy. В тот период многим из них впервые до глубины души стал знаком смысл слова «делиться». Это стоило многого!

7.jpg

Карманное устройство оказалось на редкость живучим. Оно пережило все 90-ые, а из производства было снять лишь в начале 2000-ых годов. К тому времени производитель выпустил в серию 118 миллионов единиц игровой консоли Game Boy.

Вместе с игрушкой Game Boy канул в лету и классический набор игр для этого устройства. Так было довольно долго, пока, пару лет назад, японская компания Nintendo, не объявило о воскрешении этих игр для игровых приставок NES и SNES.

Планируется выпуск классических игр в миниатюрных сборниках, которые будут включать в себя отцифрованные версии лучших игр. Эти планы уже вызвали множество спекуляций на предмет того, к каким из старых игровых консолей следует ожидать такого же потепления со стороны производителя: N64? Или Nintendo GameCube?

Надо сказать, что новая торговая марка, связанная с Game Boy, была представлена в конце прошлого года, что вызвало много шуму среди поклонников. В будущем году будет отмечаться ее 30-тилетие. Похоже, лучшего времени для удачного обещанного релиза и не придумаешь.

Часть 5. Чему учить на информатике?

В этом посте я намеренно до сих пор не касался темы школьной программы по информатике, чтобы оформить эти мысли отдельным блоком. Напомню краткое содержание предыдущих серий. На момент появления информатики в советских школах программа этого предмета была сугубо академической, преподавались теоретические концепции кибернетики и языки программирования. В последующие годы она все более смещалась в прикладную сторону, и к началу 2000 уже вовсю изучали отдельное конкретное ПО, как-то текстовые, графические редакторы, операционные системы и т.д. Хорошо это или плохо? И вообще, чему же надо учить на уроках информатики? Как человек, неким боком имеющий отношение к предмету, рискну высказать свое мнение.
Изучение конкретных программ кажется на первый взгляд не очень удачной идеей. Действительно, вас могли учить одному текстовому редактору, а работать впоследствии пришлось в другом. Еще один аспект проблемы – сами программы со временем изменяются. Хорошо помню, какой разрыв шаблона случился у учителей от нового «ленточного» интерфейса MS Office 2007. Но ведь не обязательно обучать школьников тыканию в кнопочки, им гораздо полезнее знать, что в каждом текстовом редакторе есть поиск и замена, есть средства стандартного форматирования и т.д. Имея такие базовые знания, человек гораздо оперативнее найдет общий язык и с Word, и с Writer, и с Pages. То же самое с операционными системами: с точки зрения пользователя между Windows и Linux нет принципиальной разницы: если знаешь что искать, где оно находится, найдешь обязательно. На мой взгляд, растить из детей пользователей ПК совершенно необходимо. Несмотря на то, что компьютер есть сейчас почти в каждой семье, большинство детей по-прежнему не умеют с ним обращаться, если речь идет о чем-то более сложном, чем запуск игрушки с рабочего стола. Между тем востребованность компьютерной грамотности растет с каждым годом; давая в школе ее азы, мы облегчаем подросткам первые шаги на профессиональном поприще.
Изучение языков программирования также обязательно должно присутствовать в школьной программе, хотя бы потому, что это один из самых легко усваиваемых способов тренировки логического и математического мышления . Умение разбить задачу на простые шаги, оптимизировать выполнение каждого шага и всей задачи в целом, правильно определить все ветвления – эти навыки в школе может дать только информатика, а пригодятся они отнюдь не только программистам.

Получается, что, как ни крути, учить надо и тому, и другому, что, в принципе, сейчас и имеет место. На этой оптимистической ноте, с верой в светлое будущее школьной информатики, разрешите закончить этот пост.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector