Во время этого метода часто используют компьютер биология

Методы исследования в науке

Биология — это наука. Что отличает науку от других сфер человеческой деятельности? Подход к изучению явлений. Этот подход — научный метод.

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

Научный метод предполагает определенный системный подход:

  1. Наблюдение фактов и их измерение, т.е. описание наблюдения — количественное и или качественное .
  2. Анализ полученных результатов — систематизация, выявление главного и второстепенного.
  3. Обобщение — формулирование гипотез и потом уже — теорий.

Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью дедукции, индукции или других логических методов.

Проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента.

Обратите внимание на 5-ый пункт. Без него нельзя считать подход научным !

Важно понимать отличие между понятиями гипотеза и теория.

  • Гипотеза -это утверждение, предположение, которое еще не доказано.

Когда гипотезу доказывают, она становится теорией, теоремой или фактом. Опровергнутая гипотеза переходит в разряд ложных утверждений . Гипотеза, которая еще не доказана, но и не опровергнута, называется открытой проблемой .

  • Теория — система знаний, выстроенная на доказанной научным методом гипотезе.

Почему мы говорим о цитологии как о клеточной теории — потому что этому предшествовал огромный научный процесс наблюдения, сбор статистики — качественные и количественные данные; систематизация полученных результатов, были сформулированы гипотезы и прогнозы, которые затем были экспериментально проверены и подтверждены. Более того, на основе этой теории были сделаны следующие предположения, и они тоже были экспериментально подтверждены.

Во время этого метода часто используют компьютер биология

©Reshak.ru — сборник решебников для учеников старших классов. Здесь можно найти решебники, ГДЗ, переводы текстов по школьной программе. Практически весь материал, собранный на сайте — авторский с подробными пояснениями профильными специалистами. Вы сможете скачать гдз, решебники, улучшить школьные оценки, повысить знания, получить намного больше свободного времени.

Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

Наиболее частые направления использования ИКТ в учебном процессе

Создание мультимедийных презентаций. Это один из самых простых и доступных способов ярко и наглядно представить учебный материал. В качестве авторов презентаций выступают как педагоги, так и учащиеся: в первом случае презентация готовится к уроку как средство эффективной подачи нового материала, во втором — как форма творческой самостоятельной работы.

Использование интернет-ресурсов. Включает в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет учащимся и учителям удобные площадки для групповой работы вне урока.

Работа с дидактическими играми и обучающими программами. Способствует геймификации образовательного процесса, стимулирует мотивацию учащихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной для школьников форме.

Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно:

А) Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.

Б) Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.

В) Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.

Электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на lecta.rosuchebnik.ru. Обновите ссылку в своих закладках!

Цитология и ее методология

Цитология (греч. cytos — клетка + logos — наука) — наука о строении и жизнедеятельности клетки. На данный момент нам кажется очевидным, что растения, грибы и животные состоят из клеток, однако раньше об этом и не догадывались.

Цитология начала свой путь развития относительно недавно, в этой статье мы обсудим клеточную теорию и методы, которые используются в цитологии для изучения клеток (методологию).

Строение клетки

Клеточная теория

Создание и развитие клеточной теории стало возможным после изобретения микроскопа в 1590 году голландским мастером по изготовлению очков — Захарием Янсеном. Первый микроскоп мог увеличивать изучаемый объект до 3-9 раз.

Первый микроскоп

В 1665 году Роберт Гук, используя микроскоп собственного изобретения, смог различить ячеистые структуры пробки ветки бузины. Эти ячеистые структуры напомнили Роберту Гуку монашеские кельи, он ввел термин клетка (от лат. сеllа — комната, келья).

На самом деле Роберт Гук увидел не живые клетки, как он предполагал, а оставшиеся от них плотные клеточные стенки, которые и представляли собой ячеистую структуру.

Роберт Гук

В 70-х годах XVII века нидерландский натуралист Антони ван Левенгук открыл целый мир, невидимый невооруженным глазом. Он увидел в микроскопе простейшие организмы: инфузорий, сперматозоидов, а также дрожжи, бактерии, эпидермис кожи.

В течение 50 лет он отсылал результаты своих наблюдений в Лондонское королевское общество. Поначалу они были встречены со скептицизмом, но когда комиссия ученых лично во всем убедилась и подтвердила подлинность его исследований, Антони ван Левенгук был избран действительным членом Лондонского королевского общества.

Антони ван Левенгук

В последующее время было много описаний самых разных клеток, однако обобщить накопленный материал оказалось не легкой задачей. С ней в 1839-1840 годах справились немецкий ботаник Маттиас Шлейден и немецкий зоолог Теодор Шванн.

  • Все организмы состоят из клеток
  • Клетка — мельчайшая структурная единица жизни
  • Образование новых клеток — основополагающий способ роста и развития растений и животных
  • Организм представляет собой сумму образующих его клеток

Допустили ли Шлейден и Шванн ошибки? Да, они были. Ошибочно предположение о том, что клетка может образоваться из неклеточного вещества.

Важное дополнение в 1855 в клеточную теорию внес Рудольф Вирхов, который утверждал, что любая клетка может образоваться только путем деления материнской клетки.

Рудольф Вирхов

  • Клетка является структурной, функциональной и генетической единицей живого
  • Клетки растений и животных сходны между собой по строению и химическому составу
  • Клетка образуется только путем деления материнской клетки
  • Клетки у всех организмов окружены мембраной (имеют мембранное строение)
  • Ядро клетки — ее главный регуляторный органоид
  • Клеточное строение растений, животных и грибов свидетельствует о едином происхождении всего живого
  • В многоклеточном организме клетки подразделяются (дифференцируются) по строению и функции. Они объединяются в ткани, органы и системы органов.
  • Клетка — элементарная, открытая и живая система, способная к самообновлению, воспроизведению и саморегуляции

XX век несомненно стал веком биологических наук: цитологии, генетики. Это произошло во многом благодаря клеточной теории.

Я хочу поделиться с вами моим искренним восхищением новой жизни. Вдумайтесь — мы ведь когда-то с вами были всего одной единственной клеткой, зиготой! Как в одной клетке природе удалось уместить столько всего: кожу, мышцы, нервную систему, пищеварительный тракт? Мы приоткроем завесу этой тайну в статьях по генетике и эмбриологии, и, тем не менее, мое восхищение этим безгранично.

Наши клетки рождаются и умирают: эпителий кишечника обновляется каждые 5 дней полностью, при удалении 70% печени оставшиеся клетки способны восстановить всю структуру этого органа, каждые 30 дней мы получаем новую кожу. При этом наше сознание и память остаются с нами. Мы — чудо, настоящее чудо природы, созданное из одной единственной клетки.

Клеточная дифференцировка

Микроскопия

Микроскопия — важнейший метод цитологии, в ходе которого объекты рассматриваются при помощи микроскопа. Его оптическая система состоит из двух основных элементов: объектива и окуляра, закрепленных в тубусе. Микропрепарат (срез тканей) располагается на предметном столике, расстояние от которого до объектива регулируется с помощью винта (винтов).

Чтобы посчитать увеличительную способность микроскопа следует умножить увеличение окуляра на увеличение объектива. К примеру, если окуляр увеличивает объект в 20 раз, а объектив — в 10, то суммарное увеличение будет в 200 раз.

Устройство микроскопа

Некоторое внимание уделим направлениям в биологии, которые необходимо знать на современном этапе технического прогресса.

Биоинженерия

Биоинженерия — направление науки и техники, развивающее применение инженерных принципов в биологии и медицине. В рамках биоинженерии происходят попытки (и довольно успешные) выращивания тканей и создание искусственных органов, протезов.

То есть биоинженерия занимается преимущественно технической частью. Медицинское направление в биоинженерии ищет замену органам и тканям человека, которые утратили свою функциональную активность и требуют «замены».

Биоинженерия

Биотехнология

Биотехнология — направление биологии, изучающее возможность применения живых организмов или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач. В биотехнологии путем генной инженерии создают организмы с заданным набором свойств.

В рамках биотехнологии происходит получение антибиотиков — продуктов жизнедеятельности бактерий, очищение водоемов с помощью моллюсков, увеличение плодородия почвы с помощью дождевых червей, клонирование организмов.

Это разительно отличается от задач биоинженерии, хотя безусловно, эти дисциплины смежные. Все-таки в биотехнологии происходит большее вторжение в живой мир, по сути человек выступает эксплуататором, достигая с помощью животных, растений и грибов своих целей. Человек проводит искусственный отбор, отделяя особей, которые продолжат род, от других, «менее перспективных».

Биотехнология

Представляет собой совокупность методов и технологий, которые приводят к получению рекомбинантных РНК и ДНК, выделению генов из клеток и внедрения их в другие организмы.

Изменив молекулу ДНК или РНК, человек добивается своей цели: клетка начинает синтезировать с нее белок. Он то и нужен человеку, такие продукты жизнедеятельности активно используются в медицине, к примеру, при изготовлении антибиотиков.

  • Сорт кукурузы, устойчивый к действию насекомых-вредителей
  • Бактерии, продуктом жизнедеятельности которых является человеческий инсулин, используемый в дальнейшем как лекарство
  • Культура клеток, вырабатывающих гормон человека — эритропоэтин, также используемый в лечебных целях

Генная инженерия

Представляет собой совокупность методов и технологий, используемых для конструирования новых клеток. В основе лежит идея культивирования клеток тканей вне организма.

С помощью клеточной инженерии возможно бесполое размножение ценных форм растений. Часто получаются, так называемые, гибридные клетки, которые сочетают свойства, к примеру, раковых клеток и лимфоцитов, в результате становится возможно быстрое получение антител.

Клеточная инжерения

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2022

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Во время этого метода часто используют компьютер биология

FOR-DLE.ru — Всё для твоего DLE 😉
Привет, я Стас ! Я занимаюсь так называемой «вёрсткой» шаблонов под DataLife Engine.

На своем сайте я выкладываю уникальные, адаптивные, и качественные шаблоны. Все шаблоны проверяются на всех самых популярных браузерх.
Раньше я занимался простой вёрсткой одностраничных, новостных и т.п. шаблонов на HTML, Bootstrap. Однажды увидев сайты на DLE решил склеить пару шаблонов и выложить их в интернет. В итоге эта парочка шаблонов набрала неплохую популярность и хорошие отзывы, и я решил создать отдельный проект.
Кроме шаблонов я так же буду выкладывать полезную информацию для DataLife Engin и «статейки» для веб мастеров. Так же данный проект будет очень полезен для новичков и для тех, кто хочет правильно содержать свой сайт на DataLife Engine. Надеюсь моя работа вам понравится и вы поддержите этот проект. Как легко и удобно следить за обновлениями на сайте?
Достаточно просто зарегистрироваться на сайте, и уведомления о каждой новой публикации будут приходить на вашу электронную почту!

Задание 1
Что такое наблюдение? Наблюдение концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.
Использовали ли вы этот метод в процессе изучения других естественно-научных предметов? Использовали не только в химии, но и в биологии, географии, физике и астрономии.
Что является объектом наблюдения в химии? Вещество (коллекция веществ или материалов) и явления, происходящие с ними.
Как вы фиксировали результаты наблюдений? В письменном виде.

Задание 2
Что такое химический эксперимент? Исследование, которое проводят с веществами в контролируемых условиях с целью изучения их свойств.
Каким условиям он должен отвечать? Эксперимент проводится в специальных условиях, которые обеспечиваются в лабораториях.

Задание 3
Назовите эксперименты по физике, биологии и физической географии, которые вы проводили при изучении этих учебных предметов. В физике измеряли теплоемкость твердого тела, в биологии изучали строение клеток и тканей под микроскопом, в физической географии определяли разницу во времени в разных часовых поясах.

Научная электронная библиотека

Искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов, метода.

Педагогическая деятельность включает познавательный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты, проявляющиеся при использовании компьютерной техники.

Познавательная деятельность, направленная на изучение возможностей, форм и методов включения компьютерной техники в учебно-воспитательный процесс, определяет все последующие компоненты деятельности учителя при применении компьютеров в этом процессе.

Конструктивная деятельность связана с отбором, композицией, проектированием учебно-воспитательного материала. Опираясь на учебные планы, программы, учебники, методические пособия и руководства, определяющие общие рамки процесса обучения, преподаватель в то же время преобразует, творчески строит, конструирует его программу с учетом стоящих перед ним задач и конкретных условий, возможностей и интересов учащихся, своих личных возможностей. Использование компьютерной техники требует тщательного подхода к проектированию системы собственных действий и действий учащихся. Такая система имеет две стороны: организационно-педагогическую и методическую. Организационно-педагогическая сторона предполагает проведение анализа всех тем по определенному предмету и распределение компьютерной техники по темам, т. е. создание системы включения компьютерной техники в изучение материала. Методическая сторона заключается в разработке и создании определенной методической системы применения компьютерной техники, которая может быть индивидуальной для каждого преподавателя, но должна базироваться на общих принципах использования компьютерной техники на уроке.

Организаторская деятельность учителя, осуществляемая в ходе обучения, предполагает организацию преподавательской деятельности и деятельности обучаемых. Применение компьютерной техники позволяет творчески подойти к решению организационных вопросов.

Использование компьютерной техники в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. Компьютерную технику можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых. Она позволяет осуществлять контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Коммуникативная деятельность охватывает область взаимоотношений преподавателя и обучающихся при использовании компьютерной техники. Вместо диалога преподаватель — учащийся, чаще всего словесного характера, появляется возможность организовать рациональную коммуникацию педагога с учащимся посредством компьютерной техники. ТС снимают элементы напряженности, часто возникающие у учеников при непосредственном взаимодействии с учителем (воспитателем), смысловые барьеры, расширяют диапазон контактов и вариантов взаимодействия, особенно при изготовлении пособий для компьютерной техники.

Из многих классификаций методов обучения возьмем классификацию, предложенную М.Н. Скаткиным, и рассмотрим, как с позиций этих методов надо использовать технические средства, что нужно учитывать в процессе подготовки к занятиям. Классификация включает следующие группы методов:

1) объяснительно-иллюстративные, или информационно-рецептивные;

3) проблемного изложения;

4) частично-поисковые, или эвристические;

Но необходимо помнить уровни усвоения знаний, которые выделяются в дидактике.

Первый уровень — знания-знакомства, позволяющие осознанно различать явления и связанную с ними информацию.

Второй уровень — знания-копии, дающие возможность репродуцировать усвоенную часть учебной информации.

Третий уровень — знания-умения, позволяющие применять полученную информацию в практической деятельности.

Четвертый уровень — знания-трансформации, через которые полученные ранее знания переносятся на решение новых задач, новых проблем. Это уровень творчества.

Основное назначение объяснительно-иллюстративных методов — передача и организация усвоения информации учащимися. Готовая информация сообщается разными способами преподавателем, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти (первый уровень усвоения материала). Использование компьютерной техники в этом случае увеличивает количество источников информации.

Для формирования навыков и умений пользоваться знаниями, т. е. для применения знаний о мире в знакомой ситуации и для осуществления способов деятельности по образцу, учащиеся обучаются воспроизведению этих знаний и способов деятельности. Это репродуктивное обучение. Для того, чтобы организовать его, используются различные задания, упражнения и т. д.

Проблемное изложение позволяет не только передавать учебный материал, но и показывать возможный путь познания, ход мыслительного процесса при решении проблемы.

Переход к исследовательскому методу происходит постепенно, через частично-поисковый (эвристический) метод. Этот метод приближает учащихся к самостоятельному решению проблемы путем обучения отдельным этапам исследовательской деятельности. И применяемые здесь компьютерной техники должны помочь обучаемым увидеть проблему, сформулировать ее, найти доказательство, сделать выводы из результатов, произвести самоконтроль и т.д., т.е. выполнить те самостоятельные шаги, которые и определяют поисковый характер их деятельности. Эти этапы поиска должны быть запланированы, вариативно предусмотрены.

Исследовательский метод обеспечивает усвоение знаний на самом высоком уровне (применение знаний в новой ситуации) и одновременно является опытом творческой деятельности. Основная его функция — учить самостоятельно выполнять познавательную деятельность. компьютерной техники помогают учителю построить такие задания, выполняя которые учащиеся прилагают свои знания для решения новых проблем, позволяют организовать дифференцированный подход при решении этих проблем, контролировать и направлять ход работы, проверять итоги исследовательской деятельности.

Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств:

а) недостаточная методическая подготовленность учителя;

б) неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;

в) бесплановость, случайность применения;

г) перегруженность урока демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.

Аудиовизуальные средства обеспечивают лишь одну сторону процесса обучения — усиливают восприятие учащимися учебной информации, что в значительной степени определяет качество понимания и усвоения учебного материала. Для глубокого усвоения знаний необходимо формирование понятий и художественных образов в процессе активной мыслительной деятельности. Этого можно достичь лишь при сочетании аудиовизуальных средств со словом учителя.

На уроке с применением компьютеров главное, чтобы активно работал ученик.

Слово учителя — необходимое условие и средство повышения действенности аудиовизуальных пособий, осознанности восприятия и усвоения их содержания учащимися, управления их познавательной деятельностью. Учитель выделяет основные объекты и явления, раскрывает их сущность, сосредоточивает внимание на содержании аудиовизуальных средств, активизирует мыслительную деятельность учащихся, устанавливает связи между содержанием аудиовизуальных пособий и темой урока, подводит учащихся на основе сформированных представлений к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей — формированию понятий.

Управление познавательной деятельностью учащихся при использовании аудиовизуальных пособий возможно благодаря применению разнообразных управляющих воздействий. Такое воздействие обусловлено уже самой организацией преподнесения изучаемого материала: определенная последовательность, логика его подачи в материалах для ТС, влияние на восприятие, осмысливание и запоминание.

Управляющее воздействие на процесс познания может происходить с помощью слова, позволяющего создать проблемную ситуацию и включить таким образом обучаемого в активный познавательный поиск, обратить внимание на какую-то сторону или деталь изучаемого объекта, вызвать воспроизведение запечатленных ранее образов, т. е. создать опору на представления, которые необходимы в какой-то определенный момент познания, и т. д.

В качестве управляющих воздействий в аудиовизуальных пособиях используются разнообразные указатели (знаки, символы) и приемы, позволяющие выделить, подчеркнуть, сравнить в определенные моменты нужные стороны изучаемого объекта.

Выполнение контроля знаний при использовании аудиовизуальных пособий возможно двумя способами:

1) наличие элементов организации контроля знаний в информативном пособии;

2) создание специальных пособий для контроля знаний.

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует иметь в виду в первую очередь цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученикам вычленять и группировать признаки, лежащие в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

От учебных задач зависит и выбор формы сочетания наглядности и слова учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания недоступных непосредственному наблюдению связей между фактами, явлениями, а слово учителя должно побуждать к наблюдению и направлять учеников на осмысление, интерпретацию увиденного.

В соответствии с многообразием учебно-воспитательных целей и содержанием процесса обучения реализуются различные дидактические возможности современных средств обучения. Это источник новых знаний и представлений в качестве зрительной, слуховой или зрительно-слуховой опоры для восприятия и усвоения учебного материала; пособие для самостоятельной работы; средство иллюстрации; инструктирования; повторения, обобщения и систематизации знаний. При определении возможных методических приемов в работе с аудиовизуальными средствами важно установить как их дидактическую функцию (например, на уроке сообщения новых знаний используются возможности компьютерной техники — источник новых знаний: фильм, транспаранты), так и их место на уроке (в начале урока, перед объяснением учебного материала, как обобщение после объяснения). Не только пособия в целом, но и отдельные их части, фрагменты, кадры могут иметь неоднозначные дидактические функции. Соответственно изменяется место пособий на уроке, а также методика их применения — формы сочетания со словом учителя.

Значительная часть аудиовизуальных пособий содержит документально достоверную информацию и может быть использована в качестве источника новых знаний и представлений об объектах, событиях или явлениях, которые учащиеся не могут непосредственно наблюдать. Использованные в начале урока, перед изучением темы или раздела, пособия дают материалы для создания проблемных ситуаций, выполнения самостоятельной работы, решения познавательной задачи; помогают вызвать необходимый эмоциональный настрой на уроке, возбудить интерес учащихся к познанию нового, готовность к усвоению учебного материала. Это облегчает работу учителя, освобождает его от необходимости давать длительные и не всегда достаточно конкретные описания.

В процессе обучения аудиовизуальные пособия могут быть использованы в качестве иллюстрации, как средство дополнительной информации в целях углубления и конкретизации знаний и обогащения представлений учащихся, полученных на основе других источников. Основным источником знаний в таких случаях является объяснение учителя, демонстрируемые на уроке опыты, учебник, практические и лабораторные работы, а аудиовизуальные пособия выполняют вспомогательные, дополнительные функции.

Качество обучения определяется тем, насколько учащиеся подготовлены к выполнению практической работы, умеют применить теоретические знания на практике. Учебные кинофильмы и фонозаписи в этом случае могут служить средством инструктирования. Они знакомят с приемами выполнения работы, показывают последовательность операций либо содержат указания к учебным заданиям, помогают формировать у учащихся практические умения и навыки.

При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию его подтверждения, иллюстрации, конкретизации или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.

Обобщение и систематизация знаний, воплощенные посредством компьютерной техники, могут быть наиболее эффективными, так как компьютерная техника, предусматривая разнообразные формы и методы обучения, позволяет четко выделить главное, установить взаимосвязи между отдельными элементами, глубже осмыслить структуру учебного материала, охватить обширный материал в определенной системе и т.д. Благодаря использованию компьютерной техники время, затраченное на обобщение и систематизацию знаний, может быть значительно сокращено по сравнению с другими вариантами выполнения этой деятельности.

Средства наглядности, демонстрируемые с помощью технических устройств, могут служить основой для самостоятельной работы учащихся.

Применение их позволяет:

— научить обучаемых работать с различными источниками информации;

— разнообразить формы самостоятельной работы;

— научить самоконтролю и самокорректированию познавательной деятельности.

Компьютерная техника на учебных занятиях и во внеучебное время может быть применена для самостоятельной работы с целью получения новых знаний; совершенствования знаний (на основе приобретенных знаний, при обобщении и систематизации знаний); проверки и самоконтроля знаний, умений и навыков.

При самостоятельной работе с целью получения новых знаний на учебных занятиях в качестве источников этих знаний — основного или вспомогательного.

При самостоятельной работе на основе приобретенных знаний и на этапе, связанном с совершенствованием знаний, который предполагает обучение применению знаний, выработку умений и навыков.

При выполнении различного рода упражнений, решении и составлении задач, инструктаже, самостоятельной работе для формирования трудовых умений и навыков, при овладении навыками проведения лабораторных работ и т. д.

Особо может быть выделена самостоятельная работа при обобщении и систематизации знаний.

Самостоятельная работа на основе использования компьютерной техники с целью обобщения и систематизации знаний обеспечивает прочность знаний, потому что, как правило, при этом повторение производится в ином порядке, чем при первичном ознакомлении с учебным материалом, что требует нового осмысления и углубления имеющихся знаний.

Применять компьютерную технику при самостоятельной работе с целью проверки и самоконтроля знаний, умений и навыков можно и при первичном ознакомлении с учебным материалом, и при работе на основе приобретенных знаний, и при обобщении и систематизации знаний. Например, одним из вариантов может быть использование специальных контрольных карт или обучающих программ по отдельным вопросам или темам, где предусмотрен контроль после изучения каждой дозы информации.

Контроль позволяет улучшать знания, совершенствовать их. Кроме того, его надо рассматривать и как одно из средств воспитания чувства ответственности в любой работе и способности безошибочно выполнять действия интеллектуального или трудового характера.

Структурирование урока подразумевает включение исходного учебного материала в дидактическую структуру, являющуюся составной частью системы организации познавательной деятельности. Дидактическая структура урока объединяет передаваемое учащимся содержание, все используемые средства обучения, деятельность преподавателя и деятельность учащихся в определенной их последовательности и взаимосвязи. Например, на экране можно дать учащимся план, основные положения, определения, цитаты, передать информацию с помощью образно-знаковых систем (рисунки, фото, аппликационный способ изображения и т. д.) или условно-знаковых систем (схемы, диаграммы, таблицы и т.д.). Это позволяет в процессе изложения материала преподавателем и самостоятельной работы учащихся сочетать устную и письменную речь, иллюстративные образы, передаваемые различными информационно-знаковыми системами.

Структура учебного занятия относится к числу элементов, существенно влияющих на организацию познавательной деятельности. Изменение структурного построения занятия обязательно влечет за собой и новое построение познавательного процесса. В современном учебном процессе использование компьютерной техники воздействует на структуру любой организационной формы обучения. Это воздействие, как правило, связано со спецификой применяемого средства. Дидактическая структура урока, образованная с помощью компьютерной техники, определяет логическую последовательность передаваемой учебной информации, порядок и виды деятельности преподавателя и учащихся, а это значит, что она тесно взаимосвязана с сочетанием и чередованием управления и самоуправления познавательной деятельностью.

Во время урока могут применяться различные формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная. Возможности сочетания этих форм увеличиваются при использовании компьютерной техники, которая позволяет создать вариативность изложения учебного материала для различных групп, помогает решить многочисленные задачи организации индивидуализированного учебно-познавательного процесса в условиях коллективного обучения.

Дидактические материалы технических средств обучения, должны:

  • иметь конкретное дидактическое назначение, соответствовать определенному этапу процесса обучения;
  • соответствовать научному уровню материала учебника и его логическому построению;
  • обеспечивать научные и методические связи между структурными элементами пособий;
  • учитывать преемственность знаний, применять и использовать ранее полученные знания;
  • создавать условия для решения комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
  • содержать в себе программу управления познавательной деятельностью учащихся;
  • учитывать уровень подготовленности учащихся;
  • полнее использовать выразительные средства для передачи информации различного вида.

На каждом этапе урока сложились определенные приемы работы с техническими средствами. Например, на этапе объяснения нового материала наиболее характерны следующие способы включения техники в урок:

1) демонстрирование отдельных диапозитивов для указания темы и цели занятия, постановки проблемы, иллюстрации;

2) демонстрирование фрагментов кино- или диафильмов для постановки проблемы и создания проблемной ситуации;

3) демонстрирование фрагментов кинофильма или диафильма с целью решения поставленной проблемы, изучения материала по этапам формирования понятий;

4) демонстрирование кинофильма дозами для иллюстрации динамического процесса;

5) демонстрирование отдельных кадров диафильма в сочетании с кинофильмом для пояснения быстро промелькнувших кадров фильма;

6) демонстрирование кинофрагментов и кинокольцовок для иллюстрации проделанных опытов или рассказа учителя при изучении каких-либо явлений;

7) использование кодоскопа для проецирования на экран выполняемых учителем на ленте прибора рисунков и схем;

8) использование кодопозитивов методом наложения для рассмотрения того или иного процесса, для построения сложных схем синхронно с объяснением;

9) сочетание фрагментов диафильма или кинофильма с другими наглядными пособиями.

При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием компьютерной техники учитель прежде всего смотрит учебную программу, учебники и дополнительные пособия, выясняет наличие технической аппаратуры, степень ее исправности и проверяет имеющиеся к ней необходимые по теме урока (занятия) дидактические материалы: диапозитивы, кодосхемы, кино- и видеофильмы и т. п., устанавливает аппаратуру в нужном кабинете или делает соответствующую заявку в технический центр школы. До урока или занятия необходимо прослушать и просмотреть весь отобранный материал, так как не всегда тема пособия соответствует его содержанию. Нередко из всего фильма учителю нужно всего несколько кадров; или же визуальный ряд экранного средства удовлетворяет требованиям учителя в соответствии с темой, структурой урока и другими условиями, но текст подписей или дикторский комментарий надо убрать.

При просмотре информационных материалов следует провести хронометраж, чтобы определить время, необходимое для применения этих средств обучения.

Затем определяют главное — с какой целью, для решения каких задач будет использовано выбранное экранное, звуковое или экранно-звуковое средство; в какой части урока наиболее целесообразно показать этот материал: для постановки проблемы в начале урока, в качестве иллюстративного материала при изложении новой темы, при закреплении нового материала, в целях активизации познавательной деятельности учащихся и организации их самостоятельной работы или при проверке домашнего задания. Далее полезно выяснить, на какие сведения, факты, известные учащимся, нужно будет опереться, что следует восстановить в памяти учащихся перед началом или в ходе просмотра, к чему направить поиски учащихся после него. Далее надо разбить материал пособия на порции (шаги) в соответствии с характером учебного материала; найти способ реализации каждой порции, форму сочетания кадров (фонозаписей и др.) со словом, опытом, лабораторной работой; подготовить вопросы и задания по каждой порции и по всему материалу; продумать работу с учебником в сочетании с компьютерной техникой, размножить необходимый раздаточный материал, адаптировать при необходимости имеющиеся пособия к возрасту и возможностям своих воспитанников.

Место технических средств на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особенностями обучаемых детей, стилями их учебной деятельности: аналитический, аудиальный, визуальный, интуитивно-мыслительный и т. п.

В правильном выборе целей, задач, а также методов и приемов их решения на уроке с помощью компьютерной техники в процессе подготовки к уроку, кроме специальной методической литературы. Существенную помощь могут оказать научно-методические журналы по профилю избранной специальности, аннотированные каталоги учебных пособий для компьютерной техники, методические рекомендации в документах того или иного средства.

При использовании компьютерной техники в практике работы важно понять, что экранные, звуковые и экранно-звуковые средства надо применять лишь тогда, когда это методически оправданно, ибо это непростые и достаточно дорогостоящие средства, требующие от учителя, особенно при первых попытках их использования, дополнительного времени и усилий. Чрезмерное насыщение ими уроков в ущерб проработке основных идей изучаемой темы, их осмыслению, упражнениям, самостоятельным работам и т. п. приводит к нежелательным результатам.

Для правильного использования компьютерной техники необходимо установить взаимосвязь с другими средствами обучения, применяемыми на уроке. От того, насколько удачной будет взаимосвязь всех этих средств, во многом зависит эффективность учебного процесса. Найти возможность выполнить логический переход от одного средства обучения к другому, ввести в урок именно те средства, которые вместе с компьютерной техникой могут дать наибольший эффект, определить оптимальный вариант сочетания различных средств — важнейшие положения применения компьютерной техники, требующие опыта и мастерства.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector