В каком году изобрели компьютерную мышь? Первая компьютерная мышь

Компьютерная мышь: история создания. Как выглядела первая компьютерная мышь?

Сегодня мышь — необходимое устройство ввода для всех современных компьютеров. Но совсем недавно все было по-другому. Компьютеры не имели графического пользовательского интерфейса, команды и данные можно было ввести только с помощью клавиатуры. А когда же появилась самая первая компьютерная мышь? Вы будете удивлены, увидев, какую эволюцию пережил этот привычный для каждого предмет.

Дуглас Энгельбарт считается отцом этого прибора. Он был из тех ученых, которые стараются приблизить науку даже к простым людям и сделать прогресс доступным каждому. Он изобрел первые компьютерные мыши в начале 1960 годов в своей лаборатории в Стэнфордском исследовательском институте (ныне SRI International). Первый прототип был создан в 1964 году, в заявке на патент на это изобретение, поданной в 1967 году, он был назван как «Индикатор положения XY для системы с дисплеем». Но официальный документ под номером 3541541 был получен только в 1970 году.

компьютерная мышь первая

В каком году изобрели компьютерную мышь?

9 декабря 1968 год – именно в этот день мир увидел прообраз всех современных компьютерных мышей. Конечно, это был всего лишь прототип. Однако до этого времени существовали специальные компьютеризированные радары и манипуляторы, которые стали базой для созданий современной мышки.

Самый первый прообраз появился в начале 50-х годов. Тогда по казаку ВМФ Канады были созданы компьютеризированные радары с первым графическим интерфейсом. Для них требовалась специальная система позиционирования курсора, в качестве которой применялось простое устройство на основе гладкого шара. Его назвали трекбол, и это был первый шаг на пути создания современной компьютерной мыши.

первая компьютерная мышь

Немного позже, в 1951 году Дуглас Энгельбарт (создатель) уже раздумывал на счет разработки манипулятора, и в 1955 году он принимал участие в изготовлении радарных систем. В частности он разрабатывал системы отображения информации в рамках компьютерной программы NASA. По словам самого Дугласа, он вместе со своей командой создал таблицу с параметрами и возможностями всех современных на то время манипуляторов, определили их функции и требуемые параметры, которых тогда еще не было. В ходе исследования в 1963 году была сформирована идея о создании дисплейного указателя, который бы перемещался в системе координат X-Y.

Мать всех конференций

Конечно, выступление Дугласа Энгельбарта не было столь пафосным, как презентации Стива Джобса – он все-таки был ученым, а не маркетологом. Вместо красочных описаний, конструктор просто продемонстрировал, как работает это устройство.

Тем не менее научная общественность с интересом отнеслась к новому изобретению. Уже тогда стало понятно, что эта технология имеет большой потенциал. Прогнозы подтвердились – сегодня, большинству пользователей сложно представить работу с ПК, без использования мышки.

Рассказывая о самой первой мышке, нельзя не упомянуть, как она выглядела. Если рассмотреть фото, можно понять, что корпус был изготовлен из дерева. Для считывания движений манипулятора, применялись продольный и поперечный ролики.

Весило устройство почти килограмм! Про внутреннее строение современной компьютерной мышки и ее принцип работы читайте здесь.

Хочу добавить, что в год, когда была впервые применена компьютерная мышь, состоялась и презентация первой видеоконференции, также проведенной Дугласом Энгельбартом. Для связи использовались микрофон с наушниками и обычные телекамеры.И хотя собеседник находился в соседней комнате, основа для современных технологий связи была положена уже тогда. 50 лет тому назад, Карл!

Также хочу отметить, что в 1968 году состоялась именно презентация работоспособного прототипа. А сам, такой манипулятор, изобретатель придумал в 1951 году, когда всерьез занялся разработкой собственной операционной системы oN-Line System.

Создание ПО под нее породило концепцию окон (таки да, вовсе не Билл Гейтс додумался до создания «форточек»), а возникновение мышки – побочный продукт, вызванный необходимостью работы с таким интерфейсом.

Изначально мышку рассматривали как один из возможных вариантов. Сложись ситуация иначе, возможно, современные ПК выглядели бы по-другому.

Первая доступная мышь на рынке

Вдохновившись идеей управления компьютером посредством мыши, молодой Стив Джобс также решил создать контроллер, доступный для рядового потребителя. Он учёл все недостатки, включая главные – дороговизну устройства и необходимость использования на специальной поверхности, и принялся за создание собственной модели.

Мышь от Apple

В 1983 году Apple покупает лицензию у Xerox и выпускает собственную мышь, идущую комплектом к Apple Lisa. Контроллер Lisa Mouse, созданный для первого коммерческого компьютера, разительно отличался от устройства Xerox – компании удалось удешевить производство, и ценник на изделие снизился до 25$, а вместо трёх кнопок теперь использовалась одна. Такая же мышь, но с округлёнными краями корпуса вышла в 1984 году в тандеме с Macintosh.

Как изменялась клавиатура

Первые компьютеры, датированные концом 40-х годов, поддерживали ввод информации с использованием одновременно и перфокарт, и телетайпов. Позднее, с развитием ЭВМ, перфокарты стали восприниматься в качестве пережитка прошлого, а на смену им пришли более совершенные способы хранения информации, такие как магнитные ленты..

В 60-х годах с появлением первых видеотерминалов, позволявших в реальном времени отображать вводимую и выводимую информацию, основным способом общения человека с компьютером окончательно стал текстовый ввод. Безусловно, в те времена еще не существовало графических интерфейсов, а для работы в текстовом режиме было достаточно примитивной клавиатуры.

Как уже говорилось во вступлении, первые клавиатуры появились задолго до персональных компьютеров: их история началась с момента разработки механических печатных машинок в 1868 году. Такой способ ввода информации был оперативным и удобным, в результате чего быстро прижился. Следующим шагом стали телетайпы, пришедшие на смену телеграфу в начале прошлого столетия, а затем появились электрические печатные машинки и первые компьютеры. Таким образом, клавиатуры из механических превратились в электронные. Первым в мире компьютером с графическим интерфейсом, разработанный в Xerox PARC стал Xerox Alto.

250px-xerox_alto.jpg

В первых персональных компьютерах клавиатура являлась частью корпуса, однако позднее, с появлением концепции IBM PC они стали выпускаться в качестве самостоятельных устройств, а позднее появились и их беспроводные аналоги.

Как же осуществлялась связь устройства ввода с операционной системой персонального компьютера? Сначала для связи использовались оптические интерфейсы, но они доставляли массу неудобств из-за того, что требовали прямой видимости между приемником и передатчиком, давали сбои при ярком свете, и в последствии они были вытеснены радиоинтерфейсами.

Помимо стандартных клавиатур на сегодняшний день известны игровые клавиатуры, полностью переработанные для игры левой рукой (Thrustmaster Tacticalboard и Belkin SpeedPad Nostromo n50), клавиатуры со сменными наборами клавиш для различных игр (Zboard), клавиатуры с углублениями (DataHand System), аккордовые клавиатуры, клавиатуры с подсветкой и прочее. Студией Артемия Лебедева был разработан проект Optimus – клавиатура, в которой текущее значение каждой клавиши отображается через небольшой встроенный ЖК-дисплей, который отображает именно то, чем управляет в данный момент. «Оптимус» одновременно подходит для любых клавиатурных раскладок — кириллической, древнегреческой, грузинской, арабской, может отображать ноты, цифры, спецсимволы, ХТМЛ-коды, матфункции, изображения и пр. Программа-конфигуратор позволяет запрограммировать каждую кнопку на воспроизведение последовательности символов, а также отредактировать изображение для каждой отдельной раскладки.

optimus_maximus_01w.jpg

optimus_maximus_03w.jpg

Подобную клавиатуру в свое время в США запатентовала и компания Apple.

Среди перспективных направлений разработок последних лет можно выделить адаптацию текстового ввода для портативных устройств. На телефонах и смартфонах традиционных моделей клавиатуры ужимаются до двенадцати клавиш, каждая из которых отвечает за массу символов. Для ускорения ввода используются системы наподобие T9 (появившейся в 1996 году), способные по словарю подбирать подходящее слово. Из полноразмерных клавиатур, характерных для устройств с сенсорными дисплеями, наиболее популярна в настоящее время латинская раскладка клавиатуры QWERTY. Ее название произошло от 6 левых символов верхнего ряда раскладки. На основе такой клавиатуры сегодня созданы раскладки для многих других языков мира. Экспериментальная система Shark (Shorthand-Aided Rapid Keyboarding) разработанная в 2004 г. компанией IBM, представляла собой род стенографии и позволяла вводить в мобильное устройство слова, отмечая их — буква за буквой — на виртуальной клавиатуре. Например, чтобы ввести слово word, пользователь не нажимал стилусом четыре отдельные виртуальные клавиши, а просто проводил прямую линию от буквы «w» к букве «d». Такая система позволяла печатать на виртуальной клавиатуре, не отрывая пера от экрана, однако массовое внедрение подобных расширений так и не началось.

Еще одна разновидность — проекционная клавиатура. Идея реализации виртуальной клавиатуры без проводов и кнопок родилась примерно десятилетие назад в стенах израильской компании Developer VKB Inc. Представленная на выставке CeBIT 2002 компанией Siemens Procurement Logistics Services первая виртуальная клавиатура без единого механического или электрического элемента стала первой практической реализацией этой идеи. Создатели лазерного интерфейса виртуальной клавиатуры предполагали, что их разработка на практике может быть интегрирована в любое мобильное устройство — телефон, ноутбук, планшетный ПК и даже в стерильное медицинское оборудование. Однако за все время существования концепции была разработана лишь одна модель (iTECH Bluetooth Virtual Keyboard), представляющая собой небольшую коробочку, из которой при помощи лазера на любую гладкую поверхность проецируется изображение клавиатуры, а нажатие виртуальных клавиш фиксируется специальным инфракрасным сенсором.

Также есть две популярные (но целиком ошибочные) легенды насчет создания «грызуна».

Мышь создавалась по заказу Xerox.

Идею закрепили за Биллом Инглишом, научным сотрудником Энгельбарта, который был участником разработки NLS. Как известно, военные сказали, что NLS является достаточно сложной и для армии и однозначно не подходит. На этом финансирование было заморожено. Затем проект закрыли, а команда рассыпалась. Инглиш ушел в фирму Xerox PARC, прихватив концепцию указывающего оборудования.

Мышь создавалась для Apple.

Руководство Стэндфордского университета решило продать лицензию на разработку Энгельбарта компании Apple за сорок тысяч долларов.

Первая компьютерная мышь apple

Кто является изобретателем компьютерного манипулятора мыши

Необходимо разобраться, когда же именно появились эти устройства и кто стал их создателем.

Первым подобный манипулятор был представлен 9 декабря 1968 года. Его изобретателем стал Дуглас Энгельберт, который получил патент только в 1970 году. Мышь была показана на выставке интерактивных устройств в Калифорнии, где сразу же привлекла внимание большинства посетителей.

 Дуглас Энгельберт

Кто же такой Дуглас Энгельберт? Среди его изобретений не только привычная всем мышка, но и другие вещи, которыми мы привыкли пользоваться в современном мире. Например, текстовый редактор, гипертекст, графический пользовательский интерфейс.

Этот американский учёный имеет огромное количество патентов на самые разные изобретения. Он внёс огромный вклад в развитие компьютеров, благодаря чему современные модели оснащены интуитивно понятным интерфейсом и многими функциями и приложениями. У Дугласа Энгельберта есть также и награды, присуждённые за его разработки в области техники. Учёный прожил до 88 лет и умер совсем недавно, в 2013 году.

Все эти открытия были сделаны ещё в то время, когда широкая публика не пользовалась компьютерами. Их не было ни у кого, и присутствовали они исключительно на каких-либо производствах или фабриках. Первая мышь состояла из деревянного корпуса и имела два металлических колёса.

Название, которое так распространено сейчас и прочно укрепилось за устройством, объясняется тем, что провод, который был его обязательным атрибутом, очень сильно напоминает мышиный хвост. И хотя в настоящее время всё больше используются беспроводные мышки, наушники и другие аксессуары, менять их название никто не собирается.

Труды в Менло-Парке

Дальнейшие исследования требовали финансирования, которое университет Беркли предоставить не мог, и Энгельбарту пришлось сменить место научной деятельности. Новым пристанищем стал Стэндфордский исследовательский институт города Менло-Парк. На новом месте он успешно продолжает работу над своими проектами и патентует больше десятка из них. В 1962 году он пишет доклад «Усиление человеческого интеллекта: концептуальный Фреймворк» (Augmenting Human Intellect: A Conceptual Framework). Доклад находит поддержку, и Дуглас получает финансирование от DARPA.

На деньги, выделенные этой структурой, он собирает научную группу из сорока семи человек, и вместе они приступают к работе над принципиально новой операционной системой и системой по управлению цифровыми устройствами. Результатами работы стали такие решения, как вывод изображения на экран монитора, разработанный на этой основе графического интерфейса, возможность создавать гиперссылки и средства, позволяющие работать сразу нескольким пользователям.

Какие компьютерные мыши возможны в будущем

В будущем ученые уверены, что мышка будет просто цепляться на руку, как небольшой датчик. Может быть, это будет кольцо или браслет. Сейчас в крупных корпорациях, которые имеют хоть какое-то отношение к компьютерам, уже есть всевозможные тестовые модели. Сейчас производители особое внимание уделяют дизайну, потому что механизм уже проработан до совершенства. Ученые уверены, что скоро все компьютерные приборы будет сенсорные и практически незаметные глазу. Как когда-то ноутбук стал ультратонким, такое же может произойти и с мышкой.

Adblock
detector