Усилители звука СССР: лучшие советские ламповые, эстрадные и другие модели высшего класса Hi-Fi, рейтинг по качеству

  1. История
  2. Особенности
  3. Рейтинг моделей
  4. Топ эстрадных усилителей

В Советском Союзе выпускалось очень много различной бытовой и профессиональной радиоэлектронной аппаратуры, он был одним из крупнейших производителей в мире. В продаже присутствовали радиолы, магнитофоны, радиоприемники и многое другое. Данная статья будет посвящена очень важному прибору – усилителю звука.

История

Так получилось, что в СССР до конца 60-х не было высококачественных усилителей. Тому много причин, среди которых: отставание в элементной базе, направленность промышленности на военные и космические задачи, отсутствие спроса в среде меломанов. В то время усилители звука были в основном встроенные в другую аппаратуру, и считалось, что этого достаточно.

Отдельные усилители отечественного производства типа «Электроника-Б1-01» и другие не могли похвастаться высоким качеством звука. Но к началу 70-х годов ситуация начала меняться. Стал появляться спрос, поэтому возникли группы энтузиастов, которые занялись разработкой соответствующей аппаратуры. Затем руководство министерств и ведомств начало осознавать, что отставание от западных образцов довольно внушительное и нужно нагонять. Вследствие слияния этих факторов к 1975 году и появился на свет усилитель под названием «Бриг». Он стал, наверное, одним из первых серийных образцов советской аппаратуры высшего класса.

Напомним, что в то время у нас бытовая электроника делилась на классы. Первая цифра в названии аппарата означала его класс. И достаточно было взглянуть на маркировку устройства, чтобы понять к какому сегменту оно принадлежит.

У аппаратуры высшего класса, к которой относился «Бриг», в наименовании первыми были нули, «премиум» гордо носил единичку в названии, «средний» – двоечку и так далее, до 4 класса.

Говоря о «Бриге», нельзя не вспомнить о его создателях. Это были инженер Анатолий Лихницкий и его соратник механик Б. Страхов. Они буквально на общественных началах создали это чудо техники. Эти два энтузиаста в связи с отсутствием высококачественной аппаратуры решили создать ее самостоятельно. Они поставили перед собой серьезные задачи, и у них получилось спроектировать идеальный усилитель. Но, скорее всего, он так бы и остался в двух экземплярах, если бы не знакомство Лихницкого по «меломанским» делам с влиятельными чиновниками Ленинграда. К тому времени уже стояла задача создать усилитель высокого класса, и они решили привлечь талантливого человека к этой работе.

Так как Лихницкий трудился в неинтересной для себя сфере, он с большим энтузиазмом принял это предложение. Сроки были жесткие, усилитель нужно было быстро запустить в серийное производство. И инженер предложил свой работающий образец. После небольших доработок через несколько месяцев появился первый прототип, а к 1975 году – полноценный серийный усилитель.

Его появление на прилавках в магазинах можно сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы, а если сказать одним словом – это был триумф. «Бриг» нельзя было купить в свободной продаже, а получалось только «достать» с существенной доплатой.

Затем началось победное наступление на рынки западных стран. «Бриг» успешно продавался в страны Европы и Австралию. Усилитель выпускался до 1989 года и стоил немалых денег – 650 руб.

Благодаря своим высочайшим характеристикам прибор установил планку качества для следующих поколений советских усилителей и был лучшим очень долгое время.

Особенности

Чтобы сделать звучание аппаратуры более мощным, потребуется усилитель звука. В некоторых образцах он может быть встроен внутрь устройства, к другим потребуется его подключать отдельно. Такое специальное электронное устройство, задача которого усиливать звуковые колебания в диапазоне человеческого слуха. Исходя из этого, прибор должен работать в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц, но усилители могут обладать и лучшими характеристиками.

По видам усилители длятся на бытовые и профессиональные. Первые предназначены для использования в домашних условиях для качественного воспроизведения аудио. В свою очередь аппаратура профессионального сегмента подразделяется на студийную, концертную и инструментальную.

По типу устройства делятся на следующие виды:

  • оконечные (предназначены для усиления мощности сигнала);
  • предварительные (их задача подготовить слабый сигнал для усиления);
  • полные (в этих устройствах оба типа совмещены).

При выборе стоит обратить внимание на количество каналов, мощность и диапазон воспроизводимых частот.

И не стоит забывать о такой особенности советских усилителей, как пятиштырьковые разъемы для подключения устройств. Чтобы к ним подключить современные устройства, придется покупать или изготовить самому специальный переходник.

Рейтинг моделей

На данном этапе развития электроники многие любители музыки могут сказать, что советские усилители звука не заслуживают внимания. Зарубежные аналоги и по качеству лучше, и более мощные, чем их советские братья.

Скажем так: это утверждение не полностью соответствует истине. Есть, конечно, и слабенькие модели, но среди высшего класса (Hi-Fi) есть несколько достойных образцов. При небольшой стоимости они выдают очень приличный звук.

На основе отзывов пользователей мы решили составить рейтинг бытовых усилителей, к которым стоит проявить интерес.

  • На первом месте легендарный «Бриг». Он поддерживает высокое качество воспроизведения звука, но только в том случае, если в наличии есть отличные аудиосистемы. Это довольно мощный агрегат способен выдать на пике по 100 Ватт на канал. Внешний вид классический. Передняя панель стального цвета и на ней находятся органы управления. К усилителю можно подключить несколько устройств и в процессе прослушивания музыки можно легко переключать между собой. Через этот усилитель прекрасно слушать джаз, классику или живую музыку. Но если вы любитель тяжелого рока или металла, эта музыка звучит не так хорошо, как хотелось бы.

Единственный недостаток устройства – это вес, он составляет 25 кг. Ну и его все более сложно найти в оригинальном заводском исполнении.

  • Второе место занимает «Корвет 100У-068С». Он почти ни в чем не уступает первому месту. Выдает мощный 100-ваттный звук, передняя панель оснащена световыми индикаторами, удобными ручками для управления. Но имеется недостаток – это корпус. Он изготовлен из пластика, что при довольно большом весе устройства негативно сказывается на эксплуатации.

Со временем фасадная панель приходит просто в ужасающий вид. Но начинка усилителя и прекрасные параметры могут перевесить этот минус.

  • На почетной третьей ступени находится «Эстония УП-010 + УМ-010». Это комплект из двух устройств – предварительного и оконечного усилителя мощности. Дизайн строгий и холодный. Даже сейчас, спустя годы, он не выбьется из ряда любой аппаратуры и не вызовет эстетического отторжения. На передней панели предварительного усилителя множество различных кнопок и ручек, которые позволяют регулировать звук как угодно и удобно. На оконечном усилителе их немного, всего четыре, но их достаточно.

Данное устройство способно выдавать звук мощностью в 50 Ватт на канал. Звук очень приятный, и даже рок звучит качественно.

  • На четвертом месте закрепился «Прибой 50-УМ-204С». Он был первым бытовым ламповым усилителем, встретить его сейчас нелегко. Дизайн корпуса напоминает современные компьютерные блоки, сам он изготовлен из хорошего металла. На передней панели располагается только кнопка включения и регуляторы громкости, по одному на канал.

Данное устройство выдает очень чистый и приятный звук. Рекомендуется для любителей живой музыки.

  • Завершает топ «Радиотехника У-101». Данный усилитель можно назвать бюджетным вариантом, но даже сейчас по качеству звучания он опережает многие аудиосистемы начального уровня из Поднебесной. Данное устройство не обладает большой мощностью, всего лишь по 30 Ватт на канал.

Для аудиофилов он, конечно, не подойдет, но начинающим любителям музыки с небольшим бюджетом в самый раз.

Топ эстрадных усилителей

Отдельной группой стоят профессиональные усилители для эстрады. Их тоже было немало, и они имели свою специфику. Эти устройства были намного мощнее бытовых. И так как музыкантам приходилось много путешествовать, усилители комплектовались кроме всего прочего специальными кофрами для транспортировки.

  • «Трембита -002-Стерео». Это, наверное, первый и самый удачный образец профессионального усилителя для выступлений на сцене. Он имел еще и микшерский пульт. Аналогов ему не было до середины 80-х.

Но также этот прибор обладал существенным недостатком – невысокой мощностью – и при больших нагрузках выходил из строя.

  • «АРТА-001-120». Концертный усилитель с неплохой на то время мощностью звучания в 270 Вт, имел множество входов для подключения дополнительных устройств. Мог использоваться как микшерский пульт.

  • «Эстрада – 101». Это уже был целый концертный комплекс, состоящий из нескольких блоков.

Это, конечно, субъективный рейтинг, и многие могут с ним не согласиться, вспоминая усилители таких моделей, как «Электроника 50У-017С», «Одиссей У-010», «Амфитон – 002», «Том», «Гармоника», «Венец» и др. Такое мнение тоже имеет право на жизнь.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: начинающему любителю качественного звука лучше будет приобрести усилитель советского производства, чем пользоваться непонятными подделками из Азии.

Обзор советских усилителей звука смотрите в следующем видео.


Советские усилители в связке с современными импортными АС.

Советские усилители в связке с современными импортными АС.

Если Вы купите дешево или получите в подарок. То очень хорошо.
Мой Корвет давал драйв. Но до первого прослушивания импортного среднего-хорошего класса. Дело в прозрачности, так называемой. Корвет по сравнению с ними более мутный (каша).
НО.
Прозрачность импорта часто оказывается жесткостью и своеобразным низом.
В Корвете отлично реализована регулируемая тонкомпенсация.

Вспоминаю Yamaha AX-590 и его тонкомпенсацию (пипец). После 2-3 месяцев привыкания в упакованном состоянии 6 месяцев на антрессолях, до возврата и обмена на колонки. Во было время.

Лучшее решение «переждать» взять во временное пользование у друзей.
Только одно НО, повторяете наших старых ошибок. Не откладывайте на потом, жизнь проходит быстро.

Обязательно послушайте усилитель дома перед покупкой, или договоритесь о
«money back», доверяйте только своим ушам. Ситуация осложняется тем, что в
старой радиоаппаратуре высыхают оксидные (электролитические) конденсаторы,
и параметры усилителя могут сильно измениться (могут сильно ослабиться низкие
частоты и так далее).

звук покомфортнее многих импортных,чуть в ущерб детальности.

звук покомфортнее многих импортных,чуть в ущерб детальности.

Чем покомфортней ? Имел родных «усилителей» около десятка, ни разу не заметил. Даже в сравнении с первым импортным Пионом 202. Из всех запомнился Бриг, дизайнерский клон какого то Маранца.

Причём тут какие-то «связки»? Усилитель (интегральный или его компоненты) и АС — самостоятельные компоненты со своими качественными уровнями, причём пред и УМ — независимые, а УМ и АС- почти независимые один от другого, при условии, разумеется, согласования их при выборе по «стыковочным» характеристикам (выходные, входные, нагрузочные сопротивления; рационально сопоставимые уровни рабочих напряжений, мощности и т.д.), давно стандартизованным, хотя со временем менялись, скажем, «стандарты» по рабочим напряжениям «источников» и предов, в сторону повышения (от 150. 400 мВ до 2 В и более). Потому и рассматриваться могут каждый по своим качественным показателям, что и имеет смысл.

Оживлю тему. Пафнутий Онучин
Так то оно и так, но вот с параметрами беда — все измеряют своими способами и пишут красивые цифры, так что это не показатель, особенно имеется ввиду импортные усилки. Что делать ? Самому мерять? Сложновато, не у всех есть осцилл, да и все не отмеришь..

Минусом советских усилителей можно назвать невысокое соотношение сигнал-шум. Если выкрутить ручку громкости до упора, то в колонках шумит больше чем на импорте. Ну еще 5-ти штырьковые дин штекера. Переделывать нужно или провода перепаивать, но всякий то и перепаяешь. Отсутствие д/у, ну это уже второстепенное. А так, по большому счету хорошие аппараты, не все конечно, но Бриг, Барк, Корвет и еще есть парочка, навскидку не припомню, фору дадут импорту и при том приличную.
Проследний советский усилитель, какой пользовал, это Электроника ЭФ-017, работал как мощник, в обход преда. Скажу так, до 700 у е по звуку мало что сравнится с ним из импорта, думаю что и равных нет.

еще есть парочка, навскидку не припомню, фору дадут импорту и при том приличную.

Специально не сравнивал, но на слух, совдеповский Электроника мне понравился больше чем : Денон 500(звук попсячный все же), Аудиолаб 8000А ( у этого только мид-бас вкусный, а так средненький) к примеру. Качество отечественных комплектующих было не так уж и похабно. В СССР могли и делали на уровне, правда не все и не всегда, но тем не менее. Да вы сами сможете убедится если послушаете советские усилители. Если что-то уже слушали и сравнивали даже заочно, то поделитесь впечатлениями.

. Сравнивать смысла никакого нет. Слушал я их большую часть жизни, а восторги вызывали привозимые тогда в начале 80-х Кенвуды, Акаи, Пионы . конечно у кого были деньги. У меня тогда был БРИГ 001, на тот момент крутейший совок. Но даже он легко сдул какой то средненькой Соньке.

данное сравнение очень далеко от слепого или беспристрастного учитывая разницу в цене и просто бывшую недоступность «привозной» техники.
(в любом импортном аппарате много внимания уделено безопасности потребителя и защите АС, а может и основное внимание? что не на пользу звуку)

. Сравнивать смысла никакого нет. Слушал я их большую часть жизни, а восторги вызывали привозимые тогда в начале 80-х Кенвуды, Акаи, Пионы . конечно у кого были деньги. У меня тогда был БРИГ 001, на тот момент крутейший совок. Но даже он легко сдул какой то средненькой Соньке.

данное сравнение очень далеко от слепого или беспристрастного учитывая разницу в цене и просто бывшую недоступность «привозной» техники.
(в любом импортном аппарате много внимания уделено безопасности потребителя и защите АС, а может и основное внимание? что не на пользу звуку)

Советские колонки — какие лучше звучат?

В последний год заметно вырос интерес к старой радиотехнике, изготовленной в СССР. В частности, достаточно часто можно встретить объявления о продаже акустических систем (АС) тех времен. Но, указанная цена на такие АС вызывает недоумение ввиду явной своей завышености.

Попробую представить наглядно мои впечатления о качестве звуковоспроизведения некоторых некогда популярных моделей, прошедших через мои руки (и самое главное – уши!).

Для трезвой оценки стоимости таких АС буду считать, что:
1- излучают они в прямоугольной комнате квартиры;
2 — источник сигнала (ИС) и усилитель мощности (УМ) такого весомого качества, что их замена на другие модели не изменит общего мнения об АС.

Для визуализации построю график с десяти бальной шкалой, разделенный на три сектора, где зеленый сектор-это достаточно достоверное звуковоспроизведение, желтый — тот самый минимум, ниже которого не стоит опускаться. А красный – не рекомендованный к употреблению (мною).

Как вы можете заметить, самой качественной «АС» прослушанной мной, является живой оркестр, который совершенно справедливо получает оценку 9.9 балла (в одном месте они сыграли ненатурально, и я как беспристрастный судья снизил балл).
Из других представленных АС в зеленый сектор попала только «Электроника» 50АС-061м (она же 75АС-065). 7.9 заслуженных баллов. Круче, наверное, только сотая модель. Но, чего не довелось слушать, то и не буду оценивать.

Самый любимый сектор всех производителей «Hi-Fi» это Желтый. Любой Хай-Фай за ваши деньги! Все чаще производители, за якобы высококачественные АС выдают красивую мебель с предустановленными динамиками. Так сказать желаемое за действительное.

На самом деле, этот сектор является тем самым минимально необходимым (начальным) уровнем звуковоспроизведения, где издаваемые АС звуки легко распознаются массовым слушателем не только как любимые исполнители, но и как их инструменты. Именно в этом секторе ведутся жаркие баталии о преимуществах того или иного «окраса» в звучании и громких заявлениях об очередной победе над «глубоким басом». Количество нолей в заявленной мощности АС пропорционально количеству нулей в цене за них. О размерах второй или третьей гармоник в звуке на выходе таких АС производители молчат как партизаны на допросе. Именно поэтому считаю, что этот «желтый» сегмент предложения на рынке имеет сильно завышенную цену, за получаемый продукт (звук).

Итак, какие АС, выпускавшиеся в СССР, могут соответствовать этой «весовой категории»? Нет, далеко не все «высшего класса сложности» с нулями в цифрах. В «желтый» сектор, с оценкой «5_с минусом» попадает «S-90» с индексом «B». И еще, практически на границе зон находится «S-30B». Эта полочная АС так же заслуживает уважения.
Остальные АС, размещенные мною в «красном» секторе немного отличаются между собой по качеству преобразованного в звук сигнала. Но, несмотря на различные попытки конструкторов улучшить звучание при помощи, например изодинамического ВЧ излучателя или СЧ динамика с более тонким бумажным диффузором и с пропиткой замеченные изменения в них на уровне пресловутых «нюансов». И, несмотря на протесты владельцев таких АС, всем своим друзьям и даже просто знакомым такие преобразователи звука приобретать не советую.

Когда-то нам показывали большое количество фильмов о советских разведчиках. Каждый такой шпион-диверсант наносил огромный ущерб врагу в живой силе. И простая арифметика подсказывала, что где-то на десятом фильме разведчику воевать будет собственно уже не с кем. Точно так же, проспекты разработчиков музыкальной аппаратуры (и АС в частности) рапортуют нам об очередном приросте в качестве звучания. Специализированные журналы в который раз используют все имеющиеся прилагательные русского языка и литературы для описания полученных улучшений. Это продолжается не один десяток лет. И если сложить все их достижения, то современные АС должны превосходить живой оркестр по натуральности звучания уже раза в четыре. Чего, собственно, в природе быть не может.

Так что, если у вас имеется возможность приобрести советский оркестр, то слушайте лучше его.

Советский HI-FI и его создатели: Шушурин — Ламм — автор народного усилителя и герой американского High End

В одной из статей цикла “легендарные усилители” я упомянул Владимира (Шушурина) Ламма и его ламповый УМЗЧ Lamm ml 2.1, что вызвало раздраженную реакцию некоторых любителей “теплой lammповости”. Причиной негодования почитателей инженера стала моя критика в адрес характеристик усилителя. Справедливости ради, нужно отметить, что Шушурин (ныне Lamm) известен не только благодаря этому устройству. Его вклад в развитие усилительной аппаратуры несоизмеримо больше, чем создание одной спорной ламповой легенды. Для радиолюбителей Страны Советов его фамилия долгое время значила, пожалуй, даже больше, чем для “ламповых” аудиофилов сегодня.

Дело в том, что Владимир Шушурин был автором одной из первых советских схем стерео УМЗЧ, подходящего под нормы HI-FI-стандарта (опубликованной в журнале «Радио» в 1978 г.). Многочисленные читатели этого журнала получили возможность самостоятельно создать такой усилитель в годы тотального дефицита качественной техники в СССР. Многотысячная армия советских радиолюбителей воспроизвела эту схему, а также создала бесчисленное количество вариаций на тему УМЗЧ Шушурина. В 80-х будучи руководителем Львовского СКБ бытовой аппаратуры, Владимир реализовал несколько серийных моделей HI-FI усилителей, которые производились под брендом “Амфитон”.

Путь инженера

Владимир Шушурин получил качественное по советским меркам инженерное образование в Львовском политехническом институте, который в то время считался одной из кадровых кузниц советского военпрома. Автор культовых усилителей закончил обучение на факультете электрофизики в 1968-м году и получил специальность “Разработчик полупроводниковых приборов”.

Интересно, что тема дипломной работы Шушурина была далека от усилительных приборов и в принципе от электроакустики, а касалась электролюминесценции. В одном из интервью Шушурин рассказывал, что диплом ему удалось завершить за 5 месяцев до защиты. О высоком уровне подготовки Шушурина свидетельствует и то, что преддипломную практику он проходил в Киевской Академии наук, что было возможным не для каждого советского студента.

После завершения обучения Шушурин планировал остаться в Киеве и заняться научной работой, написать кандидатскую, но неожиданно попал в Советскую Армию. Отдав долг родине, инженер обнаружил, что теплые места в Киеве успели занять и вернулся во Львов, где начал трудовую деятельность на Львовском телевизионном заводе. На этом предприятии помимо телевизоров активно работали на оборонку.

По словам инженера, на телевизионном заводе он участвовал в разработках техники для ЦУП в Подлипках, а также авиационных тренажеров для тренировки военных и гражданских летчиков. Владимир также рассказывал, что в этот период им удалось реализовать телевизионную систему с электронным масштабированием в 40 раз, что было своеобразным рекордом для телевизионной спецтехники в СССР того времени.

Восходящая звезда советского усилителестроения

В конце 70-х Шушурин покидает Львовский телевизионный завод и занимает должность главного конструктора Львовского СКБ бытовой аппаратуры. Приблизительно в это же время (1978-й год) появляется его первая публикация в №6 журнала “Радио”, где он впервые описывает свою схему HI-FI усилителя.

Схема 1978-го года не была лишена ряда недостатков, но была простой для реализации. Для усилителя использовались сравнительно доступные радиоэлементы.

В 1980-м году редакция журнала “Радио” сделала вывод о том, что усилитель Шушурина является одной из самых популярных конструкций в радиолюбительской среде. Об этом свидетельствовала редакционная почта издания. По многочисленным просьбам Шушурин опубликовал ещё один вариант схемы, адаптированный для более современных и совершенных радиодеталей.

Характеристики устройства для 1980-го были поистине уникальными. Практически ни один серийный усилитель в СССР не позволял в то время получить настолько низкий уровень гармонических искажений.

Номинальная выходная мощность, на нагрузке 4 Ом: 2×70 Вт.
Номинальный диапазон воспроизводимых частот: от 15 до 25 000 Гц.
Неравномерность АЧХ (на частоте 1000 Гц): ±0,5 дБ.
Коэффициент гармоник:
20Гц — 0,03%;
1000 — 0,015 %;
20 000 — 0.045%;
Коэффициент интермодуляционных искажений, при соотношении амплитуд сигналов частотой 250 и 8000 Гц: не более 0,1%
Относительный уровень помех: -78 дБ
Входное сопротивление: 16 кОм
Выходное сопротивление (на частоте 1000 Гц): 0,07 Ом
Коэффициент демпфирования при нагрузке 8 Ом: 58 дБ
Мощность, потребляемая от источника питания: 72 Вт

Не впечатлиться такими характеристиками сложно и сегодня.

Параллельно работая в Львовском СКБ бытовой аппаратуры, Шушурин применяет свои таланты при создании серийных усилителей, выпуск которых начинается на Львовское ЛПО им. Ленина. Под его началом были созданы АМФИТОН А1-01-2у стерео 1982 год, АМФИТОН-У-101-1 стерео 1982 год, АМФИТОН-АI-01-1 стерео 1982 год.

Настоящим шедевром советской электроники считается АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi 1983-го года. Характеристики этого устройства заслуживают отдельного упоминания:

Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 25000 Гц.
Неравномерность АЧХ в диапазоне 20-25000 Гц: ±0,7 дБ.
Сопротивление подключаемых АС: 4 Ом.
Выходная мощность на канал:
номинальная: 25 Вт;
максимальная: 100 Вт;
наушники (номинальная): 0,1 Вт/120 Ом;
Коэффициент гармоник в диапазоне 40-16000 Гц: 0,13%
Коэффициент гармоник на частоте 1000 Гц: 0,07%
Общий коэффициент нелинейных искажений: 0,25%
Коэффициент демпфирования: 20 раз.
Переходное затухание между каналами на частоте:
250 Гц и 10000 Гц: 38 дБ;
1000 Гц: 48 дБ;
Отношение сигнал/взвешенный шум в номинальных условиях на входах:
линейных МФ и ТЮНЕР: 83 дБ;
корректирующего ЗС: 72 дБ;
Различие каналов по усилению в диапазоне 250-630 Гц: 1,5 дБ.
Тонкомпенсация при -40 дБ на частоте 63 Гц относительно 1000 Гц: +10 дБ.
Потребляемая мощность от сети: 105 Вт.
Размер усилителя (ШхВхГ): 387х88х390 мм.
Вес усилителя: 9 кг.
Содержание драгметаллов:
золото: 0,12 г;
серебро: 0,3 г.

К техническим особенностям этих УМЗЧ можно отнести стабилизированные источники питания, отсутствие межкаскадных конденсаторов в трактах предварительного усиления, использование пленочных межкаскадных конденсаторов на входе (не везде), использование операционных усилителей со скоростями нарастания выходного напряжения от 20 в/мкс.

Практически все усилители, созданные под руководством Шушурина отличались низким уровнем нелинейных искажений. В связи с этим, а также по причине сравнительной доступности и умеренной цены, эти усилители стали одними из самых популярных в Советском Союзе.

От Шушурина к Ламму

В начале неблагополучных для постсоветского пространства 90-х годов Владимир Шушурин, как и многие талантливые инженеры, решил попытать счастье в США. При эмиграции в 1987-м году он сменил фамилию. Интересно, что Ламм не выдуманная (присвоенная), а настоящая фамилия Владимира. Шушуриным он стал вынуждено. Его мать опасалась проблем с еврейским происхождением, которые нередко происходили в 40-е (“дело врачей”, антисемитские настроения у политической элиты СССР) и сменила фамилию сына.

В стране “победившей” американской мечты он решил также направить свою энергию на создание усилителей. В 1990-м году Владимир стал сотрудничать с Нью-Йоркской компанией Madison Fielding. В связи с непониманием некоторых идей инженера, его бескомпромиссного подхода к реализации своих концепций, а также в связи с надменным отношением партнеров как к “выскочке эмигранту”, Ламм прекратил сотрудничество уже в 1993-м. Разработки Владимира не пошли в серию, а остались лишь выставочными прототипами.


Владимир Ламм (Шушурин) — 2013-й год

В том же 1993-м году при поддержке внезапно разбогатевшего знакомого Ламм открывает собственную компанию Lamm Industries и начинает производство ламповых и гибридных усилителей. Практически всё, что сегодня делает инженер рассчитано на High end аудиторию. Некоторое количество техники позиционируется как референсные УМЗЧ. Такие усилители выполнены по оригинальной гибридной схеме (Патенты США D368,261 и № 5477095). Последние превосходят классическую “теплую лампу” по формальным (в терминах Ламма) характеристикам.

Ценообразование основано на классической стратегии престижных цен и личных выводах создателя о соответствии того или иного устройства его субъективным представлениям о качестве воспроизведения.

Ламмовский субъективизм

В советский период Владимир Ламм потратил много времени на психоакустические эксперименты и вывел для себя субъективные критерии качества звуковоспроизводящей аппаратуры. Несмотря на дискуссионность его выводов, некоторые из его опытов заслуживают отдельного упоминания. Так в одном из интервью он рассказывал следующее:

“У нас три усилителя: один имеет 1–2% искажений, другой — 0,1% искажений, третий — тысячные доли процента. Все это мы слушаем через акустическую систему, которая имеет 5% искажений. Теоретически мы не должны слышать разницу — только почерк акустической системы. Но мы прекрасно слышим, что усилители звучат по-разному. Парадокс, правда? Ответ на этот вопрос найти не так просто. У меня ушло несколько лет, чтобы понять, как на него ответить.“

Но однозначного ответа в интервью так и не последовало. Между тем, подобные явления, в числе прочего при слепых тестах, отмечает некоторое количество слушателей — это может говорить о том, что неоднозначные воззрения Ламма на звук имеют некоторые основания.

При этом, разработчик свято убеждён, что действительно качественный звук может быть только аналоговым, а цифровая обработка не лучшим образом сказывается на верности воспроизведения.

«Цифровой звук, состоящий из фрагментов-битов, на самом деле ненастоящий. Каждый из нас подсознательно отвергает его, несмотря на распространенность и привычность «цифры». Реальный звук способна передать только «лампа», которая не умеет делить его на фрагменты, а подает таким, какой он есть»

Цитата Владимира Ламма заимствована из материала mybiz.ru «Благозвучный капитализм»

Также, по мнению Владимира, создавать действительно качественную аппаратуру может только инженер, имеющий существенный опыт как музыкант или как слушатель живых концертов. Такого рода утверждения часто вызывают скепсис и критику коллег разработчика, а кроме того людей, подходящих к понятию “верность воспроизведения” с традиционных позиций сухого параметрического объективизма.

Можно по-разному относиться к представлениям Владимира Ламма о качестве звука и его концепциям создания УМЗЧ. При этом его вклад в создание массовой советской Hi-Fi техники в 80-е годы прошлого столетия очевиден. Кроме того, нельзя не отдать должное организаторским и коммерческим талантам инженера. Создать с нуля собственную производственную компанию и найти свой рынок (будучи советским эмигрантом в США в 90-е годы) дано далеко не каждому.

Джинса и ссылки

В нашем каталоге представлен широкий ассортимент усилителей, ресиверов и другой звуковоспроизводящей аппаратуры. У нас вы можете приобрести как транзисторные, так и ламповые УМЗЧ, а также акустические системы высокой верности воспроизведения.

В посте использованы фотоматериалы следующих ресурсов:

Советские усилители

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Bud Senior Member Автор темы

18 лет на сайте
пользователь #2365

Подскажите пожалуйста какие из советских усилителей имеют не меньше 4-х выходов на колонки. Собсвтвенно говоря имеется 4 колонки — 2 Амфитон 100АС-22 и 2 Электроника 25 АС, нужно подобрать усилок желаетльно бу советский рабочий, чтобы каждую колонку подключить к отдельному выходу и мощности усилка хватало чтобы их прокачать.

TVMAN Senior Member

12 лет на сайте
пользователь #99485

Большинство усилителей тех годов имели два выхода на АС (левый, правый каналы). Был какой то экзотический квадро, но сейчас его наверно не найти.

В Вашем случае приобретаем б/у с достаточной выходной мощностью. Колонки по парам соединяем последовательно если их сопротиление 4 Ома, или параллельно если 8 Ом. И каждую пару подключаем на свой канал.

Bud Senior Member Автор темы

18 лет на сайте
пользователь #2365

Большинство усилителей тех годов имели два выхода на АС (левый, правый каналы). Был какой то экзотический квадро, но сейчас его наверно не найти.

В Вашем случае приобретаем б/у с достаточной выходной мощностью. Колонки по парам соединяем последовательно если их сопротиление 4 Ома, или параллельно если 8 Ом. И каждую пару подключаем на свой канал.

А какая должна быть выходная мощность ? И имеется ввиду на канал?

TVMAN Senior Member

12 лет на сайте
пользователь #99485

А какая должна быть выходная мощность ? И имеется ввиду на канал?

Это зависит от ваших потребностей.

Но она не должна превышать суммарную мощность подключенных АС для каждого канала, дабы не вывести их (АС) из строя.

Вроде то что любишь:

Родеон5З6 Member

12 лет на сайте
пользователь #121218

Но она не должна превышать суммарную мощность подключенных АС для каждого канала, дабы не вывести их (АС) из строя.

Не знаю, нормальным усилком колонки не повредишь, я наушники не могу 40 ватами спалить.

У друга 800 ват усил не может 35 гдн порвать, а ты тут туфту какую-то пишешь, мошность усила наоборот должна быть раза в полтора быть больше за мощность колонок. Меньше искажений — лучше звук.

ZIGI Member

13 лет на сайте
пользователь #93700

мошность усила наоборот должна быть раза в полтора быть больше за мощность колонок.

Помойму как-раз наоборот!Мощность колонок должна превышать в 1.5 раза или равна мощности усилителя(для советских усилителей и колонок),а для овременной аппаратуры лучше что-бы мощность колонок раза в два привышала мощность усилка (а то и больше)

TVMAN Senior Member

12 лет на сайте
пользователь #99485

Мощность колонок должна превышать в 1.5 раза

TVMAN Senior Member

12 лет на сайте
пользователь #99485

а ты тут туфту какую-то пишешь,

Но она [/b](мощность усилка ) не должна превышать суммарную мощность подключенных АС для каждого канала, дабы не вывести их (АС) из строя.

я наушники не могу 40 ватами спалить.

Как это Вы определили что на наушниках рассеивается мощность 40 Ватт!?

pine Senior Member

13 лет на сайте
пользователь #72153

TVMAN, чел наверно не знает, что наушники включаются через делитель

Родеон5З6, 800 каких ватт? PMPO? (китайских?)

yaroslawm Senior Member

12 лет на сайте
пользователь #108786

Родеон5З6, 800 ватт тебя порвут не говоря о каких-то жалких 35uly

на максимальной мощности колонки будут выдавать гораздо больше искажений чем усил, поэтому усил и берется в среднем 0,5-0,7 от колонок

а в совковых усилках никогда не видел 4 активных полосы сразу, они шли стерео и очень часто с селектором выходов

SergZel Senior Member

15 лет на сайте
пользователь #24509

на максимальной мощности колонки будут выдавать гораздо больше искажений чем усил, поэтому усил и берется в среднем 0,5-0,7 от колонок

Это если в лес не ходить, а вааще у усилителя запасец «энергаёмистасци» должон быть, гораздым.

Родеон5З6 Member

12 лет на сайте
пользователь #121218

То есть вы предлагаете к S-90, допустим, подрубать усил ват так на 50 максимал?

pine, через хуитель я уши подрубал, выходы на колонки подключил и слухаю

Как это Вы определили что на наушниках рассеивается мощность 40 Ватт!?

Нет, просто перегрузка не дает усилу порвать слабые динамики,

Родеон5З6 Member

12 лет на сайте
пользователь #121218

Если Корвет это китайский усилитель, тогда да.

Родеон5З6 Member

12 лет на сайте
пользователь #121218

Может я не так понимаю, конечно. Тогда обьясните мне, усил какой мощности нужен допустим к S-90. Жду ответа

yaroslawm Senior Member

12 лет на сайте
пользователь #108786

SergZel, так я ведь не говорю в колонках брать пиковую

pine Senior Member

13 лет на сайте
пользователь #72153

Может я не так понимаю, конечно. Тогда обьясните мне, усил какой мощности нужен допустим к S-90. Жду ответа

1. Странно, но в инструкции ничего не сказано о рекомендованной мощности усилителя. Нашел вот кое-что:

Лично я придерживаюсь мнения такого: усилитель должен быть мощнее колонок, так как на максимальной мощности у него и искажения максимальные. Лучше золотая середина: ватт 150 для s90. И не стоит забывть, что они «тупые» — у них низкая чувствительность. А громкость никто не заставляет выкручивать на максимум.

2. Нигде не указано, что усилитель Корвет. И нигде я не встречал корвета 800 Ватт.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector