«Умный город – 2030» Собянина: Через 10 лет Москву захватят американские киборги
«Умный город – 2030». Это именно то, чем должна стать Москва через 10 лет. Концепция составлена, бюджеты подсчитываются, мир всеобщего счастья в России без человека уже не за горами. Почему в концепции нет ничего русского и куда вообще нас ведёт предприимчивый столичный градоначальник?
Совершенно очевидно, что человечество стремительно оцифровывается и процесс этот уже не остановить. Новый рывок сегодня – это цифровые технологии, дополненная реальность, интернет вещей, гаджеты и вживляемые в тело человека чипы. В своих материалах вместе со специалистами я много раз касался этой темы, и вывод неизбежно был только один: человечество стоит у опасной черты, за которой пропасть.
В стремлении оцифровать нашу аналоговую реальность авторы концепций будущего России стремятся вымарать, убить и уничтожить всё русское вместе с человеческим. Таковой, по мнению многих, является концепция «Умный город – 2030», которая предполагает создание в Москве беспрецедентного цифрового концлагеря.
Что это за зверь такой
При взгляде на концепцию сразу возникает вопрос: неужели нам сейчас недостаточно «цифры» в Москве? Работают Госуслуги, можно записаться на приём к врачу через интернет, умный «Яндекс» всегда подскажет дорогу в объезд пробок, мы делаем платежи и переводы через интернет. Впереди у нас единый цифровой регистр граждан, а ещё недавно на нас «обкатали» технологию QR-кодов на передвижение. Куда уж дальше?
Но этого мало. Основной задачей «Умного города – 2030» объявлено создание комфортной городской среды для жителей мегаполиса. Звучит очень красиво. Предполагается тотальная оцифровка и роботизация всех сфер городской жизни, а также самих горожан. Тут вам и отказ от личного автомобиля в угоду беспилотного электрического транспорта совместного пользования, и цифровой бизнес. Городом должен начать управлять искусственный интеллект (ИИ). Ещё это «нейроинтерфейсы», предполагающие вживление в людей устройств управления. Не верите? Кратко пройдёмся по двум самым интересным моментам. Концепция постулирует следующее.
— Объединение человеческих возможностей и технологий. Создатели «Умного города» обещают нам упрощение всех процессов жизни в мегаполисе «за счёт использования нейроинтерфейсов и цифровых ассистентов». В качестве примера приведён «цифровой учитель» на основе ИИ вместо реального школьного учителя. Это ведь удобно – такому учителю никто не будет хамить, он будет работать с полной самоотдачей и почти бесплатно. Ему не нужен перерыв на обед. Но сможет ли он хоть как-то воспитать детей? Сомнительно.
— Технологии как часть тела человека. Власти Москвы заявляют, что ИИ должен заниматься диагностикой болезней и назначать лечение. Для достижения этой цели, как сказано в концепции, власти могут заниматься вживлением в граждан медицинских устройств и трансплантировать искусственные органы. Вот цитата из документа:
Принятие за основу принципов трансгуманизма – концепции использования достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения аспектов человеческого существования, которые считаются нежелательными: страданий, болезней, старения.
Мне кажется, что тут уже многие должны «выпасть в осадок». Можно понять цифровизацию, когда все сервисы мэра Москвы будут работать без багов. Можно понять цифровизацию, когда общественный транспорт будет ходить по расписанию. Но как понять цифровизацию, при которой господин Собянин намерен «отредактировать» москвичей при помощи имплантов, избавив нас с вами от нежелательных человеческих признаков? Это ведь не взято с потолка, так написано в концепции.
Конечно же, результатом таких преобразований и слияния человека с ИИ, компьютерами и гаджетами станет рывок в экономике города. Произойдёт полная автоматизация всех процессов, бизнес будет процветать, а VR-технологии заменят посетителям музеев и парков реальные экспонаты. Город станет экологичным, пробки исчезнут, за врачей диагнозы будет ставить ИИ, принимать властные решения – ИИ. Дивный новый мир Больших данных.
Развитие технологий в будущем
8. Бионическая линза для сверхчеловеческого зрения
Канадский врач собирается проводить клинические тестирования «бионических линз», которые в 3 раза улучшают стопроцентное зрение с помощью 8-минутной безболезненной операции.
Новая линза будет доступна уже к 2017 году, улучшая естественный хрусталик глаза. Во время операции шприц внедряет линзу с физиологическим раствором в глаз, и через 10 секунд сложенная линза распрямляется и располагается над естественным хрусталиком, полностью корректируя зрение.
9. Спрей-одежда
Испанский дизайнер Манел Торрес (Manel Torres) изобрел первую в мире спрей-одежду. Вы можете нанести спрей на любую часть тела, а затем снять его, смыть и снова носить.
Спрей сделан из специальных волокон, смешанных с полимерами, которые придают ткани эластичность и долговечность. Эта технология позволит дизайнерам создавать уникальные предметы одежды с оригинальным дизайном.
10. Портреты, полученные из ДНК
Студентка Хизер Дюи-Хагборг создает 3D портреты из ДНК, найденных на сигаретных окурках и жевательных резинках на улице.
Последовательности ДНК она вводит в компьютерную программу, которая создает облик человека с образца. Обычно в ходе этого процесса выдают 25-летнюю версию человека. Затем модель распечатывают в 3D портреты в натуральную величину.
11. Покупки в виртуальной реальности
Один из таких магазинов был открыт на железнодорожной станции в Южной Корее, где вы можете сделать заказ, сфотографировав штрих-код, и ваши покупки доставят домой.
Сеть магазинов Homeplus установила шесть дверей-экранов с изображениями полок в натуральную величину c товарами, которые вы приобрели бы в супермаркете. Под каждым товаром есть штрих-код, который можно отсканировать и отправить с помощью приложения.
Вы можете сделать заказ на станции по дороге на работу, и товары доставят к вам домой вечером.
12. Беспилотные автомобили
Ожидается, что к 2020 году появится около 10 миллионов беспилотных автомобилей, что снизит количество смертей на 2500 между 2014 и 2030 годом.
Многие производители автомобилей уже начали внедрять некоторые функции автоматического вождения в производимых автомобилях.
Также есть множество компаний, пытающихся разработать технологии для самоуправляемых автомобилей, как например, Google, объявивший о прототипе беспилотного автомобиля. Полностью автономный автомобиль ожидается к 2019 году.
13. Город под куполом
В Дубае идет строительство торгового центра, называемого «Mall of the World», накрытого выдвижным куполом, который контролирует климат внутри, и снабжает кондиционированием воздуха.
Комплекс займет площадь 4,46 км2 и и будет включать крупный центр красоты и здоровья, культурно-развлекательный район, отели на 20 тысяч номеров и многое друге. Это будет самый крупный торговый центр с закрытым тематическим парком.
14. Искусственные листья, преобразующие углекислый газ и солнечный свет в топливо
Ученые разработали новые солнечные элементы, преобразующие углекислый газ в атмосфере в топливо с помощью Солнца.
Хотя предпринималось немало попыток преобразования углекислого газа во что-то полезное, впервые был разработан реальный метод. В отличие от других технологий, для которых нужны благородные металлы, такие как серебро, этот метод использует материал на основе вольфрама, который в 20 раз дешевле и действует в 1000 раз быстрее.
Эти солнечные элементы используют углекислый газ из атмосферы, чтобы произвести синтетический газ – смесь газообразного водорода и окиси углерода, который можно напрямую сжигать или преобразовывать в углеводородное топливо.
Отрасль настроена скептически
Представители отечественной ИТ-сферы с очень большой долей скепсиса отнеслись к новым планам властей по развитию российской электроники. В частности, сотрудник неназванной крупной ИТ-компании заявил «Коммерсанту», что при фактическом наличии в проекте действительно своевременных и логичных мер, он по большей части состоит из предложений, оторванных от реальности.
«Они хотят к 2030 году увеличить число дизайн-центров до 300, – сказал источник издания. – В каждом должно работать как минимум 100 профильных специалистов, то есть речь идет о 30–50 тыс. человек. С учетом того что цикл подготовки профильного специалиста составляет как минимум восемь-девять лет, эти 50 тыс. человек уже сейчас должны поступать в вузы».
Глава «Консорциума средств, ресурсов и технологий производства высокотехнологичной продукции «Базис»» Арсений Брыкин раскритиковал идею выхода на топологию 28 нм к 2030 г. Не упоминая о том, что это очень старый техпроцесс, которому к тому моменту исполнится 20 лет, он заявил, что само по себе создание фабрики, способной выпускать 28-нанометровые чипы, является очень сложной задачей.
«Если удастся получить доступ к оборудованию на 28 нм, то за восемь лет создать производство можно, – сказал Арсений Брыкин. – В ином случае потребуется пройти полный путь, включающий выпуск новых материалов, колоссальные инвестиции в машиностроение, оптику и лазеры». Он добавил, что считает переход от 90 к 28 нм «крайне амбициозным».
Рынок труда
Даже в развивающихся странах роботы могут заменить местную рабочую силу в таких областях, как электроника, что отрицательно скажется на уровне местных зарплат. Компания Foxconn — китайский производитель продуктов Apple — как известно, планирует заменить 80% сотрудников роботами. Компанию беспокоит рост затрат на рабочую силу и трудности в поисках надежных сотрудников за небольшие деньги. Процент удержания сотрудников начал снижаться по мере того, как стали появляться многочисленные возможности в других местах и возросли зарплатные требования китайских работников.
Использование роботов не будет ограничиваться рабочим местом или бытом. Автономные двигательные аппараты, в том числе культовый беспилотный автомобиль от Google, могут уже в ближайшие 10 лет заполнить наши автострады. Долгосрочным последствием внедрения беспилотных автомобилей и других автономных транспортных средств может стать радикальное изменение способов использования автомобилей, которое отразится на транспортной инфраструктуре и использовании городских территорий. Беспилотные автомобили подтолкнули бы к реорганизации городов и изменениям в городском образе жизни. Роботизированные транспортные средства, особенно если вместе с их появлением меняются схемы владения ими и их использования, имели бы разрушительные последствия для мировой экономики, в первую очередь автомобильной промышленности. Некоторые производители могли бы извлечь выгоду из ситуации (либо появились бы новые производители), но может полностью измениться само представление о том, что такое автомобиль, если люди начнут ценить его за удобство, а не статусность.
рабочие на фабрике Foxconn, © Tony Law/wired.co.uk
Большую угрозу сулят прорывы в программном обеспечении, появление программ, которые могут выполнять работу высококвалифицированных работников быстрее и аккуратнее. Невероятные возможности поисковых машин, таких как Google Search или Microsoft Bing, основанных на мощных алгоритмах ранжирования, существенно превосходят человеческие: поисковики могут просеивать миллиарды точек данных в поисках ответа на запрос. Другие мощные алгоритмы заменяют адвокатов при помощи функции eDiscovery, сканируя миллионы юридических документов с огромной скоростью, невероятной точностью и меньшими материальными затратами, чем люди. Рентгеновские снимки компьютерами описываются намного более точно, чем рентгенологами. Постоянно повышается качество онлайн-переводчика Google Translate за счет анализа огромных объемов информации и продвинутых алгоритмов. Одним словом, многие профессии или даже сферы деятельности будут со временем полностью ликвидированы с появлением революционного программного обеспечения.
Это подводит нас к важному вопросу: будет ли при этом создаваться больше рабочих мест, чем уничтожаться. На деле никто этого с уверенностью сказать не может, но опасения высказывают даже те экономисты, чьи теории предрекают появление из пепла уничтоженных рабочих мест таких новых профессий, какие мы сегодня и представить себе не можем. Недавний отчет ОЭСР открыл нам глаза на некоторые пугающие факты: согласно проведенным исследованиям, новые технологии были на 80% повинны в произошедшем за последние 20 лет 4%-м уменьшении доли мирового ВВП, приходящейся на рабочий класс. Зато те немногие, кто обладал квалификацией и талантом в тех областях, где начали применяться новые технологии — а также менеджмент и владельцы корпораций, — приумножили свое состояние. Я тут настроен оптимистично и верю, что будут созданы новые профессиональные направления.
К 2025 году появятся первые коммерческие имплантируемые в тело телефоны
Ученые считают, что первое такое устройство появится уже в 2025 году. Помимо функций телефона, аппарат поможет пользователю более точно следить за здоровьем и сможет заранее предупреждать об угрозе для жизни человека.
Транспорт
Исследователи Стэнфорда считают, что именно в сфере транспорта в ближайшее время будут происходить самые заметные изменения, связанные с искусственным интеллектом. Речь идет как о встроенных помощниках водителя (всевозможных сенсорах, анализирующих состояние автомобиля и ситуацию на дорогах), так и о беспилотных автомобилях, а системы контроля трафика, улучшенные аналитикой больших данных и машинным обучением, позволят избавить города от пробок. В Голландии, например, задумались даже об «умных дорогах», которые были бы напичканы всевозможными сенсорами и помогали водителям оценить состояние дороги «на ходу».
С ними, впрочем, тоже все не так прозрачно: проблема здесь не только в безопасности вождения, которое будет обеспечивать автопилот, но и в юридических вопросах. Кто будет виноват, если машина без пилота собьет человека или врежется в другую машину? Водителя всегда можно оштрафовать или лишить прав, но как оштрафуешь автомобиль? Еще один аспект — это отношение к беспилотным автомобилям в обществе. Любое происшествие с участием автопилота вызывает волну обсуждений и дает аргументы противникам нововведений. Не помогают ситуации и сами счастливые владельцы высокотехнологичных автомобилей типа Tesla — они спят, включив автопилот, и игнорируют рекомендации машины взять управление на себя.
Помимо сложностей с законодательством применение таких технологий в России может быть осложнено тем, что у нас в целом дорожная обстановка сложнее. Это касается и качества дорожного покрытия, и погодных явлений, и особенностей вождения. Все это потребует более высокого уровня развития настройки алгоритмов. Да и наше законодательство в области дорожного движения более консервативно, чем в штатах или в Европе, и на его изменение может уйти больше времени.
Рынок труда
Даже в развивающихся странах роботы могут заменить местную рабочую силу в таких областях, как электроника, что отрицательно скажется на уровне местных зарплат. Компания Foxconn — китайский производитель продуктов Apple — как известно, планирует заменить 80% сотрудников роботами. Компанию беспокоит рост затрат на рабочую силу и трудности в поисках надежных сотрудников за небольшие деньги. Процент удержания сотрудников начал снижаться по мере того, как стали появляться многочисленные возможности в других местах и возросли зарплатные требования китайских работников.
Использование роботов не будет ограничиваться рабочим местом или бытом. Автономные двигательные аппараты, в том числе культовый беспилотный автомобиль от Google, могут уже в ближайшие 10 лет заполнить наши автострады. Долгосрочным последствием внедрения беспилотных автомобилей и других автономных транспортных средств может стать радикальное изменение способов использования автомобилей, которое отразится на транспортной инфраструктуре и использовании городских территорий. Беспилотные автомобили подтолкнули бы к реорганизации городов и изменениям в городском образе жизни. Роботизированные транспортные средства, особенно если вместе с их появлением меняются схемы владения ими и их использования, имели бы разрушительные последствия для мировой экономики, в первую очередь автомобильной промышленности. Некоторые производители могли бы извлечь выгоду из ситуации (либо появились бы новые производители), но может полностью измениться само представление о том, что такое автомобиль, если люди начнут ценить его за удобство, а не статусность.
Большую угрозу сулят прорывы в программном обеспечении, появление программ, которые могут выполнять работу высококвалифицированных работников быстрее и аккуратнее. Невероятные возможности поисковых машин, таких как Google Search или Microsoft Bing, основанных на мощных алгоритмах ранжирования, существенно превосходят человеческие: поисковики могут просеивать миллиарды точек данных в поисках ответа на запрос. Другие мощные алгоритмы заменяют адвокатов при помощи функции eDiscovery, сканируя миллионы юридических документов с огромной скоростью, невероятной точностью и меньшими материальными затратами, чем люди. Рентгеновские снимки компьютерами описываются намного более точно, чем рентгенологами. Постоянно повышается качество онлайн-переводчика Google Translate за счет анализа огромных объемов информации и продвинутых алгоритмов. Одним словом, многие профессии или даже сферы деятельности будут со временем полностью ликвидированы с появлением революционного программного обеспечения.
Это подводит нас к важному вопросу: будет ли при этом создаваться больше рабочих мест, чем уничтожаться. На деле никто этого с уверенностью сказать не может, но опасения высказывают даже те экономисты, чьи теории предрекают появление из пепла уничтоженных рабочих мест таких новых профессий, какие мы сегодня и представить себе не можем. Недавний отчет ОЭСР открыл нам глаза на некоторые пугающие факты: согласно проведенным исследованиям, новые технологии были на 80% повинны в произошедшем за последние 20 лет 4%-м уменьшении доли мирового ВВП, приходящейся на рабочий класс. Зато те немногие, кто обладал квалификацией и талантом в тех областях, где начали применяться новые технологии — а также менеджмент и владельцы корпораций, — приумножили свое состояние. Я тут настроен оптимистично и верю, что будут созданы новые профессиональные направления.опубликовано econet.ru