Требования к кабинету информатики: общие правила, нормы СанПин и безопасность работы

Перерывы при работе за компьютером трудовой кодекс

Большинство профессий сегодня подразумевает работу на компьютере в той или иной мере.

У одних она занимает несколько часов в день, а кто-то трудится, не отходя от компьютера целый день. Сегодняшние технологии позволяют заявлять о безопасности такого времяпровождения.

Излучения от экранов мониторов минимизированы, что сохраняет зрение и иные физические показатели.

Однако никакие технологии не могут справиться с тем фактором, что работнику приходится целый день сидеть в одной позе и быть постоянно сконцентрированным на трудовом процессе.

Такой напряженный график в течение каждого дня может нанести непоправимый вред здоровью человека и вызвать со временем ряд заболеваний. Обязанность руководителя сохранить здоровье подчиненных по максимуму, обеспечив им не только труд, но и своевременный отдых. Перерывы при работе за компьютером — это обязательная норма, закрепленная в законодательных актах РФ.

Расположение в школьном помещении, площадь

Требованиями к помещениям кабинета информатики установлены правила размещения компьютерных классов в образовательных учреждениях. В соответствии с ними кабинет информационных технологий не допускается оборудовать в подвальных или цокольных помещениях. Рекомендуемая ориентация окон – северная или северо-восточная.

Согласно основным санитарно-гигиеническим требованиям, кабинет информатики должен обладать такой площадью, чтобы на каждое рабочее место приходилось не менее 6 кв. м. Причем данный расчет действует только в отношении маломестных компьютерных классов. Если в помещении размещено всего 2-3 компьютера, это не означает, что 12-18 кв. м для кабинета будет достаточно. В малокомплектных школах действуют другие формулы расчета. Так, на одного ученика приходится не менее 2,5 кв. м. Таким образом, если средняя численность учащихся в классах составляет 10 человек, площадь кабинета информатики по санитарно-гигиеническим требованиям должна быть не менее 25 кв. м.

укажите некоторые требования к помещениям кабинета информатики

Требования к освещению помещений и рабочих мест

В компьютерных залах должно быть естественное и искусственное освещение. Естественное освещение обеспечивается через оконные проемы с коэффициентом естественного освещения КЕО не ниже 1,2% в зонах с устойчивым снежным покровом и не ниже 1,5% на остальной территории. Световой поток из оконного проема должен падать на рабочее место оператора с левой стороны.

Искусственное освещение в помещениях эксплуатации компьютеров должно осуществляться системой общего равномерного освещения.

Освещенность на поверхности стола в зоне размещения документа должна быть 300-500 лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк. Прямую блескость от источников освещения следует ограничить. Яркость светящихся поверхностей (окна, светильники), находящихся в поле зрения, должна быть не более 200 кд/м 2 .

Отраженная блескость на рабочих поверхностях ограничивается за счет правильного выбора светильника и расположения рабочих мест по отношению к естественному источнику света. Яркость бликов на экране монитора не должна превышать 40 кд/м 2 . Показатель ослепленности для источников общего искусственного освещения в помещениях должен быть не более 20, показатель дискомфорта в административно-общественных помещениях не более 40. Соотношение яркости между рабочими поверхностями не должно превышать 3:1 — 5:1, а между рабочими поверхностями и поверхностями стен и оборудования 10:1.

Для искусственного освещения помещений с персональными компьютерами следует применять светильники типа ЛПО36 с зеркализованными решетками, укомплектованные высокочастотными пускорегулирующими аппаратами. Допускается применять светильники прямого света, преимущественно отраженного света типа ЛПО13, ЛПО5, ЛСО4, ЛПО34, ЛПО31 с люминисцентными лампами типа ЛБ. Допускается применение светильников местного освещения с лампами накаливания. Светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий сбоку от рабочих мест параллельно линии зрения пользователя при разном расположении компьютеров. При периметральном расположении — линии светильников должны располагаться локализованно над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору. Защитный угол светильников должен быть не менее 40 градусов. Светильники местного освещения должны иметь непросвечивающийся отражатель с защитным углом не менее 40 градусов.

Для обеспечения нормативных значений освещенности в помещениях следует проводить чистку стекол оконных проемов и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.

Гигиенические требования

Согласно действующим санитарным правилам и нормам к персональным компьютерам, используемым в деятельности сотрудников, применяются условия о соответствии следующих параметров действующим нормативам:

  • звуковое давление;
  • характеристики временных электромагнитных полей, создаваемых компьютерами;
  • визуальные параметры устройств для отображения информации;
  • концентрация вредных веществ, выделяемых техникой в атмосферный воздух помещения;
  • мощность экспозиционной дозы генерируемого мягкого рентгеновского излучения;
  • коэффициент отражения и блесткость;
  • яркость и контрастность;
  • другие параметры.

Общие требования к организации и оборудованию рабочих мест

Действующее законодательство выделяет основные нормы, которых требует работа у компьютера в постоянном режиме:

  • рабочие места изолированы друг от друга и обеспечиваются организованным воздухообменом. Если занимающие их сотрудники заняты творческой деятельностью, следует оборудовать их места перегородками высотой 1,5-2 метра;
  • конструкция кресла регулируется, чтобы обеспечить соответствие его положения индивидуальным физическим параметрам сотрудника. Его поверхность должна быть нескользящей и гарантировать возможность легкой чистки;
  • конструкция стола должна обеспечивать рациональное и удобное размещение имеющегося оборудования и иметь коэффициент отражения, не превышающий 0,7.

Требования к помещениям с копмьютерами

Правила выполнения работ за компьютером устанавливают следующие требования к помещениям:

  • помещения должны иметь оконные проемы для проникновения естественного света, ориентированные преимущественно на север или северо-запад. Работа в офисах без естественного освещения допускается только после проведения высокоточных расчетов, обосновывающих эквивалентность организованного искусственного освещения нормативам естественного света;
  • окна в помещении следует оборудовать устройствами для регулирования яркости естественного освещения, такими как шторы, жалюзи и проч.;
  • допустимая площадь одного рабочего места сотрудника должна составлять не менее 6 квадратных метров, а при условии, что в работе используются плоские мониторы компьютеров жидкокристаллического или плазменного типа – 4,5 квадратных метра;
  • внутренняя отделка помещений должна производиться с использованием материалов, имеющих санитарно-эпидемиологические заключения. Максимальный коэффициент отражения используемых при отделке материалов составляет для потолка – 0,8, для стен – 0,6, для пола – 0,5;
  • помещения должны находиться вдали от силовых кабелей, высоковольтных трансформаторов и другого оборудования, способного создавать помехи для офисной техники. В комнатах необходимо организовать защитное заземление, обеспечивающее безопасную работу компьютеров.

безопасность работы на компьютере

Правила размещения монитора

Обязательные нормы по технике безопасности требуют обеспечения следующих нормативов при размещении монитора:

  • расстояние между столами сотрудников составляет не менее 2 метров, а между боковыми поверхностями мониторов – не менее 1,2 метра;
  • экран используемого монитора находится на расстоянии 0,6-0,7 метра от глаз работника.

При этом электростатический потенциал дисплея не должен превышать 500 В.

Режим труда и отдыха при использовании компьютера

Безопасные правила поведения и техники выполнения трудовых операций приводятся инструкци по охране труда. В зависимости от категории выполняемой работы и уровня зрительной нагрузки, приходящейся на сотрудника в течение смены, суммарное время перерывов в зависимости от ее продолжительности составляет:

  • при 8-часовой смене – от 30 до 70 минут;
  • при 12-часовой смене – от 70 до 120 минут.

Сколько перемен и какова их длительность

Следующий вопрос — сколько должны быть перемены в дистанционном обучении. Количество перерывов планируется с учетом числа уроков. После каждого из них делается перемена продолжительностью не менее 15-20 минут. Это оптимальный промежуток времени, которого достаточно ребенку для отдыха и подготовки к следующей «порции» знаний.

Во сколько начинаются уроки

Много дискуссий возникают по поводу того, во сколько начинаются уроки на дистанционном обучении в школе. Здесь необходимо ориентироваться на смену, к которой привык ребенок. Если он учится в первую смену, занятия также должны начинаться в дообеденное время. Что касается детей, которые в обычном режиме учились во вторую смену, они также подстраиваются к привычной системе.

Но есть ограничение в отношении начала занятий. Во многих школах старт учебного процесса по видеосвязи не может начинаться раньше, чем в 10.35 утра. В обычной школе в это время начинается третий урок. При этом занятие должно длиться меньше времени и с учетом озвученных выше нормативов.

Как долго ребенку можно работать на компьютере?

Известно, что нерегламентированная длительная работа, какой бы легкой она ни была, рано или поздно приводит к утомлению или даже к переутомлению человека. При систематическом же переутомлении могут возникнуть различные «сбои» в организме, нарушения здоровья. Поэтому любой вид деятельности должен нормироваться.

Особое внимание следует обращать на нормирование занятий детей дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку они очень чувствительны к различного рода нагрузкам в силу продолжающегося интенсивного развития и созревания физиологических систем, которые в этом возрастном периоде отличаются неустойчивостью функционирования.

Функциональные возможности центральной нервной и зрительной систем у детей 6-летнего возраста позволяют им без утомления, без ущерба для здоровья справляться с работой на компьютере лишь в течение 15 минут. Особенно неблагоприятные изменения при работе на компьютере выявлены в группе детей, имеющих слабую силу цилиарной мышцы, т.е. склонных к миопии.

Таким образом, здоровым детям непрерывно работать за компьютером следует не более 15 минут. Детям, отнесенным к группе риска по состоянию зрения (оба родителя – близорукие), эту длительность целесообразно сократить до 10 минут.

Для того чтобы избежать чрезмерного утомления при работе за компьютером, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Необходимы правильное (рациональное) компьютерное устройство и оснащение рабочего места, удобное расположение клавиатуры, мыши, тетради, ручки или карандаша.

2. Качество самого компьютера, качество и соответствие используемых компьютерных программ возрасту детей, сложность выполняемого задания.

3. Особое внимание следует уделить качеству компьютерных программ: размеры, расположение и скорость подачи стимулов, фон (наиболее благоприятный – салатового цвета).

4. Рабочее место и правильная поза ребенка. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Необходимо создать условия для соблюдения рациональной рабочей позы, которая обеспечивается соответствием рабочего стола и стула росту ребенка. Для детей, рост которых составляет 115–130 см, рекомендуется высота стола 54 см, высота сидения стула – 32 см. Для детей выше 130 см – 60 и 36 см, соответственно. Стул должен быть обязательно с твердой спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50–70 см от монитора компьютера, но чем дальше, тем лучше. Воображаемая линия взгляда (от глаз до экрана) должна быть перпендикулярна экрану и приходиться на его центральную часть.

Поза ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3–3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки должны свободно лежать на столе, ноги – согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).

Стол, на котором стоит дисплей, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.

5. Рекомендуется следующий режим работы за компьютером.

Непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взгляда непосредственно на экране монитора, не должна превышать следующих параметров:

• для учащихся 1–4 классов – 15 мин;
• для учащихся 5–7 классов – 20 мин;
• для учащихся 8–9 классов – 25 мин;
• для учащихся 10–11 классов: в первый час учебных занятий – 30 мин, во второй – 20 мин.

Считается, что оптимальное число занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня может быть следующим:

• для учащихся 1–4 классов – 1 урок;
• для учащихся 5–8 классов – 2 урока;
• для учащихся 9–11 классов – 3 урока.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил имеет огромное значение для обеспечения высокого уровня работоспособности учащихся, их правильного физического развития, профилактики нарушений в состоянии здоровья, в том числе нарушений осанки и зрения.

6. Темп работы ребенка за компьютером не должен быть высоким, «навязанным», по возможности ребенок должен работать в своем индивидуальном темпе.

7. Особое внимание следует обратить на детей с нарушениями зрения и состояния здоровья. Необходимо сократить продолжительность их занятий за компьютером.

8. Без ущерба для здоровья дошкольники и младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день. Причем не ежедневно, а три раза в неделю, через день.

8. Для леворуких детей необходима специальная мышь, специальное освещение рабочего места.

9. В помещении, где используется компьютер, необходимо регулярно делать влажную уборку, а также протирать сам компьютер с помощью специальных салфеток.

10. Желательно разместить недалеко от компьютера кактусы; считается, что эти растения поглощают излучения компьютера.

11. Почаще проветривайте помещение, а для того чтобы увеличить влажность воздуха желательно разместить аквариум или другие емкости с водой.

12. После каждого занятия рекомендуется выполнить 2–3 упражнения для снятия напряжения зрения (офтальмотренаж) и расслабления мышц туловища.

Изменения, которые надо отразить в расписании

Не утверждайте расписание, пока не убедитесь, что в нем есть новые обязательные предметы – родной язык и родная литература, второй иностранный язык, а классы разделили на группы, чтобы их изучать. Выясните, запланировали ли в нем внеурочку. Ведь ее можно включать в основное расписание, только если вы перешли на ФГОС общего образования.

Проверьте, есть ли в расписании новые обязательные предметы. В начальной школе среди уроков нужно найти родной язык и литературное чтение на родном языке. На уровне основной школы – родной язык, родную литературу, второй иностранный язык. Для средней школы можно выбрать по одному предмету из предметной области – родной язык или родную литературу и отразить их в расписании. Второй иностранный язык для старшеклассников вводить не обязательно.

Институт новых технологий в образовании идет в ногу со временем и предлагает педагогам обучение в современной и удобной форме в любое удобное время. Посмотреть список программ здесь. Сентябрь — осенняя пора, когда все приступают к учёбе!

Деление на группы

Когда будете просматривать расписание, обратите внимание, поделили ли в нем классы или параллели на группы. Это необходимо, если школа преподает несколько родных или вторых иностранных языков. Также школа может распределить учеников по группам, чтобы изучать технологию, заниматься физкультурой.

Школа не обязана делить класс на группы. Но если у нее есть необходимые для этого условия и средства обучения, то сделать это нужно, чтобы повысить качество образования (п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Внеурочная деятельность

Выясните, использовали ли ответственные за расписание возможность чередовать уроки с занятиями по внеурочной деятельности. Сделать это школа вправе, если перешла на ФГОС общего образования. При этом перерывы в 45 минут делать не надо, ведь внеурочные занятия организуют в формах, которые отличаются от классно-урочной формы.

Если школа все еще работает по ФК ГОС, то включать внеурочную деятельность в общее расписание нельзя. Надо отдельно составлять расписание уроков и факультативных занятий. Тогда между началом факультативных занятий и последним уроком лучше устраивать перерыв не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Обратите внимание, что 2019/20 учебный год – последний, когда можно обучать по ФК ГОС. Переход всех школ на ФГОС общего образования завершится в 2020/21 учебном году (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р). Поэтому школам нужно уже сейчас перестраивать работу с расписанием по требованиям ФГОС.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой продолжает набор в дополнительные группы колледжа по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов! Успейте подать заявку на комфортное обучение по выгодной цене! Мест остается все меньше.

СанПиН 2.2.2.542-96

СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» действовали с 01.01.1997 по 30.06.2003. В этот период они были основным нормативным документом по безопасной работе на компьютере. В настоящее время вместо них действуют СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

СанПиН 2.2.2.542-96 были разработаны на основе стандартов: ГОСТ Р 50948-96 «Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности» и ГОСТ Р 50949-96 «Средства отображения информации индивидуального пользования. Методы измерений и оценки эргономических параметров и параметров безопасности».

СанПиН 2.2.2.542-96 содержали санитарно-гигиенические требования к ПЭВМ вообще и к дисплеям в частности, требования к помещениям, где эксплуатируются ПЭВМ, к микроклимату, акустическим шумам и вибрациям, освещению, организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ как для взрослых пользователей, так и для детей.

Полный текст этого документа вы без труда найдете в интернете, набрав в любом поисковике «СанПиН 2.2.2.542-96». Предлагаем вашему вниманию наиболее важные, на наш взгляд, положения этого документа с нашими комментариями (выделены курсивом).

1. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее — Санитарные правила) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с видеодисплейными терминалами (далее — ВДТ) и персональными электронно-вычислительными машинами (далее — ПЭВМ) и определяют санитарно-гигиенические требования к:
— проектированию и изготовлению отечественных, и эксплуатации отечественных и импортных ВДТ на базе электронно-лучевых трубок (далее — ЭЛТ), используемых во всех типах электронно-вычислительных машин, в производственном оборудовании и игровых комплексах на базе ПЭВМ;
— проектированию, изготовлению отечественных и эксплуатации отечественных и импортных ВДТ и ПЭВМ;
— проектированию, строительству и реконструкции помещений, предназначенных для эксплуатации всех типов ЭВМ, ПЭВМ, производственного оборудования и игровых комплексов на базе ПЭВМ.
— обеспечению безопасных условий труда пользователей ВДТ и ПЭВМ.

1.7. Руководители предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от форм собственности и подчиненности … обязаны привести рабочие места пользователей ВДТ и ПЭВМ в соответствие с требованиями настоящих Санитарных правил.
Обратите на это внимание! Руководители всех предприятий, в том числе частники, обязаны обеспечить вам надлежащие условия труда.

1.8. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль — органами и учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля соответствующих министерств и ведомств.
То есть, если ваш начальник не хочет обеспечить вам надлежащие условия труда, жалуйтесь в местную (районную, городскую) СЭС. Они вправе оштрафовать вашего директора на весьма приличную сумму. Обычно этого бывает достаточно — мало какой руководитель захочет довести дело до жалоб в более высокие инстанции, а тем более до судебного разбирательства.

3. Требование к видеодисплейным терминалам
и персональным электронно-вычислительным машинам

3.1. … Все ВДТ должны иметь гигиенический сертификат …

3.3. … Дизайн ВДТ должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света. Корпус ВДТ и ПЭВМ, клавиатура и другие блоки и устройства ПЭВМ должны иметь матовую поверхность одного цвета … и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики …

3.6. Конструкция ВДТ должна предусматривать наличие ручек регулировки яркости и контраста, обеспечивающие возможность регулировки этих параметров от минимальных до максимальных значений.

3.9. Конструкция ВДТ и ПЭВМ должна обеспечивать мощность экспозиционной дозы рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м. от экрана и корпуса ВДТ при любых положениях регулировочных устройств не должна превышать 7,74х10 А/кг, что соответствует эквивалентной дозе, равной 0,1 мбэр/час (100 мкР/час).

4. Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ и ПЭВМ

4.1. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение.

4.3. Расположение рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для взрослых пользователей в подвальных помещениях не допускается. Размещение рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных заведениях и дошкольных учреждениях не допускается в цокольных и подвальных помещениях.
В случаях производственной необходимости, эксплуатация ВДТ и ПЭВМ в помещениях без естественного освещения может проводиться только по согласованию с органами и учреждениями Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

4.4. Площадь на одно рабочее место с ВДТ или ПЭВМ для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 кв.м, а объем не менее 20,0 куб.м.
Этот и следующий пункт нарушаются очень часто — компьютеры ставятся буквально вплотную друг к другу.

4.5. Площадь на одно рабочее место с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных и дошкольных учреждениях должна быть не менее 6,0 кв.м, а объем — не менее 24,0 куб.м.

4.9. Звукоизоляция ограждающих конструкций помещений с ВДТ и ПЭВМ должна отвечать гигиеническим требованиям и обеспечивать нормируемые параметры шума согласно требованиям раздела 6 настоящих Санитарных правил.

4.16. Поверхность пола в помещениях эксплуатации ВДТ и ПЭВМ должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

5. Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе помещений эксплуатации ВДТ и ПЭВМ

5.5. Помещения с ВДТ и ПЭВМ перед началом и после каждого академического часа учебных занятий, до и после каждого занятия в дошкольном учреждении должны быть проветрены, что обеспечивает улучшение качественного состава воздуха, в том числе и аэроионный режим.

5.6. Уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений с ВДТ и ПЭВМ должны соответствовать нормам, приведенным в приложении 6.

5.7. Содержание вредных химических веществ в воздухе производственных помещений, в которых работа на ВДТ и ПЭВМ является вспомогательной, не должно превышать «Предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны» .

5.8. Содержание вредных химических веществ в производственных помещениях, работа на ВДТ и ПЭВМ в которых является основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др.), не должно превышать «Предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» .

5.9. Содержание вредных химических веществ в воздухе помещений использования ВДТ и ПЭВМ в дошкольных и всех учебных заведениях, включая вузы, не должно превышать среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха.

5.10. Запрещается проводить ремонт ВДТ и ПЭВМ непосредственно в рабочих, учебных и дошкольных помещениях.

6. Требования к шуму и вибрации

6.1. В производственных помещениях, в которых работа на ВДТ и ПЭВМ является вспомогательной, уровни шума на рабочих местах не должны превышать значений, установленных для данных видов работ «Санитарными нормами допустимых уровней шума на рабочих местах» .

6.2. При выполнении основной работы на ВДТ и ПЭВМ (диспетчерские, операторские, расчетные кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др.), во всех учебных и дошкольных помещениях с ВДТ и ПЭВМ уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБА .
В помещениях, где работают инженерно-технические работники, осуществляющие лабораторный, аналитический или измерительный контроль, уровень шума не должен превышать 60 дБА.
В помещениях операторов ЭВМ (без дисплеев) уровень шума не должен превышать 65 дБА.
На рабочих местах в помещениях для размещения шумных агрегатов вычислительных машин (АЦПУ, принтеры и т.п.) уровень шума не должен превышать 75 дБА.

6.4. Шумящее оборудование (АЦПУ, принтеры и т.п.), уровни шума которого превышают нормированные, должно находиться вне помещения с ВДТ и ПЭВМ.

6.5. Снизить уровень шума в помещениях с ВДТ и ПЭВМ можно использованием звукопоглощающих материалов…

7. Требования к освещению помещений и рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ

7.2. Искусственное освещение в помещениях эксплуатации ВДТ и ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, допускается применение системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).

7.3. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 — 500 лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк.

7.8. В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ. При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп мощностью до 250 Вт. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения.

7.9. Общее освещение следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении ВДТ и ПЭВМ. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализованно над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору.

7.15. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.

8. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ

8.1. Общие требования

8.1.1. Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.

8.1.2. … расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов — не менее 1,2м.
А очень часто компьютеры стоят буквально вплотную друг к другу…

8.1.4. Оконные проемы в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

8.1.5. Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, следует изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 — 2,0 м.

8.1.11. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

8.1.12. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

8.1.13. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 — 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

8.1.14. В помещениях с ВДТ и ПЭВМ ежедневно должна проводиться влажная уборка.

8.1.15. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями.

8.2. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для взрослых пользователей

8.2.1. Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680 — 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.

8.2.3. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной — не менее 500 мм, глубиной на уровне колен — не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног — не менее 650 мм.

8.2.4. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а так же — расстоянию спинки от переднего края сиденья. Конструкция его должна обеспечивать:
— ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;
— поверхность сиденья с закругленным передним краем;
— регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 — 550 мм и углам наклона вперед до 15 град. и назад до 5 град.;
— высоту опорной поверхности спинки 300 ± 20 мм, ширину — не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости — 400 мм;
— угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах ±30 градусов;
— регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 — 400 мм;
— стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной — 50 — 70 мм;
— регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 ± 30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 — 500 мм.

8.2.5. Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

8.2.6. Рабочее место с ВДТ и ПЭВМ должно быть оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов.

8.2.8. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 — 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.

8.3. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для учащихся средних и высших учебных заведений

8.3.1. Помещения для занятий с использованием ПЭВМ и ВДТ в средних и высших учебных заведениях должны быть оборудованы одноместными столами, предназначенными для работы на ПЭВМ и ВДТ.

8.3.5. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ и ВДТ, и высота пространства для ног должна соответствовать росту учащихся или студентов в обуви.

8.3.6. При наличии высокого стола и стула, несоответствующего росту учащихся или студентов, необходимо обязательно пользоваться регулируемой по высоте подставкой для ног (см. п. 8.2.5).

8.3.7. Уровень глаз при вертикально расположенном экране ВДТ должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ±5 градусов, допустимое ±10 градусов.

8.3.8. Рабочее место с ПЭВМ и ВДТ должно оборудоваться стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту учащихся или студентов в обуви (приложение 13).

8.4. Требования к оборудованию и организации помещений с игровыми комплексами на базе ПЭВМ для детей дошкольного возраста

8.4.1. Помещения, где устанавливаются игровые комплексы, должны оборудоваться одноместными столами.

8.4.5. Не допускается вместо стульев использование кубов, табуреток, скамеек без опоры для спины.

9. Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ

9.1. Общие требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ

9.1.1. Режимы труда и отдыха при работе с ПЭВМ и ВДТ должны организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.

9.1.2. Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы:
группа А — работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом;
группа Б — работа по вводу информации;
группа В — творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.
При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ и ВДТ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.

9.1.3. Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ВДТ и ПЭВМ (приложение 15), которые определяются: для группы А — по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 000 знаков за смену; для группы Б — по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену; для группы В — по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ и ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 часов за смену.

9.1.4. Для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, учителей общеобразовательных школ устанавливается длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики и вычислительной техники не более 4 часов в день.

9.1.5. Для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах (аудиториях) с ВДТ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать 6 часов в день.

9.1.7. Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей, на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.

9.1.9. Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.

9.1.10. При работе с ВДТ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 часов), независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.

9.1.11. При 8-ми часовой рабочей смене и работе на ВДТ и ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:
— для I категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
— для II категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 1.5 — 2.0 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;
— для III категории работ через 1.5 — 2.0 часа от начала рабочей смены и через 1.5 — 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

9.1.12. При 12-ти часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-ми часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут.

9.1.14. С целью уменьшения отрицательного влияния монотонии целесообразно применять чередование операций осмысленного текста и числовых данных (изменение содержания работ), чередование редактирования текстов и ввода данных (изменение содержания работы).

9.2. Требования к организации режима работы с ВДТ и ПЭВМ студентов высших учебных заведений

9.2.2. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ВДТ или ПЭВМ составляет 1 час, для студентов старших курсов — 2 часа, с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15 — 20 минут. Допускается время учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ увеличивать для студентов первого курса до 2 часов, а для студентов старших курсов до 3 академических часов, при условии что длительность учебных занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50% времени непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ и при соблюдении профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультминутка и физкультпауза.

9.3 Требования к организации режима работы с ВДТ или ПЭВМ учащихся средних специальных учебных заведений.

9.3.1. В средних специальных учебных заведениях (ПТУ, техникумы и др.) длительность работы на ВДТ или ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям и организации рабочих мест должна составлять:
— для учащихся первого курса не более 30 минут в день;
— для учащихся второго и третьего курсов не более 1 часа в день при сдвоенных уроках: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором с интервалом в работе на ВДТ или ПЭВМ не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п.
— для учащихся третьего курса длительность учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ допускается увеличить до 3 академических часов с суммарным временем непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ не более 50% от общего времени учебных занятий.

9.3.2. После каждого академического часа занятий с ВДТ или ПЭВМ следует устраивать перемены длительностью 15 — 20 минут с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета) и организацией сквозного проветривания.

9.4. Требования к организации режима учебных и внеучебных занятий с ВДТ и ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста

9.4.1. Для учащихся X — XI классов по основам информатики и вычислительной техники должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов — 1 урока в неделю с использованием ВДТ и ПЭВМ.

9.4.2. Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:
— для учащихся I классов (6 лет) — 10 минут;
— для учащихся II — V классов — 15 минут;
— для учащихся VI — VII классов — 20 минут;
— для учащихся VIII — IX классов -25 минут;
— для учащихся X — XI классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором — 20 минут;

9.4.5. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета).

9.4.15. В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет — 10 минут.

9.4.16. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятий следует проводить гимнастику для глаз.

9.4.17. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ и ВДТ в дошкольных учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

10. Требования к организации медицинского обслуживания пользователей ВДТ и ПЭВМ

10.1. Профессиональные пользователи ВДТ и ПЭВМ должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в порядке и в сроки, установленные Минздравмедпромом России и Госкомсанэпиднадзором России.

10.2. К непосредственной работе с ВДТ и ПЭВМ допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.

10.3. Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ВДТ и ПЭВМ, не допускаются. Трудоустройство беременных женщин следует осуществлять в соответствии с «Гигиеническими рекомендациями по рациональному трудоустройству беременных женщин».

10.4. Медицинское освидетельствование студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных учебных заведений, детей дошкольного и школьного возраста проводится в порядке и в сроки, установленные соответственно Минздравмедпромом России, Госкомсанэпиднадзором России, Госкомвузом России и Минобразования России.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector