16 лучших программ для создания музыки
Виртуальная студия, которая считается одной из самых мощных на сегодняшний день. Это продукт, ориентированный на профессионалов, но благодаря логичному интерфейсу любители и музыканты, которые хотят улучшить звучание собственных композиций, также успешно работают в Cubase.
В студии доступны все передовые инструменты для редактирования звука на разных этапах: в процессе записи, при сведении и мастеринге. Cubase поддерживает современные аудиоформаты, в том числе звук 5.1 и 7.1 — позволяет добиться исключительного объёма стереоэффектов.
Студия работает с VST и VSTi‑плагинами. Здесь есть удобные шаблоны проектов, многодорожечный редактор, средства для работы с нотами, комплекты фильтров, эффектов и встроенный микшер. В среде можно составлять биты, лупы, редактировать и синтезировать новые звуки.
Простенький и удобный аудиоредактор с профессиональными инструментами для создания музыкального материала. Проводит пакетную конвертацию аудио, очищает шумы, создает рингтоны для мобильных, работает с плагинами и audio cd.
Адобе Аудишн имеет большой выбор эффектов для классного звучания, удобный эквалайзер, мультитрековый режим, опции удаления вокала и шумоподавления. Триал-период дает месяц на знакомство с продуктом.
Не загоняйся по теории, учи только базу
Для опытного музыканта этот заголовок может показаться какой-то шуткой, после которого он посчитает меня некомпетентным чмом. Как это: без теории писать музыку?! Ты что, сошёл с ума?!
Безусловно, теория помогает разобраться, как устроена музыка. Но есть одна закавыка: чтобы научиться писать музыку — её нужно писать. Зеленые композиторы, которые только начинают свой путь в музыке, пытаются углубиться в теорию в надежде найти какую-то совершенную формулу, по которой они сделают музыку хорошо.
Дело в том, что сама по себе музыкальная теория не научит писать музыку — она лишь поможет понять, как описать какие-то свойства музыки, но не более того. Поэтому в неё стоит заглядывать, если хочется понять, как и почему у тебя что-то работает.
Теория — это своего рода справочник того, что можно понимать абстрактно и делать импульсивно. У музыки настолько низкий порог вхождения, что можно легко научиться ей без этого самого справочника. Заглядывать в него нужно только по необходимости или в тех случаях, когда появляется желание разобраться в конкретных деталях. Зачем знать весь справочник, если ты можешь смотреть в него время от времени?
Знание теории не гарантирует, что ты станешь вторым Моцартом, поэтому ничего страшного не случится, если ты не будешь знать весь пласт сольфеджио, который преподают в музыкальной школе или консерватории. Даю слово!
В общем, можно изучать теорию сколь угодно долго, но без практики в этом нет никакого смысла.
Тогда как же научиться писать музыку? Одни с боем прорываются через неизведанное и всё изучают самостоятельно методом проб и ошибок. Другие обращаются за помощью ментора и справочника. Но так или иначе, всё сводится к следующему пункту.
Глушитель
В далёком 2009м году в мае я купил ржавую(как оказалось позже) астру Ф. В августе я сдал наконец-то на права и стал на ней ездить. Через какое-то время я стал немного бомжом в самом прямом смысле — расстался с девушкой, с которой жил до этого у неё и уехал в никуда. Так, жил по друзьям, иногда на работе, пару раз в машине. Ну и работа у меня была разъездная. Движок в машине перебрал ещё за деньги, подаренные старшим братом, а потом я в принципе жил на зп, которой хватало на бензин и поесть. Ни на вещи, ни на съём квартиры уже не хватало. Но машинка-то была ржавонькая. И гнила у неё выхлопная система. Потихоньку разваливаясь.
И весну 2010 она уже не особо пережила. Отвалилась банка глушака. С этим милым звуком и банкой, примотанной проволочкой к какому-то крюку под днищем, я нашёл автосервис, где делали глушители. «Кули нам, казакам» подумал я и поехал к «парням». Ну вот так, не глядя особо по сторонам, я заехал, зашёл на ресепшн и озвучил беду:
-Глушак отвалился, сделайте что-нибудь.
На меня посмотрел мастер-приёмщик. Почему-то сдерживая улыбку.
-А что конкретно?
-Ну, приварите, наверное.
Радостно предложил я, помня, что у меня есть 200 рублей «на всё».
-Ну, загоняй, посмотрим.
Загоняю, думаю, какой милый боксик, опрятный, плакатики, ребята в чистом… «Ребята в чистом» смотрели в это время на заезжающую в бокс немного трухлявую астру. Смотрели почему-то с улыбками. Ну так. Знаете, когда смотрят угорая, но не хотя обидеть? Да и мне вообще было по барабану. Написано «ремонт и тюнинг глушителей». Вот я приехал в «ремонт». В общем, загнал, вышел мастер, машину подняли. Осмотрели систему…
Поцокали языками. (я в это время мял в руках два стольника). Мастер и говорит. Ну, мооооооожно в принципе заварить. Ты, говорит, на сколько и что оцениваешь сам? Я сделал вид, что думаю (вот честно, я на тот момент второй раз в жизни видел днище машины. Первый раз видел у папы Жигуль ещё когда в школе учился.
Ну, говорю я задумчиво, рублей на 200 сварка потянет. Наверное.
«Ребята в чистом» угарнули тихонечко (мастер-то рядом).
-Хорошо. Двести как раз и думал назначить. По сто рублей за шов сварки. Ребят, приварите.
И да, мне приварили два крюка к банке, подвесили на резиновые хомуты и отпустили. За двести рублей всё.
Я радостно оплатил, пообещал «МАСТЕРУ», что буду к ним ездить чиниться и свалил долго думая над его улыбкой а-ля Джоконда.
Ясное дело, я не так просто упомянул, что машина ржавела. Она это делала и днём и ночью, зараза и даже по выходным. Так что в тот сервис я ездил ещё раза три «что-то приварить». Мастер уже узнавал, здоровался за руку, «ребята в чистом» аккуратно приваривали мне новую гофру в ржавые останки моей выхлопной, переварили через какое-то время отгнившие в очередной раз с банки крюки приварив к ней стальное кольцо вокруг. Но что-то мне не давало покоя вспоминая их искренние улыбки. А дошло в один прекрасный день.
Приехал я в очередной раз туда с какой-то мелочью «на пару швов». Ну, реально. А они там все бегают в панике, клиентов нет и стоит группа людей у единственного занятого бокса с важным видом что-то обсуждая. Ну и тут я, такой ржавый красивый вруливаю с невинной простотой клинического идиота через ворота. Бросаю машину, выхожу с широкой лыбой к Мастеру, а он мне навстречу, со словами: «Извини, чел, сегодня ну вот вообще ну никак…» и тут к нам подходит один из той группы и начинает меня расспрашивать, что я тут приехал и что мне надо. Я как-то и не смущаясь особо говорю, да вот, мол, выхлопная снова, надо переварить немного. Он вдохновляется и Мастеру говорит:
— О! Пусть загоняет, нам для крупных планов как раз надо снять сварку под разными углами!
— Но ведь, но этой машины не было в проекте…
— Ой, да кто поймёт разницу? Мы оплатим!
И Мастер уже мне с восторгом в глазах:
— Ну, парень, ну ты и везучий! Загоняй во второй бокс!
На мои слова, мол, я не успел сказать, что там надо, он только отмахнулся, мол, разберёмся. Подумал и добавил, чтоб я часа два «погулял» и «не мешался». Должен отдать должное, через два часа как раз отсняли всё. А мне… Мне сделали всю новую выхлопную от пламягасителя и до банки. Бесплатно. Потому что платил телеканал снимавший передачу про… тюнинг выхлопных систем в элитных автомобилях. А этот сервис как раз и занимался. Тюнингом. Выхлопных. Систем. Элитных. Автомобилей.
Потому и угорали так при моём появлении. Я-то на своей астре как-то вот вообще не интересовался, что там и сколько стОит, проезжающее рядом. Я был занят другим. И у меня вообще вот не возникало вопросов, что в соседнем боксе стоял Порш, а за мной в очереди — удивлённый дядечка на Майбахе. У меня была проблема и я решал в тот момент её. А именно — оторванный глушак. Или секущая гофра. Или что-то ещё. А не цена железных коробочек рядом с моей)
Но, знаете, я думаю, в принципе, что так и должны работать профессионалы. Если ты можешь помочь — помоги. С помощи мне у них не убыло. И наверняка варили мне швы ученики, а не мастера. Но варили. В мой бюджет. Не выпендриваясь «не по Сеньке шапка, едь в гаражи». Могли, были свободны, они делали.
Могу ли я писать музыку на планшете или смартфоне?
Можете, но это будет не очень удобно — размеры экранов накладывают существенные ограничения на интерфейс. Дисплеи смартфонов не сравнятся по площади с обычным монитором — информации на экране будет мало. К тому же работа с регуляторами порой требует высокой точности манипуляций, а с этим у смартфонов бывают проблемы.
На планшетах дела обстоят лучше, но здесь появится другая проблема — ограничения софта. Функции мобильных DAW не сопоставимы с десктопными версиями ввиду различий платформ. К примеру, в мобильных DAW нет такого богатства плагинов и виртуальных инструментов, даже если мы говорим только о стоковом контенте. Многие функции (та же автоматизация и редактирование аудио) существуют в упрощенном виде.
Свести проект на планшете или смартфоне не получится, пока что это утопия. Конечно, разработчики активно развивают возможности музыкального софта и наращивают его производительность, но ситуация все еще далека от того, чтобы выбрать портативное устройство в качестве основы студии.
Рассматривать планшет или смартфон лучше в качестве дополнения к студийном компьютеру. К примеру, можно скачать мобильную DAW, чтобы связать ее с десктопом и использовать в качестве блокнота для записи новых идей: придумали бит, записали его на смартфоне, отправили проект себе на компьютер и продолжили работу с проектом на десктопе. Звучит классно, но нужно учесть, что не все большие DAW существуют в карманном варианте: мобильные версии есть только у Cubase (Cubasis для iOS), Logic Pro X (GarageBand для iOS) и FL Studio (FL Studio Mobile для Android и iOS).
Другим сценарием эффективного дополнения студии может стать использование смартфона или планшета в качестве виртуального инструмента или процессора эффектов. Так, например, для iOS и Android существуют качественные синтезаторы и драм-машины от Korg, Moog, Propellerhead и ряда других разработчиков — эти приложения отлично звучат и точно пригодятся в студии. Подключив планшет к компьютеру с запущенной DAW, вы сможете использовать приложение как обыкновенный виртуальный инструмент.
Ну а для гитаристов портативные устройства могут заменить педалборд. На iOS существуют мобильные версии эмуляторов гитарных усилителей и эффектов Positive Grid BIAS FX Mobile и AmpliTube. Связав планшет или смартфон с компьютером и подключив гитару, это позволит переключать эффекты и управлять своим звуком с экрана девайса, не отвлекаясь на мышку или забеги к компьютеру для изменения звука.
Создание студии звукозаписи
Подумайте о том, какую музыку вы планируете создавать. Существуют различные стили электронной музыки, например, хаус, техно, транс,
электро и т.д. Изучите как можно больше информации об интересующем вас музыкальном стиле, каковы текущие тенденции в нем, узнайте, как должны правильно звучать такие дорожки. Для этого достаточно внимательно прослушать несколько композиций и попытаться разложить их на составляющие. Кроме того, некоторые музыканты имеют собственные видеоканалы, на которых демонстрируют процесс написания треков.
Заручитесь необходимым оборудованием. Для создания качественной композиции необязательно нужна большая студия звукозаписи, достаточно будет и относительно мощного домашнего компьютера. По желанию приобретите качественный синтезатор и звуковую систему, которая бы не искажала звук и передавала все его оттенки.
Выберите подходящее программное обеспечение. Начинающим музыкантам можно посоветовать приобрести простую в обращении программу Fruity Loops Studio, в которой есть все необходимые средства для создания качественных композиций в любом стиле. Кроме того, в интернете имеется множество сайтов, посвященных работе именно с секвенсором Fruity Loops Studio.
Компактная домашняя аудиостудия для создания качественных композиций с помощью впечатляющего набора эффектов и немалых возможностей. Представляет собой трио из синтезатора, секвенсора и микшера. Имеет пэды для генерирования битов, записывает звук с микрофона, поддерживает подключение музыкальных инструментов и может работать с помощью «горячих клавиш».
НаноСтудио сохраняет проекты в различных удобных форматах, записывает и редактирует аудиоклипы, поддерживает звуковые карты и midi-клавиатуры. Несмотря на англоязычную оболочку, справка и ознакомительные уроки помогут новичку понять принцип работы софта.
Контрольный пункт №5 – «Что дальше»
Вы приобрели всю необходимую аппаратуру, освоили все нужные навыки обращения с ней. Впереди самое главное: начать работать. Как же это сделать, с чего начать? Создайте собственный аккаунт на известных сервисах для музыкантов (например: SoundCloud, Bandcamp), освойте азы мастеринга (не стоит пренебрегать этим шагом, для новичка он может оказаться полезным).
Ну а дальше – берите пример со своего кумира и дерзайте. Выступайте вживую, делайте общие проекты с коллегами, творите, будьте оригинальным и неповторимым. И ни в коем случае не обращайте внимания на критику по отношению к вам. Идите вперед с гордо поднятой головой и у вас все получится!
Зы: возможно, еще несколько подсказок в плане продвижения и заработка с помощью музыки вы найдете в моей книге «Монетизация и продвижение диджеев и музыкальных проектов».