Топ-15 лучших платных и бесплатных тренажеров для слепой печати на клавиатуре

Что такое виртуальные лаборатории и как их применять в школе

Особое место в ряду цифровых образовательных ресурсов сегодня занимают виртуальные лаборатории (ВЛ). Под этим термином подразумевают лабораторные работы и эксперименты в рамках изучения предметов естественно-научного цикла начальной и основной школы, выполнять которые можно в виртуальной среде. Все лаборатории такого типа можно разделить на три основные группы: виртуальные лаборатории, моделирующие проведение лабораторных работ с использованием традиционного оборудования; виртуальные лаборатории, моделирующие проведение экспериментов с использованием цифровых средств измерений (цифровых лабораторий); лаборатории с использованием технологии виртуальной реальности. Рассказываем о каждой из них подробнее.

Виртуальные лаборатории представляют собой компьютерные программы-симуляторы (или связанный комплекс программ), моделирующие основные этапы выполнения лабораторной работы или эксперимента с использованием различного лабораторного оборудования, оснастки, виртуальных реактивов, а также содержащие теоретические материалы по изучаемой тематике, методические указания, различные задания, средства подготовки отчета по работе и контроля знаний. С их помощью ученики отрабатывают основные действия, умения и навыки, которые необходимы при выполнении натурного эксперимента.

Работа с помощью виртуальных лабораторий становится особенно актуальной:

  • при необходимости провести эксперимент, который проводить в условиях учебного кабинета невозможно или опасно;
  • при подготовке к проведению эксперимента на уроке (это в значительной степени повысит эффективность работы на уроке, позволит ученикам ознакомиться с принципами работы лабораторного оборудования, последовательностью действий при сборке лабораторной установки, а также с методикой проведения лабораторной работы и ожидаемыми результатами);
  • при дистанционном обучении (например, в период пандемии).

Как правильно расположить руки на клавиатуре

Прежде чем приступить к описанию лучших инструментов для обучения скоропечатанию, хочу дать вам несколько рекомендаций по правильному положению рук на клавиатуре.

Внимательно присмотритесь к клавиатуре. На клавишах А и О в русской раскладке, или F и J в английской, можно обнаружить небольшие выпуклые бугорки. Они предназначены для быстрого поиска необходимого положения пальцев рук без подглядывания на клавиатуру. Вам нужно поставить указательные пальцы на клавиши с выступами, а все остальные расположить на соседних клавишах. Для правой руки это буквы Л, Д, Ж, для левой – В, Ы, Ф. Большие пальцы разместите над пробелом.

Положение пальцев на клавиатуре

Поставьте руки так, как я описала выше. Затем посмотрите на схему ниже.

Каждый палец отвечает за определенный набор клавиш

Как видите, каждый цвет пальцев отвечает за определенные клавиши.

Некоторые копирайтеры предпочитают другой вариант размещения пальцев на клавиатуре, согласно которому указательные пальцы располагаются на клавишах М и Т, а другие ставятся на буквы А, В, Ы и О, Л, Д.

Подробнее узнать о принципах слепого печатания и понять, как его быстро освоить, можно из видео.

Области применения компьютерных тренажеров

В наше время для начального освоения дорожно-строительной техники совсем не нужно садиться за управление реальной машиной, а достаточно сесть за компьютерный тренажер (симулятор). Благодаря таким тренажерам человек получает необходимые навыки, чтобы, впоследствии, пересесть на дорожного «гиганта» с минимально возможными последствиями. Под последствиями понимаются неосторожные действия человека, которые могут привести к поломке дорожно-строительной машины или нанесению вреда окружающей действительности. Принцип, по которому изготавливаются компьютерные тренажеры – моделирование реальности. Применительно к тренажерам дорожно-строительной техники это означает создание виртуальной модели дорожно-строительной машины, которая при взаимодействии ведет себя также как реальная. Очевидно, что, чем более похожа созданная модель на свой реальный прототип и, чем ближе ее поведение к реальности, тем качественнее тренажер. Примером может послужить тренажер, показанный нарис.1.

Рис. 1. «Тренажер крановщика». Производитель — ООО НПП «Учтех Профи», г.Челябинск

В комплект тренажера входит:

программное обеспечение крана (компьютерный имитатор крана);

системный блок ЭВМ;

пульт управления (кресло, кнопки управления краном, два джойстика);

Данный тренажер, как видно из названия, обучает работе на разных видах кранах: башенном, портовом, козловом и мостовом. Тренажер выполнен на основе 3D-технологии. Работа на тренажере подразумевает выполнение различных заданий, таких как:

зацепление, подъем и обвод грузов различной формы вокруг поставленных на полу стоек, не задевая их;

установка грузов в нарисованные на полу фигуры;

подъем грузов из-под кабины, завод обычных грузов в ворота, штабелировка грузов и т.д.

Для контроля знаний и умений крановщика по технике безопасности и общим вопросам работы на кранах применяется сетевая универсальная система тестирования. По результатам работы компьютерный тренажер оформляет и выводит на печать протокол работы, оценки, ошибки, проводит аттестацию или оценивает результаты работы персонала. Домашним аналогом такого тренажера является игра-симулятор «Kran-Simulator» («Симулятор крана»). Данный симулятор позволит любому домашнему пользователю персонального компьютера, имея на вооружении клавиатуру и мышь, попробовать кресло крановщика.

В качестве другого примера возьмем «BaggerSimulator» («Симулятор экскаватора»). Симулятор предоставляет нам возможность управлять мини- экскаватором, бульдозером, фронтальным пневмоколесным погрузчиком, виброуплотнителем, экскаватором с грейферным оборудованием и катком.

Подводя итог всему выше сказанному, можем сделать вывод, что такие тренажеры можно расценивать не просто, как развлечение, а как целую обучающую систему. Используя тренажеры для обучения, процесс образования становится более разнообразным. Как правило зрительная информация (при конспектировании) усваивается хорошо, а грамотно смоделированная ситуация еще лучше.

Компьютерный тренажер вовремя предупредит нас об ошибке, тем самым, снижая риск ее появления, при работе на реальной машине («Предупрежден – значит вооружен»). Самообучение происходит без риска нанесения вреда здоровью, как обучающемуся, так и окружающим. Тренажер можно использовать не только для обучения, но и для аттестации, периодическому повышению квалификации и т.д.

Базы знаний и экспертные системы

База знаний (база знаний) — совокупность знаний, относящихся к определенной предметной области и формально представленных таким образом, что их можно использовать для проведения рассуждений. Базы знаний чаще всего используются в контексте экспертных систем, где они используются для представления навыков и опыта экспертов, занимающихся практической деятельностью в соответствующей области (например, в медицине или математике). Как правило, база знаний представляет собой набор правил вывода.

Экспертная система — это комплекс компьютерного программного обеспечения, которое помогает человеку принимать обоснованные решения. Экспертные системы используют информацию, полученную заранее от экспертов — людей, которые являются лучшими специалистами в любой области.

Экспертные системы должны хранить знания о конкретной предметной области (факты, описания событий и моделей); иметь возможность общаться с пользователем на ограниченном естественном языке (т.е. задавать вопросы и понимать ответы); обладать набором логических средств для получения новых знаний, выявления закономерностей, выявления противоречий; поставить задачу по запросу, уточнить ее формулировку и найти решение; Объясните пользователю, как было получено решение.

Экспертные системы могут использоваться в различных областях — медицинская диагностика, поиск неисправностей, разведка полезных ископаемых, выбор архитектуры компьютерной системы и т. д.

Принцип 4. Автоматизируйте работу

Главное преимущество компьютера заключается в том, что он позволяет автоматизировать многие рутинные и повторяющиеся задачи. В этом разделе мы поговорим о некоторых приемах автоматизации, которые не только помогают быстрее работать за компьютером, но и существенно облегчают пользователям жизнь.

Быстрый доступ к программам, файлам и сайтам

Создавайте быстрый доступ к тем программам, файлам и сайтам, которыми вы пользуетесь чаще всего. Это можно сделать несколькими способами:

Способ 1. Разместить их на панели быстрого запуска:

Панель быстрого запуска в Windows 7

Способ 2. Задать для них свои горячие клавиши. Для этого создайте ярлык программы или файла, а в свойствах ярлыка укажите удобную для вас комбинацию клавиш.

Назначение горячих клавиш в свойствах ярлыка

Этот метод работает во всех ОС семейства Windows. Обратите внимание: значки программ в «Метро» или кнопке «Пуск» — это уже ярлыки. Вам достаточно просто отредактировать их свойства.

Способ 3. Если вы пользуетесь программой или документом сразу после включения компьютера, добавьте их в автозапуск. Например, у меня в автозапуске сейчас находятся органайзер, почтовик, папка с текущим проектом и несколько скриптов.

Способ 4. Еще один способ настроить горячие клавиши для программ, файлов и сайтов — это воспользоваться приложением для автоматизации. Я рекомендую бесплатную программу AutoHotkey, которая отлично подходит для автоматизации любых задач и процессов в Windows.

Для этого скачайте программу с официального сайта (https://www.autohotkey.com) и установите ее. Затем в «Блокноте» (или в любом другом подходящем текстовом редакторе) создайте текстовый файл со следующим содержимым:

Поменяйте расширение файла с txt на ahk и запустите его. Теперь при нажатии комбинации клавиш Win+N у вас запустится «Блокнот», после клавиш Ctrl+G откроется сайт Google, а после Ctrl+Alt+M — файл MyText.txt на диске C (только этот файл вам нужно предварительно создать).

В общем виде синтаксис назначения горячих клавиш выглядит так:

В программе используются следующие обозначения:

Что такое sc31, sc22, sc32? Это скан-коды клавиш N, G и M. Можно, конечно, написать и сами буквы, но в этом случае скрипты будут работать только в английской раскладке. Полный список скан-кодов можно посмотреть здесь.

Чтобы скрипт AutoHotkey запускался сразу после включения компьютера, добавьте его в «Автозапуск».

Автозамена

Автозамена — это функция текстовых редакторов, которая автоматически меняет текст прямо в процессе его написания.

Как это работает? Представим, что нам в документах нужно постоянно упоминать компанию «Главстроймедрыбсервис». Чтобы не мучиться, настроим автозамену:

Добавление слова в автозамену (Google Документы)

Словарь автозамены в Google Документах

Теперь мы можем писать просто «гср», а текстовый редактор будет автоматически менять сокращение на нужное слово.

Некоторые энтузиасты этой техники создают огромные словари автозамены, насчитывающие более тысячи слов. Однако я сомневаюсь, что такой подход себя оправдывает. , все эти многочисленные сокращения нужно постоянно держать в голове. , когда фанату автозамены вдруг приходится работать за другим компьютером, он испытывает сильный дискомфорт. Впрочем, все это дело вкуса.

В любом случае в автозамену стоит добавить те слова и выражения, которые вы пишете каждый день. Например:

  • Название организации;
  • Ее адрес и телефоны;
  • ФИО руководителя;
  • Свое имя и фамилию;
  • Стандартные формулы вежливости

Чтобы отредактировать словарь автозамены, зайдите в настройки текстового редактора.

Если ваш текстовый редактор не поддерживает автозамену (например, вы любите набирать текст в обычном «Блокноте»), вам помогут сторонние приложения: TextExpander, PhraseExpress Они будут работать с любым текстовым редактором.

Также отличным решением является все та же бесплатная программа AutoHotkey. Для создания словаря автозамены в этой программе используйте следующий синтаксис:

Примеры файла автозамены в AutoHotkey

Чтобы автозамена AutoHotkey сработала, после слова нужно поставить конечный символ: пробел, точку, запятую, перевод строки. Если же вы хотите, чтобы слово менялось сразу, воспользуйтесь следующим синтаксисом:

С AutoHotkey автозамена будет работать где угодно: в «Блокноте», в мессенджерах или даже в браузере.

Макросы

Макрос — это запись последовательности действий пользователя, которые можно воспроизводить снова и снова. Создание макросов поддерживают Photoshop, Microsoft Office, LibreOffice и многие другие современные программы.

Макросы помогают автоматизировать повторяющиеся и рутинные задачи. Если вы по многу раз в день выполняете одну и ту же операцию, подумайте: а нельзя ли заменить ее макросом?

Как это работает? Представим ситуацию: у нас есть множество документов, в которых требуется поменять название фирмы, адрес сайта и электронную почту. Чтобы ускорить работу, нужно сделать следующее:

  • Открываем первый документ в Microsoft Word или в LibreOffice Writer.
  • Запускаем запись макроса.
  • Меняем во всем документе название фирмы с помощью замены текста (горячие клавиши Ctrl+H).
  • Таким же способом меняем сайт и почту.
  • Останавливаем запись макроса.

Теперь, чтобы исправить оставшиеся документы, достаточно их просто открыть и запустить записанный макрос.

А как быть, если программа не поддерживает запись макросов?

В этом случае для их создания можно воспользоваться сторонними приложениями, благо, что выбор таких приложений сегодня достаточно большой. Условно их можно разделить на две группы: автокликеры и программы сценарных языков.

Автокликеры — это программы, которые записывают действия пользователей (нажатие клавиш, клики мышью), а затем воспроизводят их. К автокликерам относятся, например, программы Clickermann (бесплатно) и AutoClickExtreme (платно, но можно бесплатно попробовать в течение 20 дней).

Программа AutoClickExtreme

Интерфейс программы AutoClickExtreme

Программы для работы со сценарными языками не записывают действия пользователей, а выполняют команды из файла. К ним относятся бесплатные программы AutoHotkey и AutoIt.

Самой мощной и полезной программой, на мой взгляд, является все та же AutoHotkey. Она умеет работать с файлами и устройствами, управлять любыми приложениями и всей операционной системой в целом.

Разумеется, для создания макросов в этой программе придется немного изучить язык AutoHotkey. Однако язык этот совсем не сложный (посмотрите на примеры выше), а время, потраченное на его изучение, окупается с лихвой. Кроме того, в интернете легко найти и справочные материалы по AutoHotkey, и уже готовые решения.

Что можно сделать с помощью макросов? Очень многое. Вот лишь малая часть их возможностей:

  • Автоматическое исправление типографики в тексте (удаление лишних пробелов, замена дефисов на тире ).
  • Быстрое применение сложных эффектов в графических редакторах.
  • Переименование или редактирование сотен файлов одновременно.
  • Быстрое заполнение однотипных форм.
  • Загрузка файлов из интернета с их последующей обработкой.
  • Автоматическое формирование документов.
  • Работа с внешними устройствами (например, принтером или сканером).
  • Публикация материалов в блоге или в социальных сетях.
  • Автоматическая архивация документов.
  • Запуск и остановка операций в определенное время.

… и многое другое

К сожалению, конкретные инструкции по созданию макросов в рамках этой статьи дать невозможно: у каждой программы свои особенности работы с макросами и свой язык сценариев. Если вы, например, хотите научиться создавать макросы в AutoHotkey, Photoshop или Microsoft Office, вам следует изучить справочные материалы именно к этим программам.

Преимущества применения симуляторов

  • Скорость. Симуляционное обучение позволяет быстрей всего научить тем или иным практическим навыкам новичков.
  • Актуальность. Технологии в современном мире меняются очень быстро. Угнаться за этой динамикой в теории ещё возможно, а на практике – гораздо сложней. Но если под рукой есть толковые актуализирующиеся симуляторы (а обновление ПО это отлично позволяет сделать), то учащимся, персоналу, которые используют такие имитаторы удается достойно соответствовать реальным требованиям.
  • Точность и контроль. Возможность фиксировать процесс обучения, наблюдать и корректировать действия.
  • Вовлечённость и увлеченность в процесс обучения. Усиление эффекта интерактивности и геймификации (а с ними — и увеличение уровня мотивации). Эмоциональное вовлечение в процесс обучение благоприятно влияет на уровень усвоения материала, продуктивность. Но это возможно именно когда симулятор – именно толковый имитатор реальности, а не просто игра. В последнем случае процесс вовлечения тоже будет, но разрыв с реальностью может скорей сформировать игровую зависимость, а не сконцентрированность на реальном объекте изучения. Поэтому прежде чем внедрять симулятор в обучение ВУЗа, колледжа, учебного центра, компании, нужно максимально ответственно отнестись к самому симулятору, платформе, на котором он реализован. Здесь не нужна «развлекаловка”, здесь нужен помощник, который из сферы игрового помогает быстро перейти в область реального действия.

При разработке решения важно чётко:

  • Определиться с задачами, которые тренажёр должен решать. Это может быть сугубо обучение (трансляция знаний, тренировка навыков, умений), а может быть контроль за знаниями.
  • Определиться ради чего обучать. Например, если речь идёт о бизнес-симуляторах, задача может быть одна – обучить увеличению продаж, и даже предмет обучения один – сами продажи, но фокус – разный: для тех, кто управляет специалистами по продажам, и тех, кто непосредственно продаёт.
  • Алгоритмизировать все процессы: технологические, интеллектуальные и даже эмоциональные (в чрезвычайных ситуациях это особенно важно).
  • Учитывать реальные параметры, пропорции. Интерфейс должен быть не игровым, а приближенным к реальному оборудованию.
  • Обеспечить платформонезависимость и запуск на разных устройствах (сейчас только ленивый не слышал об адаптивных сайтах, это из этой же области).

Современные методы обучения

Среди наиболее востребованных сегодня современных методов обучения можно выделить:

Лекция

Лекция является устной формой передачи информации, в процессе которой применяются средства наглядности.

Преимущества лекции состоят в том, что учащиеся ориентируются в больших массивах информации, на занятиях присутствует, как правило, большое количество учащихся, а педагог может легко осуществлять контроль над содержанием и последовательностью своего изложения.

К недостаткам лекции можно отнести то, что отсутствует обратная связь от учащихся, нет возможности учесть их изначальный уровень знаний и навыков, а занятия жёстко зависят от расписаний и графиков.

Семинар

Семинар представляет собой совместное обсуждение педагогом и учащимися изучаемых вопросов и поиск путей решения определённых задач.

Преимущества семинара заключаются в возможности учитывать и контролировать педагогом уровень знаний и навыков учащихся, устанавливать связь между темой семинара и имеющимся у учащихся опытом.

Недостатками семинара считаются небольшое количество учащихся на занятии и требование к наличию у педагога высоких коммуникативных навыков.

Тренинг

Тренинг – это такой метод обучения, основой которого является практическая сторона педагогического процесса, а теоретический аспект имеет лишь второстепенное значение.

Главным и основным недостатком тренинга является то, что по его окончании учащиеся должны сопровождаться и получать поддержку, иначе приобретённые навыки и умения будут утрачены.

Модульное обучение

Модульное обучение – это разбивка учебной информации на несколько относительно самостоятельных частей, называемых модулями. Каждый из модулей предполагает свои цели и методы подачи информации.

Положительные характеристики метода модульного обучения заключаются в его избирательности, гибкости и возможности перестановки его слагающих – модулей.

Отрицательные стороны состоят в том, что учебный материал может быть усвоен разрозненно и станет нецелостным. Также может потеряться логическая связь информационных модулей, вследствие чего знания будут фрагментированными.

Дистанционное обучение

Под дистанционным обучением понимается применение в педагогическом процессе телекоммуникационных средств, позволяющих педагогу обучать учеников, находясь от них на большом расстоянии.

Положительными характеристиками метода являются возможность вовлечения большого числа учащихся, возможность обучения на дому, возможность выбора учащимися наиболее подходящего времени для занятий и возможность переносить результаты процесса обучения на различные электронные носители.

Недостатками здесь можно назвать высокие требования к технической оснащённости педагогического процесса, отсутствие визуального контакта педагога и учащегося и, как следствие, пониженную мотивацию со стороны последнего.

Ценностная ориентировка

Метод ценностной ориентировки служит для привития ценностей учащимся и ознакомления их с социальными и культурными традициями и правилами. Обычно в процессе работы используются и инструменты, отражающие эти правила и традиции.

Положительные характеристики ценностной ориентировки – это её содействие адаптации учащихся к условиям реальной жизни и требованиям общества или деятельности.

Слабый момент метода выражается в том, что учащийся, если педагог приукрасил какие-либо моменты, может разочароваться в полученной информации, когда столкнётся с действительным положением вещей.

Кейс-стади

Метод кейс-стади (или метод разбора конкретных ситуаций) основывается на полноценном изучении и анализе ситуаций, которые могут иметь место в изучаемой учащимися области знаний и деятельности.

С положительной стороны этот метод отличается тем, что можно организовать эффективное обсуждение ситуации и имеющихся в ней проблем, сопоставить объекты изучения с уже имеющимся у учащихся опытом и сформировать у них высокую мотивацию.

Осложняется же метод высокими требованиями к организации обсуждения (в противном случае на анализ исследуемой ситуации может потребоваться существенно больше времени); все участники должны быть компетентны в области, к которой относится ситуация, а для достижения поставленных педагогических целей педагог должен обладать высокой квалификацией.

В качестве иллюстрации того, как данный метод применяется на практике и как с помощью него можно развивать и тренировать разные навыки, предлагаем решить кейс, обучающий планированию и работе с гибкими и жесткими задачами.

В данном кейсе вам нужно просмотреть список дел на день, а затем выполнить несколько несложных заданий.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Коучинг

Коучинг (в более обычной для нас форме – наставничество) представляет собой индивидуальное или коллективное управление педагогов или более опытных учащихся менее опытными, их адаптацию к личностному развитию и постижению знаний и навыков по исследуемой теме.

Процесс коучинга полезен тем, что введение учащихся в исследуемую область осуществляется с максимальной отдачей, повышается их мотивация, развивается познавательный интерес, формируются уникальные навыки и умения.

Но у метода наставничества есть один осложняющий его момент – процесс подбора педагогов (в данном случае – тренеров) требует, чтобы они обладали максимально высокими коммуникативными, личностными и профессиональными навыками и качествами.

Ролевые игры

Смысл ролевых игр – это выполнение учащимися установленных ролей в условиях, отвечающих задачам игры, созданной в рамках исследуемой темы или предмета.

Ролевые игры усиливают рефлексию учащихся, улучшают их понимание мотивов действий других людей, снижают количество распространённых ошибок, совершаемых в реальных ситуациях.

Однако ролевые игры не способны раскрыть глубинные мотивы, побуждающие людей принимать решения в жизни и профессиональной деятельности.

Деловая игра

Суть метода деловой игры состоит в моделировании всевозможных ситуаций или особенностей сторон той деятельности, которая относится к изучаемой теме или дисциплине.

Деловые игры отличаются тем, что дают возможность провести всеобъемлющее изучение проблемы, подготовить способы её решения и применить их. Благодаря деловым играм существенно сокращается количество ошибок, совершаемых в реальной жизни.

Недостатками метода можно назвать необходимость обязательно создавать сценарий игры, требование к самой высокой квалификации педагога касаемо относящихся к ситуации проблем и необходимость обладания высокими навыками коммуникации.

Действие по образцу

Суть метода сводится к демонстрации поведенческой модели, которая и является примером для поведения, выполнения заданий и подражания в осваиваемой области. После ознакомления с моделью учащиеся отрабатывают её на практике.

Действие по образцу интересно тем, что соответствует конкретным ситуациям в рамках исследуемой темы, а также учитывает индивидуальные характеристики учащихся.

Но нужно помнить о том, что в процессе применения метода на деятельность учащихся могут повлиять отрицательные установки, связанные с личностью тренера, но не связанные с содержательной частью метода.

Креативные группы

Креативные группы состоят, преимущественно, из педагогов – специалистов по различным дисциплинам, и занимаются разработкой методов улучшения педагогического процесса, направленного на обучение какой-либо дисциплине. Нередко и сами учащиеся формируются в креативную группу для поиска способов решения поставленных задач и проблем.

Преимущества креативных групп заключаются в предоставлении учащимся возможности работать самостоятельно и вырабатывать навыки принятия решений.

Но недостатком можно считать то, что если лидер группы принял неверное решение, это может вызвать отрицательную реакцию со стороны остальных членов группы или привести к снижению продуктивности.

Разбор «завалов»

Метод разбора «завалов» заключается в моделировании ситуаций, которые часто возникают в реальной жизни и отличаются большим объёмом работ, а также в выработке наиболее эффективных способов решения задач, обусловленных такими ситуациями.

С положительной стороны представленный метод отличает высокая мотивация учащихся, их активное участие в процессе решения проблем и воздействие, развивающее аналитические способности и системность мышления.

Недостатком можно назвать то, что учащиеся должны обладать хотя бы базовыми навыками и умениями, позволяющими решать поставленные задачи.

Работа в парах

Исходя из требований метода парной работы, один учащийся составляет пару с другим, тем самым гарантируя получение обратной связи и оценки со стороны в процессе освоения новой деятельности. Как правило, обе стороны обладают равноценными правами.

Работа в парах хороша тем, что позволяет учащемуся получить объективную оценку своей деятельности и прийти к пониманию своих недостатков. Кроме того, развиваются навыки коммуникации.

Недостаток заключается в возможности затруднений в связи с личностной несовместимостью партнёров.

Метод рефлексии

Метод рефлексии предполагает создание необходимых условий самостоятельного осмысления материала учащимися и выработки у них способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению изучаемому материалу. Педагогический процесс производится посредством выполнения учащимися заданий с систематической проверкой результатов их деятельности, во время которой отмечаются ошибки, трудности и наиболее успешные решения.

Но есть и минусы: сфера деятельности учащихся, представляющая собой проблематику изучаемой ими темы или дисциплины, ограничена, а получение и оттачивание происходит исключительно опытным путём, т.е. посредством проб и ошибок.

Метод ротаций

Метод ротаций состоит в закреплении за учащимися в процессе занятия или урока разных ролей, благодаря чему они могут получить разносторонний опыт.

Плюсы метода заключаются в том, что он благоприятно отражается на мотивации учащихся, способствует преодолению негативных эффектов рутиной деятельности и расширению кругозора и круга общения.

Из минусов можно назвать повышенное напряжение учащихся в тех случаях, когда к ним предъявляются новые и незнакомые требования.

Метод «Лидер-ведомый»

Согласно этому методу, один учащийся (или группа) присоединяется к более опытному учащемуся (или группе) для того чтобы овладеть незнакомыми умениями и навыками.

Преимущества метода состоят в его простоте, более быстрой адаптации учащихся к новой деятельности и оттачивании коммуникативного навыка.

Сложность состоит в том, что учащийся не всегда способен осознать глубинные психологические причины принятия решений своим более опытным напарником.

Метод «Летучка»

Таким незамысловатым словом называется метод, в котором актуальные на данный момент времени вопросы касаемо изучаемой темы или проблемы решаются посредством обмена информацией и мнениями, вследствие чего появляется возможность повысить навыки учащихся.

Преимущества рассматриваемого метода заключаются в его привязке к реальным ситуациям в процессе обучения, а также в предоставлении учащимся возможности использовать при принятии решений эмоционально-волевой и содержательно-проблемный подход.

Недостатки же состоят в том, что педагогу или лидеру дискуссии нужно уметь заострять внимание на важных деталях и делать грамотные обобщения, которые он будет предлагать учащимся. Помимо этого, велика вероятность возникновения отвлечённых дискуссий, в том числе и имеющих негативную эмоциональную окраску.

Мифологемы

Метод мифологем подразумевает поиск необычных способов решения проблем, которые возникают в реальных условиях. Такой поиск проводится на основе метафор, другими словами, разрабатывается несуществующий сценарий, схожий с существующим.

Положительными характеристиками метода являются формирование в учащихся установки на творческий поиск решений проблем, развитие креативного мышления, и снижение уровня тревожности учащихся при их столкновении с новыми задачами и проблемами.

К отрицательным моментам относится пониженное внимание к логике и рациональным просчитанным действиям в реальных условиях.

Обмен опытом

Метод обмена опытом предполагает краткосрочный перевод учащегося в другое место обучения (включая и другие страны) и последующий возврат обратно.

Представленный опыт способствует сплочённости коллектива, повышению качества коммуникации и расширению кругозора.

Недостаток метода кроется в вероятности появления стрессовых ситуаций, обусловленных затруднениями личностного и технического плана на новом месте.

Мозговой штурм

Метод мозгового штурма предполагает совместную работу в небольших группах, главной целью которой является поиск решения заданной проблемы или задачи. Идеи, предлагающиеся в начале штурма, собираются воедино, изначально без всякой критики, а на последующих стадиях обсуждаются, и из них выбирается одна наиболее продуктивная.

Мозговой штурм эффективен тем, что допускает к участию даже учащихся с минимальным уровнем знаний и набором компетенций, не требует к себе основательной подготовки, развивает в учащихся способность к оперативному мышлению и включению в групповую работу, оказывает минимальное стрессовое воздействие, взращивает культуру коммуникации и развивает навык участия в дискуссиях.

Но данный метод не очень эффективен для решения сложных проблем, не позволяет определить ясные показатели эффективности решений, усложняет процесс определения автора лучшей идеи, а также отличается спонтанностью, способной увести учащихся далеко от темы.

Тематические обсуждения

Метод тематических обсуждений заключается в решении определённых проблем и задач в конкретной области какой-либо дисциплины. Этот метод схож с мозговым штурмом, но отличается от него тем, что процесс обсуждения ограничен конкретными рамками, а любые, изначально кажущиеся бесперспективными решения и идеи сразу же отбрасываются.

Преимуществами метода можно назвать то, что расширяется информационная база учащихся относительно обсуждаемой дисциплины и формируется навык решения конкретных задач.

Недостатком можно назвать сложность поиска решения проблемы по причине того, что эта цель может быть достигнута, только если педагог или лидер обсуждения обладает навыком точного и развёрнутого донесения информации до менее информированных участников.

Консалтинг

Консалтинг или, как ещё называют метод, консультирование сводится к тому, что учащийся обращается за информационной или практической помощью к более опытному человеку по вопросам, касающимся конкретной темы или области исследования.

Положительная черта этого метода состоит в том, что учащийся получает адресную поддержку и повышает свой опыт, как в исследуемой области, так и в межличностном взаимодействии.

Отрицательная же сторона заключается в том, что метод не всегда применим, что зависит от специфики педагогической деятельности, и в ряде случаев требует для реализации материальных затрат.

Участие в официальных мероприятиях

Участие в официальных мероприятиях предполагает посещение учащимся выставок, конференций и т.п. Суть заключается в оценке мероприятия и составлении краткого отчёта с последующим представлением его педагогу. Подразумевается также предварительная подготовка и исследование тематических вопросов и проблем, касающихся темы мероприятия.

Положительные стороны метода – это мобилизация учащегося к поиску соответствующей тематике мероприятия информации, развитие навыков деловой коммуникации, совершенствование аналитических способностей.

К недостаткам можно отнести то, что эмоции и впечатления, полученные после посещения мероприятия, могут исказить реальную объективную оценку.

Использование информационно-компьютерных технологий

Суть представленного метода ясна из названия – в педагогическом процессе применяются современные высокотехнологичные средства передачи информации, такие как компьютеры, ноутбуки, цифровые проекторы и т.п. Осваиваемая учащимися информация представляется в сочетании с визуально-образными данными (видеоматериалами, графиками и т.п.), а сам изучаемый объект, явление или процесс может быть показан в динамике.

Преимуществом метода является то, что демонстрация учебного материала может быть динамичной, отдельные элементы материала или весь он могут быть повторены в любое время, педагог может предоставить учащимся копии материалов, а значит, для последующего изучения нет необходимости в особых условиях, например, в аудитории или классе.

И в отдельности, как о самостоятельно методе, следует сказать о специальных образовательных тренажёрах.

Образовательные тренажёры

В процессе создания тренажёров моделируются определённые педагогические задачи или относящиеся к изучаемой дисциплине ситуации. Осуществляется это посредством особого оборудования, которое находится в предназначенных для этого помещениях.

Учащиеся овладевают сложными навыками, алгоритмами решения задач, психомоторными действиями и мыслительными операциями по принятию решений, касающихся наиболее серьёзных ситуаций и вопросов в рамках какой-либо дисциплины.

Есть и ряд требований к эффективным тренажёрам:

  • Тренажёры должны разрабатываться с учётом психологических особенностей конкретной дисциплины, т.к. учебные задачи должны соответствовать задачам, которые будут встречаться в реальной жизни, по своему функциональному и предметному содержанию
  • Учебные задания, выполняющиеся на тренажёре, должны быть направлены на обеспечение учащихся оперативной обратной связью, на основе которой можно будет судить о качестве выполняемых учащимися действий
  • Тренажёр должен быть предназначен для многократного повторения заданий учащимися, т.к. необходимо достичь автоматизма правильности действий. О правильности действий, в свою очередь, могут говорить комментарии педагогов, а также ощущения учащихся, получаемые ими посредством органов чувств и переживаний.
  • Учебные задачи, которые выполняются при помощи тренажёра, необходимо подбирать так, чтобы сложность выполнения возрастала. Это позволяет учащемуся не только надлежащим образом освоить практику, но и не потерять мотивацию к познавательной деятельности

Любой метод обучения, который планируется применять в педагогическом процессе, может дать максимальный результат, если будет установлено, что он действительно пригоден к использованию. Установить же это можно только при помощи психологического анализа особенностей и учащихся и той области, в которой они получают знания, навыки и умения.

Произвести оценку эффективности того или иного метода обучения можно также при помощи анализа содержательной части учебных задач и методов, которые предлагаются учащимся, опирающегося на то, соответствуют ли они актуальным проблемам и ситуациям.

Продуктивность педагогического процесса во время освоения учащимися новых знаний и приобретения новых навыков требует от педагогов разработки системы ориентировки в каждой изучаемой дисциплине. Создание оптимального содержания образовательных программ позволяет сформировать у учащихся системное мышление, которое будет гарантом их успешного обучения, личностного роста и развития, наличия познавательного интереса, мотивации к последующему обучению и освоению каких бы то ни было знаний, навыков, предметов и дисциплин.

Но в педагогической деятельности нет и, пожалуй, не может быть какого-либо универсального метода или системы методов. Важно уметь применять комплексный подход, а это значит, что отдавать предпочтение в своей работе педагоги должны не только современным или традиционным методам обучения, а применять каждый из них и по отдельности и вместе, ставя перед собой задачу: выработать наиболее оптимальную и эффективную образовательную программу.

В этом уроке мы поговорили о современных методах обучения и указали их основные преимущества и недостатки. Конечно же, абсолютно все их особенности мы не раскрыли (такой цели мы, собственно и не ставили перед собой), однако уже имеющейся информации должно быть достаточно, чтобы помочь вам определиться с тем, какой метод импонирует вам в большей степени, в чём вы хотели бы разобраться более предметно и что применить впоследствии в своей педагогической деятельности.

Что же касается следующего урока, то в нём мы затронем не менее серьёзную тему, касающуюся непосредственного взаимодействия педагога и учащихся – мы расскажем о методах педагогического воздействия на личность учеников.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector