Статьи для родителей

Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости?

Часто компьютерная зависимость формируется у детей из благополучных семей, родители этих детей умные и внимательные, дети с хорошей успеваемостью в школе, эрудированные, интеллектуальные. Родители таких детей заботятся о них, переживают, искренне обеспокоены тем, что происходит с ребенком.

Оба родителя работают, строят карьеру, у них высшее образование. В целом – это обыкновенная семья со средним уровнем дохода, где не наблюдаются какие-то серьезные проблемы или глобальное неблагополучие.

Самое главное – это недостаток времени у родителей на игры, общение, занятия с ребенком. Непонимание, чем еще можно занять ребенка, сложности во время игры с ребенком (родители часто говорят «Я не знаю, как играть», «Мне сложно играть с ребенком», «Мне скучно, я устаю»).

Недостаток многих родителей — неумение четко и ясно устанавливать запреты и правила, ограничения, объяснять их ребенку и следить за их выполнением.

Компьютерная зависимость у ребенка

В каких случаях ребенок особенно подвержен компьютерной зависимости?

  • Если ребенок начинает использовать компьютер/планшет/телефон в раннем детстве до 6 лет. К сожалению, сегодня время использования электронных устройств сильно сдвинулось, и дети уже в 2-3 года очень много времени проводят за экраном. Чем раньше начинает ребенок, тем выше риск развития компьютерной зависимости.
  • У эрудированных детей с интеллектом выше среднего. Чтобы разбираться в играх, ребенок должен быть сообразительным и умным.
  • Дети, у которых много свободного времени. Они не заняты после школы в кружках, секциях. И это свободное время никак не структурировано. Очень много свободного времени в выходные, после школы. Но здесь есть и другая крайность: некоторые родители очень сильно перегружают ребенка, и у него вообще нет свободного времени, ему «не продохнуть» — у него и гимнастика, и бассейн, и рисование, и шахматы, еще и учеба с домашними заданиями. Здесь надо найти золотую середину. У ребенка должно быть свободное время, а родители должны отвечать за то, как это время структурировать
  • Когда у ребенка есть неограниченный доступ к компьютеру/планшету/смартфону. Часто ребенок может подходить и брать без спроса родительский телефон, ноутбук. В этом случае его сложно проконтролировать.
  • Пример родителей. Когда мама и папа сами много времени проводят за компьютером, то ребенок будет им подражать.

Пример родителей

  • Если у ребенка более старшего возраста не складываются отношения со сверстниками, если у него нет друзей, если его дразнят, если у него есть какие-то комплексы, сложности в общении. Тогда он уйдет в электронный мир, интернет, где можно общаться под ником, проявить себя в виртуальном мире, быть тем, кем захочешь. В итоге вместо того, чтобы решать свои реальные проблемы (налаживать контакты, разрешать конфликты) ребенок уходит в несуществующий виртуальный мир.
  • Дети в обеспеченных семьях, когда родители могут позволить себе покупать дорогое компьютерное оборудование и устройства, телефоны и дорогие игры. Получается, что ребенок постоянно окружен этими девайсами. Иногда для родителей это служит замещением родительского внимания и любви, на которые у них не хватает времени. Происходит подмена настоящей заботы и внимания дорогими подарками.
  • Наиболее подвержены мальчики/юноши – они выступают основными потребителями компьютерных игр.

Как правило, любой вид зависимости у ребенка формируется на фоне отсутствия теплых эмоциональных взаимоотношений в семье. Когда родители не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают, что он думает и что чувствует, о чем мечтает и о чем переживает, что действительно его волнует или тревожит. Когда родители не слышат его.

Часто родители говорят «Я забочусь о нем», но это формальная забота: ребенок всегда одет по погоде, одежда чистая и опрятная, у него полноценное хорошее питание, он вовремя ложится спать, у него сделаны уроки. По сути, это тоже забота и определенная доля внимания, но это ФОРМАЛЬНОЕ внимание.

Но ребенку необходимо не формальное внимание, а настоящее: участие, забота, умение остановиться и в потоке повседневных дел действительно услышать, что ребенок пытается вам сказать, чем он пытается с вами поделиться. Возможно, нужно отложить некоторые ваши дела и присоединиться к тому, чего хочет ребенок.

Если ребенку не хватает любви и внимания родителей, риск появления компьютерной зависимости возрастает. Ребенок получает от этого некоторую замену родительской любви, удовольствие, суррогат.

Конечно, родители хотят побыть наедине и хотят занять чем-то ребенка. Но если часто это делать – появляется привычка. Согласно опросам, многие дети предпочли бы проводить время с родителями, делая что-то интересное, увлекательное, чем сидеть за компьютером или планшетом.

Что такое интернет-зависимость

Без компьютеров, смартфонов и интернета сложно представить современную жизнь. Мы общаемся в мессенджерах и соцсетях, узнаем новости на сайтах, и даже школьные оценки дети получают в электронных дневниках. С компьютерами связаны и многие профессии — начиная от программистов и заканчивая бухгалтерами.

Даже компьютерные игры могут стать серьезным занятием. С 2001 года киберспорт в нашей стране признан официальным видом спорта, а в США первые киберспортивные турниры появились еще раньше. И возникает вопрос: как провести грань, за которой киберспорт и здоровое увлечение технологиями превращаются в компьютерную зависимость у подростков.

Термин «интернет-зависимость» появился с легкой руки американского психиатра Ивана (Айвена) Голдберга. Он имел в виду такое увлечение виртуальным миром, от которого страдает социальная и профессиональная деятельность человека.

Сегодня интернет-зависимостью у подростков и взрослых называют поведенческое расстройство, при котором человек имеет навязчивое желание выйти в сеть и теряет контроль над временем, проведенным за монитором.

Американские нейробиологи провели исследование проблемы игровой зависимости и установили, что желание играть в компьютерные игры активизирует те же области мозга, которые ответственны за тягу к наркотикам и азартным играм. Все эти зависимости в чем-то похожи, хотя игровая не разрушает здоровье так, как наркотическая.

Чтобы выстроить у ребенка здоровые отношения с гаджетами и перестать волноваться, скачайте бесплатный PDF-файл от психолога Ларисы Сурковой. Внутри — правила цифровой гигиены и советы эксперта для родителей.

Типы игр, и их опасность, начиная с самой высокой

Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка. Самыми опасными считаются ролевые Игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Не менее опасны игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Стратегические игры, «руководительские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.

  • Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома
  • Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты
  • Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет
  • На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше

Признаки зависимости от гаджетов у детей

мальчик играет в телефон

Психологи различают три вида компьютерной зависимости: игровая, сетевая и серфинговая.

  1. Игровая — это болезненная тяга к компьютерным играм.
  2. Сетевая — это зависимость от соцсетей, желание проводить в них много времени. Соцсети чаще привлекают детей с заниженной самооценкой, которые боятся проявить себя в обществе.
  3. Серфинговая — эта зависимость самая сложная: дети часами просматривают познавательные и развлекательные ролики, читают информацию, но не применяют в жизни. Кажется, что они занимаются полезными делами, развиваются, но на самом деле это не так. Ничто не может заменить личного опыта.

Но, даже если ребенок проводит много времени с гаджетами, это не всегда зависимость. Существуют модели поведения, обнаружив которые родители настораживаются. Это:

  1. Ребенок теряет интерес к реальной жизни. Он не хочет гулять, играть в подвижные или настольные игры, рисовать, читать. Эти занятия кажутся скучными и неинтересными в сравнении с впечатляющим виртуальным миром.
  2. Ребенка не интересуют разговоры и обсуждение того, что не связано с гаджетами. Он не задает многочисленные вопросы, что естественно для дошкольного и младшего школьного возраста. Оживляется только при разговорах об играх, в которые он играет на своем девайсе.
  3. Ребенок испытывает беспокойство, становится нервным и раздраженным, если приходится провести день без гаджета, не может себя ничем занять.
  4. Агрессия, ярость, истерики у ребенка при попытках забрать гаджет или ограничить время, которое он проводит в сети. Такое неконтролируемое проявление эмоций в течение продолжительного времени — прямое свидетельство проблем в эмоционально-волевой сфере.
  5. Ребенок теряет чувство времени и чувство меры, когда проводит время за гаджетом, не соблюдает оговоренные условия и всеми силами стремится быть в сети как можно больше.
  6. Ребенок скрывает то, что он играет. Встает ночью, чтобы играть, а днем в школе чувствует себя уставшим и сонным.
  7. У школьников падает успеваемость, они не стремятся общаться с друзьями, проводить время с семьей. Все их желания сводятся к тому, чтобы уединиться с гаджетом.

Техника безопасности

Предупредить появление переутомления — можно. Для этого необходимо ограничить длительность времяпрепровождения ребенка за компьютером, регулярно проводить гимнастику для глаз, правильно организовать рабочее место, использовать только качественный компьютерные программы, соответствующие его возрасту, проветривать помещение, где находится компьютер, после каждого часа работы.

Влияние компьютера на зрение, кроме того, можно снизить, купив хороший современный монитор с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, которая существенно снижает эффект мерцания. Оптимальный размер экрана для малыша — 15 дюймов, для школьника можно покупать 17-дюймовый монитор. Правильное расстояние до монитора — около 45-60 см, желательно на уровне глаз, правильное освещение — естественный свет, падающий слева, а в темное время суток — лампа должна освещать только документ, с которым работает ребенок, но не сам экран монитора, чтобы избежать бликов, осложняющих работу.

правильная поза за компьютером

Многие родители не осведомлены о существовании норм, установленных Министерством Здравоохранения РФ, по использованию компьютера детьми. Нормы эти весьма строгие, но объективные. Для первоклассников время за компьютером не должно превышать 10-ти минут в день, всего лишь 15 минут рекомендуют проводить детям вторых — пятых классов и 20 минут ученикам шестых-седьмых классов. Старшеклассникам нормы Минздрава предписывают не более 30-ти минут непрерывной работы за компьютером на первом часу занятий и 20-ти минут на втором. Безопасная норма компьютерных игр, которые так любят современные подростки, составила 10 минут для детей младших классов и 15 минут для старшеклассников. Кроме того, категорически запрещаются компьютерные игры перед сном.

Для того чтобы уменьшить вредное влияние неудобной позы, необходимо правильно подобрать рабочую мебель. Именно специализированная детская мебель поможет уменьшить нагрузку и сохранить правильное положение при работе за компьютером. Стул на роликах, с регулируемой высотой и наклоном спинки, без подлокотников, вращающийся вокруг своей оси. Стол — со специальной выдвижной доской для клавиатуры.

Возрастные особенности

Компьютерная зависимость у подростков редко проходит сама собой. Чтобы помочь молодому человеку преодолеть проблему, ему требуется поддержка родителей и, возможно, профессиональная терапия. А у системы образования теперь есть новая задача – отучение молодежи от интернет-общения.

Многие специалисты склонны считать, что появление разного рода зависимостей (до второй стадии) у подростков из разных стран – вариант возрастной нормы. Дети стремятся познать мир взрослых и примеряют на себя взрослые увлечения, в том числе компьютерные. Но все же не стоит оправдывать родительские упущения этой мыслью.

Когда мама желает заполучить часок-другой свободного времени, самым простым решением она видит посадить малыша перед телевизором или дать ему в руки планшет с мультиком. И уже в 2–3-летнем возрасте у ребенка начинает формироваться ошибка мировосприятия: невозможно жить, отдыхать и общаться без планшетника и мобильника.

В редких случаях и лишь под пристальным надзором родителей (педагогов) неуемная тяга к компьютерным технологиям обретает формы здоровой увлеченности и профессиональной направленности подростка. Статистика утверждает, что так происходит лишь у 0,5% интернет-зависимых детей – юных программистов, сайтостроителей и веб–дизайнеров. Все остальные представители подрастающего поколения, увы, в группах риска.

Отсутствие контроля

Риск: временной фактор. Предоставленный сам себе ребенок выбирает самые простые занятия, не требующие усилий. Вместо чтения книги – просмотр ТВ, а вместо спортивных упражнений – компьютерная стрелялка.

Решение: обучать ребенка обращению с электроникой необходимо, но нужно также тщательно контролировать время, проведенное в киберпространстве, и уместность обращения к нему. Профилактика – самый короткий путь избавления от проблемы, потому как ребенка отучить от компьютерной зависимости легче, чем подростка. Малышу с раннего детства стоит объяснить, что компьютер, телефон, телевизор и планшет – это инструменты для работы и познания, а не средство развлечения.

Что делать, если проблема уже есть? Когда хаос царит в жизни родителей, то подростку не остается иного, кроме как обрести необходимый порядок в виртуальном мире. Поэтому начните с себя и забудьте об ультиматумах!

Сложные семейные отношения

Риск: любые конфликты в семье могут послужить поводом для ухода от реальности. Скандалы возникают при столкновении интересов несовершеннолетнего и взрослых. В ситуации с подростковыми всплесками «дурного характера» бороться, значит, договариваться.

Решение: пересмотр семейных отношений и требований – главный профилактический шаг родителей. Сделайте это раньше, чем сын или дочь найдут замену семье в сетевой ролевой игре или общем чате.

Груз ответственности

Риск: завышенные ожидания родителей. Возникают они чаще из-за собственной нереализованности. Например, мама окончила школу с серебряной медалью, а дочь должна во что бы то ни стало заработать золотую. Но задумайтесь, нужно побеждать в войне за оценки девочке, которая увлечена живописью и фортепиано? Почему мамины честолюбивые помыслы оказались выше девичьих интересов? Признание и одобрение, недополученные в семье, ребенок станет искать в мире эльфов и мировых войн.

Решение: отделите свои интересы от интересов и потребностей ребенка. Помните, что он не обязан заслуживать вашу любовь и отвечать вашим идеалам. Любовь – безусловное родительское чувство. И даже самый отчаянный негодяй имеет право быть любимым сыном.

Одинокие дети

Риск: одинокий подросток – это не тот юный человек, у которого нет друзей или контактов, а тот, который не ощущает поддержки, понимания и эмоциональной близости со старшими. Нет у одинокого подростка человека, с которым можно поделиться радостями или переживаниями.

Решение: научитесь понимать, оказывать поддержку и убеждать. Ребенка важно научить справляться с причинами переживаний, а не держать их в себе.

Потрясения и стрессы

Риск: подростковый возраст называют «нежным» за уязвимость детской души. Первая любовь, первое предательство, трудные отношения с учителями, дрязги со сверстниками, борьба за лидерство в классе, огромное количество эмоциональных переживаний.

При этом «мальчики ведь не плачут», а «девочки должны быть гордыми и не показывать слез». Вот и уходят ребята в виртуальность, чтобы отвлечься, провести время там, куда не вторгнется бестактный папа или слишком любопытная мама.

Решение: посетите психолога, научитесь использовать правильные модели поведения при воспитании подростка, научитесь быть союзником своего ребенка.

Что происходит с мозгом при работе за компьютером?

Благодаря исследованиям, ученые выяснили как доступный компьютер влияет на мозг человека. И сумели оценить положительные и отрицательные стороны этого (1).

Проблема человека при общении с современными технологиями заключается в преимуществах электронных гаджетов. Электроника не устает, ей не нужен отдых при выполнении сложных операций, в отличие от человеческого мозга.

Ритм работы самого сложного органа человека намного медленнее, чем у компьютера.

Однако во время работы, пользователь неосознанно стремится подстроиться под скорость машины, мыслительные процессы перегружаются, может меняться тип мышления.

Мозг не может угнаться за компьютером

Нагрузка существенная, так как при работе с клавиатурой или во время игры задействованы почти все органы чувств. Мы используем не только непосредственно мозг. Работают зрение, слух и другие источники восприятия информации, а с ними и руки. В то же время, отдельные области мозга начинают работать не так активно (2).

Наш ум не только получает и обрабатывает информацию, но и одновременно использует ресурсы на управление руками и согласование действий с видимыми изменениями на экране. Приводит к тому, что чувство быстрее наступает усталость. Но при умеренном подходе, такую особенность можно применять для тренировки когнитивных функций.

Еще одной сферой влияния компьютера на нашу жизнь стало социальное взаимодействие и, при этом – обеднение эмоциональной сферы.

Когда работе с гаджетами уделяется избыточное время, человеческое мышление теряет привычную эмоциональность, становится более прагматическим, сухим. Мы теряем навыки прямого межличностного общения, воспринимаем информацию и эмоции собеседника менее серьезно, поверхностно.

Возбужденный ребенок возле компьютера

Особенно сильно от постоянного присутствия компьютера в жизни страдают дети.

У них еще не полностью сформировались социальные навыки, они не умеют контролировать себя.

Испытывают трудности с тем, чтоб оценить степень собственной усталости или чрезмерной возбужденности.

Интернет-зависимость

Многочасовое сидение в Интернете, в чатах, социальных сетях, на форумах, или за играми может привести к маниакальной зависимости. Люди, которые проводят время в Интернете, зачастую нуждаются в социальной и психологической поддержке. В Интернете они могут найти общение, поддержку, людей, которые разделяют его взгляды.

Зависимость от компьютера у людей заметна когда:

  • находясь за компьютером, человек испытывает эйфорию;
  • он не может остановиться и время провождения в Интернете или за играми увеличивается с каждым днем;
  • семья и друзья уходят на второй план;
  • человек раздражителен, испытывает стресс, когда нет компьютера поблизости;
  • появляется навязчивая мысль постоянно проверять электронную почту;
  • увеличение расходов на он-лайн услуги в Интернете.

Опасен ли компьютер для беременных?

Единого мнения на этот счет у врачей еще не сложилось. И это не удивительно. Ведь «компьютерная эпоха» продолжается всего-то чуть больше двух десятилетий — такого срока наблюдений явно недостаточно для серьезных выводов. Кроме того, компьютеры, на которых мы работаем сейчас, разительно отличаются от тех, которые были 10-15 лет назад.
С одной стороны, нет достоверных данных о том, что компьютер увеличивает угрозу выкидыша или повышает частоту пороков развития плода. Монитор не является источником радиоактивного, ионизирующего излучения, которое, безусловно, вредно. Монитор — источник электромагнитных и электростатических полей, которые не приводят к повреждению генетического аппарата и мутациям в человеческих клетках. Во всяком случае, пока учеными такого влияния не обнаружено и вполне возможно, что никогда обнаружено и не будет.
С другой стороны, беременность — состояние организма, требующее от женщины мобилизации всех сил, физических и моральных, и в этих условиях все негативные аспекты влияния компьютера на здоровье усиливаются.

Прежде всего, с самых первых дней беременности женщине необходимо наблюдаться в женской консультации. Квалифицированный и опытный врач сумеет вовремя распознать любые негативные изменения в ее состоянии и дать необходимые рекомендации.
Во-вторых, действующее законодательство обязывает работодателей переводить беременных женщин на более легкую работу с сохранением прежнего среднего заработка и всех льгот, полагающихся ей согласно трудовому законодательству.
А если все-таки беременной женщине необходимо продолжать работать на компьютере, ей особенно важно строго выполнять все профилактические меры по безопасной работе на компьютере. Постарайтесь ограничить до минимума время пребывания у компьютера. Каждый час делайте 15-минутные перерывы в работе, во время этих перерывов обязательно встаньте, потянитесь, походите, выполните несколько легких физических упражнений (наклоны и повороты головы, упражнения для кистей рук, потягивания). Если позволяет обстановка, выполните специальный комплекс упражнений для беременных. Очень полезно во время перерыва выйти из помещения, подышать свежим воздухом. А во время работы как можно чаще меняйте позу, двигайте плечами, ногами, головой.
И всегда старайтесь сохранять хорошее настроение и душевное спокойствие. Помните, что главное для вас сейчас — благополучно выносить и родить здорового малыша. Все остальное имеет куда меньшее значение.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector