Сложносочиненное предложение. Примеры
Сложносочиненное предложение — это два и более равноправных простых предложения с сочинительной связью между ними. Приведем примеры сложносочиненных предложений из художественной литературы с разными видами сочинительных союзов.
Одно сообщение может содержать в себе два и более простых предложений, объединенных общей смысловой целостностью и интонационной законченностью. Такое сообщение назовем сложным предложением. Оно, как и простое предложение, является единицей речи и оформляется при помощи интонации и порядка слов.
Если в нем два и более простых предложений соединены сочинительными союзами, то назовем его сложносочиненным. В нем содержится несколько равноправных по смыслу грамматических основ, соединенных сочинительными союзами.
Сложное предложение, состоящее из нескольких равноправных по смыслу предикативных частей, соединенных сочинительными союзами, называется сложносочиненным.
Между простыми предложениями, входящих в состав сложносочиненного предложения, существует сочинительная связь, которая осуществляется с помощью союзов:
- соединительных;
- противительных;
- разделительных.
Сочинение на тему (Сложносочинённое предложение) написать надо в сочинении всё о нём?
Сочинение на тему (Сложносочинённое предложение) написать надо в сочинении всё о нём.
Составление схемы сложноподчиненного предложения: важные моменты
Сложносочиненные предложения с разрывом конструкции – большая редкость, поэтому при составлении схемы следует быть внимательнее – возможно, речь идет не о разрыве конструкции, а о двух разных частях предложения.
Обычно в сложносочиненном предложении используется такой знак препинания, как запятая, однако ели оно достаточно объемное, то между несколькими частями может ставиться и точка с запятой. Тире же хоть и используется, но все же достаточно редко.
Сложносочиненные(ССП) предложения и знаки препинания при них
По союзам и по значению сложносочиненные предложения делятся на три группы.
1. С соединительными союзами (и, да (= и), ни…ни, тоже, также), указывающих на одновременность или последовательность событий.
- Сверкнула молния, ударил гром, и полил сплошной стеной дождь.
Схема предложения: [ ], и [ ]
- Такую жару с трудом переносили приезжие, да и животные попрятались в тень.
2. Противительными (а, но, да(= но), зато, однако, же), которые указывают на различие явлений, их противопоставление.
- В южных регионах снега нет, зато зимой стоит туман. [ ], зато [ ]
- Вечером мы пойдем на премьеру, а пока дети сделают генеральную уборку квартиры.
- Мама очень тебя любит, но иногда даже она не понимает твоих поступков.
3. Разделительными союзами (или, либо, то…то, не то…не то). В них указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких.
- Березы распустили клейкие листочки, сосны же стояли обнаженными. [ ], же [ ]
- Либо ты идешь спать, либо завтра отец не возьмет тебя на рыбалку.
Между частями ССП ставится запятая.
Запятая не ставится, если имеется общий член предложения или общая придаточная часть.
- В начале лета зацвели пионы и летали в саду разноцветные бабочки.
Что отмечать на схеме осложненного предложения
Ничего. У простых предложений вообще нет смысла рисовать схему, потому что в этой схеме будет только две скобки. Схемы мы рисуем для сложных предложений, чтобы показать, что с чем связано, какие есть логико-грамматические части.
Иногда учителя требуют показывать осложнение внутри схемы. Они делают это для того, чтобы заставить ребенка в очередной раз увидеть осложнение. Если ваш учитель требует – выделяйте.
Обращения выделяются буквой «О», а однородные члены берутся в кружочек. Обратите внимание, если между однородными членами есть союзы – их тоже надо отображать на схеме.
Например, вот предложение: «Саша, вскипяти чайник и покорми хомячка». Оно осложнено обращением и двумя однородными сказуемыми. На схеме это будет выглядеть примерно так:
Обособленные члены надо подчеркивать в зависимости от того, каким членом предложения они являются. Над причастными и деепричастными оборотами надо еще рисовать крышку и писать внутри, что это за обороты. Например: «Балерина, танцуя на сцене, жила настоящей жизнью». Схема такая.
Если у вас при однородных членах есть обобщающие слова, то они выделяются кружком с точкой внутри. Возьмем для примера предложение: «На бал пришли все представители знати: бароны, графы, высшие сановники».
Особенности сложносочинённого предложения
ССП состоит из простых конструкций, связанных сочинительными союзами. Вопрос от одной части к другой не задаётся, то есть по значимости они равноправны и друг от друга не зависят. По смыслу представляют собой единое целое.
- То ли опять дождь пойдёт , то ли всё же распогодится .
- Медвежонок упорно карабкался на обрывистый берег, но песок осыпался под его неуклюжими лапами.
Особенности сложносочиненного предложения
Сложносочиненное – один из видов сложного союзного предложения. В нем, как и в любом сложном предложении, более одной грамматической основы, соответственно, несколько частей, которые соединены сочинительными союзами. Именно сочинительная связь (с помощью сочинительного союза) является главной особенностью таких предложений, на этом построено определение сложносочинённых предложений.
Сочинительная связь бывает только в союзных предложениях, а в бессоюзных – нет.
Классификацию сложных предложений кратко – смотрите в таблице ниже.
Союзные предложения
Бессоюзные предложения
Осень наступила, листья пожелтели и опали.
Осень наступила, и листья пожелтели и опали.
Когда наступила осень, листья пожелтели и опали.
Примеры упражнений
Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.
Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.
Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл. Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но.
Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […].
Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП, наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.
Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.
Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли. Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и. Схема ССП имеет вид: […], и […].
Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.
Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.
Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое — хотел дать. Второе предложение — обычные, двусоставное, его грамматическая основа — они закоченели. Связь производится при помощи противительного союза но. Схема выглядит так: […], но […].
Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части, вторая запятая указывает на деепричастный оборот.
Читайте также: 15 интересных профессий для тех, кто ищет, кем можно работать после филологического факультета
Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру верёвка была готова.
В первой части наблюдаются однородные сказуемые — набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] — и […].
Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.
Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.
(1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке. (2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала. (4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.
(5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.
Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 — простые с однородными сказуемыми.
ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП — подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями. За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и) и одинарных сочинительных союзов (но). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.
Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:
Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.
Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:
- Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
- Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
- Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
- Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое — глаголом, определение — прилагательным.
- Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород. В качестве осложнения выступает вводное слово конечно. Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое — двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство — именем существительным.
- Схема имеет вид: […], и […].
Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.