Влияние гаджетов на детскую психику и здоровье: в чем вред?
Как современные технологии влияют на здоровье детей? Как детской психике справиться с этим влиянием и чем неокрепшим умам могут помочь родители? Эксперты Роскачества собрали мнения детских психологов и дают пояснения родителям по важным вопросам, которые касаются практически каждой современной семьи.
Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.
детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”
Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.
Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.
Нормы меняются
Дети подвержены компьютерной зависимости не меньше взрослых. Современное поколение уже с рождения привыкло к их присутствию в своей жизни. Они используют компьютеры для просмотра мультфильмов (замена телевизору), различных игр, поиска информации в Интернете.
В первую очередь ребенок ищет за компьютером развлечений. Но направить этот интерес можно в полезное русло – малышам показывать обучающие мультфильмы по изучению иностранного языка, детям постарше установить игры с основами кодинга, а подросткам облегчить подготовку к школьному докладу.
Родителям очень важно найти баланс и не перекладывать на компьютер роль воспитателя детей. Нужно подобрать правильный индивидуальный режим использования ПК для каждого ребенка. За последние несколько лет нормы часов, которые ребенок может провести за компьютером, сильно увеличились. Раньше считали, что детям до 5 лет вообще стоит избегать сидеть за монитором. Сейчас даже годовалые малыши уверенно орудуют компьютерными мышками своих родителей.
Немного цифр
На сегодняшний день 5-6 летним детям рекомендуют проводить за экраном монитора не более 1 часа в день, детям 10-12 лет следует отдохнуть от компьютера после двух часов, а 15-16 летним детям допустимо использовать ПК до 3 часов в день.
«Разгрузочный день»
Установите семейное правило: один день в неделю проводить без компьютера. Договоритесь, что в этот день компьютер не включается вообще, причем это касается всех членов семьи. Лучше всего выбрать для этого выходной день и посвятить его совместному досугу. Неважно, чем вы будете заниматься – пойдете в кино, на выставку или в гости, поедете на пикник или на дачу, главное – вы проведете этот день вместе за интересным занятием. Это не только даст возможность детскому организму отдохнуть от электроники, но и укрепит семейные отношения.
Иногда родители позволяют ребенку поиграть в компьютерные игры в награду за отличную оценку в школе, хороший поступок или послушание. В целом такой подход возможен, однако компьютер не должен стать единственным поощрением. Пусть наградой будет свободное время, которым ребенок сможет распорядиться по своему желанию. А чтобы виртуальные игрушки не вытеснили прогулки, хобби или общение с друзьями, приучите ребенка к мысли, что компьютер – далеко не единственное и не самое лучшее развлечение. Правда, научить этому только на словах, без личного примера, не получится. Если в семье кто-то из взрослых часами «зависает» в онлайн-играх, то и ребенок предпочтет электронный гаджет всем остальным видам досуга.
Сколько разрешено смотреть телевизор?
В этом случае ограничения не такие строгие. Телевизор, располагается от глаз дальше, и положение, в котором находится ребенок не такое вынужденное как при работе с наутбуком. Итак, 3-7 лет – 30 минут, в 8-10 лет – около часа. С 11 лет – 1,5-2 часа. С 14 лет – до 3х часов, делая перепевы каждый час.
Гимнастика для глаз. Лучше делать её вместе со своим ребёнком, чтобы он освоил метод и привык к этому. Сейчас существует множество видов подобной «зарядки».
Правильная организация рабочего места. Расстояние от глаз до монитора должно быть минимум 60 сантиметров, нельзя забывать про осанку, а стопы должны упираться в пол.
Мини-зарядка. Нужно периодически, каждые 30-40 минут, делать простые физические упражнения, например, наклоны, приседания и прыжки. Это поможет размять мышцы, чтобы они не затекали. Сделать этот процесс веселее можно при помощи музыки и игровой формы, если мы говорим про детей более младшего возраста. Подростки могут справится с этой задачей сами. Но помощь родителей важна, чтобы сформировать привычку.
Сколько времени можно проводить за компьютером?
В конце прошлого века ученые установили, что детям 10-14 лет проводить за компьютером можно всего лишь полтора часа в день. Согласитесь, в наше время и с нашим ритмом жизни эта рекомендация выглядит абсолютно невыполнимой: за полтора часа нельзя успеть сделать даже необходимые уроки, что уж говорить об отдыхе и общении с друзьями!
К счастью, технологии не стоят на месте: компьютеры совершенствуются, а инженеры улучшают не только технические характеристики, но и начинают заботиться о здоровье пользователей. Например, современные мониторы лишены характерной ранее проблемы – мерцания, что положительно сказывается на изменении зрения.
Итак, сколько же времени можно проводить ребенку за компьютером?
Какие ограничения по времени для просмотра телевизора рекомендованы детям разных возрастов?
Существуют следующие ограничения для просмотра телевизора в сутки:
- Детям в возрасте от трех до семи лет рекомендуется смотреть ТВ не более, чем полчаса в сутки.
- Детям в возрасте от восьми до десяти лет рекомендуем смотреть телевизор не более, чем пятьдесят минут в сутки.
- Подросткам в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет можно смотреть телевизор до трех часов в сутки.
По поводу подростков можете не переживать. Для них проблема длительного просмотра телевизора не актуальна.
Современные тинейджеры уже не интересуются новостями. И зачастую не смотрят федеральные телеканалы. Соответственно, они практически не используют телевизор.
Главная проблема подростков — это чрезмерное использование компьютера.
Ограничивать компьютерное время для ребенка — ваша обязанность
У детей нет чувства опасности, они не способны понять, почему в их возрасте проводить много времени за планшетом — вредно для здоровья. Вы и только вы, будучи взрослым зрелым человеком, можете взять на себя ответственность и регламентировать «общение» с гаджетами. Не ругать, не запрещать, а объяснять и устанавливать четкое время для игр.
Вы злитесь, что ребенок весь вечер играет в «Майнкрафт», но обратите внимание, чем в это время занимаетесь вы. Наверняка то в фейсбук заглянете, то в инстаграм фото запостите, то почту проверите. Плюс, я уверена, продолжаете еще и деловую переписку (а когда ж еще, если надо срочно). Или даже работаете до 12 ночи, и для вас это нормальный график.
Это все очень понятно — тех же детей нужно кормить, одевать, обучать, то есть без работы никуда. Но я все же предлагаю воспитывать в себе и собственной семье культуру общения и культуру взаимодействия с гаджетами. А именно: не тащить домой работу. Не сидеть вечерами, уткнувшись в компьютер или мессенджер. Проводить досуг с семьей — рассказывать друг другу, как прошел день, печь хлеб или просто ничего не делать.
Попробуйте один вечер вообще не брать в руки телефон. Сначала будет сложно, но вскоре вы поймете, как много всего упускаете, отвлекаясь на сообщения. Если вас беспокоят по работе, вспомните про личные границы. Их важно отстаивать. Вас не имеют права беспокоить во внерабочее время. Это время для себя, семьи, хобби.
Вместо выводов
Итак, что же следует делать, чтобы наши дети росли здоровыми — как физически, так и психологически?
- Время, проводимое ребенком за компьютером, все же стоит контролировать. Также необходимо следить за контентом, который привлекает его внимание. В этом вам помогут развивающие мультфильмы, детские игры и программы, а также функции родительского контроля, которые сегодня есть практически в любом антивирусе. Также можно пользоваться простым таймером.
- Следите за осанкой ребенка, когда он сидит за компьютером (и за столом вообще), проводите с ним гимнастику для глаз и для мелкой моторики рук.
- Больше играйте с вашим ребенком: любой конструктор или настольная игра даст ему больше, чем посиделки за компьютером. Приглашайте в гости друзей: как своих, так и ребенка, а лучше тех и других одновременно. Такие меры помогут вашему чаду не попасть в изоляцию, к которой зачастую приводит переизбыток виртуального общения.
- Не оставляйте ребенка одного за компьютером. Когда он подрастет, расскажите ему о правилах безопасности в интернете. Можно даже сводить его на специальный тренинг.
И главное: постарайтесь привить ему мысль о том, что компьютер — всего лишь инструмент, один из многих, придуманных человеком.