Сделано в СССР. Перестройка. Games

История советских домашних компьютеров в картинках (Часть 2)

Апогей БК-01 и Апогей БК-01Ц — это советские домашние компьютеры, усовершенствованные версии компьютера Радио 86РК.

Все три обсуждаемых компьютера используют процессор КР580ВМ80А (клон Intel 8080). Компьютеры Радио 86РК имеют 16 или 32 Кб оперативной памяти, а Апогей 52 Кб. Все они подключаются к телевизору. В качестве накопителя данных используют магнитофон. Они все имеют небольшое ПЗУ с программой Монитор, которая позволяет загружать/сохранять программы, просматривать/изменять оперативную память и в общем отлаживать компьютер. Встроенного Бейсика нет. Компьютеры имеют внешний 24-битный порт на основе КР580ВВ55А (клон Intel 8255), куда можно подключить ROM-диск. Ну и имеют контроллер клавиатуры на основе той же КР580ВВ55А.

Компьютер Радио-86РК появился в 1986 году виде схем в журнале Радио (номер 4-6/1986). Любители должны были собрать компьютер самостоятельно. А промышленно он стал выпускаться немного позже. Особенностью компьютера была небольшая схема, всего 29 микросхем для версии с 16 Кб оперативной памяти. Схема была простой благодаря использованию микросхемы КР580ВГ75 (клон Intel 8275), которая содержала в себе большую часть видеоконтроллера. Эта микросхема работала совместно с контроллером ПДП КР580ВТ57 (клон Intel 8257), ПЗУ знакогенератора и еще нескольких простых микросхем.

К сожалению, микросхема КР580ВГ75 могла отображать лишь текстовый режим экрана 64×25 / 64×64 использующий всего 128 символов. Знакогенератор содержит английские и русские буквы (что очень приятно на фоне иностранных компьютеров), но маленького знакогенератора хватило только на заглавные буквы. Строчных букв нет. Так же в знакогенератор поместили символы для псевдографического режима 128×64.

В компьютере Апогей для вывода звука была применена микросхема КР580ВИ53 (клон Intel 8253). Это трехканальный таймер, который позволял воспроизводить трехголосые мелодии, не нагружая процессор и программиста.

Компьютеры Апогей так же были собраны на основе КР580ВГ75, но они содержали альтернативный знакогенератор с псевдографическими символами для режима 192×104.

В компьютере Апогей БК-01Ц так же появилось цветное изображение. Микросхема КР580ВГ75 позволяла реализовать цветное изображение (8 цветов), но ради простоты в компьютере Радио 86РК эта возможность не была реализована. Хотя эта доработка требовала максимум 3 простых микросхемы.

Управление цветом для программиста было реализовано крайне неудобно. Программист записывал в видеопамять специальное значение с кодами 80h — 9Fh, которое изменяло цвет всех следующих за ним символов. Эти символы могли отображаться в виде пробелов, но тогда на экране были неиспользуемые позиции. Либо видеоконтроллер мог работать без пробелов, но это приводило к смещению всей видеопамяти на один символ. Адрес в видеопамяти символа с определенными координатами зависел от предыдущих символов и в общем мог быть любым. Ну и допускалось не более 16 изменений цвета на строку.

На фото выше используется ROM-диск, который на фото ниже.

Но так же я подключил к Апогею SD-карту.

Эту игру я написал. Хотя правильнее скаать, адаптировал свою же программу под новый видеоадаптер и перерисовал графику.

Я писал не ради того, что бы была игра. Я выжимал из железа максимум. Показывал возможности, которые не могла показать ни одна существующая программа. Ниже текстовый видеоадаптер КР580ВГ75 (i8275) показывает графику 192×104 и 64 цвета!

Подключить PAL кодер к Апогею не удалось 🙁 Поэтому на реальном компьютере у меня всё черно белое

А еще я написал игру Кособан (портирвоал Game About Squares). Там я добился разрешения 384×208 и 8 цветов. К сожалению фото игрового экрана потерялось, но можно посмотреть видео. И скачать образ для компьютера Апогей можно тут.

Нет времени для игр: нужно строить коммунизм

Вплоть до середины 80-х годов в Союзе Социалистических Республик игровая тема не сильна была популярна. Проблема заключалась в том, что компьютеры были роскошью, доступной только научным сотрудникам, воякам, ну и посчастливилось иметь с ними дело немногим студентам технических вузов.

Игры, конечно, были, но уж очень немудрёные поделки со сложным запуском, который мог осилить только человек подкованный, а не простой рабочий.

Tetris

Конечно, все уже слышали о Тетрисе, который появился в 1984 году. Именно его можно назвать первой истинной советской разработкой. Но вплоть до середины 80-х бестселлеров не хватало, да и игры требовали навыков программирования, чтобы их запустить.

Tetris

Луналет

А некоторые и вовсе не были играми в известном нам понимании. Например — игра Луналет.

В журнале «Техника — молодёжи» была даже специальная рубрика «Клуб Электронных Игр», в которой каждый месяц печатались новые игры в виде инструкций и программного кода. Игра вводилась в память калькулятора путём набора специальных инструкций. После этих действий начиналась собственно игра.

Игра заключалась в управлении Луналетом, который имеет определенный запас топлива. Задача — посадить этот Луналет на поверхность Луны. Калькулятор был лишь инструментом, всё происходило в воображении. Игра была самой популярной на то время, постоянно совершенствовалась и усложнялась.

Весьма незаурядная «игра», которая у современных игроков вызывает лишь вопросы «как в это можно играть?». Но тогдашние геймеры были вполне довольны. И играли месяцами, для них это был некий челлендж.

Игра «Луналет» Электроника Б3-34

Электроника

Конечно, были многочисленные карманные игры, но это совсем не то, что мы подразумеваем под ПК-игрой.

На программируемых калькуляторах и «Электрониках» игры нужно было запрограммировать и запустить вручную, что было сложно. Оставим эту архаичность и перейдем к более знакомым вещам — персональным компьютерам.

Электроника ИМ-03 «Тайны океана»

Реальность и перспективы рынка IT‑профессий

Какие профессии наиболее популярны и высокооплачиваемы?

Налейте чашку ароматного субботнего кофе и познакомьтесь с новостями недели. «Яндекс» открыл предзаказ на новую колонку, «ВКонтакте» запустил мессенджер, Huawei провела глобальную презентацию, а LEGO предлагает собрать картину…

Comments

раз в неделю чистил контакты на кнопках своего вектора-06ц. Контакт — квадратик фольги на кубике поролона:) после чистки летал просто 🙂

«Дельта-С» выпускался с 1989 года. Этот компьютер — близкий по структуре логики клон ZX Spectrum+.

У меня до сих в коробке лежит 🙂

Турбо-86 пропустили,
это были первые персоналки, которые мы обслуживали
http://my.mail.ru/mail/p—ribor/photo/82

Вектор-06Ц разработали в Кишинёве в конце 1980-х. Из необычного — в нём был трехголосный синтезатор звука.
————
Не только. У него была расширяемая память, внешний дисковод 5 дюймовый дисковод и квазидиск в 256кб, плюс сеть. Выпускался в виде классов обучения с сетью.

у нас в кабинете информатики Немиги стояли )
нам запрещалось трогать что-либо кроме клавиатуры, преподаватель даже кнопку вкл включал сам. и дал инструкцию — «даже если компьютер взорвется, не пытайтесь ничего делать самостоятельно, поднимите руку и ждите учителя» )

Здесь есть ложная информация. Например «линейка» 8-ми разрядных болгарских компьютеров «Правец» выпускалась с 1982, а не с 1980 и не по 1988, а по 1992. Разве трудно почитать Википедию?

Вряд-ли можно считать Микро-80 [i]»одним из первых советских бытовых компьютеров»[/i]. Это самодельный компьютер с мизерным числом реальных машин.

В зависимости от объёма ОЗУ и размерности применённых микросхем ОЗУ в Микро-80 было от 60 до более 100 корпусов (при ОЗУ от 2 до 60 Кб) http://forum.easyelectronics.ru/viewtopic.php?f=16&t=10967. Цифровые микросхемы было крайне сложно достать, т.к. они в магазинах до 1986 г вообще не продавались (т.к. бытовых изделий на них не выпускалось и населению они были не нужны). С 1986 очень ограниченную номенклатуру 155-той серии стало можно купить в магазинах-салонах Электроника (которых было десяток на всю страну). Нужные детали можно было купить лишь у несунов на нелегальных радиорынках. Потому общее число сделанных самодельных компьютеров Микро-80 не превысило всего нескольких десятков.

К Апогею БК-01 не подключался дисковод, т.к. ни заводской разработки на эту тему не было, ни энтузиасты не адаптировали для него РК-КНГМД и DOS от Микроши. А вот для Партнёра завод выпустид свой КНГМД (720 кб), но лишь крошечную опытную партию, которая погоды она не сделала.

Ни Апогей, ни Партнёр не совместимы ни с РК86, ни с Микрошей. Если из 200 программ РК86 и 500 программ Микроши совместимы лишь текстовый редактор и ещё менее 10 самых примитивных игр (что работают через ROM-BIOS), это не означает совместимость. Даже бейсик не совместим (по псевдографике). А вот остальные ещё около десятка РК-подобных машин были 100% клонами со 100% совместимостью с РК86 или Микрошей. Электроника КР-04 это вообще даже не РК-подобный компьютер.

Океан-240 был разработан в Институте океанологии, а не выпускался в нём. Его изготовили там в единичных экземплярах, и даже мелко серийно (как Ириша) он не производился, потому, что в его публикацию в журнале МПСС его разработчики (а скорее их начальники) из жадности (в расчёте заработать) не включили дамп ПЗУ.

Вот потому и увеличивается число советских компьютеров, что к ним причисляют единичные образцы и даже чисто литературные образцы. В частности ЮТ-88 это никакой не компьютер, а чисто литературный мифический и чисто учебный предельно убогий компьютер, произведённый в единственном экземпляре и затем предложенный для повторения школьникам в детском журнале. Причём даже без печ.плат и программ и содержащий очень дефицитные детали.

Было еще, как минимум, три таких же советских литературных компьютера. Почему тогда не включить в список ещё десятки подобных самоделок, которые также в единичном экземляре делали радиолюбители. В отличие от других мифических компьютеров ЮТ-88 был просто на слуху, т.к журнал «Юный Техник» имел тираж в сотни тысяч экземпляров.

Технология

Аппаратная часть интерфейса магнитофона в ZX Spectrum была крайне примитивной — однобитный выход и однобитный вход с компаратором. Возможность автостарта кассеты по команде загрузки или записи, реализованная во многих домашних компьютерах 1980-х годов, отсутствует.

Кодирование и декодирование информации осуществляется полностью программным способом. В ПЗУ компьютера присутствуют стандартные подпрограммы записи и загрузки, используемые интерпретатором Бейсика. Начальный загрузчик любой программы должен быть записан стандартными средствами в виде Бейсик-программы. Дальнейшая загрузка может происходить как с помощью стандартных подпрограмм с использованием стандартного формата, так и с помощью загружаемых подпрограмм, позволяющих использовать различные нестандартные форматы.

Стандартный формат кодирования информации очень прост. Нули и единицы кодируются импульсами разной длительности, после которых следует пауза такой же длительности — около 244 микросекунд для нуля и около 489 микросекунд для единицы. За одну секунду может быть записано 1023 следующих подряд единицы, либо 2047 следующих подряд нуля. Так как нужные задержки обеспечиваются процессором, при отклонении тактовой частоты от номинальной возможна несовместимость с данными, записанными при стандартной тактовой частоте.

Стандартные процедуры используют пилот-тон — длинный сигнал перед началом передачи данных, используемый для синхронизации, а также хранение каждой записи в виде двух блоков, каждый из которых имеет собственный пилот-тон — заголовка, содержащего название файла и параметры, необходимые для его загрузки, и собственно данных. Заголовок необходим при загрузке произвольных данных. В случае, когда заранее известно, какие данные будут загружаться (например, при загрузке игры), заголовки всех файлов, кроме загрузчика, могут отсутствовать. В процессе загрузки данных стандартными процедурами на бордюр выводятся разноцветные полосы, показывающие ход процесса загрузки.

Средняя скорость передачи данных в стандартном формате кодирования составляет около 1365 бит в секунду и изменяется в зависимости от количества нулей и единиц в передаваемых данных. На 60-минутной кассете может храниться около 600 килобайт данных. Максимальное время загрузки программы для ZX Spectrum 48K может составлять около 5 минут, средним значением является 3-4 минуты. Программы для ZX Spectrum 128K могут загружаться 12 и более минут.

Некоторые отечественные клоны ZX Spectrum использовали модифицированные прошивки ПЗУ с возможностью ускоренной загрузки и сохранения данных. Данные, записанные с повышенной скоростью, не могли быть прочитаны стандартными средствами на компьютерах без такой модификации. Существует копировщик Turbo Comp (Turbo Copy), позволяющий записывать данные с обычной или увеличенной скоростью.

Максимальная скорость загрузки при использовании нестандартных процедур ограничена скоростью работы процессора и качеством носителя. В настоящее время, при использовании качественных цифровых носителей (CD-плеера или выхода звуковой карты компьютера), достижимы скорости, многократно превосходящие скорость стандартных процедур. Так, при использовании программы k7zx возможна загрузка данных со скоростью до 27000 бит в секунду. При этом снапшот игры Manic Miner для ZX Spectrum 48K загружается примерно за 15 секунд.

Как горячие пирожки

Потребность в компьютерах была огромная, их расхватывали как горячие пирожки. В то время на этом бизнесе можно было неплохо заработать. Кто сам был не в состоянии собрать компьютер, обращались к тем, у кого это хорошо получалось. От единичных мастеров доходило до коллектива единомышленников, а развернувшись по-крупному, они образовывали кооперативы. На незанятых производственных мощностях начинался выпуск очередного клона ZX Spectrum, с некоторыми доработками и улучшениями, но уже под собственным брендом. Улучшения схемы проводились повсеместно. Добавляли оперативную память с 48 КБ до 128 КБ (версия Пентагон) и далее до 256 КБ (версия Scorpion). С помощью контроллера удалось подключить пятидюймовый дисковод и хранить программы на дискетах. Клоны ZX Spectrum могли работать с матричными принтерами, имели музыкальные контроллеры и встроенные СЕКАМ-кодеры для подключения к телевизору. Вот только наиболее известные: «Ленинград», «Пентагон», «Scorpion», «Дельта», «Москва», «Дубна», «Профи», «Хоббит», «Композит», «Нафаня», «Импульс». Неофициальных клонов, идентифицированных на территории нашей страны, было около семидесяти.

Самый массовый компьютер в СССР

Но даже 48 КБ хватало, чтобы не только поиграть, но и программировать на BASIC. В стандартную прошивку ПЗУ был вшит «оксфордский» диалект Бейсика, так называемый Sinclair BASIC. Наши студенты делали свои курсовые и дипломные расчеты на этой крохе. Издавался даже специальный журнал «ZX-Ревю», посвящённый тематике ZX Spectrum, в котором печатали различные программные решения, схемы компьютеров и периферии, обзоры игровых программ, обсуждались собственные идеи читателей.

Самый массовый компьютер в СССР

Целые поколения наших программистов выросли за клавиатурами отечественных клонов ZX Spectrum. Этот компьютер был настолько популярен, что породил армию последователей идей сэра Клайва Синклера. Будущие российские инженеры учились азам системотехники и микроэлектронике на практическом опыте, собирая и модернизируя собственными руками это электронное чудо.

ZX Spectrum: жизнь и реинкарнации.

Компакт-диски

С начала 1980-х и вплоть до 2010-х у нас были компакт-диски. Принцип действия напоминает перфокарты:

  1. На большом металлическом диске выдалбливают маленькие ложбинки по кругу.
  2. В длине этих ложбинок кодируют единицы и ноли.
  3. Лазер светит в ложбинки, а фоторезистор считывает отражённый свет.

Похоже на принцип действия виниловых пластинок, только без касания иглой.

Сначала компакт-диски стали массово использоваться для передачи музыки: это был цифровой звук, но для своего времени достаточно качественный. Потом в обиход вошли диски с файлами. Разницы никакой: везде единицы и нули.

Из плюсов — прорывные для своего времени объёмы данных на относительно недорогих в производстве пластинах.

Минус — диски боятся царапин. А чем дальше, тем плотнее на них писали информацию и тем менее качественные использовали материалы, поэтому, если вы сейчас откопаете какой-нибудь диск из вашей ранней юности, вы, скорее всего, его уже не прочитаете — поверхность диска уже разложилась.

Зато диски из 1992–1995 годов слушаются сейчас на ура, потому что тогда на покрытие не жалели алюминия.

Радужный цвет — это эффект многократного преломления и отражения света в ложбинках на поверхности диска А это — сами ложбинки, в которых кодируется информация

Build My PC

Build My PC

Не столько игра, сколько полезное приложение для проверки компонентов на совместимость: если вы планируете покупку ПК по частям и не знаете, как подобрать комплектующие, Build My PC поможет вам решить эту задачу.

В приложении можно узнать, подойдут ли процессор, материнская плата, блок питания, оперативная память и другие элементы друг к другу. При выборе несовместимых частей игра отобразит предупреждение, а в финале рассчитает приблизительную стоимость вашей сборки.

Teenage Mutant Ninja Turtles (Черепашки-ниндзя)

Знакомая многим вселенная, в которой существуют черепашки-мутанты, была придумана в 80-х годах. Пик популярности серии пришелся на 90-е. В это время выходит классический одноименный сериал (который еще помнят 30-летние дядьки) и три полнометражных фильма. В 2000-х годах права на серию начали мигрировать от одного издателя к другому и от классических черепах не осталось и следа.

Милые и дружелюбные лица героев пытались заменить на брутальных воинов, трехмерных-уродцев, нелепых тинейджеров и даже анимешных персонажей. Нечто подобное происходило и с игровой серией. После классических TMNT для NES/Dendy, Game Boy и Sega Mega Drive последовали скучные и безликие проекты для ПК и игровых консолей.

Апофеозом издевательства на любимыми персонажами из детства стал выпуск мобильной донатной помойки Черепашки-Ниндзя: Легенды.

Черепахи часто появлялись в виде дополнений во всевозможных файтингах на разных платформах. Сольные проекты TMNT есть в Steam и консольных игровых магазинах.

Наиболее привлекательно выглядит грядущий ремейк игровой серии Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder’s Revenge, выход которого намечен на 2021 год. Игра будет выполнена в олдскульном мультяшном стиле с возможностью мультиплеера до четырёх игроков.

Оригинал: существовал на всех 8- и 16-битных битных консолях 90-х годов.

Ремейк: все игры последних лет откровенный треш, ждем полноценный ремейк в 2021 году.

Интересно будет узнать, помните ли вы такие игры из детства, какие ремейки вам понравились и в какие старые игрушки захотелось поиграть еще.

Favorite

В закладки

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector