Сравнение характеристики поколений эвм
Очередное революционное событие в электронике произошло в 1971 году, когда американская фирма Intel объявила о создании микропроцессора. Микропроцессор — это сверхбольшая интегральная схема, способная выполнять функции основного блока компьютера — процессора. Первоначально микропроцессоры стали встраивать в различные технические устройства: станки, автомобили, самолеты. Соединив микропроцессор с устройствами ввода-вывода, внешней памяти, получили новый тип компьютера: микроЭВМ. МикроЭВМ относятся к машинам четвертого поколения. Существенным отличием микроЭВМ от своих предшественников являются их малые габариты (размеры бытового телевизора) и сравнительная дешевизна. Это первый тип компьютеров, который появился в розничной продаже.
Самой популярной разновидностью ЭВМ сегодня являются персональные компьютеры (ПК). Первый ПК появился на свет в 1976 году в США. С 1980 года «законодателем мод» на рынке ПК становится американская фирма IBM. Ее конструкторам удалось создать такую архитектуру, которая стала фактически международным стандартом на профессиональные ПК. Машины этой серии получили название IBM PC (Personal Computer). Появление и распространение ПК по своему значению для общественного развития сопоставимо с появлением книгопечатания. Именно ПК сделали компьютерную грамотность массовым явлением. С развитием этого типа машин появилось понятие «информационные технологии», без которых уже становится невозможным обойтись в большинстве областей человеческой деятельности.
Другая линия в развитии ЭВМ четвертого поколения, это — суперкомпьютер. Машины этого класса имеют быстродействие сотни миллионов и миллиарды операций в секунду. Суперкомпьютер – это многопроцессорный вычислительный комплекс.
Характеристики | Поколения ЭВМ | |||
I | II | III | IV | |
Годы применения | 1948-1958 | 1959-1967 | 1968-1973 | 1974-1982 |
Элементная база | Лампы | Транзистор | МИС | БИС |
Размеры | Значительные | Меньше размеров I поколения ЭВМ | Меньше размеров I и II поколений ЭВМ | Компактные |
Количество ЭВМ в мире | Десятки | Тысячи | Десятки тысяч | Миллионы |
Быстродействие | 10-20 тыс. операций в секунду | 100-1000 тыс. операций в секунду | 1-10 млн. операций в секунду | 10-100 млн. операций в секунду |
Объём оперативной памяти | 2 Кбайта | 2-32 Кбайта | 64 кбайта | 2-5 мбайт |
Типичные модели | МЭСМ, БЭСМ-2 | БЭСМ-6, Минск-2 | IBM-360, IBM-370, ЕС ЭВМ, СМ ЭВМ | IBM-PC, Apple |
Носители информации | Перфокарта, перфолента | Магнитная лента | Диск | Гибкий и лазерный диски |
«Сравнительные характеристики поколений ЭВМ»
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10824 – | 7386 – или читать все.
Появлению современных компьютеров, которыми мы привыкли пользоваться, предшествовала целая эволюция в развитии вычислительной техники. Согласно распространенной теории, развитие индустрии ЭВМ шло на протяжении нескольких отдельных поколений.
Современные эксперты склонны считать, что их шесть. Пять из них уже состоялись, еще одно – на подходе. Что именно под термином «поколение ЭВМ» понимают IT-специалисты? Каковы принципиальные различия между отдельными периодами развития вычислительной техники?
Первые компьютеры ХХ века
Несмотря на то, что первая разработка была создана ещё очень давно, полноценный компьютер собрали только в 1938 году. Миру была представлена самая первая электромеханическая двоичная машина, а изобрел её Конрад Цузе, ученый из Германии.
Назвал он этот компьютер Z1, но в тот же год было построено ещё одно устройство, эмулирующее действия человека, которое следовало определённому алгоритму указаний, а все полученные результаты отображались на бумажной ленте. Назывался этот аппарат машиной Тьюринга, так как изобрёл её ещё один ученый – Алан Тьюринг.
ZX Spectrum
Основным конкурентом предыдущего героя статьи стал ZX Spectrum, он же в народе «Спекки» (Speccy), созданный в 1982 году британской компанией Sinclair Research Ltd. Он и его многочисленные клоны были более популярны в Европе, а в начале 1990-х — и на территории бывшего СССР. Как и Commodore 64, он поставлялся без монитора, подключался к телевизорам и имел сравнительно низкую стоимость. Компьютер работал на 8-разрядном микропроцессоре Zilog Z80 с частотой 3.5 МГц, объем оперативной памяти составлял 16 или 48 КБ. Купив вариант на 16 КБ, пользователь мог проапгрейдить компьютер добавив еще 32 КБ.
В ZX Spectrum была установлена клавиатура состоящая из 40 резиновых многофункциональных кнопок. Компьютер мог выводить на экран 8 цветов с двумя уровнями яркости и однобитный звук через встроенный динамик. В более поздней модели ZX Spectrum 128 для вывода звука появилась отдельная микросхема AY-3-8912. В качестве накопителя компьютер использовал аудиокассеты и дискеты. Было доступно приличное количество периферии, включая принтер, запоминающие и игровые устройства.
ЭВМ третьего поколения
Третье поколение ЭВМ создавалось на новой элементной базе – интегральных схемах (ИС).
ЭВМ третьего поколения начали производиться во второй половине 60-х годов, когда американская фирма IBM приступила к выпуску системы машин IBM-360. Немного позднее появились машины серии IBM-370.
В Советском Союзе в 70-х годах начался выпуск машин серии ЕС ЭВМ (Единая система ЭВМ) по образцу IBM 360/370. Скорость работы наиболее мощных моделей ЭВМ достигла уже нескольких миллионов операций в секунду. На машинах третьего поколения появился новый тип внешних запоминающих устройств – магнитные диски.
Успехи в развитии электроники привели к созданию больших интегральных схем (БИС), где в одном кристалле размещалось несколько десятков тысяч электрических элементов.
В 1971 году американская фирма Intel объявила о создании микропроцессора. Это событие стало революционным в электронике.
Микропроцессор – это миниатюрный мозг, работающий по программе, заложенной в его память.
Соединив микропроцессор с устройствами ввода-вывода и внешней памяти, получили новый тип компьютера: микро-ЭВМ.
Самая первая игра в мире на компьютер
Программисты из Массачусетского технологического института разработали первую игру в 1962 году. Мартин Грец и Стив Рассел создали ее после нескольких часов работы. В первую очередь прорабатывалась сама программа, а потом целый месяц пытались ее реализовать. Это называлось Spacewar. Он был основан на битве двух космических кораблей, стреляющих друг в друга специальными ракетами. Игра создавалась на базе процессора, выполнявшего сто тысяч операций в секунду, ее оперативная память составляла девять КБ.
Стоит немного рассказать о смысле игры: нужно было показать карту на дисплее: звездное небо с боевыми кораблями. Игроки управляли ими с помощью джойстиков и клавиатуры. Было ограниченное количество ракет для попадания, уйти от врага можно было двумя способами: обогнуть звезды или совершить гиперштурм, при этом корабль исчезал с поля боя всего на секунду и внезапно появлялся в другом месте.
Несмотря на то, что «Война в небе» стала первой коммерческой игрой, создатели не получали от нее никаких доходов, хотя в узких кругах программистов разработчики получили свою славу и почет. Созданные позже похожие игры уже начали пользоваться спросом и приносить разработчикам неплохой доход.
Современные исследования показали, что компьютерные игры, если их правильно выбрать и использовать, могут положительно повлиять на развитие ребенка. С их помощью можно тренировать внимание, координацию движений, мышление.
Личная жизнь Стива Возняка
После двух непродолжительных браков Steve Wozniak женился на Сюзанн Мулкерн, которая работала адвокатом. Пара была знакома с детства, но отношения начались только в 1990 году. К тому времени у Сюзанн было уже трое детей, как и у Возняка. После 14 лет совместной жизни они расстались, а Возняк закрутил роман с актрисой Кэти Гриффин. Благодаря ей изобретатель попал на телевидение. Он снимался в шоу Кэти и появлялся в таких сериалах, как «Обезьяньи коды» и «Теория большого взрыва». Инженер также участвовал в шоу «Танцы со звездами».
В 2008 году Стив тайно женился на Джанет Хилл. Она была руководителем по развитию образования в Apple. Пара довольно долго скрывала отношения от посторонних. Супруги до сих пор вместе.
Сейчас Стиву Возняку 68 лет, и он считает, что искусственный интеллект никогда не победит человеческий разум. Инженер заявил, что скептически относится к тому, что компьютеры смогут конкурировать с человеческой интуицией:
«Компьютер может определить логическое решение, но это не то, как разум работает у людей. Если компьютеры станут сверхинтеллектуальными, они будут партнерами людей по всем остальным вопросам».
Доход Возняка оценивается в 100 миллионов долларов. За вклады в область вычислительной техники инженер был награжден Премией имени Грейс Мюррей Хоппер и Национальной медалью США в области технологий и инноваций. Он введен в Зал славы изобретателей. Стив является известным филантропом. Он тратит немалые средства на финансирование образовательных и технологических проектов.
Заключение
На этом история развития ЕС ЭВМ закончилась. После распада Советского Союза, построенная за много лет централизованная система обслуживания ЭВМ перестала существовать. Также из–за инфляции и подорожания комплектующих, еще в конце 80–х множество институтов занимавшихся разработкой компьютеров перестали получать финансирование, так как страна просто никак не могла должным образом снабжать эту сферу денежными ресурсами.
«Эльбрус–1»
В следующей части «Истории Советских ЭВМ» мы поговорим с вами об истории развития суперкомпьютеров «Эльбрус», разработки которого стали вестись параллельно с «ЕС ЭВМ», а также обязательно пройдемся по истории ПЭВМ — «Персональных электронно- вычислительных машин», предшественников наших современных домашних компьютеров.
Спасибо за внимание.
1. Если не открывать сначала профиль автора, чтобы прочесть »
Василий Шкодник
Уважаемый пользователь, Помощник модератора», то псевдоним podogreykin не настраивает на доверие к обзору автора, явно не участника и даже не свидетеля описываемых процессов.
Хотя подогрейкин лучше, наверное, чем шкодник. 🙂
2. И сразу видно отсутствие ссылок на использованые материалы и первичные адреса спёртых фотографий. Это — компилляция, которая проще именуется плагиат. Надо ли говорить, как это не хорошо?
Хотелось бы на фоне заимствованного видеть ссылки, и самостоятельные суждения и опыт автора. Но не вижу.
3. По опыту первой своей статьи тут — вижу возможность фото озаглавить, прокоментировать… А у автора есть не подписанные фото или на копии фото его название не соответствует его сути.
Например, у ЕС—1068 имя фото es1060, у ЕС-1020 имя фото pc_024.jpg. Это отвлекает на уточнения… Но это легко исправляемые мелочи. 🙂
4. В статье не сказано (а надо), что ЕС — не просто название (Единая система), но гарантия совместимости всех поколений этой разработки, в том числе не только в интерфейсе одной комнаты, но и в линиях связи с иными предприятиями и учреждениями, с ЭВМ стран СЭВ. Это инструмент сотрудничества и инструмент минимизации затрат.
С этих связей и начинался «интернет».
А в европах-америках несовместимость — инструмент вытеснения конкурентов с рынков. Это мы разрабатывали связи, «понималки», а «они» — строили границы, препятствия.
5. Не упомянуто, что использование машинных кодов во всех использованных «программных языках» и ОС обеспечивали связь и ЭВМ других систем, например, с СМ и с появившимися позже ПЭВМ, «персоналками». Ведь «Единая Система» выросла из развития простых «однопользовательских» (персональных) ЭВМ, персональность которых базировалась на компактности и способности к мобильности. К компактости и мобильности она и стремилась потом.
Несовместимость начинается с обучения новых машин новым командам. «Старые» надо «доучивать«.
«Взрослые» не должны прекращать понимать «детей«. И поумневшие «дети» не должны непонимать отставших «родителей«, работавших на поумнение «детей».
Например, искусственно была введена несовместимость с ЭВМ медленными тактовыми частотами обмена данными, изменением протоколов обмена данными (вместо предлагавшегося мною создания сервисов распознавания и компенсации различий).
6. Автор считает некоторые советские ОC — аналогами DOS ?
Но DOS всего лишь набор команд в Basic.
Если даже те же команды использовать в иной последовательности, то используется иная цель и результат.
Все автомобили имеют набор колёс, мотора с сервисами, редуктор, трансмиссию, кузов. Но мало кто стремиться сделать копию или «аналог», всем нужен шаг вперёд.
Удобства пассажира могут игнорировать неудобства работы водителя, «кучера». Но хозяин за рулём — и уже иные требования.
Ну китайцы только забрасывают мир копиями и аналогами. Они подражают оригиналу, выдавая свой товар за него. Это иная цель! А подражали ли советские ОС DOSу ?
Пишу ли я «аналог», если я тоже пишу на бейсике, на фортране?
Если автор хочет это сказать, пусть даёт обзор с таблицами сравнений операционок.
Скажем, я на курсах МИРЭА в 86 году после ознакомления с командами машинных языков написал выпускную работу «программа ведения ЧКД и ЧТД» (чертёжно-конструкторской и чертёжно-технологической документации) с таблицами и с зависимостью изменений в ведомости покупных, ведомости движения элементов на складах и в составе сборок — от изменений в исходном чертеже.
Ворда, Экселя и гиперссылок (в севременном понимании) тогда не было. МИРЭА мои идеи не патентовал. Но это должно было отвергнуть патенты Майкрософта или 1С на эти функции!
В НТИ эти факты известны с 87, а в интернете — с 97 года.
Но в обзорах аффторофф я этого не вижу.
Хотелось бы увидеть эти уточнения в обзоре автора. 🙂
Ответ на пост «Старые фотографии. Алма-Ата № 4»
Каток «Медео», Алма-Ата, СССР
Как выглядели первые компьютеры?
«МАРК 1» был в длину 17 метров, высотой более 2 метров. Машина имела стальной каркас, вес компьютера составлял 4,5 тонны. Общая протяженность проводов превышала 750 км. ЭНИАК весил свыше 27 тонн, потреблял в среднем 170 кВт электроэнергии.
МАРК-1
Первый настольный ПК выглядел менее устрашающе и спокойно помещался на рабочем столе. Programma 101 был разработан итальянцем Пьером Джорджио Перотто, использовался для расчетов посадки Apollo 11 на Луну.
Programma-101