Родительское собрание Компьютер — друг или враг? методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Компьютер помощник или враг к родительскому собранию

Автор: Никитина Елена Владимировна

Организация: МБОУ, СОШ № 20

Населенный пункт: Мурманская область, с.Лувеньга

Цель собрания — расширить информационное поле родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером.

Задачи:

Образовательные: формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей младшего школьного возраста.

Воспитательные: формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.

Организационные: выработать согласованные действия школы и семьи по правильной организации работы детей на компьютере.

Информационные: Предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

Подготовительный этап:

  1. Подготовка теоретической информации;
  2. Подготовка презентации;
  3. Анкетирование учащихся;
  4. Разработка памяток для родителей.

Форма проведения: собрание — дискуссия.

План родительского собрания

1. Вступительное слово учителя. Распределение родителей по группам.

2. Работа родителей в группах, обмен мнениями.

3. Обобщение результатов работы в группах, свободная дискуссия

4. Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости .

5. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.

Ход собрания

1. Приветствие

Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем семейном кругу. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Компьютер: две стороны медали».

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни.

На сегодняшний день компьютер настолько проник в нашу повседневную жизнь, что многие уже не могут обходиться без него. Теперь компьютер такая же привычная и обыденная вещь как электрическое освещение, телевизор или мобильный телефон.

2. Обсуждение проблемы.

Работа в группах.

Инструкция: сейчас я вам предлагаю поработать в группе и выявить все «плюсы» и «минусы» компьютера для ребенка с вашей точки зрения.

  • помогает в подготовке домашнего задания, рефератов, схем, таблиц, интерактивно познавать мир;
  • просматривать энциклопедии на СД – ROM;
  • представлять свои идеи: пользоваться удобными приложениями для создания презентаций, проектов, вести исследовательскую работу;
  • готовиться к экзаменам: превратив компьютер в «репетитора», делающий обучение интереснее, эффективнее, быстрее;
  • использовать ресурсы Интернета: обучаться дистанционно, общаться с друзьями, участвовать в конкурсах, проектах. вызывает положительный интерес к технике;
  • развивает творческие способности;
  • отрицательное влияние на физическое развитие;
  • повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;
  • содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
  • обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;
  • способствует развитию гиподинамии;
  • ухудшает зрение;

Вывод: мы доказали, компьютер – это эффективное средство развития ребёнка, но есть и много отрицательного в работе с компьютером.

3. Как сделать общение ребёнка с компьютером безопасным и полезным?

Мною проведёно анкетирование среди 2 – 4 классов.

Прежде чем показать следующий слайд, прошу вас ответить на вопрос:

Как часто вы контролируете время, проведенное ребенком за компьютером – и его продолжительность, и распределение по времени суток? Что же отвечали Ваши дети…

Ученики указали, что за компьютером в среднем проводят 2 часа…Это очень много! (0-2 часа 44%, 3-6 часов -56%)

— Так ли это на самом деле?

Есть ли у тебя дома компьютер?

Сколько времени ты проводишь у компьютера?

Контролируют ли тебя родители

Чувствуешь ли ты усталость?

50 % ответили, что их не контролируют.

Примерная продолжительность работы детей за компьютером.

класс

Продолжительность работы за компьютером

— Что же нужно делать по профилактике близорукости?

После каждого занятия с компьютером необходимы, как минимум, упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.

(Примерный комплекс упражнений для глаз и общеукрепляющие упражнения в приложении №1)

Влияние компьютера на здоровье школьников.

Кроме зрительного переутомления, могут возникнуть следующие нарушения:

  1. Заболевания суставов кистей рук. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания. Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо-экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук.
  2. Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям.
  3. Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника.
  4. Психическая нагрузка.

Часто нервные расстройства, возникающие у ребенка, связаны и с компьютерными играми.

4. Компьютерные игры. Польза и вред.

Во что играет Ваш ребенок? (Ответы родителей).

Вот ответы Ваших детей… Чему посвящены эти игры, нетрудно догадаться, взглянув лишь на обложки…

Работа в группах:

  • Запишите полезные стороны игр.
  • Запишите отрицательные стороны игр.

С особым вниманием и ответственностью отнестись к выбору детских компьютерных программ. Не увлекаться «пугалками» и «стрелялками»: они – «провокаторы» агрессивного поведения ребенка.

Полезные стороны игр:

  • компьютерные игры развивают логику, мышление, память, внимательность;
  • в некоторых играх развивает знание иностранных языков, знание компьютера и т.д.

Отрицательные стороны игр:

  • психические расстройства;
  • ухудшение зрения;
  • развитие жестокости, агрессивности;
  • ухудшение физической, учебной подготовки.

Итоговые рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития школьника: (приложение № 3)

  • Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным.
  • Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры.
  • Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
  • Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

5. Интернет – главный источник информации.

По последним социологическим исследованиям, на сегодняшний день интернет – пользователей 30% взрослого населения Российской Федерации, 90% школьников.

В чем же заключаются достоинства и опасности интернета?

Если плюсы – это один из главных источников информации.

Опасность — негативная, агрессивная, вредоносная информация.

Рекомендации родителям: (приложение № 4)

  • Посещайте Сеть вместе с детьми;
  • Если детей что – либо беспокоит, — пусть они расскажут вам об этом;
  • Объясните детям, чтобы они не давали своего адреса, номера телефона или другой личной информации;
  • Скажите детям, что опасно встречаться с друзьями из Интернета – эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого выдают;
  • Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровывать вредное содержимое и выяснить, какие сайты посещает ребёнок.

Для этого существует специальная программа «Кибер-няня» (www.kn.org.ua). Программа автоматически блокирует доступ к ресурсам аморального характера (порно, наркотики, насилие и т.п.).

Но самый эффективный способ – создание чётких правил по использованию Интернета и откровенное общение с детьми.

Ситуация: ваш ребёнок с утра до вечера у компьютера. Он стал замкнут, плохо учится, не общается с друзьями.

Учитель: Как выйти из этой ситуации? (Ответы родителей)

Выход:

  1. Другой вид деятельности, интересный ему.
  2. Совместную деятельность с родителями.
  3. Помощь психолога.
  4. Расширить круг общения.

6. Выводы:

Для сохранения физического и, главное, психического здоровья детей необходимо соблюдать осторожность в использовании компьютера:

  1. Ограничивать время использования компьютера.
  2. Приучите ребёнка каждые 15 – 20 минут делать перерывы в работе, вставать, потягиваться, научите его делать зарядку.
  3. Приучайте делать гимнастику для глаз.
  4. Компьютер следует расположить на столе в углу комнаты, в хорошо освещённом месте, но чтобы не было бликов
  5. Правильно организуйте рабочее место. Мебель должна соответствовать росту ребёнка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке.

Рост ребёнка

Высота стола

Высота стула

  1. м
  1. Стул должен быть обязательно с твёрдой спинкой. Сидеть ребёнок должен на расстоянии не менее 50 – 70 см от монитора, но чем дальше, тем лучше. Поза ребёнка – прямая или слегка наклонённая вперёд, с небольшим наклоном головы. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см.
  2. В помещении, где используется компьютер, делайте ежедневную влажную уборку.
  3. Чаще протирайте экран монитора.
  4. Чаще проветривайте комнату, а чтобы увеличить влажность воздуха, поставьте в помещении аквариум или другие ёмкости с водой;
  5. Контролировать качество и соответствие возрасту программ, игр, фильмов предназначенных ребенку. ( Приложение №2)

Важно обратить внимание родителей на то, как компьютер может помочь ребенку в учебной деятельности, которая является ведущей.

Компьютер предназначен, прежде всего, для развития ребенка: его интеллекта, талантов и способностей!

И наша с вами задача – сделать компьютер ПОМОЩНИКОМ ребенка!

Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.

Для растущего человека есть масса интересных равлечений – боулинг, сноуборд, катание на лыжах, чтение книг, самодеятельность, игры на музыкальных инструментах, танцы, сбор грибов, ягод, походы, футбол и т.д.

И главное, проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве, больше разговаривайте с ребенком, гуляйте, не ленитесь играть с ним, ведь никакой, даже самый «крутой» компьютер не заменит живого теплого общения с мамой или папой.

7. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.

Проект решения собрания:

  1. Выполнять комплекс упражнений для глаз по профилактике близорукости и общеукрепляющие упражнения.
  2. Соблюдать правила работы с компьютером.
  3. Выполнять рекомендации для правильного применения игровых программ.
  4. Соблюдать рекомендации использования Интернета детьми.

Литература:

  1. Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье: Рекомендации для детей и взрослых, СПб.: Нева; М. : Олма-Пресс, 2003.
  2. Журнал «Воспитание школьников» №3, 2014 г.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/ В.И.Ковалько. — М.: ВАКО, 2007.
  4. Леонтьев В.П. Компьютерная энциклопедия школьника. -М.: ОЛМА — ПРЕСС Образование, 2006 г.

Приложение 1

Памятка для родителей «Компьютер: две стороны медали».

Примерный комплекс упражнений для глаз по профилактике близорукости и общеукрепляющие упражнения:

  • Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  • Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  • Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
  • Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Приложение 2

Компьютерные игры.

Итоговые рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития школьника:

  • Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным.
  • Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры.
  • Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
  • Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

Приложение 3

Интернет – главный источник информации.

  • Посещайте Сеть вместе с детьми;
  • Если детей что – либо беспокоит, — пусть они расскажут вам об этом;
  • Объясните детям, чтобы они не давали своего адреса, номера телефона или другой личной информации;
  • Скажите детям, что опасно встречаться с друзьями из Интернета – эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого выдают;
  • Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровывать вредное содержимое и выяснить, какие сайты посещает ребёнок.

Для этого существует специальная программа «Кибер-няня» (www.kn.org.ua). Программа автоматически блокирует доступ к ресурсам аморального характера (порно, наркотики, насилие и т.п.).

Приложение 4

Памятка для родителей

Для сохранения физического и, главное, психического здоровья детей необходимо соблюдать осторожность в использовании компьютера:

Родительское собрание «Компьютер — друг или враг?»
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Тема: «Компьютер – друг или враг?»
Цель : донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровьесбережения при организации взаимодействия ребенка с компьютером.
Задачи родительского собрания :
Образовательные : формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей младшего школьного возраста.
Воспитательные : формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.
Организационные : выработать согласованные действия школы и семьи по правильной организации работы детей на компьютере.
Информационные : Предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.
Форма проведения : собрание-дискуссия
Подготовка :
— анкетирование родителей по теме собрания (Приложение 1)

План родительского собрания
1. Вступительное слово учителя. Распределение родителей по группам.
2. Работа родителей в группах, обмен мнениями .
3. Обобщение результатов работы в группах (приём «синквейн»), свободная дискуссия
4. Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости .
5. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.

Ход родительского собрания
1. Вступительное слово учителя .
— Здравствуйте, уважаемые родители! Тему нашего собрания узнаете, когда отгадаете загадку:
На столе стоит сундук
В сундуке окошко,
Можно видеть чудеса,
Если знать немножко. (компьютер)
В последнее время мы всё чаще слышим от детей слова: компьютер, компьютерные игры, а можно найти информацию в интернете.
Компьютеры уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой – мы вынуждены платить своим здоровьем . Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.
Вначале давайте познакомимся с результатами анкетирования родителей нашего класса по вопросу пользования компьютером в их семье.

2. Работа родителей в группах, обмен

1 группа – доказывают, что компьютер положительно влияет на ребенка
2 группа – называют отрицательные моменты влияния компьютера на ребенка.

Примерные ответы групп :
Положительное влияние компьютера
Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики
Познавательная мотивация
Выработка усидчивости
Улучшение памяти, внимания
Ориентирование в современных технологиях
Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени
Возможность общения

Отрицательное влияние компьютера
Большая нагрузка на глаза
Стеснённая поза
Развитие остеохондроза

Компьютерное излучение
Заболевания суставов кистей рук
Психическая нагрузка
Компьютерная зависимость
Нервно-эмоциональное напряжение
Синдром компьютерного стресса
Ребёнок забывает о реальном мире
Замена общения

3. Обобщение результатов работы в группах, свободная дискуссия .
После того, как родители обменяются мнениями, представители каждой группы зачитывают ответы.
— Для подведения итога попробуем составить «синквейн», метод обучения по технологии развития критического мышления . (Объяснить, как составляется синквейн.)
Примерные варианты синквейна:
1 группа
компьютер
современный, умный
помогает, учит, развивает
Он – верный друг и помощник.
учитель

2 группа
компьютер
губительный, разрушительный
вредит, затягивает, калечит
Компьютер наносит вред здоровью.
разрушитель

4. Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости .
Многие родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки или зрения. Однако чрезмерное увлечение, например, компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. У ребёнка появляется компьютерная зависимость. Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила. В помощь вам предлагаются рекомендации современных психологов, занимающихся этой проблемой. (Раздать рекомендации, приложение 2,3) Обсуждение рекомендаций .
5. Безопасность детей в сети интернет . «Доверяй, но проверяй!» — так гласит народная мудрость. В случае использования ребенком компьютера, это высказывание как нельзя кстати. Родителям необходимо знать, какими программами пользуется ребёнок, какие страницы в Интернете он посещает, в какие компьютерные игры играет, как долго пребывает в сети интернет. Чтобы обезопасить ребенка от негативных проявлений интернет-сайтов, возможна установка программ безопасности. Вы всегда будете знать о всех пребываниях ребенка в интернете.

6. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания .
Проект решения собрания :
— для дальнейшего разговора по данной теме провести тестирование родителей на определение зависимости детей от компьютерных игр (Приложение 4),
— соблюдать рекомендации по предупреждению компьютерной зависимости у ребёнка (приложение 2),
— выполнять упражнения для снятия напряжения глаз (приложение 3)

Приложение 1
Анкета для родителей
1.Есть ли у Вас дома компьютер?
2.Считаете ли вы, что компьютер необходимо иметь в семье так же, как холодильник, телевизор и т.д.?
Сколько времени в день Ваш ребёнок проводит за компьютером?
3.Цель использования компьютера ребёнком:
— подготовка к урокам, поиск «учебной» информации;
— поиск в интернет «внеучебной» информации(музыка, ролики, фильмы и т.д.);
— общение;
— просмотр фильмов;
— чтение книг;
— компьютерные игры
4.Какие игры предпочитает?
а) игры – войны
б) стратегические
в) типа «тетрис»
г) графические
5.Знакомы ли Вам названия, правила этих игр?___________________________________ _______________________________________________________________
6.Какие сайты посещает ваш ребёнок и с какой целью? ____________________________

Приложение 2
Рекомендации родителям по предупреждению компьютерной зависимости у ребёнка
Для профилактики компьютерной зависимости психологи советуют следующее:
1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И. если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
2. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок уже склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной, но обязательно с перерывами.
3. Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)
4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры).
5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т.к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
6. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, необходимо обращаться к психологам.

Приложение 3
Упражнения для снятия напряжения глаз
1.На счёт 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счёт 1-6 раскрыть глаза.
2.Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4 , а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6.
3.Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами: вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону : вверх-влево-вниз-вправо, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6.
4.Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счёт 1-4 вверх, на счёт 1-6 –прямо. Проделать движения глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем, на счёт 1-6, посмотреть прямо.
5.Посмотреть на кончик указательного пальца, удалённого от глаз на расстоянии 25-30 см, на счёт 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же, глядя на кончик пальца, удалять на то же расстояние.
6. «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.
7.Перемещать взгляд по траекториям: по восьмёрке, по часовой стрелке и против.
Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая длительность офтальмотренажа должна ровняться 2 мин.

Приложение 4
Тест «Определение зависимости от компьютерных игр» А.В. Котлярова
Утверждение «да» «нет»
— Ребенок испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости закончить компьютерную игру
— Ради компьютерной игры ребенок жертвует времяпровождением с семьей, друзьями
— преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми
— Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает сном
— Игра за компьютером – главное средство для снятия стресса у ребенка
— После компьютерной игры у ребенка возникают головные боли
— В обычной жизни ребенок испытывает пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером
— При помощи игры за компьютером ребенок достигает жизненных целей, решает проблемы
— После компьютерной игры у ребенка возникают нарушения аппетита
— Из-за компьютерной игры у ребенка наблюдаются проблемы с учебой (у взрослого с работой), но он продолжает играть в нее
— Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает питанием
— Ребенок испытывает потребность проводить за игрой все больше времени
— Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает личной гигиеной
— Во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры
— После компьютерной игры у ребенка возникает сухость слизистой оболочки глаз
— Из-за компьютерной игры у ребенка появляются проблемы в семье, в отношениях с людьми, но он продолжает играть
— Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфортного состояния ребенка
Анализ исследования
За каждый ответ «да» начисляется один балл. Если сумма набранных ответов превышает три балла, то велика вероятность того, что увлечение Вашего ребенка компьютерными играми может перерасти в зависимость.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector