Звук для игр. Сравнительное тестирование пяти наборов акустики 2.1
«…Мы так часто говорим о получении нормального количества fps на максимальных настройках, что забываем про еще одну важную деталь — звук. А ведь без нее даже самая захватывающая игра теряет львиную долю своего очарования. Сегодня мы отвлечемся от гонки за
Мы так часто говорим о получении нормального количества fps на максимальных настройках, что забываем про еще одну важную деталь — звук. А ведь без нее даже самая захватывающая игра теряет львиную долю своего очарования. Сегодня мы отвлечемся от гонки за производительностью и выберем колонки для компьютера. Раздумывая над классом акустики, решили, что к черту всю эту чистоту звучания, диапазоны частот и прочую аудиофильскую ересь — хотим смачных взрывов, зубодробительных автоматных очередей и истошных воплей всякой нечисти. Короче, будем тестировать 2.1 — пару колоночек и толстенький сабвуфер.
С ценовой категорией определились быстро: от 2700 до 3500 рублей. Конечно, не Hi-Fi, но уже и не пластиковый ширпотреб. С выбором моделей не мучились. Список реально продающихся наборов оказался настолько небольшим, что можно было заказывать все подряд — получилось всего пять образцов.
9 лучших компьютерных колонок с сабвуфером 2.1
Покупателю сложно сделать выбор, особенно когда в магазине представлен широкий ассортимент акустики. Изучать особенности каждой модели нет необходимости. Достаточно узнать о том, какие колонки выдают наиболее чистый звук и обладают высокой надежностью. К числу таких устройств относятся следующие модели.
CROWN MICRO CMS-350
Стильные и компактны колонки 2.1, которые не займут много места на столе владельца, но при этом обеспечат качественный звук при выборе любой громкости. Они обладают неплохой мощностью в 35 Вт.
Корпус выполнен из МДФ, что делает звучание более приятым и позволяет им достойно выглядеть в любом интерьере. К тому же каждый меломан скажет, что корпус из МДФ обеспечит лучший акустический эффект в отличие от более дешевого пластика. Что касается сабвуфера, то по качеству он не уступает колонкам. Он выдает мощные и глубокие басы без неприятного дребезжания.
- Отличное качество звучания.
- Компактные размеры.
- Красивый внешний вид.
- Доступная цена.
- Не хватает высоких частот.
OKLICK OK-441
Производитель модели сделал ставку на стиль и качество исполнения. Лицевая часть колонок обладает стильным пластиковым элементом. Остальная часть корпуса сделана из МДФ. 70-тимилиметровые динамики находятся под черной крышкой из металла, каждый из которых выдает прекрасный звук мощностью 10 Вт.
На передней части сабвуфера расположились элементы управления вместе с небольшим LED-дисплеем. Приятным моментом является поддержка FM-радио. Средние и высокие частоты хорошо проявляют себя даже на высокой громкости. Общую картину отличного звучания дополняют низкие частоты сабвуфера.
- Выразительный дизайн.
- Наличие пульта управления.
- Возможность регулировать низкие и высокие частоты.
- Скромные габариты.
- Кнопка отключения расположена на задней части сабвуфера, что не совсем удобно.
Ginzzu GM-425
Главными плюсами данных колонок 2.1 является низкая цена и большая общая мощность, составляющая 60 Вт. Заядлые меломаны высоко оценят возможность регулировки частот, имеются предустановки эквалайзера. Во время воспроизведения музыки владелец сможет наслаждаться выразительными басами.
Пульт управления и цветной дисплей обеспечивают дополнительно удобство при эксплуатации. Стильный вид колонкам придает подсветка ручки громкости. Поддерживаются флешки и подключение по Bluetooth.
- Наличие дисплея.
- Поддержка FM-радио.
- Хорошее качество звука.
- Сильные басы.
- Передняя пластиковая панель низкого качества.
SVEN MS-302
При первом взгляде на колонки и сабвуфер сразу становится понятно, что производитель не стал экономить на материалах. Корпус целиком выполнен из МДФ без использования дешевого пластика. Это положительно отражается на качестве звука. Лицевая сторона имеет красивое глянцевое покрытие. Дополняет удачное стилевое решение встроенный дисплей с подсветкой красного цвета. Символы на экране большие, что позволяет легко разглядеть их даже с приличного расстояния. В комплекте идет небольшой пульт управления.
Хотя модель относится к бюджетному сегменту, она порадует неплохим качеством звучания. Конечно, идеальным его назвать нельзя. Меломаны отметят слегка «заваленные» высокие частоты, но средний покупатель будет вполне удовлетворен приятными басами и отсутствием дребезжания на максимальной громкости.
- Невысокая цена.
- Высокое качество сборки.
- Мощный сабвуфер, гарантирующий глубокие басы.
- Имеется пульт управления.
- Неудобно расположенная кнопка включения.
Defender Tornado
Благодаря стильному дизайну, данные колонки с сабвуфером 2.1 будут хорошо смотреться рядом с компьютером. Их лицевая сторона прикрыта пластиковой крышкой, обладающей закругленными углами. На корпусе сабвуфера расположены элементы управления, а под ними барабан регулировки громкости с маленькой подсвечивающейся полоской.
Общая мощность акустики 60 Вт, чего более чем достаточно для музыки и фильмов. В целом качество звука на достойном уровне, хотя искушенные любители музыки заметят небольшое доминирование средних и высоких частот.
- Простота настройки.
- Современный дизайн.
- Хорошее качество звучания.
- Поддержка Bluetooth.
- Провода малой длины.
Dialog AP-250
Любители чистого звука без искажений будут полностью удовлетворены этой моделью. Плюс к этому сабвуфер порадует глубокими басами. Немаловажным достоинством является высокая мощность (80 Вт), от чего будут в восторге гости на шумной вечеринке.
Свой вклад в качество вносят грамотно расположенные фазоинверторы, а также достаточная толщина коробов из МДФ. Поэтому звук будет не только чистым и мощным, но еще и объемным. Имеется разъем для 2 микрофонов, что пригодится при желании спеть дуэтом.
- Имеются разъемы для карт памяти и USB.
- Детализированный чистый звук без искажений.
- Высокая мощность.
- Возможность управления при помощи пульта.
- Быстро марающиеся глянцевые материалы.
Logitech Z533
Мощная акустическая система для компьютера (60 Вт), отлично подходящая для игр, фильмов и музыки. При воспроизведении звука отлично слышны глубокие низкие частоты. Активный сабвуфер имеет отдельный регулятор громкости. Это повышает удобство настройки низких частот в соответствии с предпочтениями меломана. Еще одним преимуществом является сочный бас.
При создании модели производитель использовал полнодиапазонные диффузоры, которые обеспечат всеобъемлющее звучание. Модель снабжена несколькими входами, благодаря которым можно подключить к ней не только компьютер, но и телевизор или мобильное устройство.
- Удобный пульт.
- Компактность.
- Качественный сабвуфер.
- Глубокий звук.
- Во время простоя издают легкий фоновый шум.
Creative Stage
Хорошие колонки с сабвуфером 2.1, которые привлекательный внешний вид благодаря глянцевому пластиковому корпусу. Прорезиненные кнопки на панели делают использование устройства более удобным. Снизу находятся ножки, которые не только придают устойчивости, но и гасят вибрации, возникающие при воспроизведении звуков.
Внешний блок «саба» обладает корпусом вытянутой формы. Он снабжен фазоинвертором и динамиком низкочастотного типа. Выдаваемый устройством звук живой и насыщенный, а при прослушивании некоторых композиций даже ощущается эффект объемной сцены.
- Отлично выдают низкие частоты.
- Высокое качество сборки.
- Небольшой размер.
- Наличие LED-дисплея.
- Короткий кабель питания.
Edifier S351DB
Если для покупателя в первую очередь важно высокое качество звука, то эта модель полностью удовлетворит его в данном аспекте. Колонки прекрасно дружат с любым музыкальным жанром, начиная от классики и заканчивая современными направлениями. Идеально сбалансированная акустическая система обеспечит прекрасное звучание без хрипов и неприятного гула вне зависимости от выбранной громкости.
Смотреть фильм одно удовольствие, владелец будет наслаждаться кинотеатральным звуком, где будут четко слышны все низкочастотные элементы. За управление частотами и громкостью отвечают три ручки, находящиеся на правой колонке сбоку.
- Солидный внешний вид.
- Четкие басы в сочетании со звуком высокого качества.
- Солидный запас мощности.
- Наличие bluetooth.
- Короткий кабель правого динамика.
Подробная расшифровка некоторых характеристик акустики
Мощность
Под словом мощность в разговорной речи многие подразумевают «мощь», «силу». Поэтому вполне естественно, что покупатели связывают мощность с громкостью: «Чем больше мощность, тем лучше и громче будут звучать колонки». Однако это распространенное мнение в корне ошибочно! Далеко не всегда колонка мощностью 100 Вт будет играть громче или качественней той, у которой указана мощность «всего» в 50 Вт. Значение мощности скорее говорит не о громкости, а о механической надежности акустики. Те же 50 или 100 Вт это совсем не громкость звука, издаваемого колонкой. Динамические головки сами по себе имеют низкий КПД и преобразуют в звуковые колебания лишь 2-3% мощности подводимого к ним электрического сигнала (к счастью, громкости издаваемого звука вполне хватает для создания звукового сопровождения). Величина, которую указывает производитель в паспорте динамика или системы в целом, говорит лишь о том, что при подведении сигнала указанной мощности динамическая головка или акустическая система не выйдет из строя (вследствие критического разогрева и межвиткового КЗ провода, «закусывания» каркаса катушки, разрыва диффузора, повреждения гибких подвесов системы и т.п.).
Таким образом, мощность акустической системы это технический параметр, величина которого не имеет прямого отношения к громкости звучания акустики, хотя и связана с ней некоторой зависимостью. Номинальные значения мощности динамических головок, усилительного тракта, акустической системы могут быть разными. Указываются они скорее для ориентировки и оптимального сопряжения между компонентами. К примеру, усилитель значительно меньшей или значительно большей мощности может вывести колонку из строя в максимальных положениях регулятора громкости на обоих усилителях: на первом благодаря высокому уровню искажений, на втором благодаря нештатному режиму работы колонки.
Мощность может измеряться различными способами и в различных тестовых условиях. Существуют общепринятые стандарты этих измерений. Рассмотрим подробнее некоторые из них, наиболее часто употребляемые в характеристиках изделий западных фирм:
RMS (Root Mean Squared среднеквадратичное значение). Мощность измеряется подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц до достижения определенного уровня нелинейных искажений. Обычно в паспорте на изделие пишется так: 15 Вт (RMS). Эта величина говорит о том, что акустическая система при подведении к ней сигнала мощностью 15 Вт может работать длительное время без механических повреждений динамических головок. Для мультимедийной акустики завышенные по сравнению с Hi-Fi колонками значения мощности в Вт (RMS) получаются вследствие измерения при очень высоких гармонических искажениях, часто до 10%. При таких искажениях слушать звуковое сопровождение практически невозможно из-за сильных хрипов и призвуков в динамической головке и корпусе колонки.
PMPO (Peak Music Power Output пиковая музыкальная мощность). В данном случае мощность измеряется подачей кратковременного синусоидального сигнала длительностью менее 1 секунды и частотой ниже 250 Гц (обычно 100 Гц). При этом не учитывается уровень нелинейных искажений. К примеру, мощность колонки равна 500 Вт (PMPO). Этот факт говорит о том, что акустическая система после воспроизведения кратковременного сигнала низкой частоты не имела механических повреждений динамических головок. В народе единицы измерения мощности Вт (PMPO) называют «китайскими ваттами» из-за того, что величины мощности при такой методике измерения достигают тысячи Ватт! Представьте себе активные колонки для компьютера потребляют из сети переменного тока электрическую мощность 10 В*А и развивают при этом пиковую музыкальную мощность 1500 Вт (PMPO).
Наравне с западными существуют также советские стандарты на различные виды мощности. Они регламентируются действующими по сей день ГОСТ 16122-87 и ГОСТ 23262-88. Эти стандарты определяют такие понятия, как номинальная, максимальная шумовая, максимальная синусоидальная, максимальная долговременная, максимальная кратковременная мощности. Некоторые из них указываются в паспорте на советскую (и постсоветскую) аппаратуру. В мировой практике эти стандарты, естественно, не используются, поэтому мы не будем на них останавливаться.
Делаем выводы: наиболее важным на практике является значение мощности, указанной в Вт (RMS) при значениях коэффициента гармоник (THD), равного 1% и менее. Однако сравнение изделий даже по этому показателю очень приблизительно и может не иметь ничего общего с реальностью, ведь громкость звука характеризуется уровнем звукового давления. Поэтому, информативность показателя «мощность акустической системы» нулевая.
Чувствительность
Чувствительность один из параметров, указываемых производителем в характеристике акустических систем. Величина характеризует интенсивность звукового давления, развиваемого колонкой на расстоянии 1 метра при подаче сигнала частотой 1000 Гц и мощностью 1 Вт. Измеряется чувствительность в децибелах (дБ) относительно порога слышимости (нулевой уровень звукового давления равен 2*10^-5 Па). Иногда используется обозначение уровень характеристической чувствительности (SPL, Sound Pressure Level). При этом для краткости в графе с единицами измерений указывается дБ/Вт*м либо дБ/Вт^1/2*м. При этом важно понимать, что чувствительность не является линейным коэффициентом пропорциональности между уровнем звукового давления, мощностью сигнала и расстоянием до источника. Многие фирмы указывают характеристики чувствительности динамических головок, измеренные при нестандартных условиях.
Чувствительность характеристика, более важная при проектировании собственных акустических систем. Если вы не осознаете до конца, что означает этот параметр, то при выборе мультимедийной акустики для PC можно не обращать на чувствительность особого внимания (благо указывается она не часто).
АЧХ (Frequency Responce)
Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) в общем случае представляет собой график, показывающий разницу величин амплитуд выходного и входного сигналов во всем диапазоне воспроизводимых частот. АЧХ измеряют подачей электрического синусоидального сигнала неизменной амплитуды при изменении его частоты. Причем в точке на графике, где частота равна 1000 Гц, принято откладывать на вертикальной оси уровень 0 дБ. Идеален вариант, при котором АЧХ представлена прямой линией, но таких характеристик в реальности у акустических систем просто не бывает. При рассмотрении графика нужно обратить особое внимание на величину неравномерности. Чем больше величина неравномерности, тем больше частотных искажений тембра в звучании.
Западные производители предпочитают термин FR (frequency response) диапазон воспроизводимых частот, который представляет собой «выжимку» информации из АЧХ: указываются лишь граничные частоты и неравномерность. Допустим, написано: 50 Гц – 16 кГц АЧХ(±3 дБ). Это значит, что у данной акустической системы в диапазоне 50 Гц – 16 кГц звучание достоверное, а ниже 50 Гц и выше 15 кГц неравномерность резко увеличивается, АЧХ имеет так называемый «завал» (резкий спад характеристики).
Чем это грозит? Уменьшение уровня низких частот подразумевает потерю сочности, насыщенности звучания басов. Подъем в области НЧ вызывает ощущения бубнения и гудева колонки. В завалах высоких частот звук будет тусклым, неясным. Подъемы ВЧ означают присутствие раздражающих, неприятных шипящих и свистящих призвуков. У мультимедийных колонок величина неравномерности АЧХ обычно выше, чем у так называемой Hi-Fi акустики. Ко всем рекламным заявлениям фирм-производителей об АЧХ колонки типа 20-20000 Гц (теоретический предел возможности) нужно относиться с изрядной долей скептицизма. При этом часто не указывается неравномерность АЧХ, которая может составлять при этом немыслимые величины.
Поскольку производители мультимедийной акустики часто «забывают» указать неравномерность АЧХ акустической системы, встречаясь с характеристикой колонки 20 Гц – 20000 Гц, надо держать ухо востро. Существует большая вероятность купить вещь, не обеспечивающую даже более или менее равномерную характеристику в полосе частот 100 Гц – 10000 Гц. Сравнивать же диапазон воспроизводимых частот с разными неравномерностями нельзя вовсе.
Нелинейные искажения, коэффициент гармоник (THD)
Аббревиатура THD дословно расшифровывается как суммарные гармонические искажения (Total Harmonic Distortion), но означает вполне определённый термин коэффициент гармоник. Акустическая система представляет собой сложное электроакустическое устройство, которое имеет нелинейную характеристику усиления. Поэтому сигнал по прошествии всего звукового тракта на выходе обязательно будет иметь нелинейные искажения. Одними из самых явных и наиболее простых в измерении являются гармонические искажения.
Гармонические искажения происходят от добавления лишних гармоник к первоначальному сигналу вследствие нелинейности характеристики вход/выход. Эти паразитные гармоники придают звучанию новый тембр и ведут к невосполнимым потерям в звуке. Нелинейные искажения измеряются подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц. С помощью специального фильтра в звуковом сигнале находят лишние гармоники и определяют их мощность. В советских стандартах наряду с коэффициентом гармоник измеряется также коэффициент нелинейных искажений, который более близок к термину THD+N. Эти коэффициенты в общем случае не совпадают. Коэффициент нелинейных искажений измеряется либо в процентах, либо в децибелах: [дБ] = 20 log ([%]/100). Чем больше величина коэффициента THD или THD+N, тем обычно хуже звучание. Среди аудиофилов бытует мнение, что определенные искажения, которые делают звучание «мягким» и «теплым», могут быть приятными на слух. Однако это не относится к компьютерной акустике и транзисторным усилителям из категории «ширпотреба».
THD колонок во многом зависит от мощности подаваемого на них сигнала. Поэтому глупо делать заочные выводы или сравнивать колонки только лишь по THD, не прибегая к прослушиванию аппаратуры (хотя по такому легкому пути иногда идут даже самые авторитетные издания). К тому же для рабочих положений регулятора громкости (обычно это 30…50%) значение THD производителями не указывается.
Электрическое сопротивление, импеданс (impedans)
Электродинамическая головка имеет определенное сопротивление постоянному току, зависящее от толщины, длины и материала провода в катушке (такое сопротивление еще называют резистивным или реактивным). При подачи музыкального сигнала, который представляет собой переменный ток, сопротивление головки будет меняться в зависимости от частоты сигнала.
Импеданс (impedans) это полное электрическое сопротивление переменному току, измеренное на частоте 1000 Гц. Обычно impedans акустических систем равен 4, 6 или 8 Ом.
В целом величина полного электрического сопротивления (impedans) акустической системы ни о чем, связанном с качеством звучания того или иного изделия, покупателю не скажет. Производителем указывается этот параметр лишь для того, чтобы сопротивление учитывали при подключении акустической системы к усилителю. Если значение сопротивления колонки ниже, чем у усилителя, в звучании будут присутствовать нелинейные искажения; если выше, то звук будет значительно тише, нежели с равным сопротивлением.
Корпус колонки, акустическое оформление
Одним из важных факторов, влияющих на звучание акустической системы, является акустическое оформление. При конструировании акустических систем производитель обычно сталкивается с проблемой в выборе акустического оформления. Их насчитывается больше десятка видов.
Акустическое оформление делится на акустически разгруженное и акустически нагруженное. Первое подразумевает оформление, при котором колебание диффузора ограничивается только жесткостью подвеса. При втором колебание диффузора ограничивается помимо жесткости подвеса еще упругостью воздуха и акустическим сопротивлением излучению. Также акустическое оформление делится на системы одинарного и двойного действий. Система одинарного действия характеризуется возбуждением звука, идущего к слушателю, посредством только одной стороны диффузора (излучение другой стороны нейтрализуется акустическим оформлением). Система двойного действия подразумевает использование в формировании звука обеих поверхностей диффузора.
Поскольку на высокочастотные и среднечастотные динамические головки акустическое оформление колонки практически не влияет, мы расскажем о наиболее распространенных в мультимедиа вариантах низкочастотного акустического оформления корпуса.
Очень широко применима акустическая схема, получившая название «закрытый ящик». Относится к нагруженному акустическому оформлению. Представляет собой закрытый корпус с выведенным на фронтальную панель диффузором динамика. Достоинства: хорошие показатели АЧХ и импульсная характеристика. Недостатки: низкий КПД, необходимость в мощном усилителе, высокий уровень гармонических искажений.
Но вместо того, чтобы бороться со звуковыми волнами, вызванными колебаниями обратной стороны диффузора, их можно использовать. Наиболее распространенным вариантом из систем двойного действия является фазоинвертор. Представляет собой трубу определенной длины и сечения, вмонтированную в корпус. Длину и сечение фазоинвертора рассчитывают таким образом, что на определенной частоте в нем создается колебание звуковых волн, синфазные с колебаниями, вызванными фронтальной стороной диффузора.
Для сабвуферов широко применяется акустическая схема с общепринятым названием «ящик-резонатор». В отличие от предыдущего примера диффузор динамика не выведен на панель корпуса, а находится внутри, на перегородке. Сам динамик непосредственного участия в формировании спектра низких частот не принимает. Вместо этого диффузор лишь возбуждает звуковые колебания низкой частоты, которые потом многократно увеличиваются по громкости в трубе фазоинвертора, выполяющего роль резонансной камеры. Достоинством этих конструктивных решений является высокий КПД при малых габаритах сабвуфера. Недостатки проявляются в ухудшении фазовых и импульсных характеристик.
Оптимальным выбором будут колонки среднего размера, по возможности с деревянным корпусом, выполненные по закрытой схеме или с фазоинвертором. При выборе сабвуфера следует обратить внимание не на его громкость (по этому параметру даже у компьютерных сабвуферов обычно имеется достаточный запас), а на достоверное воспроизведение всего диапазона низких частот. С точки зрения качества звучания наиболее нежелательны колонки с просверленными отверстиями для вентиляции, из тонкой пластмассы или очень маленьких размеров, едва превосходящих по габаритам динамик.