Правила работы за компьютером для детей
В прошлых публикациях мы говорили о влияние компьютера на здоровье и развитие детей, подробно рассматривали его вред и пользу. Сегодня мы остановимся на не менее важных вопросах: сколько времени ребенку можно проводить за компьютером, какие правила необходимо соблюдать, и как родителям обеспечить контроль, не прибегая к запретам и наказаниям.
Оптимальное время пользования
Изучая влияние компьютера на детей, психологи, педиатры и педагоги приходят к выводу, что для каждой возрастной категории необходимо соблюдать следующие ограничения по времени пользования:
- 2-3 года: занятие не должно превышать 10 минут, оптимально ограничиться 5 минутами. Еженедельно не более 3 занятий;
- 3-4 года: максимальное время на занятие — 15 минут, но стараться уложиться в 10. В неделю 3 подхода;
- 4-5 лет: не более 20 минут, оптимально – 15. Заниматься через день, давая крохе время на адаптацию;
- 5-6 лет: до 30 минут. Исключение можно сделать для просмотра полнометражного мультфильма вместе с родителями, желательно делать небольшие перерывы каждые 30 минут для обсуждения сюжета и разминки для глаз. Играть в компьютерные игры не более 15 минут.
Для оптимизации временных рамок желательно установить определенное время, когда малыш будет заниматься. Наиболее подходящий отрезок в первой половине дня или после обеденного сна. Не рекомендуют заниматься перед сном или приемом пищи: большой поток информации перевозбудит кроху, что помешает спокойно заснуть или снизит аппетит.
Все временные ограничения должны быть оговорены с ребенком, он должен четко понимать, что компьютер — средство получения знаний, а не активное развлечение. Постепенно приучайте к дозированному использованию гаджетов, давая выбор среди интересных занятий вне монитора.
Возрастные ограничения работы на компьютере
Удивить кого-то тем, что ваш ребенок умеет включать, выключать компьютер, загружать игры и самостоятельно искать в сети мультфильмы, к сожалению, очень сложно. В современном мире компьютерный бум достиг своего апогея. Конечно, полностью исключить этот гаджет из жизни детей вряд ли получится, но обязательно следует установить четкие временные рамки, которые будут корректироваться возрастом вашего ребенка.
Так, например, дети от 5 до 7 лет могут проводить перед экраном монитора около 30 минут ежедневно. Этого времени хватит для того, чтобы посмотреть вечерние мультфильмы, послушать сказку или поиграть в развивающие игры.
Детям от 7 до 12 лет разрешается немного увеличить этот интервал и проводить у компьютера около одного часа в день.
Подростки от 12 лет могут сидеть перед мониторами гаджетов до двух часов в сутки, при условии, что это время включает в себя и подготовку домашних заданий с использованием компьютера.
Не следует забывать о том, что через каждые 40-45 минут непрерывной работы за компьютером, необходимо делать небольшой перерыв, чтобы снять напряжение с глаз, размять мышцы, немного отдохнуть. Пренебрежение этими простыми правилами может привести к вышеперечисленным проблемам со здоровьем: близорукости, сколиозу, ожирению и прочим.
Режим и адекватность нагрузки
Значительная часть школьных проблем связана с организацией общего режима дня ребенка, с тем, как распределяются нагрузки. Адекватность нагрузки и эффективность организации учебного процесса прежде всего отражаются на работоспособности детей.
Рационально организованные занятия или урок – это не только урок, в котором учтена продолжительность отдельных моментов, но что более важно – соблюдается оптимальный темп деятельности, не создаётся ситуация временного цейтнота, подгонки, дефицита времени.
Для обеспечения эффективной организации внимания и всей деятельности необходимо соблюдать следующие условия:
1. Эффективное и качественное выполнение задания в значительной мере определяется четкостью, ясностью инструкции. Её нечеткость, использование учителем непонятных слов, многоступенчатость задания создают помехи в восприятии, затрудняют его и снижают концентрацию внимания. Сложное (многоступенчатое) задание следует делить на этапы и определять последовательность их выполнения. Кроме этого, необходимо четко определять критерии завершения работы.
3. Объем каждого задания должен быть рассчитан на 3–5 мин. непрерывной работы в 1–2 классах, 5–8 мин – в 3–4 классе, на 15–20 мин, максимум 30 мин – для учащихся старших классов. Мнение о том, что старшеклассники могут не уставать при работе за компьютером, не соответствует данным специальных исследований. Доказано, что непрерывная работа за ним в течение 30 мин является чрезмерно утомительной.
Работа на компьютере сопровождается значительным напряжением не только зрения, но и ухудшением функционального состояния центральной нервной системы и снижением общей работоспособности. Степень утомления находится в прямой зависимости от длительности работы за монитором: выраженное утомление наблюдается с 20–25-й минуты; спазм аккомодации отмечается спустя 75 минут непрерывной работы, снижение функционального состояния слухового анализатора (слуховое утомление) – через 90 минут работы.
4. Работа за компьютером должна вестись в индивидуальном темпе (особенно на начальных этапах при освоении навыков работы с мышью и клавиатурой). Эти виды работы на начальном этапе требуют очень медленного, пошагового освоения каждого действия.
5. После напряженной работы целесообразно использовать упражнения для снятия напряжения.
Особенно сложна работа за компьютером в начальной школе. При ней ребенку часто приходится переключать внимание. Скорость его переключения в младшем школьном возрасте еще невысока, да и изменение ситуации ребенок замечает не сразу. Не следует забывать еще об одной особенности детей этого возраста – о трудности распределения внимания между разными видами деятельности.
Одновременное выполнение двух или более действий чрезвычайно сложная, а порой просто не выполнимая для младшего школьника задача. При работе за компьютером неизбежно совмещение двух и более различных действий (читать текст на экране и одновременно работать мышью или использовать клавиатуру и т.п.).
На начальных этапах обучения (работа с мышью, клавиатурой) категорически противопоказано форсировать темп работы. Это связано с возрастными особенностями развития зрительно-моторной координации (интеграцией взаимодействия системы зрительного и зрительно-пространственного восприятия и движений руки). Все это создает дополнительное напряжение при выполнении двигательных действий.
У значительной части школьников 7–8 лет (около 30–35%) недостаточно сформированы и механизмы регуляции произвольных движений и зрительно-пространственного восприятия. Это определяет сложность и длительность формирования двигательного навыка, трудности формирования серийной последовательности действий, к которым относятся освоение работы с мышью и особенно с клавиатурой, а также обучение письму на латинице.
При организации работы с учащимися необходимо:
• четко формулировать и демонстрировать технику выполнения каждого действия;
• выполнять каждое действие медленно;
• объединять действия в серию только после освоения каждого из них.
Работа за компьютером связана со сложнейшими процессами зрительного восприятия, различения и дифференцировки разного рода зрительной информации. Особенно сложен для детей 6–7 лет процесс восприятия незнакомых символов (графических знаков, схем, моделей).
Следует учитывать, что максимальная длина безошибочно воспроизводимого 7-летним ребенком текстового ряда составляет 5,4 символа, а в 10-летним – 6,4 символа. Это создает ряд ограничений в подаче информации и определении скорости ее восприятия.
Важно помнить, что ребенок – это бурно развивающийся, очень чувствительный организм. В дошкольном и младшем школьном возрасте складываются все физиологические системы, в том числе те, которые необходимы для успешного взаимодействия с компьютером. Продолжают формироваться осанка и кости кистей рук, произвольное внимание, нормальная рефракция глаза*. Аккомодационная система глаза уже готова к зрительной нагрузке, но ее резкое нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам».
* Рефракция глаза – оптическая (зрительная) установка при покое аккомодации (приспособленность к рассматриванию предметов, находящихся на различном расстоянии).
Как добиться разделения группы
Иногда администрация ДОУ слишком увлекается оптимизацией, стремится перевыполнить план экономии средств, данный свыше. Комплектование групп в этом случае ведется с нарушением законов и принятых норм. Родители могут подавать жалобы на действия управления образования, заведующих детских садов в следующих ситуациях:
-
Дети посещают детский сад постоянно в максимальном количестве.
То есть площадь помещения рассчитана на 28 человек, по списку малышей 40, ходят в ДОУ все. Нарушаются СанПиН. Для подачи заявления необходим подтвержденный факт наличия детей в группе в определенный период времени, заявления для разъяснения вопроса на имя заведующей, опрос воспитателей. Жалоба подается в прокуратуру, Роспотребнадзор.
- Нехватка спальных мест для всех присутствующих, обеденной мебели, посуды.
Например, кроватей и раскладушек 29, а детей в группу пришло 34. Вопрос: где спят и раздеваются 5 воспитанников ДОУ?
- Сон ребенка на чужой кровати без смены белья.
Не секрет, что раскладушку применяют только в том случае, если все кроватки заняты. В том случае, если Петя Иванов сегодня не пришел, то Машу укладывают на его кроватку, постелив чистое белье. Это не является нарушением закона. Чистый комплект из простыни и наволочки хранится в специальном ящике, подписанный датой упаковки после санитарной обработки. Если белье не сменили, гигиена нарушается регулярно, подавайте жалобу в Роспотребнадзор.
- Численность одной группы составила 50 детей.
В этом случае коллектив делится по закону. Образуются две группы одного возраста. Учтите, что комплектование ведется круглый год. Разделение производится сразу после добора.
Винить воспитателей в сложившейся обстановке не стоит.
Наемные работники выполняют указания администрации. Относитесь к их работе в многокомплектной группе с пониманием. Уследить за таким количеством малышей крайне сложно.
Писать жалобы, заявления в прокуратуры за малейшую царапину, синячок не стоит. Но обратиться к заведующей, в органы надзора в случае систематических беспорядков, если воспитатель не справляется с нагрузкой, нужно обязательно.
Пищеблок
Пищеблок в детском саду должен располагаться в отдельном помещении. Весь инвентарь подлежит обязательной маркировке.
Мытье посуды в детсаду – это процесс, который по СанПиН регламентирован максимально подробно. После очистки посуды от остатков продуктов питания, предметы моют в двух мойках, без использования моющих средств, просушиваются и хранятся на специальных стеллажах на высоте 35 см от пола. Металлическая посуда подлежит дополнительному прокаливанию в духовке.
Посуда для детей и для персонала храниться раздельно.
Особое внимание уделяется питьевому режиму в ДОУ. Вода должна соответствовать требованиям безопасности и быть бутилированной. Необходимо соблюдать установленный срок хранения. В крайнем случае, она может быть кипяченой. Но срок ее хранения не более 3 часов.
Признаки переутомления
О том, что ребёнок не справляется со школьными нагрузками, свидетельствуют следующие признаки:
- сын или дочь часто жалуется на плохое самочувствие, головные боли, отсутствие аппетита. Выглядит бледным, усталым, вялым;
- появились проблемы со сном (ночью долго не может уснуть, а утром – проснуться, весь день ходит сонным);
- стал часто раздражаться по любому поводу, резко меняется настроение;
- пропал интерес к учёбе, снизилась успеваемость;
- ребёнку стало сложно сосредоточиться, стал невнимателен, допускает нелепые ошибки;
- появились дрожания рук, глазные тики, навязчивые движения.
Эти проявления говорят о физической и психической перегрузке. Что же могут в данной ситуации сделать родители?
Сколько времени в целом ребенок должен проводить за компьютером?
Психологи и педиатры едины во мнении: без вреда для здоровья ‒ в среднем не более одного, максимум двух часов в день. Причем в этот час входят и домашние задания, и игры. Портал zdravotvet.ru, ссылаясь на данные нескольких исследований, приводит норму времени, допустимую для игры за компьютером детей разного возраста:
подросткам 12-16 лет в день можно проводить за ПК не более 2 часов с перерывом на 10-15 минут;
детям 7-12 лет ‒ разрешается 1 час;
в 6 лет можно сидеть за компьютером не более получаса;
ребенку 5 лет допустимо начинать с 15-20 минут в день;
для малышей до 5 лет ПК должен находиться под запретом.
Правда, эти рекомендации касаются здоровых детей, а тем, кто страдает лудоманией (игровой зависимостью) или имеет плохое зрение, специалисты вообще не рекомендуют пользоваться компьютером. В этом случае родителям необходимо организовать ребенку интересный и полезный досуг, чтобы создать альтернативу электронному гаджету.
График «общения» школьника с компьютером может быть разным: ежедневная схема «сначала уроки – потом игра» или «в будни уроки – по выходным игра» – кому как удобнее. Важно лишь, чтобы соблюдалось разрешенное время ‒ для удобства используйте обобщенный термин «правило одного часа».
СанПиН помощника воспитателя в детском саду
Ежедневно перед началом работы, медицинский работник ДОУ проводит осмотр работников, связанных с приготовлением и раздачей пищи. Результаты осмотра заносятся в журнал здоровья.
- Воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются спецодеждой (халаты светлых тонов).
- У помощника воспитателя дополнительно должны быть: фартук, колпак или косынка для раздачи пищи, фартук для мытья посуды и специальный (темный) халат для уборки помещений.
- Специальная одежда должна храниться в отдельном шкафу. Не допускается совместное хранение в одном шкафу спецодежды и личных вещей.
- Перед входом в туалетную комнату персонал должен снимать халат и после выхода тщательно мыть руки с мылом.
- Работникам не допускается пользоваться детским туалетом.
- Работники пищеблока и помощники воспитателя не должны во время работы носить кольца, серьги, принимать пищу и курить на рабочем месте.
Аттестация всех работников ДОУ на знание настоящих санитарных норм и правил проводится не реже 1 раза в 2 года. Для персонала пищеблока, а также помощника воспитателя — не реже 1 раза в год.