Подключаем бортовой компьютер на ВАЗ-2110 своими руками

Схема подключения бортового компьютера ваз 2110 – Подключение бортового компьютера ВАЗ 2110. Как установить бортовой компьютер

В автомобилях «Жигули» моделей 04, 05, 06, 07 используются электронно-механические часы типа АКЧ-1, стрелки которых передвигаются по циферблату с помощью шагового двигателя. Шаговым двигателем управляет расположенная на печатной плате бескорпусная микросхема (рис. 1), залитая компаундом черного цвета. Довольно часто она выходит из строя, при этом остальные компоненты электронной схемы остаются работоспособными. Для ремонта часов необходимо развальцевать металлическое кольцо, скрепляющее элементы корпуса (рис. 2), и извлечь шестеренчатый механизм (рис. 3) с прикрепленной к нему печатной платой часов (рис. 4).

Чтобы убедиться в неисправности микросхемы, необходимо от источника стабилизированного напряжения подать на схему напряжение питания +12 В и измерить значение напряжения в точках 1 и 2 (см. рис. 1), т.е. на впаянных в печатную плату ламелях, с которых снимаются импульсы управления шаговым двигателем. При неисправной микросхеме напряжения в обеих точках будут равны 8,84 В. Если выяснится, что микросхема неисправна, совсем не обязательно выбрасывать часы и приобретать новые, можно отремонтировать старые.

При замене схемы управления шагового двигателя необходимо учитывать, что за время передвижения секундной стрелки на одно деление направление тока в обмотке шагового двигателя должно измениться дважды — сначала от плюса к минусу, а затем от минуса к плюсу. То есть надо сформировать два управляющих импульса длительностью по 2c — один прямой, другой инверсный (рис. 5).

Для получения таких сигналов управления шаговым двигателем часов можно собрать показанную на рис. 6 принципиальную схему на дискретных элементах в типовом включении.

Задающий генератор частотой 32768 Гц выполнен на генераторной части микросхемы К176ИЕ12 (выв. 12, 13) с использованием кварцевого резонатора, имеющегося на заменяемой плате часов АКЧ-1. С выв. 4 К176ИЕ12 импульсы частотой 1 Гц поступают на делитель частоты на 2, выполненный на D-триггере микросхемы К561ТМ2. С прямого (1) и инверсного (2) выходов делителя противофазные импульсы частотой 0,5 Гц поступают на транзисторные ключи VT1-VT4, а с выхода ключей — на обмотку L1 шагового двигателя. На микросхеме DD1 в типовом включении выполнен задающий генератор, с выхода S1 которого меандр частотой 1 Гц поступает на делитель на 2 (см. осциллограмму 1 на рис. 5). На его выходах получаются два сигнала частотой 0,5 Гц — прямой и инверсный. Сигналы управления поступают на транзисторные ключи VT1-VT4, обеспечивающие двунаправленное протекание тока по обмотке шагового двигателя. Диоды VD3-VD6 обеспечивают защиту транзисторов от самоиндукции в обмотке двигателя. Устройство выполнено методом объемного монтажа. Детали, выделенные цветом, можно использовать, выпаяв с ремонтируемой платы. Для обеспечения верности хода часов необходимо частоту задающего генератора 32768 Гц выставить как можно точнее с помощью цифрового частотомера подбором элементов С2 и С3.

В сборнике находится вся необходимая документация по электрооборудованию ВАЗ-2110, сама схема, система подогрева сидений, очиститель фар, электронный модуль управления двигателем и блок предохранителей. Схемы на другие модели можно посмотреть тут. Ниже приведена качественная цветная схема электрооборудования отечественного легкового автомобиля ВАЗ-2110.

Штатный бортовой компьютер ВАЗ 2110 – инструкция, установка

Практически все современные авто оснащаются бортовым устройством. Этот прибор наделяет машину множеством полезных функций. С его помощью можно узнать суточный пробег автомобиля, мгновенный расход топлива, температуру воздуха, запас топлива в баке. Среди прочих функций – дополнительные параметры работы – расход воздуха, положение коленвала и заслонки и др. данные.
Однако самой полезной функцией бортового или маршрутного компьютера является предоставление информации об ошибках. Прибор может узнать номер ошибки, возникающей во время работы двигателя и вывести ее на экран без дополнительной диагностики. Это позволяет устранить неисправности, избежав платной диагностики или непредвиденного ремонта.

Некоторые модели машин, выпущенные с завода, не обладают этим полезным прибором, что затрудняет обслуживание автомобиля. Поэтому владельцы стремятся осуществить собственный тюнинг ваз. Поставить бортовой компьютер на ваз 2110 своими руками не составит особых проблем. При правильном подсоединении время работы не займет больше часа. Статья покажет, как установить и настроить устройство на ваз 2110-2111, а также поведает про модели и цены бортовых компьютеров.




Где находится диагностический разъем и как проводится диагностика

Где находится OBD разъем ВАЗ 2110

Если знать, как правильно считывать и расшифровать коды ошибок, система диагностики неисправностей автомобилей ВАЗ 2110 точно укажет на конкретную поломку в системе. Чтобы правильно считывать коды или менять диагностическое оборудование, необходимо знать, где находится разъем для диагностики.

На ВАЗ 2110 разъем расположен справа, под консолью приборной панели, рядом с рулевой колонкой, распиновка на каждый кабель находится в этом же месте. Обратите внимание, расположение разъема в разных моделях автомобиля ВАЗ может отличаться: ВАЗ 21099i, ВАЗ 2108i – ниже полки, со стороны пассажира, ВАЗ 2115 размещен чуть ниже прикуривателя и т. д.

Что касается проверки, разъем obd2 и основные режимы диагностики позволяют проводить быструю диагностику на авто, оснащенных системой самодиагностирования. Раньше проведение диагностики выполнялось посредством прибора, специально разработанного производителем для каждой конкретной марки автомобиля.

В результате проведение диагностики было довольно дорогостоящим, поставка приборов осуществлялась только на авторизированные станции ТО, что исключало возможность проведения диагностики самостоятельно. Это заставило производителей разных марок автомобилей оснащать свои электронные системы стандартными функциями диагностики – единый диагностический разъем (разъем обд 2).

С появлением такого диагностического разъема появилась возможность использовать для всех марок автомобилей только один прибор — сканер OBD2. Также были реализованы и другие возможности, такие как подключение приборов для определения пробега автомобиля и др.

Диагностический разъем дает возможность провести несколько разных режимов диагностики:

  • определение характеристики работы СУ (системы управления);
  • чтение кодов неисправностей;
  • обнуление результатов диагностики;
  • анализ показателей датчиков кислорода;
  • управление механизмами исполнения;
  • проведение запроса результатов диагностики (в момент движения автомобиля);
  • запрос информации по диагностике автомобиля посредством ручного ввода;
  • просмотр сохраненных показателей СУ в случае возникновения кодов неисправностей.

Плюсы и минусы

На рынке сейчас много модификаций бортовых компьютеров линейки Trip Computer ВАЗ 2110. Самые простые из них по функционалу — штатные, которые идут в комплектации. Их можно приобрести менее, чем за 1000 рублей. Более продвинутые системы могут стоить в 10 раз дороже.

  • показывают дату и время;
  • информируют о расходе горючего и пройденном расстоянии;
  • уведомляют при превышении установленных значений (скорости, напряжения);
  • могут подгореть свечи зажигания в сильный холод и охладить перегретый мотор;
  • следят за оборотами коленвала, углом дроссельной заслонки и качеством впрыска.

В изготовлении отечественных маршрутных компьютеров используются недорогие материалы и простые микросхемы, что негативно сказывается на качестве прибора.

  • плохое взаимодействие с ЭБУ;
  • большая погрешность в расчете расхода топлива, воздуха;
  • затекает экран и стираются кнопки со временем.

Главный же недостаток большинства заводских computer trip — отсутствие диагностических протоколов и несовместимость с K-line. Но данная проблема обычно решается обновлением программного обеспечения.

Что умеет бортовик

В зависимости от модели функционал «бортовиков» может значительно отличаться. Самые простые отображают информацию о температуре за бортом, скорости движения, текущем и среднем расходе топлива, расстоянии, которое можно проехать на том горючем, которое осталось в баке и некоторые другие данные. Помимо этого, бортовой компьютер отображает напряжение в бортовой сети и параметры работы двигателя автомобиля, а именно обороты коленвала, расход воздуха и угол открытия дроссельной заслонки. Эти данные помогают выявить возникшие неполадки в более ранние сроки.

Пожалуй, одна из самых важных функций, которые выполняет бортовой компьютер, заключается в том, что он распознает коды ошибок блока управления двигателем и переводит их на человеческий язык.

Таким образом, пропадает необходимость каждый раз, когда на приборной панели загорится индикатор «Check Engine», ехать на диагностику и подключать сканер ошибок. Кроме этого, он может обнулить ошибки, хранящиеся в электронном блоке управления двигателем и полностью стереть его память. Это необходимо в тех случаях, когда даже после устранения неисправностей, из-за ошибок мотор продолжает работать неправильно.

Еще одна не менее полезная функция, которая есть не у всех «бортовиков» — прогрев свечей зажигания. Эта процедура занимает около минуты времени и в сильный мороз значительно облегчает пуск двигателя, ведь помимо того, что нагреваются свечи, запускается химическая реакция в аккумуляторной батарее, которая таким образом тоже «разогревается».

Есть и другие функции, которые способен выполнять бортовой компьютер, не столь необходимые, но иногда полезные. Так, некоторые модели напоминают о том, что необходимо провести техобслуживание автомобиля или продлить страховку. Многие «бортовики» могут работать в качестве будильника.

бортовик

Установка бортового компьютера позволяет решить и еще одну проблему, присущую не только автомобилям ВАЗ-2110, но и многим другим моделям Волжского автозавода, а именно часто выходящий из строя или попросту дающий неверные показания датчик уровня топлива. Настройка бортового компьютера, как правило, осуществляется так, что либо он передает информацию о количестве топлива в баке с датчика уровня топлива, либо калибруется вручную, тогда устройство самостоятельно вычисляет остаток горючего. Единственное, что требуется в дальнейшем от водителя – вручную устанавливать количество бензина после каждой заправки.

Нюансы выбора борткомпьютера

При выборе БК, учитывают ряд факторов:

  • Марка блока управления.

В зависимости от модели БУ, нужно выбирать и соответствующий бортовой компьютер (БК, совмещает работу с БУ).

  • Тип силового агрегата.

В зависимости от того, какой двигатель установлен на автомобиле, зависит и выбор БК. Так, карбюраторные моторы, практически не имеют подходящих БК, для дизельного движка, уже можно найти некоторые БК, а для инжекторных версий моторов, предоставлен самый обширный выбор бортовых компьютеров. Стоит отметить, что производители авто с инжекторным двигателем, подготавливают место для установки и подключения БК, правда, само устройство в комплект не входит.

  • Область применения бортового компьютера.

Еще перед покупкой, надо определиться, в каких целях будет использоваться устройство. Если аппарат будет показывать температуру «за бортом», расход топлива и показатели экономии, и пробег, то можно приобрести дешевую модель. Если же, потребуется серьезная диагностическая электронная единица, то тут уже придется потратиться на приобретение более дорогой модели.

  • Рабочая температура БК.

При покупке, важно помнить о том, что бортовой компьютер будет вынужден функционировать как в мороз, так и в жару. Поэтому, важно выбрать устройство, устойчивое к длительному воздействию чрезмерно высоких и низких температур.

Самостоятельная установка БК

После приобретения подходящего устройства, нужно подключить приобретенное оборудование. Для функционирования БК, понадобится:

  • Источник постоянного напряжения +12В (как правило, эту функцию выполняет автомобильный аккумулятор).
  • Электропитание, поступающее на БК, в момент поворота ключа в замке зажигания. Благодаря этому, БК будет включаться одновременно с запуском мотора транспортного средства.
  • Напряжение при включении габаритных огней. Благодаря ему, БК автоматически настроит яркость экрана, и снизит ее при включении габаритов. Это же, позволит уменьшить расход запаса аккумулятора.
  • Масса.
  • Сигнал от датчика уровня топлива. Многие современные БК, не могут обойтись без него. Это связано с тем, что компьютеру нужны показатели датчика для автоматического расчета уровня расхода горючего.
  • Диагностические линии (K-line). Канал отвечает за предоставление информации обо всех системах авто.

На некоторых старых моделях, диагностическая колодка с наличием сигналов, не устанавливается. Для того чтобы получить напряжение +12 Вольт, потребуется подать питание на БК с замка зажигания, а габаритные огни подключить к прикуривателю. Массу можно взять с корпуса, либо с прикуривателя.

ВАЖНО! Перед проведением работ по подключению БК, нужно отключить питание АКБ.

Для подключения БК к топливному датчику, нужно внимательно изучить электрическую схему транспортного средства. Благодаря этому, можно отыскать нужный кабель для подключения. После, остается определиться с местом соединения, и подсоединить туда провод от БК. K-line, обыкновенно, располагается на диагностической колодке. Разъемы «Евро 2», оснащаются им в гнезде «М», а в «Евро 3», в гнезде «7».

Как правило, в стандартную комплектацию БК, включен датчик температуры. Его необходимо установить снаружи транспортного средства. Наиболее частым местом закрепления устройства, является левая часть бампера. Таким образом, на устройство не будет оказываться никакого лишнего теплового воздействия. Ну а провод от датчика, проводят в отверстия между моторным отсеком транспортного средства и салоном.

Что касается времени установки бортового компьютера на автомобиль, то оно занимает не больше 1–2 часов, но при этом, позволяет существенно сэкономить денежные средства (так, средняя стоимость установки бортового компьютера, равна 50 долларам США).

Возможные причины неисправности бортового компьютера и основные пути их устранения

Одна из наиболее частых причин — отсутствие связи с контроллером или K-линией.
На что указывает текущая ошибка и что нужно сделать:

  • появление этой ошибки прямо указывает на обрыв контактов или плохое замыкание линии К дополнительной колодкой;
  • принципиально важно проверить К-лайн по схеме;
  • в большинстве случаев причиной этой неисправности является разрыв контакта между линией К и диагностическим блоком.

Сбой в показаниях температурных датчиков

Иногда из-за воздействия экстремально низких температур внешние датчики температуры могут работать неправильно.
Как правило, в этом случае встречаются два варианта:

  • разрыв соответствующих контактов;
  • выход из строя самого датчика или частичная потеря работоспособности.

Примечание. Иногда в случае практической необходимости в автомобиле можно установить одновременно два бортовых компьютера, каждый из которых уверенно займет свою нишу.

Инструкция по установке бортового компьютера своими руками достаточно понятна и позволяет легко все сделать самостоятельно. Однако если вы решите все делать самостоятельно, использование фото- и видеоматериалов является обязательным условием.
Поскольку автомобильный бортовой компьютер требует очень значительных финансовых ресурсов, стоимость его установки в автосервисе очень велика. Поэтому будет лучше, если замена будет произведена самостоятельно, тем более, что практических затруднений она не представляет.

Функциональные особенности устройства:

  • Случайный цветной дисплей RGB (512 цветов).
  • одновременно на дисплее отображается 8 параметров.
  • 3 программируемых пользователем мульти-дисплея.
  • Проверка и оценка емкости аккумулятора.
  • Режим сушки свечей «Горячий старт».
  • Автоматическая / ручная настройка протокола.
  • Управляющий выход внешнего оборудования.
  • Два универсальных программируемых таймера.
  • Отредактируйте 8 параметров одним касанием.
  • Корректировка температуры воспламенения вентилятора (зависит от модели ЭБУ).
  • Уровень топлива в баке от датчика уровня топлива или ЭБУ.
  • Идентификационный код пользователя (PIN).***
  • «Дневной» мультидисплей с расчетом стоимости проезда.

Функциональность устройства.
Бортовой компьютер Multitrinics COMFORT X10 имеет следующие пункты меню:

Пользовательские дисплеи 1, 2, 3 позволяют:

  • Он анализирует мгновенный расход топлива л / ч, когда автомобиль припаркован, мгновенный расход топлива л / 100 км во время движения.
  • Проанализируйте остаток топлива в максимальном баке на 70 литров
  • Снимите ускоренное считывание остатка топлива в баке в режимах бака «DUTln» и «DUTtr» после заправки бака.
  • Проанализировать температуру охлаждающей жидкости — градусы С / Включить вентилятор.
  • Анализируйте температуру снаружи автомобиля — градусы С0
  • Анализируйте скорость в км / ч.
  • Проанализируйте обороты двигателя.
  • Анализируйте напряжение аккумулятора в вольтах.
  • Анализировать текущее время (с возможностью корректировки маршрута).
  • Проанализируйте средний расход топлива за поездку, л / 100 км — за поездку.
  • Анализируйте расход топлива за поездку в литрах 9999л макс.
  • Анализирует пройденное расстояние за поездку в км. 9999 километров максимум
  • проанализировать прогноз пробега по оставшемуся топливу в баке.
  • Проанализируйте среднюю скорость за поездку в км / ч.
  • Анализировать время в пути 9999 часов макс.
  • Анализируйте совокупный расход топлива 9999л макс.
  • Проанализируйте общую стоимость всех поездок в тысячах рублей максимум 999 тысяч рублей.
  • Проанализируйте положение дроссельной заслонки (0-100%).
  • Анализируйте массовый расход воздуха кг / ч.
  • Проанализируйте время впрыска мсек.
  • Проанализировать градусы опережения зажигания.
  • Проанализируйте положение шагового двигателя 0-256 шагов.
  • Анализируйте напряжение на кислородном датчике в вольтах.
  • Проанализировать абсолютный ресурс двигателя автомобиля (время работы двигателя) 9999 часов макс.

Пользовательский дисплей 4 «День» позволяет:

  • Анализирует среднюю скорость за 1-31 сутки в км / ч 1.26. Проанализировать средний расход топлива на 100 км за 1-31 день.
  • Проанализируйте маршрут за 1-31 день и скорректируйте стоимость 1 км маршрута.
  • Проанализируйте время в пути за 1-31 день и скорректируйте стоимость 1 часа в пути.
  • Анализируйте расход топлива за 1-31 день.
  • Анализируем максимальную скорость за 1-31 день.
  • Проанализируйте стоимость топлива за 1-31 день и скорректируйте стоимость на 1 литр.
  • Проанализируйте стоимость поездки за заданное количество дней.

Дисплей обслуживания позволяет:

  • Анализируйте коды ошибок системы.
  • Проанализировать расшифровку текста кодов ошибок
  • Сбросьте коды ошибок.
  • Проанализируйте и введите требуемый остаток пробега до следующей замены моторного масла (0-99 тыс. Км).
  • Проанализируйте и введите необходимый остаток пробега перед заменой воздушного фильтра (0-99 тыс. Км).
  • Проанализируйте и введите требуемый остаток пробега до следующей замены свечи зажигания (0-99 тыс. Км).
  • Проанализировать и ввести необходимый остаток пробега до следующей замены ремня ГРМ (0-99 тыс. Км).
  • Сухие свечи зажигания (горячий старт).
  • Проверьте цепи зарядки аккумулятора и оцените качество аккумулятора, емкость аккумулятора в пк / ч, а также измерьте среднее напряжение заряда аккумулятора в автомобиле.
  • Получать данные от производителя МК: версию ПО, ссылку на сайт, телефоны техподдержки.

Экран настроек1 позволяет:

  • Отрегулируйте коррекцию индикации температуры воздуха +/- 20Со.
  • Отрегулируйте поправку для индикации расхода топлива +99 / -90%.
  • Отрегулируйте поправку для индикации скорости и расстояния +99 / -90%.
  • Настройте произвольный цвет подсветки индикатора RGB, активируйте сканирование цвета.
  • Выберите способ измерения остатка топлива в баке с помощью линейного расчета FLS — «FLS», калиброванного расчета «FLS» или расчета баланса на основе текущих показаний потребления от блока управления двигателем.
  • Выполните линейную калибровку «DUTln» с учетом конкретного резервуара.
  • Выполните нелинейную калибровку «DUTtr» с учетом конкретного резервуара.
  • Отрегулируйте уровень громкости для Comfort X11.
  • Отрегулируйте порог звукового сигнала превышения частоты вращения двигателя (2500-8000 об / мин).
  • Отрегулируйте край звукового сигнала предупреждения о превышении скорости автомобиля (40-200 км / ч).

Дисплей настроек2 позволяет:

  • Активировать или деактивировать индикацию времени разгона при скорости 100 км / ч 20 сек.
  • Установите время автоматического звука для параметра 5-99 секунд для Comfort X11.
  • Выберите автоматическую или ручную установку протокола обмена K-line.
  • Включите звуковую блокировку радио (если есть вход MUTE) с помощью звуковых сообщений.
  • Включите или выключите все звуковые сигналы предупреждения о гололеде.
  • Отрегулируйте температуру, чтобы вентилятор включался при 95-110 градусах.**
  • Отрегулируйте номинальный ток теста батареи 3-30А.

в режиме просмотра настроек3:

  • Установите время переключения двух независимых таймеров T1 и T2 от 0 до 23 часов 59 минут.
  • Установите продолжительность работы таймеров T1 и T2 .
  • Активируйте и деактивируйте работу таймеров T1 и T2 по отдельности.
  • Выберите активный уровень для управления исполнительными механизмами таймера, а также активный уровень для управления отключением звука магнитофона Logic «0» или «1″.
  • Установите время автоматического сброса параметров в режиме просмотра «День» от 1 до 30 дней.
  • Измените идентификационный код МК.***

BK COMFORT X15, X14, X11, X10 также имеютсервисные функции позволяя:

  • Регулирует яркость дисплея (четыре уровня).
  • Измерьте время разгона на скорости 100 км / ч.
  • Измерьте максимальную скорость на последнем километре движения.
  • Выполните общий сброс всех настроек устройства.
  • Вы услышите предупреждение, если бортовое напряжение вне допустимого диапазона.*
  • Прислушайтесь к предупреждению о перегреве двигателя.*
  • Слушайте предупреждение о превышении скорости. *
  • Выслушайте предупреждение о возможности образования льда. *
  • Прислушайтесь к предупреждению о превышении частоты вращения двигателя. *
  • Когда зажигание включено, это сигнализирует о необходимости следующей замены масла в двигателе внутреннего сгорания. *
  • Вставляя контакт, укажите необходимость следующей замены свечей зажигания. *
  • При включении зажигания сигнализируйте о необходимости замены воздушного фильтра. *
  • При включении зажигания сигнализируйте о необходимости повторной замены ремня ГРМ. *
  • Получите предупреждающий сигнал, когда оставшееся топливо в баке меньше 6 литров. *
  • Активирует режим автоповтора произнесения значения параметра для X11.
  • Активируйте демонстрационный режим с отображением отличительных особенностей.
  • В режиме «Пользовательский дисплей 1, 2, 3» оператор имеет возможность самостоятельно выбирать параметры, отображаемые на дисплее в случайной последовательности — произвольной конфигурации. >
  • При отключении аккумулятора значения всех параметров маршрутизации и текущие настройки сохраняются.

* Для X10 сигналы предоставляются в звуковой форме.
При превышении максимально возможного значения маршрута — 9999 км — все параметры маршрута автоматически сбрасываются.
** За исключением ЭБУ Bosch MP7.0

Владелец может настроить параметры, отображаемые на трех разных дисплеях (ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ДИСПЛЕЙ 1,2,3).
Пользовательское представление 4 (день), представление обслуживания и представления конфигурации не могут быть изменены пользователем.
Все значения и показатели, рассчитанные устройством во время поездки, хранятся в отдельной энергонезависимой памяти.
через 20 секунд после выключения зажигания MK Comfort X11, X10 отключает подсветку дисплея, однако, индикация параметров, актуальных при выключении зажигания, происходит после нажатия кнопок устройства. На тех привычных дисплеях, в которых есть параметры, которые при выключенном зажигании имеют неопределенное значение, например: мгновенный расход топлива, температура двигателя и т.д., после выключения зажигания отображаются нули или тире. Когда подсветка дисплея выключена, устройство потребляет от аккумулятора не более 0,03А тока .

Как автоматически произносить значение параметра для X11.
Когда этот режим включен, пользователь через установленный интервал времени в 5-60 секунд периодически прослушивает фактическое числовое значение любого из 23 параметров настроек дисплея 1-3. Это позволяет контролировать скорость автомобиля в режиме реального времени, следить за экономичностью поездки, следить за аварийным параметром, не отвлекаясь на взгляд на приборную панель, тем самым повышая безопасность движения, см.

Идентификационный код МК. Он используется для предотвращения возможности использования МК неуполномоченными лицами, например, кражи. Если код не менялся после покупки устройства, он не запрашивается при включении устройства. В противном случае вам будет предложено ввести код после включения. Если он вставлен неправильно, устройство работать не будет. Следовательно, кража устройства из автомобиля становится бесполезной.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector