Первый программист в мире: кто он, с чего начал путь и какую программу создал

Кто создал первую программу для компьютера

+7 (499) 444-90-36 Отдел заботы о пользователях

Москва, Ленинский проспект, дом 6, строение 20

  • Участник Skolkovo
  • Премии Рунета 2018, 2019, 2020

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies

Августа Ада Лавлейс — имя первой программистки

Почему-то , когда называют слово «программист» , — в этой профессии первым делом представляется мужчина. Однако, вы удивитесь, но первый программист — это женщина. Имя первой программистки — Августа Ада Лавлейс. Она была дочерью известного поэта Гордона Байрона, родилась в Лондоне в 1815-м году. Хотя у нее и знаменитый отец, он не участвовал в ее воспитании. Когда ей было всего 5 недель, мама и знаменитый отец разошлись , и с тех пор они так и не виделись и не общались.

С детства Ада была увлечена математикой, черчением и другими точными науками. Уже к 12-ти годам она разработала и начертила собственный летательный аппарат, который должен был работать на паровом двигателе.

Уже в 1824-м из-за своего увлечения наукой она была представлена математику Чарльзу Бэббиджу на выставке, где он представлял свой аппарат, сконструированный для автоматического расчета логарифмических и тригонометрических функций. Инструкция д ля работы того аппарата вводилась с помощью перфокарты. Сама Ада потом долгое время еще изучала данный аппарат, его назначение и работу. Так она и подружилась с данным математиком, который стал ее ментором в математической науке.

Вычислительный аппарат Бэббиджу так и не имел окончательной реализации из-за технических ограничений того времени и финансовых трудностей самого изобретателя. Но на этом он сам не остановился и решил разработать новый проект — аналитическую машину. Данная аналитическая машина и считается прародителем первого компьютера. Но сам прототип этой аналитической машины был создан уже после смерти его изобретателя.

По это й машине бы л проведе н ряд научных лекций в Турине. Было много опубликованных статей на эту тему. Одну из таких научных статей на французском языке Чарльз попросил перевести Аду на английский язык. Делая перевод , Ада настолько вдохновилась «идеей», что многие факты и алгоритмы комментировала своими мыслями. Так получил о сь, что при переводе за счет комментариев статья увеличилась в 3 раза. При изучении перевода в комментариях было замечено большое количество «плана работы» для аналитической машины, прописанного именно программным алгоритмом. Именно эти комментарии и считаются первым программным обеспечением, созданным специально для компьютера. Сами эти программы не были применены на практике, однако именно Аде присвоен статус «первый программист в мире».

Суть в том, что з ад олго до появления прототипа компьютера, Ада сумела предположить, что будут созданы машины, которые смогут решать задачи , неподвластные человеку. И все это будет возможно простым написанием определенных алгоритмов.

Именно те комментарии Ады легли в основу современного программирования. Именно она ввела такие понятия, как команды, цикл, свойство и т. д. Это намного ускоряло передачу команды при помощи перфокарты.

Сейчас имя первой программистки носит один из языков программирования и два городка в США.

  • разработал «Ассемблер»;
  • разработал библиотеку подпрограмм;
  • создал алгоритм, который размещал эти библиотеки в памяти и отвечал за их вывод;
  • разработал принцип микропрограммирования (управление компьютер ом при помощи небольших команд);
  • и др.

Первая компьютерная программа

Ада Байрон

Первую компьютерную программу написала женщина, мать троих детей и аристократка. И написала она ее еще до того, как появился первый в мире компьютер.

Княгиня Лавлейс или Ада А. Байрон-Кинг — дочь великого британского поэта лорда Байрона. Ее отец бросил ее мать еще когда она была маленькой. Мать чрезвычайно радовалась тому, что ее маленькая дочурка сильно увлеклась математикой, хотя были и попытки пойти по стопам отца и писать стихи. Однажды в 12 лет она показала матери исчерканные листки бумаги, на ней юная Ада изобразила чертеж летательного аппарата.

В 17 лет приставленная ко двору, девушка не стала искать себе ухажера, а примкнула к исследователю математику Чарьзу Бэббиджу. Ее так увлекал идея автоматический счетной машинки, которая считалась безумием в то время, что все свои силы тратила на ее проектирование. Бэббиджа вдохновляло то, что Наполеон уже заказывал нечто подобное и его придворным ученным не удалось закончить изобретение из-за развязавшейся войны.

лорд Байрон

Бэббидж придумал название для своей будущей машины и назвал ее «дифференциальной». В 1882 году ученый заинтриговал Адмиралтейство Британии и те стали спонсорами его разработок. Размер машины был огромный, она должна была занимать целую комнату и вычислять с точностью до 10-го знака дроби. За 10 лет ученый построил только один блок своего устройства. Идея аналитической машины захватывала Бэббиджа, он по сути предложил миру схему почти современного компьютера. Центральный процессор он называл мельницей, были перфокарты, программы-инструкции. Машина состояла из множества зубчатых колес и должна была приводиться в действие паром. В 1871 году Чарльз Бэббидж умер и правительство Англии решило, что никто больше не способен изобрести подобную машину и закрыла проект.

Чарльз Бэббидж

Но тем не менее 13 июля 1843 года Ада прислала математику письмо, в нем она изложила алгоритм машинных вычислений чисел Бернулли. Ада считала, что обработка данных машиной вовсе не обязана быть аналитической или арифметической, она считала это заблуждением. Цифры машина понимает так же как и буквы или другие символы. Графиня считала, что в будущем машины смогут писать музыку и даже стихи.

У самой же было развлечение — поиск формулы, которая позволила бы всегда побеждать в тотализаторе на скачках. Ада умерла в возрасте 37 лет, прожила столько же как и ее отец и была похоронена в той же усыпальнице, что и лорд Байрон. В день ее рождения — 10 декабря, во многих странах отмечают День программиста, а в 70-е Пентагон назвал в ее честь язык программирования ADA.

Текст научной работы

Введение

Для того чтобы разобраться в эволюции ПО надо узнать что обозначает слово, которое лежит в основе ПО, а именно слово «Программа».

С греческого языка это слово можно буквально перевести как пред-запись, программа это предварительное описание некоторых предстоящих событий или действий компьютера. Программное Обеспечение (ПО) — программа/ы, которые используются для управления персонального компьютера. В IT сфере ПО часто называют словом «софт» для сокращения и упрощения произношения, а родоначальником данного сокращения является английское слово «software».

Развитие программного обеспечения

В современном мире информационные технологии стали важными помощниками в повседневной жизни человека. Когда нам нужно найти какую-либо информацию, мы уже привычно достаем смартфон или садимся за компьютер и уже через интернет с использованием поисковых систем и других служб уточняем эту информацию.

Если нам надо систематизировать или передать информацию которая у нас есть, мы также используем различные информационные технологии.

Их можно обрисовать в виде Аппаратного и Программного обеспечения.

Аппаратное обеспечение ( hardware — аппаратное обеспечение. включает в себя все физические части компьютера, но не включает информацию (данные) , которые он хранит и обрабатывает, и программное обеспечение, которое им управляет.

Программное обеспечение (англ. soft ware программное обеспечение, сокращенно «ПО») включает в себе компьютерные программы и данные, предназначенные для решения определённого круга задач и хранящиеся на машинных носителях. Программное обеспечение представляет собой либо данные для использования в других программах, либо алгоритм, реализованный в виде последовательности инструкций для процессора.

Первый разработчик ПО

Весь софт создаётся программистами на различных языках программирования, которые предназначены для записи ПО. Самым первым программистом считается Ада Лавлейс, дочь знаменитого поэта, лорда Джорджа Байрона. В 1843 она перевела лекцию британского изобретателя Чарльза Беббиджа о созданной им вычислительной машине которую тот прочитал в университете Турина с итальянского языка на английский, при переводе текста лекции Ада Лавлейс дополнила его своими подробными комментариями, которые по объему в три раза превышали текст лекции.

Один из этих комментариев содержал набор инструкций для вычисления чисел Бернулли в отношении описанной вычислительной машины, этот набор инструкций и считается первой ПО, однако при жизни Ады Лавлейс, описанная вычислительная машина так и не была сконструирована.

Первые компьютеры и их устройство

Вся работа первых ПК определилась состоянием переключателей и реле, так компьютеру задавались и данные для обработки и программа. Однако, так невозможно было задать длинную программу, ведь количество переключателей всегда была ограничена.

Первым программируемым ПК считается Компьютер z3 созданный в 1943 году немецким ученым Конрадом Цузе.

В период с 1943 по 1945 год Конрадом Цузе для его компьютера был разработан и первый язык программирования Plankalkul, однако из-за второй мировой войны он так и не был реализован.

Так в самом начале, ПО писалось с помощью машинных кодов, числовых инструкций понятных процессору для которого пишется программа, однако написание таких программ было далеко не самым простым занятием. Для того чтобы читать некоторые данные из ячейки оперативной памяти компьютера, требовалось описать около 16 инструкций.

Эволюция написания ПО

В 50-х годах потребность в компьютерных программах возросла и они стали значительно длиннее поэтому они получили распространение ПО: сборщики программы, которые были названы ассемблерами.

Они позволили сделать программы понятнее, однако такие программы все еще зависели от центрального процессора ПК.

В 1954 году началась разработка первого языка программирования высокого уровня ”Фортран”, его 1 работающая версия была реализована в 1957 году. Языки программирования высокого уровня стали настоящим прорывом. То как работают ПО практически перестало зависеть от аппаратного обеспечения компьютера, в то же время сами языки программирования стали имитировать естественные разговорные языки. Таким образом коды программ значительно сократились, а запоминать язык программирования стало значительно проще.

Компьютерные программы имели следующие составляющие:

Первая часть — это данные, они могут храниться на компьютере или задаваться пользователем ПО.

Вторая часть — это модель обработки данных, то есть описание способы их обработки.

Третья часть — это пользовательский интерфейс, совокупность правил обмена информацией между пользователем и ПО.

История изменений составляющих компьютерных программ.

Сложность ПО постепенно увеличивалась, в итоге их стало сложно понимать даже самим программистом, поэтому в конце 60-х годов была разработана “парадигма структурного программирования” и её родоначальником стал нидерландский программист Эдсгер Дейстра. В 1968 году он опубликовал свое письмо” Оператор “go-to” “считается вредным. В этом письме он призвал программистов отказаться от использования в программах оператора безусловного перехода. Что же это значит. Программа представляет собой набор инструкций для управления компьютером, эти инструкции обычно выполняются в том порядке в котором они записаны, с помощью оператора безусловного перехода, программист может продолжить исполнение софта с любой инструкции, не обязательно со следующей такие программы было сложно читать.

При отказе от оператора безусловного перехода, инструкции в компьютерных программах стали выполняться всегда последовательно.

Также теперь работу ПО стало возможным описать в виде блок-схемы с одной точки начала и одной точкой окончания и элементами нескольких типов. Еще больше упростило структурное программирование использование процедур и функций.

Теперь если в программе необходимо было несколько раз выполнять одни и те же вычисления или же обработать одним и тем же способом разные данные, стала необязательным для этого несколько раз описывать одни и те же инструкции, теперь их можно было объединить функцию или процедуру, которую можно вызывать когда это необходимо.

Еще одним шагом в усовершенствовании структурного программирования стало появление структур, теперь простые данные стали образовывать более сложные. Так например из трех чисел которые обозначают количество часов минут и секунд стало возможным образование единой структурой, времени.

Данные в различных структурах нужно обрабатывать по-разному для этого необходимо описывать свои процедуры и функции, так в программировании появилась еще одна парадигма “объектно-ориентированное программирование (ООП)” при таком программирование структуры и функции для их обработки объединены в класс, а программа это набор взаимодействующих объектов принадлежащих к различным классам. Помимо этого ООП реализовала еще целый ряд своих принципов. На месте не стоял и пользовательский интерфейс программ. Если в начале данные задавались через систему переключателей, то после того как компьютер стал доступен большему количеству людей, изменился и способ обмена информацией между программой и пользователем. Так сначала появился текстовый интерфейс, в нем компьютер выводил информацию на экран в текстовой форме, также и пользователь задавал команды компьютеру с клавиатуры в текстовой форме.

Позже на смену текстовому интерфейсу пришел привычный нам графический пользовательский интерфейс, команды компьютеру стали отдаваться с помощью различных элементов управления, например кнопок, полей ввода, ползунков и других. Эти элементы управления активируются с помощью мыши и клавиатуры и обычно достаточно просты и интуитивно понятны. Были сформулированы некоторые требования к пользовательским интерфейсом программ, например такие, как “дружественность”, “дружественным” интерфейсом называется такой пользовательский интерфейс через который пользователь может максимально быстро научиться работать с программой допуская при этом минимальное количество ошибок. Так как сегодня пользователи компьютерных программ это обычные люди, при написании программ обычно учитывается возможность каких-либо ошибок со стороны пользователя.

Так если пользователь задаст программе некорректные данные то она, скорее всего сообщит ему о некорректном вводе данных и предложит проверить их на правильность, а не завершит свое исполнение ошибкой как это обычно бывало раньше. Также сейчас некоторые ПО помимо графического интерфейса могут поддерживать голосовое управление или даже управление через движение пользователя.

Язык для создания программ АДА

Удивительное событие произошло в 1978 году в ходе проведения эксперимента на вычислительной машинке БЭСМ-6. На испытаниях, проходивших в Ирландии (Дублин), программисты закодировали программу Ады на Фортране. В процессе отладки выявили по одной опечатке и ошибке. При этом программа Ады Августы Лавлейс нуждалась в минимальном количестве перфокарт, а также способствовала экономии памяти.

Ада Августа Лавлейс умерла в 36-летнем возрасте и о её работах забыли практически на 130 лет. Однако с началом развития компьютеров, в 1980 году, её имя вновь всплыло и стал использоваться язык программирования на основе её заметок. Более того, в Соединённых Штатах Америки был создан язык программирования АДА, который был назван как раз таки в честь самой первой программистки в мире. При этом день рождения Ады (10 декабря) сегодня называют Днём программистов, и отмечается он во всём мире.

Ада Лавлейс занималась изучением вычислительной машины Чарльза Бэббиджа.

В 1843 году Ада Лавлейс разработала первые программы для аналитической машины вычислительной машины Чарльза Бэббиджа, и заложила теоретические основы программирования. Она впервые ввела понятие «цикл операции». Она высказала главную мысль, что аналитическая машина может решать задачи, которые из-за трудности вычислений практически невозможно решить вручную.

Первая программа включала условную программу управления, изобретенную Баббеджем, повторение циклов операций. Ада написала первый учебник по программированию.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector