Приказ № 302 и № 29: в чем самые главные отличия
Организация предварительных и периодических медосмотров для работников с вредными и опасными условиями труда полностью возложена на плечи работодателя. Неисполнение требований, предусмотренных законом, грозит серьезными штрафами. Поэтому любому руководителю важно знать обо всех изменениях в законодательных документах — чтобы делать всё по правилам и не навлечь на себя санкции. С 1.04.2021 года утратил силу Приказ № 302н, в котором был представлен список опасных и вредных профессий и работ. Теперь действуют Приказы Минтруда России № 988н, Минздрава № 1420н от 31.12.2020. А о том, как правильно проводить медосмотры по вредным факторам, теперь рассказывается в новом Приказе Минздрава России от 28.01.2021 № 29н. Разберемся, какие важные изменения произошли.
Когда и зачем проводят медосмотры
Статья 213 ТК РФ определяет виды медицинских осмотров для работников:
- предварительные — которые проводят при поступлении на работу;
- периодические — которые проводятся с определенной периодичностью (не реже 1 раза в 1–2 года).
До 1 апреля 2022 года правила проведения регламентируются Приказом Минздрава №302н. С апреля вступает в силу новый приказ о прохождении медосмотра, который регулирует порядок обследования — Приказ 29н от 28.01.2021.
Сотрудников осматривают такие врачи:
- ЛОР;
- дерматовенеролог;
- невролог;
- психиатр;
- хирург;
- офтальмолог;
- стоматолог;
- уролог;
- онколог;
- аллерголог.
Цель — проверить на такие риски:
- Химические (те, содержание которых в воздушной среде места работы сотрудника и на его кожных покровах измеряются), в том числе элементы биологического характера, выведенные с помощью химического синтеза — антибиотики, витамины.
- Биологические (возбудители заболеваний, споры, микроорганизмы, имеющие патогенные свойства).
- Физические (излучения ионизирующего и неионизирующего вида, вибрации, шумы, высокая или низкая температура окружающей среды).
- Тяжести рабочего процесса (нагрузка статического и динамического вида, поза во время работы, вес грузов).
- Напряженность рабочего процесса (степень нагрузки на органы чувств, голос, степень плотности сигналов звука и света).
Сроки процедуры зависят от того, какой вредный фактор влияет и какова степень его опасности. Сроки для медосмотра определены Приказом 29н — не реже одного раза в два года, по некоторым воздействующим факторам и видам деятельности — не реже одного раза в год. Работники до 21 года, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, проходят периодические осмотры ежегодно. Центр профпатологии проводит периодические процедуры не реже 1 раза в 5 лет.
Периодические медосмотры необходимы для:
- наблюдения за динамикой состояния здоровья сотрудников, обнаружения на начальной стадии профзаболеваний и степени влияния вредных факторов;
- обнаружения не только болезней и состояний, препятствующих продолжению трудовой деятельности определенного вида, но и работ, осуществление которых требует контроля состояния здоровья;
- своевременной разработки списка сохраняющих здоровье мероприятий профилактического и реабилитационного видов;
- профилактики появления и распространения заболеваний инфекционного и паразитарного видов;
- недопущения несчастных случаев на предприятии.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как на УСН учесть расходы на медосмотр. Используйте эти инструкции бесплатно.
Подготовка изменений в приказ 302н
Сейчас приказ 302н с изменениями от 07.01.2020 является основным нормативным документом, который регулирует порядок проведения обязательных обследований для работников предприятий. Этот приказ состоит из трех основных разделов:
- список вредных и опасных факторов, при наличии которых на рабочих местах проведение медосмотров становится обязательным (приложение №1);
- список видов работ, выполнение которых предусматривает обязательное участие работников в обследованиях (приложение № 2);
- правила выполнения обследований для персонала предприятий.
Этот правовой акт вступил в силу с 1 января 2012 года, то есть почти 10 лет назад. Ясно, что за это время ситуация в экономике и здравоохранении претерпела значительные изменения, что обусловило необходимость пересмотра положений этого документа.
Справедливости ради следует отметить, что вопрос изменения нормативной базы коснулся не только порядка проведения осмотра персонала компаний, но и других сфер деятельности. Дело в том, что сейчас Правительство реализует проект так называемой регуляторной гильотины – масштабной ревизии действующих правовых документов. По результатам значительную их часть упразднят как содержащую избыточные, дублирующиеся или устаревшие требования.
Пока приказ 302н по медосмотрам с изменениями на 2022 год продолжает действовать. Но Министерство здравоохранения РФ в течение нескольких месяцев разрабатывало и в конце января представило доработанный текст нового нормативного акта, который предполагает не только внесение серьезных изменений в порядок проведения медицинских осмотров, но и пересмотр самой структуры документа.
Теперь решение принято окончательно: 29 января 2022 года Минюст зарегистрирован Приказ Минздрава № 29н от 28.01.2021 года. Это значит, что приказ Минздрава 302н по профосмотрам с изменениями на 2022 год отменен с 1 апреля 2022 года. Вместо трех приложений остается всего два: порядок организации медосмотров и объединенный перечень противопоказаний к выполнению конкретных видов работ.
Эксперты указывают, что наиболее важными изменениями, зафиксированными в тексте проекта, можно считать следующие.
Раздел проекта приказа
Изменения в сравнении с приказом 302н
Пункт 4 приложения № 1
Возможность проведения медицинских осмотров мобильными бригадами врачей медицинских организаций при условии предварительного прохождения работником необходимых исследований в условиях медицинского учреждения. Осмотры мобильными бригадами могут проводиться с применением телемедицины
Пункт 9 приложения № 1
Возможность учета работодателем направлений на медосмотр в электронном виде
Пункт 10 приложения № 1
Необходимость предоставления работником полиса обязательного или добровольного медицинского страхования для прохождения медосмотра
Пункт 10 приложения № 1
Возможность получения медицинской организацией результатов обследований, выполненных в рамках диспансеризации работника, в электронном виде до его явки на медосмотр
Пункт 11 приложения № 1
Возможность организации работодателем диспансеризации или ежегодного профосмотра работников с целью учета их результатов в заключении врачебной комиссии. В этой ситуации стоимость услуг по диспансеризации или профосмотру не учитывается в договоре с медицинским учреждением, которое проводит медосмотр
Пункт 13 приложения № 1
Выдача работнику справки о необходимости прохождения дополнительного обследования в случае затруднения интепретации результатов предварительного медосмотра. В этом случае работник проходит необходимое дополнительное обследование самостоятельно в рамках программы ОМС
Пункт 15 приложения № 1
Возможность выдачи врачебного заключения в форме электронного документа, снабженного усиленной цифровой подписью медработника. Необходимо использовать защищенные каналы связи, которые исключают возможность доступа третьих лиц к этим данным
Пункт 16 приложения № 1
Необходимость внесения данных о результатах предварительного медосмотра в единую государственную информационную систему в области здравоохранения, если медицинская организация, которая проводила обследование, имеет доступ к этой системе
Пункт 18 приложения № 1
Возможность проведения внеочередного медосмотра по результатам предыдущего обследования или после нетрудоспособности сотрудника при наличии направления работодателя
Пункт 21 приложения № 1
Сокращение списка категорий работников, в отношении которых информация о назначении периодических осмотров передается в Роспотребнадзор. В приказе 302н это требование распространялось на всех работников, теперь — только на специалистов, занятых в пищевой промышленности, торговле, общепите, водоснабжении, медицине и работе детских учреждений
Пункт 31 приложения № 1
Выдача работнику справки о необходимости прохождения дополнительного обследования в случае затруднения интепретации результатов периодического медосмотра. В этом случае работник проходит необходимое дополнительное обследование самостоятельно в рамках программы ОМС
Пункт 33 приложения № 1
Необходимость внесения данных о результатах периодического медосмотра в единую государственную информационную систему в области здравоохранения, если медицинская организация, которая проводила обследование, имеет доступ к этой системе
Сроки и порядок проведения периодических медосмотров
Сроки прохождения периодических медосмотров определяют в соответствии со справочником факторов по профессиям. В большинстве случае подобные освидетельствования необходимо проводить не реже 1 раза в год.
С 01.04.2021 список вредных факторов, а также видов работ утвержден отдельными приказами Минтруда России № 988н, Минздрава России № 1420н от 31.12.2020 (идут как один документ).
Сроки проведения периодических осмотров с 1 апреля 2022 года определяют на основании Приложения к приказу Минздрава России от 28.01.2021 № 29н.
Сотрудники в возрасте до 21 года, занятые на вредных и опасных работах, всегда проходят медосмотр ежегодно.
Периодические медосмотры проводят на основании списков работников, подлежащих обследованию, утверждаемых работодателем. В таком списке приводят следующие данные:
- наименование должности работников;
- наименование вредных факторов на рабочем месте.
Созданный и утвержденный нанимателем список в течение 10 дней с момента окончания его подготовки передают в местные органы власти и федеральное учреждение госсанэпиднадзора на территории расположения нанимателя.
На их основании далее создают поименные списки, включающие:
- Ф.И.О. и должность сотрудника, подлежащего осмотру;
- имеющиеся факторы вредности по Приказу № 29н;
- название структурного подразделения работодателя.
Утвержденные поименные списки для периодического медосмотра направляют в выбранную медицинскую организацию не позднее чем за 2 месяца до начала обследований.
Медосмотр проводит специально созданная для этого в учреждении комиссия врачей. В течение 10 дней после получения списка, но не позднее чем за 14 дней до начала медосмотра, медицинская организация согласует с нанимателем календарный план его проведения.
Работодатель обязан ознакомить всех сотрудников, подлежащих медосмотру, с этим календарным планом – не позднее чем за 10 дней до начала обследований.
Выдаваемое работнику направление подписывает уполномоченное лиц и регистрируют в специальном журнале.
По итогам периодического медосмотра в течение 30 дней после его завершения медицинская организация совместно с местными органами власти и органом в санитарно-эпидемиологического надзора, а также работодателем, составляет заключительный акт. Его оформляют в 5 экземплярах:
- в центр профпатологий;
- работодателю;
- в отделение ФСС;
- в территориальный орган по защите прав потребителей;
- в медицинскую организацию, где проводили профосмотр.
Скачать полный текст приказа Минздрава России от 28.01.2021 № 29н можно в КонсультантПлюс.
Кому направляют медзаключение и заключительный акт по результатам медосмотра
Теперь заключение по результатам периодических и предварительных медосмотров выдадут не только работнику, но и направят один экземпляр работодателю и один в медорганизацию, к которой прикреплен работник. То есть работодателю не нужно ждать заключения от работника, он сможет получить его напрямую от медорганизации.
Кроме того, заключение по результатам периодического медосмотра и заключительный акт могут направить в ФСС по письменному запросу фонда и с письменного согласия работника.
Все экземпляры направят адресатам не позднее чем через пять рабочих дней после его оформления.
Кому направят заключение по результатам предварительного медосмотра (п. 14 Порядка № 302н):
- работнику;
- работодателю;
- медорганизации, к которой работник прикреплен;
- для приобщения к медкарте.
Кому направят заключение по результатам периодического медосмотра (п. 31 Порядка № 302н):
- работнику;
- работодателю;
- медорганизации, к которой работник прикреплен;
- для приобщения к медкарте;
- ФСС по письменному запросу с письменного согласия работника.
Кому направят заключительный акт (п. 45 Порядка № 302н):
- работнику;
- работодателю;
- медорганизации, к которой работник прикреплен;
- для приобщения к медкарте;
- ФСС по письменному запросу с письменного согласия работника.
Обновлённый Приказ 302н: Направлять Ли На Медосмотр Работников, Эксплуатирующих Персональные Компьютеры?
13 мая 2020 года случилось долгожданное событие — опубликован совместный приказ Минтруда России и Минздрава России от 03.04.2020 № 187н/268н, об изменении формулировки «любимого» п. 3.2.2.4 перечня факторов, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н и сразу же страницы охраннотрудовых ресурсов и социальных сетей запестрели радостными сообщениями об отмене медосмотров «офисникам».
Рис.1. Приказ Минтруда России и Минздрава России от 03.04.2020 г. № 187н/268н (скан-копия с портала ГСПИ)
Разберёмся, действительно ли тех, чьи рабочие места оснащены компьютерами, можно не направлять на медицинские осмотры. Обратите внимание, и в прежней, и в новой редакции п. 3.2.2.4 указано наименование вредного фактора — электромагнитное поле широкополосного спектра частот. Таблица 1. Сравнение старой и новой редакции п. 3.2.2.4
Новшество, как видно из таблицы 1, коснулось условий, при которых данный пункт вносится в список контингента и, соответственно, в направления на медицинский осмотр работникам. Если раньше данный пункт нужно было внести в список контингента всем, кто выполнял работу за компьютером по считыванию, вводу информации в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени при условии, что источником электромагнитного поля широкополосного спектра (далее — ЭМП) является ПЭВМ, то теперь придётся учесть не только значение частоты электромагнитных волн, но и наличие или отсутствие превышения предельно допустимого уровня (далее — ПДУ). То есть на самом деле медицинский осмотр «офисников» не отменён! Изменились лишь условия, при которых у работодателя возникает обязанность направить работника на него. Возникает вопрос, в каких документах искать сведения о параметрах ЭМП на рабочих местах? Обратимся к п. 19 Порядка проведения медосмотров, где перечислены основания для включения работников в списки контингента и поимённые списки. (Рис.2)
Рис.2. Перечень оснований для составления списков контингента и поимённых списков.
Исходя из указанных правил составления списков, источником информации могут быть: протоколы замеров, проведенных в рамках СОУТ; протоколы замеров, проведённых рамках контрольно-надзорной деятельности; протоколы замеров, проведённых в рамках производственного лабораторного контроля; эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование. Обращаем внимание, что в новой формулировке п. 3.2.2.4 компьютер не указан, как единственный источник ЭМП, но указан диапазон (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). Компьютер нужно рассматривать в качестве такого источника. В качестве примера приводим выкопировку из протокола замеров ЭМП на рабочем месте, где поле формируется исключительно за счёт работы компьютера. (Рис.3)
Рис.3. Выкопировка из протокола замеров ЭПМ на рабочем месте, оснащенном компьютером.
Судя по выводам эксперта, параметры магнитного поля, создаваемого компьютером на рабочем месте директора, находятся в пределах ПДУ, а значит ставить п. 3.2.2.4 в список контингента и в поимённый список не нужно. В диапазон 5 Гц — 400 кГц могут попадать и поля, обусловленные наличием фона промышленной частоты. В настоящее время распространёнными гигиенически значимыми источниками таких полей являются несбалансированные токи (токи утечки) систем электроснабжения 0,4 кВ, включающих в себя электропроводку, электротехническое оборудование, установленное в зданиях, в том числе трансформаторы, кабельные линии, распределительные щиты. В любом случае, при принятии решения о необходимости проведения медосмотра следует ориентироваться на правила составления списка контингента и имеющиеся в вашем распоряжении документы с учётом всех оснований.
Теперь примеры ситуаций и их решения.
Когда можно отменить медицинский осмотр офисным работникам
Если по какой-то из профессий вы уберете из списка контингента и поимённого списка п. 3.2.2.4, то может сложиться 2 ситуации:
Ситуация 1
Работник должен был проходить медосмотр по нескольким факторам и в том числе по п. 3.2.2.4. После того, как вы уберёте этот пункт из Списка контингента, остальные пункты, по которым работник должен был проходить медосмотр, останутся. В результате у работодателя останется обязанность направлять работника на медосмотр.
Ситуация 2
Пункт 3.2.2.4 был единственным фактором для направления работника на медосмотр. Вы убираете этот пункт, и медосмотр отменяется, поскольку у работодателя не останется ни одного основания для направления на него работника. Таким образом, нельзя трактовать рассматриваемое изменение как основание для безусловной отмены медосмотра тем, кто работает за персональным компьютером. Но, если всё удастся, то Список контингента в 2020 году может «похудеть» на 61,5% по сравнению со Списком прошлого года, как это произошло в одной из аптек:
И в этом есть резон, поскольку ровно настолько же уменьшатся расходы на оплату медицинского осмотра!
Типичные ситуации на конкретных примерах
Наибольшее число вопросов вызывает применение результатов специальной оценки условий труда, поэтому рассмотрим типичные ситуации. Прямо сейчас вы можете открыть карты СОУТ своих работников и, читая статью, сразу применить. Будет сложно, но вы держитесь!
Смотрим строки 30, 40 и 50. В строке 30 ищем неионизирующие излучения, в строке 40 основания для проведения медосмотра, а строке 50 смотрим рекомендации эксперта.
Ситуация 1
На рабочем месте бухгалтера рыбной компании по факту есть компьютер и МФУ. В его карте СОУТ в строке 30 мы видим, что неионизирующее излучение не оценивалось, в строке 40 отсутствуют основания для проведения медосмотра, а в строке 50 эксперт лишь советует придерживаться установленного режима труда и отдыха.
В этом случае п. 3.2.2.4 изначально не нужно было вносить в Список контингента по результатам СОУТ. А если он всё-таки был внесён, то нужно смотреть протоколы замеров ЭМП, полученные в рамках производственного контроля. Если и там параметры излучения диапазона 5 Гц — 400 кГц не выше ПДУ, то можете смело удалить п. 3.2.2.4 из Списка контингента и медосмотр бухгалтеру отменится автоматически, если этот пункт был единственным для него основанием.
Ситуация 2
В этом случае рабочее место бухгалтера также оснащено компьютером, но картина несколько иная. В карте СОУТ в строке 30 неионизирующее излучение не оценивались как вредный фактор, но в строке 40 указаны основания для проведения медосмотра, а в строке 50 даны рекомендации об изменении режима труда и отдыха.
Это означает, что медицинский осмотр был назначен, исходя их занятости за компьютером более 50% рабочего времени, по этой же причине эксперт дал рекомендации об изменении режима. Поскольку на данный момент значение имеет соответствие/несоответствие параметров излучения гигиеническим нормам, то снова придётся обратиться к протоколам производственного контроля. И если там превышения ПДУ в диапазоне 5 Гц — 400 кГц не будет выявлено, то п. 3.2.2.4 в Список контингента можно не вносить и по нему на медосмотр не направлять. Если других оснований для медосмотра в Списке контингента не осталось, то медосмотр бухгалтеру отменится сам собой.
Источники ЭМП — справка
Воздействие ЭМП происходит всегда и везде, когда человек подвергается действию электрических, магнитных или электромагнитных полей или контактных токов, отличных от возникающих при физиологических процессах и других явлениях природы. С 2011 года, когда вступил в действие приказ 302н, не только выросло количество источников ЭМП работающих, но и расширились области применения техники, создающей электромагнитные поля в окружающем пространстве. Поэтому в диапазон 5 Гц — 400 кГц могут попадать и поля, источниками которых являются несбалансированные токи (токи утечки) систем электроснабжения 0,4 кВ, включающих в себя электропроводку, электротехническое оборудование, установленное в зданиях, в том числе трансформаторы, кабельные линии, распределительные щиты.
Магнитное поле индуцирует в теле человека вихревые токи. Они является основным механизмом биологического действия и могут вызывать изменения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, иммунной систем. Поэтому, чтобы отменить медосмотр по п. 3.2.2.4, в протоколах замеров на рабочих местах ваших коллег параметры магнитного поля в диапазоне 5 Гц — 400 кГц не должны превышать ПДУ вне зависимости от источника их формирования.