Выбор КПК
Не смотря на то, что для большинства из нас КПК (карманный персональный компьютер) всё еще остаются дорогой игрушкой, нельзя не отметить, что эти устройства всё более уверенно проникают в нашу повседневную жизнь как маленькие медиа-центры или незаменимые помощники в работе. Однако, становясь перед фактом покупки своего компактного спутника жизни, многие теряются в том многообразии моделей, которыми наводнен сейчас рынок. Целью данной статьи было создание небольшого руководства, которое бы помогло обычному рядовому покупателю выбрать тот КПК, которые бы оправдал все Ваши ожидания.
Все КПК можно разделить на четыре основные категории: бюджетные модели, устройства среднего класса, hi-end модели и коммуникаторы. Все вышеперечисленные типы КПК кроме коммуникаторов растут в функциональности по мере роста цены. И тут самое главное — это определиться, для чего именно Вам нужен КПК. Если Вашими основными задачами на КПК будет планирование своего расписания и создания удобной записной книжки, то скорей всего Вы остановите свой выбор на бюджетных моделях. Однако если Вы видите в своем будущем работу в сети Интернет с помощью Wi-Fi, проигрывание музыки и просмотр фильмов, работы с различными внешними устройствами посредством Bluetooth, а также использование дополнительных флеш-карт памяти для своих файлов, то Ваш выбор уже падет на одну из моделей среднего класса. Hi-end модели представляют собой «элиту» нынешнего мира КПК, так как именно в моделях этого класса заключено большинство возможностей и стильных решений, зачастую не всегда нужным рядовым покупателям. Однако, как и везде, здесь следует соблюдать осторожность, так как некоторые модели, прекрасные в дизайне и исполнении, могут не сильно отличаться от более дешевых моделей в плане функциональности.
От карманных компьютеров к современным смартфонам
В старые добрые времена, когда операционная система Windows Mobile находилась в зените своей популярности, основными устройствами на ней являлись КПК. Карманные персональные компьютеры.
Карманный персональный компьютер (КПК, Personal Digital Assistant, PDA — «личный цифровой секретарь», а также handheld) — портативное вычислительное устройство, обладающее широкими функциональными возможностями. КПК часто называют наладонником (palmtop) из-за небольших размеров. Изначально КПК предназначались для использования в качестве электронных органайзеров. В настоящий момент КПК практически полностью вытеснены коммуникаторами и смартфонами. С КПК невозможно совершать звонки.
Никто не помнит точного времени возникновения самого термина КПК, однако известно, что одним из первых его применил Джон Скалли (John Sculley) по отношению к Apple Newton на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе в 1992 году. Сегодня формат КПК принято считать устаревшим, хотя некоторые пользователи до сих пор относят к этому определению все современные мобильные устройства на базе операционных систем, для которых возможна свободная разработка программ, таких как Android, iOS, Windows Mobile и Windows Phone, PalmOS, S60 и некоторых других.
Расцвет эры КПК пришелся на первые пять лет нового тысячелетия, 2000-2005 годы, и хотя выпускались КПК на базе Windows Mobile и после 2005 года, именно первую половину десятилетия можно охарактеризовать как «бум КПК». В 2004-2006 годах два производителя, которые и по сей день остаются друг для друга серьезными конкурентами на рынке компьютеров и офисного оборудования, а также ноубуков, выпустили два легендарных карманных компьютера. В конце 2004 года появился флагман Hewlett Packard iPAQ hx4700, а в начале 2006 — Dell Axim X51v. Оба устройства можно было охарактеризовать как самые мощные КПК на тот момент времени, и они остались таковыми навсегда, потому что как раз с 2005-2006 годов эра КПК пошла на спад, и эти устройства повсеместно стали вытеснять коммуникаторы – смесь КПК и смартфона. Однако в 2006 году мир КПК все же получил еще одну легендарную новинку – Acer n311. Устройство не было таких мощным, как HP hx4700 или Dell X51v, но по сочетанию стоимости и функционала и за счет своих компактных для КПК габаритов стало очень популярным и успешным.
За что же мы так любили и покупали КПК, обсуждали их, выбирали софт, настраивали под себя и допиливали напильниками, каждый на свой лад?
Мне кажется, что у топовых карманных компьютеров было несколько важнейших особенностей, которые делали их привлекательными. Во-первых, это огромный экран, без компромиссов, без экономии пространства и так далее. Из-за чего КПК были очень удобными инструментами для чтения или просмотра видео. Во-вторых, КПК никогда не отличались мудреным дизайном или стилем, в первую очередь они были прочными и крепкими, сделанными из качественных материалов, жесткого пластика или с использованием металла. Такое устройство было не жалко носить в рюкзаке или использовать «в хвост и в гриву», то есть по максимуму, не опасаясь царапин или, о ужас, потертостей на корпусе. Единственным слабым местом КПК была поверхность дисплея. В-третьих, КПК оснащались удобными элементами управления. На тот момент времени такими инструментами были перо и дополнительные клавиши на корпусе. Производители таких устройств не стремились сэкономить на управляющих элементах или сделать их количество минимальным, хотя, например, HP отличились своим мини-тачпадом в модели hx4700. И последнее – КПК делались без рекламных заморочек и позиционирования по аудитории. Хотя, конечно, может, я и ошибаюсь, но при их использовании у меня никогда не возникало мыслей о том, что устройство сделано именно таким, потому что его хотели продать такой-то целевой аудитории. КПК делался как рабочий инструмент, и он был настоящим рабочим инструментом, который не всегда оказывался сразу удобным, но зато его всегда можно было под себя доделать и настроить.
А затем началась эпоха смартфонов и коммуникаторов. В мире Windows Mobile коммуникаторами было принято называть устройства с сенсорным экраном, а смартфонами – модели без сенсорного экрана, но с аппаратной клавиатурой. С появлением телефона от Apple, да и за несколько лет до него, граница между коммуникаторами и смартфонами уже начала размываться, и все чаще устройства на базе открытых ОС именовали просто смартфонами.
Вместе с размытием границ между терминами стали уходить в прошлое и яркие особенности КПК, которые до этого были характерны для коммуникаторов на базе Windows Mobile: бескомпромиссно большие экраны, прочные корпуса и главное – нацеленность производителя сделать просто качественный рабочий инструмент, а не устройство для определенной группы пользователей с определенными требованиями. В мире телефонов стали преобладать ниши и сегменты, и даже, казалось бы, смартфоны, которые изначально являлись отдельным классом на фоне простых телефонов, стали делиться на разные подвиды.
А теперь попробуйте подсчитать, много ли современных смартфонов отвечают хотя бы нескольким особенностям, характерным для КПК времен их расцвета? Мне кажется, ни одного. Везде компромиссы и функции, которые направлены не на результат, а на продажи того или иного устройства. И, наверное, в какой-то степени в этом нет ничего плохого. Жаль только, что нельзя вернуться на 5 лет назад и забрать оттуда несколько классных фишек КПК и сделать так, чтобы они появились в каком-нибудь современном смартфоне.
Связанные понятия (продолжение)
Нетбук (англ. Netbook; net-сеть (Интернет), book-книга) — субноутбук с относительно невысокой производительностью, предназначенный в основном для выхода в Интернет. Обладает небольшой диагональю экрана в 7—10.1 дюймов, низким энергопотреблением, небольшим весом и относительно невысокой стоимостью.
Насто́льный (стационарный) компью́тер (англ. desktop computer) — стационарный персональный компьютер, предназначенный для работы в офисе и дома. Термин обычно используется для того, чтобы обозначить вид компьютера и отличить его от компьютеров других типов, например портативного компьютера, карманного компьютера, встроенного компьютера или сервера.
Се́нсорный экра́н — устройство ввода и вывода информации, представляющее собой экран, реагирующий на прикосновения к нему.
Се́рвер (англ. server от англ. to serve — служить, мн. ч. се́рверы) — Специализированная вычислительная машина или специализированное оборудование для выполнения на нём сервисного программного обеспечения (в том числе серверов тех или иных задач).
Мобильное интернет-устройство (англ. Mobile Internet Device, MID) — компактные мобильные компьютеры с размером диагонали экрана 4-7 дюймов (10—17,8 см), предназначенные в первую очередь для просмотра веб-страниц и работы с веб-сервисами, развлечения и коммуникации. Кроме этого, MID может выступать в качестве спутникового навигатора или игровой консоли.
Перифери́йное устро́йство (англ. peripheral) — аппаратура, которая позволяет вводить информацию в компьютер или выводить её из него.
Электро́нная кни́га (ри́дер, цифровая книга; разг. «читалка»; англ. e-book reader, англ. digital book) — общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текста в электронном виде, например, электронных книг.
Рабо́чая ста́нция (англ. workstation) — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для решения определённого круга задач.
Мобильная операционная система (мобильная ОС) — операционная система для смартфонов, планшетов, КПК или других мобильных устройств. Хотя ноутбуки и можно отнести к мобильным устройствам, однако операционные системы, обычно используемые на них, мобильными не считаются, так как изначально разрабатывались для крупных стационарных настольных компьютеров, которые традиционно не имели специальных «мобильных» функций, да и не нуждались в них. Это различие размыто в некоторых новых операционных системах.
Мобильное устройство (то есть легко перемещаемое, портативное) — это любое небольшое устройство, которое обычно содержит дисплей и миниатюрную клавиатуру (позже был изобретён сенсорный экран с виртуальной клавиатурой). Первоначально это были в основном карманные устройства, но разнообразие таких устройств постоянно увеличивается. Устройства становятся более гибкими и могут выполнять различные функции, такие как запись и воспроизведение мультимедиа, подключение к видеочатам, подключение к Интернету.
Моде́м (акроним, составленный из слов модулятор и демодулятор) — устройство, применяющееся в системах связи для физического сопряжения информационного сигнала со средой его распространения, где он не может существовать без адаптации.
Операцио́нная систе́ма, сокр. ОС (англ. operating system, OS) — комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для управления ресурсами компьютера и организации взаимодействия с пользователем.
Об устройствах без крупного дисплея читайте в статье цифровой проигрыватель.Портативный мультимедийный проигрыватель (англ. Portable Multimedia Player) — класс электронных устройств небольших размеров, сочетающих в себе функции сразу нескольких аппаратов. От обычных плееров их часто отличает наличие крупного дисплея. Портативный проигрыватель обычно включают в себя аудио- и видеоплеер, радиоприёмник, диктофон, с их помощью можно просматривать изображения и видеофайлы. Существуют также модели со встроенным.
Интерфе́йс (от англ. interface) — общая граница между двумя функциональными объектами, требования к которой определяются стандартом; совокупность средств, методов и правил взаимодействия (управления, контроля и т.д.) между элементами системы.
Компьютерная платфо́рма — в общем смысле, это любая существующая среда выполнения, в которой должен выполняться вновь разрабатываемый фрагмент программного обеспечения или объектный модуль с учётом накладываемых этой средой ограничений и предоставляемых возможностей. Термин платформа может применяться к разным уровням абстракции, включая определенную аппаратную архитектуру, операционную систему или библиотеку времени выполнения.
Умные часы (англ. smart watch), также Смарт-часы или Часофон — компьютеризированные наручные часы с расширенной функциональностью (кроме стандартного слежения за временем), часто сравнимой с коммуникаторами. Первые модели выполняли простые задачи, например, выступали в роли калькулятора, переводчика или игрового устройства. Современные умные часы — это носимые компьютеры. Многие модели поддерживают сторонние приложения и управляются мобильными операционными системами, могут выступать в качестве мобильных.
Ка́рта па́мяти (иногда неправильно флеш-ка́рта) — компактное электронное запоминающее устройство, используемое для хранения цифровой информации. Современные карты памяти изготавливаются на основе флеш-памяти, хотя принципиально могут использоваться и другие технологии. Карты памяти широко используются в электронных устройствах, включая цифровые фотоаппараты, сотовые телефоны, ноутбуки, портативные цифровые аудиопроигрыватели.
Субноутбук (англ. Subnotebook), или ультрапортативный (англ. ultraportable) — ноутбук, обладающий маленьким размером и массой и большей частью характерных черт обычного ноутбука. Обычно поставляется в комплекте с ОС Microsoft Windows или Linux.
Персона́льный компью́тер, ПК (англ. personal computer, PC), ПЭВМ (персональная электронно-вычислительная машина) — настольная микро-ЭВМ, имеющая эксплуатационные характеристики бытового прибора и универсальные функциональные возможности.
Дра́йвер (англ. driver, мн. ч. дра́йверы) — компьютерное программное обеспечение, с помощью которого другое программное обеспечение (операционная система) получает доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства. Обычно с операционными системами поставляются драйверы для ключевых компонентов аппаратного обеспечения, без которых система не сможет работать. Однако для некоторых устройств (таких, как видеокарта или принтер) могут потребоваться специальные драйверы, обычно предоставляемые производителем.
Рабо́чий стол (англ. desktop) — в компьютерной терминологии основное окно графической среды пользователя вместе с элементами, добавляемыми в него этой средой.
Тонкий клиент (англ. thin client) в компьютерных технологиях — компьютер или программа-клиент в сетях с клиент-серверной или терминальной архитектурой, который переносит все или большую часть задач по обработке информации на сервер. Примером тонкого клиента может служить компьютер с браузером, использующийся для работы с веб-приложениями. Данным термином может также называться P2P-клиент, использующий в качестве сервера другие узлы сети.
Эмуля́ция (англ. emulation) в вычислительной технике — комплекс программных, аппаратных средств или их сочетание, предназначенное для копирования (или эмулирования) функций одной вычислительной системы (гостя) на другой, отличной от первой, вычислительной системе (хосте) таким образом, чтобы эмулированное поведение как можно ближе соответствовало поведению оригинальной системы (гостя). Целью является максимально точное воспроизведение поведения в отличие от разных форм компьютерного моделирования.
Неттоп (англ. nettop) — небольшой по физическому размеру настольный персональный компьютер. Слово «Неттоп» образовано от «InterNET» и «deskTOP».
Компью́тер (англ. computer, МФА: — «вычислитель») — устройство или система, способная выполнять заданную, чётко определённую, изменяемую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода. Описание последовательности операций называется программой.
Диске́та, ги́бкий магни́тный диск (англ. floppy disk, англ. diskette) — сменный носитель информации, используемый для многократной записи и хранения данных. Представляет собой помещённый в защитный пластиковый корпус диск, покрытый ферромагнитным слоем. Для считывания дискет используется дисковод.
Аппара́тное обеспече́ние, аппаратные средства, компьютерные комплектующие, «железо», (англ. hardware) — электронные и механические части вычислительного устройства, входящие в состав системы или сети, исключая программное обеспечение и данные (информацию, которую вычислительная система хранит и обрабатывает). Аппаратное обеспечение включает: компьютеры и логические устройства, внешние устройства и диагностическую аппаратуру, энергетическое оборудование, батареи и аккумуляторы. К аппаратному обеспечению.
Дисковод — устройство компьютера, позволяющее осуществить чтение и запись информации на съёмный носитель информации. Основное назначение дисковода в рамках концепции иерархии памяти — организация долговременной памяти. Основные характеристики дисковода — тип и ёмкость используемого сменного носителя информации, скорость чтения/записи, тип интерфейса и форм-фактор (встраиваемый (внутренние) или внешние).
Компью́терная мышь — координатное устройство для управления курсором и отдачи различных команд компьютеру. Управление курсором осуществляется путём перемещения мыши по поверхности стола или коврика для мыши. Клавиши и колёсико мыши вызывают определённые действия, например: активация указанного объекта, вызов контекстного меню, вертикальная и горизонтальная (в специализированных мышках) прокрутка веб-страниц, окон операционной системы и электронных документов.
Встра́иваемая систе́ма (встро́енная систе́ма, англ. embedded system) — специализированная микропроцессорная система управления, контроля и мониторинга, концепция разработки которой заключается в том, что такая система будет работать, будучи встроенной непосредственно в устройство, которым она управляет.
Аппаратная платформа компьютера (архитектура компьютера) — уровень, образованный микроархитектурой, микропрограммой управления ядром микропроцессора и архитектурой набора команд на аппаратной базе конкретных микросхем процессора, чипсета, других физических компонентов, которые в совокупности составляют аппаратную модель вычислительной системы.
Разработка приложений для мобильных устройств — это процесс, при котором приложения разрабатываются для небольших портативных устройств, таких, как КПК, смартфоны или сотовые телефоны. Эти приложения могут быть предустановлены на устройство в процессе производства, загружены пользователем с помощью различных платформ для распространения ПО или являться веб-приложениями, которые обрабатываются на стороне клиента (JavaScript) или сервера.
Беспроводная технология Bluetooth с низким энергопотреблением (англ. Bluetooth Low Energy, Bluetooth LE, BLE, представленная также как Bluetooth Smart) — выпущенная в декабре 2009 года версия спецификации ядра беспроводной технологии Bluetooth, наиболее существенным достоинством которой является сверхмалое пиковое энергопотребление, среднее энергопотребление и энергопотребление в режиме простоя.
Медиаплеер (также проигрыватель мультимедиа или мультимедиапроигрыватель) — компьютерная программа, предназначенная для воспроизведения файлов мультимедиа-контента.
Интерфе́йс по́льзователя, он же по́льзовательский интерфейс (UI — англ. user interface) — интерфейс, обеспечивающий передачу информации между пользователем-человеком и программно-аппаратными компонентами компьютерной системы (ISO/IEC/IEEE 24765-2010).
Цифровой проигрыватель (музыкальный плеер, от англ. player, в некоторых случаях «MP3-плеер») — устройство, которое хранит, организовывает и воспроизводит музыкальные/мультимедийные файлы, сохранённые в цифровом виде, на собственную флеш-память, карту памяти, флешку или лазерный диск, в отличие от аналоговых аудиоплееров, которые проигрывают музыку с аналоговых носителей, таких носителей, как пластинки, компакт-кассеты и т. п.
Видеока́рта (также видеоада́птер, графический ада́птер, графи́ческая пла́та, графи́ческая ка́рта, графи́ческий ускори́тель) — устройство, преобразующее графический образ, хранящийся как содержимое памяти компьютера (или самого адаптера), в форму, пригодную для дальнейшего вывода на экран монитора. Первые мониторы, построенные на электронно-лучевых трубках, работали по телевизионному принципу сканирования экрана электронным лучом, и для отображения требовался видеосигнал, генерируемый видеокартой.
Постоя́нное запомина́ющее устро́йство (ПЗУ) — энергонезависимая память, используется для хранения массива неизменяемых данных.
Многозада́чность (англ. multitasking) — свойство операционной системы или среды выполнения обеспечивать возможность параллельной (или псевдопараллельной) обработки нескольких задач. Истинная многозадачность операционной системы возможна только в распределённых вычислительных системах.
Виртуальный ассистент (англ. Virtual assistant) — мобильный программный агент, который может выполнять задачи (или сервисы) для пользователя на основе информации, введенной пользователем, данных о его местонахождении, а также информации, полученной из различных интернет-ресурсов (погода, уличное движение, новости, курсы валют и ценных бумаг, розничные цены в магазинах и т. д.). Примерами такого рода агентов являются программы Siri, Google Assistant (Google Now), Amazon Alexa, Microsoft Cortana, Hidi.
Прошивкой (англ. firmware, fw) называют содержимое энергонезависимой памяти компьютера или любого цифрового вычислительного устройства — микрокалькулятора, сотового телефона, GPS-навигатора и т. д., в которой содержится его программа.
Совмести́мость — способность различных объектов — аппаратных или программных компонентов — взаимодействовать друг с другом. По отношению к компьютерам можно выделить аппаратную (техническую), программную и информационную совместимость.
Компью́терный термина́л, оконе́чное устро́йство — устройство, используемое для взаимодействия пользователя (или оператора) с компьютером или компьютерной системой, локальной или удалённой. Могут содержать в себе клавиатуру, дисплей, печатающее устройство, различные виды манипуляторов, устройства для подачи звуковых сигналов (простейший динамик), дисковый или ленточный накопитель. Выводимая терминалом информация может быть как текстовой, так и графической.
Проприета́рное програ́ммное обеспе́чение, несвобо́дное программное обеспечение (англ. proprietary software; от proprietary «частное, патентованное, в составе собственности» + software «программное обеспечение») — программное обеспечение, являющееся частной собственностью авторов или правообладателей и не удовлетворяющее критериям свободного ПО (наличия открытого программного кода недостаточно). Правообладатель проприетарного ПО сохраняет за собой монополию на его использование, копирование и модификацию.
Програ́ммное обеспе́чение (допустимо также произношение обеспече́ние) (ПО) — программа или множество программ, используемых для управления компьютером (ISO/IEC 26514:2008).