Как сделать мини-ПК своими руками? Мини-компьютеры
Сейчас можно с легкостью купить корпус для компьютера в магазине. Бывают они горизонтальными или вертикальными – это самый распространённый тип. Однако, если не брать в расчёт некоторое разнообразие передней панели, все они выглядят одинаково, отличаясь разве что цветом. Скучная металлическая коробка с парой кнопок и парой светодиодов может не удовлетворять чувство прекрасного, и тогда хочется сделать корпус для своего ПК своими руками. Бывает и другая ситуация – имеющийся в наличии перестаёт устраивать в плане функционала – в нём становится мало места или недостаточная вентиляция, отчего компоненты компьютера перегреваются. Например, иногда требуется добавить вторую видеокарту или несколько винчестеров, и стандартный корпус становится малоподходящим для всего этого. Случаются и другие ситуации, когда корпус для компьютера приходится делать самому. Например, все деньги потрачены на топовые комплектующие, а на корпус бюджета не хватает. Или имеется ноутбук с неисправным дисплеем, и его хочется превратить в настольный. Случаи бывают разными, но объединяет их одно – нужно брать в руки инструменты и делать корпус для компьютера своими собственными руками.
Создание корпуса для ПК самостоятельно.
Содержание
По сравнению с I8080 (KP580BM80 KP580BM80A далее для краткости — КР580ВМ80) восьмиразрядный микропроцессор Z80 имеет расширенную систему команд, большее число регистров встроенную систему обработки прерываний может работать при большей тактовой частоте [1]. Он совместим с I8080 на уровне команд, и считается более производительным микропроцессором.
Замена в «Орионе 128» микропроцессора KP580BM80 на Z80 позволяет реализовать ряд новых возможностей:
- расширить систему команд. Кроме всех команд I8080 Z80 имеет ряд дополнительных и расширенных команд, использование которых значительно повышает эффективность работы программ. В среде ОС СР/М имеется большое число мощных программ работающих только под управлением Z80 или самонастраивающихся на тип процессора (с Z80 они работают быстрее). Программы, написанные специально для «Ориона 128» и ориентированные на работу только с Z80 (с использованием команд отсутствующих у I8080) более рациональны, то есть занимают меньший объем памяти и работают быстрее. На «Орионе 128 с Z80 процесс адаптации игр от «ZX Spectrum » значительно проще:
- повысить быстродействие компьютера за счет увеличения тактовой частоты микропроцессора. Дело в том, что микропроцессор Z80 рассчитан на работу с большей, чем I8080 тактовой частотой. С турбированной «Z80 Card» быстродействие «Ориона 128» повышается минимум в 1,4 раза. При использовании нетурбированного варианта «Z80 Card» скорость работы некоторых программ повышается примерно на 15 % (Z80 работает немного быстрее, чем КР580ВМ80).
- использовать прерывания Z80, который имеет более совершенную, чем KP580BM80 систему их обработки (они могут обрабатываться как внешним контроллером, так и без него).
Немаловажно и то, что микропроцессор Z80 питается от однополярного источника и потребляет меньшую (по сравнению с КР580ВМ80) мощность.
Как известно расположение выводов микропроцессора Z80 и назначение некоторых из них иное, чем у КР580ВМ80, поэтому для установки Z80 необходима переходная плата, а также специальные узлы, преобразующие и формирующие некоторые сигналы и обеспечивающие работоспособность Z80 в «Орионе 128». Очень важно чтобы при установке Z80 изменения на плате компьютера были минимальны, а сама доработка обратимой. Обязательное условие—полная совместимость с «Орионом 128» на КР580ВМ80. В противном случае часть программ на переделанном компьютере работать не будет и, следовательно, у вас будет и не совсем «Орион 128» и не «ZX Spectrum» а нечто третье.
Описываемые ниже варианты переделки «Ориона 128» на Z80 обеспечивают 100%-ную совместимость с компьютером, описанным в [2], что обеспечивает нормальную работоспособность на нем всех программ написанных для базовой модели «Ориона 128».
Как горячие пирожки
Потребность в компьютерах была огромная, их расхватывали как горячие пирожки. В то время на этом бизнесе можно было неплохо заработать. Кто сам был не в состоянии собрать компьютер, обращались к тем, у кого это хорошо получалось. От единичных мастеров доходило до коллектива единомышленников, а развернувшись по-крупному, они образовывали кооперативы. На незанятых производственных мощностях начинался выпуск очередного клона ZX Spectrum, с некоторыми доработками и улучшениями, но уже под собственным брендом. Улучшения схемы проводились повсеместно. Добавляли оперативную память с 48 КБ до 128 КБ (версия Пентагон) и далее до 256 КБ (версия Scorpion). С помощью контроллера удалось подключить пятидюймовый дисковод и хранить программы на дискетах. Клоны ZX Spectrum могли работать с матричными принтерами, имели музыкальные контроллеры и встроенные СЕКАМ-кодеры для подключения к телевизору. Вот только наиболее известные: «Ленинград», «Пентагон», «Scorpion», «Дельта», «Москва», «Дубна», «Профи», «Хоббит», «Композит», «Нафаня», «Импульс». Неофициальных клонов, идентифицированных на территории нашей страны, было около семидесяти.
Но даже 48 КБ хватало, чтобы не только поиграть, но и программировать на BASIC. В стандартную прошивку ПЗУ был вшит «оксфордский» диалект Бейсика, так называемый Sinclair BASIC. Наши студенты делали свои курсовые и дипломные расчеты на этой крохе. Издавался даже специальный журнал «ZX-Ревю», посвящённый тематике ZX Spectrum, в котором печатали различные программные решения, схемы компьютеров и периферии, обзоры игровых программ, обсуждались собственные идеи читателей.
Целые поколения наших программистов выросли за клавиатурами отечественных клонов ZX Spectrum. Этот компьютер был настолько популярен, что породил армию последователей идей сэра Клайва Синклера. Будущие российские инженеры учились азам системотехники и микроэлектронике на практическом опыте, собирая и модернизируя собственными руками это электронное чудо.
ZX Spectrum: жизнь и реинкарнации. |
Двоичная логика
Двоичная система счисления (для тех, кто не в курсе) — это такая система счисления, в которой нет цифр больше единицы. Такое определение многих сбивает с толку, пока они не вспомнят, что в десятичной системе счисления нет цифр больше девятки.
Двоичная система используется в компьютерах потому, что числа в ней легко кодировать напряжением: есть напряжение — значит, единица; нет напряжения — значит, ноль. Кроме того, «ноль» и «один» легко можно понимать как «ложно» и «истинно». Более того, большая часть устройств, работающих в двоичной системе счисления, обычно относится к числам как к массиву «истинностей» и «ложностей», то есть оперирует с числами как с логическими величинами. Для самых маленьких и тех, кто не в курсе, я расскажу и покажу, как работают простейшие элементы двоичной логики.
Элемент «Буфер»
Представьте, что вы сидите в своей комнате, а ваш друг — на кухне. Вы кричите ему: «Друг, скажи, в коридоре горит свет?». Друг отвечает: «Да, горит!» или «Нет, не горит». Ваш друг — буфер между источником сигнала (лампочкой в коридоре) и приемником (вами). Более того, ваш друг — не какой-нибудь там обычный буфер, а буфер управляемый. Он был бы обычным буфером, если бы постоянно кричал: «Лампочка светится» или «Лампочка не светится».
Обзор электросамоката Acer ES series 1 (AES001)
Компания Acer дебютировала на российском рынке электросамокатов, и мы спешим поделиться своими впечатлениями от езды на базовой модели. Может ли самое простое решение стать удачным выбором?
Рассматриваем все возможности OneUI 4.1, какие новые функции появились и как они улучшили пользовательский опыт.
Основные характеристики компьютера «Микро-80»
Процессор — КР580ВМ80
ОЗУ — 2КБ (в минимальной конфигурации), 16К-64К в случае установки модуля динамического ОЗУ
ПЗУ — 2КБ
Видео — текстовый режим 32 строки по 64 символа в строке, наличие инверсного курсора.
Клавиатура — 59 клавиш
Процессорный модуль.
Содержит в себе процессор КР580ВМ80 со схемами тактового генератора, шины управления и буферов шин данных и адреса.
Модуль памяти.
Содержит в себе 4КБ статического ОЗУ, собранного на 32-х микросхемах КР565РУ2. Возможен вариант 2КБ ОЗУ и 2КБ ПЗУ. Впрочем по выбору пользователя возможны любые варианты исполнения этого модуля.
Отладочный модуль.
Служит для облегчения отладки компьютера. Содержит в себе кроме платы с микросхемами целый пульт с тумблерами и светодиодами для отображения состояния шин компьютера. Отладочный модуль имеет широкие возможности для отладки работы железа и программ, кроме того с него можно самому вводить программы в память (благодаря режиму ПДП) и запускать их на выполнение. Т.е. можно проверять работу компьютера даже без установленного ПЗУ с «монитором».
Дисплейный модуль.
Служит для вывода алфавитно-цифровой информации на экран телевизора или монитора. Содержит собственное ОЗУ — 2КБ видео-ОЗУ и курсорное ОЗУ ёмкостью 2КБит. Модуль отображает текстовую информацию в 32 строки по 64 символа в строке. Графического режима нет — отображаемые на экране символы жёстко заданы в ПЗУ знакогенератора, но благодаря псевдографическим символам в знакогенераторе можно худо-бедно что-то нарисовать на экране. Модуль является самостоятельным устройством и может работать не только в составе Микро-80, но и с любым другим компьютером, который сможет обеспечить запись нужной информации в видео-ОЗУ. Интересно, но в видео-ОЗУ и ОЗУ курсора можно только записывать информацию, но не считывать. Это сделано для упрощения схемы дисплейного модуля. Впрочем при установке модуля динамической памяти с 64К ОЗУ области видео-ОЗУ и ОЗУ курсора становятся доступными для чтения.
Модуль клавиатуры.
Представляет собой порт на КР580ВВ55, к которому подключается клавиатура в виде матрицы кнопок.
Модуль сопряжения.
Представляет собой два порта, через которые идёт ввод/вывод на магнитофон.
Модуль динамического ОЗУ.
Служит для расширения объёма ОЗУ. Может содержать до 4-х банков ОЗУ на КР565РУ3 объёмом 16К (1 банк), 32К (2 банка), 48К (3 банка) и 64К (4 банка).
Моя ZX-история
Я расскажу свою историю.
На радиорынках страны стали появляться принципиальные схемы и кустарно выполненные печатные платы от разных разработчиков: ленинградская (Сергея Зонова), московская, львовская, краснодарская. У каждого были свои «плюсы» и «минусы». У нас, естественно, лидировал краснодарский вариант ZX Spectrum. Фактически весь радиорынок тогда переориентировался под «синклеристов». В дело шло всё подходящее для будущих компьютеров, начиная от кварцевых генераторов, стабилизаторов КРЕН5А, микросхем логики различных серий до памяти на микросхемах К565РУ5/РУ6. Да и всю прочую мелочёвку тащили на рынок отовсюду, где она «плохо лежала». Основными «поставщиками» стали радиозаводы и профильные предприятия. Мне попадались даже микросхемы военной серии.
Из импортных компонентов использовались только процессоры Z80 и перепрошиваемые микросхемы ПЗУ 2764, позже и у них появились наши аналоги. Предприимчивые товарищи заказывали компьютерные корпуса на предприятиях, производящих пластмассовую продукцию, но большинство умельцев делало корпуса самостоятельно. Микросхемы ПЗУ можно было прошить прямо на рынке или купить готовые с нужной прошивкой. Клавиатуру приходилось собирать из отдельных кнопок. Широкий ассортимент представляли наклейки на клавиатуру – от обычной глянцевой фотопечати до вытравленных в металле надписей. Делали даже самодельные джойстики из импровизированной ручки управления и пяти «микриков» (микровыключателей).
Все, кто умел держать в руках паяльник и горел желанием заполучить собственный компьютер, устремились на радиорынок за набором деталей и печатной платой со схемой. Дома из этого «конструктора» каждый мог собрать собственный ПК и, подключив его к телевизору, увидеть на экране мигающий курсор и долгожданную надпись «© 1982 Sinclair Research Ltd.». Это означало, что компьютер прошел внутреннее тестирование памяти и готов к работе. Для того чтобы поиграть, нужно было подключить магнитофон с записанными на кассете играми, набрать на клавиатуре команду загрузки данных LOAD и включить воспроизведение. По экрану побегут горизонтальные полосы, и через несколько минут игра загрузится.
С программным обеспечением, а конкретно с играми, проблем не было. «Копирайтинг» процветал повсеместно. Там же, на радиорынке, продавали и записывали на кассеты компьютерные игры. Делались целые подборки из «боевиков», «драк», «гонок», «звёздных войн» и т.д. Кроме игрушек, было ещё множество прикладных программ, текстовые и графические редакторы, электронные справочники радиодеталей, эмуляторы, программаторы и т.п.
Мой старший брат Александр работал в то время на Краснодарском заводе «Тензоприбор». Вместе с товарищами они сумели собрать местный вариант ZX Spectrum, один из первых в городе. Как-то раз Александр пригласил меня поиграть на этом компе, пока его не было дома. Зайдя в комнату, я увидел на столе записку брата: «Компания «Синклер» приветствует вас!» Сколько было счастья, когда я впервые загрузил космическую игру Starglider и взялся за джойстик.
Потом я уехал учиться в Таганрог и стал там собирать свой компьютер, покупая комплектующие с каждой стипендии. В общагах радиотехнического института доска объявлений пестрела предложениями о продаже радиодеталей и проверке микросхем, помощи в сборке и настройке компьютера. Можно было собрать компьютер не выходя из общежития. Торговля шла практически круглосуточно, а по выходным продавцы выезжали в Ростов-на-Дону, чтобы торговать и оптом закупаться на радиорынке.
Кстати, тогда появились и первые признаки «игромании». Мне товарищ из общаги радиотехнического факультета рассказывал, как соседи по комнате жаловались на проживающего с ними студента. Тот всё время «залипал» за примитивной компьютерной игрой, где нужно было из зенитки отстреливаться от налетающих самолётов. Телевизор в комнате был один, поэтому страдали все, не в силах оторвать бедолагу от его «боевого поста».
Адаптация программ для ZX Spectrum к TR-DOS современными средствами. Часть 1
В отличие от современных компьютеров, на спектрумах понятия файловой системы не было как такового. Это значит, что загрузка с каждого типа носителя требовала отдельной реализации и в большинстве случаев программу нельзя было просто так скопировать с кассеты на дискету. В случаях, когда загрузчик программы был написан на бейсике, его можно было адаптировать к TR-DOS довольно простой доработкой. Однако ситуация осложнялась тем, что во многих играх (как фирменных так и взломанных) загрузчики были написаны в машинных кодах и иногда содержали защиту от копирования.
Несмотря на наличие «волшебной кнопки», которая просто делала полный дамп памяти компьютера и позволяла хоть как-то сохранить программу на дискету, среди специалистов считалось хорошим тоном создавать дисковые версии игр с сохранением оригинальной загрузочной картинки и прочих атрибутов.
В этой статье я расскажу, как выполнить такую адаптация на примере игры Pac-Man, а именно, оригинального образа Pac-Man.tzx.
Электроника ДВК
Последний на сегодня — вышеупомянутый ДВК (Диалоговый Вычислительный Комплекс), как и БК, архитектурно повторяли PDP-11 американской компании DEC с использованием усовершенствованной элементной базы и однокристальных микропроцессоров. Выпускались в ряде моделей ДВК-1, ДВК-2, ДВК-3 и ДВК-4 (сокращенные названия, полные были вида Электроника Н МС 01100.1).
Характеристики: п роцессоры Микро-ЭВМ Н МС11100.1 или МС 1201 (МС 1201.01) на основе вышеупомянутого К1801ВМ1, 48 КБ оперативной памяти, 8 КБ ПЗУ с интерпретаторами языков BASIC или Фокал, алфавитно-цифровой дисплей 15ИЭ-00-013 или 15ИЭ-00-013-01 ( «Фрязинский дисплей», на таких был разработан Тетрис ) и термопринтер 15ВВП80-002. Серии БК и ДВК выпускались с середины 80-х до начала 90-х годов.
Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.