Общение с компьютером, или Как работают устройства ввода

Тест Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса 5 класс ФГОС

Тест Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса содержит 2 варианта и предназначен для проверки результатов обучения по соответствующей теме в 5 классе ФГОС.

Рекомендуемые правила при оценивании:
– за каждый правильный ответ +1 балл;
– за каждый ошибочный ответ штраф -1 балл;
– за вопрос без ответа 0 баллов.

Рекомендуемые соотношения при выставлении оценок:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».

1. Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации.
А) Долговременная (внешняя) память
Б) Оперативная память
В) Процессор
Г) Монитор
Д) Клавиатура

2. Отметьте устройства, предназначенные для ввода информации в компьютер.
А) Принтер
Б) Процессор
В) Монитор
Г) Сканер
Д) Графопостроитель
Е) Джойстик
Ж) Клавиатура
З) Мышь
И) Микрофон
К) Акустические колонки

3. Отметьте специальные клавиши.
А) End
Б) Пробел
В) Shift
Г) Home
Д) Esc
Е) PageUp
Ж) ↑
З) Enter
И) →

4. Отметьте элементы компьютерного рабочего стола.
А) Кнопка Пуск
Б) Кнопка Закрыть
В) Кнопка Свернуть
Г) Панель задач
Д) Корзина
Е) Строка заголовка
Ж) Строка меню
З) Значок Мой компьютер

1. Отметьте устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера.
А) Долговременная (внешняя) память
Б) Оперативная память
В) Процессор
Г) Монитор
Д) Клавиатура

2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации.
А) Принтер
Б) Процессор
В) Монитор
Г) Сканер
Д) Графопостроитель
Е) Джойстик
Ж) Клавиатура
З) Мышь
И) Микрофон
К) Акустические колонки

3. Отметьте клавиши управления курсором.
А) End
Б) Пробел
В) Shift
Г) Home
Д) Esc
Е) PageUp
Ж) ↑
З) Enter
И) →

4. Отметьте элементы окна программы.
А) Кнопка Пуск
Б) Кнопка Закрыть
В) Кнопка Свернуть
Г) Панель задач
Д) Корзина
Е) Строка заголовка
Ж) Строка меню
З) Значок Мой компьютер

ОТВЕТЫ:
Вариант 1:
1-В (Процессор)
2-ГЕЖЗИ (сканер, джойстик, клавиатура, мышь, микрофон)
3-ВДЕ (Shift, Esc, Enter)
4-АГДЗ (кнопка Пуск, панель задач, Корзина, значок Мой компьютер)
Вариант 2:
1-А (Долговременная (внешняя) память)
2-АВДК (принтер, монитор, графопостроитель, акустические колонки)
3-АГЕЖИ (End, Home, PageUp, ↑, →)
4-БВЕЖ (кнопка Закрыть, кнопка Свернуть, строка заголовка, строка меню)

Что такое шина?

Компьютерная шина

Передача данных между процессором и любым другим оперативным блоком осуществляется посредством шины. Она состоит из многочисленных сигнальных линий, различных по протоколу передачи данных и электрических характеристик, объединенных по назначению (передача данных или адресов). Разрядность, способ передачи данных, пропускная способность, тип и количество поддерживаемых устройств, протокол работы, назначение (внутреннее или интерфейсная) – все это различные характеристики разных шин. Различают два вида: шину передачи данных или адресов. К тому же все их можно разделить на 3 группы: шины типа «процессор-память», шины ввода-вывода и системные шины.

Устройства ввода информации

Устройствами ввода являются те устройства, посредством которых можно ввести информацию в компьютер. В данном разделе мы рассмотрим следующие устройства: клавиатуру компьютера, манипулятор «мышь», сканер.

Основным устройством ввода информации в компьютер является клавиатура, которая представляет собой совокупность механических датчиков, воспринимающих давление на клавиши и замыкающих тем или иным образом определенную электрическую цепь. В настоящее время распространены два типа клавиатур: с механическими или с мембранными переключателями. В первом случае датчик представляет собой традиционный механизм с контактами из специального сплава. Во втором случае переключатель состоит из двух мембран: верхней — активной, нижней — пассивной, разделенных третьей мембраной-прокладкой.

Образцы различного конструктивного исполнения клавиатурсовременных компьютеров

Рис. 44. Образцы различного конструктивного исполнения клавиатурсовременных компьютеров

Как правило, внутри корпуса любой клавиатуры, кроме датчиков клавиш, расположены электронные схемы дешифрации и микроконтроллер. Обмен информации между клавиатурой и системной платой осуществляется по специальному последовательному интерфейсу 11-битовыми блоками. Основной принцип работы клавиатуры заключается в сканировании переключателей клавиш. Замыканию и размыканию любого из этих переключателей соответствует уникальный цифровой код — скан-код. Когда контроллер клавиатуры фиксирует нажатие или отпускание клавиши, он инициирует аппаратное прерывание IRQ1, которое заставляет процессор приостановить свою работу и переключиться на программу обработки прерывания клавиатуры. При этом клавиатура в своей собственной специальной памяти запоминает, какая клавиша была нажата (обычно в памяти клавиатуры может храниться до 20 кодов нажатых клавиш, если процессор не успевает ответить на прерывание). После передачи кода нажатой клавиши процессору эта информация из памяти клавиатуры исчезает.

Кроме нажатия клавиатура отмечает также и отпускание каждой клавиши, При отпускании клавиши клавиатура IBM PC AT предваряет скан-код кодом F016. Таким образом, компьютер «знает», держат клавишу или она уже отпущена. Это свойство используется при переходах на другой регистр, например при написании заглавных букв. Кроме того, если клавиша нажата дольше определенного времени, т.н. «порог повтора» — обычно около половины секунды, то клавиатура генерирует повторные коды нажатия этой клавиши.

Если в клавиатурах компьютеров типа IBM PC XT передача данных может осуществляться только в одном направлении, то в клавиатурах типа IBM PC AT подобная связь возможна уже в двух направлениях, т. е. клавиатура может принимать специальные команды (установки параметров задержки автоповтора и частоты автоповтора). Подключение клавиатуры к системной плате выполняется посредством порта PS/2.

В компьютерах типа IBM PC XT, использовалась раскладка состоящая из 83 клавиш. Первая широко используемая в персональных компьютерах раскладка клавиш состояла из 83 клавиш. Этот стандарт использовался в компьютерах расклад IBM PC XT. В последствии стала использоваться раскладка содержащая 101 или 102 клавиши, которая получила название усовершенствованной. В ней отдельно выделены клавиши для работы с текстом и отдельно для управления курсором. Добавлены две функциональные клавиши F11 и F12, некоторые клавиши для удобства продублированы.

В настоящее время, из-за широкого распространения OS Windows добавлены новые клавиши для работы в ней. Это такие клавиши как нажатие кнопки «Пуск» («Start»), вызов контекстного меню, клавиши управления питанием персонального компьютера (включение /выключение и перевод компьютера в «спящий» режим) и др.

infoegehelp.ru

Устройство компьютера Устройства ввода и вывода данных

Устройства ввода и вывода — устройства взаимодействия компьютера с внешним миром: с пользователями или другими компьютерами. Устройства ввода позволяют вводить информацию в компьютер для дальнейшего хранения и обработки, а устройства вывода — получать информацию из компьютера.

Устройства ввода и вывода относятся к периферийным (дополнительным) устройствам.

Периферийные устройства — это все устройства компьютера, за исключением процессора и внутренней памяти.

Классификация периферийных устройств по месту расположения (относительного системного блока настольного компьютера или корпуса ноутбука):

  • внутренние — находятся внутри системного блокакорпуса ноутбука: жесткий диск (винчестер), встроенный дисковод (привод дисков);
  • внешние — подключаются к компьютеру через порты ввода-вывода: мышь, принтер и т.д.

По другому определению, периферийными устройствами называют устройства, не входящие в системный блок компьютера.

Устройства ввода и вывода разделяются на:

  • устройства ввода,
  • устройства вывода,
  • устройства ввода-вывода.

Устройства ввода данных

Классификация по типу вводимой информации:

  • устройства ввода текста: клавиатура;
  • устройства ввода графической информации:
    • сканер,
    • цифровые фото- и видеокамера,
    • веб камера — цифровая фото- или видеокамера маленького размера, которая делает фото или записывает видео в реальном времени для дальнейшей их передачи по сети Интернет;
    • графический планшет (дигитайзер) — для ввода чертежей, графиков и планов с помощью специального карандаша, которым водят по экрану планшета;

    Устройства-манипуляторы (преобразуют движение руки в управляющую информацию для компьютера):

    • несенсорные:
      • мышь,
      • трекбол — устройство в виде шарика, управляется вращением рукой;
      • трекпойнт (Pointing stick) — джойстик очень маленького размера (5 мм) с шершавой вершиной, который расположен между клавишами клавиатуры, управляется нажатием пальца;
      • игровые манипуляторы: джойстик, педаль, руль, танцевальная платформа, игровой пульт (геймпад, джойпад);
      • тачпад (сенсорный коврик) — прямоугольная площадка с двумя кнопками, управляется движением пальца и нажатием на кнопки, используется в ноутбуках,
      • сенсорный экран — экран, который реагирует на прикосновение пальца или стилуса (палочка со специальным наконечником), используется в планшетных персональных компьютерах;
      • графический планшет (дигитайзер) — для ввода чертежей, схем и планов с помощью специального карандаша, которым водят по экрану планшета,
      • световое перо — устройство в виде ручки, ввод данных приконовением или проведением линий по экрану ЭЛТ-монитора (монитора на основе электронно-лучевой трубки). Сейчас световое перо не используется.

      Устройства вывода данных

      Классификация по типу выводимой информации:

      • устройства вывода графической и текстовой информации:
        • монитор — для вывода на дисплей (экран монитора),
        • проектор — для вывода на большой экран,
        • устройства для вывода на печать:
          • принтер — для вывода информации на бумагу, а также на поверхность дисков;
          • широкоформатный принтер («широкий» принтер) — для вывода на листах форматов: А0, А1, А2 и А3,
          • плоттер (графопостроитель) — для вывода векторных изображений (различных чертежей и схем) на бумаге, картоне, кальке;
          • каттер (режущий плоттер) — вырезает изображения из пленки, картона по заданному контуру;
          • наушники,
          • колонки и акустические системы (динамик, усилитель),
          • встроенный динамик ( PC speaker; Beeper ) — для подачи звукового сигнала в случае возникновения ошибки.
          • жесткий диск (винчестер) (входящий в него дисковод) — для ввода-вывода информации на жесткие пластины жесткого диска;
          • флэшка (флешка или USB-флеш-накопитель) — для ввода-вывода информации на микросхему памяти флэшки
          • дисководод оптических дисков — для ввода-вывода информации на оптические диски,
          • дисководод гибких дисков — для ввода-вывода информации на дискеты,
          • стример — для ввода-вывода информации на картриджи (ленточные носители);
          • кардридер — для ввода-вывода информации на карту памяти;
          • многофункциональное устройство (МФУ) — копировальный аппарат с дополнительными функциями принтера (вывод данных) и сканера (ввод данных)
          • модем (телефонный) — для связи компьютеров через телефонную сеть;
          • сетевая плата (сетевая карта или сетвой адаптер) — для подключения персонального компьютера к сети и организации взаимодействия с другими устройствами сети (обмен информацией по сети).

          Другие устройства компьютера рассмотрены в статье «Аппаратное обеспечение компьютера».

          Устройства ввода информации

          Клавиатура. Для ввода числовой и текстовой информации используется клавиатура. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 световых индикатора в правом верхнем углу, информирующих о режимах работы.

          Клавиатура

          Рис. 6.7. Клавиатура

          Алфавитно-цифровые клавиши (49 клавиш, включая клавишу Пробел и клавишу перевода строки Enter) размещаются в центре клавиатуры. На каждой клавише нанесены два символа: на алфавитной — русская и латинская буквы, на цифровой — цифра и символ. Переключение между русской раскладкой и латинской раскладкой клавиатуры производится нажатием комбинации специальных клавиш.

          Клавиши редактирования и листания документа (7 клавиш) размещаются справа от алфавитно-цифровых клавиш и позволяют вставлять символы (клавиша Insert), удалять символы (клавиши Backspace и Delete), а также перемещаться по документу.

          Клавиши управления курсором (4 клавиши со стрелочками) размещаются в нижней правой части клавиатуры и предназначены для перемещения курсора.

          Специальные клавиши (12 клавиш) размещаются в верхнем, левом и нижнем ряду и предназначены для переключения клавиатуры в верхний регистр (клавиши CapsLock и Shift), прямого воздействия на функционирование компьютера (клавиши Esc, Pause, Ctrl, Alt) и другие.

          Функциональные клавиши (12 клавиш от F1 до F12) занимают верхний ряд клавиатуры и предназначены для выбора или изменения режима работы некоторых программ.

          Windows-клавиши (3 клавиши) размещаются в нижнем ряду между клавишами Ctrl и Alt и предназначены для работы с графическим интерфейсом операционной системы Windows.

          Цифровой блок (17 клавиш) размещается с правой стороны клавиатуры и дублирует цифровые клавиши из алфавитно-цифрового блока.

          В некоторых современных клавиатурах имеются дополнительные клавиши управления питанием (3 клавиши), которые размещаются над клавишами управления курсора и предназначены для включения/вы- ключения компьютера, а также для перевода его в «спящий» режим и обратно.

          Координатные устройства ввода. Для ввода графической информации и для работы с графическим интерфейсом программ используются координатные устройства ввода информации: манипуляторы типа мышь, сенсорные панели и графические планшеты.

          Мыши имеют обычно две кнопки управления, которые используются при работе с графическим интерфейсом программ. Дополнительное колесико, которое располагается между кнопками, предназначено для прокрутки вверх или вниз изображений и текстов, не умещающихся целиком на экране.

          В настоящее время широкое распространение получили оптические мыши, в которых источник света, размещенный внутри мыши, освещает поверхность, а отраженный свет фиксируется и преобразуется в перемещение указателя мыши на экране.

          Современные модели мышей являются беспроводными, т.е. подключаются к компьютеру без помощи кабеля.

          Специальное устройство (обычно подключается к USB-разъему) обеспечивает работу устройства в радиусе до 10 м.

          Оптическая беспроводная мышь

          Рис. 6.8. Оптическая беспроводная мышь

          В портативных компьютерах вместо манипуляторов используется сенсорная панель, перемещение пальца по поверхности которой преобразуется в перемещение курсора на экране монитора. Нажатие на поверхность сенсорной панели эквивалентно нажатию на кнопку мыши.

          В настоящее время сенсорные экраны используются в смартфонах и планшетных компьютерах, интерактивные доски — в обучении, сенсорные панели — в бизнесе и на телевидение, сенсорные экраны — в новейших телевизорах.

          Сенсорная панель на корпусе портативного компьютера и интерактивная доска

          Рис. 6.9. Сенсорная панель на корпусе портативного компьютера и интерактивная доска

          Для рисования и ввода рукописного текста используются графические планшеты. С помощью специальной ручки и мыши на графическом планшете можно рисовать, чертить схемы и добавлять подписи к электронным документам.

          Графический планшет

          Рис. 6.10. Графический планшет

          Сканер. Рассмотрим принцип действия планшетных сканеров как наиболее распространенных моделей. Сканируемый объект кладется на стекло планшета сканируемой поверхностью вниз. Под стеклом располагается подвижная каретка с лампой и системой зеркал, движение которой регулируется шаговым двигателем.

          Свет, отраженный от объекта, через систему зеркал попадает на светочувствительную матрицу и передается в компьютер. За каждый шаг двигателя сканируется полоска объекта, которая потом объединяется с другими в общее изображение.

          Светочувствительная матрица состоит из фотодиодных элементов, чувствительных к свету. Перед каждым фотодиодом стоит светофильтр, пропускающий лучи только определенного цвета (красный, зеленый или синий). Стоящие три рядом элемента формируют изображение в системе RGB.

          В зависимости от способа сканирования объекта существуют следующие виды сканеров:

          • ? планшетные — наиболее распространенный вид сканеров. Представляет собой планшет, внутри которого под прозрачным стеклом расположен механизм сканирования;
          • ? слайд-сканеры — служат для сканирования пленочных слайдов, выпускаются как самостоятельные устройства, так и в виде дополнительных модулей к обычным сканерам;
          • ? сканеры штрихкода — небольшие, компактные модели для сканирования штрихкодов товара в магазинах. Сканер штрихкода представляет собой устройство, главная функция которого — чтение изображения штрихкода, представленного в виде совокупности белых и черных полос и преобразование его в цифровой сигнал. Функцию преобразования выполняет специальный декодер, как правило, встроенный в сканер.

          Рис. 6.11. Устройство планшетного сканера

          Разрешение сканеров измеряется в точках на дюйм (dpi). Чем больше светочувствительных элементов у сканера, тем больше точек он может снять с каждой горизонтальной полосы изображения. Это и называется оптическим разрешением. Чем мельче шаг каретки, тем больше можно считать полос с изображения. Шаг каретки определяет аппаратное разрешение сканера. Например, разрешение 4800 х 9600 dpi означает, что количество светочувствительных элементов на дюйм — 4800, шагов на дюйм — 9600.

          Глубина цвета измеряется количеством оттенков, которые устройство способно распознать. Современные сканеры выпускают с глубиной цвета 24, 30, 36, 48 бит. Так как сканер работает в системе RGB, то при глубине цвета 24 бит на каждый канал (красный, зеленый, синий) приходится по одному байту.

          Сканер

          Рис. 6.12. Сканер

          Цифровые фото- и видеокамеры состоят из объектива и светочувствительной матрицы. В отличие от сканера светочувствительная матрица фото- и видеокамеры представляет собой не линейку, а плоскость, на которую через объектив фокусируется изображение. Матрицы сканера и фотокамеры имеют значительные различия. Каждый пиксель матрицы закрыт светофильтром одного из цветов RGB. Зеленых элементов в два раза больше, чем красных и синих. Это связано с особенностью человеческого зрения, которое наиболее чувствительно к зеленому цвету, и при фотографировании камера должна принимать изображение так, как его воспринимает человек.

          Устройство цифровой фотокамеры

          Рис. 6.13. Устройство цифровой фотокамеры

          Большое распространение получили цифровые камеры. Цифровые камеры позволяют получать видеоизображение и фотоснимки непосредственно в цифровом (компьютерном) формате. Для передачи «живого» видео по компьютерным сетям используются недорогие цифровые Web-камеры.

          Цифровая видеокамера и Web-камера

          Рис. 6.14. Цифровая видеокамера и Web-камера

          Для подключения графических планшетов, сканеров и цифровых камер к компьютеру обычно используется разъем USB. Для передачи высококачественного цифрового видеоизображения с цифровых видеокамер используется специальный разъем DV.

          Важнейшей характеристикой устройств ввода графической информации является разрешающая способность, которая измеряется в dpi (dot per inch — точек на дюйм).

          Для координатных устройств ввода разрешающая способность обычно составляет около 500 dpi. Это означает, что при перемещении мыши на 1 дюйм (1 дюйм = 2,54 см) указатель мыши на экране перемещается на 500 точек.

          Разрешающая способность сканеров и цифровых камер может достигать 2400 dpi и более. Это означает, что на 1 дюйме полученного изображения может уместиться 2400 точек различного цвета.

          Звуковая карта и микрофон. Для ввода звуковой информации используется микрофон, который подключается ко входу звуковой карты. Звуковая карта имеет также возможность синтезировать звук (в ее памяти хранятся звуки различных музыкальных инструментов, которые она может воспроизводить).

          Звуковая карта и микрофон

          Рис. 6.15. Звуковая карта и микрофон

          Джойстик. Джойстики (или игровые манипуляторы) предназначены для более удобного управления ходом компьютерных игр. Обычно они представляют собой рукоятку с кнопками на подставке.

          Многие звуковые платы имеют специальный игровой порт, к которому подключаются игровые манипуляторы (джойстики).

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector