История создания и признания киберспорта, направления
История создания киберспорта тесно связана с развитием компьютерных технологий. Соревнования по играм проходили еще в 1972 году. Однако воспринимать такие события всерьез индустрия спорта стала ближе к началу 21 века, с появлением Doom и Quake.
Киберспорт (от англ. слова cyber — «электронный») — одиночное или командное соревнование по компьютерным играм. Видеоигра должна соответствовать определенным требованиям. Главное из них заключается в поддержании честного соперничества между спортсменами.
В современном киберспорте проходят крупные турниры по дисциплинам:
- Dota II;
- League of Legends;
- Fortnite;
- Counter-Strike: GO;
- Overwatch.
С начала 2020 г. из-за отмены большинства матчей особую популярность приобрели FIFA, а также виртуальные версии хоккея и баскетбола. Менее масштабные соревнования проводятся в симуляторах NFS, World of Tanks и др.
Чемпионаты отличает наличие призового фонда, распределяемого между победителями. В странах, где киберспорт официально признан, игроков причисляют к обычным спортсменам.
Влияние киберспорта в мире
Впервые состязания по видеоиграм проводились еще в 90-х годах, когда лучшие игроки собирались в салонах, и демонстрировали свое мастерство в файтингах и небольших аркадах, где проводился подсчет очков пользователей. Первой официально зарегистрированной лигой стала «Cyberathlete Professional League». CPL была открыта в 1997 году, и она первая начала проводить открытые турниры по популярнейшему шутеру — Quake.
На сегодняшний день киберспорт признан официальным видом спорта не только в России, но и во многих других странах мира. Существует огромнейшее количество профессиональных организаций и лиг, которые пытаются приравнять свою дисциплину к уровню Олимпийских игр.
Призовые фонды в подобных виртуальных состязаниях могут составлять миллионы долларов, что делает это направление одним из самых серьезных и высокооплачиваемых в мире. Успешные киберспортсмены мгновенно обретают популярность, с ними заключаются крупные денежные контракты, и при этом они начинают зарабатывать на собственных стримах. Если вы любите видеоигры, и желаете стать успешным за счет их, то тогда мы предлагаем вам широкую подборку самых актуальных и известных проектов, по которым сегодня активно проводятся соревновательные турниры.
Основные направления игры
С развитием истории киберспорта выработался перечень определенных требований к видеоиграм. Они не должны содержать случайных факторов или давать преимущество отдельным игрокам. Исход соревнования определяют личные умения киберспортсменов. Из-за этого большая часть Чемпионатов посвящена играм жанра MOBA — многопользовательской арены с элементами стратегии.
Официально дисциплина включает 4 основных направления:
- FPS — шутер от первого лица;
- симуляторы спорта, авто и авиа;
- RTS — стратегия в реальном времени;
- файтинг.
У компьютерного мира есть свой аналог Олимпийских игр — международный Чемпионат World Cyber Games. Турниры проводились до 2013 г. по инициативе компании Samsung. После был период продолжительного затишья, но весной 2017 г. права на проведение мероприятия выкупил южнокорейский разработчик Smilegate. А организовать новый WCG удалось только в 2019 г. На сегодня наиболее значимыми соревнованиями считают мировые Чемпионаты по League of Legends и The International по Dota II.
Как попасть в киберспорт?
Если вы хотите стать профессиональным участником киберспортивной команды, то скажем сразу – ни в каких специальных игровых школах, курсах, секциях или кафедрах институтов этому не обучают. Попасть в команду можно только по приглашению от одного или нескольких его участников либо от менеджера. Чтобы получить такое приглашение, нужно прежде всего проявить себя на различных непрофессиональных онлайн-турнирах как способного игрока, занимать ведущие места на матчах. Кроме того, неплохо наладить связи в игровом сообществе. При этом никакого обучения киберспорту попросту не существует.
Есть и другой способ пробиться на профессиональный уровень и вступить в команду. Это участие в бесплатных соревнованиях. Некоторые турниры для начинающих киберспортсменов требуют внесения определенной платы за доступ к ним. Стоимость везде разная, но обычно она не очень высока. Записаться на подобные матчи можно на официальных сайтах их организаторов или в соответствующих группах в социальных сетях.
А вот стать одним из специалистов, организующих соревнования и сопровождающих их деятельность, гораздо проще. В числе таких специалистов:
- менеджеры;
- маркетологи;
- медиаспециалисты;
- комментаторы;
- журналисты;
- редакторы;
- программисты.
Для этого нужно поступить на соответствующий факультет высшего учебного заведения, а затем посетить в поисках вакансий компании, занимающиеся организацией турниров. Готовят подобных специалистов множество ВУЗов или колледжей в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России (МГУ, РНУ, РУДН, и другие). Там можно получить профильное образование. Необходимо учитывать, что получение каждой из перечисленных профессий требует сдачи разных предметов на ЕГЭ и разных проходных баллов. Также немаловажным фактором является цена обучения.
Отметим, что для работы на стартовых позициях достаточно степени бакалавра, а вот для карьерного продвижения потребуется магистратура. Также следует сказать, что наиболее востребованная профессия, сопровождающая киберспорт – это менеджмент.
Факультет киберспорта
Несмотря на то, что большинство учебных заведений не готовят специалистов в области киберспорта, два российских университета все-таки это делают. Это:
- Университет Синергия;
- РГУФК.
Правда, готовят не непосредственно игроков, а специалистов в сопутствующих областях, о которых мы говорили выше (менеджеров, маркетологов и других). Однако, в отличие от традиционной подготовки, здесь сделан акцент на особенности работы, связанной с подготовкой, организацией и проведением киберспортивных соревнований.
Работа в киберспорте
Как мы уже говорили, попасть на работу в киберспорт относительно просто при наличии профильного образования и соответствующих вакансий в одной из компаний, проводящих турниры.
Overwatch
Экшен-шутер Overwatch пошел в киберспорт сразу же после релиза. Первыми появились лиги в Азии (APEX, OPS и OPC). Призовой фонд подобных региональных турниров сразу же составил 300 тысяч долларов США. Дальше чемпионаты по Overwatch добрались до Америки и Европы. Тут это вылилось в турниры Major League Gaming, DreamHack, и Intel Extreme Masters. Правда тут призы уже поменьше и редко превышают 100 тысяч.
В 2016 году прошел первый чемпионат мира по Overwatch — Overwatch World Cup 2016. Судя по нему, нагибаторами в Overwatch стала Южная Корея. В 2017 году Blizzard запустила официальную лигу Overwatch League, куда вошли 14 команд. Общий призовой фонд лиги составил 3,5 млн долларов. В 2019 году эта сумма увеличилась до 5 млн. долларов, а количество команд, вошедших в лигу, стало 20. В 2020 году турниры отменили по понятным причинам, но перенесли их в формат онлайн.
Правда, чтобы принять участие в официальном чемпионате, киберспортивная команда должна купить себе постоянное место. В зависимости от региона его стоимость достигает 20 млн долларов. Это отпугнуло часть профессиональных команд и все же почти все места заняты. Среди известных команд свои составы в Overwatch League есть у Cloud9, Immortals, Team EnVyUs, Lunatic-Hai, NRG eSports и Misfits.
Киберспортсмены тренируются по 8–12 часов в день
Киберспортсмены тренируются больше обычных спортсменов. У профессиональных коллективов есть личные тренеры, которые разрабатывают тактику, анализируют игру спортсменов и дают советы. Сами тренеры не участвуют в матчах. Они могут следить за ходом встреч и корректировать действия игроков.
Профессиональные киберспортсмены тренируют скорость реакции. У топовых игроков она составляет 130–150 миллисекунд. Средний показатель обычного человека – 220–270 миллисекунд.
Долгие тренировки оправданы – ведущие киберспортсмены зарабатывают не меньше звезд классического спорта. Общий заработок всех игроков в 2019 году составил более 216 миллионов долларов. Самым высокооплачиваемым киберспортсменом стал игрок в Dota 2 Йохан «N0tail» Сундштайн, который заработал 6,8 миллиона долларов.
Киберспортсмены объединяются в команды, которые участвуют в турнирах. Игроки подписывают профессиональные контракты и могут переходить в другие клубы по истечении срока действия договоров.
APEX LEGENDS
Нашумевшая онлайн-игра в жанре «Королевская битва», которая обрела огромную популярность прямо с момента выхода, за счет полной free to play версии. Ключевой особенностью проекта стала уникальная игровая механика, и динамичный геймплей от первого лица.
В киберспортивном направлении проект только начинает развиваться, однако первый же турнир игры получился очень солидным – призовой фонд составил более 3 миллионов $. Развить свой успех дальше компании не удалось из-за ограничений по коронавирусу, но зато эту платформу можно смело назвать одной сегодня из самых актуальных, с огромным потенциалом в будущем.
CWL Championship 2019 — $2 000 000
Дисциплина: Call of Duty: Black Ops 4
Call of Duty безумно популярна как киберспортивная дисциплина в Северной Америке. У нее даже есть своя большая франшизная лига, о которой мы уже рассказывали.
Не обошлось, конечно, и без чемпионата мира. В августе 2019 года американская команда eUnited выиграла Call of Duty World League Championship 2019, победив в финале 100 Thieves со счетом 3:2.
За первое место она получила 800 тысяч долларов, а серебряному призеру досталась награда в 260 тысяч.