Опасен ли компьютер: как игры влияют на детей и сколько можно сидеть перед монитором
Все больше детей используют смартфоны, планшеты и ноутбуки для игр, чтения, просмотра мультфильмов и обучения. Родители сами определяют, как часто дети будут использовать технологии и что именно они будут делать. Кто-то опирается на исследования, кто-то на статьи в массмедиа, кто-то на жизненный опыт. Вместе с школой цифрового творчества «Кодабра» разбираемся, что говорят исследования о вреде и пользе компьютера и смартфона и как помочь ребенку использовать технологии без вреда для здоровья и поведения.
Читайте «Хайтек» в
Риски воздействия компьютера
Всё хорошо в меру. Так же как и взрослые, те дети, которые проводят слишком много времени, сидя перед компьютером, имеют большой риск возникновения ряда заболеваний, причиной которых является долгое пребывание в одной позе. Кроме того, зрение детей, проводящих слишком много времени за компьютером, также ухудшается.
Мы подобрались к еще одной потенциальной проблеме. Проблеме слишком большого количества времени, проведенного за экраном компьютеров, электронных книг и смартфонов. Все цифровые устройства с цифровыми дисплеями излучают значительное количество синего света. Он может увеличить риск развития жёлтых пятен на белке глаз в будущем.
И хотя солнце излучает значительно больше ультрафиолета, чем компьютеры и другие цифровые устройства, дополнительное воздействие синего света вредно для организма. Дети получают его от всех этих устройств, и в зависимости от того, насколько близко к глазам находятся дисплеи электронных устройств, негативное влияние на глаза увеличивается или же уменьшается. Ученые и медики обеспокоены этим воздействием на глаза детей и пытаются найти эффективные способы решения данной проблемы.
Многие врачи, которые специализируются на детском зрении, считают, что если дети пользуются компьютером слишком долго — они ставят под угрозу своё здоровье в будущем.
По этой причине рекомендуется проводить беседы с детьми и регулярно напоминать им о том, сколько времени им следует проводить за компьютером.
Предварительный просмотр:
Круглый стол «Ребенок и компьютер»
— Уважаемые родители! Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Во время нашей встречи мы постараемся вместе разобраться: компьютер – добро или зло?
— Давайте подумаем, чем является компьютер для ребенка? (ответы родителей)
— Вы абсолютно правы – игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой.
— В чем особенность компьютера? Сейчас я вам об этом расскажу.
- Компьютер является интерактивным средством.
- Компьютер – это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
- Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребенка.
- Компьютер – многовариативный дидактический материал.
— Как мы видим, компьютер и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста. А как считаете вы: можно ли и нужно ли дошкольнику общаться с компьютером?
— Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитии ребенка-дошкольника. А для этого устроим «компьютерный ринг». Объединитесь в две команды. Одна команда расскажет нам о «плюсах», другая — о «минусах» влияния компьютера ( Приложение 1 ) .
(Проводится диспут «Компьютерный ринг» )
— Сейчас я расскажу, что выяснили ученые о положительном влиянии компьютера на ребенка.
— Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.
— Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.
— Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.
— Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играют наши дети. А компьютерные игры бывают очень разные. Специалисты выделяют следующие их виды:
- Игры типа «убей их всех», в которых главный герой должен победить всех врагов, кем бы они не были.
- Игры-приключения, в которых герой как бы проходит по страницам повестей и романов. В основном они представляют собой ситуации в виде мультфильма.
- Игры стратегические, в которых требуется принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры.
- Развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.
- Обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений и т. д.
- Диагностические, применяемые специалистами для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д.
- Графические игры, связанные с рисование, конструированием.
— Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, своим опытом. В какие компьютерные игры играют дети дома?
(Выслушиваются мнения родителей)
— А как трудно правильно выбрать компьютерную игру для ребенка! Их так много! И каждый производитель говорит, что его игра лучшая! А ведь специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста. Вот они:
- В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры. Функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность и правильность действий.
- Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, чем традиционный шрифт компьютера.
- Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей.
- Темп движений преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.
- В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.
- Нежелательно применение системы оценок в баллах.
- Лучше, если программа имеет логическое завершение — построен дом, нарисован рисунок.
— Но важно не только правильно выбрать игру. Необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером. Сколько времени тратить ваш ребенок на компьютерные игры? Вы считаете, что данное количество времени является достаточным? А может, его слишком много? Или, наоборот, мало?
— А я хочу рассказать вам о тех правилах, которые ученые рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером.
(Зачитывается памятка для родителей. Приложение 2 )
— Что же, мы смогли убедиться, что при рациональном применении компьютер может стать полезным средством развития ребенка.
(Родителям раздаются памятки с правилами работы для детей дошкольного возраста на компьютере.)
А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент занятия с использованием компьютера.
Конспект учебного (открытого) занятия «Компьютер. За и против»
Цели: Формирование позитивного отношения к компьютеру и умения использовать его во благо себе.
1. ознакомить учащихся с вредными последствиями компьютерных игр, дать представление об Интернет — зависимости;
2. развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером;
2. формировать у школьников умение анализировать, сравнивать, обобщать;
3. развивать навыки участия в дискуссии;
4. воспитывать у ребят дружеское отношение друг к другу, умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
- Мультимедийное оборудование.
- Памятки для детей «Правила работы на компьютере»
- Памятка для родителей «Как уменьшить вредные факторы компьютера»
- Бейджики.
Участники: дети от 10 до 12 лет и их родители.
Время проведения: 1,5 часа с перерывом 10 минут.
Ход занятия
Приветствие: Каждый из участников перемещается по комнате и здоровается с другими участниками примерно следующим образом: «Привет, Сережа, привет заяц».
Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители и ребята! Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей. Но многие учёные «трубят» о его вреде, наносимом здоровью. Сегодня на занятии мы должны решить для себя: компьютер – это наш друг или враг?
На сегодняшний день одним из популярных занятий подростка в свободное время стали компьютерные игры и «зависание» в Интернете. Нужно признать, что компьютер — наше настоящее и будущее. Безусловные плюсы современной компьютеризации — это развитие у детей важнейших операций мышления: обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания. Компьютерные игры развивают и детский интеллект, и зрительно-моторную координацию. Интернет предлагает образовательный и полезный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Какой возникает вопрос: Какая от компьютера польза? Какой вред здоровью он может принести?
Действительно, компьютер – вещь очень полезная.
Работа в группах.
Попробуйте вместе записать на листочках, какую пользу приносит вам компьютер.
-Вы правы. Компьютер:
● дает нам много информации для составления разнообразных документов;
● помогает вам узнать о новейших технологиях в науке, культуре, образовании;
● развивает память, мышление, творческие способности, моторную координацию и мелкую мускулатуру руки;
● открывает перед вами огромный, интересный мир.
Может быть и такое, что кто-то увлечется техникой, овладеет компьютером в совершенстве, сможет починить компьютер и в дальнейшем станет специалистом в ремонте компьютеров!
А может быть, кто-то так увлечётся компьютерными программами, что захочет освоить программирование, напишет сам программу и станет высокооплачиваемым программистом!
Компьютер – вещь очень полезная и интересная.
Но это одна сторона, которую мы знаем. Но есть еще и другая. Послушайте рассказ и догадайтесь, о чем пойдет речь дальше.
«В плену у компьютера»
— Володенька, погуляй во дворе. Денек-то, какой славный, солнечный, — предложила мама.
– Завтра пойдем на рыбалку, я же тебе давно обещал, — раздался голос папы.
Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие!
— Что ты, внук, прилип к компьютеру? На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, — послышался голос бабушки.
— Ба, отстань,- попросил мальчик, — у меня же Земля погибает. Инопланетяне ворвались в город.
— Я сейчас выключу электричество и всех твоих врагов сразу уберу, — рассердилась бабушка.
«Что делать? Если бабушка выключит электричество, я не успею закончить игру. Помоги, ты же самый умный», — умолял Володя компьютер. Мальчику показалось, что компьютер понимает его. Картина улицы приблизилась. Из-за угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустил в него ядовитую струю. Володя словно провалился сквозь стену.
Дальнейшие события Володя помнил с трудом. Он бегал, стрелял, кого-то спасал. Очнулся мальчик возле старинной крепости. Володя страшно устал и лег на траву возле каменной стены.
«Странно, здесь нет запахов», — подумал Володя. Мальчик вспомнил, как сладко пахнут цветы.
— Нельзя лежать. В правилах игры этого нет! – раздался металлический голос компьютера.
— Но я хочу полежать на травке, — возразил Володя. – Хотя, на твоей траве лежать не интересно. Она искусственная. Нет жуков, муравьев, разных цветочков. Даже разглядывать нечего.
— Разглядывать траву не нужно, — возразил металлический голос, — создай свою армию, дерись!
— Я больше не хочу драться. Если бы ты знал, как хорошо на речке летом, в воде плескаться…
— Не понимаю, — перебил мальчика компьютер, — от воды все портится!
— Здорово смотреть на костер. Пламя играет, сверкает, — вспомнил мальчик.
— Не понимаю, где пламя? – заволновался металлический голос.
— Я просто мечтаю, — объяснил Володя. – Мечтаю поехать на рыбалку.
— Ты должен драться…, -голос компьютера задрожал и попросил:
— Расскажи мен про рыбалку.
— Я уже сто лет не был на рыбалке! Все с тобой играл.- Ответил Володя.
— Этого не может быть. Тебя не было сто лет назад, а мне всего два года, — возразил компьютер, но мальчик только рукой махнул в ответ.
Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой: гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов.
Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом халате.
— Спасибо, доктор, что привели его в чувство, — встревожено сказала мама.
— Не волнуйтесь, обморок прошел, — ответила доктор. – Пусть посидит дома.
Володя испуганно подскочил:
— Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем.
— Но ты слишком слабый, — попыталась возразить доктор.
— Слово мужчины нарушать нельзя, — подмигнул папа сыну.
Компьютерная зависимость: вопросы для беседы.
- Почему мальчик не мог оторваться от компьютера?
- Почему мальчику стало скучно жить в компьютерном мире?
- Расскажите о том, что человек не может сделать без компьютера.
- Расскажите о том, что компьютер не может дать человеку.
- Легко ли вам прервать интересную игру на компьютере, если надо делать другие дела?
- Что надо делать, чтобы, играя не уйти «вовнутрь компьютера» и не забыть о реальной жизни?
Участники делятся на две команды. Капитанам команд выдаются карточки со словами: «за» или «против».
Участники команд становятся друг против друга, перекидывают большой надувной мяч, изображая «качели» и называют слова «за» и «против». Два подготовленных ученика вписывают в таблицу на доске.
Материал при подготовке к урокам
Сочинение музыки, стихов
Почта, общение по Интернету
Избегание живого общения
Библиотека на дому
Не знаком с настоящей библиотекой
Множество агрессивных игр
Покупки, информация по Интернету
Ошибки в вычислениях
Педагог: Какие выводы можно сделать по этой таблице?
Выслушивается мнение детей.
Педагог: Верно, нашу жизнь невозможно представить без компьютера. Но, давайте рассмотрим одну очень важную составляющую нашей таблицы – избегание живого общения. Главная опасность соцсетей для подростков заключается в том, что виртуальное общение становится преобладающим в их жизни. Ведь в социальной сети всё просто – напечатал сообщение, отправил его, получил ответ. Постепенно человек отвыкает от живого общения. Незаметно для самого себя, он теряет навык реального контакта и становится зависимым от сети.
Упражнение «Спина к спине».
В парах вы должны сесть спиной друг к другу и договориться о встрече сегодняшним вечером, а теперь развернитесь и то же самое скажите друг другу глядя в глаза.
- Что вы испытали, когда сидели спиной друг другу?
- А когда вы сидели лицом друг к другу, удобно ли вам было договариваться?
- Как вам было легче общаться, видя друг друга или нет?
- А как еще можно договориться о встрече?
- А как можно обсудить и поделиться информацией, если реальная встреча невозможна?
Игра происходит по кругу. Ведущий бросает мяч любому участнику и называет существительное. Получивший мяч должен подобрать глагол, который не сочетается или почти не употребляется с данным существительным, а затем называет новое существительное и бросает мяч другому игроку. Тот, кому бросили мяч, продолжает отвечать аналогичным образом.
Цель: Развитие коммуникативных способностей.
Ход игры: В круг ставятся стулья соответственно количеству пар играющих. Один участник игры сидит на стуле, а другой стоит у него за спиной, опустив руки вниз. Так образуется два круга, внутренний и внешний. Сидящие в кругу, делают друг другу определенные мимические знаки, например, подмигивают, что означает: «Давай меняться местами!». Задача каждого стоящего во внешнем кругу вовремя понять намерения партнера и положить ему руки на плечи. Удерживать партнера с силой нельзя. Затем игроки меняются местами. Эта игра вносит определенный азарт. Тренеру необходимо следить, чтобы правила игры соблюдались игроками, и не менялись во время игры.
Педагог: Следующий, не менее важный фактор из нашей таблицы – ухудшение зрения.
Знакомство с упражнениями для зрения.
Включается музыкальный диск из серии «Гармония мира», под звучание которой ребята выполняют упражнения для глаз.
а) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
б) Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
в) Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вверх, вверх и вниз. (4–5 раз)
г) Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счёт 1–4, потом перенести взор вдаль на счёт 1–6. (4–5 раз)
д) В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счёт 1–6. (1–2 раза)
е) Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону.
ж) Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. (3 раза)
з) Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. (3 раза)
и) Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Детям раздают Памятку «Гимнастика для глаз».
Педагог: Если вы долго находитесь за компьютером, есть возможность развития искривления позвоночника. Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название синдрома запястного канала.
Знакомство с упражнениями для осанки.
Упражнения за компьютером
а) Правую руку поднять и сцепить замком за спиной, прогнуться назад. Поменять руки.
б) Руки сцепить замком перед собой и потянуться вперёд. Затем развести руки в стороны, расслабиться.
в) Руки поднять вверх, согнуть в локтях и пальцами помассировать между лопатками.
г) Выполнить наклоны вправо и влево, положив руки на пояс.
д) Опереться спиной о спинку стула, руки сцепить снизу (за спинкой стула) и потянуть плечи назад.
е) Наклоны головы вперёд – назад, вправо – влево.
ж) Медленное вращение головой в правую и левую стороны.
Педагог: Так же полезно проводить небольшие упражнения на релаксацию. Давайте попробуем.
Релаксационное упражнение «Животные в джунглях»
Ведущий: Устраивайтесь удобнее, закрывайте глаза. Сделайте три медленных глубоких вдоха.
Текст релаксации: Представьте, что вы попали в джунгли. Посмотрите, какие растения вас окружают. Увидьте недалеко от себя дикое животное, рассмотрите его. Почувствуйте себя этим животным. Ощутите свой хвост, почувствуйте лапы, выпустите несколько раз и спрячьте когти, если они у вас есть. Выгните спину, потянитесь. Носом втяните приятный воздух. Посмотрите вверх на небо. Почувствуйте свободу. Что хотелось бы вам сделать, что вы чувствуете? Исполните свое желание.
Почувствуйте, что вы снова человек. Животное видите издалека. Поблагодарите его, джунгли, мир, который вы представляли. Возвращайтесь в класс. Почувствуйте, что вы сидите на стуле. Когда я скажу три, ваши глаза откроются. Раз, два, три.
После упражнения задается вопрос: «Какими главными качествами наделены Ваши животные?» (каждый рассказывает о своем животном)
Чтобы компьютер приносил только пользу, необходимо правильно обустроить свое рабочее место.
- Стол с компьютером следует поставить сбоку от окна так, чтобы свет падал слева, подальше от источников тепла. Стол, за которым вы сидите, должен подходить вам по росту. Ваши ноги не должны «болтаться», лучше подставить под ноги подставку.
- Стул или кресло должно быть с подлокотниками, так же желательно наличие специальной выпуклости для запястья, например, коврик для мыши.
- Монитор должен располагаться на расстоянии 45 см., это расстояние вытянутой руки.
- Монитор поставить в угол, чтобы электромагнитное излучение от компьютера поглощалось стенами и не оставляйте компьютер надолго включенным.
- Хорошее освещение.
- Ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум.
- Каждые полчаса делать 10-15 минутный перерыв для глаз, делая простые упражнения.
- Как можно чаще прерывать нахождение в одной позе, вставать из-за стола, двигаться, делать зарядку и упражнения для позвоночника и кистей рук.
- Длительность занятий за компьютером для учащихся 2 класса: 15 минут
Итог занятия. Рефлексия
Педагог: Мы приняли решение, что компьютер может быть врагом, а может быть и другом.
Компьютер приносит вред тогда, когда не соблюдаешь правила работы, неправильно подбираешь игры и не следишь за своим здоровьем (не следишь за осанкой, не контролируешь время игры). Ведь компьютеризация современного мира — это наше будущее. Иными словами, нужна «золотая середина».
Компьютер облегчает нашу жизнь, и, не только помогая детям в учёбе. Он оказывает неоценимую помощь в медицине, литературе, искусстве. Без него современную жизнь трудно представить. Поэтому необходимо научиться жить с ним дружно. Сегодня мы познакомились с простейшими упражнениями, помогающими сохранить и укрепить здоровье при работе на персональном компьютере.
Список используемой литературы:
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Школьник и компьютер. 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007.
2. Леонтьев В.П. Компьютерная энциклопедия школьника. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006
3. Маркина И.В. Основы издательских технологий, Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2005
4. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1, с 86-102.