Контроллер что это такое в компьютере

Зачем нужен контроллер

Так уж получается, что поколения компьютерной техники сменяются очень быстро, и то, что считалось современным 2 года назад, сейчас уже отсталое и снятое с производства. Но что делать потребителю, который не рассчитывает на замену всего комплекса компьютерных устройств каждые 3 года, а хочет всего лишь новый системный блок, оставляя старый принтер, сканер или TV Tuner, и оказывается, что их порты отсутствуют на новом системном блоке или ноуте, потому что считаются устаревшими? А если наоборот: человек на старый системный блок хочет подцепить современную цифровую камеру или несколько USB устройств, а гнёзд не хватает.
Во всех этих случаях помогают самые разнообразные контроллеры. Они бывают как внешние для ноутов, так и в виде плат, вставляемых в PCI порт стандартного ПК. Контроллер — это переходник и разветвитель, если говорить о нём упрощённо. С помощью 1 платы контроллера на старый ПК можно добавить 4-6 USB портов, одни из которых будут находиться на задней планке ПК, а другие будут внутри блока на самой плате контроллера.
Не всегда купленный контроллер будет совместим с Вашим ПК и вполне возможно, что придется его подбирать, меняя на контроллер другого производителя, иначе ПК будет зависать и вытворять другие неприятные вещи.

На большинстве ПК также отсутствует порт 1398, на самом деле тоже являющийся частью USB и используемый многими производителями видеокамер для их подключения к ПК. Такой порт часто используется в контроллерах разветвителях USB совместно с стандартными портами USB.
Также на практически всех современных ПК отсутствует порт LPT, используемый большинством моделей устаревших, но до сих пор работающих, принтеров. Для использования этих портов тоже существуют вставляемые в порт PCI контроллеры, а также внешние контроллеры — переходники с LPT на USB (правда, не всегда срабатывающие).
Так же не забудьте о других переходниках с интерфейсом USB. Это переходники PCI- LPT для настольного ПК или PCMCIA LPT для ноутбука.

Контроллеры

Контроллер — это электронное устройство, предназначенное для подключения к магистрали компьютера разных по принципу действия, интерфейсу и конструктивному исполнению периферийных устройств (см. также “Функциональное устройство” и “Шины и интерфейсы”).

К термину “контроллер” очень близок по смыслу другой термин — “адаптер”. Назначение обоих одинаково, но контроллер несколько сложнее: “подразумевается его некоторая активность — способность к самостоятельным действиям после получения команд от обслуживающей его программы. Сложный контроллер может иметь в своем составе и собственный процессор” 11 . На уровне рядового пользователя данные понятия практически неразличимы и могут считаться синонимами.

И еще одним похожим устройством является сопроцессор. Сопроцессоры “помогают” основному (центральному) процессору, который исполняет программу, реализовывать сложные специфические функции. Примером может служить графический сопроцессор, выполняющий геометрические построения и обработку графических изображений, — его вполне можно считать графическим контроллером. Несколько особняком стоит математический сопроцессор, который выполняет свои функции “в одиночку”, не управляя никакими внешними устройствами.

Все перечисленные выше устройства служат для уменьшения нагрузки на центральный процессор и повышают общую производительность системы. Значение контроллеров состоит в том, что они освобождают процессор от наиболее медленных функций ввода/вывода информации. Идеи применения специализированных интеллектуальных схем для разгрузки центрального процессора были заложены еще в третьем поколении ЭВМ в больших машинах коллективного пользования IBM-360 (в СССР данное семейство машин известно в качестве “аналога” под именем ЕС ЭВМ). В четвертом поколении возникла технологическая возможность собирать схемы управления в едином кристалле, и появились микроконтроллеры.

В качестве примера на фотографии приведен вид микроконтроллера, располагающегося внутри клавиатуры. Подчеркнем, что еще один контроллер для обслуживания клавиатуры есть в самом компьютере. Кроме того, все устройства ввода/вывода и внешняя память также имеют свои контроллеры.

В состав контроллера, как правило, входят: собственный микропроцессор, ОЗУ, ПЗУ, регистры внешних устройств (через них контроллер взаимодействует с центральным процессором), буферные (согласующие) схемы. В определенном смысле сложный контроллер является упрощенной специализированной ЭВМ.

Чтобы читатели получили некоторое представление о функциях и возможностях современных контроллеров, приведем описание контроллера накопителя на гибких магнитных дисках, которое дается в фундаментальном труде Э.Таненбаума по операционным системам 12 . “Основными командами являются команды read и write (чтение и запись). Каждая из них требует 13 параметров, упакованных в 9 байт. Эти параметры определяют такие элементы, как адрес блока на диске, который нужно прочитать, количество секторов на дорожке, физический режим записи, расстановку промежутков между секторами. Они же сообщают, что делать с меткой адреса данных, которые были удалены. Если вы не можете сразу это осмыслить, не волнуйтесь — полностью это понятно лишь посвященным. Когда выполнение операции завершается, чип контроллера возвращает упакованные в 7 байт 23 параметра, отражающие наличие и типы ошибок”.

Еще боRльшим интеллектом обладает контроллер современного винчестера. Например, он “помнит” все имеющиеся на магнитной поверхности некачественно изготовленные сектора (а их при современной плотности записи избежать не удается!) и способен подменять их резервными, создавая видимость диска, который полностью свободен от дефектов. Или еще один пример. Современные жесткие диски используют технологию S.M.A.R.T. (Self Monitoring Analysis and Report Technology — дословно “технология самоконтроля, анализа и отчета”; кроме того, английское слово “smart” имеет значение “разумный”, “интеллектуальный”). Винчестер, оснащенный такой возможностью, со времени самого первого включения ведет статистику своих параметров, сохраняя ее результаты в некоторой скрытой области диска. Накопленные данные могут помочь специалистам при анализе состояния жесткого диска и условий его эксплуатации.

Методические рекомендации

Курс информатики основной школы

Строго говоря, в Стандарте и Примерной программе не упоминается термин “контроллер”. Тем не менее минимальное представление о контроллерах и их функциях, по нашему мнению, школьникам желательно дать.

Курс информатики в старших классах

Стандарты (базовый и профильный) старших классов содержат вопросы, связанные с архитектурой и организацией современных компьютеров. По-видимому, осветить эти вопросы, не упоминая терминов “адаптер”, “контроллер” и “сопроцессор”, просто невозможно. Изложенный в статье материал можно рассматривать в качестве минимума информации, который следует изложить старшекласснику в рамках рассказа об устройстве современного компьютера.

11 Гук М. Аппаратные средства IBM PC. Энциклопедия. СПб.: Питер, 2003, 923.

12 Э.Таненбаум. Современные операционные системы. СПб.: Питер, 2004, 1040 с.

Контроллер (компьютеры и интернет)

Контроллер (controller) — специализированный процессор, предназначенный для управления внешними устройствами: накопителями, мониторами, принтерами и т. п.

Наличие контроллера освобождает центральный процессор от выполнения этих функций. Контроллер, выполненный в виде интегральной микросхемы (чипа), называется микроконтроллером (англ. microcontroller).

Драйвера

Существуют так называемые базовые драйвера, которые можно классифицировать как более или менее универсальные. В сети можно найти множество платных и бесплатных файлов. Нужно помнить о вирусном риске, поэтому не забудьте проверить активность антивируса перед началом загрузки.

Как же выбрать файл, который подойдет именно вашей операционной системе, и не вызовет впоследствии проблем со скоростью и общим качеством работы? Ниже приведены названия файлов и версии операционных систем, которым они подходят:

  • exe—Windows x 86 (32 разряда).
  • exe—Windows x 64 (64 разряда).

Для того чтобы скачивание и последующая работа с контентом прошла успешно, проверьте безопасность содержимого. После скачивания файла, который предоставляется в виде архива, его необходимо распаковать и запустить. Все заархивированные документы перенесутся во временную директорию, так как обычно они имеют очень большие размеры, что может замедлить работу ПК. После запуска мастера установок, можно удалять все временные документы.

Универсальные драйвера станут спасение для тех, кто, мягко говоря, относит себя к категории «чайников». Они не привередливы в установке, и достаточно легкодоступны для скачивания. Следует помнить о том, что название «Универсальный драйвер» условное, так как невозможно разработать продукт, который сможет удовлетворить потребности как старенького компьютера, занимающего целый стол, так и новомодного ноутбука, который легко можно спутать с напольными весами.

Устройство и принцип работы контроллеров

Контроллеры представляют собой микропроцессорные устройства, выполняющие определенные действия по заложенной в них программе. По сути, контроллеры мало чем отличаются от микро-ЭВМ (компьютеров) и имеют одинаковые с ними основные узлы. Контроллеры, как и большинство существующих на сегодняшний день ЭВМ, построены по архитектуре фон Неймана: они содержат процессор (блок управления + арифметико-логическое устройство), память и устройства ввода-вывода. На рис. 1.1 приведена общая структурная схема контроллера. Однако надо отметить, что конкретные модели контроллеров могут не вполне соответствовать приведенной схеме.

Рис. 1.1. Общая структурная схема программируемых

Рассмотрим основные элементы контроллеров, приведенные на рис. 1.1.

Процессор. Основная часть любой ЭВМ, его функция – выполнять команды, записанные в памяти. Тип процессора не является основной характеристикой контроллеров (в отличие от персональных компьютеров), поскольку обычно от контроллеров не требуется очень высокого быстродействия; часто тип процессора даже не указывается в документации к контроллеру. Однако в последнее время развиваются так называемые SCADA-системы (системы контроля управления и диспетчеризации), которые предъявляют новые требования к контроллерам, в частности, поддержку современных сетевых технологий (Ethernet) и многозадачность. Поэтому в современных контроллерах могут применятся достаточно совершенные процессоры, например, Intel Pentium III и др. В то же время, в более простых контроллерах, работающих без связи с другими контроллерами и компьютерами, могут использоваться и более простые процессоры, например, Z80.

Память (ОЗУ и ПЗУ). Функция памяти – хранить программу и данные. Обычно контроллеры не имеют большого объема памяти, поскольку они работают под управлением упрощенных узкоспециализированных операционных систем с довольно скромными запросами. Программа контроллера также не занимает большого объема. Следовательно, контроллеры не имеют жестких дисков (в них нет никакой необходимости). Чтобы контроллер не «забывал» программу при выключении питания, память может быть энергонезависимой (EPROM, Erasable Programmable Read Only Memory), это альтернатива жестким дискам, более простая и дешевая, но с малой емкостью. Объем памяти не является важной характеристикой контроллера. Он может быть, например, несколько килобайт (у персональных компьютеров объем памяти составляет порядка сотен мегабайт, т.е. в сотни тысяч раз больше).

Клавиатурно-дисплейный модуль (КДМ). Предназначен для управления контроллером, ввода команд, программирования, мониторинга. Не особенно удобен для выполнения перечисленных функций, так как обычно контроллеры могут подключаться к компьютерам, выполняющим те же функции. Как правило, КДМ применяется для настройки контроллера «на месте», т.е. довольно нечасто. По этой причине КДМ обычно небольшой и простой.

Порты ввода-вывода. Они служат для преобразования двоичной информации в какие-либо физические сигналы (как правило, в дискретные электрические) и обратно. Порты являются неотъемлемой частью любого микропроцессорного устройства, а контроллере они выполняют функцию ввода данных и выдачи управляющих воздействий. Внешние устройства, как правило, не подключаются к шине контроллера напрямую, поскольку их уровни сигналов обычно не совпадают с уровнями сигналов шины контроллера (лог.0 – 0,2 В, лог.1 – 5 В). Кроме того, подключение устройств к шине без гальванической развязки небезопасно, так как любые виды помех (из-за наводок, пробоев изоляции, коротких замыканий и т.д.) поступали бы напрямую в контроллер, что приводило бы к его неустойчивой работе и даже к выходу из строя. Поэтому порты ввода-вывода обеспечивают, во-первых, необходимое преобразование уровней сигналов, и во-вторых, гальваническую развязку.

Дискретные входные сигналы, как правило, несут информацию о замыкании или размыкании какого-либо контакта (рис. 1.2).

Рис. 1.2. контроллер с двумя дискретными входами

и с двумя релейными выходами

Дискретные выходные сигналы представляют собой управляемые контроллером «ключи», способные замыкать или размыкать цепь (рис. 1.2). Дискретные выходы могут быть релейными или транзисторными. Транзисторные выходы обладают высоким быстродействием и бесшумностью. Релейные выходы достаточно медленные и срабатывают с характерными для реле громкими «щелчками», однако они могут коммутировать цепи с большим напряжением, например, 220 В.

Аналоговые входные сигналы несут изменяющуюся информацию в форме тока или напряжения. Аналоговый сигнал может принимать произвольное значение из определенного диапазона, например, от 0 до 12 В. Такой сигнал не может непосредственно восприниматься контроллером, поскольку контроллер оперирует дискретной (двоичной), а не аналоговой информацией. Для преобразования аналогового сигнала в цифровой контроллеры оснащаются аналого-цифровыми преобразователями (АЦП). На каждый аналоговый вход контроллер содержит отдельный АЦП.

Аналоговые выходные сигналы формируются в цифро-аналоговых преобразователях (ЦАП), которые преобразуют двоичный цифровой код в аналоговый сигнал. Следует отметить, что АЦП и ЦАП могут и не находится непосредственно внутри контроллеров, а подключаться как дополнительные модули. АЦП и ЦАП рассматриваются в главе 3.

Шина контроллера связывает все его компоненты. Контроллеры содержат три основные шины. Шина данных используется для передачи данных между процессором и другими элементами. Адресная шина используется для передачи адреса в памяти (или порта ввода-вывода), по которому данные можно прочитать или сохранить. Шина управления используется для передачи сигналов управления из процессора другим элементам. Физически шины представляют собой группу проводящих дорожек на плате или проводов, по которым посылаются цифровые сигналы. Передача данных по шинам называется параллельной передачей. При последовательной передаче данных каждый бит по очереди передается по одному-единственному проводу. А при параллельной передаче данных, например при передаче двоичного числа 01101001 по шине передаются все восемь разрядов одновременно, и каждый разряд по своему отдельному проводу (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Параллельная (а) и последовательная (б) передачи данных

Интерфейс предназначен для связи контроллера с компьютером или другими элементами автоматизированной системы. Под интерфейсом понимают унифицированное аппаратно-программное устройство для передачи информации. То есть два разных устройства, обладающих одним интерфейсом, можно подключить друг к другу для обмена информацией. Унификация интерфейсов обеспечивает совместимость подключаемых устройств. Контроллеры могут обладать различными интерфейсами. Обычно контроллеры подключаются через интерфейс к ПЭВМ (рис. 1.1) для программирования и/или мониторинга работы, но могут подключаться также и к другим устройствам и даже к компьютерным сетям. Очевидно, что ПЭВМ, к которой производится подключение, должна обладать соответствующим интерфейсом. Основные типы интерфейсов рассмотрены в главе 4.

Установка PCI-устройства

Выбирая дополнительное устройство для своего ПК, узнайте, какая версия PCI-разъемов установлена на вашей материнской плате. Помните, разные версии данных разъемов отличаются своей формой, поэтому устройство для одной версии разъема будет физически несовместимо с разъемом другой версии, который имеется на материнской плате.

Узнать, совместимо ли устройство с вашей материнской платой довольно просто:

  1. Загрузите программу Everest , установите и запустите её.
  2. В левой колонке выберите «Устройства» и там же выберите пункт «PCI устройства». Центральное окно программы будет разделено надвое, в верхнем будут перечислены все устройства, которые подключены к PCI-шинам. Нажав на устройство, в нижнем окне можно будет увидеть информацию об устройстве и о самой шине, к которой оно подключено. Там же можно узнать и версию PCI-шины.
  3. Можно поступить проще и найти в сети Интернет описание вашей материнской платы, после чего просто сравнить его с характеристиками устройства, которые вы хотите установить. Узнать модель материнской платы можно с помощью программы Everest, открыв раздел «системная плата».

Если выбранная плата совместима с вашей материнской платой, можно переходить к непосредственной установке устройства.

  1. Снимите боковую крышку корпуса ПК.
  2. Выберите PCI-слот, в который будет установлено устройство, или удалите из нужного слота устройство, которое вы хотите заменить новым.
  3. Просто аккуратно вставьте плату так, чтобы она полностью заходила в разъем. Тут вы не ошибетесь, так как неправильно установить плату в разъем физически невозможно.
  4. Подключите дополнительные разъемы (если это требуется) и поставьте на место крышку корпуса.
  5. Запустите ПК. Когда ОС загрузится, вы увидите системное сообщение о том, что было подключено новое устройство. Установите необходимые для его работы драйверы с установочного диска, который идет в комплекте с устройством, загрузив драйвер из сети или воспользовавшись автоматической установкой драйвера.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector