Город, который был? Трудный выбор между Властью и Свободой
Здесь обнаруживается ещё один, кроме библейского, мифологический пласт, присутствующий в фильме – гностический. “Хозяин” оказывается, ни много ни мало, демиургом-творцом, создавшим этот мир и людей. Но высшее божество, наделившее “демиурга” даром творчества, осталось недовольно его работой и находится в ужасе от того насилия, которое творится в этом мире. «Шарик-то всё вертится, а кровушка всё льётся и льётся!» – растерянно исповедуется своим гостям демиург-неудачник. Выясняется, что он избрал эту парочку в качестве новых Адама и Евы, чтобы исправить свои ошибки и создать новое человечество.
В этой притче несколько символических слоёв. Первый прочитывается довольно легко: это вечно греющая душу русской либеральной интеллигенции сказка о “стране чудес”, Европе, где всеобщее изобилие и полная свобода. Для достижения этой прекрасной утопии нужно лишь «слиться с природой», избавиться от “деспотического государства”, и человеческая природа, избавленная от государственного угнетения, сама собой породит “царство свободы”. Но очень скоро оказывается, что этот простой способ не оправдывает ожиданий – “царство свободы” не наступает. Российский и советский “человеческий материал” всё время оказывается несоответствующим высоким запросам тех, кто привык считать себя “демиургами”, «инженерами человеческих душ».
«Просто сказать, что попали из огня в полымя, от царско-церковного кулака к социалистическому, минуя свободу личности»
(Михаил Пришвин. Дневники)
Там украшают флаг, обнявшись, серп и молот.
Но в стенку гвоздь не вбит и огород не полот.
Там, грубо говоря, великий план запорот
(Иосиф Бродский. Пятая годовщина)
Значит, этот человеческий материал надо отправить “на переплавку”: силой загнать из “царства насилия” – самодержавной или советской “деспотии” – в “царство свободы” гражданского общества.
«А что же будет с остальными, с теми, кто остался “там”?» – со страхом вопрошает “новый Адам”. Демиург отводит глаза. Реальные “прорабы перестройки”, как многие помнят, не были так стеснительны и без излишней щепетильности определяли судьбы таких “лишних людей”: «они не вписались в рынок».
Неудачное создание творца, “старый человек” с “рабским сознанием”, привыкший повелевать и повиноваться, подчинять других насилием и самому склоняться перед силой. Чтобы переделать его в новую свободную личность, нужна небольшая операция на мозге. Но желает ли он сам ложиться под нож?
Недаром реформы 90-х годов сами реформаторы так любили именовать “шоковой терапией”. «Хирург не спрашивает мнения больного, лежащего на операционном столе», – любили говорить “прорабы перестройки”. Рынок и гражданское общество они ввели в России ни у кого не спрашивая. Советское общество они назначили на роль больного, не интересуясь мнением самого “пациента”. Устаревший, списанный в утиль “совок” был пойман и безжалостно препарирован либеральными хирургами-“демиургами”, как подопытная лягушка. Во имя фантома безнасильственного и бескровного “гражданского общества” были пролиты реки крови в бандитских войнах и во время передела собственности в “лихие 90-е”, в межнациональных конфликтах, начиная от Карабаха и вплоть до теперешнего Донбасса продолжающих сотрясать всё постсоветское пространство.
Но желанное “гражданское общество” так и не стало ближе. «Она льётся, кровь-то», – растерянно бормочет демиург-неудачник. Идёт борьба с исламистским подпольем в России, продолжается гражданская война на Украине. Прекрасная утопия обернулась кровавой антиутопией – это второй символический слой притчи, рассказанной Исааком Фридбергом.
А её третий слой видимо в том, что кинореальность Фридберга всё-таки отражает не будущее постсоветского пространства, а настоящее современного Запада: не только его сверкающую витрину, но и мрачную изнанку.
Да, “золотой миллиард” живёт почти в земном раю. Но легкодоступность и обилие материальных благ в этом “Эдеме” обеспечивается многими столетиями ограбления колоний. Индивидуальные свободы и возможности личного роста европейцы имеют через лишение самых элементарных человеческих прав населения Третьего мира.

Тяжкой десницы власти жители “земного рая” практически не ощущают, с ними она ведёт себя деликатно и ненавязчиво, но за границами “Эдема”-Запада та же самая власть не ограничивает себя никакими правовыми и моральными рамками. В фильме это символизируется окровавленным эшафотом, воздвигнутым на самом краю “острова блаженных”, чётко маркирующим границу, за которой начинается территория самого грубого и ничем не ограниченного насилия.
Обитатели счастливого островка об этой теневой стороне своего райского существования не догадываются, их горизонт восприятия ограничен своим обывательским мирком. Они лишь ощущают какую-то смутную тревогу. Но власть предержащим видна картина во всей её полноте: “хозяин” в позе статуи Свободы с самой высокой сосны видит не только остров, но и то, что находится далеко за его пределами. У западных обывателей могут быть иллюзии по поводу своей как бы самодостаточности и независимости от государства, но “сверху” очевидно, что полностью самоуправляющееся общество невозможно.
Это хорошо показано в романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Воспитанники элитных колледжей, отпрыски самых благородных семейств Британии, оказавшись на необитаемом острове, пытаются самоорганизоваться “по-взрослому”, по всем канонам парламентской демократии: «Мы же не дикари какие-нибудь, а представители лучшей в мире нации – британской». И, тем не менее, эта детская игра в “демократию” очень быстро оборачивается фашистской диктатурой в миниатюре.
С определённого времени государство на Западе решило перейти к другим властным технологиям. Прямая силовая диктатура чревата сильными рисками для самого диктатора. Гораздо безопаснее управлять так, чтобы это было незаметно для самого объекта управления.
Понимая это, западные элиты выступили застрельщиками буржуазных революций, сменивших силовую диктатуру абсолютистских монархий на “мягкую” власть парламентов, а в качестве инструментов управления силовые методы уступили пальму первенства контролю над информационными потоками.
В фильме Фридберга “демиург” преподаёт своим подопечным небольшой урок, как работают такие технологии. Он рассказывает им совершенно неправдоподобную, но в живописных красках поданную байку о якобы подлинной жизни Емельки Пугачёва. А на замечание, что в книгах написано совсем по-другому, он, раздражаясь, кричит: «Ваши книги ворами да казнокрадами писаны».
В реальности перестроечного информационного хаоса переделка массового сознания через навязывание искажённого образа прошлого была поставлена на поток: каждой этнической группе адресовалась “подправленная” картина их истории, сводившаяся в основном к схеме: «величие в минувшем – угнетение имперской властью в настоящем».
Вспоминается и другая кинокартина тех времён, гораздо объёмнее иллюстрирующая диапазон возможностей информационного “управляемого хаоса” – фантасмагорический «Город Зеро» Карена Шахназарова. Там показано, как можно за два дня довести нормального и разумного советского человека до состояния, когда он полностью перестает понимать происходящее, теряет способность различать реальность и продукты воображения, в нем парализована воля к сопротивлению и даже к спасению. И всё это без насилия, лишь воздействуя на его эмоциональную сферу.
Со времени буржуазных революций на Западе “мягкое” и незаметное управление людьми через пропаганду и другие способы контроля их сознания – “soft power” – стало считаться признаком цивилизованности и противопоставляться власти прямого насилия и приказа – “hard power” – как средневековому атавизму.
Кто-то может вспомнить, что пропаганда существовала и в СССР. Но советская пропаганда никогда не прибегала к манипулятивным методам, она использовала в основном открытое императивное воздействие, чаще прямое внушение: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим», – такой плакат можно было увидеть в казармах советской армии. Западная же soft power означает совсем другое: «Мы влезем к тебе в подсознание и сделаем так, что ты захочешь то, что нам нужно».
Какой из этих способов считать более цивилизованным – дело вкуса. По мне, так прямое насилие, по крайней мере, честнее. И очевидно, что скрытое манипулятивное воздействие гораздо сильнее деформирует человеческую личность. Операция на мозге, которую в финале фильма “демиург” проводит своим подопечным, превращая их в счастливых идиотов, символизирует достижение технологиями манипуляции сознанием наивысшей степени совершенства. Управление человеком становится предельно простым, сводится, говоря упрощённо, к нажатию нужной “кнопки”.
«Где же у него кнопка?» – таким вопросом мучается в ставшем культовым среди позднесоветской детворы фильме “Приключения Электроника” мафиозный босс, пытающийся подчинить себе уникального человекоподобного биоробота. «Всё измеримо и управляемо», – утешает кумир позднесоветских технократов академик Амосов. Неужели и человека можно сделать полностью управляемым? Разве после этого он останется человеком?
Альберт Шпеер в своем последнем слове на Нюрнбергском процессе признавал:
«Диктатура Гитлера отличалась в одном принципиально от всех его исторических предшественников. Это была первая диктатура индустриального государства в эпоху современной техники, она целиком и полностью господствовала над своим собственным народом и техникой. Многие из выявленных здесь феноменов установления диктатуры были бы невозможны без помощи техники. С помощью таких технических средств, как радио и громкоговорители, у 80-и миллионов людей было отнято самостоятельное мышление, они были подчинены воле одного человека»
(Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. В 8-ми т. Т. 8. – М.: Юридическая литература, 1999. – С. 556).
Попытка западного городского класса воплотить утопическую мечту об освобождении общества от любого государственного “диктата” обернулась новым пришествием гораздо более изощрённой формы диктатуры в обличье информационного фашизма, чья власть несравнимо более тотальна и разрушительна для человеческой личности, чем у абсолютистских режимов “старой” Европы с их “архаичным” и прямолинейным силовым принуждением.
Правда всё вышесказанное относится именно и только к Западу. Прогноз Исаака Фридберга, что “у нас” будет так же, как и «во всём цивилизованном мире», не оправдался. Во всяком случае пока не оправдался. На “острова блаженных” мы так и не попали. Постсоветское пространство оказалось выброшенным “по ту” сторону эшафота.
Компьютеры себя не оправдали

Галерея Николая Копейкина — vol. 5

Че че.
Холст, акрил. 2003 г.

Академик.
Картон, акрил. 2007 г.

Великие сказочники. Шиллер.
Холст, масло. 2002 г.

Великие сказочники. Пушкин.
Холст, масло. 2002 г.

Пушкин на отдыхе
в Летнем саду (лето).
Холст, масло. 2000 г.

Пушкин на отдыхе
в Летнем саду (зима).
Холст, масло. 2002 г.

Великан в метро.
Холст, акрил. 2004 г.

Тайная вечеря.
Холст, масло. 1998 г.

Безвременье.
Холст, акрил. 2008 г.

Индийский психиатр.
Холст, акрил. 2007 г.

Ловец метеоритов.
Холст, акрил. 2007 г.

Металлурги и компьютер.
Холст, масло. 1999 г.

Когда мы работаем.
Холст, акрил. 2005 г.

Микробиолог.
Холст, акрил. 2008 г.

Выведение токсинов
в домашних условиях.
Холст, акрил. 2008 г.

Компьютеры себя не оправдали!

Стоматолог и дети.
Картон, акрил. 2004 г.

Загорающий зубами.
Холст, акрил. 2008 г.

Фашисты в космосе.
Холст, акрил. 2008 г.

Свин и Пьянь.
Холст, акрил. 2008 г.
7 известных фраз, которые были вырваны из контекста, а на самом деле означают совсем другое
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Эти фразы известны, пожалуй, всем. Их очень часто употребляют в повседневной речи, даже не подозревая, что смысл этих высказываний с течением времени был искажён. Мы решили свериться с первоисточником!
1. О мёртвых

Если быть точным, то древнегреческий поэт и политик Хилон из Спарты, живший в VI в. до н. э. на самом деле сказал: « О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды ». Именно такую формулировку этого изречения приводит историк Диогеном Лаэртским (III в. н. э.) в сочинении «Жизнь, учение и мнения прославленных философов».
2. Об учении

Эту фразу можно услышать практически от каждого учителя. Но при этом мало кто знает, что в оригинале она звучала так: « Век живи — век учись тому, как следует жить », а автор этого изречения Луций Анней Сенека.
3. О народе

Эту фразу принято считать символом молчаливой покорности русского народа, который готов принять любую власть и любое её решение. Но у Пушкина — с точностью наоборот. Его поэма заканчивается тем, что
Знаменитое «народ безмолвствует» принято считать образом молчаливой покорности русского народа, готового принять любое решение власти и вообще любую власть. Однако у Пушкина — ровно наоборот. Поэма после кровавой расправы над Годуновыми народу представляют нового царя.
«МОСАЛЬСКИЙ: Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы.
Народ в ужасе молчит.
МОСАЛЬСКИЙ: Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
4. О целях

Авторство этой фразы принадлежит основателю ордена иезуитов Игнатию де Лойола. В оригинале она звучит так: «Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства».
5. Об истине

Знаменитое высказывание Плиния Старшего «Истина в вине». На самом деле, у фразы есть продолжение «а здоровье в воде». В оригинале « In vino veritas, in aqua sanitas ».
5. Об искусстве

Сегодня эта фраза равносильна другой не менее популярно — «рукописи не горят». Но на самом деле цитата Гиппократа звучит так: «жизнь коротка, путь искусств долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно» . Таким образом на самом деле это ни что иное, как рассуждение о сложности медицины, для изучения которой всей жизни не хватит. Греческое слово τέχνη, которое стоит в оригинале, необязательно обозначает «искусство», с тем же успехом это «ремесло» или «умение».
6. О религии

Эта фраза, так популярная у атеистов, на самом деле вырвана из контекста. Карл Маркс писал во введении к работе:«К критике гегелевской философии права» (1843): «Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, а так же душа бездушной ситуации. Подобно тому, как она — дух бездушных порядков, религия — есть опиум для людей!» Таким образом, теоретик коммунизма хотел сказать, что религия уменьшает боль общественного бытия в бесчеловечном обществе.
7. О любви

Эту цитату из «Евгения Онегина» часто используют, объясняя пылкие чувства людей в годах или с большой разницей в возрасте. Однако стоит прочитать строфу целиком, становится понятно, что Александр Сергеевич имел в виду совсем не то:
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
Стало известно зачем на самом деле Армия РФ ушла из Киева на Донбасс

Информация о том, что российские военные добровольно выходят из-под Киева и северных регионов Украины и перебрасываются на Восточную Украину, вызвала вполне оправданное недоумение и негодование у подавляющего большинства россиян, поддерживающих проведение СВО. Как же так, за что погибли наши десантники в Гостомеле и под Ирпенем? Однако теперь выяснилось, что решение проблемы, для которой их оперативно перебросили на Донбасс, не терпит никаких отлагательств.
Пытаясь объяснить причины, почему в Генштабе ВС РФ вдруг решили без боя отдать ВСУ занятые ранее позиции, военные эксперты приводят различные доводы. Это и невозможность надежного снабжения российской группировки, висящей на тонкой «кишке», где наши колонны будут подвергаться постоянным атакам украинского спецназа, и ДРГ из «зеленки», которая вот-вот пойдет. Это и нецелесообразность штурма «в лоб» такого гигантского мегаполиса, как Киев, который придется либо снести под фундамент, либо закидать трупами российских военных. Это и вполне разумный аргумент о том, что после разгрома наступательной группировки ВСУ на Донбассе преступный режим Зеленского де-факто лишится самых боеспособных частей, что кардинально облегчит выполнение третьей стадии СВО по освобождению остальной территории Украины. Но не это заставило российских военных сорваться с уже отвоеванных позиций и устремиться на восточный фронт.
Генштабу ВС РФ понадобилось собрать воедино мощный ударный кулак с кратным численным преимуществом над ВСУ, для того чтобы успеть разгромить его в кратчайшие сроки. Это необходимо сделать, чтобы предотвратить геноцид русского населения ДНР и ЛНР. Счет идет на дни, максимум осталась пара недель. И это не преувеличение.
Для начала давайте вспомним, что подразумевает геноцид:
Геноцид (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — форма массового насилия, который ООН определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, в том числе путём предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.
Впервые под дружное гоготанье украинских нацистов и полное одобрение российских либералов геноцид был применен Киевом против жителей Крыма, воспользовавшихся своим правом на самоопределение и не пожелавших оставаться в составе Незалежной. Им сперва перекрыли поставки воды через Северо-Крымский канал, потом отрезали от линий электропередачи. Следует отметить, что реально решить проблему водоснабжения блокированного полуострова удалось только в ходе СВО, взяв под военный контроль Херсонскую область бывшей Украины.
Однако киевскому режиму, который сейчас на весь мир заполошно голосит о «русской агрессии», очень понравилось гнобить людей, не согласных с его нацистским курсом. Не вызывает ни малейшего сомнения, что Украина отключила бы ДНР и ЛНР от поставок воды еще в 2014 году, если бы могла. Но тогда Киев этого сделать не мог чисто по техническим причинам.
Проблема заключается в том, что водоснабжение пока еще оккупированных украинскими военными территорий народных республик напрямую зависит от Донецка. Так, в районе Славянска вода из реки Северский Донец поступает в канал Северский Донец — Донбасс, проходит через Горловку и попадает в Верхнекальмиусское резервное водохранилище в пригороде Донецка. Оттуда выходит Южно-Донбасский водовод, снабжающий сам Донецк, Ясиноватую, Доброполье, Красноармейск и Мариуполь. Славянск, Краматорск, Константиновка и Дружковка получают воду через Второй Донецкий водовод. То есть, несмотря на ожесточенное противостояние, сохраняется полная взаимозависимость.
Вернее, сохранялась. Свои людоедские планы заморить непокорное население ДНР и ЛНР без воды Киев даже не скрывал. Но для этого необходимо было обеспечить водоснабжение подконтрольной ВСУ территории. И работы в этом направлении были реально начаты.
Во-первых, при содействии Франции в портовом Мариуполе началось строительство опреснительного завода. Париж выделил Киеву льготный кредит, предоставил специалистов и все необходимое оборудование. В строй завод по очистке морской воды должен был вступить в 2023 году, самое большее — в 2024-м. Естественно, все делалось только под самыми благовидными предлогами типа заботы об экологии и проч. Вот как это прокомментировал в свое время Арсен Аваков:
В ближайшее время начинаем большой проект по строительству станции питьевой воды в Мариуполе с привлечением инвестиций компаний Beten Ingeniere и Stereau. В планах — аналогичный проект в Луганской обл. Спасибо за сотрудничество министру экономики и финансов.
То-то сейчас президент Макрон активно лоббирует эвакуацию из осажденного Мариуполя «мирняка», среди которого могут затесаться и украинские боевики-нацисты, и французские специалисты-строители.
Во-вторых, на оккупированной ВСУ территории Донбасса шла работа по строительству нового водовода в обход Донецка. Зачем — понятно: чтобы иметь возможность перекрыть Донецку канал Северский Донец — Донбасс и оставить его без воды. Глава ДНР Денис Пушилин о планах Киева рассказал еще год назад:
Да, официальный Киев любит такие запрещенные методы войны, как всевозможные блокады. Причем против тех, кого называет своими гражданами. Нам устроили транспортную, продовольственную, финансовую, можно сказать, энергетическую, так как с БЛА долбят наши подстанции, оставляя население без света и тепла. На подходе — водная.
И вот наихудший сценарий осуществился в реале. Да, опреснительная и водоводная инфраструктура еще не готова, однако Киев уже махнул рукой на Мариуполь и другие населенные пункты Донецкой агломерации. Еще в феврале обстрелами ВСУ был поврежден Южно-Донбасский водовод, а затем украинские нацисты перекрыли поставки воды через Северский Донец, что подтверждает глава города Донецка Алексей Кулемзин:
Основным источником воды у нас является канал Северский Донец. В одностороннем порядке украинские вооруженные формирования его перекрыли, так что воды в нужном объеме у нас сегодня нет. Пока живем на резервном источнике. Два варианта — будем разрабатывать резервы или, думаю, нашим вооруженным силам под силу вернуть статус-кво и возобновить систему водоснабжения.
За прошедшее время этот резервный источник оказался почти полностью исчерпанным. Воду в регионе подают по графику на несколько часов в сутки. Центральное отопление пришлось вообще выключить. Ситуация без преувеличения катастрофическая, поскольку совсем без воды вскоре останутся миллионы русских жителей ДНР и ЛНР, и это в холодный сезон и под обстрелами ВСУ!
Решить вопрос по-хорошему невозможно. Так стоит ли удивляться, что Минобороны РФ было просто вынуждено экстренно снять воинские части из-под Киева и перебросить их на Донбасс, чтобы в максимально сжатые сроки ликвидировать проблему с группировкой ВСУ, приступившей к геноциду русских?
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.
