Компьютерная мышь
Часто пользователи персональных компьютеров не задумываются, что раньше операционная система выглядела иначе. Не было графической оболочки. Все команды вводились через клавиатуру. Устройства, как компьютерная мышь – не существовало. И вследствие развития операционной системы, появилась потребность использовать дополнительные способы ввода данных в компьютер. В данной статье мы расскажем о компьютерных манипуляторах, а именно:
- История создания первого компьютерного манипулятора
- Этапы эволюции
- Новейшие технологии в устройствах ввода данных
Сложная эволюция простой мышки
Изобретателем мышки считается Дуглас Энгельбарт — учёный, который стремился не просто изобретать, но и делать свои изобретения простыми и доступными. Первый прототип был разработан в 1964 году, а само устройство в заявке на патент обозначалось как «Индикатор положения XY для системы с дисплеем». Согласитесь, трудно придумать более точное и ёмкое определение. Мышь Энгельбарта была сделана из дерева, имела удобный для человеческой руки размер и вообще выглядела как стимпанк до того, как появился сам стимпанк. Под деревянной «спинкой» располагались схема и два металлических колёсика, а на спинке — не очень-то удобная кнопка. Вторым неудобством был шнур, который шёл не вперёд, а мешался под всей рукой пользователя. Мышкой можно было рисовать линии и передвигать курсор по экрану. Кстати, в том же 1967 году мышь лишили винтажной внешности и приделали ей пластиковый корпус.
Естественно, как это всегда бывает в науке, мистер Энгельбарт не был первооткрывателем устройства ввода в принципе. Ещё в 1952 году в ВМФ Канады использовалась секретная разработка (изобретённая Томом Крэнстоном и Фредом Лонгстаффом) — трекбол, который представлял из себя…шар для боулинга с пятью булавками-шипами, хитро подсоединённый к программно-аппаратному комплексу, «снимающему» и имитирующему движения шара на экране. Согласитесь, не самая удобная штука. На момент изобретения мыши учёный уже знал об этой «технологии», но счёл её непригодной для повсеместного использования и неудобной (ну надо же!).
А, нет, стимпанк, он тут — вот так выглядел первый засекреченный трекбол
Кстати, Дуглас Энгельбарт не получил за свой патент ни цента. Патент истек как раз перед тем, как устройство стало широко использоваться на всех компьютерах мира. Но это не значит, что учёный влачил нищее существование — за свои другие изобретения (в том числе разработки, связанные с гипертекстом) он получил более полумиллиона долларов. А мышка так и осталась его гордостью и вкладом в развитие не только компьютерной техники, но и всего человечества (только подумайте, чего были бы мы лишены без мыши).
В 1973 году Bill English, сотрудник Xerox PARC, разработал дизайн под названием «Шариковая мышь» (Ball Mouse). Наверняка на Гиктаймс ещё нет таких читателей, которые хоть раз не работали с подобной мышкой с тяжёлым шариком внутри. Колеса на мыши были заменены шаром отслеживания, а на корпусе появились три кнопки. Мышь поставлялась с ПК стоимостью $16 595.
Разумеется, не прошла мимо мышей и корпорация Apple. Стив Джобс и его партнёры поступили так, как это делали всегда: отметили хорошие идеи других людей и сделать их лучше. Их мышь стала образцом отрасли. В итоге компьютер Apple Lisa 1983 вышел с мышью, но но всё равно стоил безумно дорого для роли домашнего ПК — аж $ 9 995.
Microsoft в 1983 году потеснила Apple, выпустив IBM PC mouse с двумя кнопками по цене $195 за каждую.
В 1998 году Apple радикально отказался от квадратного дизайна — настолько радикально, что создал круглую мышь с USB-портом специально для iMac. Надо сказать, мышка оказалась не самым удобным решением в руках пользователей.
В 1980 году от шарика стали постепенно избавляться, потому что быстро пачкался, собирая грязь, волосы, крошки и пыль, и препятствовал функционированию мыши. Мир уверенно шёл к оптической мыши, а автор этого поста вместе со своими одноклассниками и даже однокурсниками уверенно чистил шарики аж до 2005-2006 года.
Но такой долгий срок перехода на оптический вариант не был чертой российской образовательной системы. Дело в том, что разработанная в 1980-х года оптическая мышь шла до своей популярности и до коммерческого успеха 20 лет. И на то были экономические и технические основания.
В 1995 году Mouse Systems выпустили мышку Genius Easy Scroll, изобретенную Эриком Мишельманом. Это была первая мышка с колесом прокрутки, наиболее похожая на те, что известны нам сегодня.
После этого мыши стали развиваться и эволюционировать по-мышиному быстро: были гигантские кнопки Razer Boomslang в 2000 году, не менее гигантская беспроводная лазерная мышь Microsoft 6000 в 2007 году. Кстати, о лазерных мышках. Этот подтип оптического устройства впервые был выпущен в 2004 году компанией Logitech.
Razer Boomslang с огромными кнопками — понравилась не всем
О Logitech, конечно, нужно сказать отдельно — в 1980 году она смогла потягаться с могучими компьютерными корпорациями. Компания старалась не повторять опыт других, а делать что-то своё. После первого выпуска 3-кнопочной мыши в 1982 году Logitech представила MouseMan Left, MouseMan Right и MouseMan Large в 1990 году. Затем она выпустила первую беспроводную мышь Logitech Cordless MouseMan. Беспроводная мышь для связи с компьютером использовала радиочастоты.
Logitech Cordless MouseMan, первая беспроводная мышь с радиомодулем, 1991 год
К слову, когда в 1999 году все производители начали активно выпускать версии оптических мышек, именно Logitech разработала хитовую и уже легендарную лазерную мышь Logitech MX-1000.
Лазерная 3D мышка Logitech за $24 180. Это так, простенькая, были у компании и варианты с сапфирами, чёрными бриллиантами — и около $35 000 каждая.
Кстати, если говорить об экзотике, то производители мышек неоднократно пытались совершить революцию и скрестить ужа и ежа. Получились довольно забавные гибриды. Например, мышка VoIP (Skype)-телефон, имеющая форм-фактор слайдер.
Мы выше говорили о стимпанке первой в мире мыши, но есть и современные медно-деревянные варианты. Тут, конечно, речь об эргономике уже не идёт — искусство ради искусства:
Эволюция дизайна компьютерной мыши: обзор знаковых ретро-моделей
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
9 декабря 1968 года американец Дуглас Энгельбарт продемонстрировал на конференции в Сан-Франциско изобретенную четырьмя годами ранее компьютерную мышь. В честь 45-го дня рождения одного из ключевых девайсов для ПК Novate.ru подготовил обзор знаковых моделей в эволюции компьютерной мыши.
С прицелом на удобство
Американский изобретатель Дугласу Энгельбарту ( Douglas Engelbart ) не был первым, кто предложил дополнить компьютер компактным девайсом для упрощения работы. Но именно он создал мышь оптимальной формы и определил направление ее дальнейшей эволюции. В 1964 году Энгельбарт совместно с Биллом Инглишем ( Bill English ) собрал пробный образец механического манипулятора, представлявшего собой деревянную коробку с двумя металлическими колесиками и единственной кнопкой.
‘Индикатор X-Y положения для системы отображения’ 1964 года — простейшая модель компьютерной мыши от Douglas Engelbart
Но уже 9 декабря 1968 году Энгельбарт выступил с докладом на конференции Fall Joint Computer и продемонстрировал более изящную модель компьютерной мыши, снабженную тремя кнопками. В 1970 году ученый запатентовал изобретение, назвав его «Индикатор X-Y положения для системы отображения» . Тогда же впервые прозвучало слово «мышь». Это сравнение использовал сам Энгельбарт : «Оно названо мышью из-за провода-«хвоста»».
Самая первая
На самом деле, первое устройство функционально близкое современной компьютерной мыши — трекбол Rollkugel от немецкой компании Telefunken . Разработанный в 1968 году, он так и не был запатентован. «Мышью» Rollkugel никто не называл, хотя он работал по тому же принципу — служил для выполнения простых графических операций на компьютере. Однако тогда изобретение не стало массовым и использовалось исключительно в научно-исследовательских лабораториях.
Первая «шариковая»
В 1972 году вдохновленный достижениями коллеги, Билл Инглишем совместно с Джеком Хоули ( Jack Hawley ) и разработал для Xerox PARC инновационную модель мыши с шаровым приводом. Вскоре новомодное устройство появилось в продаже по цене $ 415.
Первая оптическая
Существенным недостатком шарового привода была быстрая загрязняемость, приводящая к заеданию подвижных элементов и ухудшению качестве работы мыши. Выход нашел основатель компании Mouse Systems (позднее вошедшей в состав корпорации тайваньской KYE Systems , производящей мыши под маркой Genius ) Стив Кирш ( Steve Kirsch ). В 1982 году он выпустил первую в мире оптическую мышь, работающую при наличии специального коврика с особой штриховкой.
Первая доступная по цене
Относительно доступной была куполообразная компьютерная мышь от швейцарской компании Logitech , в 1982 году стоившая $ 299.
Две кнопки от Microsoft
Сократить количество кнопок мыши до двух пришло в голову «майкрософтовцам», отправившимся покорять компьютерный рынок в 1983 году.
Монокнопка от Apple
Чтобы упростить работу с мышью и добиться более демократичной стоимости последней, Стив Джобс ( Steve Jobs ) решил ограничить количество кнопок по одной.
Первая эргономичная
Переход к привычной каплеобразной форме произошел в 1993 году — опять же, по инициативе Джобса .
Появление колесика
Модели компьютерной мыши с колесиком впервые появились в ассортименте Mouse Systems в 1995 году.
Нашествие «бесхвостых»
Первые «бесхвостые» мыши с инфракрасным датчиком, передающий сигнал компьютеру через преемник, были выпущены Logitech в 1984 году.
В 1991 Logitech заменяет инфракрасную связь более надежной радиосвязью.
На этом, как известно, эволюция компьютерной дизайна мыши не закончилась. Современные креативщики предлагают пользователям множество самых необычных модификаций этого девайса.
Виды хвата игровых мышей
Существует три основных хвата игровых мышей:
Ладонный – наиболее популярен и позволяет максимально расслабить руку, но при таком виде хвата вы получаете минимальную точность движений.
Промежуточный, он же Коготь – обеспечивает максимальную точность и популярен у киберспортсменов.
Пальцевый – самый редкий вид хвата, поскольку рука быстро устаёт, и мышка не фиксируется ладонью, как при Когте, поэтому точность движений у него средняя.
Расположение пальцев и ладоней при каждом виде хвата
Для большей наглядности приведу видео, поясняющее преимущества и недостатки каждого их видов хвата.
В данном случае лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.
Также приведу научный подход к этому вопросу, со сравнением площади соприкосновения руки с мышью и высоты самих мышей.
Популярность каждого из видов хвата и высота корпуса мыши под каждый хват
Первая мышка с колесиком прокрутки
Изначально режим прокрутки был приложением экранного интерфейса, как и кнопка ввода. Но было решено, что это необходимо устроить непосредственно на самой мышке.
Над разработкой этой технологии работали одновременно и независимо друг от друга несколько изобретателей. В производство первой выпустила мыши с колесом прокрутки компания Microsoft. Модель называлась Intelli Mouse. Разработчиком идеи был Эрик Мишельман.
На устройстве с двумя кнопками изначально была создана третья — для включения прокрутки, а затем появилось и колесо. С его помощью можно было листать список, приближать и уменьшать изображения.
Революция от Apple
Январь 1983 года. В продаже появляется компьютер Apple Lisa, а вместе с ним — мышь всего за 25 долларов. Оценив потенциал устройства, Джобс настоял на максимально возможном снижении цены. Разработкой мыши занимались инженеры компании Hovey-Kelley, впоследствии переименованной в IDEO. Они создали сотни прототипов, проводили исследования с фокус-группами, чтобы определить необходимое количество кнопок и даже громкость щелчка.
Благодаря резкому снижению стоимости устройство стало массовым, а пользователи начали постепенно привыкать к управлению графическим интерфейсом с помощью нового манипулятора. Всё это могло произойти намного раньше, если бы компания Xerox осознала потенциал устройства. Но никто из руководителей не оценил важность графического интерфейса и варианты использования манипулятора. Все разработки Xerox в этом направлении обошлись Apple в 40 000 долларов.
Джобс не был бы собой, если бы не обратил внимание на дизайн. У мыши от Apple была только одна кнопка, но это не сказалось на функциональности. В последующие годы устройство будет получать всё более скруглённые формы, менять цвета, Джобс будет лично проверять громкость щелчка, но отказ от большого количества кнопок останется неизменным.
Будущее компьютерной мыши
Вряд ли в ближайшее время произойдет революция, которая кардинально изменит внешний вид и предназначение мыши. Производители, конечно, экспериментируют с дизайном и даже пытаются продвинуть новые технологии передвижения, но дальше прототипов или редких устройств для решения узких задач дело почти не доходит. Индукционные мыши, гироскопические мыши — спасибо за интересное описание возможностей, но это не массовый продукт.
Куда интереснее, как разработчики играют с количеством кнопок. Одни отказываются от них совсем, предлагая мультитач, другие добавляют новые клавиши с возможностью назначения им определённых команд. Но, по крайней мере, в XXI веке никто по собственной воле не отказывается от компьютерной мыши в любом её проявлении, предпочитая использовать только клавиатуру и текстовый интерфейс.