Компьютерная грамотность

Научим работать с компьютером

Последнее время я все чаще стала возмущаться организации нашего образования: как среднего, так и высшего. Не могу сказать, что у меня есть какое-то столь рациональное предложение, что оно могло бы стать панацеей от всех бед. Но хотелось бы рассказать, что конкретно мне не нравится, из того, в чем у меня есть опыт и о чем я могу судить по собственной практике.

Я программист, но волею судьбы я достаточно много преподавала. Начала еще в школе, но тогда я несколько раз заменяла преподавателей, и, как ни странно, английского языка. Потом, поступив в БГУИР, я была репетитором, опять же по английскому языку. И только позже я стала преподавать на курсах по основам компьютерной грамотности в нашем университете. Это были бесплатные курсы для студенток МГЛУ, на которых я «с нуля» рассказывала про компьютер. Таким образом, я работала в этой сфере почти 3 года. Я не раз была репетитором для тех людей, которые хотят изучить компьютер индивидуально, зная о нем, только то, что он существует, порой, что есть такая программа, как пасьянс «Косынка». К тому же я из семьи потомственных учителей, и, мне кажется, что могу, хоть немного, судить об образовании и преподавании.

Сегодня я снова столкнулась с безграмотностью человека, который в течение двух лет на уроках информатики изучал… информатику! Я могу простить, когда ошибки допускает начинающий пользователь, либо человек старшего поколения, который редко имеет дело с компьютерной техникой. Но когда молодежь, проводящая дни и ночи в контакте или общаясь по аське, не может распечатать на настроенном сетевом принтере документ или поменять картинку на рабочем столе… Здесь у меня возникает закономерный вопрос: что же люди делали на информатике в течение двух лет?

Хочу сказать, что когда сама училась в школе, то долго не могла понять, чему нас в итоге хотят научить на уроках информатики? Среднее образование – оно всеобъемлющее. С тех пор как я окончила школу, программа успела в корне поменяться. Выпустили, наконец, учебники по информатике, появились учителя, которые оканчивали университет по этой специальности. В прошлом году сестра принесла учебник по информатике домой. Я, посмотрев на красивую обложку, открыла его и решила почитать, – вдруг, что полезное обнаружится. И к своему ужасу увидела вопиющую ошибку, от которой у меня волосы на голове стали дыбом. Оказывается в килобайте 1000 байт. Да-да, так утверждает новый учебник для 9 класса. Увы, я не сделала копии, но тогда меня это настолько поразило, что я спрятала эту ужасную книжку от греха подальше и объяснила сестре, что там все не правы. Потом она долго обижалась на меня, не сдав тест по информатике: там был вопрос, сколько мегабайт в одном гигабайте. Не удивляйтесь, там их, разумеется, ровно 1000. А как вы думали?

Еще одна интересная вещь. Со мной в университете училось много людей, которые жаловались мне на тупых пользователей, которые не умеют работать с Windows. Все они кричали, что «руки бы им поотрубали» и «к компьютерам бы не подпускали». А сколько раз на башорге встречались рассказы про тупых секретарш и бухгалтеров. Я сама сталкивалась с такими людьми. Я знаю, что это такое, когда мышку берут хвостиком на себя, при фразе «Закрой окно», встают и закрывают форточку, когда на флешке 1 Гб из одного гигабайта занят скрытыми папками и на ней обитает 10 троянов. Но таких людей нельзя ни в коем случае унижать и отстреливать! Их надо ВОСПИТЫВАТЬ, надо прививать им культуру пользования компьютером, Интернетом, техникой. Мы живем в 21 веке! Мы не варвары. Поэтому учите тех, кто рядом, будьте терпеливы.

  1. Начинаю я всегда с того, что компьютера нельзя бояться! Он не укусит. Да, человек может что-то сломать и испортить. Но для этого надо полезть не туда, куда надо. А точнее в дебри. А если пользователь будет думать, что он делает, относиться к технике уважительно, а не со страхом или пренебрежением, тогда все будет в порядке. Помогите пользователю перейте от «Вы и шепотом», к вежливому и уверенному «ты».
  2. Вы обязательно должны познакомить пользователя с устройством компьютера. Нет, не надо рассказывать ему, что на материнской плате есть конденсаторы и резисторы, вдаваться в схемотехнику, рассказывать про то, как устроен блок питания или из какого материала изготовлены диски в винчестере. Для начала можете рассказать, с чего все началось и что раньше винчестеры были всего на 64 Кб. Но учтите, пользователь должен уже знать, что такое килобайты, и сколько же в них байт!
  3. Устройство компьютера лучше показать на разобранном компьютере, а не на картинках. Это в итоге поможет избежать вопросов, типа «А в этот процессор можно диск вставлять?» или «А где тут кнопка “Any key”?» Не лишним будет сказать, в каком виде информация хранится на жестком диске, и почему, если у пользователя что-то сломается, то не всегда можно восстановить утерянные файлы. Развейте миф, что все «программисты» обязаны знать, как починить компьютер, в котором сгорела видеокарта. Расскажите, на что стоит обратить внимание при выборе компьютера. Вы станете героем!
  4. После чего пользователя надо просветить и рассказать, что такое Windows. Но не надо вдаваться в крайности. Не надо считать, что если вы сами это знаете, то и начинающий пользователь это обязательно будет знать. Мы не родились с этими знаниями, мы их тоже как-то получали. Мы читали литературу, статьи, спрашивали у более опытных знакомых или незнакомых людей, мы изучали путем проб и ошибок. Не все так умеют. Многие могу разобраться, только если им покажут, как это надо делать. Не надо возмущаться: «Как этого можно не знать!?» Можно! Вы уверены, что хорошо разбираетесь в теории струн и в квантовой физике? Или можете безошибочно написать бухгалтерский годовой отчет для вашей компании? Можете? Мои искренние поздравления. Тогда научите другого. Так и с компьютером: человек по определению не может знать все. Иначе он бы не делал ошибок, и тем более не пришел бы с проблемой к вам. Уделяйте внимание практике. Пускай пользователь сам открывает окно, переключает вкладку, ставит «галочку» и жмет кнопку «Сохранить». Это поможет ему запомнить, как сделать то или иное действие. Так вот о Windows. Если есть время, расскажите, какие операционки существовали раньше и какие есть сейчас. Да-да! Не надо только рассказывать про основные отличия Windows 98 от Windows NT в терминах программиста. Надо все преподнести более-менее понятным языком. Не забудьте, вы должны уметь переводить с вашего языка на язык пользователя. Вы же просите врача объяснить, что такое колоноскопия или панкреатикоеюнальный анастомоз или сфинктеропластика. Почему пользователь должен заранее знать, что такое винчестер, материнская плата, блок питания и чем отличается SATA от IDE, а также, почему на рабочем столе лежат ярлыки или что такое форматирование? Расскажите пользователю про преимущества Linux и про Mac OS, расскажите, почему вы уверены, что эта операционная система лучше, но не говорите, что она лучшая от того, что вы так решили. Будьте объективны. И учтите, что в большинстве учреждений большинства стран на компьютерах установлена операционная система Windows.
  5. Рассказали, показали? А пользователь печатать умеет? Только теперь, когда пользователь умеет запускать компьютер и знает, какая операционная система у него грузится, учите его печатать. Расскажите про «нЭтикет» (этикет общения в сети) и отучите его от CAPS LOCK. Объясните, что такое «горячие клавиши» и как ими пользоваться. Потом постоянно напоминайте пользователю о них, и в итоге он научится ими пользовать не хуже, а то и лучше вас. Вы, возможно, разбудите пытливый ум, и однажды вам покажут «соло на клавиатуре», полностью отказавшись от мыши.
  6. А теперь безопасность. Посвятите как можно больше времени тому, чтобы научить пользователя ответственному обращению с системой. Расскажите про антивирусы. Подробно и с примерами. Испугайте, что у вашего знакомого пропала вся его научная работа из-за того, что у него на компьютере «жил троян». Расскажите, какие бывают вирусы и откуда они могут прийти. Перечислите платные и бесплатные антивирусы. Посоветуйте, в конце концов, тот, который считаете лучшим. Использование Linux считается только в качестве примера. Почему так читайте выше. Расскажите, как пользователь может увидеть скрытые файлы. Постарайтесь развить в пользователе привычку не скачивать первую попавшуюся программу и бездумно ее устанавливать. Кстати, я всегда рассказывала про все антивирусы, которые знаю. Набиралось штук около десяти. В итоге ни один из моих студентов не принес мне зараженной флешки, а потом еще долго знакомые из МГЛУ жаловались, что завелись у них те, кто сканирует флешку, прежде чем открыть с нее файл.
  7. Вот теперь программы. Обязательно расскажите про shareware и open source программы. Скажите, что последние ни чем не хуже первых, но в то же время учтите, что во многих учреждениях установлены именно платные версии «офисов» и т.п. Научите пользователя устанавливать и удалять программы. Тем самым вы спасете миллионы системных администраторов от мучительной головной боли. Сейчас многие скажут, что учить устанавливать программы нельзя. Чтобы лишнего не установили. Наоборот. Если вы этому не научите, научат другие. Но кто вам даст гарантию, что научат правильно? Научите пользователя, какими плеерами можно слушать музыку и смотреть видео. Да, не забудьте рассказать, чем отличается разрешение от расширения. И какие расширения относятся к видео, а какие к музыке. Потом всегда напоминайте, что вы открываете файл с расширением .doc или .ppt или .ogg или.xlsx. Ваш ученик научится понимать что это и зачем, но не за одно занятие – чудес не бывает, проверено. Расскажите пользователю, почему, изменив одно расширение на другое, он не получит из .jpg GIF-картинку и наоборот. Сами по себе отпадут многие проблемы. Познакомьте пользователя с файловыми менеджерами. Проводник это хорошо, но уверена, что у вас есть любимый файловый менеджер. Донесите его до пользователя. Позже будете сами рады. Обязательно научите пользователя делать скриншот и сохранять его с помощью, например, Paint. Научите пользователя изменять размер картинки без Photoshop. У вас же есть программа, которой вы сами это делаете?
  8. Дальше перейдите к освоению какого-либо офисного набора программ. Чаще всего это MS Word, MS Excel (напишите слово на листике/на доске, напечатайте в блокноте, произнесите по буквам), MS PowerPoint. Да, есть OpenOffice. Только много ли вы знаете мест, где он установлен (кроме вашей работы, разумеется)? Объясните, как называется то или иное действие – форматирование текста, работа с формулами, создание презентации. Да, если вы взялись преподавать, вы сами должны это знать и сами должны в этом разбираться. Давайте пользователям задания. Практика и еще раз практика. Пока сам не попробуешь – не поймешь и не научишься. Я придерживаюсь такого мнения. Но не надо заставлять пользователя решать задачки на движение в Excel и перепечатывать «Войну и мир» в документ Word. Дайте увлекательное задание. Придумайте что-то необычное, но полезное. Многие, кто изучал информатику в школе, умеют писать на языке программирования Интал, но не умеют использовать стили в Word, составлять содержимое файла, вставлять нумерацию страниц, делать анимацию презентаций в PowerPoint и печатать документы из Excel.
  9. Научили всему этому? Закрепите знания. Дайте тест, предложите выполнить упражнения. Проверьте. И не забудьте – те знания, которые вы попытались вложить в головы ваших учеников должны быть применимы на практике.
  10. А теперь Интернет. Да, расскажите, как пользоваться поисковиками (ведь даже запрос составить – это целая наука). Объясните, как можно найти реферат, что такое Wikipedia и как пользоваться интернет-магазинами. Помогите зарегистрировать пользователю его первый электронный ящик. Расскажите про ICQ, Miranda и Skype. На примере разъясните, что такое спам и как отличить его от полезной информации. Снова заострите внимание на безопасности в сети, поучительно рассказав про мошенничество в Интернете. Научите пользователя слушать музыку и смотреть видео, скачивать программы и книги. Напомните, что антивирус надо обновлять и покажите, как это делается (желательно, чтобы антивирус был бесплатным, хотя признаюсь, что я рассказывала всегда, что такое crack и для чего он нужен). И не надо показывать пользователю полезный сайт с картинками – сам найдет. Лучше расскажите, как он может написать письмо в совет представителей, посмотреть расписание автобусов от Минсктранс, найти улицу в городе на карте или записаться на прием к врачу. Если вы преподаете среди детей, то даже pravo.by будет полезен. Не надо рассказывать пользователю как бежит информация по проводам, расскажите лучше про то, как устроена сеть Интернет, почему могут быть перебои с работой провайдера, что такое «упал сервер» и почему письма могут не доходить до адресата.
  11. И напоследок я бы научила своих студентов пользоваться периферийными устройствами, такими как принтер, ксерокс, сканер, даже модем, веб-камера и микрофон.

Школьникам я бы еще ввела бы курс алгоритмизации без привязки к определенному языку программирования. Для людей старшего поколения, я полагаю, это не обязательно.

  1. Никакого программирования на Pascal ДЛЯ ВСЕХ. Я бы только упомянула, что оно есть. Показала бы пример программы и предложила бы детям попробовать написать что-то типа “Hello world!”, а еще простенькой программы вычисления x=a*b+c. И все. Если кому-то интересно – на факультативе. Для тех, кому действительно интересно. Я на своем примере могу рассказать, как это – учить то, что никогда больше не понадобится. Я училась в гуманитарном классе, с углубленным изучением иностранного языка. У меня было программирование на том самом Интале, с его Чертежником и Роботом. Ничего, скажу я вам, полезного или похожего на программирование я не заметила. Pascal нам никто никогда не предлагал. Но я представляю, что было бы, если бы моим одноклассницам дали написать программу. Слезы и ненависть к информатике, программированию и вообще компьютерам были бы обеспечены. Мы не понимали, зачем учиться решать задачи по математике в Excel, а про написание программ я молчу. На факультативах я бы предложила давать даже не Паскаль, а сразу C. Хотя и Паскаль очень неплохо. Верстку HTML я бы тоже объяснила в школе на уроке, дала бы набор основных тегов и предложила бы сделать свою примитивную страничку. Не более. Уделять этому 5-6 уроков, на мой взгляд, бессмысленно, и даже вредно. Кому надо и интересно – на факультатив. Нет, только не на собственное изучение! Ребенку должны это рассказывать, за ним должны наблюдать, направлять и мотивировать.
  2. Я бы сократила теорию и определения компьютерной тематики. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, прочитать и заучить наизусть. Определение блока памяти, которое я учила на информатике мне так никогда и не пригодилось. В университете во время изучения курса структурной и функциональной организации ЭВМ я получила в свое распоряжение абсолютно другое определение, которое давало полное объяснение, как работает память. При этом своим ученикам я объясняла все гораздо проще, и потом все помнили, что это такое.
  3. Я бы в качестве истории рассказала про устаревшие устройства и средства хранения информации. Зачем учить пользоваться дискетой, если floppy-дисководы перестали выпускать несколько лет назад? Но никогда бы не стала заставлять учить, что это такое и как оно работает. Я бы даже про устройство сканера не рассказывала бы. Рассказала бы, чем отличается лазерный принтер от струйного, и этого было бы вполне достаточно.

Главным критерием для меня, как надо учить пользователя работать с компьютером – это дать основные практические навыки работы с ним под присмотром преподавателя, а потом углубить то направление, которое понадобится пользователю в его трудовой деятельности. И еще. Программированию должны учить программисты, практики. Пользоваться компьютером может научить любой IT-специалист, у которого есть ТЕРПЕНИЕ и умение объяснять. Имейте же терпение с начинающим пользователем и учите его правильно!

Практика

Учимся работать с дисками и флешками. Как их открыть на ПК, как пользоваться.

В этом уроке мы научимся самостоятельно создавать новые папки.

Учимся командовать компьютером: изменять названия файлов и папок, удалять их, определять размер.

Как перенести файлы и папки из одного места в другое. С флешки или диска на компьютер, с компьютера на флешку, из одной папки в другую.

Основы работы с дисками: какие они бывают, в чем разница между CD и DVD, R и RW. Учимся записывать и очищать их средствами системы Windows, без специальных программ.

Что такое папка и каталог папок

Возможно вы уже видели на своём компьютере графические элементы, при открытии, в которых обычно находятся другие файлы, знайте – это самая обыкновенная компьютерная папка. Но эта не вся основная информация, которую нужно знать, для понимания того, что такое папка.

Microsoft Windows представляет целую серию операционных систем и рабочих сред, разработанных корпорацией Microsoft. Самая первая версия операционных систем Windows – MS-DOS, была представлена в 1985 году, имела графический пользовательский интерфейс. В ней была обеспеченна поддержка нескольких документов, поддержка компьютерной мыши, выпадающее меню, и всё это было возможным увидеть в цветах.


Рекомендации, как стать продвинутым пользователем ПК

  1. Научиться быстро печатать. Метод быстрой «слепой печати» дает вам преимущества перед теми, кто с ним не знаком. Это позволит вам быстро печатать тексты и документы, быть более продуктивным и навсегда избавиться от клейма «чайник». Даже если вы что-то не будете знать по ПК, но при этом сможете быстро печатать, вряд ли вас кто-то назовет « не уверенн ы м пользователем» . В сети есть много тренажеров и бесплатных программ, которые помогут вам научиться быстро печатать, не глядя на клавиатуру.

  2. Когда нужно настроить компьютер — не бегите сразу в сервис. Нужно научиться исправлять проблемы на компьютере самостоятельно. Начиная от общей оптимизации ОС и установки нужных программ и заканчивая тонкой настройкой отдельных программ или переустановкой самой системы. По всем этим вопросам информации в сети уйма. Нужно просто воспользоваться поисковой системой, чтобы ее найти , и практиковаться решать проблемы самостоятельно на своем ПК.

  3. Изучайте и нтернет. Если нет понимания, как пользоваться Всемирной паутиной — то это очень печально. В это понятие входит: научиться находить нужную информацию в сети, уметь регистрироваться на разных ресурсах, уметь создавать электронную почту, аккаунты в соцсетях, электронные кошельки, понимать основы безопасного серфинга и вообще безопасности в сети, чтобы оградить себя и близких от киберугроз и неправомерного использования вашей личной информаци и .

  4. Увлекайтесь IT-сферой. Не ленитесь читать профильные блоги и новости из IT, чтобы быть в курсе, чем «дышит» современный интернет. Чтобы при слове «криптовалюта», вас не крутило от незнания, а вы даже сумели назвать с десяток самых популярных монет.

  5. Изучайте дополнительные возможности ПК. Ваш компьютер — это не только вход в соцсети, но и множество дополнительных возможностей. Поэтому не нужно боятся делать на нем что-то новое для себя.

  6. Осваивайте программы. Никто не говори т , что нужно знать все программы в совершенстве. К примеру, если вы в совершенстве освоите Фотошоп, то вы , скорее , будете дизайнером, а не продвинутым пользователем ПК. Но в общих чертах нужно знать, какие программы для чего нужны: что есть редакторы для фото и видео, есть медиа плееры, есть браузеры, есть инструменты «программиста», есть антивирусы, есть 3D-эмуляторы, есть компьютерные игры и мн. др. В украинских легальных онлайн казино игровые автоматы клубнички — это одни из самых популярных автоматов. И конечно вы можете найти в пинап казино этот игровой автомат .

  7. Учите язык программирования. А почему бы и нет? Программист — профессия высокооплачиваемая и перспективная. Изучив язык, вы поймете, как строятся сайты и приложения «изнутри». А вдруг вам понравится , и вы сделаете программирование своей основной профессией?

Как стать продвинутым пользователем ПК? Просто не бойтесь изучать что-то новое , связанное с компьютером , и вы шаг за шагом станете «продвинутым» и сами этого не заметите. Предела совершенств у «продвинутости» просто нет, потому что постоянно есть дополнительные точки роста своих навыков в использовании компьютера!

Мы будем очень благодарны

если под понравившемся материалом Вы нажмёте одну из кнопок социальных сетей и поделитесь с друзьями.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector