Компьютер scorpion zs 256

Компьютер Scorpion zs 256 Turbo (далее просто Scorpion) в своей постоянной памяти имеет три доста­точно независимые друг от друга программы

Данное Руководство содержит основные сведения для правильной эксплуатации платы или компьютера Scorpion ZS 256 Turbo, а также необходимые материалы по подключению платы к монитору или телевизору, магнитофону, дисководу, усилителю низкой частоты.

Компьютер Scorpion ZS 256 Turbo (далее просто Scorpion) в своей постоянной памяти имеет три доста­точно независимые друг от друга программы. Во — первых, это интерпретатор языка Бейсик, который по совместительству выполняет еще функции операционной системы. После включения питания именно он первым получает управление и отвечает как за себя (выполнение собственно программы на Бейсике), так и за чисто системные функции (ввод и редактирование текста программы, загрузка из внешней памяти — с магнитофона, вывод на принтер, вызов «программы в кодах» и так далее).

Второй программой следует назвать дисковую операционную систему TR — DOS. Она вызывается из Бейсика и служит как бы его дополнением — через TR — DOS Бейсик получает доступ к другому устройству внешней памяти — дисководу. Необходимо отметить, что в данный конкретный момент времени на компьютере может выполняться одна программа. Это может быть либо сам Бейсик, распечатывающий экран на принтере; либо TR — DOS, вы­водящий на экран каталог дискеты, либо загруженная и запущенная через Бейсик игрушка. Объединить во времени эти программы обычными средст­вами невозможно.

Сервис — монитор — третья программа, находящаяся в памяти компьютера — разработана специально для Scorpion’a, Она дополняет Бейсик и TR — DOS, и делает возможным одновременное выполнение нескольких программ. Монитор позволяет остановить программу, выполнить некоторые действия, а затем продолжить работу прерванной программы. Термином «некоторые действия» обозначены команды теневого сервис — монитора, подробное

описание которого Вы найдете в этой книге.

Re: Полезная информация

Сообщение Advertiser » 20 май 2016, 13:03

shugal Опытный Сообщения: 566 Зарегистрирован: 29 дек 2012, 08:15:57 Предупреждения: 2 Откуда (Страна, Город): Россия, г. Чебоксары Благодарил (а): 77 раз Поблагодарили: 12 раз

Навороты звука

Помимо Covox, Sound Drive, DMA Ultrasound и General Sound, выпущенных ещё в каменном веке :), были придуманы такие устройства:

TS (Turbo Sound) — представляет собой ещё один звуковой процессор AY, расширяя количество каналов звука до шести. www.nedopc.com/TURBOSOUND/ts.php

TSFM (Turbo Sound FM) — «апгрейд» режима Turbo Sound. Помимо 6 каналов AY-звука, добавляется 6-канальный звуковой чип (FM синтез, аналогичен чипу, используемому в приставке Sega Mega Drive). www.nedopc.com/TURBOSOUND/ts-fm.php

Neo GS — обновлённый вариант платы General Sound. Как и General Sound, представляет собой, по сути, отдельный компьютер со своим процессором (Z80 на частоте 12MHz для GS, 24MHz для NGS), памятью (от 128Kb до 2Mb) и звуковым модулем: 4 (8 для NGS) канала звука, проигрывающих сэмплы из памяти. В Neo GS помимо этого присутствуют SD/MMC ридер, аппаратный декодер mp3 и DMA режим обмена данными с памятью спектрума. Neo GS так же может использоваться как акселератор для вычислений — в память устройства можно загружать произвольный код (в обычный GS тоже, но в отличие от NGS, в обычном GS не было DMA — отсюда очень медленная скорость обмена информацией между спектрумом и GS). www.nedopc.com/gs/ngs.php

реклама

Самым массовым стал вариант с 16 Килобайт ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) и 48 Килобайт ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) – так называемый ZX Spectrum 48K. В ПЗУ был «зашита» программа, содержащая в себе интерпретатор языка программирования Бейсик (Basic). По сути это была операционная система. Её загрузка и сброс происходила за пару секунд. Пользователя встречала надпись « 1982 Sinclair Research Ltd”.

Чтобы продвинуться дальше начального экрана, требовалось стать матерым программистом и доказать это, взломав базу Пентагона. Нет, конечно! Но отчасти научиться программированию требовалось, если пользователь желал не только играть в одни лишь игры, но и ломать их, обеспечивая герою игры бессмертие. А просто для загрузки игры достаточно было набрать на клавиатуре Load ”” и включить магнитофон с аудиокассетой в нужном месте на плёнке. Освоившие Бейсик могли писать собственные программы на любую тематику. Стоит заметить, что программы, написанные на Бейсике, работали довольно медленно на Спектруме, если не выразиться крепче, а потому игры и прочие «тяжелые» программы писались в основном на Ассемблере. А это уже уровень действительно программиста. Впрочем, некоторые «пацаны» того времени осваивали и Ассемблер в домашних условиях. И это несмотря на то, что достать необходимую литературу было не так-то просто.

Разрешение графики составляло невероятные 256×192 точек из 8 цветов с двумя уровнями яркости, плюс режим мигания. Особенность состояла в том, что активная область не заполняла весь экран, а располагалась по центру. Вокруг активной зоны были большие рамки (бордюры). Их цвет можно было менять, но выводить на них информацию нет. При загрузке программ на бордюрах мелькали цветные полосы ровно в тон звукам с внешнего накопителя (магнитофона). Главной бедой и кошмаром было то, что каждый квадрат экрана размером 8 на 8 пикселей мог одновременно содержать лишь два цвета – цвет фона и цвет закраски. Это заставляло помучиться при создании графических изображений. И нередко цвета «наплывали» друг на друга. Сейчас это обозвали бы артефактами и фыркали бы от такого «графона». К примеру, знаменитый Dizzy менял свой белоснежный цвет на жёлтый, когда проходил мимо желтого дерева. Но нам, подросткам 90-ых, было на это плевать. Все недостатки системы заменяло воображение. Играя в Робокопа, в огромных пикселях мы видели именно Робокопа. Ведь до этого мы посмотрели наикрутейший фильм про него в местном видеосалоне, который представлял собой комнату с телевизором, видеомагнитофоном и двадцатью деревянными стульями перед ними. Играть за этого киборга был полный восторг! Правда, дойти игру до конца было очень непросто.

Scorpion

Плата компютера Scorpion ZS-256 Turbo

Первоначальная модель, выпускавшаяся с 1991 года.

File usage on Commons

There are no pages that use this file.

The following other wikis use this file:

  • Usage on ru.wikipedia.org

This file contains additional information such as Exif metadata which may have been added by the digital camera, scanner, or software program used to create or digitize it. If the file has been modified from its original state, some details such as the timestamp may not fully reflect those of the original file. The timestamp is only as accurate as the clock in the camera, and it may be completely wrong.

ROM прошивка ПЗУ

пока что сделал прошивку для 64К (ROM3 не используется, на A16 микросхемы ПЗУ подан 0)

В прошивке расположены (две прошивки)

0) Basic128 в котором первый пункт выбирает Quick Commander 3.05 /3.11 (вторая прошивка)

1) Basic48 (версия 2006 года)

2) Quick Commander 3.05 /3.11 (вторая прошивка)

Quick Commander выбирается записью единицы в первый бит порта #1FFD из пропатченной ROM Basic128

Теоретически можно использовать 128 К ROM (дополнительные 64К) выбирая 6-ой бит порта #1FFD, но у меня пока что нет времени с этим возиться Если будет время сделаю какую-нибудь менюшку для выбора 4,5,6,7 страниц ПЗУ или может еще кто возьмется за это дело.

Сделал еще один ром, который использую сейчас

Зашил в W27C512-45 (45ns. ), данная микросхема имеет 28 ног и может вставляться в стандартный разъем ПЗУ, правда нужно подвести к ней ROM1 и ROM2

0) Basic128 в котором первый пункт выбирает Real Commander

1) Basic48 (версия 2006 года)

2) Real Commander 1.96 HDD

3) TR-DOS 6.04 (хоть я и расширил память до 1024К, но с 1024К TR-DOS 6.11Q глючат некоторые программы, а RC таки дает использовать рам диск размером с дискету)

До 1024К в Кворум БК-04 расширял по схеме отсюда

PS: Внимание! По результатам использования данной схемы обнаружились глюки с некоторыми микросхемами FLASH используемыми для ROM, компьютер зависает и т.д., например, у меня стояла P28F001 90-го года, с ней всё глючило, подбирал разные микросхемы для данной схемы, с некоторыми глючило меньше, но всё-равно висло иногда, после замены на AT29F010A все глюки пропали, так что микросхемы можно ставить любые, хоть HC, хоть LS.

#8

OMEN III

Ниипите мне моск

  • На счете: -200 тугриков

Микроша (ПЭВМ Микрон-2)
Удалось даже поработать когда учился

8-разрядный микрокомпьютер, клон «Радио-86РК», частично совместимый с оригиналом. Серийно выпускался с 1987 года на Лианозовском электромеханическом заводе. Один из первых советских персональных компьютеров бытового назначения.

ТТХ
Как и «Радио-86РК», компьютер был сделан на наборе БИС К580.
Технические характеристики
Микропроцессор: КР580ВМ80А на тактовой частоте 1,77 МГц, быстродействие — 300 тыс. оп/с
Память: ОЗУ — 32 Кб, ПЗУ — 2 Кб
Устройство вывода: бытовой телевизор через видеовход либо в антенный вход через отдельный блок модулятора
Режим отображения: монохромный, 25 строк по 64 символа, знакогенератор содержит символы псевдографики, что позволяет имитировать графический режим 128 × 50 точек
Клавиатура: 68 клавиш
Внешняя память: бытовой кассетный магнитофон, скорость чтения/записи — 1200 бит/c
Порты: «Интерфейс 1», «Интерфейс 2», «Внутренний интерфейс»
Питание: внешний блок питания 220 В (в школьном варианте — 42 В), на выходе — +5 В, −5 В, +12 В, потребляемая мощность — не более 20 Вт
Размеры: системного блока — 390 × 230 × 55 мм, блока питания — 160 × 100 × 100 мм, модулятора — 100 × 30 × 40 мм

Теоретическая возможность подключения периферии через системный разъём:
увеличение объема ОЗУ
увеличение объема ПЗУ
подключение НГМД через внешний контроллер
программатор ППЗУ
электронный диск ОЗУ или ПЗУ
обеспечение связи с удаленными ЭВМ (связной контроллер)

Изображение

Тип Домашний компьютер
Выпущен 1987
Выпускался по 93
Процессор КР580ВМ80А
Память ОЗУ — 32 Кб, ПЗУ — 2 Кб
приём и выдача аналоговых сигналов (модуль ЦАП-АЦП)

Программное обеспечение

В поставку компьютера были включены кассеты с программами:
Загрузчик, редактор и ассемблер, дизассемблер, отладчик, редактор текстов, графическая программа, Быстрый счёт, Удав, Ксоникс, Тетрис, Пэкман, Лестница, Клад, Цирк
Бейсик
Выпуск 8: Микалк, редактор и ассемблер, дизассемблер, Теннис, Хоккей, Бармен, Муравейник, Мешанина
Выпуск 13: PASCAL, макроассемблер с отладчиком, Диггер, Boulder Dash, Паника, Реверси, Покер, Уголки
Выпуск 15: монитор ОЗУ, редактор структурных текстов, Шашки, RISE, XTRO, PAC-HALL, Пятнашки

Отличия от Радио-86РК

Несмотря на заявленную программную совместимость с Радио-86РК, Микроша имеет ряд аппаратных и программных отличий, из-за которых прямое использование ПО от Радио-86РК становится не всегда возможным, требуется адаптация:
Внутренние устройства имеют другие адреса. Все они находятся в верхних 16 КБ адресов, вместо верхних 32 КБ в РК.
Знакогенератор имеет вдвое больший размер, добавлен кириллический шрифт с прописными и строчными буквами (одновременное использование символов из двух наборов невозможно).
Добавлен таймер КР580ВИ53 для генерации звука и других целей.
Скорость и формат ввода-вывода на магнитную ленту отличается.
Программа встроенного Монитора изменена с учётом вышеперечисленных отличий. Также в ней отсутствуют некоторые функции ввода-вывода, имевшиеся в РК.

Таким образом, возможно использование только тех программ, которые не обращаются ко внутренним устройствам напрямую. Для загрузки программ в формате РК и последующего сохранения их в формате Микроша использовался Монитор-загрузчик. Он загружался в ОЗУ с адреса #5800, и позволял загрузить программу в формате РК, после чего штатным Монитором Микроши производилось её сохранение.

Сообщение отредактировал OMEN III: 23 Апрель 2010 — 22:37

Disk Monitor и ROM-disk

Эти две доработки идут совместно, поэтому объединены в одно описание. Суть работы ROM-диска в том, что при нажатии на кнопку «ROM-диск» вместо ПЗУ с Бейсиком включается дополнительный банк ПЗУ, где расположено содержимое ROM-диска. Оно перекидывается в ОЗУ компьютера и оттуда запускается стартовое меню ROM-диска, откуда можно было выбрать нужную программу для работы.

Меню ROM-диска в компьютере «Балтик»

Это одно из возможных меню ROM-диска (в различных версиях ПЗУ были разные ROM-диски).

Интересная особенность схемы запуска ROM-диска: при нажатии кнопки «ROM-disk» на короткое время (примерно полсекунды) должен включиться банк ПЗУ с ROM-диском и одновременно произойти сброс компьютера. При этом по сбросу содержимое ROM-диска должно успеть скопироваться в память, прежде чем банк ПЗУ переключится обратно на «стандартное» ПЗУ.

Вот предложенная схема из журнала «Радиолюбитель»:

В этой схеме временной интервал включения банка ПЗУ с ROM-диском определяет постоянная разряда RC-цепочки. Мне не удалось добиться устойчивого и безглючного включения ROM-диска по этой схеме, поэтому я решил немного усложнить схему, но зато в результате ROM-диск стал включаться идеально:

DD1.1. убирает дребезг контактов кнопки. DD2.2 формирует короткий импульс сброса, DD2.1 формирует длинный импульс (порядка 0,5сек) включения банка ПЗУ с ROM-диском.

Если в меню ROM-диска нажать любую незадействованную клавишу (например, Enter), то в память компьютера с адреса #0000 загрузится программа Disk Monitor. При этом произойдёт «обычный» сброс компьютера в Бейсик, по зато теперь при нажатии кнопки «NMI» мы оказывается в Disk Monitor’е:

Окно программы «Disk Monitor» в компьютере «Балтик»

Disk Monitor — это по сути обычный монитор с соответствующим набором функций, которые позволяют просматривать, редактировать, сохранять и загружать данные с ленты или дискеты (при наличии контроллера дисковода). По команде Return можно возвратиться обратно в прерванную программу и посмотреть на результаты работы. Таким образом Disk Monitor очень похож на теневой сервис-монитор компьютера Scorpion ZS256. Список команд Disk Monitor’а есть в руководстве по эксплуатации компьютера (ссылка в конце страницы).

Для «Балтика» крайне желательно исправить формирование сигнала INT (описание доработки есть в журнальных публикациях). Без этого некоторые программы могли не работать на «Балтике», в частности не работает копировщик TF-Copy с ROM-диска «Балтика».

Adblock
detector