Практическая работа на уроках информатики
Практикум по информатике разрабатывается на основе рабочей программы дисциплины «Информатика и ИКТ» и включает методические указания по выполнению практических работ, предусмотренных программой. Практикум способствует формированию у учащихся соответствующих умений и навыков.
Практические работы направлены на овладение учащимися умений решения стандартных задач и приобретение навыков практических действий.
- соответствие содержания практических заданий изученному теоретическому материалу учебной дисциплины;
- максимальное приближение содержания практических заданий к реальной действительности;
- поэтапное формирование умения, т.е. движение от знания к умению, от простого умения к сложному и т.д.;
- использование типовых документов, инструкций, бланков и т.п.
- использование последних версий программного обеспечения.
Каждый обучающийся заводит рабочую тетрадь по практикуму, в которой кроме заданий-вопросов должно быть предусмотрено место для ответов учащегося и оценочных заключений мастера. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Основная цель рабочей тетради по практикуму — постоянное получение знаний, формирование навыков самостоятельной работы, умение использовать эти знания в различных ситуациях при работе на компьютере.
В процессе выполнения практических работ обучающиеся расширяют и углубляют знания по изучаемым темам, проверяют их достоверность, учатся работать с прикладным программным обеспечением и аппаратными средствами компьютера.
Практические работы являются связующим звеном между теорией и практикой, способствуют развитию самостоятельности, эффективно содействуют формированию специальных знаний и умений, четкому представлению о информатике как науке.
- Практические работы позволяют учитывать с одной стороны специфические особенности и способности отдельных обучающихся, их уровень подготовки, с другой стороны, — вырабатывать умения работать на компьютере.
- Практические работы способствуют формированию технического мышления обучающихся и повышают их общеобразовательную подготовку.
- Проведение практических работ у обучающихся вызывает большой интерес исследовательского характера.
В структуру практических работ должны входить следующие компоненты:
Преподаватель определяет тему занятий, формирует ее цель, разрабатывает задание, ставит перед обучающимися вопросы, требует их разрешения, проводит соответствующий инструктаж по выполнению работ, дает методические указания.
Самостоятельная работа обучающихся.
Намечают пути решения поставленных задач, решают их посредством необходимых действий
Преподаватель анализирует работу обучающегося, выявляет ошибки и определяет причину их возникновения.
При проведении практических работ возможно применение фронтальной и дифференцированной формы организации занятий.
При фронтальной форме все обучающиеся выполняют одну работу, инструктирование проводится со всей группой одновременно на особенностях выполняемой работы.
При дифференцированной форме организации занятий обучающиеся делятся на группы, объем, и сложность задания могут быть различными и заранее определяются преподавателем.
При выполнении практических работ предусмотрено обязательно изучение и выполнение требований техники безопасности, правил аварийной безопасности, основ гигиены труда.
Для выполнения этих требований разработаны инструкции по технике безопасности при работе с ЭВМ.
- четкая подготовка целей обучения, воспитания и развития;
- соответствие содержания обучения уровню современной науки и техники, умение ставить проблемы, разрешать их, проверять итоги своей работы, доказывать их правильность;
- научно обоснованный отбор содержания учебного материала, установление связи с ранее изученным материалом, определение материала оснащения урока, наиболее эффективное сочетание приемов и методов обучения.
Количество заданий в практической работе определяется их сложностью. Задания должны соответствовать названию и цели работы и быть логически связанными между собой. Перед практическим заданием должны быть помещены методические рекомендации по его выполнению. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Методические рекомендации по выполнению задания, связанного с освоением пакета прикладных программ, должны содержать алгоритм (последовательность шагов) по выполнению данного задания. При этом следует избегать избыточности в изложении, не описывать подробно одно и то же действие несколько раз. После задания, алгоритм выполнения которого изложен полностью, можно дать аналогичное задание, которое обучающийся должен выполнить самостоятельно.
Учитывая все требования практических занятий необходимо так организационно построить каждый урок, чтобы сохранить работоспособность обучающихся, дать им прочные знания, умения и навыки.
Компьютер — это здорово!
Творческая работа учащихся показывающая какое место занимает компьютер в жизни человека.
Компьютер это здорово практическая работа
Тип урока: комбинированный.
Учебно-методическое обеспечение: ПК, проектор, учебник Информатика и информационные технологии. Учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006; раздаточный материал, презентация к уроку интерактивная доска.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к занятию.
Просмотр позитивного ролика перед началом работы.
II. Актуализация ранее изученного материала.
1. Маркировочная таблица ЗУХ. ( Каждому ребёнку раздаётся « Маркировочная таблица» . На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья.
Узнал новое
Хочу узнать подробнее
2. Фронтальная работа.
- Что такой файл? Файловая система?
- Что такое графический интерфейс операционной системы?
- Какие основные элементы окна Вам известны?
- Найдите ошибки в каталоге
3. Деление учащихся на группы ( Каждому ребёнку раздаётся фигура: круг, квадрат, треугольник, ромб, затем дети комбинируются в зависимости от того у кого какая фигура и образуются группы круг, квадрат, треугольник, ромб)
III. Изучение нового материала. ( Презентация ).
1. Сообщение темы урока (отгадывание кроссворда).
- Один или несколько файлов объединенные и сжатые для уменьшения информационного объема.
- Устройство вывода информации, предназначенное для вывода на бумагу текстовой, числовой и графической информации.
- Последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных.
- Устройство ввода символьной информации.
- Устройство ввода графической информации в оперативную память компьютера.
2. Вступительная беседа.
– Назовите несколько общих признаков человека и компьютера. Сравните их по функциональным возможностям.
Компьютер – это электронный аналог человека. Человек, как любой биологический организм, подвергается воздействию различных болезнетворных вирусов.
– А может ли «заболеть», «заразиться» вирусом компьютер?
Вот сегодня мы и узнаем: Как это происходит, как этого избежать и как «вылечить» компьютер? Сколько существует компьютерных вирусов, как они себя ведут, попав «в организм» компьютера? Последствия заражения компьютерным вирусом. Каковы они?
3. Объяснение нового материала.
Компьютерный вирус – это специально созданная небольшая программа, предназначенная для нарушений работы компьютера. Записываясь в системные области диска или приписываясь к файлам и производит различные нежелательные действия, которые, зачастую, имеют катастрофические последствия.
- 1959 год – на ЭВМ IBM 650 обнаружен вирус, который «съедал» часть слов.
- Первая «эпидемия» компьютерного вируса произошла в 1986 году, когда вирус по имени Brain (англ. «мозг») заражал дискеты персональных компьютеров.
- 1988 год – Роберт Моррис в США написал вирус, поразивший 2000 компьютеров.
В настоящее время известно более 50 тысяч вирусов, заражающих компьютеры и распространяющихся по компьютерным сетям. К концу 1989 года в ряде стран (США, Великобритания, ФРГ) находятся на рассмотрении законы, предусматривающие для разработчиков компьютерных вирусов значительные сроки тюремного заключения. (В США до 15 лет).
Человек, как биологический организм, подвержен различным воздействиям внешней среды, в том числе и различным заболеваниям, причинами возникновения которых, иногда, являются вирусы и бактерии, проникающие в организм человека из вне.
– Попробуйте описать этапы и последствия заражения человека каким-либо вирусом (акцент на следующие моменты):
- проникновение вируса в организм человека происходит извне;
- способность вируса к саморазмножению;
- активизация некоторых вирусов не сразу после проникновения в организм, а через некоторое время.
Активизация может наступить:
- Наступлением определённой даты или дня недели.
- Запуском программы.
- Открытием документа и т.д.
Типы вирусов по среде обитания:
- Могут передавать по компьютерным сетям свой программный код и запускать его на компьютерах, подключенных к этой сети.
- Заражение сетевым вирусом может произойти при работе с электронной почтой или при «путешествиях» по Всемирной паутине.
5 мая 2005 года началась всемирная эпидемия заражения почтовым вирусом, когда десятки миллионов, подключенных к сети Интернет, получили почтовое сообщение: I LOVE YOU, в результате чего и произошло лавинообразное заражение вирусами.
- Внедряются в программу и активизируются при их запуске.
- Могут заражать другие файлы до момента выключения компьютера.
Макровирусы
- Заражают файлы документов, например, текстовых документов.
- Угроза заражения прекращается только после закрытия текстового документа.
Избежать заражения вирусами практически невозможно, поэтому необходимы регулярные профилактические мероприятия:
- Тестирование компьютера на наличие вирусов с помощью антивирусных программ.
- Проверка дискет и дисков на наличие вирусов.
- Защита своих дискет от записи при работе на других компьютерах.
- Создание архивных копий ценной для вас информации.
- Регулярное обновление антивирусных программ.
4. Антивирусные программы.
5. Правила техники безопасности при работе за компьютером.
Стоим по два человека. учитель показывает разноцветные ладони.
Зеленый-хлопаем по плечу
Красный-тремся спинами
Желтый-здороваемся
( Дети становятся в круг, берутся за руки затем каждый говорит положительные эмоции и все дружно поднимают руки вверх и говорят это здорово)
7. Практическая работа учащихся (Работая группой детям необходимо отобразить своё восприятие вирусов и антивирусных программ на флипчарте затем защитить свою работу).
8. Проверка выполнения практической работы. Анализ результатов.
9. Рефлексия.
А)Написание синквейна.
Душевный, открытый
Любит, ищет, думает
Много идей — мало времени
Суетливый, крикливый
Объясняет, объясняет, ждет
Когда окончится эта пытка?
Б) Детям раздаются стикеры двух цветов на одном они пишут положительные эмоции от проведённого урока на другом отрицательные, затем клеют на заранее приготовленный ватман, который разделён на две половины на «+» и «-».
Компьютер и здоровье
«Компьютер в жизни человека» — Цель нашей беседы. Я очень люблю слушать плеер. Результаты анкетирования. Компьютер — помощник человеку. Компьютер — это здорово. Анализ использования компьютера в жизни человека. Применение компьютера. Мы не можем представить современную жизнь без компьютера. Компьютер играет очень большую роль. Как компьютер помогает человеку в повседневной жизни.
«Ребёнок сидит за компьютером» — Интерактивное средство. Симптомы компьютерной зависимости. Анкета для детей. Виртуальный мир. Компьютерной проблемы не существует. Стратегии. Любимый ребёнок. Компьютер. Синдром компьютерного стресса. Компьютерная зависимость. Компьютерные игры. Приключения. Анкета для родителей. Проблемы. Игры. Минусы.
«Ребенок за компьютером» — В наши дни компьютер становится привычным элементом не только в научных лабораториях, но и дома, в школьных классах. Безопасность детей в Интернете . Теперь рассмотрим социальный, эмоциональный и личностный аспекты занятий детей на компьютере. У пользователей компьютером нарушается зрение, происходит утомление мышц рук, позвоночника, наступает общая слабость.
«Компьютер для школьника» — Сегодня за компьютером сидят и малыши! Нормой считается, если ученик проводит за компьютером 2–3 ч в день. Руки свободно лежат на столе. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Стул должен быть обязательно со спинкой. О постоянном желании играть в компьютерные игры сообщили 5,5% учеников.
«Компьютер друг или враг человека» — Компьютер и здоровье. Жизнь. Зрительная гимнастика. Учебная деятельность. Полезные сайты. Компьютер и общение. Враг. Правила для поддержания здоровья. Компьютер не может сам принести вред или пользу человеку. Компьютерные игры. Друг. Плечевой пояс. Компьютер.
«Компьютер для детей» — Schoolout.ru. В чем может помочь компьютер. Тесты. Работа в группах. Аудиокниги. Стратегии. Постановка проблемы. Компьютерные программы в помощь ученику. Чем опасен компьютер? Ситуация… Справочники. Рефлексия. Меня удивило, что … Мораль сей басни такова… Компьютер и здоровье ребенка. Обучающие и развивающие игры.
Лабораторная работа 5
Вычислительная техника является определяющим компонентом таких составляющих научно-технического прогресса, как робототехника и гибкие производственные системы, автоматизированные системы проектирования и управления. С широким внедрением вычислительной техники в народное хозяйство связывается возможность перевода его на путь интенсивного развития.
Миниатюрная вычислительная машина (микропроцессор) становится составной частью практически любого прибора, устройства, агрегата. Нет ни одной отрасли промышленности, где применение вычислительной техники не сулило бы существенного выигрыша в эффективности производства, совершенствования качества выпускаемой продукции.
С широким использованием вычислительной техники связываются планы по коренному совершенствованию систем телевизионной и телефонной связи, медицинского обслуживания населения, образования.
Попытка сжать настольный компьютер до размеров плитки шоколада дала рождение новому классу компьютеров — КАРМАННЫХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ (КПК)