Когда вышла самая первая компьютерная игра

Когда вышла самая первая компьютерная игра?

Вам интересно, в каком году вышла самая первая компьютерная игра в мире? Когда это случилось? Оказывается, точная дата — это далеко еще не все. И произошло это не в одночасье.

История компьютерных игр начинается еще в 40-ых – 50-ых годах прошлого столетия . Тогда первые разработчики пытались создать простые симуляции. Изначально компьютерные игры в их примитивном виде не пользовались спросом, но к началу 1980-ых они обрели долгожданную популярность, став частью игровой поп-культуры.

До сих пор нельзя с точной уверенностью сказать, кто из трех разработчиков был основателем компьютерных игр: Ральф Баэр — разработчик в сфере телевидения, Уильям Хигинботам —создатель игры «Tennis for Two» и Сенди Дуглас, перенесший «крестики-нолики» в компьютерную версию «ОХО». Все они начали свое дело приблизительно в одно и тоже время, а мнения специалистов расходятся в том, кого считать основателем. Судите сами.

1946: системы обработки данных первого поколения

ENIAC

ENIAC

В 1946 году исследователи Экерт и Мочли изобрели первый полностью электронный компьютер, ENIAC, электронный числовой интегратор и компьютер. Он использовался армией Соединенных Штатов для расчета баллистических таблиц. ENIAC владел базовыми математическими операциями и умел вычислять квадратные корни.

Глава I. Маленькие миры на больших компьютерах

Разговор о самых первых компьютерных ролевых играх требует двух важных оговорок. В середине 70-х компьютеры еще не были персональными и представляли собой огромные машины, занимавшие порой отдельные помещения, и были оборудованы подключенными в единую систему терминалами. Доступ к ним был у немногих избранных, а единственными из них, кому могла прийти в голову делать для этих компьютеров игры, были студенты технических университетов. Соответственно, ни у одной из созданных этими первопроходцами игр не было никаких шансов на коммерческий релиз. Технические аспекты первых CRPG ограничивались мощностями учебных компьютеров, а амбиции их создателей — возможностью испытать свои силы в программировании и козырнуть перед однокурсниками: «Смотри, чего умею!»

Мейнфрейм ILLIAC I

Сейчас уже сложно установить, какой была первая видеоигра, которую можно было бы отнести к жанру RPG. Многие из них безнадежно сгинули в пучине истории. Например, теоретически претендующая на почетное первенство игра под названием m199h, созданная в 1974-м в Университете Иллинойса почти сразу после выхода первой редакции D&D, была попросту удалена кем-то из преподавателей — компьютеры ведь созданы для обучения, а не для игрушек. Зато вот появившаяся примерно тогда же The Dungeon сохранилась до наших дней. Она также известна как pedit5 — это название исполняемого файла, который юный разработчик Расти Рутерфорд замаскировал под учебный. От удаления смекалочка игру не спасла, но исходный код уцелел, и сыграть в нее можно даже сегодня — только придется помучиться с эмуляцией древних компьютеров.

Подобных игр тогда выходило несметное множество, и они мало чем друг от друга отличались, кроме названий: Moria, Avatar, Oubliette, Orthane и еще множество поделок с именем автора в заглавии. Все они выглядели и игрались примерно одинаково: созданный по лекалам D&D персонаж перемещался по подземелью с видом сверху, сражался с монстрами и собирал сокровища. По большим праздникам разработчики сопровождали свои творения примитивным сюжетом. Вот еще одна из ранних попыток перенести популярную ролевую систему в виртуальный мир — игра под незатейливым названием dnd.

Привыкшие к современным RPG геймеры от увиденного могут испытать культурный шок. Но даже по меркам середины 70-х эти игры казались примитивными. Причем не в сравнении с другими жанрами видеоигр, а в сравнении со все теми же настолками. Если за игровым столом в компании друзей подробности приключения и игровой мир в деталях рисовало воображение игроков, и лишь оно ограничивало пределы игры, то скудная презентация этих ранних видеоигровых экспериментов и близко не давала такого опыта. Тем более речи не шло ни о каком серьезном отыгрыше роли и глубоком нарративе, к которым нас приучили вышедшие многим позже шедевры жанра. Чтобы называться компьютерной RPG, в те годы игре достаточно было обладать какой-никакой системой прокачки, да давать возможность отыгрывать в бою воина или мага. По сегодняшним стандартам эти игры, скорее бы отнесли к адвенчурам или dungeon crawler’ам, а их прямой наследницей с натяжкой можно назвать какую-нибудь Torchlight, но уж точно не Baldur’s Gate.

Как это ни удивительно, текстовые видеоигры появились позже графических

В том, что касается сюжета, диалогов и повествования в целом для жанра гораздо больше сделала игра, которую даже в 1976 году никому не пришло бы в голову назвать ролевой — Colossal Cave Adventure. По сути это прабабушка всех текстоцентричных игр: от RPG с объемными диалогами до интерактивных сериалов и даже визуальных новелл. Она могла бы быть стандартной адвенчурой про исследователя пещер, пытающегося найти сокровища в лабиринте, каких было немало. Вот только ее создатель Уилл Кроутер решил полностью отказаться от графики, забив экран монитора детальным описанием окружения, и тем самым не только вновь отдал бремя проработки деталей на откуп фантазии игрока, но и легитимировал текстовый нарратив для всех будущих разработчиков.

Еще не RPG, но уже MMO

В 1986 году студенты Эссекского университета Рой Трабшоу и Ричард Бартл попытались перенести геймплейную основу Colossal Cave Adventure в онлайн-режим. Проект под названием MUD (Multi-User Dungeon) заложил основы многопользовательских игр и стал именем нарицательным для целой ниши сетевых развлечений. Пробираясь через заготовленное создателями приключение пользователи могли обмениваться сообщениями, взаимодействовать между собой — и все это в текстовом режиме. Особенный всплеск интереса к культуре MUD возник в начале 2000-х, когда Интернет стал общедоступен, а некоторые из них, кстати, дожили до сегодняшнего дня. Актуальную информацию о функционирующих MUD’ах можно найти в соответствующей онлайн-энциклопедии.

Современный Multi-User Dungeon

Наконец, чтобы подвести черту под веком мейнфреймов, необходимо упомянуть еще одну игру, ставшую началом целого поджанра: Rogue. Любопытно было бы узнать, какой процент геймеров, использующих термин rogue-like или, как у нас все чаще говорят, «рогалик», знает о том, что он восходит именно к этой игре? Ну а те, кто помнит, что эта легендарная игра из себя представляла, — вообще, должно быть, вымирающий вид. Исправим же это недоразумение. Полностью основанная на текстовой псевдографике разработка Майкла Тоя и Гленна Вичмана была посвящена исследованию случайным образом создававшихся подземелий со случайным же расположением врагов и предметов (это почти за 20 лет до выхода Diablo!). При этом каждый последующий уровень подземелья становился сложнее предыдущего. Вкупе с механикой permadeath (после смерти персонажа нельзя было загрузиться, только начать заново) это не только разнообразило привычную геймплейную схему, но иобеспечило максимальную реиграбельность. Говорят, главной целью разработчиков Rogue было создать CRPG, которая могла бы удивить даже их самих.

И все же полноценный фундамент жанра был заложен позднее. С распространением домашних компьютеров, главным из которых на рубеже десятилетий стал легендарный Apple II, началась новая эпоха для видеоигр в целом. И у этой эпохи были свои главные лица.

Action-Adventure

Legend of Zelda Breath of the Wild

Чаще всего в action-adventure сочетается две игровые механики – квесты или испытания на протяжении всей игры, которые нужно проходить и преодолевать, используя собранные предметы или инструменты, а также элемент экшена, где применяется различное оружие и снаряжение.

Это может показаться несколько запутанным, поэтому проще объяснить на примере. В Legend of Zelda Линк должен пройти восемь подземелий, чтобы собрать разрозненные части Трифорса Мудрости. После того, как он найдет все восемь частей и соберет артефакт, можно попасть в девятое и последнее подземелье, чтобы спасти Принцессу Зельду. Для сбора удаленных предметов и атаки Линк использует бумеранг.

Игры жанра action-adventure типа The Legend of Zelda больше сосредоточены на исследовании, решении головоломок и поиске добычи, а простая боевка является скорее вспомогательной по отношению к геймплею в целом.

Интересный факт: К жанру action-adventure часто относят игры, которые не соответствуют критериям других жанров. Первой action-adventure считается игра 1979 года с говорящим названием Adventure для Atari 2600.

Survival-horror

Resident Evil 5

В играх жанра survival-horror, например, Resident Evil, для создания мрачных и суровых сеттингов часто используется серьезная тематика. Во многих подобных играх изображается насилие и кровь, поэтому они предназначены только для взрослой аудитории. Обычно такие игры могут похвастаться захватывающим геймплеем, усиленным ключевым элементом механики: ограниченными ресурсами, например, боеприпасами или оружием.

Интересный факт: Resident Evil – одна из наиболее успешных игровых серий в истории, в рамках которой появилось множество продолжений, фильмов, игрушек, книг и настольных игр. А согласно геймерскому изданию Книги рекордов Гиннесса первой Resident Evil для PlayStation принадлежит рекорд худшего диалога в истории видеоигр.

Метроидвания

Hollow Knight

Этот жанр обязан своим названием двум вдохновившим его играм, Metroid и Castlevania. Метроидвании похожи на обычные action-adventure, но они нелинейны и часто требуют от игрока возвращаться назад или ограничивают его развитие, пока он не найдет конкретный предмет или особый инструмент. «Апгрейд» вашего персонажа новым оружием, способностями и другими усилениями открывает доступ в «особые» места игры – но не забудьте о сражениях с боссами, еще одной отличительной характеристики жанра метроидвании.

Minecraft

Minecraft — это виртуальная песочница, которая дает игрокам все инструменты, необходимые для исследования и изменения огромного мира, сбора ресурсов и создания почти всего, что они могут вообразить. Буквально — самая идеальная песочница, которая до сих пор существует и собирает огромную аудиторию: от японских школьниц до суровых сталеваров из Чебоксар!

Здесь даже особо нечего сказать — эта игра до сих пор популярна, даже несмотря на свою простоту в геймплее. Особую популярность Майнкрафту дает поддержка модов, которые позволяют изменять игровой процесс практически до неузнаваемости. Причем сами моды могут быть какими угодно — от простых визуальных и до хоррор модов.

Игра скоро отметит свое десятилетие, возможно, даже покажет нам что-то новенькое. Я не знаю что это будет, но ставлю десятку на круглые кубы. Если кто-то хочет поспорить вместе со мной — милости просим.

Дата релиза: 2011

ТОП 20 самых популярных игр на ПК и мобильные телефоны за последние месяцы

Мультиплеер правит миром

В 1999 году студия Rebellion снова выпустила шутер Aliens vs Predator – на этот раз уже для РС. Кроме необычной сюжетной кампании, позволяющей поиграть за Человека, Чужого и Хищника, игра содержала мультиплеер, который сейчас модно называть «ассиметричным» – участники заведомо поставлены в неравные условия, что оказывает влияние на игровой процесс: Хищник сильнее, Чужой быстрее и незаметнее, Человек лучше вооружен.

Aliens vs Predator, 1999

В этом же году как из рога изобилия посыпались знаковые для индустрии сетевые шутеры – Counter-Strike, Unreal Tournament, Quake 3 Arena; между двумя последними развернулось жаркое противостояние: фанаты вели настоящие войны на игровых форумах, споря, какой из шутеров лучше. Но проверку временем выдержал только CS – сегодня, когда франшизы Unreal и Quake интересны только ностальгирующим поклонникам, современная версия Counter-Strike живет и здравствует, стабильно оставаясь в первой десятке топа продаж сервиса Steam.

Quake 3 Arena, 1999

Эволюция анимации и спрайтов

13:10 Анимация — жизненно необходимая часть создания реалистичного движения в играх. И во времена, когда ещё не существовало захвата движения, художники использовали технику ротоскопирования. Она заключалась в том, что изначально анимация снимается в реальности с живыми актёрами. Потом поверх видео кадр за кадром обрисовывают анимацию самих спрайтов. Процесс трудоёмкий, но только так можно было получить реалистичное движение.

Примечание Ротоскопирование использовалось не только в играх, но и в мультипликационных техниках.

13:53 Одно время была популярная оцифровка изображений. Спрайты создавались непосредственно из фотографий или видео. Самая первая игра с оцифрованными спрайтами — Journey (1983). В ней подставлялись фотографии членов музыкальных групп в игроков. Спустя 5 лет вышла Rarc — 32-битная аркада с тысячами цветов и удивительной оцифровкой.

14:52 Хорошо проработанная анимация и качественная оцифровка часто встречалась в файтингах. Безусловно, победителем в этом жанре стал Mortal Kombat (1992). Фотореалистичные персонажи и безумный экшен сделали эту игру эпатажной, что в свою очередь обеспечило её популярность.

Фотореалистичная графика в Mortal Kombat

15:35 С развитием мультимедийных технологий появилось больше места для предварительно обработанного контента и даже полноценного видео. Но ничего стоящего тогда из этого не вышло. Стало понятно, что будущее не за интерактивными фильмами.

Чем хороша первая версия Minecraft?

Основы игровой серии были заложены еще в начальных версиях. Карта представляет собой набор случайно генерируемых биомов, куда помещается игрок. Первая официальная версия позволяет оценить прогресс, которого достигли разработчики за много лет. Игра подходит для слабых компьютеров и телефонов из-за низкого уровня графики и детализации. Несмотря на то, что создатели остались верны блочной структуре, общее качество текстур и дальность прорисовки мира выросли в разы.

Первая-версия-Майнкрафт

1996-2000: Интернет приобретает все большее значение

В эти годы ученый-программист Тим Бернерс Ли разработал язык разметки HTML, протокол передачи HTTP и URL-адрес — унифицированный указатель ресурсов, чтобы дать каждому сайту имя и передать контент с веб-сервера в браузер. Начиная с 1995 года было доступно множество веб-редакторов, что позволило многим людям создавать свои собственные сайты.

PowerMac G5

В 2003 году Apple выпустила PowerMac G5. Это был первый компьютер с 64-битным процессором. В 2005 году Intel создала первые двухъядерные процессоры.

В последующие годы основной курс развития стал направлен на разработку многоядерных процессоров, расчеты на графических чипах и также планшетных компьютерах. С 2005 года начали учитывать экологические аспекты при дальнейшей разработке компьютерной техники.

Adblock
detector