Каждый день появляются все новые доказательства того, что мы сходим с ума. Я, например, постоянно вижу то, чего не может быть. Скажите, у вас так бывает? Мотаете головой? Уверены в собственной вменяемости? Может, все-таки поспорим? Или вы уже немного испугались?
На фото: Успокойтесь, если вам кажется, что перец или огурец злобно на вас смотрит. Видеть это – совершенно нормально, это всего лишь парейдолия
Я хочу поговорить о явлении парейдолии, которое меня очаровывало с детства. Это что-то вроде зрительной иллюзии. Наш мозг работает странным образом. Думаю, нам просто хочется, чтобы даже неодушевленные предметы были антропоморфными, не говоря уже о насекомых или растениях.
Очень часто люди интерпретируют мир на основе своих ожиданий и ищут вокруг себя подобные вещи. В одном из своих стихотворений Иосиф Бродский отмечает не что иное, как явление парейдолии, видя в облаках очертания коня или чьего-то лица: « О облака Балтики летом! Лучше вас в мире этом я не видел пока. Может, и в той вы жизни клубитесь – конь или витязь, реже – святой».
Кстати, известная поговорка «Когда кажется – креститься надо» возникла на Руси, когда бытовало мнение о том, что нечистая сила неустанно искушает людей, подсовывая им осуждающие мысли о намерениях ближних и их поступках. Кроме того, бесы показывают и визуальные или звуковые образы, но реже.
Большинство из представленных здесь фотографий – без указания авторов, так как они ходят по просторам интернета и пересылаются почтой уже не один год. На их основе сложились новые интернет-мемы «мой упоротый друг» и «наркоман штоле», намекающие на то, что только человек, находящийся под действием интоксикации может видеть подобные вещи. Но мы-то с вами знаем, что горячительные напитки и наркотики здесь точно не причем. Просто мы любим окружающий мир, обладаем отличным чувством юмора и умеем кайфовать от жизни!
1. Веселится и ликует весь народ.
2. Удивленный дом
3. «А ты опять сегодня не пришла. » или размышления о тщете всего сущего.
4. Статуя с острова Пасхи
5. Чем яблочная сова отличается от амбарной? Только вкусом и сроком хранения
6. — Только сунься в рассол — узнаешь, почем фунт лиха!
7. — Чувачок, давай перетрём?
8. Счастливый, потому что влюбленный в небо!
10. Улыбка кофейного бога
11. Сорок из ларца одинаковы с лица
12. — Помогите, меня похищают!
13. «Звякнуть ему или пусть поспит?»
14. — Пойдем-ка покурим-ка!
15. — Глаза-б мои не видели твоих бездарных стихов!
16. — Я расскажу вам удивительную историю о дереве, неблагодарной птице и уэльском садовнике.
17. — А потом я сказала этому чемодану: «Голубчик, внешность-внешностью, а твое внутреннее содержимое меня разочаровывает!»
Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя, если этого желания нет – креститься не надо
После долгих колебаний между нашей языческой верой и православием я решила принять христианство. В храме меня направили на огласительные беседы. Молодой человек, который их вёл, неожиданно для всех присутствующих вдруг начал доказывать, что нам не надо креститься.
После долгих колебаний между нашей языческой верой и православием я решила принять христианство. В храме меня направили на огласительные беседы. Молодой человек, который их вёл, неожиданно для всех присутствующих вдруг начал доказывать, что нам не надо креститься. Он спрашивал: «Зачем вы хотите креститься? Для чего?» Люди отвечали разное. Кто-то говорил, что для здоровья, кто-то – для того, чтобы жить легче стало с Божьей помощью, кто-то надеялся защититься от сглаза и порчи, кто-то хотел совершенствоваться. Но ни один ответ нашего учителя не удовлетворил. Он принялся доказывать, что с такими мыслями креститься не стоит и… ДОКАЗАЛ. Я решила не принимать крещение. И всё же червь сомнения в душе остался. Может, всё-таки надо было? Хотя я до сих пор не знаю правильного ответа на вопрос: «Зачем креститься?» Нам не смогли объяснить этого на беседах. Может, попытаетесь вы?
Раиса.
Дорогая Раиса, получив Ваше письмо, я сразу вспомнила «любимый список крещёных людей» замечательного священника Дмитрия Смирнова: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Адольф Гитлер, Владимир Ленин, Феликс Дзержинский, Лаврентий Берия…
Отец Дмитрий говорит: «Если Вы веруете в Пресвятую Троицу и хотите стать членом Церкви, то надо креститься, потому что это реализуется только через таинство Крещения». Крещение означает новую жизнь, потому что Дух Святой нисходит на человека, – растолковывает священник и очень жёстко формулирует: «Крестить человека, который этого не понимает, всё равно, что крестить неразумное животное. Если крестим малыша, то взрослые должны понимать и воспитывать ребёнка соответствующим образом. Ведь крёстный от лица ребёнка обещает Богу, что этот маленький человечек вырастет христианином».
Поэтому, Раиса, замечательно, что Вы думаете о сути таинства, о том, как оно должно повлиять на Вашу жизнь. И надеюсь, эти размышления приведут Вас в храм.
Но ещё я поняла, кто же на самом деле «виноват» в том, что некоторых людей в якутских храмах отговорили креститься.
Ещё в 2002 году до Якутска дошли кассеты с записями огласительных бесед отца Михаила Зайцева, служившего тогда в Казанском храме г. Нерюнгри. Я спросила его: нельзя ли расшифровать эти плёнки и использовать их для печати? Ведь все, кого отец Михаил огорошивал своим странным для священника заявлением, к концу бесед понимали, что без Бога и Церкви им никак… Но батюшка не благословил. «Понимаешь, – объяснил он, – я никогда не повторяюсь на беседах. Всё зависит от того, кто передо мной сидит, какие люди, насколько они образованны, как настроены, и т.д., и в зависимости от того, как они реагируют на мои слова, я строю свою речь. Никогда нельзя перенимать схему. Без должного наполнения она всё равно не будет работать». Видимо, это и произошло. Схема не сработала.
Но, может, Вам, Раиса, поможет интервью, которое мы записали с отцом Михаилом на эту тему почти десять лет назад.
Не надо креститься?
В таинствах Церкви Бог доводит до человека благодать (особую Божественную силу), которую сами люди не способны стяжать никак иначе – ни молитвой, ни чтением Библии, ни даже великим подвигом, – доводит её как дар, через вещество этого мира: воды Крещения, хлеб и вино Евхаристии, миро Миропомазания. Таинство Крещения как бы раскрывает в человеке эту способность – к принятию даров Святого Духа. Христос говорит: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» ( Ин. 3, 5-7 ).
Но многие жалуются, что, принимая таинство Крещения, никакой благодати не чувствуют. А порой вообще ничего не чувствуют, кроме раздражения, как будто человеку что-то очень важное пообещали и не дали. Отчего так происходит? Почему не совершается рождение духовное? Или на самом деле оно происходит, но остаётся незамеченным, и крестившийся только думает, что продолжает жить в прежнем мире, а на самом деле перед ним открывается уже совсем иная реальность? Что требуется от человека, чтобы Крещение стало для него не только внешним, но глубочайшим внутренним событием? На эти вопросы мы попросили ответить священника Михаила ЗАЙЦЕВА.
– Отец Михаил, я слушала Ваши огласительные беседы (т.е. беседы, в которых перед совершением таинства Крещения вступающим в Церковь сообщается христианское вероучение) и была потрясена. Вы в самом начале на разные лады повторяли одну и ту же фразу: «Не надо креститься». Ну это как-то странно от священнослужителя слышать…
– Да, я сразу спрашиваю: «Что подтолкнуло вас к Крещению? Вы себе ответили: для чего я крещусь, зачем это нужно?» Без ответа на этот вопрос креститься не надо. Добра не будет. Крещение – это особый завет с Богом, особые отношения с Ним, которые могут иметь для человека различные последствия: либо мир и благополучие, либо… совершенно обратное.
Вы прекрасно видите, в каком состоянии находится наше общество – падение нравов, попрание морали, деградация и физическая, и интеллектуальная, и духовная, разгул преступности и т.д. Это ещё более ужасно с той точки зрения, что у нас сейчас 70% населения – христиане. И причём, простите, всех их угораздило покреститься в последние десять – двенадцать лет, на которые и приходится это дикое падение человеческое.
Страшная статистика, правда? Толпы пришли ко Христу – и соврали. Толпы солгали Богу! Мы получаем по заслугам, и всё, что вокруг происходит, весьма логично: даже человеку соврать – нехорошо, а уж соврать Богу! Понятно, чем должно кончиться.
– Почему это происходит?
– Из моего опыта, разговоров с людьми, идущими на крещение, могу констатировать, что подавляющее большинство слабо представляет, зачем это нужно и что дальше делать. Более того, цели, с которыми люди принимают крещение, часто противоположны тому, зачем вообще дано человеку это таинство. Большинство идёт вовсе не за тем, что надо искать в Церкви.
– Интересно, что обычно отвечают на Ваш вопрос?
– «Чтоб здоровье было получше», «…Ну, дела финансовые поправить», «Вообще, какая-то жизнь пошла тяжёлая», «Что-то с кем-то не получается», «Ребёночка надо покрестить, чтоб не болел, – не дай Бог, сглазят…» и т.д. и т.п. Вот с этим идти на Крещение не надо. Зачем? Такие вопросы следует решать другим порядком: хочешь здоровья? – иди в поликлинику, ищи хорошего врача; желаешь денег? – лучше работать надо; порча, сглаз – это тоже не из области религии. Очень редко удаётся услышать правильный ответ.
Правильный ответ
– А каков он? Скажите!
– Креститься нужно, чтобы стать христианином, жить так, как Бог учил, душу свою спасти. Может быть, другим на этом пути помочь. Этим исчерпывается цель нашего крещения.
Всё остальное – второстепенно. Будут земные блага, не будут – мы не знаем. Может, наоборот, гораздо хуже станет. Этот вопрос второго порядка. Принципиально то, что нам предстоит умереть, дать отчёт перед Господом о своих делах и получить либо полное счастье в Вечной жизни, либо совершенно полярное.
Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя. Если этого желания нет пока – креститься не надо. Стоит ещё подумать, порассуждать, попробовать прочувствовать.
То есть если человек ищет не Бога, а способ получить блага от Него – не надо креститься, повторять опыт миллионов несчастных людей, которые сами себя обманули (Бога обмануть нельзя). Крестятся, думают, что у них теперь всё хорошо будет, а всё наоборот происходит, потому что соврали Богу, получают соответствующее эхо.
Если человек не ищет личной встречи с Богом, если Бог для него что-то далёкое и непонятное – не надо креститься, рано. Если у вас нет уверенности в том, что ребёнок, которого вы собрались крестить, будет жить хоть в каком-то соприкосновении с этой идеей – «поиск Бога», если вы не готовы своей любовью и примером показать ему путь к Церкви, тоже не надо спешить, ничего хорошего не выйдет.
Вот если я ищу Бога, если я сам хочу быть похожим на Бога (а именно это – цель христианства – обожение!), вот тогда всё замечательно, тогда надо идти креститься и в дальнейшем жить соответствующим образом. Если нет жажды Бога, стремления к Нему, желания жить, исполняя волю Господа, по заповедям Его, креститься не надо – последнее потеряете, жизненная практика показывает.
– Со мной такое было, и только много позднее я поняла, почему жизнь после Крещения на меня так «обрушилась».
Митрополит Антоний Сурожский не устаёт повторять, что в православии (в отличие от язычества) нет магии, которую он определяет как «насилие человеческой воли, человеческого произвола над природой и над другим человеком», что таинство – это не обряд. Таинство церковное – «это непосредственные Божии действия, которые через материю этого мира каким-то образом до нас доносят, доводят какую-то искорку жизни Самого Бога». Но очень важно, что таинство совершается Богом над человеком не без самого человека.
Можно ли сказать, что тех, кто во время Крещения устремляется к Господу, Бог принимает в Свою обитель, подаёт помощь и утешение, а тех, кто рвётся совсем в другом направлении, Он силой не держит, отпускает в те безблагодатные области духа, находясь в которых человек (какие бы материальные блага ни приобрёл) открыт для воздействия на него «духов злобы поднебесной», а значит, несчастен?
– Чувствует человек это или не чувствует, но он открывается новой Божественной реальности, которая отныне будет определять его жизнь до самой смерти и, главное, после.
Я не только из опыта своего могу сказать, об этом говорит Священное Писание: человек, который живёт в мире с Богом, в гармонии с Ним, от многих бед защищён. И так защищён, что никакое зло сквозь эту защиту не пробьётся. Праведники у Бога на особом счету и под особым покровительством. Праведный – тот, кто правды Божией ищет, – не удовлетворения своих эгоистических, земных запросов, а Бога. Вот эти люди, безусловно, под особым покровительством Господа, это касается всех сторон жизни – и физической, и интеллектуальной, и финансовой, и социальной, и политической. Сам Христос учит не заботиться и не говорить «что нам есть? или что пить? или во что одеться?»: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6, 31-33 ). Вся история человека показывает, что тогда, когда люди близки с Богом, жизнь нормализуется, когда отношения с Творцом портятся, всё приходит в упадок.
Главное – надо понять: как человек приходит ко Христу, каким и зачем он приходит. Если Бог для него – лишь средство для решения земных проблем, о каком преображении может идти речь?
В руки, сложенные за спиной, не даётся ничего
– Значит, всё дело только в нашей внутренней готовности?
– Не только. Предположим, что человек идеально подготовлен, прошёл институт оглашенных (хотя бы те беседы прослушал, которые сейчас проводятся в храмах), предположим, воцерковился. Какие вопросы он ставит перед собой в качестве приоритетных после крещения? От этого всё зависит.
И ещё такой момент: мы покрестились во имя Духа Святого, но почему Его в нас нет? Тут надо помнить, что мы сотворены по образу и подобию Божиему. Образ есть. Подобия надо достигнуть. Иногда Господь при крещении даёт радость неземную, но она непостоянна, в силу того, что мы ещё во Христе непостоянны.
Всё необходимое в таинстве мы, безусловно, получаем и так или иначе это чувствуем, но стабильным такое состояние становится уже после того, как мы прошли свой личный путь. Да, мне дали всё в дорогу, снарядили всем при крещении. Но потом надо идти, а не сидеть на этих узлах с хорошим снаряжением.
– Мой крестник маленький, когда его крестили, слышал звон колоколов, которого на самом деле не было.
– Да, с такими вещами я не раз сталкивался, когда люди в момент крещения переживали некоторое откровение. Но всё, о чём я знаю, было лишь знамением. Нужен путь. В вере, как бы это помягче сказать, нет иждивенчества. Господь не допускает нас до этого. Благодать даётся тогда, когда она востребована, когда она созидает. Господь даёт в протянутые и жадные руки. В руки, сложенные за спиной, Он ничего не даст. Надо желать и просить, и всё дастся.
– А Вам не кажется, что есть ещё один момент. Я крестилась одна, и это было так таинственно и даже страшно, а вот большинство друзей моих и мама крестились среди большого количества народа – и это до некоторой степени мешает. Нет?
– Конечно, сам чин совершения Крещения очень важен. У нас в Нерюнгри при храме есть группа молодых людей, верующих, которые хотят чуть больше делать, чем просто в храм ходить. И к ним можно отсылать людей невоцерковлённых, только-только вступающих в Церковь. Народ ведь приходит самый разный. Один молодой человек, например, буквально был помешан на инопланетянах. Добрый парень, думающий, ищущий, он через общение с этой группой христиан пришёл к Богу. Или другой – музыкант, серьёзный, здравомыслящий, образованный… Для него стало откровением, как к нему отнеслись его сверстники: они говорили о Христе, об Евангелии, об Истине и пути к Богу, о божественном достоинстве человека, и он это для себя открывал. Они были обыкновенные люди, но он видел в них тот огонь, который в нём самом ещё не зажёгся.
Многие другие (обо всех не расскажешь) не ленились ходить в храм месяц-два, разговаривали с прихожанами, искали суть православия, Христа искали; пусть задавали поначалу совершенно жуткие вопросы, но они их задавали. Причём их никто не торопил с крещением. Ещё говорили: «Ты подожди, подумай хорошо, надо ли тебе это». Когда такие серьёзно подготовленные люди искренно приходили к вере, чувствовали, что Крещение им необходимо, я их крестил по одному, причём литургическим чином, очень рано, в пять утра. Представьте, в храме присутствуют только священник, тот, кто крестится, и его поручители. Горят свечи, мы совершаем литургию, крестим человека, тут же его причащаем – это на всю жизнь.
Конечно, мы не можем крестить всех так, как это в древней Церкви было, когда крещаемый чувствовал, что в данный момент жизни он центр всей общины. Проблема чисто технически трудно решаема при том, сколько людей идёт сегодня в храмы с желанием покреститься. Хорошо, если человек горит во время совершения Таинства, он никаких внешних неудобств даже не заметит, но основная масса рвётся на Крещение не готовой, в состоянии некоторой мечтательности, и этим людям нужно помочь прочувствовать Христа.
Я думаю, что Христос при Крещении рядом с каждым.
– А что бы Вы сказали тем, кто принял Крещение?
– Минимум ты прошёл, дальше многое от тебя зависит. Ты можешь больше узнать о вере, о Христе, о Церкви. Ты можешь больше сделать для себя, для близких, для братьев по духу, для всех людей во славу Божию. А можешь этого не делать – это твой выбор, мы за него ответственности не несём.
В любом случае, Крещение – только начало пути, который состоит из многих-многих шагов, открытий, падений, восстаний. Но это путь преображения, когда мы каждый раз на протяжении какого-то времени открываем в себе всё новые и новые грани богоподобия. Радостно – сознавать, кем я был и как душа обновилась. Это счастье.
Когда кажется — креститься надо
«Когда кажется — креститься надо» в книгах
«Кажется, был когда-то Гоголем»
«Кажется, был когда-то Гоголем» Марфа Степановна Сабинина, дочь православного священника Стефана Сабинина, рассказывает в своих записках о пребывании Гоголя вместе с графом Александром Петровичем Толстым в Веймаре летом 1845 года. Они пришли к ее отцу, и она в первый и
Когда кажется, что ты все знаешь
Когда кажется, что ты все знаешь Поскольку мы не можем ни расспросить самого лорда Кельвина, ни получить изображения его мозговой активности, мы так и не узнаем наверняка, каковы были причины его неуместного упрямства. Мы, разумеется, знаем, что те, кто почти всю
Когда следует креститься без поклонов
Когда следует креститься без поклонов Во-первых, в середине шестопсалмия при слове «Аллилуйя» – три раза. Во-вторых, в начале молитвы «Верую». В-третьих, на отпуске «Христос, истинный Бог наш». В-четвертых, в начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и
Глава 6 Когда кажется, что нет выхода
Глава 6 Когда кажется, что нет выхода Самоубийство всегда неожиданно, оно – всегда шок. Многие русские писатели пытались размышлять на эту тему, стараясь найти разгадку подобного явления хотя бы только для себя. Вот как писал, например, знаменитый русский философ
Кому и когда надо и НЕ надо идти к инвесторам
Кому и когда надо и НЕ надо идти к инвесторам Через нас проходит большой поток стартапов – 200–250 проектов в месяц. Примерно 10 % из них мы в итоге уделяем внимание. Как видно, далеко не всем нужны венчурные деньги, и таких 90 %. Я бы посоветовал, перед тем как идти за
ГЛАВА 8 Синдром Котара: когда вам кажется, что вас не существует
ГЛАВА 8 Синдром Котара: когда вам кажется, что вас не существует Иногда мозг отрицает собственное существование. Это можно назвать радикальным самоотрицанием.Люди с редким психическим расстройством — синдромом Котара — убеждены, что они уже умерли или что не
ГЛАВА 27 Шизофренический мозг: когда вам кажется, что вас двое
ГЛАВА 27 Шизофренический мозг: когда вам кажется, что вас двое Существует великое множество вопросов о шизофрении, на которые ученые до сих пор не могут дать ответ. Но для начала расскажем о самом главном.Шизофрения — очень распространенное психическое заболевание. По
Когда методика Floortime кажется слишком сложной
Когда методика Floortime кажется слишком сложной Основная причина, по которой родители избегают занятий по методике Floortime или эмоционального общения со своими детьми, заключается в том, что в глубине души (часто неосознанно) они боятся, что у них это не получится. После того
Когда жена не кажется ангелом…
Когда жена не кажется ангелом… Семейные отношения все больше усложняются, так как правила построения семьи и роли мужа и жены становятся все более расплывчатыми. Сегодня мало кто может точно про это рассказать, так как единой модели семьи уже не существует. Поэтому
Сцена одиннадцатая Когда все кажется несправедливым
Сцена одиннадцатая Когда все кажется несправедливым Звонит телефон. Пол отвечает на звонок немного позже, чем обычно. День выдался трудным, и его лимбическая система сильно возбуждена. Пол берет трубку, надеясь, что кто-то ошибся номером. Не везет. Это Нед.Пол и Нед
Когда все вокруг кажется несправедливым. Попытка вторая
Когда все вокруг кажется несправедливым. Попытка вторая Звонит телефон.– Нам надо поговорить, – говорит Нед.– Прости меня за те письма, – спешит извиниться Пол, – после всех этих лет ты заслуживаешь большего. Я понимаю, тебе кажется, что с тобой поступают
Я твердо считаю себя православным, но в детстве был крещён в армянской григорианской церкви, признается ли мое крещение, или мне надо креститься вновь?
Я твердо считаю себя православным, но в детстве был крещён в армянской григорианской церкви, признается ли мое крещение, или мне надо креститься вновь? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В больших Требниках имеются специальные чинопоследования
Когда возникло различие в способе креститься от левого плеча к правому и от правого к левому?
Когда возникло различие в способе креститься от левого плеча к правому и от правого к левому? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряРелигиозные обряды (в том числе и способ совершения крестного знамения от правого плеча к левому) православные люди
10. Настрой на понимание того, когда надо проявить настойчивость, а когда уступить
10. Настрой на понимание того, когда надо проявить настойчивость, а когда уступить Иногда, чтобы добиться своей цели, надо быть напористым, а иногда уступить, и тогда все произойдет само собой.Если вам постоянно что-то мешает, вы чувствуете какое-то противодействие, это
Как найти опору, когда мир кажется зыбким?
Как найти опору, когда мир кажется зыбким? Когда задаешь себе правильные вопросы, тогда ответы приходят сами, и порой, совершенно неожиданно. Однажды вечером позвонила моя подруга, и в разговоре с ней я смогла объяснить самой себе то, что меня волновало: – Ты знаешь,
Как у христиан изменялись правила крестного знамения и почему это вызывало столько проблем
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Крестное знамение двумя перстами
Крест – символ, который находится в самом центре христианской философии, а потому и ритуалы, касающиеся креста, имеют огромное значение для верующих. Считается, что обычай осенять себя крестным знамением ведет свою историю еще с апостольских времен, то есть зародился он на самой заре христианства. Никаких документальных подтверждений этому нет, но по косвенным свидетельствам можно предположить, что в первые века новой эры было принято изображать движением руки крест на отдельных частях тела – на челе, на устах, на очах и т.д.
Большой крест, когда пальцы касаются лба, затем живота, потом правого и левого плеча, стали применять не раньше IX века. Крестились двумя пальцами, вытянутым указательным и чуть согнутым средним, остальные пальцы оставались в согнутом положении. Таким образом подчеркивалась двойная природа Христа – человеческая и божественная. Это положение было закреплено Четвертым Вселенским собором в V веке. Двоеперстие как способ складывать пальцы при осуществлении христианских обрядов можно увидеть уже на мозаиках римских храмов. Судя по всему, этот обычай перстосложения долгие века никак не оспаривался, не требовал обоснования и подтверждения, во всяком случае, до XVI века никаких дискуссий на эту тему не велось.
После крещения Руси был перенят греческий обычай – двоеперстие. Когда возникло троеперстие – вопрос достаточно дискуссионный, поскольку каждая из сторон в споре, длящемся уже больше трех веков, по-своему смотрит на историю каждого из способов перстосложения. По-видимому, греки могли складывать три пальца при крестном знамении уже в XIII веке. Папа Иннокентий III утверждал в своем сочинении, что «креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы».
Тем не менее, со временем церковь, когда-то толерантно относившаяся к любым вариантам осуществления крестного знамения, стала считать единственно верным двоеперстие, в итоге по решению Стоглавого собора 1551 года все остальные оказались под запретом; «да будет проклят» — было решено отношении того, кто не принимает двоеперстие.
Реформа Никона и троеперстие
А потому предпосылки к будущему расколу церкви возникли задолго до никоновской реформы середины XVII века. Интересно, что запретами вытравить троеперстие из обихода верующих не удалось: значительная часть верующих по-прежнему, разве что не так открыто, продолжали его применять, пусть даже и официально разрешенным оставалось двоеперстие.
Было ли дело лишь во внешней, эстетической стороне ритуала? Разумеется, нет. Если первые – сторонники двоеперстия – привязывали крестное знамение к обозначению двойственной природы Христа, то те, кто считал единственно правильным и разумным троеперстие, оправдывали его обращением к Святой Троице – Богу-Отцу, Богу-Сыну и Святому Духу. Яростные споры о догматах церкви в связи с этим развернутся в период реформ 1653 года.
Уже при царе Алексее Михайловиче Романове, а вернее, при патриархе Никоне, по всей Руси была разослана так называемая «Память», предписывавшая креститься тремя пальцами и никак иначе. Это сразу же вызвало бурный протест у части духовенства, прежде всего – протопопов Аввакума и Даниила. Основным аргументом противников реформ стало то, что казнь претерпел один Христос – в двух своих ипостасях – а не вся Троица в целом. Если же отталкиваться от последнего, то получится, что человеческое в Христе отвергается, а с таким приверженцы старых правил были категорически не согласны, поскольку видели в этом отрицание самой сути христианства.
Свое решение Никон объяснял тем, что троеперстие – более древний христианский обычай, вытесненный позже еретическими настроениями и влиянием иноземцев. Даже то, что на большинстве старинных икон можно было увидеть, как святой благословляет двуперстно, получило объяснение – якобы такое положение пальцев – лишь ораторский жест, привлекающий внимание к словам говорящего, но никак не способ, каким надлежало благословлять и креститься. Действительно, никаких старинных изображений собственно крестного знамения не существовало, а потому противникам в споре оставалось прибегать лишь к отвлеченным рассуждениям и попыткой толкования фрагментов церковных книг. Правда, довольно быстро перевес в споре оказался на стороне Никона: его реформы были поддержаны Большим Московским собором 1666-1667 годов, и сам царь одобрил их.
Другие варианты перстосложения
Если старообрядцы – те, кто не принял новых порядков – признавали лишь двуперстное крестное знамение, то «новообрядцы» говорили еще о нескольких, помимо признаваемого ими как правильное. Например, о единоперстии, которое якобы практиковалось на заре христианства. И об именословном перстосложении – что применяется лишь священниками для благословения. Пальцы в этом случае складываются так, что образуют нечто похожее на буквы греческого алфавита – IC XC, то есть «Иисус Христос». До середины XVII века такое перстосложение, по всей видимости, не практиковалось.
В 1971 году Поместным собором Русской православной церкви все способы перстосложения признаны «равноспасительными», а вот у старообрядцев такая терпимость к иным, чем признают они, способам совершать крестное знамение, наблюдается не всегда.
Католическая же церковь избежала подобных конфликтов, она издавна допускала все вышеперечисленные варианты, а самым распространенным был и является до сих пор способ креститься пятью пальцами – при этом они символизируют пять ран на теле Христа.
Своеобразной «жертвой» русских споров о вере стала Анна Кашинская, святая, которая была лишена своего статуса вследствие никоновских реформ. Как и почему это произошло – читайте здесь.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Когда кажется, креститься надо — откуда поговорка? Почему так говорят?
Если кажется — мерещится что-то, то, дескать, нечистый морок наводит. А, как известно, чего боится чёрт? Крёстного знамения! Вот и говорят: если кажется — перекрестись.
А древние славяне прибегали к языческим силам — говорили: «Чур меня, чур. То есть призывали языческого божка — Чура, защитить их от напастей.
Выбирайте себе защитника от напастей и креститесь или чурайтесь!
Но самый надёжный защитник от морока — здравый смысл!
Это поговорка возникла на Руси, когда Русь была православной страной, и каждому было известно, что бесы неустанно искушают людей, подсовывают им осуждающие мысли о намерениях ближних и их поступках. Когда поступает такой бесовской прелог, лучше всего его сразу отмести с Божией помощью: прочитать Иисусову молитву и осенить себя крестным знамением.
Бывает, конечно, бесы и визуальные или звуковые образы показывают, но это редко. В настоящее время им выгоднее укреплять людей во мнении, что бесов нет. Если люди не замечают деятельность бесов, им труднее распознать, когда те их искушают.
Кто-то говорит так в шутку, кто-то нет, абсолютно не задумываясь о истинном смысле этого выражения. Оно заключается в том, что если что человеку почудилось- это проделки лукавого и что-бы отгородиться от его влияния нужно перекреститься и желательно произнести молитву.
Крестятся, чтобы отогнать чертовщину и бесов. Имеется в виду, что черт глаза заволок и затуманил голову и поэтому человеку что-то показалось. Поэтому суеверные люди крестятся, дабы оградить себя от нечистой силы!
Эту поговорку я знаю еще с детства. Еще моя бабушка говорила мне ее, как только я использовала слово «кажется» в своей речи. Поговорка народная, а соответственно историю ее происхождения отследить почти невозможно. Думаю, что кто-то когда-то просто сказал это, и тут понеслась.
Когда кажется — креститься надо! Смысл этого выражения в том, что когда человек теряет суть происходящего, нерешителен и не уверен в чём-либо, ибо сказуемое «кажется» и выражает именно нерешительность, ему следует окрестить себя — и ему откроется истина, верный путь.
То, что кажется, это может быть наваждение, морок, наведенный нечистой силой, а крестное знамение — надежная защита от нечистой силы
- Крысы бегут с тонущего корабля.
Давно замечено, что корабельные крысы бегут с корабля перед тем как тому суждено погибнуть.
Это старая примета. Поэтому так говорят о людях, которые, заботясь о своих шкурных интересах покидают работу или какое-то общее дело, заметив признаки надвигающегося краха.
- Беден как церковная крыса (мышь). В церкви крысам особо нечем поживиться, поэтому говорят так об очень бедных людях.
- Сухопутная крыса. О тех, кто не любит и не понимает романтики морских профессий и никак не связан с морем (рекой).
- Тыловая (штабная) крыса. О человеке, отсиживающемся в тылу или при штабе, пока другие на передовой сражаются.
- Канцелярская крыса. Современный аналог: офисный планктон.
В данной поговорке речь идёт о таких людях — Д У Р А К А Х.
Это им закон не писан, на Руси считалось так, что бедных, убогих, сумасшедших людей надо жалеть, милостыню им подавать, если бог ума не дал, то это же горе. И человек этот за свои поступки не отвечает. Но только это не значит, что буйных сумасшедших жалели, их считали душевнобольными (сейчас же называют психбольными, названия немного разные).
Дурачками и блаженными называли безобидных душевнобольных, прощали им неразумные поступки, так как считалось, что с них спросу нет, раз бог умишком обидел.
В современном творчестве тоже можно найти упоминания о дураках. Только теперь им как-то не хотят прощать неразумные действия, пытаются бороться:).
Очень мало — как кот наплакал, с гулькин нос, капля в море.
Очень много — пруд пруди, как собак нерезаных.
Очень медленно — в час по чайной ложке, как мокрое горит, черепашьим шагом, как до жирафа.
Очень быстро — сломя голову, одна нога тут — другая там, со скоростью света, как на пожар.
Синонимом к слову «фразеологизм» является слово «идиома». Кроме того, можно заменить слово «фразеологизм» определением «устойчивое словосочетание в переносном смысле», т.е. оно тоже будет синонимичным.
Что бывает свинским?
Признак по принадлежности к предмету, то есть относительное прилагательное к слову «свинья» в прямом значении — «свиной» (принадлежащий свинье — свиное мясо, свиная вырезка и т.п.), в переносном значении за словом «свиной» мне вспомнилось только «свиное рыло».
Свинский – это переносное образное значение (грязный, подлый, хамоватый).
Закрепилось это значение за словом «свинский» потому, что у нас образ свиньи — это образ грязного, вонючего животного, добавила свою лепту в это значение поговорка «подложить свинью» (сделать подлость).
Свинским может быть:
(версия происхождения человека в трактовке американских биологов),
свинская профилактика (неправильная, пагубная защита свиней от заболеваний);
свинская поступь (наступление свиного гриппа).