Основные элементы и внутреннее устройство КПК
Основой внутреннего устройства большинства продаваемых в настоящее время карманных персональных компьютеров (КПК) до сих пор является процессор Intel PXA250 микроархитектуры Intel XScale. Этот процессор, обладающий сравнительно высокими тактовой частотой и скоростью обработки данных, совместно с другими комплектующими составил базис архитектуры многих моделей КПК. Он обеспечил широкие функциональные возможности и высокую производительность данных устройств. Кроме того, процессор Intel PXA250 стал важным этапом эволюции элементов этого типа. Он заложил основы дизайна пришедших ему на смену моделей процессоров Intel XScale и созданных на их базе улучшенных моделей КПК.
оявление вычислительных устройств стало закономерным этапом развития цивилизации, когда потребовалась обработка значительных потоков информации. Причем настоящий прорыв в этом процессе произошел после появления компьютеров, ориентированных на индивидуальную работу.
Несмотря на краткость истории персональных компьютеров, сегодня уже трудно представить себе жизнь без этих функционально сложных устройств. Их архитектура и работа основаны на использовании новейших полупроводниковых технологий. Благодаря уникальным потребительским свойствам и богатым функциональным возможностям персональные компьютеры получили широкое распространение практически во всех сферах человеческой деятельности от обороны, промышленного производства и бизнеса до сферы образования, культуры и досуга.
Дополненные специальными аппаратно-программными средствами, обеспечивающими выход в Интернет, компьютеры становятся центрами доступа к накопленным мировым информационным ресурсам человечества, представленным специализированными сайтами, базами данных, библиотеками. Кроме того, данные устройства являются также центрами скоростной связи, успешно заменяющими традиционную почту, поскольку последняя не обладает должным уровнем оперативности при доставке информационных сообщений, среди которых уже значительную долю составляет мультимедийная информация.
Однако у настольных систем, являющихся доминирующим в настоящее время классом компьютеров, при всех их достоинствах есть один принципиальный недостаток. Дело в том, что ни конструкция этих устройств, ни габариты, ни вес, ни, конечно, способ электропитания не допускают их мобильного использования, в то время как потребность в портативных устройствах чрезвычайно высока.
Действительно, многие специалисты, занятые в процессах оперативной обработки информации, в силу производственной необходимости вынуждены значительную долю рабочего времени находиться вне своих офисов, а это означает, что они не имеют доступа к своим компьютерам.
Одним из решений для указанной группы специалистов является использование мобильных компьютеров типа ноутбук. Однако при всем многообразии возможностей данного класса компьютеров эти устройства не всегда приемлемы. Дело в том, что, несмотря на постепенное уменьшение габаритов и веса этих компьютеров, в некоторых случаях требуются еще более компактные изделия, характеризующиеся не только значительно меньшим весом, но и более длительным сроком работы от аккумуляторных батарей.
Оптимальным в таких случаях, а возможно, и единственным сегодня решением могут стать карманные персональные компьютеры (Pocket PC) КПК, или, как их принято называть во всем мире, PDA (Personal Digital Assistant). В пользу этого выбора говорит тот факт, что благодаря успехам современных полупроводниковых технологий эти сверхкомпактные компьютеры постепенно становятся полноценными мультимедийными устройствами, способными в ряде случаев заменить даже настольные варианты компьютерных систем. Более того, в последнее время архитектуру КПК стали расширять средствами беспроводной радиосвязи, не говоря уже о том, что для этого класса компьютеров промышленность выпускает широкий спектр дополнительных устройств. Они способны значительно увеличить и без того обширные функциональные возможности КПК. Для подключения этих дополнительных средств достаточно того, чтобы данные устройства и КПК обеспечивали поддержку соответствующих стандартов. Это, как правило, возможно благодаря наличию в архитектуре карманных компьютеров большого числа интегрированных контроллеров, реализованных в ограниченном числе полупроводниковых микросхем.
Понятие КПК
Карманный персональный компьютер (КПК) — это устройство с сенсорным дисплеем и виртуальной клавиатурой, или (в зависимости типа конструкции) — полноценной клавиатурой, как на привычной клавиатуре персонального компьютера. Управление осуществляется двумя руками, что менее привычно, но тоже достаточно удобно.
КПК работают под управлением операционной системы.
Понятие «Операционная система»
Операционная система, ОС, ось (англ. operating system) — базовый комплекс компьютерных программ, обеспечивающий управление аппаратными средствами компьютера, работу с файлами, ввод и вывод данных, а также выполнение прикладных программ и приложений.
При включении компьютера операционная система загружается в память раньше остальных программ и затем служит основой для их работы.
Существует два понятия: «закрытая» и «открытая» операционные системы. Эти понятия условны и вводятся для большей наглядности и понимания.
Процессор
Процессор отвечает за выполнение арифметических операций, заданных программами операционной системы и координирует работу всех устройств мини-компьютера.
Мощность (производительность) процессора измеряется в mHz. Это «мозг» устройства, его вычеслительный центр. Не секрет, что все данные, находящиеся в КПК, сохранены в цифровом формате (сочетание едениц и нулей), соответственно, должно быть устройство, которое все это «обсчитывает», вычисляет.
Оперативная память
Оперативная память, оперативка (ОЗУ — оперативное запоминающее устройство) — это память, которая предназначена для временного хранения данных и команд, необходимых процессору для выполнения им операций. Измеряется в Mb. При выключении устройства или полном разряде аккумулятора, данная память «освобождается», попросту говоря — все временные файлы удаляются. Данную память практически невозможно увеличить, поэтому при выборе устройства необходимо уделить большое внимание объемы данного вида памяти.
Постоянная память
Постоянная память, энергонезависимая, Flash-память (ПЗУ — постоянное запоминающее устройство) — это память, которая предназначена для постоянного хранения данных и информации, именно в неё устанавливается Операционная система. Измеряется в Mb. Данный вид памяти всегда можно увеличить за счет установки в устройство карты памяти, поэтому при выборе устройства можно уделить меньшее внимание количеству встроенной памяти.
КПК и его преимущества
КПК — портативный мини-компьютер без встроенного телефонного модуля, (чаще всего это можно исправить с помощью внешних подключаемых устройств).
Преимущества карманного персонального компьютера:
- Выше быстродействие — возможность смотреть более качественное видео, играть в трёхмерные игры, пользоваться более сложными программами для работы и отдыха.
- Более удобный интернет — за счёт более крупного дисплея и высокого разрешения — на дисплее отображается большая площадь странички.
- Выбор программ — огромное количество гарантированно совместимых программ — под 5-ю версию Windows Mobile подходит часть «софта» для Windows Mobile 2003 + всё то, что было написано под новую версию.
- Возможность расширить функционал — если в наладоннике нет, например, Bluetooth или GPS — навигатора, и он поддерживает работу с внешними устройствами, можно приобрести отдельный подключаемый модуль, (вставляется в соответствующий разъём для карт памяти)
- Время работы без перезарядки — более ёмкие аккумуляторы + регулируемая подсветка. Кроме того, на коммуникаторах можно отключить телефонный блок или дисплей — и сэкономить много энергии — например, для долгой работы МРЗ — плеера.
PALM и предшественники
В 1993 году Apple выпускает Newton MessagePad — ручной компьютер с рукописным вводом, процессором ARM-610 20 МГц, размерами 184,75х114,3 и весом целых 400 гр. Несколько позже только что созданная компания Palm Computing на инвестиции и при сотрудничестве с крупными фирмами выпускает Zoomer, позиционируя его как конкурента Newton. Несколько позже, в 1989 году, рабочая группа, в составе которой был Джеффри Хоукинс (создатель «Палма»), создает свой планшетный ПК GridPad с рукописным вводом. У него были недостатки, но по меркам того времени это был портативный компьютер. Идея Graffiti (распознавания символов) появилась у Хоукинса, когда он еще учился в университете, в этом же проекте состоялась первая реализация данной идеи — она называлась PalmPrint. Компьютеры оказались очень популярными, но большой вес и некачественный рукописный ввод, тем не менее, отрицательно повлияли на мнение рядовых пользователей об их возможностях. Такая ситуация нисколько не повлияла на планы Palm: она продолжала вести исследования, и к 1995 году компания уже понимала, каким должен быть идеальный цифровой помощник. Главную роль в этом сыграл Джеффри Хоукинс — именно благодаря его принципиально новым идеям был создан самый популярный и успешный бесклавиатурный карманный компьютер. В 1996 году появляется с операционной системой PalmOS на борту, а в 1997 — Pilot Proffesional. Стандартная комплектация Palm включала процессор Motorola 16-30 МГц, инфракрасный порт, экран разрешением 160х160. Среди встроенного программного обеспечения были записная и адресная книжка, календарь, калькулятор, учет расходов. КПК Palm становятся самыми популярными за всю историю карманных ПК, к 1999 году продается 1 миллион устройств на базе PalmOS, многие компании принимают решение создавать свои КПК именно на базе PalmOS.
Любое действие в новой операционной системе можно выполнить в несколько прикосновений стилусом к экрану. Более того, PalmOS получилась очень быстрой, она не требовала много памяти и мощного процессора, благодаря чему цена на устройства Palm оказалась очень невысокой. Все последующие устройства на этой операционной системе сохранили в себе эту важнейшую для КПК характеристику. Только самые последние устройства из серий Tungsten и Zire переросли рубеж тактовой частоты процессора 100 МГц. Цена же по сравнению с системами на Pocket PC, о которой ниже, остается достаточно низкой.
Лэптоп
Самый первый портативный компьютер — это лэптоп. Он представляет собой переносную вычислительную систему в самом ее первозданном, так сказать, виде.
Лэптоп — очень небольшое устройство. Если рассмотреть термин детально, что «лэп» переводится как «колени», что значит, девайс должен помещаться на этой части тела человека.
Понятия «ноутбук» и «лэптоп» тесно перекликаются между собой — например, гугл-переводчик упрямо воспринимает их как синонимы, хотя это не совсем так.
Планшетный ПК, tablet PC
Планшетный ПК можно сравнить с нетбуком по производительности, главное отличие это наличие сенсорного экрана, в большинстве своем корпус прямоугольный монолит, без клавиатуры (но бывают и исключения, выдвижная или откидывающаяся как у нетбука), если не считать сенсорную как в телефонах. Используется обычно для просмотра чего либо, картинок, фото, фильмов, сайтов, роликов в интернете, чтение книг и подобное. Размеры обычно с книгу или журнал, работать могут также от сети или от батареи.
Тут разновидностей очень много, но главное отличие конечно это размер и вес, который помещается в карман, хоть и карманы бывают разные. Основные задачи его это проверить почту, полазить по инету и подобное. Обычно имеет выдвижную или откидывающуюся клавиатуру, иногда и функцию телефона. Хотя название КПК не просто так, он очень схож с компьютером, установлена мобильная версия windows, есть и процессор и оперативная память. А еще, встречал людей, которые умудрялись прямо с лекций в универе, перезагружать, через КПК, почти зависший сервер (удаленный компьютер в датацентре) через SSH (консоль линукса) :), вообщем пределы все время стираются и достигаются все новые, прогресс не стоит на месте. Но все больше их вытесняют смартфоны, типа Android, который собственно уже ставят и на нетбуки, это разновидность linux операционных систем, бесплатная альтернатива windows.
И просто для самообразования, кому интересно, тема все же про виды ПК, а те что выше далеко не все, но другие уже не для простых пользователей а для более масштабных нужд или многопоточных задач.
- Рабочая станция — Компьютер, заточенный для узкого круга определенных задач, к примеру таких как работа с графикой, звуком, видео или вычисление специфических примеров, в основном используется профессионалами своей области.
- Сервер (хост) — своего рода системный блок, плоский, больше и тяжелей, за счет большей начинки. Начинка может быть разная, но постоянно увеличивается производительность, обычно в нем несколько процессоров, причем гораздо большей , в несколько раз больше памяти, больше объем и количество жестких дисков. Но нет ни звуковых карт, ни видео (не считая встроенной, только для отображения оболочки операционной системы). Все это надо для обработки данных, к которым могут обращаться одновременно сотни, тысячи и более пользователей, сайты, базы данных и прочее, потому они работают круглые сутки в специализированных помещениях ДатаЦентрах, в которых таких серверов множество, зависит от размеров здания и его помещений.
- Суперкомпьютеры — сверхмощные системы, представляют собой множество компьютеров работающих как одно целое, используются для вычислений сложнейших задач, таких как (как говорят :)) в NASA и подобных учреждениях. Такие махины занимают целые помещения, а то и небольшие дома.
- Мейнфреймы — Универсальный большой компьютер общего назначения. Применялся до 80-х годов, в учреждениях с персоналом в несколько сотен человек. Отличаются надежностью, быстродействием и пропускной способностью ввода вывода информации.
- Так же, компьютером можно назвать и игровую приставку :), типа Xbox360, PS3 и прочие. Содержимое которой зачастую очень отстает от даже среднего стационарного ПК, НО, все что есть заточено на только лишь одну задачу — выдачу отличной картинки и постоянного, большого, количества FPS (кадры в секунду), с чем справляется она просто на отлично. В отличие от ПК, в котором помимо развернутой игры, даже в полноэкранном режиме, продолжает работать куча служб, той же операционной системы, что соответственно зачастую мешает. Так что под игры, только под игры, игровая консоль — лучший выбор.
Компьютеры могут различаться по множеству критериев, как по своим размерам, так и по присущим им возможностям. Интеграция компьютеров в другие устройства уже не новинка, они могут быть встроенными в автомобили, бытовую технику и многое другое, но в свою очередь такие вычислительные механизмы выполняют только определённые разработчиком задачи.
Видов устройств, которых по праву можно назвать компьютерами очень и очень много и с каждым годом таких компьютерных устройств, представляющих миру разработчиками, становится только больше, а сами устройства можно логически поделить на определённые типы компьютерных групп.
КПК 2004 года. Культовый HP IPAQ 4700 на Windows Mobile
Доброго времени суток!
Хочу поделиться своей находкой. Не так давно попался мне данный КПК в состоянии из «Капсулы Времени» коробка была запечатана фирменной наклейкой HP.
Решил все же вскрыть коробку и посмотреть на комплектацию, состояние батарейки и вообще девайс в целом.
Внутри был как предполагалось полный оригинальный комплект, куча макулатуры, буклеты, сам КПК, все в пленочках даже его защитная крышка и кредл и те были оклеены спец пленкой! На экране была транспортировочная пленка с надписями.
Ощущения конечно потрясающие, вскрываешь такой ретро КПК в 2018 году, когда про них никто уже ничего не помнит.
HP IPAQ 4700 топовый флагманский КПК компании в 2004 году, вышедший уже с модифицированной версией Windows Mobile 2003 SE.
Один из первых кто имел на тот момент, передовой экран высокого разрешения VGA 640×480 с размером экрана 4″.
Очень качественно изготавливался, корпус металлический из магниевого сплава, все детали подогнаны идеально, полная монолитность конструкции, ничего не болтается, не скрипит, как цельный металлический брусочек)
На тот период уже имел в наличии все беспроводные интерфейсы ИК порт, Bluetooth, и даже Wi-Fi и это в 2004 году. Плюс была 2 слота под популярные карты памяти SD и Compact Flash II.
Процессор Intel PXA 270 с частотой 624 мГц, 64 Мб оперативной и 128 Мб постоянной памяти.
Вместо обычного джойстика был применен инновационный тачпад по типу аналогичный как на ноутбуках, и работающий по такому же принципу.
Вот так КПК выглядит в фирменном кредле, в таком виде он раньше часто стоял на компьютерном столе рядом с ББ пользователей и гиков)
Мой образец на самого первого выпуска, а более поздний изготовлен в 2005 году. Пролежал 13 лет без использования, я думал батарейка уже не живая, но нет аккумулятор полностью зарядился штатной зарядкой и отлично держит заряд, делали же раньше на совесть вещи.
Сейчас конечно его использовать как раньше весьма затруднительно, но для некоторых вещей он еще весьма сгодится.
Можно использовать как MP3 плеер, после установки стороннего плеера может понимать flac аудио, как читалку для книжек, на таком экране их вполне нормально читать, и с глазами ничего не будет)
Можно даже поставить вполне сносный офис и кучу приложений для развлечений например Pocket Artist практически настольный фотошоп у тебя в кармане.
Кстати у нас до сих пор вижу на рынке или в торговых точках, торговых агентов вот с такими КПК на WM, был сильно удивлен что ими еще пользуются по прямому назначению как в те времена.
Раньше во времена популярности Windows Mobile были кстати очень хорошие приложения для он-лайн пользования, банковские клиенты, торги на бирже, синхронизации, был отличный клиент Ютуба, Вконтакте, даже игры какие то по сети, куча специальных приложений для профильных работников, 1C бухгалтерия и еще куча всего, реально все работало и помогало по бизнесу и работе.
Есть еще куча ретро игрушек типа Героев, и прочие стратегии и RPG играть стилусом в них на таком устройстве одно удовольствие, это вам не пальцем на Андроиде.
Вообщем такой вот ностальгический пост получился, может кому то будет интересен.
Palm PC
Точной даты изобретения КПК нет, можно только сказать что идея карманных компьютеров окончательно оформилась в период 70 — 90-ых годов. Оригинальный термин впервые был применён 7 января 1992 года Джоном Скалли к Apple Newton на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе. карманный компьютер тонкий клиент КПК прошел путь от программируемых калькуляторов до современных устройств, уже мало отличающихся от настольных компьютеров. Их история начинается в 60-е годы, когда один из создателей серии Star Trek начал задумываться о ручных электронных устройствах, которые, по его мнению, должны были заменить бумажный документооборот. В это же время успехи микроэлектроники сделали микрочипы надежнее, дешевле, а следовательно, и доступнее для массового пользователя. Если первые ЭВМ занимали целые комнаты, то с появлением микрочипов они уменьшились в размерах на порядок, и к концу 60-х в компаниях Intel, Wang Laboratories, Sony, Casio уже создавались ручные калькуляторы. За 12 лет своего развития (с 1954 по 1966 гг.) их вес уменьшился с 25 до 1 килограмма.
К 1975 году калькуляторы уже были распространены по всему миру. Благодаря конкуренции среди производителей цены постоянно снижались, а функциональность увеличивалась. Основная проблема тех калькуляторов — большое энергопотребление, в основном из-за использования LED-дисплеев. Их конкурентами были жидкокристаллические индикаторы (LCD), которые появились в 1973-75 годах. Пионером в области LCD была японская фирма Sharp (бывшая Hayakawa Electric). Калькулятор того времени с LED-дисплеем работал от батареек всего пару часов, в то время как LCD-калькулятор — до 100. Но самое главное то, что LCD-дисплеи позволяли отражать произвольный рисунок. А произвольный рисунок — это текст и графика, а от них и недалеко до многофункциональных устройств, способных не только считать цифры.
Флагманом среди производителей КПК стала английская компания Psion. В 1984 году она выпускает свой первый электронный органайзер (Psion Organizer 1) — революционное в своем роде устройство. Внешне он походил на «кирпичик» и умещался в ладони. В комплекте поставки присутствовал широкий круг программ — от органайзера до простенького языка программирования. Устройство сразу же приобрело огромную популярность, ведь впервые на рынке появился не просто мощный калькулятор, а машина для накопления и обработки информации. Если первый Psion все же оставался игрушкой, стал первым полноценным PDA, объединяющим функции сразу нескольких устройств: часов, калькулятора и записной книжки. Выпускалось 3 линейки устройств: CM, XP и LZ, отличавшихся количеством строк на экране: одна и две в CM и XP, четыре в LZ — теперь можно было гораздо легче управляться в редакторах электронных таблиц и текстовых редакторах. Значительно увеличился объем встроенной памяти (от 8 до 64 кб). Также был добавлен вход для сетевого кабеля, последовательный порт и телефонное наборное устройство. В сентябре 1991 года мир увидел новый карманный компьютер от была сделана в форм-факторе ноутбука и имела 128 или 256 килобайт встроенной памяти, обладала встроенным языком программирования OPL. За 3-ей серией последовала серия 3a, компьютеры этой серии значительно превосходили своих предшественников (в 4 раза был увеличен экран, в 2 раза — частота процессора, обновлено программное обеспечение), что
Psion Organizer 3
Psion Organizer 1
Psion Organizer 2
Psion Organizer 3a
Psion Organizer 3c
Psion Organizer 3mx
вызывало негодование со стороны прессы, считавшей, что для таких улучшений мало лишь добавления постфикса a в название серии. После были серии 3c и 3mx, значительно усовершенствованные по сравнению с предыдущими поколениями. В них было встроено от 1 до 2 Мбайт памяти, инфракрасный порт, более быстрый последовательный порт, а mx обладал к тому же более быстрым процессором. Всего в мире было продано более полтора миллионов устройств этой серии. 5 имели выдвижную клавиатуру, дополнительные кнопки и серьезно переработанное программное обеспечение. В 1999 году выходит модификация 5-ой серии — 5mx. Изменения коснулись процессора, который стал в два раза быстрее (36 МГц), встроенной памяти — ее стало тоже в два раза больше (16 Мбайт), и программного обеспечения — была добавлена программа Contacts, совместимая с Microsoft Outlook.
Psion Organizer 5
Psion Organizer 5mх