Представляем обзор графических планшетов Wacom от профессионального фотографа Андрея Турцевича. В статье автор объясняет преимущества каждой линейки и помогает подобрать наиболее подходящую модель.
Создание фотоколлажа — одна из областей применения графического планшета. В данном примере облака на снимке выделены несколькими мазками стилуса по поверхности планшета Wacom Bamboo Fun Pen&Touch, вырезаны и перенесены на пейзажную фотоиллюстрацию
Чем полезен графический планшет при работе с цифровой фотографией?
Если вы занимаетесь цифровой фотографией, то, наверняка знаете, что для получения качественного фото часто требуется приложить немало усилий. Хорошее фото должно точно выражать идею автора и быть технически совершенным. С этой целью фотограф не только, нажав на спуск, фиксирует увиденное, но и обычно выполняет постобработку на ПК в программе-редакторе, наподобие Photoshop. Процесс обработки во многих случаях — это наиболее трудоемкая часть создания фотографического произведения. Часто при таких операциях требуется выполнение локальных коррекций – изменение цвета, яркости и насыщенности отдельных участков, удаление пыли и лишних деталей. В постобработке фотографий широко распространены техники коллажа и раскрашивание фотографий.
Хотя средства автоматизации этих процессов постоянно совершенствуются (уже существуют автоматические инструменты ретуширования кожи, алгоритмы устранение эффекта красного глаза и интеллектуальная замена деталей на снимках), большинство операций невозможны без инструмента ручного ввода, наподобие мыши или электронного пера. Возможность выполнения тех или иных операций зависит не только от опыта специалиста, но и от точности инструмента, которым он пользуется, поэтому для повышения эффективности работы важен его правильный выбор.
Многих фотографов интересует, нужен ли им для обработки цифрового фото графический планшет, или достаточно мыши. Ответ для меня очевиден – из-за более высокой точности действий, осуществляемых электронным пером, его применение значительно ускоряет любые действия, связанные с манипуляциями фрагментами изображений. В конечном итоге, время и усилия, затрачиваемые на работу, влияют на то, насколько качественно она сделана. Даже такая привычная процедура, как кадрирование серии снимков, ускоряется при пользовании графическим планшетом. При создании масок, раскрашивании, удалении мелких частиц и клонирование фрагментов эффективность действий с помощью электронного пера возрастает на порядок. Поэтому, если вы планируете в работе с фото применять не только общие корректировки тонов, но и задействовать локальную обработку, применение графического планшета значительно облегчит и ускорит работу .
Электронное перо удобно для быстрого создания выделений в режиме раскрашивания маски. Приведенный пример показывает маску, созданную несколькими штрихами стилуса Bamboo, позволившую вырезать облако на фотоснимке
Кроме того, преимуществом графического планшета перед мышью является способность реагировать на силу нажима, что позволяет менять диаметр кисти прямо в процессе работы. Большое достоинство планшетов и в наличии программируемых клавиш, способных заменить клавиатуру при работе с изображениями. Качественный планшет стоит дороже мыши, но опыт показывает, что вложения средств оправданы – ведь от правильного выбора инструмента зависит конечный результат!
Планшеты Wacom
Для обработки цифровых изображений, наиболее подходящими являются графические планшеты Wacom – благодаря владению патентами на уникальные технологии перьевого ввода и высокому качеству продукции, компания является лидером в этом сегменте. Даже если взять ближайших конкурентов – планшеты с беспроводными перьями на батареях, из-за большей массы стилуса они менее точны и удобны, чем устройства для домашних пользователей Wacom Bamboo . Профессиональные же серии Wacom Intuos и Wacom Cintiq в настоящее время не имеют аналогов.
В стилусах Wacom отсутствуют элементы питания (перо отражает сигнал, генерируемый поверхностью планшета), поэтому их удалось сделать легкими и чувствительными. Однако, преимущества устройств Wacom не только в эргономичности — аппараты производителя наиболее точны при изменениях нажима на перо и его наклонах. В современной линейке Wacom присутствует большой ассортимент устройств, ориентированных на разное применение в широком ценовом диапазоне, что облегчает подбор подходящей модели.
Некоторые новые недорогие модели планшетов Wacom Bamboo не уступают по точности позиционирования и чувствительности к нажиму профессиональным устройствам производителя прошлого поколения. Так модель Wacom Bamboo Fun Pen&Touch формата A5 обойдется вам в 300$ (для сравнения профессиональный Intuоs3 с аналогичными характеристиками будет стоить около 500$, а рекомендуемая цена на планшет новой линейки Intuos4 составляет порядка 600$). Если вы стеснены в средствах, то рекомендую присмотреться к модели Wacom Bamboo Pen , стоящей в районе 100 долларов, при этом, обладающей чувствительным пером, что значительно повышает эффективность редактирования фотографий.
Вместе с тем, цены на устройства Wacom напрямую связаны с их функциональностью, поэтому наибольшую экономию рабочего времени и максимальный комфорт в работе обеспечат именно профессиональные модели. Нельзя также не упомянуть уникальный планшет-дисплей Wacom Cintiq , последнюю модификацию 21UX которого можно считать наиболее совершенным из современных устройств для ввода. Далее я привожу краткий обзор моделей Wacom c акцентом на их функции, полезные при работе с фотоизображениями.
Wacom Bamboo
Линейка Bamboo ориентирована на домашних пользователей, тем не менее, многие планшеты этой серии вполне пригодны для профессиональной работы. Особенность новых Bamboo в наличии высокоточных моделей с чувствительностью к нажатию в 1024 уровней и поддержкой, одновременно с перьевым, сенсорного ввода. Пока что Bamboo – единственные планшеты Wacom, обеспечивающие управление по поверхности планшета как электронными перьями, так и пальцами.
Например, прикосновение одним пальцем соответствует клику мыши, двумя соседними – активирует нажатие правой кнопки, а горизонтальное движение осуществляет прокрутку содержимого окон. Работа пальцами ускоряет многие операции при работе с фотографиями – так, раздвинув указательный и большой палец от центра, вы увеличите фото на экране, сделав двумя пальцами вращательное движение по поверхности Bamboo, сможете повернуть кадр.
Внешний вид интерактивных планшетов Bamboo нового поколения и упаковка моделей
Bamboo Touch, Bamboo Pen, Bamboo Pen&Touch, Bamboo Fun Pen&Touch .
В нашей стране в продаже имеются четыре модификации планшетов Bamboo. Модели Bamboo различаются характеристиками, функциональностью, наличием программного обеспечения, а также дизайном. Ключевые отличия планшетов отражены в их названиях.
Bamboo Touch – черный планшет, черный стилус, на упаковке — фото устройства на фиолетовом фоне. Рабочая поверхность – около 10×15 cм (А6 Wide). В этом планшете имеется только функция Multi-touch – сенсорное управление, перьевой ввод отсутствует, поэтому устройство поставляется без стилуса. Из-за отсутствия пера, планшет не подходит для обработки фотоизображений, зато удобен для их просмотра.
Bamboo Pen — черный планшет, черный стилус, на упаковке — фото устройства на зеленом фоне. Рабочая поверхность около 10×15 cм (А6 Wide). Обладает функцией перьевого ввода с чувствительностью к нажиму – 512 уровней. Не поддерживает сенсорный ввод. Это самое дешевое из устройств, позволяющее повысить эффективность ретуширования снимков. Чувствительности стилуса вполне достаточно для быстрого удаления пыли с изображений, вырезания объектов, раскрашивания фотографий. Отсутствие ластика в стилусе не вредит такой работе, а вот функциональных клавиш в этой модели недостает.
Bamboo Pen&Touch — черный планшет, черный стилус, на упаковке — фото устройства на синем фоне. Рабочая поверхность около 10×15 cм (А6 Wide). Обладает функцией перьевого ввода с чувствительностью к нажиму – 1024 уровня. Имеет четыре программируемые клавиши. Устройство обладает отличным соотношением цена/качество для работы с фотографиями. Планшет обеспечивает точные и быстрые действия по ретушированию, раскрашиванию, созданию масок с помощью пера. При этом сенсорный ввод делает более эффективными функции навигации по фото, масштабирования и поворота.
Bamboo Fun Pen&Touch — серебристый планшет, серебристый стилус, на упаковке фото устройства на оранжевом фоне.
Выпускается в двух модификациях:
- рабочая поверхность около 10×15 cм (А6 Wide),
- рабочая поверхность 21,6×13,7 см (А5).
Обладает функцией перьевого ввода с чувствительностью к нажиму – 1024 уровня. Имеет четыре программируемые клавиши. Модель формата A6 Wide во многом сходна с Bamboo Pen&Touch, однако здесь перо имеет ластик, а в комплекте поставляется дополнительное программное обеспечение.
Наиболее интересной для фотографов является модель Bamboo Fun Pen&Touch A5 формата . Выше я уже упоминал приведенное устройство, в связи с его высокой точностью, не уступающей планшетам профессиональной серии Intuos3. Этот планшет будет прекрасным выбором для работы с фотоизображениями, причем он подойдет не только для базовых операций ретуширования фото, но и для создания коллажей, а также сложной комбинированной графики, включающих фото и иллюстрации. Планшет является хорошим и экономичным выбором для тех, кто занимается не только обработкой фото, но и рисованием. К недостаткам модели можно отнести отсутствие функции программирования клавиш под отдельно взятое приложение.
Wacom Intuos4
Эта серия планшетов ориентирована на профессиональную работу с изображениями. Как уже упоминалось, подобным устройствам нет аналогов в точности и комфорте работы.
Линейка профессиональных планшетов Wacom Intuos4.
Планшеты Intuos4 выпускаются в нескольких размерах и пропорциях, имеют наглядную маркировку габаритов. S — Small / Малые, рабочая поверхность 15,75 x 9,84 см, М — Medium / Средние, рабочая поверхность 22,35 x 13,97 см, L – Large / Большие, рабочая поверхность 32,51 x 20,32 см, ХL – Extra Large / Сверхбольшие, рабочая поверхность 46,2 x 30,48 см. При разработке этих устройств, ставилась задача обеспечить максимальный комфорт в работе за счет воссоздания эффекта движения реальной кисти по холсту. Чувствительность к нажиму здесь составляет 2048 уровней, что позволяет управлять диаметром кисти в Adobe Photoshоp в очень широких пределах, не отвлекаясь на выбор настроек и нажатие дополнительных клавиш. При длительной работе с легким чувствительным пером, рука заметно меньше устает.
Программируемые кнопки ExpressKeys , настраиваемые индивидуально под каждое приложение, позволяют полностью сконцентрироваться на процессе обработки снимков, задействуя для всех операций единое устройство ввода. В моделях Intuos4 форматов M , L и XL эти клавиши имеют индикацию режимов на органических светодиодных дисплеях, позволяющую эффективнее использовать индивидуальные настройки приложений. Еще одной особенностью устройств Intuos4 является наличие сенсорного кольца с переключаемыми режимами, благодаря которому, есть возможность в процессе ретуширования поворачивать кадр на экране в наиболее удобное положение. Переключение сенсорного кольца центральной кнопкой активирует другие средства навигации – изменение масштаба, прокрутку и регулировку диаметра рабочего инструмента. Планшеты Intuos4 чувствительны также к наклонам пера, что позволяет одним росчерком создавать штрихи сложной формы — это помогает при создании масок с различной степенью размытия границ.
Corel Painter: возможный вариант использования штриха, проведенного пером с наклоном, для быстрого выделения градиентной области
Планшеты-дисплеи Cintiq
Устройства этого типа представляют собой планшеты с интегрированными жидкокристаллическими мониторами. Основная идея, лежащая в основе их конструкции – предоставить пользователям возможность перемещать электронное перо непосредственно по поверхности дисплея. В сравнении с планшетными ПК, такие устройства имеют более высокое разрешение и большую чувствительность к нажатию.
Внешний вид планшета-дисплея Wacom Cintiq 21UX
Как и планшеты Intuos4, эти аппараты ориентированы на профессиональную работу, они также оснащены клавишами быстрого доступа ExpressKeys, программируемыми индивидуально по разные программы. Для прокручивания и изменения масштаба кадров используются сенсорные полоски Touch Strips . Дисплеи Cintiq выпускаются в нескольких форматах. В новой модели планшета-дисплея Cintiq 21UX c рабочей поверхностью 43,18 x 32,39 см полоски Touch Strips расположены на по обеим сторонам дисплея, что обеспечивает максимальное удобство.
Положение руки при пользовании левой полоской Touch Strip на Wacom Cintiq 21UX
Вес модели Cintiq 21UX — примерно 10 кг, разрешение дисплея 1600×1200 пикселей, чувствительность к нажиму – 2048 уровней, углы поворота ± 180°. Эти устройства удобны для работы в студии, имеющей достаточное место для расположения крупного устройства ввода. Единственным недостатком моделей Wacom Cintiq является их высокая цена, поэтому часто для профессиональной работы с фото выбираются планшеты Intuos4, имеющие сходные характеристики.
Как правильно подобрать размер и форму планшета для ретуширования фотографий
Считается, что наиболее точные движения рукой удается выполнять на планшете, габариты которого соизмеримы с размерами монитора, однако при регулярной обработке фотографий большее значение имеют оперативность действий и снижение нагрузки на руку. Поэтому для ретуширования и раскрашивания фото обычно выбираются устройства средних размеров, а контроль точности осуществляется за счет масштабирования фото на экране.
Для работы на мониторах с диагональю до 23” наиболее удобным, на мой взгляд, будет планшет с габаритами рабочей поверхности порядка 20 x 15 см и чувствительностью к нажатию в 1024 или 2048 уровней. Для работы в паре с ноутбуком подойдут модели меньших размеров. Что касается пропорций планшета, то при работе с одним монитором его пропорции должны совпадать с пропорциями монитора. При использовании нескольких дисплеев рекомендуется задействовать планшеты большого формата или пользоваться устройствами панорамной формы (Wide).
Резюме
Если в работе с фотоизображениями кроме общих коррекций, выполняются локальные, а именно производится ретуширование, вырезание объектов, выборочная цветокоррекция и раскрашивание кадров, использование графического планшета позволяет значительно повысить эффективность работы. Наиболее совершенными устройствами для этих целей является графические планшеты Wacom, из которых лучшими по соотношению цена/качество можно считать модели Wacom Bamboo Fun Pen&Touch формата А5 . Максимальные качество, производительность и комфорт обеспечат модели Wacom Intuos4 и Cintiq . Бюджетным решением при ретушировании и раскрашивании фотоснимков станет модель Bamboo Pen . Главные преимущества графических планшетов при обработке фото перед другими устройствами ввода – наибольшая точность, чувствительность к нажиму, наличие программируемых клавиш, а также высокий комфорт, делают их незаменимыми приспособлениями в стандартном рабочем процессе современного цифрового фотографа.
Как выбрать графический планшет (2018)
Графический планшет – устройство не новое. Первые планшеты (их тогда называли дигитайзерами) появились еще в 80-е годы прошлого века вместе с первыми графическими редакторами и чертежными программами. Пользователи оценили устройство по достоинству: разумеется, чертить и рисовать привычным пером намного удобнее, чем мышью. Однако же массового распространения дигитайзеры не получили – сказалась и высокая цена первых устройств, и сложности с их подключением. Сегодня цена недорогого графического планшета сравнима с ценой игровой мыши, проблем с подключением нет никаких, а планшеты все равно остаются инструментом профессионалов.
Хотя графическими редакторами пользуются многие, на покупку графического планшета мало кто решается: «Это дорого. Это нужно только профессиональным художникам. У меня и мышкой неплохо получается, а к планшету еще привыкать нужно».
Во-первых, это не так уж дорого, цены на графические планшеты для непрофессионального использования начинаются от $50. А во-вторых, практически все «любители», попробовавшие работать в графическом редакторе с планшетом, уже ни за что не согласны вернуться к работе с мышью. «Это как рисовать, держа в руках не карандаш, а кирпич» — реальное высказывание человека, попытавшегося работать в Photoshop-е мышью всего через пару месяцев перехода на планшет.
Но ведь можно же купить обычный планшет за $50 и рисовать прямо на экране, как на графическом планшете за $1000?
Можно. Но, во-первых, возможности планшетов (особенно дешевых) значительно уступают возможностям даже обычных стационарных компьютеров, не говоря уже о специализированных сборках. Графические же программы весьма требовательны к объему доступной памяти и производительности компьютера, поэтому планшет, на котором они будут корректно и без «тормозов» работать, точно не будет стоить $50.
А во-вторых, возможности стилусов обычных планшетов намного уступают возможностям перьев планшетов графических. И точность позиционирования, и скорость отслеживания у графических планшетов выше. А чувствительности к степени нажатия у обычных стилусов вообще нет.
Поэтому, если слова «Корел», «Фотошоп» и «Иллюстратор» вам хорошо знакомы, то даже самый дешевый графический планшет предоставит вам новые возможности и намного упростит вашу работу. А там уже можно и решить – нужны вам дополнительные опции и топовые характеристики и стоит ли за них платить.
Характеристики графических планшетов
Размер рабочей области. Для графических планшетов размер рабочей области не так важен, как, например, для мониторов. Фактически, размеров самого маленького из графических планшетов вполне достаточно, чтобы уверенно позиционироваться на любом конкретном пикселе любого экрана (вспомните тачпады на ноутбуках – ведь даже их микроскопических размеров достаточно для управления компьютером).
С одной стороны, на большом планшете работать удобнее – не надо менять масштаб для работы над мелкими деталями.
С другой стороны, большие планшеты в разы дороже маленьких, при том, что нет ничего такого, что можно сделать на большом планшете, но нельзя на маленьком. А в некоторых случаях маленький планшет даже удобнее, например, тем, что его можно легко держать в руке во время рисования.
Хотя на планшетах размером намного меньше А6 (148х105 мм) рисовать неудобно – приходится слишком часто менять масштаб и двигать холст. Такие планшеты можно использовать как вспомогательные устройства для ретуши фотографий, рисования небольших графических элементов, оцифровки подписей.
Для рисования и ретуши фотографий минимальным рабочим размером принято считать А6 – с такими планшетами уже можно всерьез заниматься компьютерной живописью.
А5 (210 х 148 мм) – пожалуй, оптимальный вариант для художника на сегодняшний день по цене и возможностям.
А4 (297 х 210 мм, размер обычного листа бумаги) и больше используется в основном, для профессиональной деятельности – необходимость в таких форматах возникает, когда при работе над мелкими деталями надо держать перед глазами все изображение. Это бывает нужно для архитекторов, дизайнеров, конструкторов и т.д.
При выборе размера рабочей области обратите внимание на соотношение её сторон. В идеале оно должно быть таким же, как соотношение сторон вашего рабочего монитора – в этом случая рабочая область планшета будет использоваться наиболее эффективно.
Разрешениеопределяет чувствительность рабочей области планшета к передвижению пера. Разрешение измеряется в lpi (линиях на дюйм). Если вы знакомы с понятием «линатура растра» (также мерящимся в lpi), то эта единица измерения может вас запутать. На самом деле, никакой взаимосвязи здесь нет, lpi графического планшета по сути ближе к dpi (точки на дюйм) экрана.
Разрешение графического планшета принято измерять в lpi из-за его устройства – под защитным слоем рабочей области скрывается прямоугольная сетка, образованная наложением двух слоев, состоящих из тонких параллельных друг другу проводников.
Разрешение в 2000 lpi означает, что в один дюйм поверхности попадает 2000 проводников каждой сетки. Электроника планшета анализирует сигналы, идущие с проводников, и определяет, где находится перо. Можно условно считать, что на площади в 1 квадратный дюйм планшета с разрешением 2000 lpi находится 2000х2000=4000000 «датчиков», срабатывающих при приближении пера. И проведенная по рабочей области планшета тонкая линия длиной в дюйм (2,54 см) будет состоять из 2000 точек.
Из этого параметра легко можно посчитать фактическое разрешение графического планшета. Для этого надо перевести его размеры в дюймы и умножить на разрешение.
Так, совсем небольшой планшет размером 152х102 мм (6х4″) с минимальным для планшетов разрешением 2000 lpi имеет фактическое разрешение 12000х8000.
При любом разрешении монитора одному пикселю на его экране всегда соответствует множество точек на рабочей области планшета, что обеспечивает высокую точность позиционирования курсора.
Как видно из примера, даже 2000 lpi вполне достаточно для большинства «обычных» графических задач. Специально гнаться за большим разрешением смысла нет, тем более, что на точность рисования куда большее влияние имеют другой параметр – точность пера.
Она измеряется в миллиметрах и указывает погрешность, в пределах которой устройство различает отдельные касания пера к рабочей области. Дело в том, что при касании поверхности перо накрывает площадь, в которой находятся сотни, а то и тысячи «датчиков» – точек пересечения проводников. Точность определения центра этого пятна зависит от многих факторов – конструкции пера и самого планшета, программного обеспечения планшета, формы насадки и т.д.
Если, к примеру, точность пера равна 1 мм, то две параллельные линии, проведенные на расстоянии 0,5 мм друг от друга будут сливаться в одну. Для простоты понимания этот параметр можно назвать «остротой заточки карандаша». Чем меньше этот параметр, тем более тонкие отдельные линии можно прорисовывать на планшете без дополнительного увеличения. Точность пера особенно важна для маленьких планшетов, где и без того приходится часто пользоваться зумом.
Впрочем, малая точность становится заметна только при ее величинах в 0,5 мм и больше, что характерно для бюджетных планшетов.
Большинство современных планшетов имеет точность пера 0,25 мм и заметить её влияние можно, только если специально постараться.
Тип подключения.
Беспроводной планшет снабжен модулем Bluetooth и способен подключаться к компьютеру без проводов. Заряда аккумуляторной батареи у современных моделей хватает на 40-50 часов непрерывной работы, то есть, заряжать его чаще раза в неделю вряд ли потребуется.
На большинстве моделей для зарядки используется кабель USB, так что при неожиданном разряде аккумулятора планшета он просто на некоторое время становится проводным.
Беспроводной планшет намного удобнее при мобильной работе, когда он используется в связке с ноутбуком или если вам нравится работать с планшетом, держа его в руке.
При работе со стационарным компьютером особой разницы между проводным и беспроводным планшетом не ощущается.
Способ ввода.
Планшет с перьевым способом ввода определяет положение только пера.
Планшет с сенсорным/перьевым способом способен, кроме положения пера, определять также касания пальцев к рабочей области. Это увеличивает удобство работы с планшетом – особенно, если сенсор еще и отрабатывает множественные касания (мультитач). Тогда довольно частая для планшетов операция по смене масштаба делается чисто интуитивно «одной левой» и вообще не отвлекает от работы. Да и другие операции выполняются быстрее.
К сожалению, сенсорный ввод есть только у топовых моделей планшетов.
Максимальная высота считывания пера показывает, на каком расстоянии от рабочей области планшет еще «видит» перо и передвигает соответственно курсор. Для комфортной работы она должна быть не меньше 6-7 мм. На меньшей высоте уже есть риск коснуться рабочей области и нарисовать ненужную линию.
Перо – основной рабочий инструмент при работе с планшетом, поэтому к нему перед покупкой следует присмотреться.
Немаловажное значение имеют вес и эргономика пера – насколько удобно оно лежит в руке, легко ли нажимаются кнопки, возможны ли случайные нажатия. Лучше, если пластик пера шероховатый по большей части длины – тогда оно не выскользнет из пальцев, как бы вы его ни держали.
Обратите внимание на прочность пластика – хрупкое перо при активной эксплуатации может довольно быстро сломаться.
Проверьте жесткость насадки — проведите несколько раз пером по рабочей области с разной степенью нажатия. Слишком жесткая насадка будет скрести, что приведет к потертостям на планшете, да и просто неприятно. Слишком мягкая насадка быстро износится.
Удобно, если перо снабжено «ластиком» — когда планшет определяет прикосновение тупого конца пера и автоматически включает инструмент «ластик» в графическом редакторе.
Очень желательно, чтобы в комплекте к перу шли сменные насадки (или вам следует убедиться, что их покупка для данной конкретной модели не является проблемой).
Обратите внимание также на следующие характеристики пера:
Тип пера.
С проводным пером все просто – оно соединено с планшетом кабелем, по которому получает питание для работы.
А вот беспроводных перьев существует два вида – с аккумулятором для питания и магниторезонансные – без аккумулятора. Магниторезонансные перья используют для питания электрический ток в резонансном контуре, наведенный электромагнитным полем планшета.
Беспроводное перо однозначно удобнее проводного, а магниторезонансное – удобнее аккумуляторного.
К сожалению, перья без аккумуляторов – самые дорогие и заметно повышают цену устройства. Но это того стоит – перо без аккумулятора намного компактнее, легче, да проблема разряженной батареи ему не грозит. А разряжается аккумуляторное перо при активной работе довольно быстро.
Чувствительность к нажатию показывает, сколько градаций нажатия может определить перо. Этот параметр используется для изменения толщины или прозрачности рабочего инструмента (кисти, карандаша и пр.) в зависимости от силы нажатия.
Современные планшеты предлагают чувствительность к нажатию от 1024 до 8192 уровней.
При привязке силы нажатия к толщине линии 1024 уровней вполне достаточно.
А при привязке к прозрачности лучше уже 2048 – тогда при плавном увеличении или ослаблении нажатия градиент получается сглаженный, без резких переходов. В принципе, 2048 уровней обычно хватает, но некоторые художники уверяют, что отлично чувствуют разницу между 2048 и 4096 (и, тем более, 8192) и 2048 – мало.
Наличие экрана, при сохранении всех остальных «фишек» графического планшета, несомненно, облегчает работу. Увы, на цену устройства наличие экрана влияет самым кардинальным образом.
Также не стоит забывать о том, что графический планшет с экраном остается периферийным устройством и не может работать в отрыве от компьютера. Фактически, это графический планшет и внешний монитор в одном корпусе.
Впрочем, если вы профессиональный художник архитектор или дизайнер, покупка такого устройства может быть оправдана – большинство их владельцев утверждают, что наличие экрана намного увеличивает эффективность работы и планшет окупается довольно быстро.
Нужно ли фотографу покупать графический планшет?
Однозначного ответа на этот вопрос нет и не может быть. Все зависит от вас, то того, какими методами вы работаете и что именно удобно для вас. Отвечу сразу, что тратится на графический планшет не нужно тем фотографам, которые не умеют или принципиально не занимаются обработкой своих фотографий. Также планшет вряд ли понадобится тем, кто вносит только минимальные изменения в графическом редакторе (повышение контраста, резкости, работа по цветовым каналам).
Те действия, которые применяются сразу ко всему снимку путем передвигания каких-то ползунков, можно спокойно делать мышью. И мышью это делать даже удобнее, несмотря на наличие планшета.
Для чего нужен графический планшет при обработке фотографий?
Для детальной портретной ретуши: замазывать прыщи и неровности кожи гораздо быстрее и удобнее при помощи пера, чем ночью в тишине раздражать близких щелканьем мышки;
Для работы техникой Dodge & Burn, когда нужно буквально прорисовывать светотень поверх фотографии. Конечно, все это можно делать и мышью, но пером рисовать гораздо естественнее, линии получаются более точные, работа идет быстрее без нагрузки на суставы кисти руки.
Для ретуши мелких деталей на фотографии, а также работы на участках, где нужна точность линий и контуров. Помимо максимального увеличения масштаба для проработки мелких деталей удобно работать точкой кистью 1-5 px и пользоваться графическим планшетом. Примером может служить замена фона вокруг модели (тонкая работа вдоль контуров главного объекта) или удаление лишних деталей с заднего плана, которые находятся близко к контурам главного объекта в кадре.
Точечное или частичное редактирование изображений: частичная работа с цветом, контрастом, резкостью, экспозицией. Частичная работа подразумевает использование маски слоя, по которой и идет основная работа. Так, наложение черной маски позволяет скрыть слой полностью или его участки. Белая же маска, наоборот, открывает все изменения, внесенные на слое. Так вот для того, чтобы открыть (закрыть) отдельные участки слоя, маску слоя удобно прорисовывать именно на графическом планшете.
Например, нужно в Photoshop понизить цветовую насыщенность только на волосах модели (чтобы убрать неприятную желтизну со светлых волос). Для этого создаем корректирующий слой «Hue/Saturation» или «Цветовой тон/Цветовая насыщенность», в настройках которого и снижаем цветовую насыщенность (Saturation) примерно на –30. Но при этом цветовая насыщенность снижается по всему слою, а нам нужно применить эти настройки только к участку с волосами.
Автоматически при создании корректирующего слоя у него появляется белая маска слоя (т.е. все настройки слоя будут видны). Выбираем эту маску слоя левым щелчком мыши и нажимаем комбинацию клавиш Ctrl + I в английской раскладке клавиатуры. Эти горячие клавиши инвертируют маску слоя – превращают белую маску в черную (ну, или наоборот, если у вас была черная маска). Теперь фотография вернулась к прежнему виду – цветовая насыщенность в норме.
Берем Кисть (Brush) с мягкими краями и выбираем в палитре белый цвет. В зависимости от случая можно поставить Непрозрачность (Opacity) на 100% (если нужно применить настройки сразу кардинально) или на 20-80%, если нужно добиваться эффекта постепенно. Теперь белой кистью рисуем по нужным участкам на изображении. Важно: проверьте, чтобы была активна именно маска слоя, а не сам слой, иначе вы будете рисовать белым цветом по фотографии и только испортите рабочий слой.
«Проявлять» слой из-под черной маски таким способом гораздо удобнее при помощи графического планшета, чем мыши. Но во многом выбор инструмента зависит от сложности очертаний изображения. В большинстве случаев аналогичную работу не менее качественно можно сделать и при помощи обычной компьютерной мыши.
Недостатки работы мышью:
— процесс занимает больше времени;
— менее аккуратная работа;
— большая нагрузка на суставы пальцев и кисти руки, что через n-ное количество лет такой работы может привести к неприятным симптомам вплоть до резких болей при попытках работы компьютерной мышью;
— неприятное щелканье левой кнопки мыши при точечной обработке многочисленных однотипных участков фотографии.
Если вы привыкли обрабатывать фотографии мышкой, то первое время будет сложновато привыкнуть к работе с планшетом. Но примерно через неделю (а то и раньше) вы поймете, что работа с графическим планшетом больше похожа на естественные движения – как при рисовании карандашом, ручкой или кисточкой.
Особенности работы с графическом планшетом:
— первое время сложно скоординировать физическое положение пера и его проекцию на экране;
— сначала трудно сориентироваться, потому что планшет лежит горизонтально на столе, а экран монитора стоит вертикально. Мне, например, до сих пор удобнее держать планшет на коленях, а не на столе – это имитирует привычное для меня положение мольберта или подставки под бумагу при рисовании;
— придется подстраиваться (или подстраивать настройки под себя) чувствительность к нажатию и скорость перемещения пера.
Как выбирать графический планшет
Я покупала свой графический планшет для обработки фотографий больше двух лет назад, но с тех пор ситуация на рынке не сильно изменилась. Существует несколько производителей графических планшетов, но лидером отрасли является компания Wacom. В их линейке есть профессиональные планшеты серии Intuos, которые и стоят соответственно. Моего бюджета на тот момент хватало только на очень маленький профессиональный планшет или планшет побольше, но любительской серии Bamboo.
Основными критериями при покупке планшета именно у меня были:
Размер (не менее А5, а лучше А4). Размер А4 – это обычный печатный лист, А5 – это такой же лист, сложенный вдвое. Бывают планшеты и меньшего формата, но лично для меня это показалось очень неудобно – придется постоянно «переносить» руку, а работать длинными штрихами совсем неудобно.
Реагирование на степень нажатия пера (имитация нажатия). Я не вижу смысла покупать более дешевые модели планшетов, в которых нет имитации нажатия пера. Ведь в таком случае вы просто меняете «шило на мыло» — та же самая мышка, только более точная и чуть более удобная. А вот добиться именно точного повторения движений пером с учетом нажатия позволяет добиваться максимального результата при сложной обработке фотографий. Где-то нажали чуть посильнее – эффект наложился сильнее, где-то чуть послабее и т.д. Также если вы не только для обработки фотографий покупаете планшет, то именно эта функция очень важна для тех, кто рисует на компьютере.
Надежность и удобство использования. Тут помогли обзоры, форумы фотографов, графических дизайнеров и художников – тех людей, кто не первый год работает с графическим планшетом. Именно благодаря отзывам на форумах, выбор пал на фирму Wacom, тем более, что она специализируется именно на графических планшетах, а не выпускает все подряд (и планшеты между делом). Также благодаря отзывам и обзорам, я поняла, что для целей обработки фотографий не обязательно покупать планшет профессиональной серии (где помимо реакции на нажатие еще есть реакция на наклон и положение пера, а также много дополнительных функций). Моим запросам вполне подошел планшет серии Bamboo Fun.
После 2,5 лет использования ни разу меня не разочаровал, работает стабильно и без серьезных сбоев. Первый наконечник пера еще до сих пор не вышел из строя, хотя и порядком поистерся (работаю я много и увлеченно). В комплекте с планшетом был приложен набор из 3х запасных наконечников, но я их благополучно потеряла в каком-то из переездов. Именно поэтому наконечник так и не меняю, пока старый реагирует на мои действия.
По опыту знакомых знаю, что у многих художников и особенно усердных ретушеров стирается по 1-3 наконечника в год. Также можно проделать небольшую хитрость: повысить чувствительность пера в настройках графического планшета, тем самым оно будет реагировать даже на незначительное нажатие. За счет этого вам придется работать более легкими штрихами, и вы сможете сэкономить ресурс наконечника (он будет стираться медленнее).
Какие проблемы возникали в процессе эксплуатации планшета Wacom Bamboo:
1. Несколько раз слетали драйверы. Обычно это происходит непредсказуемо, но проблема быстро решается путем переустановки «дров». Если у вас сохранился установочный диск, можно вызвать установочный файл оттуда. Другие варианты – скачать на официальном сайте производителя или в Панели управления — > Устройства и звук -> Настройки Wacom (или другого графического планшета) выбрать команду «Загрузить обновления драйвера устройства».
Характерный признак того, что у вас слетели или устарели драйверы – планшет перестает реагировать на нажатие и любые другие манипуляции с пером. При этом если на планшете есть кнопки, то они могут продолжать спокойно работать. Может не работать только перо, что и сбивает с толку. Первым делом попробуйте переустановить драйвер.
2. Зависание пера – отставание проекции пера от реального движения рукой, неправильное повторение линий (вместо кривых рисуются прямые из точки А (начало движения) в точку B (конец движения). Опытным путем была установлена причина – в настройках графического планшета (Панель управления -> Оборудование и звук -> Перо и сенсорный ввод -> Диалоговое окно изменения настроек пера) рекомендую отключить функцию «Использовать нажатие и удерживание как правый щелчок мыши».
Для этого в окне настроек пера двойным щелчком выбираем строку «Нажатие и удерживание – Правый щелчок» и в открывшемся окне снимаем галочку с аналогичной функции в самом верху окна. Нажимаем ОК и проверяем результат. У меня после изменения этой настройки перо стало работать в обычном режиме – без зависаний и сбоев.
Обращаю внимание, что изменение настроек нужно производить при подключенном графическом планшете. Иначе этих настроек просто не будет в панели инструментов, так как планшет не распознан. Если же настройки не вступили в силу, попробуйте перезагрузить компьютер и заново подключить планшет. Если проблема не решилась, возможно, дело в самом планшете и пере.
3. Замена наконечника в пере. К этому прибегайте только в крайнем случае, если перечисленные выше методы «лечения» проблем с планшетом не помогают. Видеоинструкция по замене наконечника графического пера для планшетов Wacom Bamboo приведена ниже. Знание английского не обязательно, промотайте до середины, где показывается сам процесс замены наконечника – все наглядно и понятно интуитивно.
4. Реагирование графического планшета на движения пальцами. Помимо работы пером многие графические планшеты заточены под работу по принципу сенсорного ввода движениями пальцев Touch Pad (Тачпэд). Лично мне эта функция абсолютно не нужна, и при обработке фотографий даже мешает. Потому что при задевании сенсорной поверхности рукой канва с изображением в Photoshop начинает поворачиваться, или изменяется масштаб просмотра изображения. Поэтому я обычно отключаю функцию сенсорного ввода при помощи жестов сразу при каждом подключении планшета (у меня за эту настройку отвечает одна из кнопок прямо на планшете).
Возможно, вам пригодятся некоторые из моих практических советов по выбору и эксплуатации графического планшета для обработки фотографий.
Выбираем графический планшет для фотографа
Для чего нужны графические планшеты?
Традиционным и незаменимым в арсенале компьютерного художника инструментом является графический планшет. Говоря о компьютерном художнике, я подразумеваю довольно широкий спектр специалистов. Это и иллюстраторы, и художники-аниматоры, и дизайнеры в самых различных областях, художники-конструкторы, архитекторы, да и просто многие художники, ранее придерживавшиеся традиционных техник рисования и живописи, с большим энтузиазмом переходят на создание своих шедевров с использованием новых, и в первую очередь компьютерных, технологий. Для каждой из специализаций в большей или меньшей степени предпочтительны разные модели планшетов: как по размеру так и по функционалу.
Надо сказать, что на современном рынке представлен довольно большой выбор графических планшетов как по производителям, так и по модельному ряду. Но бесспорным лидером в этой области уже много лет является фирма Wacom. Например, только в планшетах Wacom применяются технологии, связанные с использованием пассивного пера, то есть стилуса без источника питания внутри (технология PENABLED). Сигнал генерируется самим планшетом, а перо лишь отражает его. Благодаря этому перо становится легче, компактнее, и вы не зависите от батареек, которые могут сесть в любую минуту.
При равных размерах рабочей поверхности и той же чувствительности к нажатию другие производители, как правило, устанавливают более низкие цены на свои планшеты. Это, безусловно, преимущество. Но и недостатков хватает. Эргономичность пера проигрывает из-за необходимости размещения в нем источника питания, есть необходимость увеличивать вес и размер манипулятора. У моделей отсутствует чувствительность к наклону, меньшее разрешение, меньше внимания уделяется дизайну и материалам, из которых изготовлено устройство.
При всем богатстве выбора моделей разных фирм-производителей именно Wacom имеет самый широкий модельный ряд: от простейших и недорогих планшетов серии Bamboo до профессиональных моделей интерактивных мониторов — ЖК-панелей с электромагнитным пером линейки Cintiq. Мы с вами попробуем разобраться во всем этом многообразии и найти решение, которое соответствовало бы вашим потребностям.
На данный момент сложно представить класс компьютерной графики, не укомплектованный графическими планшетами. Хотя еще некоторое время назад это считалось бы верхом шика. Для примера использования графического планшета хотел бы показать вам работы учеников одной московской детской художественной школы — ДХШ им. В. А. Ватагина.
Но не только художникам может быть полезен графический планшет. Возможно его использование вместо привычного манипулятора типа «мышь». Безусловно, самый дешевый дигитайзер дороже навороченной мыши, но и удобство работы пером несоизмеримо выше. А главное — привычней для человека, хотя и далеко от совершенства.
Современному фотографу в своей работе тоже не обойтись без возможностей, которые предоставляют графические планшеты. Прошли те времена, когда фотограф занимался ретушью на отпечатке или пленке при помощи краски и кисти. Снимаете вы на цифровую камеру или пленочную, ретушью и цветокоррекцией вы неизбежно рано или поздно начинаете заниматься на компьютере, с помощью того или иного графического редактора. И только хоть раз попробовав, вы сможете ощутить, насколько удобно использовать графический планшет в работе. И для этого нет необходимости применять в своем творчестве дорогие профессиональные модели. Для начала вполне достаточно любой модели небольшого формата. Намного приятнее работать с редактированием масок и инструментами рисования и ретуши, когда в процессе нет необходимости менять настройки толщины кисти и ее прозрачности, а регулировать эти параметры силой нажима на перо. При таких видах работы планшет позволяет сэкономить значительно больше времени, нежели при использовании мыши.
Вся работа по раскрашиванию черно-белой фотографии в этом примере сделана практически одним инструментом Brush с использованием чувствительности к нажиму и режима смешивания слоев Color. Пером регулировались параметры Opaсity («Непрозрачность») и Size («Диаметр кисти»). Часто для получения цветной фотографии из черно-белой в Photoshop используют Fill Layer. При этом цвет получается достаточно однообразным и неживописным. Я же предпочитаю именно обычные слои, на которых с помощью графического планшета и наношу цвет мазками разных оттенков и интенсивности. Все то же самое можно сделать и обычной мышью, но не за 5 минут, а за 25. Кроме того, пришлось бы использовать больше инструментов, часто менять диаметр кисти, создавать сложные выделения или дополнительные маски. Используя графический планшет, с одинаковой легкостью приводимую в пример фотографию можно сделать цветной как в профессиональном редакторе Adobe Photoshop, так и в чуть менее функциональном Adobe Photoshop Elements, поставляемом бесплатно в комплекте с Wacom Bamboo Fun.
Если преимущества использования планшетов для обработки фотографий вам стали чуть понятнее, то давайте познакомимся поближе с модельным рядом Wacom. Поняв, чем отличается одна модель от другой, вам будет проще сделать выбор.
Bamboo
Планшеты начального уровня. Уровней чувствительности к нажатию наконечника — 512. Чувствительности к наклону пера нет. Планшеты этой серии отличаются друг от друга в первую очередь дизайном и наличием или отсутствием дополнительных функциональных клавиш как на самом планшете, так и на пере, а также комплектом прилагаемого ПО .
Bamboo One — самый простой в серии: нет программируемых клавиш на планшете и ластика на пере. Соотношение сторон 4:3. Разрешение 1040 lpi.
Bamboo — имеет полностью настраиваемые четыре клавиши ExpressKeys и сенсорное кольцо Touch Ring. Соотношение сторон 16:10. Разрешение 2540 lpi.
Bamboo Fun — имеет полностью настраиваемые четыре клавиши ExpressKeys и сенсорное кольцо Touch Ring. Модификации двух форматов — A6 и A5. Отношение сторон 16:10. Разрешение 2540 lpi.
Intuos3
Модели этой серии различаются размером и отношением сторон. Intuos3 доступен в форматах А6 wide, А5, А5 wide, А4, А4 Oversize, А3 wide. Все модели имеют настраиваемые кнопки ExpressKeys. У планшетов этой серии в два раза больше градаций чувствительности к нажатию, чем у предыдущей — 1024. Разрешение 5080 lpi. Кроме того, планшеты серии Intuos3 оборудованы полосой прокрутки Touch Strip.
Cintiq
Серия представлена двумя моделями — Cintiq 21UX и Cintiq 12WX. Характеристики абсолютно аналогичны серии Intuos3. Разница лишь в том, что Cintiq — это не просто планшет, а интерактивный перьевой дисплей, своеобразный гибрид дисплея и привычного планшета.
Cintiq 21UX — размер экрана 21.3 дюйма, разрешение 1600×1200 точек.
Cintiq 12WX — размер экрана 12,1 дюйма c высоким разрешением WXGA 1280×800 точек и точностью цвета 24 бит с 16,7 млн. оттенков.
Дополнительные перья
C моделями серий Cintiq и Intuos возможно использование дополнительных перьев, по форме и функционалу напоминающих инструменты, используемые художниками в своей работе вне компьютера. Например: перо-маркер (Art marker), аэрограф (Airbrush), перо с чернильным наконечником (Ink pen). Они моментально распознаются программами, их поддерживающими. В работе с операционной системой и неспециализированными программами они ведут себя, как стандартное перо. Все перья возможно программировать в различных приложениях по своему усмотрению.
Реалистичность действия инструмента с учетом наклона пера лучше всего видно при использовании пера-аэрографа. Если вы являетесь дизайнером, такое перо вам может очень пригодиться. В случае использования планшета для ретуши и обработки фотографий вы без проблем обойдетесь и без него. Программы, используемые для примера, входят в комплект поставки планшета. ArtRage идет в комплекте с Bamboo One и Bamboo Fun, а Corel Painter Essentials — с Intuos3 и Cintiq.
Чувствительность к повороту пера используется в дополнительном устройстве ввода Art marker (перо-маркер). Такое перо может пригодиться для создания каллиграфических надписей и решения некоторых других специфических задач, относящихся, как правило, все же к сфере деятельности дизайнеров, а не фотографов. Но, тем не менее, и это перо мы решили включить в наш небольшой обзор, чтобы показать всю широту возможностей дополнительных устройств ввода при использовании планшета.
Все перья отлично «дружат» с Photoshop. Настройки чувствительностей пера в программе Adobe Photoshop можно найти на панели Brushes.
Выбор планшета
И напоследок: раз уж речь в этой статье зашла о технических параметрах планшетов, попробуем дать небольшой комментарий относительно некоторых из них. Например, младшие модели планшетов имеют меньше градаций чувствительности к нажатию на перо — как правило, 512 вместо 1024 у профессиональных моделей. Но на практике разницу между 512 и 1024 уровнями нажатия заметить сложно (особенно если помнить о том, что в настройках многих инструментов в Photoshop диапазон возможных градаций измеряется в процентах и ограничен 101 значением). Гораздо важнее разрешение планшета. От этого во многом зависит точность позиционирования пера и, соответственно, точность линии как при рисовании, так и при редактировании изображения.
Стоит учитывать и отношения сторон вашего монитора. Если монитор и планшет будут с разным отношением сторон, то вы будете использовать не всю рабочую поверхность устройства или работать с сильным искажением пропорций на планшете.
Если вам требуется часто перемещаться, то подойдут планшеты размером до формата А5. Габариты Intuos3 А5 Wide почти совпадают с 17” широким ноутбуком. Приблизительно такие же размеры имеет Cintiq 12WX, поэтому вполне возможно для перевозки поместить и его в одну сумку (рюкзак) с ноутбуком. С большей вероятностью это будет возможно сделать с планшетами серии Bamboo. Для ноутбуков с маленькими диагоналями 12–13” отлично подойдут планшеты формата А6.
В идеале размер монитора должен быть близок размеру планшета. И если вы — обладатель монитора больше 20”, то планшет формата А6 вам будет явно маловат. Абсолютно все графические планшеты Wacom поддерживают работу в современных операционных системах Widows Xp/Vista и Mac OS X 10.3.9 и выше, подключаются через интерфейс USB, и поэтому без проблем подсоединяются практически к любому ПК. Не требуют дополнительного питания от сети (за исключением интерактивных дисплеев).
На замену основному монитору вполне подойдет Cintiq 21UX или одна из панелей PL-серии. Они могут располагаться на рабочем столе — благодаря оригинальным конструкциям подставок — как в вертикальном, так и в более привычном для планшетов почти горизонтальном положении. Cintiq 21UX, кроме того, оснащен устройством поворота дисплея на 360 градусов (в лежачем положении) и наклона на 10–60 градусов. При относительно высокой стоимости интерактивных дисплеев на сегодняшний день они являются самым совершенным инструментом для работы с компьютерной графикой. Рисовать по дисплею — что может быть проще?
Интерактивные перьевые дисплеи серии PL — это идеальный инструмент для преподавателя. Мне довелось провести несколько лекций, используя 17” модель. Встроенный в панель разъем для подключения второго монитора или проектора позволяет без дополнительных разветвителей проецировать создаваемое изображение на большой экран и при этом находиться лицом к аудитории. К сожалению, панели данной серии не поддерживают чувствительности к наклону пера.
При недостатке свободного места на рабочем столе любой из планшетов может быть размещен буквально на коленках, в том числе и интерактивная панель Cintiq 12WX. Конструкторы Wacom постарались спрятать все необходимые контакты внутри одного совсем не толстого, но достаточно прочного кабеля. В арсенале Wacom существует и беспроводная модель планшета — Wireless pen tablet.
Из личного опыта
В своей работе я использую графические планшеты нескольких размеров. На домашнем рабочем столе – планшет А4 формата (на момент покупки оптимально подходил к имеющемуся 19” монитору). На рабочем месте – A3 Wide в комплекте c монитором 30”. При этом из-за недостатка места всегда мучает вопрос: «А куда бы деть клавиатуру?». Так что большой планшет – тоже не всегда удобно. А вместе с ноутбуком меня всегда сопровождает Intuos3 A5 wide – по-настоящему мобильное решение.
Я часто держу планшет в руках и, будучи правшой, довольно регулярно случайно касаюсь левого Touch Strip, что приводит к ненужному изменению масштаба изображения. Поэтому я его просто отключаю и пользуюсь только правым. С этой точки зрения расположение Touch Ring у планшетов Bamboo и Bamboo Fun в верхней части считаю вполне оправданным и очень удобным. Правые кнопки Exspress Keys чаще всего настраиваю отдельно для каждого приложения. В Adobe Photoshop они, как правило, служат для изменения масштаба и трансформации: соответственно дублируя часто используемые клавиатурные сочетания ctrl/cmd++ (zoom in), ctrl/cmd+- (zoom out), ctrl/cmd+0 (fit on screen), ctrl/cmd+T (free transform). А левые горячие кнопки оставляю с настройками по умолчанию. Впрочем, избыточность настраиваемых органов управления никогда не бывала лишней. Возможно, в своей работе вы с легкостью найдете множество других функций, достойных назначения им горячих кнопок.
Наше резюме
Если вы работаете с компьютерной графикой, то — вне зависимости от сферы деятельности — использование планшета сможет ускорить и облегчить вашу работу прежде всего за счет более привычного для человека способа позиционирования курсора и наличия у пера чувствительности к нажатию. Начать можно с совсем недорогих любительских моделей. Но, как показывает опыт многих знакомых фотографов и дизайнеров, удобство применения планшета способно затмить даже сравнительно высокие цены на профессиональные модели.
sergbrezhnev
Sergey Brezhnev
Сегодня разговор пойдет о таком полезном инструменте в обработке фотографий как графический планшет. И рассмотрим Wacom Intuos Pro в частности. Также сравнив его по своему опыту использования с другими моделями.
И чем же он так примечателен для обработки? А тем, что у нас в руке устройство сравнимое с ручкой или карандашом. Этими инструментами мы привыкли работать с детства и без проблем можем нарисовать ровную линию или наоборот плавную кривую. Попробуйте мышкой нарисовать, например, ресницы или волосы. И вы сразу поймете, что это сделать аккуратно практически невозможно. Если спросите: “А что, если мне не надо рисовать волосы?”. Но в любом случае, даже не рисуя что-то с нуля, мы будем обрабатывать фото, рисовать маски, затемнять/осветлять, просто проводить аккуратные линии. И вот тут уже мышка проигрывает по всем параметрам, и что самое важное, по времени. Тот же dodge&burn делать мышкой – это мука. Планшетом гораздо быстрее и в несколько раз удобнее.
Тут стоит уточнить, что я говорю именно о качественной обработке. Я, кстати, в начале своей деятельности ретушера работал без планшета, мышкой. Было и такое время 🙂 Да, я делал dodge&burn, даже аккуратный. Но времени у меня уходило раза в 3 больше, чем с планшетом. А что-то именно нарисовать я не мог совсем. Еще помимо плавности и прочих прелестей планшет Wacom имеет чувствительность к нажатию пера. И распознает от 1024 до 2048 уровней чувствительности к нажиму. Современные планшеты еще имеют дополнительные клавиши, как на самом планшете, так и на пере, каждые из которых гибко настраиваемы. Количество клавиш на планшете зависит от модели и размера. У более продвинутых моделей есть еще и сенсорное кольцо (не как у Гарри Поттера, но тоже крутое). Им можно менять размер кисти, вращать холст, выбирать слой и еще много чего по своему вкусу (тоже настраивается).
Какой бы планшет я посоветовал? В любом случае – Wacom. А вот модель уже смотрите по удобству и бюджету. Раньше у Вакома было 2 линейки планшетов – это Bamboo и Intuos (именовались цифрами: Intuos4, Intuos5). Первый для любителей, второй для профессионалов. Но стоит отметить, что даже Bamboo имеет характеристики, позволяющие без проблем работать с ним и профессионалам. Он имеет ограниченные количества доп.клавиш, не имеет всяких приятных ништяков типа подставки под перо, большого количества разных наконечников, сенсорного кольца (touch ring) и т.п. Сейчас сменились название моделей, и теперь есть Intuos (бывший Bamboo) и IntuosPro (бывший Intuos). Поменялся, естественно, дизайн у обеих моделей, но основной функционал остался практически таким же.
Я хотел бы рассказать про планшет IntuosPro, поскольку это свежая модель профессиональной линейки и сегодня поговорим о нем. У меня размер S. Это примерно как лист А4 по физическим размерам, а рабочая поверхность примерно А6. Он побольше, чем обычный Intuos (Bamboo) размера S.
В комплекте, не считая инструкции и диска, у меня сам планшет, перо, подставка под перо (к которой идет 10 наконечников и пинцет), 3 сменных кольца на перо (для красоты и идентификации перьев, если, например, вы работаете в студии, где у каждого сотрудника свое перо), usb-провод и модуль для беспроводного подключения. Сам планшет имеет покрытие софт-тач, очень приятное на ощупь, лучше, чем глянцевый пластик у Intuos4. Относительно беспроводного модуля я всегда думал, что это больше игрушка, чем действительно полезная вещь. Но оказалось достаточно удобно, мне нравится. Одним проводом меньше на столе. По скорости рисования пером задержек нет. Сравнивал с проводом – разницы не заметил. Планшет еще имеет функцию multi-touch, т.е. можно руками скролить сайты, поворачивать фото в фотошопе, использовать много жестов (до 5 пальцев одновременно) и т.д. Все это легко настраивается на любое нужное вам действие. Я же обычно при обработке фотографий отключаю сенсорные функции, поскольку лично мне они иногда мешают.
Сам планшет имеет рабочую область меньше, чем она есть физически. Ограничения области выделены светящимися треугольниками. У Intuos’ов вплоть до 4-го этого не было. На моем основном 4-м вся рабочая поверхность – рабочая область. Спорный момент. За счет этой “лишней” части рабочей области планшет по размерам не столь компактен, как хотелось бы. Также у Интуоса4 в местах кнопок и функционального кольца имеются зазоры в пластике (канавки). Туда иногда забивается всякая труха в виде крошек (привет печенькам) и подобных маленьких песчинок. В Интуосе5 этот момент хорошо исправили, сделав практически весь планшет однородным, без канавок. А вот в IntuosPro снова эти канавки вернули. Честно говоря, я не очень понял зачем.
И о самих кнопках. В 4-й версии они самые обычные, а в Pro они имеют сенсорную чувствительность. Можно не нажимая положить сверху кнопки палец и через секунду увидеть на мониторе подсказку, какая функция назначена на эту и остальные клавиши. Удобно. Сами доп.клавиши (их 6, 2 ряда по 3 в моей модели Small, а в более крупных моделях и по 8 шт) очень удобно разделены выпуклой областью на средней из 3-х кнопок. Т.е. можно даже не смотря на планшет контролировать, где именно лежит палец. Очень удобная функция — вызов параметров планшета с доп.кнопки. Не знаю, настраивается ли такая функция на Intuos4, но по умолчанию ее нет точно.
Полной зарядки беспроводного модуля мне хватило на 3 дня активной работы. Планшет сам отключается спустя 2 минуты бездействия. Время отключения настраивается. В системном трее есть значок, показывающий уровень заряда аккумулятора. Перо у планшетов Intuos4, Intuos5, IntuosPro – одинаковое. Они совместимы между моделями. И теперь о ложке дегтя. Покрытие рабочей зоны. Для меня, как ретушера это отчасти разочарование. На Интуосе4 оно было матовое, но гладкое по ощущениям. А у IntuosPro (и Intuos5) оно шероховатое. Т.е. сами ощущения от рисования пером не такие мягкие. Это, видимо, сделано в угоду не ретушерам, а именно художникам. С таким покрытием, конечно, лучше чувствуется разница в наконечниках и ощущения действительно разные (маркер, карандаш…). Но для ретуши это просто все не нужно. Даже поставив самый мягкий наконечник, я все еще не ощущаю очень мягкого скольжения. Хотя и не могу сказать, что все плохо. Просто не так, как я привык на Intuos4. В этом плане такой динозавр, как Intuos3 был идеальным. На нем просто плотная глянцевая пленка и она отлично скользит. И еще заметил неприятную особенность при использовании touch ring. Идет небольшое запоздание у реакции планшета на скольжение пальца по кольцу. Не зависимо от того, меняешь ли размер кисти, масштаб или еще что-то. В Intuos4 эта функция работает идеально, когда только начинаешь вести пальцем по touch ring’у, и тут же меняется заданный параметр. В IntuosPro эта реакция чуть медленней. Это буквально на доли секунды и многие этого даже скорей всего не заметят. Но при сравнении с Intuos4, на котором я работал последние 2 года это заметно. Тестировал по usb и беспроводному модулю – задержка есть и там и там. В остальном, это отличный планшет, который имеет огромное количество настраиваемых функций, и позволяющий решить все поставленный задачи при обработке изображений.
Какой из всего вышесказанного можно сделать вывод? Если вы часто обрабатываете фото и желаете повысить уровень, упростить процесс и сделать его комфортней и быстрее, то планшет – это необходимая для вас вещь.
По размеру можете брать S, если у вас экран размера вплоть до 24″. Будет работать комфортно. Если монитор больше 24″, то лучше брать M. У меня сейчас монитор 24″ и мне комфортно и с размером M (мой Intuos4) и с размером S (IntuosPro). А вот на ноутбуке (15″) размер M неудобен – очень большой. Зато размер S вообще отлично.
Это все я пишу сугубо по своим ощущениям и именно как ретушер. У художников может быть другое мнение на счет некоторых вещей (покрытие рабочей области и т.п.).
На этом всем спасибо за внимание и до следующих статей! Если есть какие-то вопросы, пишите. С удовольствием отвечу!