Как правильно выбрать и какой монитор лучше купить?
Сегодня мы рассмотрим важные понятия, функции, характеристики, что бы понять насколько они важны при выборе монитора для различных целей. Мы постараемся помочь вам выбрать подходящий именно вам монитор, который лучше всего подходит для игр, редактирования фотографий, видео, просмотра фильмов т.д.
Первый и, пожалуй, самый важный момент монитора — это разрешение. Разрешения, с которыми вы столкнетесь сегодня при выборе монитора следующие:
- HD Ready (720p) — в значительной степени устарело и сегодня встречается только в бюджетных офисных мониторах, бюджетных телевизорах и экранах ноутбуков. Нет серьезных игровых мониторов, которые все еще используют это разрешение.
- Full HD (1080p) — в настоящее время самое популярное разрешение. 1080p обеспечивает лучшую производительность в игре, хотя выглядит не так хорошо по сравнению с более высокими разрешениями. Даже графические процессоры начального уровня могут довольно хорошо обрабатывать 1080p, но потребуется как минимум средний уровень, чтобы действительно увеличить значение FPS, если вы не хотите снижать настройки графики в более требовательных играх.
- Quad HD (1440p) — это промежуточное звено между медленно исчезающим 1080p и 2160p, которое сейчас начинает свое движение вперед, разрешения QHD сегодня обычно встречаются в мониторах среднего и высокого класса. Большинство графических процессоров могут хорошо работать в разрешении 1440p, но только более мощные из них действительно смогут добиться более стабильных 60 кадров в секунду.
- Ultra HD (2160p) — будущее игр, которое еще не вошло в массовое производство (что касается мониторов), собственные мониторы
- UHD / 4K могут обрабатываться только высокопроизводительными графическими процессорами. Естественно, 4K предлагает непревзойденные визуальные эффекты и обеспечивает точность изображения, никогда ранее не возможную на настольном мониторе.
Какое разрешение выбрать для монитора?
- Выберите Ultra HD, если: У вас есть видеокарта, которая может запускать игры в этом разрешении с приемлемой частотой кадров, например, RTX 2070 или лучше.
- Вам нужно решение, соответствующее требованиям завтрашнего дня. Это вряд ли является рентабельным, поскольку качественные мониторы 4K обычно достаточно дороги, а более с более доступными мониторами прийдется в чем то идти на компромиссы. Тем не менее, если вы планируете в ближайшем будущем перейти на игровую конфигурацию с поддержкой 4K и вам также нужно сменить монитор, то нет причин не планировать покупку заранее.
- Выберите Quad HD, если: Вам нужен баланс между качеством и производительностью. Высококачественные видеокарты могут легко запускать игры в QHD с оптимальными 60 кадрами в секунду, в то время как карты среднего уровня, такие как Radeon RX 5700 или RTX 2060, обычно могут стабильно работать 60 FPS или более, в зависимости от игры.
- Выберите Full HD, если: вам нужна наилучшая производительность. Если вы являетесь хорошим игроком и хотите получить все возможные преимущества, то увеличение трехзначной частоты кадров на мониторе с трехзначной частотой обновления проще всего достичь с разрешением 1080p. У вас устаревший GPU. Видеокартам, выпущенным несколько лет назад, будет сложно идти в ногу с достижениями в области графики, даже если не принимать во внимание разрешение. Итак, если вам нужен новый монитор, и вы не сможете позволить себе обновление графического процессора в ближайшее время, 1080p — ваш лучший выбор.
Разрешение экрана и скорость видеокарты
Классный монитор с высоким разрешением определенно улучшит впечатления от игр, однако только если ваш компьютер сможет ему соответствовать. В данном разделе мы принимаем как факт, что желаемой скоростью при любом разрешении является частота кадров в 60 FPS и более. Да, играть при более низкой скорости можно, но игровой процесс будет все менее комфортным.
Получается, что лучший монитор (с оптимальным разрешением) не гарантирует комфортную игру. Более того, если ваш компьютер не обладает достаточной вычислительной и графической мощностью, то уровень вашего комфорта может оказаться ниже, чем у другого пользователя, который имеет такой же компьютер, но подключенный к монитору с более низким разрешением.
В любом случае надо помнить следующее: чтобы воспользоваться всеми преимуществами мониторов с частотой обновления экрана в 144 Гц, нужен компьютер, способный выдавать в ваших любимых играх частоту кадров, близкую к 144 FPS.
▼ Результаты теста производительности видеокарт в игре Apex Legends при разрешении 1440p.
Выпуск модели NVIDIA GTX 1660 Ti внес свежую струю на рынок видеокарт. Некоторые из наиболее выгодных ранее предложений стали неактуальными. Тем не менее, на данный момент, если вы хотите получить стабильные 60 FPS и более в разрешении 1440p при максимальных настройках качества графики, мы все равно рекомендуем одну из моделей серии RTX (RTX 2060 или лучше).
Разумеется, многое зависит от индивидуальных потребностей геймера. Вы можете предпочесть более бюджетное решение (GTX 1660 Ti /GTX 1060 или даже RX 580 / RX 570), если не против снизить графические настройки, чтобы добиться комфортной частоты кадров. Кроме того, если большую часть времени вы проводите за соревновательными играми, такими как CS:GO, Dota 2, Overwatch, League of Legends или World of Tanks, то сможете получить достаточно высокую скорость даже с видеокартой среднего класса.
Максимальное разрешение экрана
Разрешение это количество пикселей по горизонтали и вертикали. Чем их больше, тем детальнее и четче изображение.
- 1920×1080 — Full HD
- 2560×1440 — WQHD / 2К / 2.5К
- 3840×2160 — Ultra HD 4K
- 3840×2160 — полнокадровый 4K
Самым распространенным разрешением для широкоформатных мониторов является 1920×1080 пикселей. Этого достаточно для экранов с диагональю до 25 дюймов. Если к покупке планируется больший размер, то стоит обратить внимание на 2560×1440 и выше.
Для дизайнеров и людей, работающих с графическими редакторами рекомендуется выбирать мониторы с 4K разрешением.
Что такое соотношение сторон монитора?
Соотношение сторон монитора, как и любое другое соотношение, является пропорциональным представлением, выраженным в виде двух различных чисел, разделенных двоеточием. В случае мониторов и дисплеев соотношение сторон описывает соотношение между шириной и высотой. Часто встречающиеся соотношения сторон монитора включают 4:3, 16:9 и 21:9.
Соотношение сторон 4:3
Также известное как «полноэкранное», соотношение сторон четыре на три когда-то было стандартом для фильмов, передач и компьютерных мониторов в 20 веке. С появлением разрешений HD формат 4:3 стал редкостью.
Соотношение сторон 16:9
Соотношение сторон 16 на 9, также известное как «широкоэкранное», было международным стандартом для всего, что связано с высоким разрешением. Поскольку формат 16:9 превзошел по популярности 4:3, теперь его можно найти на DVD, в телевизорах, в кинотеатрах и видеоиграх.
Соотношение сторон 21:9
Соотношение сторон 21 на 9 – это маркетинговый термин, используемый для описания 64:27. До сих пор его использование ограничивалось сверхширокими компьютерными мониторами и телевизорами, а также кинематографическими широкоэкранными проекторами.
Частота обновления экрана + G-SYNC / FreeSync
Частота обновления означает сколько раз в секунду монитор полностью перерисовывает и выдает изображение. Чем больше частота обновления, тем плавнее передается движение. Таким образом, если у вас монитор с частотой обновления в 60 Гц, то увидеть на мониторе больше 60 FPS не получится. Например, если ваша видеокарта выдает 300 FPS, а ваш монитор с 60 Гц, то и увидите вы только 60 FPS. Если у вас мощный компьютер, то и монитор имеет смысл брать с частотой 120 Гц и выше.
Мониторы с частотой обновления в 120 Гц, 144 Гц, 240 Гц выдают более плавное изображение. Поэтому, если ваша видеокарта выдает в играх, соответственно, 120, 144, 240 FPS или более, то имеет смысл обзавестись таким монитором.
Предлагаем вам посмотреть следующее короткое видео, чтобы понять разницу в частоте обновления экрана:
Производители видеокарт NVIDIA и AMD изобрели технологии динамического изменения частоты обновления изображения – G-Sync (NVIDIA) и FreeSync (AMD). Данные технологии позволяют изменять частоту обновления изображения на мониторе в зависимости от скорости рендеринга кадров в компьютерных играх. Визуально это выражается в заметном увеличении плавности движений при скорости рендеринга 30 — 60 кадров в секунду или даже ниже, что типично для большинства современных игр. Также они избавляют от «разрывов изображения», которые наблюдаются при отключенной вертикальной синхронизации.
Отличие G-SYNC от FreeSync в том, что первая технология от NVIDIA и является платной, а вторая технология от AMD и бесплатна, из этого следует, что мониторы с G-SYNC стоят дороже. В игровом мониторе обычно используется одна из двух технологий (а в некоторых и обе сразу), и чтобы она работала у вас должна быть соответствующая видеокарта: от NVIDIA для G-SYNC или от AMD для FreeSync.
Какое разрешение выставить
Пожалуй, это один из самых популярных вопросов, при изменении разрешения. Дам один совет, при выставлении сего параметра, в первую очередь, ориентируюсь на удобство работы .
Как правило, это удобство достигается при выставлении оптимального разрешения для конкретного монитора (у каждого оно свое). Обычно, оптимальное разрешение указывается в документации к монитору (на этом я останавливаться не буду :)).
Как узнать оптимальное разрешение?
1. Установить видео-драйвера для своей видео-карты. О программах для авто-обновления я упоминал здесь: https://pcpro100.info/obnovleniya-drayverov/
2. Далее щелкнуть правой кнопкой мышки на рабочем столе в любом месте, и в контекстном меню выбрать параметры экрана (разрешение экрана). Собственно, в настройках экрана, увидите возможность выбора разрешения, одно из которых будет помечено, как рекомендуемое (скриншот ниже).
Можно так же воспользоваться разнообразными инструкциями по подбору оптимального разрешения (и таблицами из них). Вот, например, вырезка из одной такой инструкции:
- — для 15-дюймовых: 1024х768;
- — для 17-дюймовых: 1280×768;
- — для 21-дюймовых: 1600х1200;
- — для 24-дюймовых: 1920х1200;
- ноутбуки 15.6 дюйма: 1366х768.
Важно! Кстати, для старых ЭЛТ-мониторов, важно выбирать не только правильное разрешение, но и частоту развертки (грубо говоря, то сколько раз монитор моргнет за секунду). Измеряется этот параметр в Гц, чаще всего мониторы поддерживают режимы в: 60, 75, 85, 100 Гц. Для того, чтобы не уставали глаза — выставите, по крайней мере, не меньше 85 Гц!
Лучшее соотношение сторон для игр
Для начала, давайте решим более легкий вопрос: соотношение сторон. Мы считаем, что 16:9 – лучший вариант для большинства людей.
Как уже упоминалось, преимущества, которые предоставляют сверхширокие мониторы для игр, немного сомнительны, особенно если вы не собираетесь использовать другие неигровые функции, которые предлагает такой монитор.
Кроме того, сверхширокие мониторы, как правило, стоят дороже, чем обычные широкоэкранные, так что вы, вероятно, получите большую отдачу от своих средств, если приобретете игровой монитор 16:9.
Время отклика матрицы
Время отклика (реакции) матрицы – это время в миллисекундах (мс), за которое кристаллы могут повернуться и пиксели изменят свой цвет. Первые матрицы имели отклик 16-32 мс и при работе на этих мониторах были видны ужасные шлейфы за курсором мыши и другими перемещаемыми элементами на экране. Смотреть фильмы и играть на таких мониторах было совершенно не комфортно. Современные матрицы имеют время отклика 2-14 мс и проблем со шлейфами на экране уже практически не существует.
Для офисного монитора в принципе это не имеет большого значения, но желательно, что бы время отклика не превышало 8 мс. Для домашних мультимедийных компьютеров считается, что время отклика должно составлять порядка 5 мс, а для игровых – 2 мс. Однако это не совсем так. Дело в том, что такое низкое время отклика могут иметь только матрицы низкого качества (TN). Мониторы с матрицами IPS, VA, PLS имеют время отклика 5-14 мс и они обеспечивают значительно более высокое качество изображения, включая фильмы и игры.
Не покупайте мониторы со слишком низким временем отклика (2 мс), так как в них будут стоять матрицы низкого качества. Для домашнего мультимедийного или игрового компьютера достаточно времени отклика 8 мс. Я не рекомендую приобретать модели с более высоким временем отклика. Исключение могут составить мониторы для дизайнеров, имеющие время отклика матрицы 14 мс, но они хуже подходят для игр.
↑ Какой выбрать формат изображения монитора
Форматом изображения называется соотношение сторон (ширины и высоты) экрана. Существуют экраны со следующим соотношением сторон:
Стандартный (4:3, 5:4) – экран ближе к квадратной форме,в котором ширина лишь немного больше высоты. Хорошо подходит для офисной работы с текстом и интернетом, но плохо для просмотра видео и игр. Диагональ экрана такого монитора составляет от 17 до 21». Комфортной достаточно большой диагональю в таком формате будет 19-20». Сейчас производиться мало таких мониторов, их заменили более современные широкоформатные модели.
Широкоформатный (16:9) – экран с вытянутой в ширину формой. Чуть хуже подходит для офисной работы с текстом и интернетом, но отлично для просмотра видео и игр. Сегодня в продаже можно встретить мониторы такого формата с размером экраном в огромном диапазоне от 19 до 65». Размер широкоформатного экрана 19» будет довольно маленьким. Комфортной диагональю в этом формате будет 21-23». Это самый популярный формат и я рекомендую выбрать именно его.
Широкоформатный (16:10) – экран с вытянутой в ширину формой, очень близкий к предыдущему, но немного больше в высоту. В некоторых случаях может быть более комфортным и универсальным для всех задач, но является не таким популярным, что может находить выражение в отсутствии необходимой поддержки в некоторых играх, а так же наличием черных полос вверху и внизу экрана при просмотре видео в стандартных форматах (16:9). Сегодня в продаже можно встретить мониторы с экраном такого формата в диапазоне от 19 до 30». Комфортной диагональю в этом формате будет 21-24». Мониторов в этом формате выпускается в 10 раз меньше, чем в формате (16:9) и стоят они, как правило, немного дороже.
Ультра-широкий (21:9) – невероятно вытянутый в ширину экран. В первую очередь такие дисплеи подойдут людям уже использующим в своей работе два монитора и более. Например, видеомонтажерам, поскольку на них можно расположить гораздо больше отрывков на одной временной линии, биржевым трейдерам, которые смогут разместить всю необходимую информацию о сводках на одном экране, проектировщикам, дизайнерам, фотографам. Пользователи, работающие с документацией, смогут одновременно просматривать сразу 3-4 окна различных программ. Широкоформатные фильмы для кинотеатров снимаются именно в таком формате, но я сомневаюсь, что обычные пользователи найдут где их взять и популярное видео в формате 16:9 будет отображаться уже с огромными черными полосами слева и справа или сильно растягиваться. Использовать такой монитор для игр наверное было бы классно, но не все игры смогут поддерживать требуемое разрешение, так как оно не является популярным. Сегодня в продаже можно встретить всего несколько моделей мониторов с экраном такого формата размером только 29» и цена на них будет заоблачной.