Какое колличество ядер процессора нужно для игр

Сколько ядер нужно для игр? Тестирование в 18 играх

В наше время принято считать, что двухъядерный процессор – это удел бюджетных компьютеров. «Настоящий» CPU начинается с 4-х ядер. Долгое время этого действительно было достаточно, и многочисленное ПО с успехом использовало все предоставляемые ресурсы. Сейчас же вполне обычными стали 6-ядерные процессоры и далее более «ядреные». Насколько актуально увеличение многопоточности в играх? Ресурс uk.hardware.info провел тестирование с целью определить, сколько ядер нужно для игр, где предел разумности наращивания этих вычислительных блоков при выборе процессора и, соответственно, трат на отнюдь не дешевые «камни». Предлагаю вольный перевод этого тестирования.

Цель – определить, сколько денег готовить для покупки процессора, о котором можно будет не беспокоиться, что он станет узким местом в собираемой игровой системе. Естественно, это тестирование интересно для того, чей бюджет, выделенный для приобретения комплектующих, небезграничен, и хочется наиболее эффективно вложить каждый рубль в гигагерцы (гигабайты и т. п.).

Попутно попытаемся решить, во что инвестировать лучше всего, в дополнительные ядра процессора, или в более быстродействующую видеокарту, или же купить модули память чуть большей производительности. Важно понять, насколько та или иная игра способна работать с несколькими ядрами и насколько увеличивается быстродействие (если увеличивается вообще) c ростом их количества.

Для тестирования был собран следующий стенд:

  • Процессор — Intel Core i9 7900X Skylake-X 10-core CPU @ 4.5 ГГц.
  • Материнская плата — ASUS Strix X299-XE Gaming.
  • Память — G.Skill Trident Z 32 ГБ DDR4-3200 CL14.
  • Видеокарта — NVidia GeForce GTX 1080 Ti.
  • Накопитель — 2x SSD Samsung 840 Evo 1ТБ.
  • ОС — Windows 10 64-bit (1803 Update).

Также проверки проводились с использованием процессора AMD, для чего был собран следующий стенд:

  • Процессор – AMD Ryzen 7 2700X на штатных частотах и с использованием всех доступных ядер.
  • Материнская плата — Asus Crosshair VII Hero WiFi.
  • Память — G.Skill Trident Z 32 ГБ DDR4-3200 CL14.
  • Видеокарта — NVidia GeForce GTX 1080 Ti.
  • Накопитель — 2x SSD Samsung 840 Evo 1ТБ.
  • ОС — Windows 10 64-bit (1803 Update).

Выбранный процессор Intel позволяет отключать ядра и потоки для имитации CPU с разной конфигурацией вычислительных блоков.

Тестирование осуществлялось в нескольких разрешениях экрана: FullHD, WQHD и Ultra HD при средних и ультра настройках графики. Забегая немного вперед, в высоких разрешениях «бутылочным» горлышком становилась видеокарта, что снижает ценность проверки процессоров, но все же кое-какую информацию к размышлению дает.

Что такое ядро ​​процессора?

что такое ядра процессора

С точки зрения непрофессионала, количество ядер определяет, сколько задач процессор может обрабатывать одновременно. В свое время одноядерные процессоры не были способны к многозадачности. Скорее они будут быстро переключаться и переключаться между приоритетными задачами.

Это изменилось с выпуском процессоров Athlon и Pentium от AMD и Intel, которые стали первыми многоядерными процессорами, появившимися на массовом рынке. Потребовалось немного времени, чтобы число ядер увеличилось до 4, 8 и даже 16, что мы можем видеть сегодня с последней серией AMD Ryzen.

Но все еще остается важный вопрос — сколько процессорных ядер вам нужно для игр?

Что такое ядро процессора?

Если не вдаваться в технические подробности, то количество ядер процессора означает то, сколько задач он может выполнять одновременно. Одноядерный процессоры, которые использовались много лет назад, для работы с несколькими программами очень быстро переключались между ними, что приводило к серьезным замедлениям.

В 2005 году все изменилось — именно тогда в продаже появились первые двухъядерные CPU AMD Athlon 64 x2 и Intel Pentium D. На протяжении следующих десяти лет эти компании начали выпускать четырех-, шести- и даже восьмиядерные модели. Не так давно AMD представила 24-ядерный Threadripper 3970X, предназначенный для серверов и высокопроизводительных рабочих станций, а в 2020 и вовсе собирается выпустить 64-ядерный CPU — Threadripper 3990WX.

Кстати, в сфере специализированных серверных процессоров уже есть и еще более впечатляющие экземпляры, чем 3970X — например, 32-ядерные AMD Epyc. Впрочем, устанавливать их в обычные ПК никакого смысла нет.

Что ж, прямая зависимость скорости работы профессионального ПО от количества ядер процессора очевидна. А что насчет игр?

Руководство: сколько ядер нужно процессору в вашем компьютере

Сколько нужно ядер для игр?

До недавнего времени, с играми была та же ситуация, что и с обычными программами. Все вычисления и операции они производили на одном ядре, игнорируя потенциальную мощность многоядерного ПК. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Все больше и больше игр теперь могут использовать большое количество ядер/потоков, доступных в современных процессорах, что приводит к значительно лучшей производительности. В конечном итоге, четырехъядерный процессор это идеальный вариант для игрового компьютера на данный момент. ПК с меньшим количеством ядер показывают худшие результаты, а шестиядерники и восьмиядерники не дают существенного прироста.

Еще одним замечательным нововведением в Intel стало внедрение технологии Hyper-Threading, которая позволила одному физическому ядру CPU функционировать как два «логических» ядра или потока, как их еще называют. Вскоре AMD представила технологию многопоточности, которая работает аналогичным образом. Не вдаваясь в технические детали, давайте сразу перейдем к важному вопросу: логическое ядро так же хорошо, как и физическое? Ответ определенно да. Взгляните на бенчмарк ниже:

Из результатов теста видно, что производительность двухъядерного процессора с Hyper-Threading едва ли отстает от производительности четырехъядерного ядра. Гиперпотоковые двухъядерные процессоры 7-го поколения линейки i3 фактически работают чуть лучше, чем i5-процессор 6-го поколения с четырьмя физическими ядрами.

Последнее время гипертопочность в какой-то степени потеряла внимание, через то, что сейчас все игровые процессоры (включая i3 восьмого поколения) являются четырехъядерными. Но при выборе бюджетного процессора, на количество потоков стоит обратить внимание. Перед покупкой процессора внимательно изучите не только его характеристики, а и бенчмарки и тесты. Только они могут показать реальную производительность по сравнению с другими CPU.

Сколько нужно ядер CPU? Еще несколько лет назад мы бы сказали, что двухъядерный CPU — самый оптимальный вариант. Сегодня же, такие модели подойдут для несложных повседневных задач. Игровые компьютеры должны иметь четыре и больше ядер. А сколько ядер/потоков на вашем ПК? Делитесь в комментариях. Желаю удачи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Так сколько же ядер будет достаточно для гейминга на разрешении 1080p?

Разрешение здесь имеет большее значение, чем конкретная игра, поскольку чем выше разрешение, тем больший вклад в скорость рендеринга вносит графический процессор видеокарты. Поэтому для оценки эффективности различных конфигураций ядер/потоков CPU мы взяли не самое высокое, а самое популярное разрешение.

Ashes of the Singularity уже давно является выставочной игрой AMD. Еще во времена архитектуры GCN такие модели, как Radeon HD 7950 опережали в этой игре видеокарты NVIDIA – благодаря тому, что такая фишка DirectX 12, как функция асинхронного планирования/выполнения вычислительных задач (Asynchronous Compute) лучше работала на «железе» AMD. И в наши дни эта игра продолжает оставаться довольно солидным бенчмарком, предлагающим отдельный тест и для GPU, и для CPU. Давайте посмотрим на ее последний выпуск под названием Escalation.

графики процессоры

графики процессоры2

В тесте с упором на GPU результат включает в себя четыре значения – среднюю частоту кадров (число кадров в секунду, FPS), а также показатели, соответствующие различной интенсивности вызовов на отрисовку (draw calls). Более «легкие» пачки вызовов (меньшей интенсивности) выполняются быстрее, чем более нагруженные. И этот тест дает нам асимптотически возрастающую кривую результатов, показывающую, с одной стороны, заметное увеличение производительности при увеличении числа ядер, а с другой стороны – ее снижение при отключении дополнительных потоков (SMT).

Здесь мы сразу видим, что четырехъядерный процессор «сливает» производительность обеих видеокарт – и GeForce RTX 3070, и Radeon RX 6800 XT. Отключение SMT также заметно ухудшает общую ситуацию (Symmetric Multi-Threading). В целом, в этом бенчмарке оптимальным вариантом (золотой серединой) для разрешения 1080p выглядит 12-поточная конфигурация. Конфигурацию 6 ядер/ 12 потоков представляет процессор Ryzen 5 5600X, который можно оценить как достаточно перспективное решение. Это процессор средней ценовой категории с хорошим потенциалом однопоточной производительностью, который эффективно задействует дополнительные потоки в штатном режиме с SMT.

Если вы хотите получить на разрешении 1080p максимальную отдачу от дисплея с высокой частотой обновления, тут тоже есть смысл не ограничиваться самым минимальным числом ядер. Обе видеокарты – и GeForce RTX 3070, и Radeon RX 6800 XT – в этом случае обеспечивают около 70 FPS, не более, хотя Radeon немного быстрее (чего, в общем-то, и следовало ожидать, учитывая разницу в цене). Давайте теперь посмотрим, как обстоят дела в тесте с акцентом на производительность CPU.

графики процессоры3

графики процессоры4

Здесь мы видим очевидную тенденцию к «насыщению», наглядно показывающую, что, во-первых, шести ядер уже достаточно, а во-вторых – эти шесть ядер нужно использовать в многопоточном режиме с SMT. И самые низкие результаты дает конфигурация 4C/4T – на целых 36% меньшую производительность по сравнению с уровнем насыщения, на который мы выходим с конфигурацией 6C/12T.

Следующий тест – Civilization VI от Сида Мейера (Sid Meier), игра, которая на момент своего выпуска считалась довольно серьезной нагрузкой для процессора, по крайней мере, в части времени хода компьютера, которое несколько растягивалось. В этой игре, как и в AotS, предусмотрено два бенчмарка, также с различной функциональной специализацией – под CPU и под GPU. Давайте начнем с первого, который покажет, как долго будет думать искусственный интеллект.

графики процессоры5

графики процессоры6

Результаты здесь довольно неожиданные. По-видимому, когда наступает очередь ходить компьютеру, Civ VI использует весьма ограниченное число потоков. Мы надеялись, что компьютер обдумывает свой ход, одновременно обрабатывая больше потоков данных, но, судя по всему, конфигурации 4C/4T ему для этого достаточно. Но что еще более забавно – как влияет на время хода компьютера архитектура видеокарты. Мы никак не ожидали, что новейшая графическая архитектура чипа Radeon RX 6800 XT (RDNA 2) увеличит это время примерно на 10%. Не то чтобы в результате компьютер работает сильно медленнее, а просто странно.

графики процессоры7

графики процессоры8

Графический тест Civilization VI показал бОльшую зависимость результатов от конфигурации CPU, что тоже довольно интересно. Однако ступенчатый характер диаграмм заставляет нас сделать вывод, что в этой игре многопоточная технология AMD SMT не используется эффективно (то, чем на момент своего выпуска отличался Cyberpunk 2077). Обе видеокарты на разрешении 1080p обеспечат максимальные дивиденды от обычного высокочастотного монитора и со скромным процессором 4C/4T, но если вам важен каждый кадр в Civ на 240-герцовом дисплее с разрешением 1080p, возьмите лучше Ryzen 7 5800X или что-нибудь аналогичное.

Далее идет Cyberpunk 2077. О производительности «железа» в этой игре было сказано уже много – как сразу после ее выхода, так и после выхода первого капитального патча. С тех пор игра получила еще несколько обновлений, и текущая актуальная версия идет под номером 1.22. К сожалению, баги там еще остаются, и машины внезапно появляются из воздуха, чтобы задавить нас на пешеходном переходе. Давайте посмотрим, к чему сводится эта игра на скромном четырехъядерном процессоре без SMT.

графики процессоры9

графики процессоры10

С повышением уровня конфигурации (до всех 12 ядер/ 24 потоков) результаты стабильно возрастают, что более четко выражено на диаграмме результатов Radeon RX 6800 XT, чем GeForce RTX 3070. По-видимому, CD Projekt Red наконец оптимизировала свою игру под многопоточные вычисления, переложив многочисленные хакерские операции на плечи SMT. И это особенно хорошо заметно на примере четырехъядерного процессора в комбинации с GeForce RTX 3070, когда при включении дополнительных потоков частота кадров увеличивается почти на треть. Подобным же образом на переход с 4C/4T на 4C/8T реагирует и Radeon RX 6800 XT, но здесь прибавка меньше – около 12%. Если речь идет о сегменте high-end, достаточное количество ядер процессора определяется еще и тем, какой у вас монитор: для 60-герцового монитора будет достаточно и 4C/8T, тогда как геймеры с более высокочастотными мониторами смогут получить большую отдачу от более мощной (по числу ядер/потоков) конфигурации CPU.

Заключение

Как видите, на заданный вопрос нет четкого ответа. До недавнего времени те же двухъядерные процессоры очень неплохо показывали себя даже в тяжелых играх, а сейчас уже четырехъядерные оказались на грани забвения благодаря гонке числа ядер и потоков. Учитывая, что в консолях PS5 и Xbox Series X установлены восьмиядерные/шестнадцатипоточные процессоры на базе архитектуры AMD Zen 2, стоит ожидать, что оптимизация игр под многопоток станет еще более частой.

Подытожим: в 2020 году использование CPU с 4 ядрами оправдано только в бюджетных сборках, в то время как в миде актуальны уже шестиядерные процессоры. Восьмиядерники же стоит оставить для HEDT сегмента.

Как уже говорилось выше, это лишь обобщение имеющейся информации, и реальная производительность зависит от модели процессора, имеющейся видеокарты и даже игры. Поэтому всегда имеет смысл перед покупкой изучить несколько тестов и графиков.

Выбор процессора под разные игры

Выбор игрового процессора зависит от того, зачем вы его будете использовать. Игровые ПК делятся на:

  1. Простейшие для онлайн игр.
  2. Средние для FullHD монитора.
  3. Высокопроизводительные для QHD (2к) монитора.
  4. Экстремальные для UHD (4к) монитора.
  5. Комплексные для UHD (4к) монитора и стриминга.

Такие игры как WoW, WoT, DOTA, War Thunder будут работать на слабом пк с 2 ядрами и старой видеокартой. Они не требовательны и используют небольшое количество ресурсов компьютера.

Современный топовый компьютер должен тянуть последние новинки игровой индустрии. Если он не тянет современные игровые новинки, через год-два он будет устаревшим, поскольку системные требования видеоигр постоянно растут.

Вы можете найти несколько CPU, которые будут подходить по производительности. Чтобы сузить количество процессоров или определиться с одним, выберете игру в которую будете играть и найдите в интернете тесты производительности CPU для игр. Тесты производительности замечательно продемонстрируют какой процессор лучше всего подходит под ваши игры. Выбор видеокарты тоже может быть сделан с помощью тестов производительности в интернете.

Онлайн игры. Обязателен ли мощный процессор

Intel Core i3-10100 – AMD Ryzen 3 3100 – это лучшие CPU для онлайн игр, которые отлично выполняют поставленные задачи любого характера. 4 ядра с частотой 3.6 ГГц вместе с производительной видеокартой позволяют играть на средних/максимальных настройках в любые игры.

Intel Core i3-10100 – AMD Ryzen 3 3100 отлично себя чувствуют при работе с FullHD монитором, для QHD (2K) их не хватит. В целом, i3-10100 – Ryzen 3 3100 – это хороший выбор для современных онлайн игр с хорошим соотношением качество/цена.

Какой процессор подходит для игры в FullHD

Процессор Intel Core i5-10400 или Ryzen 5 3600 отлично подходят для FullHD игр. Их частоты и ядер хватит даже для игры в FORZA HORIZON 4 на максималках в FullHD. AMD Ryzen 5 3600 имеет большую частоту чем Intel Core i5-10400. Тем не менее, для стриминга этого процессора будет недостаточно.

QHD (2K) качество. Требовательно ли оно к железу

Ближайшие пару лет i5-10600K будет достаточно для комфортной игры в QHD (2K) разрешении. Тем более у него есть разблокированный множитель, достаточно установить мощную систему охлаждения. Разогнанной тактовой частоты должно быть достаточно для новинок ближайших лет.

Этого процессора недостаточно для стриминга. Если вы планируете стримить, более целесообразно поставить Ryzen 7 3800XT. Мощности этого процессора будет достаточно для стриминга в QHD (2K) разрешении. Если стримить не планируете, запаса мощности этого CPU для новых видеоигр будет достаточно на ближайшие пару лет.

Лучший процессор для игр в UHD (4K)

Не все видеоигры оптимизируют работу для UHD (4K) мониторов, более того не все видеоигры имеют UHD (4K) текстуры. Если провести аналогию, UHD (4K) монитор = 4 FullHD мониторам. Это очень большое количество пикселей, поэтому создание текстур под такое качество очень энергозатратно.

Core i9-10900K и Ryzen 9 3950X отлично подходят для поставленных целей. Добиться максимального качества стриминга в UHD (4K) разрешении позволит Ryzen 9 3950X. Этот процессор имеет больше вычислительных потоков чем Core i9-10900K, которые будут очень полезны при обработке видео и стриминге.

Стриминг в UHD (4K) качестве. Какой процессор выбрать

Хорошими процессорами для стриминга и обработки контента в UHD (4K) считаются Intel Core i9-10980XE и AMD Threadripper 3970X. Их мощностей хватает даже для стриминга самых требовательных видеоигр, а возможность разгона позволит забыть о замене процессора на ближайшие 5 лет. Несколько UHD (4K) мониторов тоже будут отлично взаимодействовать с этими процессорами.

Intel Core i9-10980XE и AMD Threadripper 3970X очень производительны и универсальны, они подходят не только для стриминга игр, но и для обработки видео или программ фотограмметрии.

Зачем самостоятельно заниматься сборкой игрового компьютера, тратить огромное количество сил и времени? Компания Artline предлагает эффективное решение всех ваших проблем.

Выводы

Так называемая Эра 4-ядерных процессоров даже с технологией (SMT и HT) неминуемо подходит к концу, и покупать сейчас процессор для современных игр необходимо минимум c наличием 6 реальных ядер, а лучше 12 виртуальными потоками.

В то же время, если мы говорим про игры, переплачивать за 8/16 или даже 16/32 монстры совершенно не имеет никакого смысла, лучше вложить эти средства в более мощную видеокарту.

Как можно было видеть, загрузка даже 6-ядерного процессора с технологией SMT редко в каких игровых проектах превышала 50 %, что гарантирует некий задел на будущее. А загрузка видеокарты даже в разрешении 720p достаточно часто приближалась к отметке 100 % — именно она в повседневных условиях и будет ограничивающим фактором в производительности.

Поэтому если стоит выбор купить мощнее процессор или видеокарту, то он очевиден.
Производительность в играх ограничивается не только процессором и видеокартой, важную роль играет оптимизация. Если ее нет или она не очень хорошая, как, например, в протестированном Kingdom Come Deliverance, увы, производительность будет соответствующая, и неважно, сколько ядер у процессора или насколько мощная видеокарта.

Adblock
detector