Детская безопасность в документах
В этой статье разберемся с детской безопасностью в образовательных учреждениях. Тема эта не так сильно регламентирована, как, например, кадровый документооборот, но если что-то случится с учащимся или воспитанником, то с руководителя, учителя или воспитателя спросят по полной. А еще и расследование этого случая заставят проводить!
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012).
- СанПиН 2.4.1.3049 -13 (для детских садов) — заменен на СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- СанПиН 2.4.2.2821-10 (для общеобразовательных учреждений) — заменен на СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Этими документами нужно руководствоваться в первую очередь.
Что говорит закон
В соответствии с шестым пунктом статьи 28 ФЗ №273 от 29.12.2012 образовательные учреждения обязаны обеспечивать безопасность своим ученикам. Кроме того, существует Постановление Правительства РФ №1235 от 07.10.2017, оговаривающее, что все организации, где при террористических операциях могут пострадать от сотни человек (а это, без сомнения, все школы и детские сады), должны охраняться силами ЧОП и ведомственной охраны.
С 1 сентября 2019 года вступил в силу еще один нормативно-правовой акт — ГОСТ Р 58485-2019, который представляет собой национальный стандарт по обеспечению безопасности образовательных учреждений, однако, как и большинство ГОСТов на сегодняшний день, он носит лишь рекомендательный характер.
В итоге чаще всего охрану в школе и детских садах осуществляют малоподготовленные сотрудники ЧОПов.
Теперь обратимся к наболевшим вопросам: кто может прийти с проверкой и какие документы по безопасности могут проверить контролирующее органы?
1. Проверка по охране труда. Данная процедура реализуется уполномоченными государственными органами с целью предупреждения и выявления нарушений в сфере охраны труда. Проверка организации по охране труда осуществляется трудовой инспекцией, а в некоторых случаях и другими госорганами. Проверка организации по охране труда (по отдельным направлениям) может быть также организована Ростехнадзором, Роспотребнадзором, прокуратурой.
В целях осуществления требований законодательства по охране труда вводится четырехступенчатая система контроля.
На первой ступени контроль осуществляется ответственными за помещения, кабинеты, воспитателями, руководителями кружков, секций. Они ежедневно до начала работы (занятий) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструментов. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются, остальные вносятся в журнал учета проведения административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения.
Вторую ступень контроля осуществляют: заместитель руководителя по АХЧ, уполномоченные лица по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, производственной санитарии во всех помещениях учреждения, которые периодически проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии, принимают меры по устранению выявленных нарушений. Эти нарушения записываются в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения, исполнителей и сообщают руководителю.
Третью ступень осуществляет руководитель организации совместно с председателем профсоюзного комитета, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния выполнения замечаний, указанных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На основании обсуждения вопросов о состоянии охраны труда руководителем издается приказ.
Четвертую ступень осуществляет комиссия по приемке учреждения к новому учебному году.
Документация по административно-общественному контролю:
• план административно-общественного контроля по охране труда;
• отчет о выполнении контроля за учебный год (произвольная форма);
• журнал административно-общественного контроля;
• справки, акты по итогам контроля (проверок).
Какие локальные акты по ОТ могут проверить?
• правила внутреннего трудового распорядка;
• инструкции;
• положение о расследовании несчастных случаев с обучающимися;
• инструктажи;
• приказы;
• акты по охране труда (технического обследования здания, эксплуатационных испытаний и др.);
• журналы по ОТ (учета и выдачи инструкций, регистрации несчастных случаев и др.);
• документы по аттестации рабочих мест;
• план работы;
• положение о комиссии;
• протоколы, памятки, удостоверение, коллективный договор.
2. Пожарная безопасность. Надзором за соблюдением противопожарной безопасности занимаются специально уполномоченные органы МЧС. В МЧС России и его территориальных органах государственную функцию посредством организации и проведения проверок деятельности образовательных учреждений осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Государственную функцию под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору в регионах осуществляют государственные инспекторы.
Какие локальные акты по ПБ могут проверить?
• правоустанавливающие документы на юридическое лицо (уставы, лицензии и т.п.);
• документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, должностные инструкции);
• паспорт пожарной безопасности;
• декларация о пожарной безопасности;
• предыдущие предписания с отметками о выполнении;
• материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях (если таковые были);
• общий план действий при возникновении чрезвычайной ситуации;
• планы эвакуации с поэтажными схемами;
• техническая документация, подтверждающая исправность систем и средств пожарной защиты.
Телефоны «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»:
Для детей и родителей
ЕСЛИ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИЗМА: Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Ростовской области |
8 (863) 249-37-54 8 (863) 249-39-40 |
ЕСЛИ НАРУШАЮТСЯ ПРАВА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: секретариат Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области |
8 (863) 280-06-08 8 (863) 280-06-09 |
ЕСЛИ НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА: ГБОУ РО «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» |
8 (863) 251-14-10 |
КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН В МБДОУ № 266: Вернова Татьяна Семеновна – педагог-психолог, уполномоченный по правам ребенка; Краповая Елена Владимировна – завхоз, ответственный по противодействию терроризму и экстремизму |
8 (863) 222-05-34 8 (863) 220-59-52 |
Для специалистов
Пожарная безопасность
Организация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ проводится согласно нормативно-правовой базе. Работники дошкольного учреждения 1 раз в 6 месяцев проходят необходимый плановый инструктаж — пожарно-технический минимум. При необходимости проходят и внеплановый инструктаж. На всех рабочих местах имеются инструкции по пожарной безопасности, памятки для работников о порядке действий в случае возникновения пожара или других ЧС.
В ДОУ создана добровольная пожарная дружина (ДПД), которая осуществляет контроль за соблюдением противопожарного режима, проводит разъяснительную работу среди сотрудников с целью соблюдения правил пожарной безопасности.
В детском саду имеется АПС (автоматическая пожарная сигнализация) с выводом на пульт 01, система оповещения о пожаре, необходимое и достаточное количество средств первичного пожаротушения: огнетушители, пожарные гидранты и т.д., которые своевременно проходят испытания. На каждом этаже имеются планы эвакуации, согласованные с территориальным отделом надзорной деятельности.
В ДОУ проводятся учебные эвакуации детей и сотрудников на случай возникновения пожара. Имеется наглядная агитация по пожарной безопасности — стенд «Уголок пожарной безопасности», где размещаются распорядительные и ознакомительные документы, планы работы по пожарной безопасности, консультативный материал по обучению сотрудников Правилам пожарной безопасности. Информация на стенде постоянно обновляется.
Работа с воспитанниками дошкольного учреждения строится в соответствии с годовым планом по пожарной безопасности и имеет систематичный характер. В группах воспитатели изучают с детьми Правила пожарной безопасности, оформляют выставки рисунков.
Работа по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ осуществляется повседневно, с участием всего персонала и имеет планово-системный характер.
Нормативные документы:
Локальные документы МБДОУ:
Медицинские работники
Медицинскими вопросами в детском саду занимаются старшая медицинская сестра, медсестра по бассейну, диетсестра, медсестра по массажу. Реже, в специализированных детских садах, можно встретить медсестру по физиотерапии и медсестру по лечебной физкультуре.
Старшая медицинская медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей.
Кроме того, старшая медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача.
Медсестра по бассейну — эта должность имеется в садах с плавательным бассейном и иногда совмещается с должностью старшей медсестры. Медсестра по бассейну проводит осмотр детей перед каждым занятием по плаванию, освобождает их от занятий при недомоганиях и жалобах на плохое самочувствие, наблюдает за состоянием детей во время занятий. Контролирует санитарное состояние всех помещений бассейна и оборудования.
Диетсестра составляет и раскладывает ежедневное меню и следит за качеством приготовления пищи. Она ежедневно производит пробу готовых блюд и закладывает ее на хранение в соответствии с требованиями СЭС. Следит за выполнением графика получения пищи группами и проводит ежедневный обход групп, проверяя организацию питания в группах.
ЧОП в гимназии, сторож в сельской школе
Самыми незащищенными, как правило, оказываются небольшие школы в регионах. Так, в профсоюзе «Учитель» отмечают, что договоры с ЧОПами обычно заключают учебные заведения, расположенные в крупных городах, а остальные охраняются вахтерами и сторожами. По словам преподавателя из Удмуртии Анны Инютиной, «в маленьких школах на входе сидит вахтер, работают камеры видеонаблюдения», в то время как «в больших городских школах на входе у турникетов дежурят сотрудники частных охранных предприятий».
Несмотря на то что почти в каждой школе есть видеокамеры, денег на охрану не выделяют, поэтому «охрана учебных заведений осуществляется за счет «добровольных пожертвований» родителей»,— считает Анна Инютина.
Преподаватель из Санкт-Петербурга, сопредседатель профсоюза «Учитель» Марина Балуева отмечает, что в городе сейчас все школы охраняют сотрудники Росгвардии и если раньше вахтеры могли хотя бы обеспечивать контроль пропускного режима, так как «знали всех в лицо», то передача охраны школ Росгвардии, качество охраны не улучшило: «Такие же женщины, только в форме. А своих пришлось уволить»,— рассказывает госпожа Балуева.
Преподаватель муниципальной средней общеобразовательной школы №2 города Реж Марина Шарова рассказывает, что в Свердловской области используется несколько вариантов обеспечения безопасности: «Состоятельные гимназии и лицеи, как правило, заключают договоры с ЧОПами. Иногда родители на совете школы решают вопрос о сборе средств и по гражданско-правовому договору нанимают охрану — мужчин, которые в некоторых случаях не имеют лицензии. Но чаще всего в штатном расписании у каждой школы есть ставка вахтера, именно она и используется»,— говорит госпожа Шарова. По ее словам, школы постепенно пытаются вводить пропускную автоматизированную электронную систему с вахтером и сигнальную кнопку, и «даже в сельских школах устанавливают видеонаблюдение». При этом преподаватель отмечает, что в некоторых школах, которые хотели нанять ЧОПы, родители писали в прокуратуру жалобы на сбор с них денег.
Помимо единых стандартов обеспечения безопасности, нет в России и единой системы финансирования охраны школ. В результате самыми незащищенными, по мнению экспертов, оказываются небогатые школы в не очень крупных городах.
Если в селах «все друг друга знают» и для обеспечения безопасности хватает тревожной кнопки, камер и минимального пропускного режима, а в больших городах у школ есть деньги на квалифицированную охрану, то в «средних» школах при относительно большом количестве учащихся штатных сотрудников охраны не хватает.При этом даже в Москве, где власти полностью берут на себя финансирование охраны (согласно данным портала госзакупок, двухлетний контракт на охрану всех столичных школ обошелся городскому бюджету более чем в 14 млрд руб., большие заказы получили частная охранная организация «Евро-Альянс» и ЧОП «Щит») и где ситуация, по мнению экспертов, лучше, чем в других регионах, предлагаемые на сегодняшний день цены не позволяют привлечь к охране образовательных учреждений ведущие охранные организации страны или выделять дополнительные средства на обучение сотрудников.
Так, в Москве установлена максимальная цена на месяц охраны для школы в 124 тыс. руб., а стоимость услуг вневедомственной охраны Росгвардии, как сообщал РБК, составляет больше 300 тыс. руб. в месяц.Если бюджет города не в состоянии финансировать платные охранные предприятия, этим занимается родительский комитет. Сумма обычно взимается из денежных средств фонда класса. Там же, где охрану оплачивают из бюджета, заключение контрактов на охрану производится по итогам конкурсов, организуемых в соответствии с федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. По мнению экспертов, положения закона создают преимущества для участника конкурса, предложившего саму низкую цену, а не лучшее качество.
Председатель правления ассоциации «Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур» (КЦ РОСС) Александр Козлов:
Несмотря на то что постановление правительства РФ №1235 прямо требует от администрации школ, категорированных как объекты первой и второй категории опасности, заключить договоры на обеспечение безопасности с частными охранными организациями, по факту, по оценкам экспертов, такие договоры на сегодняшний день имеют не более 20% школ и дошкольных образовательных организаций.
Как правило, договоры с частными охранными организациями имеют школы, расположенные в крупных городах-миллионниках регионов-доноров. Оставшиеся 80% за отсутствием бюджетного финансирования охраняются в лучшем случае вахтерами и сторожами, находящимися в штате самих образовательных организаций.
В Москве при организации охраны школ используются системы внутренних стандартов и контроля качества, которые были разработаны на базе саморегулируемой организации «Ассоциация «Школа без опасности»». Указанная система внутренних стандартов позволяет предъявлять к охранным организациям, претендующим на участие в охране образовательных организаций, дополнительные профильные требования. В частности, школьные охранники проходят дополнительное обучение, где им преподают основы детской психологии, учат профайлингу — выявлению потенциальных нарушителей по элементам поведения, рассказывают об особенностях охраняемых объектов с точки зрения потенциальных угроз.
Проблема, на мой взгляд, не в недостаточности требований, а в том, что предлагаемые на сегодняшний день цены не позволяют привлечь к охране образовательных учреждений ведущие охранные организации страны. Если предлагаемая цена позволяет только едва-едва заплатить зарплату охраннику в размере не выше регионального МРОТ, значит, в охранной организации не будет конкурса на вакансию и, соответственно, надлежащего подбора персонала. Не будет также и средств на дополнительное обучение охранников, организацию эффективной контрольной службы, системы стимулирования.
Поэтому без решения проблемы установления обоснованных цен контрактов на охрану образовательных организаций проблему качества не решить. Выходом могло бы стать применение для формирования начальных (максимальных) цен контрактов затратного метода формирования («средние издержки плюс прибыль».— “Ъ”) цен на услуги по охране объектов, финансируемых за счет средств государственного и муниципального бюджетов.
В пресс-службе Министерства просвещения РФ ответили на вопросы “Ъ” о том, как регламентируется и финансируется охрана школ:
В рамках формирования единой системы антитеррористической защищенности объектов и территорий в соответствии с федеральным законом «О противодействии терроризму» правительством Российской Федерации утверждены в октябре 2017 года требования к антитеррористической защищенности объектов образования (постановление правительства Российской Федерации №1235 от 7 октября 2017 года).
Говоря о безопасности образовательных объектов, отметим, что у всех зданий образовательных учреждений есть паспорта безопасности, закрепляющие широкий ряд мер, отдельные уровни категорирования, отдельные требования по охране территорий, организацию пропускного режима, средства наблюдения за территорией. На ежегодной основе проводится мониторинг комплексной безопасности всех объектов образования в стране. Паспорта в том числе согласовываются с территориальными представителями МЧС России и Росгвардии.
Подчеркнем, что обеспечение образовательных организаций специальным оборудованием и квалифицированной охраной не является единственным фактором защищенности и эффективности работы по реализации требований к комплексной безопасности образовательных организаций.
Принимаются меры по развитию психологической службы в системе образования. Приоритетность деятельности психологической службы определяется с учетом актуальной социальной ситуации, обеспечивая методическое сопровождение специалистов и акцентируя их внимание на проблемах и вызовах, требующих немедленного и системного ответа. В общеобразовательных организациях Российской Федерации работает свыше 25 тыс. педагогов-психологов.
Антитеррористическая защищенность ОУ
Работа в данном направлении представляет собой принятие целого комплекса мер. Все они направлены на систематические действия по усилению бдительности педагогического коллектива и персонала, укреплению материальной базы ОУ, а также формированию у учителей и учеников умений к выполнению адекватных и оперативных действий при возникновении террористической опасности.
Антитеррористическая безопасность образовательных учреждений обеспечивается проведением профилактических мероприятий, цель которых состоит в предотвращении или максимальном сокращении людских потерь при возникновении опасной ситуации. Для этого предпринимаются следующие действия:
- инструктаж всех работников ОУ по противодействию террористическим актам;
- инвентаризация всех входов и выходов (основных и запасных);
- периодические осмотры помещений ОУ и его территории;
- проверка работоспособности линии телефонной связи для соединения дежурного ОУ с частью УВД;
- организация контролируемого въезда ТС на территорию учреждения образования;
- осуществление пропускного режима;
- донесение до учителей, учеников и персонала ОУ информации антитеррористической направленности;
- проведение плановых проверок работоспособности всех имеющихся технических средств защиты, в том числе электронных и кодовых замков, телефонов и т.д.;
- проведение тренировочных занятий по антитеррористический деятельности;
- инвентаризация сдаваемых в аренду помещений.
Ответственными за антитеррористическую безопасность образовательных учреждений являются их непосредственные руководители. В их задачу входит координирование противодействия персонала ОУ опасным для жизни людей ситуациям, а также организация взаимодействия с находящимися на этой территории органами ФСБ и МВД. Постоянно действующим органом управления в этом случае является антитеррористическая комиссия, созданная в образовательном учреждении. Ее создают согласно приказу руководителя ОУ. В своей работе она придерживается Положения об антитеррористической комиссии, в котором указываются ее функции и задачи. Утверждается оно руководителем ОУ.
Наиболее вероятным проявлением террористической деятельности является минирование территории. При любом сообщении о наличии подозрительных предметов, а также бесхозных вещей ситуация рассматривается как несущая реальную угрозу людям, их здоровью и жизни. Решение об их эвакуации с территории ОУ принимается руководителями территориальных органов УВД исходя из результатов объективной оценки имеющихся сведений. При поступлении на пульт «02» сообщения о минировании ОУ дежурный части обязан передать эту информацию диспетчеру образовательного учреждения, а также сообщить ему о принимаемых мерах (вызове саперов, кинолога и т.д.) и об окончании подобных мероприятий.
Эвакуация людей из здания обеспечивается благодаря совместным действиям работников и должностных лиц ОУ с сотрудниками органов УВД.
Если в образовательном учреждении были обнаружены бесхозные вещи, то категорически запрещается:
- касаться не только самого подозрительного предмета, но и тех, которые находятся с ним в контакте;
- обливать обнаруженный предмет жидкостями, засыпать его грунтом или накрывать сверху тканевыми или другими материалами;
- использовать радио- и электроаппаратуру, а также переговорные устройства недалеко от обнаруженной бесхозной вещи;
- оказывать на подозрительный предмет механическое, световое, звуковое или температурное воздействие.
В перечне предварительных мероприятий, предшествующих возможному проведению работ по эвакуации людей, руководитель ОУ издает приказ, в котором назначает:
- лиц, которые ответственны за организацию вывода людей из помещений или с территории ОУ;
- порядок оповещения ответственных за проведение эвакуации, а также выставление оцепления.
В случае обнаружения взрывного устройства на территории ОУ его руководитель тут же информируется об этом и вызывается на работу в любое время.
Любой работник, обнаруживший подозрительный предмет или бесхозную вещь, обязан:
- сразу же уточнить место, которое может нести в себе опасность;
- оградить подозрительные предметы, соблюдая при этом осторожность;
- сообщить дежурному диспетчеру ОУ о своей находке лично или по телефону;
- производить дальнейшие действия исходя из указаний диспетчера.
В свою очередь дежурный ОУ при поступлении такого звонка:
- уточняет место нахождения имеющегося в образовательном учреждении подозрительного предмета;
- сообщает о происшествии руководителю ОУ или заменяющему его лицу;
- уточняет степень эвакуации людей при поступлении указаний от дежурной части УВД и действует по ее указаниям.
Руководитель ОУ, получив сообщение о найденном подозрительном предмете, обязан:
- не отлучаться со своего рабочего места, поддерживая при этом постоянную связь с дежурным образовательного учреждения и руководством УВД;
- координировать действия, необходимые для выполнения мероприятий по эвакуации людей.