Как смазать вентилятор в блоке питания компьютера
Нередко после нескольких лет работы из недр компьютера со стороны блока питания слышится характерное гудение. Это верный признак, что вентилятор БП пора менять. Но не будем торопиться, ведь это легко лечится простой чисткой и смазкой. В этой статье выясним, как смазать кулер блока питания и тем самым дать ему вторую жизнь.
Сначала поговорим о подшипниках, которые используются в современных вентиляторах охлаждения ПК. Они бывают трёх типов.
Скольжения
Самая простая конструкция. Представляет собой бронзовую, в бюджетных моделях — латунную втулку с антифрикционным покрытием, в которой вращается вал. Такой подшипник используется во многих вентиляторах охлаждения БП домашних компьютеров.
К достоинствам подшипников этого типа можно отнести простую конструкцию и невысокую стоимость. Ресурс составляет около 35 000 часов, но только в идеальных условиях эксплуатации. Реально он служит в 2-3 раза меньше. Уровень шума в новом вентиляторе низкий, однако при износе такого подшипника многие кулеры начинают заметно шуметь (характерное «рычание»).
Качение
Его видел практически каждый — два кольца и сепаратор с шариками, помещённый между ними. Для защиты от пыли сепараторы нередко закрывают крышками. Стоит такая конструкция, конечно, дороже, чем конструкция скольжения, но это оправдывается достаточно большим (до 70 000–90 000 ч) ресурсом. К недостаткам подшипников качения с защитными крышками можно отнести проблемы с обслуживанием — чисткой и смазкой.
Уровень шума формально несколько выше, чем у подшипников скольжения, но из-за шума воздуха в крыльчатке на практике такие вентиляторы в целом бывают не более шумными и почти не подвержены гулу из-за вибраций при выработке.
Гидродинамический
Это тот же подшипник скольжения, но более совершенный. Благодаря особой форме втулки и вала, смазка между ними удерживается за счёт разности давлений. Таким образом, вал вращается в слое смазки, что существенно увеличивает срок службы. Заявленный ресурс составляет до 80 000 часов, но фактически вдвое–втрое меньше.
Уровень шума низкий, но может увеличиваться к концу ресурса, и вентилятор с гидродинамическим подшипником, как и с обычным — скольжения, вполне может «зарычать». Стоимость гидродинамических подшипников ниже, чем подшипников качения, но выше, чем обычных — скольжения.
Почему гудит вентилятор? Причина банальна. При выработке смазки начинаются вибрации вала во втулке. Подшипники качения, как правило, лишены этого недостатка, но их может заклинить, если смазка выработается.
Как выбрать смазку для кулера?
Интернет-поисковик выдаёт огромный объём информации в ответ на поставленный в заголовке вопрос. Однако большинство статей на эту тему поверхностно, а рассуждения пользователей технических форумов не подтверждаются фактами и основаны лишь на личном опыте. Между тем эксперименты со смазочными материалами без базисных знаний могут вызвать поломку не только охлаждающего устройства, но и неисправность дорогостоящих компонентов системного блока.
Каждый компьютерный вентилятор содержит подшипник. Последние бывают двух типов – качения и скольжения. Подшипники качения встречаются как закрытые, так и открытые. Первые, в отличие от вторых, не требуют периодической смазки. Подшипники скольжения изготовлены из специальных сплавов и материалов и содержат антифрикционные наполнители, что подразумевает длительный срок работы без профилактического нанесения смазки.
Для разных типов подшипников применяют различные смазочные материалы. Однако в вентиляторах современных систем охлаждения ПК львиную долю составляют узлы скольжения, поэтому сделаем упор именно на них.
Правильная смазка для данного узла должна соответствовать определённым критериям, это:
- Оптимальная для высоких частот вращения вязкость. Данному требованию удовлетворяют относительно жидкие масла, но никак не густые материалы.
- Наличие в составе смазки специальных дисперсионных добавок (например, тефлона) для более лёгкого запуска и остановки подшипника. Во время набора скорости и торможения вентилятора имеет место так называемый граничный режим с интенсивным уровнем износа деталей. Наполнители образуют плёнку и облегчают граничный режим.
- Отсутствие любого негативного влияния (набухание, усадка пластика и резины, коррозия металлических сплавов) на компоненты вентилятора. Многие моторные, трансмиссионные и индустриальные масла не подходят для нанесения на подшипник компьютерного кулера, так как обладают такими эффектами.
- Повышенные проникающие свойства. Смазка должна легко проникать в зазоры всех поверхностей устройства.
- Повышенная адгезия (сцепление). Материал, обладающий низкой степенью прилипания, будет вытекать из узла.
Изложенные требования в основном применимы и для подшипников качения. С одной поправкой — смазка для них должна быть намного более пластичной.
Использование WD-40 для смазывания вентиляторов в компьютерах активно обсуждается в сети. Мнения противоречивы. В одних источниках утверждается, что средство отлично справляется с поставленной задачей, из других следует, что пользоваться им не стоит.
Между тем на официальном сайте компании-производителя WD-40 нет ни слова о том, что состав можно применять для смазывания кулеров ПК. Средство рекомендуется для удаления жира, битумных пятен, остатков клея и чистки электрических контактов. Им можно смазывать детали, которые не вращаются с большой скоростью. Вентиляторы сюда явно не относятся.
И всё же при обработке подшипника кулера химическим составом под маркой WD-40 эффект будет, но не долговременный. Процентное содержание масел в нём невысокое, а основные компоненты химически весьма активные, что грозит повреждением поверхностей движущихся частей вентилятора, их заклиниванием и выходом из строя устройства.
Графитовая смазка
Многие специалисты не рекомендуют пользоваться графитовой смазкой, так как:
- графит является проводником электрического тока и может стать источником ещё больших проблем, нежели шум движущихся элементов системы охлаждения ПК;
- графитовая смазка используется для обработки движущихся на невысоких и средних скоростях тяжёлых механизмов, а кулеры не из их числа.
Чем смазывать нельзя?
Не применяйте масло животного или растительного происхождения: оливковое, подсолнечное, конопляное и др. Оно застывает и накапливает грязь, что приводит к поломке вентилятора.
Нежелательно также использовать графитовую смазку. Это абразив, частички которого будут вызывать трение при работе и приведут к стиранию бронзовую обойму подшипника скольжения и выходу из строя вентилятора. Также графит может проводить электричество и произойдёт короткое замыкание.
Процедура смазки системы охлаждения процессора
Разобрав кулер, приступают непосредственно к смазыванию его частей:
- Под резиновым кольцом находится втулка и ось вентилятора, которые требуется смазать. Наносят небольшое количество масла на ось вентилятора.
- Смазочное вещество должно покрывать ось, но не следует капать очень много, так как в противном случае, наложив резиновую пробку, жидкость может просочиться из углублений в сам корпус и запачкать его. Кроме того, на жирном месте не будет держаться снятая ранее этикетка. Избежать всего этого позволит использование медицинского шприца. Он поможет более равномерно распределить масло по всей поверхности. Смазочное вещество не должно быть густым, так как это будет препятствовать его вытеканию из шприца.
- Обработать маслом можно и внутреннюю часть вентилятора, но для этого его нужно полностью разобрать. Специалисты не рекомендуют делать это в домашних условиях, если нет уверенности, что такая тонкая работа не закончится порчей кулера.
- Теперь нужно вернуть резиновую пробку на прежнее место, проследив, чтобы смазочный материал не растекся и не запачкал корпус.
- Протирают корпус от остатков масла, а затем возвращают этикетку на место. Нередко после отклеивания она теряет форму или не хочет держаться на месте. В таком случае ее целесообразно заменить канцелярским скотчем. Вырезают кусочек такой же формы и размера.
- Собирают, устанавливают вентилятор, а в конце подключают к разъемам. Вот, собственно, и все.
Очистка кулера процессора положительно скажется на его работоспособности. Но нельзя забывать, что спустя определенный промежуток времени, из-за теплового воздействия смазочное вещество испарится — вот поэтому такая процедура должна проводиться на регулярной основе.
Чем можно смазать кулер в домашних условиях
Если «забить» в поисковике любого браузера этот вопрос, он выдаст огромное количество результатов. Большинство из них не вызывают доверия, ведь ответы не подтверждены фактами, а основаны на личном опыте. Однако эксперименты со смазочными веществами могут привести не только к поломке вентиляторов, но и к неисправности других элементов.
Основным компонентом любого кулера является подшипник. Последний бывает двух вариантов: скольжения, кручения. Для каждого из них необходим свой тип смазочного вещества.
В большинстве современных лэптопов используются подшипники скользящего типа, поэтому подбирать следует соответствующую смазку. Кроме того, она должна отвечать определённым требованиям:
- Вязкость должна подходить для работы на больших скоростях. Лучше с этим справляются жидкие средства.
- В состав должны входить различные дисперсионные вещества, например, тефлон. Они необходимы для более быстрого запуска подшипника.
- Не оказывать негативного влияния на другие элементы кулера.
- Вещество должно беспрепятственно проникать внутрь.
- Одной из главных характеристик является высокий уровень сцепления. В противном случае вещество будет просто вытекать из кулера.
Справка. Эти параметры подходят и для второго варианта подшипников. Главное — выбранное средство должно быть более пластичным.
Всем параметрам отвечают следующие средства:
- Автомобильное масло. Брать необходимо «синтетику».
- Специальное масло для швейных машинок, триммеров, машинок для стрижки и других электроинструментов. Обычно оно идёт в комплекте с изделием.
- Силиконовая смазка. Необходима та, которая предназначена для смазывания дверных замков, редукторов.
- Специализированная смазка, предназначенная для ухода за кулерами.
Как смазать кулер в компьютере Steel SPO-2
Применять это средство при наличии шприца на самом деле очень просто. Инструкцию по его использованию производитель предусматривает такую:
- снимают с обратной стороны кулера специальную наклейку;
- удаляют образовавшуюся в процессе работы вентилятора грязь;
- вытаскивают из кулера небольшую пластиковую пробку;
- убирают старую смазку;
- в открывшееся отверстие заливают масло;
- обезжиривают пластик кулера с использованием салфетки;
- приклеивают на вентилятор новую наклейку.
Смазка для подшипников скольжения электродвигателей
Электродвигатели с подшипниками качения выпускаются в больших количествах и применяются в широком диапазоне механизмов. Для специального оборудования, работающего с большими пиковыми значениями радиальных нагрузок и высокими скоростями, применяются электродвигатели специального назначения, в которых применены подшипники скольжения, аналогичное устройство имеет отдельные типы малогабаритных моторов. Смазка для таких двигателей применяется в общем ассортименте для опорных подшипников скольжения.
По мнению большинства мастеров, Steel Glide Silicium SPO-2 на данный момент является лучшей на отечественном рынке силиконовой смазкой очищенной, предназначенной для компьютеров. К безусловным преимуществам этого средства потребители относят в первую очередь неплохую проникаемость, невысокую стоимость, малый расход и, конечно же, полную комплектацию.
Недостатков у Steel Glide Silicium SPO-2, по мнению мастеров, практически нет. Единственное, некоторые специалисты считают, что обезжиривающих салфеток в комплект со смазкой производитель мог бы положить и побольше — хотя бы 2-3.
Отзывы потребителей о ПМС-200
К плюсам этого средства потребители относят, помимо всего прочего, его невысокую стоимость. Цена на флакончик ПМС-200 в 10 мл, к примеру, составляет всего около 70 рублей. При этом хватает такого количества средства на довольно-таки большое количество смазок. Пользоваться этим маслом, по мнению потребителей, достаточно удобно.
Носик у дозатора на флаконе с ПМС-200 довольно-таки тонкий. Поэтому заливать это масло в отверстие кулера после снятия пробки бывает очень удобно. Конечно же, отличается простотой в использовании и ПМС-200, поставляемая на рынок в шприце. Но наклеек и салфеток в такой фасовке для этого масла, поскольку оно универсальное, не предусматривается.