Использование синтезатора в качестве компьютерной клавиатуры
Недавно мне в голову пришла мысль: а нельзя ли, подключив синтезатор к компьютеру, набирать на нем текст? Я попробовал реализовать это, и у меня получилось. Моя программа считывает нажатия клавиш синтезатора и эмулирует нажатия клавиш обычной клавиатуры. В этой статье я расскажу, как это реализовать. Писать будем под Linux на C++ с использованием Qt.
Итак, в наличии имеется ноутбук с Linux и синтезатор Yamaha DGX-200. Подключаем синтезатор через USB-разъем к ноутбуку и видим, что устройство распозналось:
Из устройства идет постоянный поток вопросиков, среди которых появляются другие символы при нажатии клавиш синтезатора. Кстати, интересный факт: если записать этот вывод в файл, а потом прочитать из файла и записать обратно в /dev/midi2, то синтезатор через свои колонки воспроизведет те ноты, которые были нажаты при записи, но без пауз.
Следующая задача — разбор этого потока. После продолжительных поисков в гугле я решил воспользоваться библиотекой portmidi. Документация к ней довольно скудная, рабочих примеров я вообще не нашел. Что ж, теперь будет одним примером больше. Получаем список устройств:
У меня получился такой результат:
Для дальнейшей работы с устройством нам потребуется знать только id, который указан в начале строки. Нам подходит устройство 3 — входной (input=1) поток от нашего синтезатора. Открываем нужный поток:
После этого периодически читаем данные. Я использовал Qt-слот с периодическим вызовом по таймеру, но подойдет и обычный while(true) и sleep.
Чтобы пояснить, что это за магические числа, я расскажу, как устроены MIDI-команды.
Подключение Цифрового пианино к компьютеру,помогите
добрый день.Я купил себе цифровое пианино Casio CDP-S100,так как занимаюсь музыкой, и планирую заниматься ей дальше,так вот.
Я загорелся желанием подключить его к пк, чтобы можно было играть в наушниках,но столкнулся с рядом проблем. Например, первоначально мне советовали,да я сам в интернете прочитал,что можно всё это делать через reaper, и я начала пробовать,но не получилось и звука извлечь оттуда.Прям вообще,ни единого(звука пианино). Потом я прочитал что можно это делать через программу Kontakt 6, я скачал,установил, но тут появилась проблема. Педаль-сустейн не работает,тоесть программа её не видит.И хочу у вас попросить помощи, если кто знает как решить любую из этих проблем. Либо рабочую альтернативу,помогите пожалуйста.
буду очень признателен.
В данной статье детально рассмотрены все основные способы подключения синтезатора или MIDI-клавиатуры к компьютеру.
- стандартный MIDI-интерфейс;
- USB-интерфейс;
- комбинированное USB-MIDI-подключение.
Примечание: Под синтезатором здесь понимается устройство для синтеза звука и музыкальная MIDI клавиатура в одном корпусе (т.е. мы отбрасываем аналоговые синтезаторы).
Подключение через MIDI-интерфейс
MIDI-интерфейс является старейшим, наиболее универсальным и потому наиболее широком распространённым способом соединения широкого спектра MIDI-устройств. Стандартным MIDI-интерфейсом оснащены практически все MIDI-клавиатуры и большинство синтезаторов (из тех, что вообще рассчитаны на передачу MIDI-сигнала).
Для подключения синтезатора к компьютеру при помощи MIDI-шнура (кабеля) соединяют MIDI-выход синтезатора с MIDI-входом (MIDI-портом) компьютера.
- совмещённый с 15-контактным Game-портом звуковой платы (при использовании недорогой бытовой звуковой платы), имеет трапецеидальную форму;
- «настоящий» 5-контактный MIDI-порт круглой формы (характерен для профессиональных звуковых плат и внешних MIDI-интерфейсов).
Важно При подключении необходимо к порту синтезатора MIDI OUT подключить штекер MIDI IN MIDI-кабеля. Никаких драйверов для собственно синтезатора (или MIDI-клавиатуры) при подключении через стандартный MIDI-интерфейс не требуется. Драйвера необходимы только для устройства (звуковой платы или внешнего MIDI-интерфейса), к MIDI-порту которого подключается синтезатор, которые, скорее всего, уже установлены.
Соответственно, сам синтезатор в системе как устройство нигде не отображается. Отображается лишь MIDI-порт, к которому можно подключить как синтезатор/MIDI-клавиатуру, так и любое другое MIDI-устройство. Этот MIDI-порт и следует выбирать в качестве входного MIDI-порта в программе-секвенсоре типа Cubase или Sonar. Впрочем, в современных программах-секвенсорах, например, Cubase SX, по умолчанию MIDI-сигнал принимается одновременно со всех имеющихся в системе входных MIDI-портов, и выбирать MIDI-порт вручную не приходится.
Называться MIDI-порт может по-разному в зависимости от конкретного устройства, частью которого он является (звуковой платы, MIDI-интерфейса), и установленных для этого устройства драйверов: например, для звуковой платы SB Live! при использовании стандартных драйверов Windows XP SP2 он называется SB Live! MIDI UART.
Для подачи MIDI-сигнала на MIDI-выход синтезатор обычно необходимо перевести в режим MIDI при помощи переключателя режимов работы на корпусе синтезатора, иногда совмещённого с тумблером включения/выключения синтезатора.
Подключение по USB (USB To Host)
Подключение по USB является более современным и удобным способом соединения синтезатора (или MIDI-клавиатуры) и компьютера. Серьёзным преимуществом такого подключения является возможность некоторых (но не всех) синтезаторов/MIDI-клавиатур получать по USB, помимо MIDI-сигнала, ещё и электропитание.
Это позволяет сузить количество подключённых к синтезатору проводов до одного. Кроме того, отпадает небходимость в отдельном MIDI-интерфейсе, которым не всегда снабжены профессиональные платы для звукозаписи.
При подключении посредством USB для обмена MIDI-информацией между синтезатором/MIDI-клавиатурой и компьютером используется виртуальный MIDI-порт, для функционирования которого необходимы драйвера, поставляемые обычно в комплекте с синтезатором или MIDI-клавиатурой.
В отличие от стандартного MIDI-интерфейса, при помощи которого MIDI-командами могут обмениваться любые MIDI-устройства — например, MIDI-клавиатура и аппаратный синтезатор, — метод подключения по USB ориентирован на подключение синтезатора/MIDI-клавиатуры исключительно к компьютеру.
На подавляющем большинстве синтезаторов и MIDI-клавиатур, поддерживающих передачу MIDI-сигнала по USB, стандартный MIDI-интерфейс также сохранён для максимальной совместимости с различными MIDI-устройствами.
Важно На некоторых синтезаторах (например, Roland EXR-3/5/7; в более свежей линейке EXRs этот недостаток устранён) USB-порт, несмотря на его наличие, не предназначен для передачи MIDI-сигнала, а служит лишь для удобного обмена с компьютером MIDI-файлами и/или файлами стилей автоаккомпанемента и проч.
Подключение синтезатора к ноутбуку
Нередко возникает задача MIDI-соединения устройств, не обладающих разъёмами одинакового типа. В частности, это касается подключения синтезатора или MIDI-клавиатуры к ноутбуку, для которого наличие стандартного MIDI-порта нехарактерно, но где практически всегда (на сколь-нибудь современных моделях) есть USB-порт.
В этом случае для подключения достаточно лишь приобрести внешний MIDI-интерфейс, в грубом приближении представляющий собой переходник USB-MIDI: к синтезатору он подключается через стандартный MIDI-порт, а к компьютеру (например, ноутбуку) — посредством USB-порта.
Простейший MIDI-интерфейс, обладающий одной или двумя парами вход/выход, чего более чем достаточно для любительского применения, — например, ESI RoMI/O USB — стоит порядка 50-60 $.
Устаревший способ подключения: разъём To Host (Com / RS-232)
На некоторых моделях синтезаторов (главным образом, производства Yamaha) имеется разъём To Host, который позволяет подключать синтезатор к последовательному (COM-) порту компьютера. Как и при подключении по USB, для работы синтезатора в качестве MIDI-клавиатуры в этом случае необходимы драйвера, которые обычно поставляются в комплекте с синтезатором.
Однако в настоящее время этот способ безнадёжно устарел ввиду устаревания самого способа физического соединения — из-за чрезвычайно низкой пропускной способности последовательного (RS-232) интерфейса COM-порт на большинстве современных компьютеров либо отсутствует вовсе либо является опциональным и реализован в виде отдельной «планки», подключаемой к материнской плате и выводимой на заднюю панель системного блока только в случае необходимости.
Важно Не следует путать разъём To Host с разъёмом USB, также называемым USB To Host на современных моделях синтезаторов (например, DGX-220/520/620) и цифровых фортепиано Yamaha.
Что такое предусилитель и нужен ли он?
Предварительный усилитель предназначен для усилить сигналы низкого уровня до рабочего уровня записывающего оборудования.
В первую очередь это важно при записи с помощью микрофонов. Поскольку они очень низкого уровня и поэтому сигнал должен быть усилен на определенное количество децибел (обычно 30-60 дБ). Гитары и бас также часто пропускаются через предусилители, хотя они не нуждаются в таком большом усилении..
Что касается синтезатора, многие утверждают, что у него уже достаточно «сока», и поэтому предусилитель не является обязательным требованием.
Однако многие люди это делают. используй их. Они добавляют звуку толщины и качества, чего нельзя добиться с помощью одного интерфейса. Этот звук различается в зависимости от того, какой предусилитель вы используете. Как и во всех этих музыкальных вещах, все зависит от того, какой звук вы любите. Дело в том, что если вам придется заплатить 1000 долларов за предусилитель, чтобы получить желаемый звук …… ..вы, вероятно, купили не тот синтезатор.
Большинство аудиоинтерфейсов имеют встроенные встроенные функции. предусилители. Что, хотя и дешево (некоторые предусилители стоят 1000 долларов), они отлично подойдут новичку, который изучает канаты.
Подключение через MIDI
Большинство синтезаторов подключается к ПК через MIDI-интерфейс. В случае серьёзного оборудования применяется круглый порт с 5 контактами, в игровых же системах используют модель в виде трапеции. Схема соединения остаётся неизменной: MIDI-провод соединяет входной порт ПК с MIDI-выходом ЭМС. Перед подключением поинтересуйтесь, какой тип порта стоит на компьютере, чтобы не ошибиться с видом шнура.
Процесс подключения традиционным способом имеет несколько особенностей:
- в качестве устройства синтезатор при подсоединении к персональному компьютеру не отображается, зато появляется порт миди, который и является источником информации в программе-редакторе (Sonar, Cubase и т. д.);
- при таком виде подключения понадобится драйвер для звуковой платы, а для синтезатора он не нужен;
- чтобы сигнал миди проходил на разъём электроклавиш, нужно на их корпусе перевести технику в режим MIDI (в этом действии нет надобности, если используется миди-клавиатура).
Позволит выступать
Для выступающих музыкантов связка «миди-клавиатура плюс ноутбукпланшет» заменила собой громоздкие синтезаторы. Миди-контроллеры легкие, компактные, предоставляют большие возможности, их можно подключить несколько штук и разложить на одном столе, с их помощью можно управлять плейбеком, запускать сэмплы и целые партии.
Конечно, ряды огромных синтезаторов все еще пользуются популярностью у музыкантов специфических жанров, где нужно показать виртуозность владения инструментом. Однако для современной рок-музыки и электроники виртуозность исполнения имеет все меньше значения, и больше внимания уделяется уникальности звучания и комфорту выступления, где миди-клавиатуры вновь выигрывают у синтезаторов.
Нужно что-то более совершенное?
Более продвинутым, но и более дорогим подходом к подключению клавиатуры к цифровым устройствам является использование специального интерфейса, который обеспечит доступ к дополнительному подключению микрофонов, педали и т.д.
Для устройств iOS, например, отлично подойдет MIDI-интерфейс, ALESIS I/O Dock II.
Однако этот интерфейс может использоваться только с клавиатурой, имеющей MIDI In/Out порты. Он предоставляет возможность подключать дополнительно микрофоны для записи вокала, гитары, оркестровых инструментов и т. д.
Он также имеет два входа 1/4 ″, а значит позволяет записывать не только MIDI-данные, но и фактический аудиосигнал инструмента.
Если дополнительные функции вам не нужны, то можно использовать более экономичный портативный интерфейс, такой как IK MULTIMEDIA iRIG MIDI 2.
Он предоставляет возможность использовать Lightning или USB-соединения. Этот интерфейс включает в себя пакет бесплатных приложений, включая iGrand Piano и iLectric Piano.
IK MULTIMEDIA iRIG MIDI 2 имеет только MIDI In /Out/Through, а не порт USB типа A, поэтому его сложно подключить к клавиатуре, если вы не используете MIDI In/Out порты клавиатуры.
TAL-Bassline (Mac/PC)
Все, кто хоть как-то наслышан о классических синтезаторах тут же узнают точно, который из них этот плагин пытается эмулировать. Roland SH-101. Простой путь сигнала хорош для новичков и разбора основ синтеза, в то время как звук сам по себе апеллирует к классическим танцевальным хитам и мастерам танцпола — жирные басы, жгучие лиды, и какое-то количество «аналоговой» грязи. Одно плохо — вы не можете добавить к нему ручку и играться с ним на ходу, оригинал это позволял.
Alpha-Ray это относительно новый (ну, по сравнению с Crystal или Synth1) десяти-голосый VST-синтезатор с большим количеством функций, обилием элементов управления и прекрасно выглядящей оболочкой. Этот синтезатор богат большими атмосферными звуками, богатые движением, модуляцией и настроением. Органы управления и особенности характерны для виртуальных аналоговых синтезаторов. Все это богатство может стать еще более оживленным с набором дополнительных эффектов, которые стоят всего лишь от € 4,95 евро. Вложение, которое себя окупает.
На этом все, ребята! Затаривайтесь новыми игрушками на здоровье. Посмотрите видео, чтобы оставить первое впечатление.
Механика нажатия
На синтезаторах применяется пассивная, активная и молоточковая механика. В активной клавиатуре от силы нажатия зависит громкость звука, в то время, как в пассивной такая взаимосвязь отсутствует. Но даже активная механика являет собой по сути лишь симуляцию реальной клавиатуры. Реальных тактильных ощущений добавляет молоточковый механизм, который чаще всего применяется на электронных фортепиано – только молоточек бьет не по колеблющейся струне, а по группе датчиков, каждый из которых реагирует по-своему и в разные промежутки времени.
Наибольшей известностью пользуются несколько производителей.
- Yamaha, специализируется на создании музыкальных инструментов с 1887 года;
- Korg, присутствует на рынке с 1960-х годов, пользуется уважением музыкантов;
- Roland — синтезаторы сочетают в себе качество, компактность и умеренную стоимость;
- Casio — известный производитель бюджетных моделей.
Важно! Большинство лучших производителей синтезаторов на музыкальном рынке представлено японскими фирмами.