Флешка, игровая консоль и посудомоечная машина: 12 советских гаджетов, о которых знали единицы

Электроника МС-0511

Электроника МС-0511 (также известный как УК-НЦ) — отечественный персональный компьютер, разработанный в рамках проекта Учебных классов «Электроника МС0202».

Основной тираж компьютеров был выпущен Солнечногорским электромеханическим заводом и Зеленоградским заводом «КВАНТ». Сборка осуществлялась и на других заводах СССР.

Флешка, игровая консоль и посудомоечная машина: 12 советских гаджетов, о которых знали единицы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В Советском Союзе инженер был популярной и уважаемой профессией. Поэтому огромное количество ежегодно проектируемых в СССР устройств не представляется нам чем-нибудь удивительным. Однако мало кто знает, что среди множества известных приборов, таких как инженерный калькулятор или настенный радиоприемник, были спроектированы флешки, шахматный компьютер и даже антирадар для автомобилистов. Вашему вниманию 12 малоизвестных советских гаджетов.

Цветной видеопроектор «Аквилон»

Советский видеопроектор. /Фото: narod.ru

«Аквилон» был выпущен буквально в последние мгновения жизни Советского Союза – в 1991 году на базе МФТИ. В комплекте также было несколько различных по размеру экранов, причем выбор, какой именно из них окажется в определенном комплекте, зависел от особенностей дальнейшего использования конкретного устройства.

Серия «Аквилонов» была ограниченной, однако существовало сразу несколько его вариантов. Использовали советский видеопроектор преимущественно в школах и университетах, а также в лайнерах гражданской авиации. Был у прибора и существенный недостаток: процесс его настройки был весьма трудоемким.

«Электроника-5» — Леопольд

Детские наручные часы. /Фото: fishki.net

Детская серия наручных часов отличалась яркими цветами и изображением рядом с циферблатом главного героя популярной серии советских мультипликационных фильмов – кота Леопольда.

Однако рисунок любимого персонажа был не только средством привлечения к продукту детской аудитории. Леопольд имел занимательный апгрейд в виде специального индикатора, с помощью которого глаз кота мигал в такт секундам.

Посудомоечная машина «Страуме-2»

Советская настольная посудомойка. /Фото: back-in-ussr.com

В Советском Союзе также предпринимали попытки облегчить жизнь домохозяйкам. Так, в 1967 году в Латвийской ССР была выпущена первая посудомоечная машина «Страуме-2», произведенная на одноименном рижском заводе.

Советская «посудомойка» была настольной и могла вместить в себя одновременно следующий набор столовых приборов: двенадцать тарелок, четыре стакана, восемь ложек, четыре вилки и четыре ножа.

Ноутбук «Электроника МС 1504»

В СССР выпустили свой лэптоп. /Фото: pinterest.com

Следует уточнить, что в серию первый отечественный лэптоп пошел уже практически одновременно с развалом СССР — в 1991-1993 гг., однако проектировали его все же еще в Советском Союзе. Тогда же ноутбук оценили в 550 долларов США. Первоначальное название устройства – ПК-300.

Выпускали советский лэптоп на базе минского НПО «Интеграл» сразу в двух модификациях – дисплея без подсветки и с подсветкой. Расцветка самого экрана была черно-белой, однако представлялась возможность подключить и цветной монитор. Также устройство было оснащено встроенными часами реального времени.

Наручные часы с радио

Советские радиочасы. /Фото: pikabu.ru

Этот любопытный гаджет был разработан на базе рижского ПО «Радиотехника» в 1986 год. Устройство представляло собой наручные часы со встроенными радиоприемником. Также была рассчитана себестоимость этого продукта при пуске в серию (предполагаемое количество – 20 тысяч штук) – 3 рубля 50 копеек.

Всего было спроектировано три варианта необычного советского гаждета. Первые часы были электронными, вторые – электромеханическими кварцевыми. Третий же вариант принципиально отличался от своих предшественников – эта модификация предусматривала встроенный радиоприемник не в часы, а в брелок или кулон.

Планетоход «Электроника ИМ-11»

Детская игрушка-планетоход. /Фото: wikipedia.org

Детская игрушка с необычным названием «Планетоход» представляла собой шестиколесный танк, который мог двигаться по заранее заданной траектории: машина запоминала последовательность движений (максимальное число команд — 16) и выполнять их.

Кроме того, планетоход был оснащен командой сбрасывания пропеллера, имел задние огни и габариты. У игрушки был также предшественник – «Луноход», который отличался отсутствием пропеллера.

Шахматный компьютер «Электроника ИМ-01»

В СССР можно было поиграть в шахматы с компьютером. /Фото: back-in-ussr.com

Советский шахматный компьютер был спроектирован в 1986 году на базе ленинградского объединения электронного приборостроения «Светлана». Имел две модификации: «Электроника ИМ-01» и «Электроника ИМ-01Т».

Компьютер мог воспроизводить несколько уровней игры разной сложности, был оснащен режимом расстановки фигур и возможностью анализировать их позиции. Также машина обладала способностью решения шахматных задач в виде поставки мата сопернику за определенное количество ходов. Кроме того, модификация компьютера «Электроника ИМ-01Т» кроме режима игры «человек-компьютер» могла воспроизвести еще один – «компьютер-компьютер».

Комбинированная установка «Ленинград Т-3»

Послевоенная установка 3 в 1. /Фото: back-in-ussr.com

Даже лишения и тягости послевоенного восстановления СССР не могли остановить работу умов инженеров и проектировщиков. Так, в 1948 году в Ленинградском заводе имени Козицкого был выпущен весьма интересный гаджет – комбинированная установка 3 в 1.

Устройство представляло собой несколько громоздкую конструкцию массой 150 кг, которая вмещала три прибора одновременно – телевизор, радиоприемник и проигрыватель грампластинок. В свободную продажу установка «Ленинград Т-3» не поставлялась, а распространялась среди домов культуры крупных советских городов. Кроме того, ее преподносили в качестве награды заслуженным деятелям и отличившимся членам партии.

Магнитоплан ТП

Нереализованный проект магнитной железной дороги. /Фото: topast.ru

В Советском Союзе также планировали запустить собственные поезда на магнитной подушке. Еще в 1979 году в городе Раменское Московской области было построено тестовое железнодорожное магнитное полотно. А в 1980-е годы спроектировали пять экспериментальных опытных образцов вагонов к нему (ТП-01 – ТП-05).

Первая магнитная железная дорога планировалась для запуска в Армении, даже было начато ее строительство в 1987 году, закончить которое собирались в течение четырех лет. Однако реализации амбициозной разработки помешали вначале Спитакское землетрясение, а затем начавшаяся Карабахская война, и проект был законсервирован.

«Вектор-антирадар»

Советский антирадар. /Фото: narod.ru

Это устройство могло бы пользоваться большой популярностью у автомобилистов, однако так и не было выпущено в продажу, даже после успешных испытаний. «Вектор-антирадар» разработал в 1990 году Виталий Колесник на базе Серпуховского завода «Ратеп».

Гаджет представляет собой детекторный приемник (а по-простому – автомобильный антирадар), который «засекал» милицейский радар, находящийся в радиусе 750-800 метров и сигналом оповещал о своей «находке» водителя. Испытания «Вектора-антирадара» проводились с применением реального милицейского оборудования.

Приставка «Палестра-02»

Телевизионная приставка. /Фото: pikabu.ru

Первая советская игровая консоль «Палестра-02» промышленного производства была спроектирована во Львове на ЛПО имени В.И.Ленина в 1978 году. В устройство была встроена имитация четырех спортивных игр: волейбола, мини-футбола, сквоша и тенниса.

Кроме того, присутствовал также режим тренировки, который являлся единственным, где нельзя было играть по несколько человек. В каждой игре двигались разные игроки. Так, например, в волейболе это были вратарь и нападающий. Также во всех играх присутствовало ведение счета до пятнадцати очков.

Советский накопитель СМ5300.01

Флешка из СССР. /Фото: livejournal.com

Удивительно, но в СССР был даже собственный прототип современной флешки. Устройство СМ5300.01 было выпущено на базе болгарского «Завода запоминающих устройств» города Пловдив в 1983 году.

Эта «флешка» представляла собой накопитель на магнитных лентах. Информации на них, по современным меркам, можно было поместить совсем немного, но для 1980-х это был настоящий прорыв: по информации Novate.ru, в зависимости от типа записи на одну катушку вмещалось от 6 до 9 мегабайт.

Слишком мощный

Проблема с тактикой и багами, впрочем, в том, что когда шахматные программисты о них узнают, они могут внести поправки или запрограммировать программы на противодействие. «Позже противокомпьютерные подходы вдохновили нас на создание новой модели, в которой мы лучше поймем это явление. Мы, собственно, и сделали это, что помогло нам выиграть два последовательных чемпионата мира», — говорит Бушинский.

Чтобы не пропустить ничего интересного из мира высоких технологий, подписывайтесь на наш новостной канал в Telegram. Там вы узнаете много нового.

Шахматные программисты пользовались идеями людей вроде Дэвида Леви и Бориса Альтермана с тех пор, как в 1968 году была заключена знаменитая сделка. По сути, шахматные программы в наши дни настолько мощные, что даже у лучшего игрока в мире (сейчас это 24-летний норвежец Магнус Карлсен) нет шансов победить в турнирном матче.

«За последние 10 лет произошло множество улучшений в плане как поиска, так и оценки, — говорит Марк Лефлер, программист, который работает над мощной шахматной программой Komodo. — Сейчас поиск высоко избирательный, и они отрубают части дерева (или возможные ходы) или значительно уменьшают их, если программа считает ход не особенно хорошим, — говорит он. — Критические линии могут быть обнаружены гораздо, гораздо глубже».

Шахматы по-прежнему остаются игрой, которая не была «решена». Существует так много миллиардов ходов, которые могут быть сделаны по ходу матча, что даже компьютеры должны анализировать происходящее на лету. Чтобы становиться лучше в этом, им приходится постепенно «обучаться» — или выстраивать базы данных — по возможным исходам любого хода в любой ситуации».

«В моей гостиной полно компьютеров, постоянно играющих в игры, которые пытаются доказать, что смогут лучше, чем мы уже умеем», — говорит Лефлер.

Ночью шесть компьютеров Лефлера играют порядка 14 000 игр за восьмичасовой период. «Шесть машин умножить на 14 000 игр — это много игр, — говорит он. — И с каждой сыгранной игрой база данных становится глубже и богаче».

Результатом деловито жужжащих машин Лефлера является возрастающее мастерство Komodo. Существует рейтинговая система для оценки шахматной способности, которая применяется к людям и компьютерам, под названием рейтинг Эло, названный в честь Арпада Эло, профессора физики, который его изобрел.

Эло Магнуса Карлсена сейчас составляет 2850, тогда как Komodo удобно чувствует себя повыше — на 3350. Эти рейтинги меняются с течением времени на основе выигранных, проигранных и сыгранных вничью игр против оппонентов, принимая во внимание собственный Эло оппонента. К примеру, игрок с Эло в 1400 получит больше очков, сыграв вничью против Карлсена, чем кто-то — и компьютер — с сопоставимым Эло, сыграв вничью с чемпионом мира, достигнувшим того же результата.

Италия — 10 ходов Я белыми Он сдался⁠ ⁠

Кто слышал А правда с ютуба удалят все русские аккаунты?! ПИСЕЦ МОИМ ШАХМАТАМ ТОГДА
тут ссылки из тик-тока можно выставлять? Не реклам Просто я дублирую там то что выложил в ютуб

Часть 1. О игре

Конечно, не знаю зачем, но вдруг кому интересно. Не большая выдержка из инструкции:

Игра «ЭЛЕКТРОНИКА» ИМ является современной электронной игрой и предназначена для детей от 6 до 17 лет. Она позволяет развить внимание, реакцию и память ребенка.

Смысл игры заключается в том, чтобы, управляя с помощью клавиш перемещением волка, поймать в корзину как можно больше яиц и таким образом набрать наибольшее количество очков. После каждого пойманного яйца счет возрастает на одно очко. Счет игры отображается на цифровом табло, расположенном в правом верхнем углу индикатора. Максимально достижимое количество очков 999. Если яйцо не поймать в корзину, оно упадет и разобьется. В этом случае играющий получает штрафное очко. Штрафные очки изображаются в виде цыплят и располагаются под цифровым табло. Если яйцо разбивается при появлении зайца в левом верхнем углу индикатора, то игроку назначается пол штрафного очка (изображение цыпленка под цифровым табло мигает). В случае последующих неудач очки суммируются, с учетом предыдущих ошибок. При получении трех полных штрафных очков игра заканчивается. Если счет игры достигает 200 или 500, полученные до этого штрафные очки исчезают, о чем оповещает звуковой сигнал.

Предусмотрены два варианта игры: А и Б. Отличие их заключается в следующем: при игре А яйца одновременно скатываются с трех лотков, при игре Б — с четырех.

Игру можно использовать и как часы-будильник. В режиме часов на цифровом табло индикатора отображается текущее время в часах (от 1 до 12) и минутах (от 00 до 59), с указанием времени суток (ДП — до полудня, ПП — после полудня). В установленное время подается звуковой сигнал. Продолжительность подачи сигнала одна минута.

Продолжительность работы от одного комплекта элементов питания в режиме часов, при 2-х часах игры в день, и одном срабатывании сигнала будильника в сутки, составляет не менее 6-ти месяцев.

Флеш-накопитель

Это может прозвучать дико, но советские флешки можно использовать и сегодня. Естественно, нужно будет заручиться поддержкой какого-нибудь рукастого мастера, поскольку советский разъем едва ли подойдет к современным гаджетам. Но после небольшой модификации высока вероятность того, что старая флешка будет исправно работать.

В советское время флешка называлась “НБРД” (Носимая база резервных данных).

Конечно же, размерами она намного превышала современные миниатюрные накопители, но, по данным, недавно распространившимся по сети, память была более или менее приличная, составляя 8 ГБ. Во всяком случае, так утверждает ее хозяин. Подтверждений этому, к сожалению, нет, но если случайно наткнетесь на непонятное электронное устройство, чем-то напоминающее дверной замок, не вздумайте его выбрасывать – лишняя память компьютерному хозяйству не помеха.

Носимая база резервных данных

Сообщения 16

А вы знаете с чего «Электроника» в СССР скопировала свои электронные изделия?!

Практически все, кто родился и вырос в СССР прекрасно помнят торговую марку «Электроника».

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/f6aceb16ae171438cabb85d5db154771.jpg

Под этой маркой в советское время разными заводами выпускался широкий спектр бытовых электроприборов: телевизоры, компьютерные системы, калькуляторы, электронные часы, магнитофоны, видеомагнитофоны и другие изделия. Но не все догадывались, что многие изделия выпущенные под этой маркой были копиями образцов иностранной техники.
Давайте сравним некоторые популярные электроприборы тех лет и их зарубежные прототипы.

И начнём с популярнейшей игрушки, предел счастья многих советских детей – Электроника 24-01 «Ну, погоди!», электронная игра, самая известная и популярная из серии первых советских портативных электронных игр с жидкокристаллическим экраном.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/c450d4e8144da9921fd0f088d0d173e9.jpg

Производилась с 1984 года. Розничная цена составляла 25 рублей (позднее — 23 рубля). Среди детей 80-х годов бытовал миф, что при достижении 1000 очков игра показывает мультфильм «Ну погоди!» что принципиально невозможно при использовании дисплея подобного типа.
Но оказывается эта игра является неофициальным клоном Nintendo EG-26 Egg из серии Nintendo Game & Watch 1981 года. Волк со шляпой из оригинальной игры был заменён Волком (из мультфильма «Ну погоди!») с корзиной, а петух, выглядывающий из домика, — Зайцем

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/ee98d82020fb0ca7411a32213d511924.jpg

Многие из последующих версий игры являлись такими же клонами.
«Электроника 24-01» Игра на экране (Микки-маус)

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/4e77bec1a38e734701a68406565320a9.jpg
https://zxdemos.ru/uploads/images/2/0c2a0c55e15b779a36c95c47d2737206.jpg

«Электроника ИМ-03» Тайны океана (1987)

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/de6bfdf890142930990cdb8336c4343e.jpg

«Электроника ИМ-04», «Merry cook MG-04» Весёлый повар (1989)

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/94408b7bdf287a90df5c3be9f05ed570.jpg

аналог Nintendo FP-24 Chef (1981)

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/be6e39917cd6733bce2919e4f6bd585b.jpg

«Электроника ИМ-09», «Space bridge MG-09» Космический мост (1989)

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/f7c7b7b6be1f8c26d35c393fecf9f6bb.jpg

аналог Nintendo FR-27 Fire (1981)

В 1985 году Солнечногорским электромеханическим заводом выпущена игрушка под названием «Электроника ИМ-11» — Луноход.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/170bf9cdd5a124dc00db902c0dc41bfd.jpg

Как указано в инструкции, игрушка предназначалась для «развития у детей 6—12 лет интереса к техническому творчеству, навыков программирования, расширения их кругозора». В 1988 году журнал «Наука и жизнь» опубликовал статью с описанием возможностей и устройства игрушки.
Вот только, по-моему, нигде не указывалось, что она является клоном электронной игрушки «BIG TRAK» — программируемой машины, разработанной и выпущенной компанией Milton Bradley в 1979 году.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/bc8fe426c7eb38325b121536537157fd.jpg

Идём дальше.
Очень редкая игрушка. «Электроника ИМ-12» со сменными картриджами.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/5b9ef8dbeb605ef5d9671a3a5c1ff0a2.jpg
https://zxdemos.ru/uploads/images/2/c3f241e78a5929e511aa018a5582855d.jpg

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/912a8134e2d0bab823a4766f77142401.jpg

Эта игра задумывалась как альтернатива играм типа «Ну, погоди!» со сменными картриджами и другим более мощным микропроцессором. В отличие от «Ну, погоди!» в этой игре экран работает на просвет. Перед игрой надо разложить игровую консоль и приспособить источник света. На экран играющий смотрит через зеркало. Смысл игры — пройти маршрут, избегать встречи с пчелами и собирать всякие предметы.
Но как же она похожа на игру Nintendo CJ-93 Donkey-Kong JR серии Panorama Screen 1983г.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/fb7669073bba3a62f94d980e7e7ceb32.jpg

Вот только за место Винни Пуха – обезьянка.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/98fa9631e3d30dfa5f3fa50c370ba22a.jpg

«Электроника ИМ-15» — настольная электронная игра Футбол 1990 года выпуска

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/661a612707c8dbf87a3784cc0f21f788.jpg

Оказывается аналогом игры World Cup SOCCER от TOMY Electronics 1979 г.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/2fef23806d73a0680b54e53dc5619b18.jpg

«Электроника ИМ-20» вариант 1 Воздушный тир

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/6e578f15a4f67f948faaf7903e4062db.jpg

аналог игры Nintendo BU-201 Spitball Sparky серии Super Color 1984г.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/3701c12e76d3587e2c538ccbc86ef8bc.jpg

У варианта 2 Суперкубики (аналог тетриса) корпус тоже от Nintendo Super Color, но ЖКИ собственной разработки

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/053eb00e6d7089695057662484e92787.jpg

«Электроника ИМ-26» со сменными экранами в виде картриджей выпускалась с конца 1988 года. В комплекте шли две верхних (с экранами) и одна нижняя части. Игры были теже самые, что и в предыдущих Электрониках, на сегодняшний момент известны пять игр, которые точно были в ИМ-26: Ну,погоди! Весёлые футболисты. Кот-рыболов. Хоккей.Автослалом.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/ec31ebc093cac7ec7c014c03d63d68e0.jpg

Идея разделить приставку принадлежит опять не нашим советским инженерам. Ещё в 1983 году фирма Bandai выпустила Digi Casse откуда и был позаимствован собственно «принцип деления»

«Электроника ИМ-27» Космические приключения (февраль 1990) — опытная серия игры в виде бинокля, со стереоскопическим изображением

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/4cc0d2f412b5547b78754e1dd0f274aa.jpg

Задумка этой игры весьма оригинальна, но, к сожалению, полностью скопирована с Planet Zeon от фирмы Tomy выпускавшей в 1983 году целую серию подобных игр под названием TOMYTRONIC 3-D.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/6439ca1ed21116d25e866c42ba1e9a6c.jpg

Электроника ИМ-46 – Калькулятор; синтезатор музыки 1994 года выпуска

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/cace2be7f0787fe3010d3786d312e28a.jpg

Удивительно похож на Casio VL-Tone (VL-1), выпускавшегося на полтора десятка лет ранее (1980)

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/d072381682eeea14d9ca2f7f0c2b1970.jpg

Но началось всё гораздо раньше – знакомьтесь «Электроника ИЭР-01» — Автогонки — портативная игра 1983 г.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/22f6033915ce66aae5f0e41bb3eabd93.jpg

Оказалась аналогом игры AUTO RACE от Mattel Electronics 1977 г.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/a25efef014e2eceabe13760ebef65286.jpg

Вот ещё один пример – игровая приставка «Электроника Видеоспорт»

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/74b601a4e6efa1bc93dec487a9a14690.jpg

Клон первой домашней видеоигры Pong

Но закончим с игрушками.
1974 год. Ленинградское НПО «Позитрон» выпускает невиданную вещь – катушечный видеомагнитофон «Электроника-501-видео», предназначеного для записи чёрно-белого изображения европейского телевизонного стандарта 50 Гц, 625 строк и его звукового сопровождения от телевизионной камеры «»Электроника-Видео»» и телевизора, снабжённого согласующим устройством. Для просмотра записи изображения используется тот же телевизор или монитор телевизионной камеры.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/ce5848657390dd5b60604e0096e8e7a2.jpg

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/39f522ea2ca5c4b0b36b6125538aab6f.jpg

Вот только он удивительно сильно напоминает видеомагнитофон Sony DV-3400 1969 года

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/8f69da340e1c6b4147ea54b23b6e204d.jpg

Идём дальше.
В 1984 году был начат крупносерийный выпуск кассетного видеомагнитофона «Электроника ВМ-12» формата «VHS»

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/fe68ecc0540802608ed0370b51ade0c9.jpg

Опять же по удивительным причинам очень похожим на японский Panasonic NV-2000, выпущенного ещё в 1975 году

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/88af50d2bae11521ef91504a87481bbc.jpg

Следующая модель видеомагнитофона «Электроника ВМЦ-8220» 1987 года

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/49afa9eb3069fc038b2224b7df3431c0.jpg

это практически точная копия видеомагнитофона «Samsung VX-8220», правда, справедливости ради, надо отметить, что это была лицензионная отвёрточная сборка

Comments

раз в неделю чистил контакты на кнопках своего вектора-06ц. Контакт — квадратик фольги на кубике поролона:) после чистки летал просто 🙂

«Дельта-С» выпускался с 1989 года. Этот компьютер — близкий по структуре логики клон ZX Spectrum+.

У меня до сих в коробке лежит 🙂

Турбо-86 пропустили,
это были первые персоналки, которые мы обслуживали
http://my.mail.ru/mail/p—ribor/photo/82

Вектор-06Ц разработали в Кишинёве в конце 1980-х. Из необычного — в нём был трехголосный синтезатор звука.
————
Не только. У него была расширяемая память, внешний дисковод 5 дюймовый дисковод и квазидиск в 256кб, плюс сеть. Выпускался в виде классов обучения с сетью.

у нас в кабинете информатики Немиги стояли )
нам запрещалось трогать что-либо кроме клавиатуры, преподаватель даже кнопку вкл включал сам. и дал инструкцию — «даже если компьютер взорвется, не пытайтесь ничего делать самостоятельно, поднимите руку и ждите учителя» )

Здесь есть ложная информация. Например «линейка» 8-ми разрядных болгарских компьютеров «Правец» выпускалась с 1982, а не с 1980 и не по 1988, а по 1992. Разве трудно почитать Википедию?

Вряд-ли можно считать Микро-80 [i]»одним из первых советских бытовых компьютеров»[/i]. Это самодельный компьютер с мизерным числом реальных машин.

В зависимости от объёма ОЗУ и размерности применённых микросхем ОЗУ в Микро-80 было от 60 до более 100 корпусов (при ОЗУ от 2 до 60 Кб) http://forum.easyelectronics.ru/viewtopic.php?f=16&t=10967. Цифровые микросхемы было крайне сложно достать, т.к. они в магазинах до 1986 г вообще не продавались (т.к. бытовых изделий на них не выпускалось и населению они были не нужны). С 1986 очень ограниченную номенклатуру 155-той серии стало можно купить в магазинах-салонах Электроника (которых было десяток на всю страну). Нужные детали можно было купить лишь у несунов на нелегальных радиорынках. Потому общее число сделанных самодельных компьютеров Микро-80 не превысило всего нескольких десятков.

К Апогею БК-01 не подключался дисковод, т.к. ни заводской разработки на эту тему не было, ни энтузиасты не адаптировали для него РК-КНГМД и DOS от Микроши. А вот для Партнёра завод выпустид свой КНГМД (720 кб), но лишь крошечную опытную партию, которая погоды она не сделала.

Ни Апогей, ни Партнёр не совместимы ни с РК86, ни с Микрошей. Если из 200 программ РК86 и 500 программ Микроши совместимы лишь текстовый редактор и ещё менее 10 самых примитивных игр (что работают через ROM-BIOS), это не означает совместимость. Даже бейсик не совместим (по псевдографике). А вот остальные ещё около десятка РК-подобных машин были 100% клонами со 100% совместимостью с РК86 или Микрошей. Электроника КР-04 это вообще даже не РК-подобный компьютер.

Океан-240 был разработан в Институте океанологии, а не выпускался в нём. Его изготовили там в единичных экземплярах, и даже мелко серийно (как Ириша) он не производился, потому, что в его публикацию в журнале МПСС его разработчики (а скорее их начальники) из жадности (в расчёте заработать) не включили дамп ПЗУ.

Вот потому и увеличивается число советских компьютеров, что к ним причисляют единичные образцы и даже чисто литературные образцы. В частности ЮТ-88 это никакой не компьютер, а чисто литературный мифический и чисто учебный предельно убогий компьютер, произведённый в единственном экземпляре и затем предложенный для повторения школьникам в детском журнале. Причём даже без печ.плат и программ и содержащий очень дефицитные детали.

Было еще, как минимум, три таких же советских литературных компьютера. Почему тогда не включить в список ещё десятки подобных самоделок, которые также в единичном экземляре делали радиолюбители. В отличие от других мифических компьютеров ЮТ-88 был просто на слуху, т.к журнал «Юный Техник» имел тираж в сотни тысяч экземпляров.

Adblock
detector