Драгметаллы в бытовой технике и оргтехнике: новая ценность старых приборов

Сколько золота в процессоре и других комплектующих компьютера: способы добычи золота и ее доходность

Старые компьютеры и оргтехника на рынке вторичных вещей стоят сущие копейки, поскольку не применимы по назначению. Правительства европейских стран разрабатывают законопроект, согласно которому производители устройств будут обязаны заниматься их последующей утилизацией, поскольку такая техника содержит массу химических элементов, негативно влияющих на окружающую среду. Однако там есть и драгоценные металлы, включая золото. Добыть его вполне реально. Сколько золота в компьютере, и как его оттуда извлечь?

Драгметаллы не подвержены коррозии, не окисляются при контакте с другими металлами. Но используют их не только по этой причине. Данный металл имеет крайне низкое электрическое сопротивление, поэтому не оказывает какого-либо влияния на передаваемый через контакты микропроцессора сигнал (образование «шума» исключено). Кроме того, у этого металла высокий коэффициент теплоотдачи, что препятствует перегреву комплектующих оргтехники. Поэтому золото используется именно на контактах (позолота).

Детали компьютера

Основная часть золота хранится в центральном процессоре, видеокарте

Золотые детали компьютера

Данный металл находится в следующих составляющих компьютера:

  • материнская плата;
  • процессор;
  • HDD (жесткие диски);
  • контакты микрочипов (северного, южного мостов, мультиконтроллеров).

Золото в материнской плате содержится на PCI-контактах, RAM-слотах, а также игольчатых контактах (к которым подключаются передние USB, аудиовыходы). А ещё оно имеется на контактах внутри блока питания.

Сколько золота в процессоре, есть ли различия в моделях? Обычный «домашний» системный блок с процессором Пентиум серии Celeron на 775 сокете (и всех остальных, вышедших после 2010 года) содержит до 20 – 30 мг золота суммарно. Устаревшие ПК содержат больше. Причина банальна —технология напыления драгметалла 10 лет назад была иной, его расход на позолоту контактов у производителей был больше. Во многих компьютерах, выпускавшихся до 2000-х годов, содержится до 1,5 грамм драгметалла на компонентах суммарно! Его действительно можно достать бытовым способом.

Серверы драгметалла содержат еще больше — до 50-60 мг. Но приобрести такую технику на вторичном рынке сложно (и невыгодно).

Золото и другие драгметаллы в компьютерах

Золото в деталях компьютерах

Много ли золота в лаптопе

В ноутбуках Au тоже присутствует. Современные модели, где используется для всех чипов BGA-пайка, содержится его мизерное количество. Настолько малое, что его даже невыгодно добывать (расходы на реагенты получатся выше). Это касается и смартфонов, планшетов. Схема их внутреннего строения аналогичная. Их можно разбирать, извлекая все детали с позолоченными контактами.

Старые модели ноутбуков, где процессор устанавливался на PGA-сокет, драгметалла больше (сравнимо с тем количеством, что соответствует «домашним» ПК).

Содержание золота в процессорах: таблица

Сколько золота содержится в процессоре? Добытчики знают, что, чем старше модель, тем выше содержание драгоценных металлов.

Золото из радиодеталей: как извлечь в домашних условиях, правовой аспект деятельности и способы получения из микросхем, транзисторов электроники путем аффинажа

Модель Содержание Au (в граммах)
AMD K7 Athlon 0,007
IntelCeleronCovington 0,015
IntelPentium II, Pentium III 0,015
IntelCeleronMendocino 0,025
IntelPentium MMX (в пластиковом корпусе) 0,05
АМД 80286 (в керамическом корпусе) 0,06
Intel 8087 0,07
TexasInstruments 486 0,08
Intel 486 SX 0,08
AMD K6, K6-2, K6-III 0,09
Pentium MMX (в керамическом корпусе) 0,1
Intel i960 0,1
AMD 386 DX 0,1
AMD 486 0,105
WinChip C6 0,12
Intel 386 DX 0,13
Intel 486 DX4 0,139
Cyrix 586 0,155
AMD K5 0,25
Pentium Pro 0,31
Pentium P5 0,35
PentiumPro (в пластиковом корпусе) 0,4

Содержание золота в процессорах Процессор — главная деталь программного обеспечения компьютера

Для чего в оборудовании золото и другие драгоценные металлы?

Фото 2

Золото, платина, серебро, а также другие ценные металлы (медь, латунь и т.д.) являются непревзойденными проводниками, что обеспечивает бесперебойное функционирование высокотехнологичных компьютерных и других приборов.

Помимо этого технического параметра, драгметаллы не окисляются.

Эта характеристика, в свою очередь, прямо влияет на существенное увеличение срока эксплуатации все тех же высокотехнологичных устройств, к которым относится различное оборудование:

    ; ; и т.д.; (принтеры, факсы и т.п.).

Какие детали компьютера содержат золото

Золото — инертный металл, практически не подвергается коррозии и окислению. К тому же отличный проводник. Поэтому им покрывают контакты, разъемы, слоты памяти, порты, перемычки. Конденсаторы, платы, видеокарты, даже компьютерные вентиляторы и клавиатура содержат драгоценные металлы, причем не только Au, но и Ag, Pt, Pd.

Я расскажу подробней, какие детали самые золотосодержащие.

Материнские платы

Материнская плата — основная деталь любого компьютера. Именно здесь осуществляется контроль над взаимодействием всех составных частей машины. Ее контроллеры, микросхемы чипсета, разъемы и контакты содержат львиную долю (если так можно назвать 3 мг) золота компьютера. Если присмотреться, на этом фото видны позолоченные детали материнской платы:

Нерабочие материнки — неплохой источник Au, если у вас их скопилось несколько десятков.

Процессоры

Процессор — главная деталь программного обеспечения компьютера. Он выполняет всю вычислительную работу. Здесь также много позолоченных деталей. Содержание золотого песка в микропроцессоре intel Pentium pro — свыше 2 мг.

Посмотрите это видео, где показан аффинаж золота из процессора.

А вот в 1 кг микропроцессоров Pentium pro содержится 11,4 гр. золота. Простому обывателю вряд ли удастся собрать столько, а для сисадмина это не проблема.

Жесткие диски

Основной накопитель информации, хард драйв также содержит металлы платиновой группы. Так, золота в одном винчестере — 0,034 гр., а серебра — 0,013 гр.

Чем старше запоминающее устройство — тем больше в нем драгметаллов. И дело даже не в пресловутом качестве приборов советского производства, а в элементарном техническом прогрессе. Стоит вспомнить эволюцию дисков — от массивных виниловых пластинок до микро-CD карточек современных смартфонов.

Сегодняшние детали гораздо тоньше и легче. Соответственно, и золота в них содержится в разы меньше.

Приступаем к добыче золота

Для добычи золота (кроме кислот) нам потребуются:

  • Стеклянная банка;
  • Прорезиненные перчатки;
  • Респиратор;
  • Очки защитного типа;
  • Мерный пластиковый или стеклянный стакан;
  • Палка из пластмассы для помешивания.

Для начала смешаем смесь из наших ингредиентов, но не ленитесь прочесть дополнительную литературу по химии, ведь неправильно приготовленный коктейль перекиси и соляной кислоты может дать печальный эффект.

Костюм химика

Надеваем респиратор, очки и перчатки, очень нелишним будет резиновый фартук, маска, а лучше специализированная одежда для химиков. Смесь настоятельно рекомендуется готовить на открытой, вентилируемой местности.

Когда мы откроем бутылку с кислотой, из нее повалит очень вредный для человека дым, как следствие соединения с воздухом. Именно поэтому работа и должна проводиться на открытой местности с соблюдением мер безопасности.

Раствор для извлечения золота

Кислота и перекись смешиваются в пропорциях 2 к 1 (две части кислоты и одна часть перекиси). Очень важно наливать кислоту в перекись водорода, если делать эту процедуру наоборот, реакция может привести к выбросу жидкости.

Заливать компоненты необходимо очень медленно, чтобы раствор равномерно смешивался. После получившуюся смесь следует помешать пластмассовой палочкой. Получившийся раствор должен быть зеленоватого цвета.

реклама

Звук на ZX Spectrum 48К был одноканальным и занимал большую часть процессорного времени. Поэтому в играх мелодии были только в заставках, а в самой игре были только звуки шагов, выстрелов и тому подобные «бип» звуки. Возможно, в каких-то более поздних играх для 48K мелодии и звучали в самой игре, но я такого не припомню. Мне простительно, ведь больше двадцати лет прошло. Тем не менее, звучание 8-ми битных мелодий забыть невозможно. Их не спутать ни с чем! На Спектрумах была и синтезация речи. Но, откровенно говоря, она была не очень. Мне помнится, если я не ошибаюсь, что синтез речи был в заставках игр «Twin Turbo» и «Бегущий человек» по одноименному фильму. Я намеренно не проверяю всю изложенную в данной статье информацию, так как в сети её сможет найти каждый желающий, а я хочу поведать свою историю и поделиться своими воспоминаниями.

Изображение в те времена выводили не на мониторы, а на обычные домашние телевизоры. Для этого вызывали телемастера и он устанавливал в телевизор демодулятор К задней крышке телевизора крепился тумблер. Щелкнув тумблером можно было пользоваться компьютером, а переключив его — смотреть телевизор. Родители были уверены, что компьютер портит телевизор и «сажает» его кинескоп, а заодно и моё зрение. В семьях редко было больше одного телевизора, поэтому сами понимаете, какой график посещения виртуальной реальности был у ребят того времени. Так зарождалась вражда телевидения и компьютеров. Мой телевизор Горизонт был оккупирован мной до прихода родителей с работы. Важно было также успеть сделать уроки. Но, что удивительно, гулять, играть в «квадрат» футбольным мячом на стадионе с друзьями, летать на велике и хулиганить на стройках моё новое увлечение мне не мешало. Поэтому я вырос не «гонимым ветром» прозрачным юношей, а вполне себе нормальным и румяным. Хотя и за Спектрумом я проводил очень много времени, освоив Бейсик и переиграв кучу разных игр. Просто время тогда текло по-другому и его на всё хватало! Вот он, мой советский цветной неширокоформатный дисплей Горизонт. Квантовых точек и фрисинка на нём не было. А если приблизить глаза вплотную, то можно было заметить, что изображение немного плавает влево-вправо на полпикселя. Но я сидел в полутора метрах от него и моё зрение «единица» и по сей день. Просто повезло наверное.

Корпус моего компьютера был пластиковый. По всей видимостью я был обладателям клона. Вот такого примерно. Но без надписей. Изображения именно моего клона я так и не нашел.

Клавиш было стандартно 40 штук. Они были подпружинены. Но не щелкали. Что удивительно, несмотря на простоту и многолетнее использование, ни одна из них так и не сломалась, а наклейки на них не стёрлись. Истинная «механика». Это вам не сегодняшние поделки за 200 долларов. Сзади была кнопка сброса, разъём для подключения телевизора, разъём питания, разъём для подключения магнитофона и разъёмы для джойстиков. Если мне не изменяет память, то эти разъёмы назывались СШ-5. Клавиши были многофункциональные. Кроме символов они содержали названия команд для Бейсика. Символы печатались просто нажатием, а спецсимволы и команды комбинацией клавиш. Что интересно, команды в Бейсике не набирались побуквенно, а пропечатывались словом целиком при нажатии на одну спецклавишу и нажатии на нужную другую. После того, как я стал со Спектрумом «на ты», это даже добавляло скорости при наборе программы.

Джойстики подключались к задним вышеупомянутым разъёмам. Они назывались Kempston joystick и Sinclair joystick. Нужный джойстик нужно было также выбрать в меню игры. Сами по себе кемпстон от синклера отличались лишь распиновкой разъёма и легко перепаивались. Тогда в каждом доме был паяльник, олово и канифоль. Мужчина мог называться «настоящим мужиком», только если, кроме всего прочего, он мог самостоятельно вбить гвоздь в стену, припаять провод в утюге и построить своими руками дом на даче. А джойстики ломались. Первый мой джойстик был с пластиковой осью рукояти и довольно быстро умер. Второй уже намеренно покупался с алюминиевой осью, но по распиновке оказался как раз Kempston. Он и заставил меня научиться пользоваться паяльником. Джойстики для Спектрума были классическими: рукоятка с кнопкой стрельбы. Они имели четыре контакта и с учётом их комбинаций восемь направлений наклона. При жарких баталиях сломать такой было легче, чем надуть пузырь из жвачки «Turbo».

Позже, когда у моих богатых сограждан начали штучно появляться IBM-совместимые компьютеры, я вынул плату из Спектрума и поместил её в корпус от вусмерть сломанного советского видеомагнитофона, который мне бесплатно отдали в одной радиомастерской. Блок питания я поместил туда же. А саму клавиатуру вывел наружу. Это была эпическая пайка. Перепаять пришлось несколько десятков проводов. Чтобы не запутаться в абсолютно одинаковых белых проводках я придумал приклеивать к их концам кусочки белого лейкопластыря, ставя на них метки ручкой. Такие же кусочки клеились к платам в местах, куда нужно было припаять промаркированные провода. Узнать об этом способе мне было не у кого, и всё пришлось изобретать самостоятельно. Появившийся позже в доме маленький цветной телевизор Banga, производства какой-то из прибалтийских республик, я таскал из кухни и ставил на свой новый горизонтальный «системный блок». Всё это смотрелось как настоящий IBM-совместимый компьютер! Мне очень его хотелось, но позволить себе такую роскошь тогда могли лишь единицы. Кстати на телевизоре был разъём SCART и при подключении к нему Спектрума изображение ужасно «контрастилось» и плавало. Пользоваться им было невозможно. Но я заметил, что вынимая один из проводков видеокабеля, изображение на долю секунды становилось нормальным. На обдумывание проблемы у меня ушел целый день. Просто наобум, как эксперимент, я решил сделать разрыв в проводе и вставить в него обычный регулятор громкости от какого-то старого сломанного радио. И всё получилось! Покрутив рукоятку в разные стороны, я смог получить идеальное изображение с правильными цветами. Может это был провод синхронизации или что-то подобное.

Блок питания у моего Спектрума был настоящий советский. Тяжелый, большой, в массивном металлическом кожухе. Трансформатор в нём немного гудел. Зато вентилятор смазывать не приходилось – его там не было.

Внешним накопителем для ZX Spectrum 48K служил магнитофон. Любой бытовой кассетный, какой был дома. Чем качественней был магнитофон, тем меньше было у пользователя проблем. Я пробовал записывать и на так называемые «бобины» (катушечный магнитофон). Это был мой «внешний диск» для бэкапа игр. Кассеты вмешали от 10 до двадцати игр. Средний объём аудиокассеты был равен примерно 1 мегабайту. Фантастический объём, правда? Да нет же, это был действительно большой объём. Плёнка на кассетах «зажевывалась», затиралась. Если во время загрузки игры с кассеты включался мотор в холодильнике на кухне, то загрузка могла «слететь». А поскольку ждать загрузки игры приходилось примерно по пять минут, то обычно этот процесс сопровождался затаенным дыханием и скрещенными пальцами. Чтобы загрузить с кассеты нужную игру, нужно было прокрутить плёнку на нужное место. А определить его можно было только на глаз по толщине намотанной плёнки и конечно по звуку. В звуках загрузки тоже приходилось разбираться. Сначала загружалась маленькая программа загрузки. После, как правило, грузилась заставка в экранную область памяти, а затем и сам массив данных игры. Этот процесс был практически сакральным. Заставка грузилась не сразу, а полосками шириной в пиксель. В конце пиксели заливались цветами. Нужна была заставка для того, чтобы её рассматривать, пока грузится сама игра. Авторы игр соревновались в красочности заставки и многие из них были настоящим произведением искусства. С магнитофона можно было не только загружать, но и записывать на него, если такая функция у магнитофона была. 48 килобайт грузились пять минут (усмехнуться некоторые)? Это вы ещё бумажных писем маме из пионерского лагеря не писали! У меня дома был магнитофон Весна 212 С-4. Он отлично справлялся, но к закату его аудиокарьеры он начал изредка пожевывать плёнку, а сама загрузка частенько «слетала» или не шла вовсе. Регулировка головки уже не помогала. Аудиокассеты для записи я предпочитал TDK. Мне они казались самыми надёжными.

В России.

ZX Spectrum был не первым и не единственным компьютером, появившимся в России в 80-е годы двадцатого века. Были отечественные компьютеры «Микро-80», его производные «Радио-86РК», «Микроша» и прочие. Но, по-настоящему массовым стал именно ZX Spectrum 48K. Большая часть россиян были владельцами многочисленных клонов Спектрума. Существовали даже наборы для его самостоятельной сборки. А там опять же приходилось попаять. Это вам не видеокарту в PCI-express слот воткнуть и пару проводов подключить. Только чугун, только болты! Вот такими были энтузиасты на заре зарождения компьютерной эпохи в России. Со временем появились многочисленные модификации Спектрумов. Самые известные у нас:

— ZX Spectrum 128. У него было 32 КБ ПЗУ, 128 КБ ОЗУ и звуковой сопроцессор (на нём наконец-то появилась музыка во время игры);

— Scorpion ZS-256 Turbo+. Это просто элитный монстр! Титанище своего сегмента! Мечта каждого спектрумиста. У него появился дисковод гибких дисков и многое другое. Но и стоил он не дешево. Трансплантация органов в то время ещё не была так распространена, а потому заработать на него было нелегко. На свой Спектрум я заработал, работая на предпринимателя-соседа, расфасовывая дома в пакеты разные товары народного потребления (типа чая и прочего сыпучего) и запаивая их паяльником-топориком через полоски ватмана. Потом эти товары продавались в местных ларьках. Работа была вредная для детского организма, но родители, скрипя сердце, разрешили. Это было ведь временно.

А почему ZX Spectrum именно легенда? — спросит читатель. До появления Спектрумов, такого явления как «домашний компьютер» практически не существовало. Персональные компьютеры были довольно дорогими, а в быту мало применимы. Поэтому бытовые компьютеры были у относительно небольшого числа пользователей. А ZX Spectrum, как я говорил ранее, имел приемлемую цену. В общей сложности по всему миру было продано несколько миллионов оригинальных ZX Spectrum и его клонов, как официальных, так и неофициальных. Заслуга Спектрума в том, что именно он отчасти способствовал зарождению самого такого явления как «домашний компьютер» (бытовой компьютер). Люди приняли домашние бытовые компьютеры и возвели это в норму. К сожалению, пик популярности Спектрумов не совпал с появлением массового интернета. Да и сам Спектрум не обладал его поддержкой. Также, именно благодаря Спектрумам люди приобщились к компьютерным играм и сейчас это многомиллиардная индустрия. ZX Spectrum был входным билетом в удивительный цифровой мир для миллионов людей по всему миру.

Золотая эра Спектрумов в России прошла с появлением у нас IBM-совместимых компьютеров, игровых приставок Dendy, Sega Mega Drive и прочих капиталистических новинок. Но это не значит, что легенда умерла! Клоны Спектрумов выпускаются и по сей день. Недавно все услышали о проекте ZX Spectrum Next. А компьютерные энтузиасты продолжают выжимать все соки из Spectrum, создавая аудио и видео «демки». Выпускаются даже новые игры. Всё происходит на голом энтузиазме! Как тогда! Сегодня поклонникам ZX Spectrum примерно по 40-50 лет. Это взрослые дядьки. Встретив их случайно, мельком на улице, их можно принять за обычных людей. Если вы молоды, то согласно стереотипу вы подумаете, что, как и многие люди старшего возраста, они слабо разбираются в компьютерах и высоких технологиях вообще. Но как бы не так! Спектрумисты не терялись, когда в их руках оказался первый в их жизни смартфон с мобильной ОС, они с легкостью освоили Windows и прочие «детские» для них забавы. Спектрум придал им IT- закалку на всю жизнь. Это люди, воочию заставшие зарождение компьютерной эры. Они и по сей день держат руку на пульсе современных технологий.

Самое сладкое на десерт

До того, как Спектрумы начали появляться в домах моих знакомых, в нашем небольшом городе открылись игровые компьютерные клубы со Спектрумами. В моём районе был «торговый центр». В нём находился крупный универмаг, почта и ещё какие-то административные помещения. На втором этаже был видеосалон, где все познавали боевые искусства Брюса Ли и Хон гиль Дона. После этих фильмов наборы в секции каратэ увеличивались. В Терминаторе Скайнет обещал стереть в порошок человечество. В Звёздных войнах мы постигали историю далекой-далёкой галактики. Бэтмэн наводил свои порядки эффективнее милиции. А Майкл Джей Фокс помогал полусумасшедшему учёному не сломать пространственно-временной континуум. По многим блокбастерам были созданы игры. На первом этаже был тот самый компьютерный игровой клуб со Спектрумами, в который я ходил с друзьями. В первый заход мы присматривались. Компьютерные игры мы видели впервые, и нам требовалось осознать «что оно такое»? Игра «Ну-погоди» не в счёт. Оплата была почасовая. В этот час входило ожидание загрузки игры. Возмутительная несправедливость! Играли в основном вдвоем в Ikari Warriors и в файтинг с Брюсом Ли. Если ломался джойстик, то виду подавать было нельзя. Нужно было держать отломанную рукоять, как будто она не сломалась, и имитировать что ты продолжаешь играть. Затем нужно было уличить момент, когда хозяин клуба отвлечется и по-тихому ретироваться восвояси. Затем требовалось выждать несколько дней (недель), пока он забудет твоё лицо и только потом возвращаться в клуб. За сломанный джойстик платить не хотелось. Да и не с чего было платить. В те времена игры создавались маленькими группами людей или даже одиночками. Я думаю, они не получали значимых денег со своих игр. У нас же игры были исключительно пиратские и продавались в ларьках на аудиокассетах. Основная же часть игр добывалась у друзей. Мы просто перезаписывали друг у друга кассеты. Как ни странно, самими кассетами менялись редко, как это было потом с картриджами от Dandy. Разработчики игр не были многомиллионными компаниями, как сейчас, а поэтому при создании игр разработчик был ограничен лишь своей фантазией и «железом». Они могли воплощать все самые смелые и передовые идеи, в том числе и в программировании. Для ZX Spectrum и его модификаций было выпущено большое количество игр.

Теперь я составлю свой ТОП-10 лучших игр. Те, что я помню. Конечно, переиграл я их гораздо большее количество и даже могу незаслуженно пропустить наиболее достойнейшие игры.

10. Ikari Warriors.

Конечно же она. В этой игре я провел наибольшее время в клубе со своими друзьями. Но, когда Спектрум появился у меня дома, один я в неё не играл. Только когда приходили друзья. Игра для одного-двух игроков с видом сверху. Этакая «Contra» (Dendy).

9. Dizzy.

Целая серия приключенческих игр-головоломок про смелое и находчивое яйцо. RPG того времени. Часть игр Dizzy была только на английском языке и приходилось пользоваться англо-русским словарем, который у меня был в виде туристического экземпляра помещающегося в карман. Спектрум заставлял запоминать английские слова. Да почти все игры были без русского перевода. Но далеко не во всех он вообще требовался.

8. Dan Dare.

Злобные инопланетяне грозят сбросить на Землю астероид и уничтожить планету. Пилот по имени Дэн высаживается на астероиде и крошит зеленых человечков, спасая мир.

7. Renegade.

Отличный боевичок для двоих с видом сбоку. Разборки между бандами из-за похищения друга. Игра по принципу «мочи всех или проиграешь».

6. Batman: The Movie

Ну, тут всё понятно. Шериф в чёрном костюме снижает уровень преступности до необходимых процентных показателей. Игра с отличной графикой. В игре интересный геймплей. Есть и прогулки пешком и погони на бэтмобиле.

5.Aliens

Игра по мотивам одноименного фильма Джеймса Камерона. Очень сложная. Но, кажется, она была пройдена.

4. Saboteur 1 и 2.

Игра про ниндзя-шпиона. А это значит что нужно куда-то тайком проникнуть, кого-то тихо убить, что-то тихо украсть и затем незаметно убежать, тихо кого-то взорвав.

3. Elite

В описании не нуждается.

2. Robocop

Игра по мотивам одноименного фильма. Как и в Бэтмене разнообразный геймплей. Просто потрясающая графика!

1. .

И это место я оставлю вакантным, как всегда. Каждый читатель сможет сюда вписать свою любимую игру или даже составить свой ТОП.

На этом я заканчиваю статью, но не прощаюсь с ZX Spectrum, который открыл для меня мир по-настоящему высоких технологий, после телевизора. Он подарил мне веселое общение с друзьями, обучил меня азам программирования, научил хоть сколько-нибудь разбираться в устройстве компьютеров и, наконец, дал представление о том, что это вообще за зверь такой – компьютер! Я не жалею о потраченном с ним времени! Он останется в моём сердце навсегда!

ZX Spectrum 48K – настоящая легенда!

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или telegram-канал @overclockers_news — это удобные способы следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector