Домашняя студия звукозаписи: готовый сетап для мониторинга и записи вокала
Современная студия звукозаписи по своему духу напоминает мастерскую, в которой всё должно быть под рукой, чтобы как можно быстрее записать свою идею. У нас есть универсальное готовое решение, которое «развяжет руки» в вашем музыкальном творчестве.
Сразу выделим две основные задачи, которым отвечает наш сетап:
Продакшн, связанный с записью вокала
Компьютер
Минимальные требования для большинства современного музыкального софта:
- Современный процессор Intel или AMD, 2 ядра с рабочей частотой не менее 2.5GHz.
Самый выгодный процессор Athlon X4 840 — 4 ядра при цене 2500р. - Оперативная память 4Гб и выше.
- Твердотельный накопитель SSD 120Гб. Kingston наиболее надежный вариант среди бюджетных SSD. Разница в работе SSD и обычных жестких дисков огромная и SSD сейчас можно купить дешевле.
- Видеокарта не имеет значения. Как и блок питания с корпусом.
- Любой бюджетный монитор, доступный для покупки.
Типы студий звукозаписи
Когда определились с назначением, масштабами деятельности, стало понятно, какую студию собираетесь организовать:
• комнатную;
• кустарную, обустроенную на дому;
• (полу) профессиональную.
От этого зависит, какое станете приобретать оборудование, сможете составить первоначальный список. В него включаете то, без чего никак нельзя обойтись на старте.
Предполагаете, что ваше увлечение надолго, намереваетесь прогрессировать, тогда нужно сразу продумать закупки так, чтобы они на следующем этапе не оказались бесполезными. Иногда лучше сразу закупить более качественное, чтобы можно было им пользоваться подольше. Это важно, так как узнав, сколько стоит оборудовать студию звукозаписи, большинство музыкантов нередко опускает руки. Они начинают допускать ошибки, экономят на том, что недопустимо и переплачивают там, где можно обойтись чем-то попроще, без изысков.
Звуковая карта
Звуковая карта или аудиоинтерфейс отвечает за качество звука, входящего и выходящего из компьютера. Качество этого компонента имеет очень важное, даже решающее значение. Все компьютеры оснащены встроенной звуковой картой, но их использование ориентировано на базовый функционал: для воспроизведения звуков операционной системы, прослушивания музыки, просмотра видео в Интернете или игр. Для студии необходимо иметь профессиональную звуковую карту.
Профессиональные звуковые карты имеют высококачественные цифровые аналоговые преобразователи, и это позволяет вам более подробно слышать детали записи. Кроме того, вы можете управлять многочисленными входами и выходами для подключения разных устройств. Подробнее о выборе звуковой карты читайте в статье: Как выбрать звуковую карту
Лучшие звуковые карты для студии среднего уровня
Теперь переходим ко второй части обзора лучших звуковых карт для студии по версии журнала Expertology, где мы рассмотрим устройства с более широкими возможностями, чем предыдущая группа. В большинстве своём эти звуковые карты в среднем дороже любой из предыдущих, но есть экземпляры и почти эквивалентные.
Focusrite Scarlett Solo 2nd Gen
И начнём мы с самой популярной в РФ звуковой карты для домашней студии. Фактически, это звуковая карта тоже начального уровня, и она относительно недорогая. Но разработана она специально для гитаристов, и имеет некоторые нюансы в характеристиках, которые дают ей заметные преимущества перед схожими по функционалу устройствами. Производитель – известная британская компания Focusrite, работающая с 1985 года.
Вся линейка Scarlett известна своей элементарной простотой в подключении и пользовании в сочетании с отличным качеством звучания, и второе поколение Scarlett Solo – яркое подтверждение этой доброй традиции. Звуковая карта без проблем работает как с PC, так и с Mac, отлично «дружит» с Pro Tools (это и другое ПО входит в комплект поставки), безупречно взаимодействует практически с любыми цифровыми звуковыми рабочими станциями.
Проанализируем ключевые технические характеристики Scarlett Solo 2nd Gen. Эта звуковая карта воспринимает частотный диапазон от 20 до 20 тыс. Гц; динамический диапазон составляет 106дБ; THD+N ЦАП и АЦП — меньше 0.002%; эквивалентный уровень шума -128дБ; диапазон усиления – 50дБ; предельная частота ЦАП в стереорежиме – 96кГц; предельная частота АЦП – 192кГц. Поддерживается драйвер ASIO версии 2.0. Поддержки EAX не предусмотрено.
С интерфейсами у этой модели ситуация следующая. Есть два аналоговых разъёма на выход (два канала), независимый выход на наушники с фантомным питанием 48В; два входных аналоговых канала; один разъём jack 6.3мм; один разъём XLR; один микрофонный вход; инструментальный вход (Hi-Z).
Сухие цифры стоит дополнить несколькими комментариями. Scarlett Solo 2nd Gen позволяет записывать гитару и вокал в отдельные треки. Это сильно облегчает жизнь музыканту, так как если что-то оказалось не так с вокалом, то гитару перезаписывать не придётся, а только вокал. Ну и эффекты тоже можно применять отдельно. Благодаря исключительно низкой задержке возможно применять эффекты в реальном времени таким способом, который просто невозможен для большинства звуковых карт для студии в этом классе.
Есть в этой модели также простой, но нагляднейший элемент удобства настройки идеального уровня. Каждый механический регулятор уровня окружён светящимся ореолом. И если запись ведётся на оптимальном уровне ореол светится зелёным. Если же с уровнем что-то не так, свечение ореола переключается на красный.
Ещё один плюс этой звуковой карты для студии – фактическая портативность. Линейные размеры устройства составляют 144х44х119мм, вес – всего 0.43кг. Её в прямом смысле можно брать с собой куда угодно, подключить к ноутбуку, и записать элементы композиции в любой момент, когда бы не снизошло вдохновение.
Достоинства
- качество звучания;
- предельно низкая задержка;
- запись вокала и гитары в отдельные треки с возможностью отдельного применения эффектов;
- наглядная индикация оптимального уровня (светящиеся ореолы вокруг регуляторов);
- крепкий корпус;
- портативная;
- простота пользования.
Недостатки
- слабоватый предусилитель на микрофонный вход;
- случаются потрескивания при открытии параллельных приложений (распространённое явление даже у карт высокого класса).
Native Instruments Komplete Audio 6
Теперь рассмотрим звуковую карту для студии, которую уже можно смело отнести к среднему классу безо всяких условностей. Это станет понятно даже при беглом взгляде на технические характеристики. Производитель – немецкая компания Native Instruments со штаб-квартирой в Берлине.
Эта модель де-факто универсальная, но по замыслу производителя Komplete Audio 6 разрабатывалась как специализированный аудиоинтерфейс для диджеев. Это будет видно в некоторых технических моментах, да даже и штатное программное обеспечение включает специализированные диджейские программы, плагины и виртуальные инструменты. Часть ПО разработки самой Native Instruments, а часть – от Steinberg.
Более высокий класс устройства заметен уже хотя бы по количеству интерфейсов. Здесь мы имеем 4 аналоговых входа (разъёмы jack 6.3мм) и столько же аналоговых выходов, 2 независимых цифровых канала S/PDIF (коаксиальные гнёзда); инструментальный вход. Сами разъёмы – балансные с приличным размахом сигнала +11dBu. Кроме того, имеется MIDI интерфейсы на вход и выход. Качественные конверторы Cirrus Logic CS4270 24 бит 96кГц. Поддерживается драйвер ASIO версии 2.0. Отдельно радуют драйвера как для PC, так и для Mac с гибкой регулировкой latency. Динамический диапазон ЦАП/АЦП составляет 102/98дБ; THD ЦАП/АЦП — 0.01/0.013%.
Что касается задержек, здесь она минимальна для звуковых карт такого класса – чуть менее 9мс в режиме 44кГц и минимальном буфере 32 семпла. На отдельном выходе задержка вдвое меньше. Для подключения USB2.0 это нормально. Однако без крайней нужды такой маленький буфер выставлять всё же не рекомендуется, так как тогда любая резкая нагрузка на операционную систему может, и скорее всего будет, вызывать характерный треск – «болезнь» очень многих звуковых карт для студии.
Внешне Komplete Audio 6 выглядит солидно и дорого, как настоящий профессиональный девайс. Панели из толстого алюминия 2мм, верх – глянцевое стекло. Никакого программного микшера у этой модели нет из «идейных соображений» производителя – все регуляторы строго аппаратные и размещены на корпусе, включая большую металлическую «крутилку» в верхней части корпуса, регулирующую выходной уровень. Выход на наушники регулируется независимо. Неплохо реализована индикация уровней входа – путём изменения яркости светодиода на верхней панели.
Достоинства
- качество звучания;
- много интерфейсов;
- диджейская «специализация»;
- минимальная задержка;
- наглядная индикация уровней (изменение яркости);
- эффектный внешний вид.
Недостатки
- щелчки и заикания при резких нагрузках на ОС (не на всех системах);
- «шуршание» регуляторов чувствительности через некоторое время интенсивной эксплуатации.
Steinberg UR44
Далее в подборке лучших звуковых карт среднего уровня для студии по версии Expertology мы рассмотрим модель, которую многие пользователи и специалисты позиционируют как профессиональное устройство. На то есть вполне веские основания, так как UR44 (более совершенная версия предыдущей модели U242) обладает значительно более широким функционалом, чем любая из предыдущих, позволяет успешно записывать уже даже небольшой музыкальный коллектив, да и стоит уже довольно ощутимо. Производитель – известная одноимённая немецкая компания Steinberg со штаб-квартирой в Гамбурге. Много лет славится на рынке качественными музыкальными инструментами и сопутствующим оборудованием.
От своей предшественницы UR44 отличается весьма значительно. В первую очередь числом каналов и интерфейсов, отличной работой с Cubase, аппаратным DSP, специальным режимом Class Compliant для оптимальной совместимости с iPad и соответствующими музыкальными приложениями на iOS, и ещё рядом других нюансов.
От U242 эта модель унаследовала крепкий металлический корпус, полную поддержку режимов работы до 24бит 192кГц, комбинированные XLR/TRS разъемы, разъ ёмы MIDI на вход и выход, два независимых выхода на наушники. А вот от цифровых интерфейсов в новой модели производитель решил отказаться, чем вызвал недовольство у части поклонников этой серии. Сама звуковая карта подключается к компьютеру через USB 2.0. Для работы ей нужно отдельный источник питания – одного лишь USB недостаточно.
В программном обеспечении звуковой карты большой интерес представляет контрольная панель dfpMixFx. Именно она управляет встроенным аппаратным микшером, и реализована действительно на высшем уровне. Там же находятся программные индикаторы уровня. Но для полноты визуального контроля производитель предусмотрел и аппаратную индикацию – светодиод на самом устройстве, сигнализирующий о перегрузке PEAK при превышении -3дБ.
Эффекты ПО карты позволяет включать на каждом канале отдельно. Есть много готовых предустановок для разных пользовательских сценариев. А также, с каждого канала имеется посыл на REV-X ревербератор.
Ещё одно важное новшество именно этой модели – четыре варианта гитарной обработки, которые «разрешает» аппаратный DSP. Это может быть на выбор: 4 моно; 1 стерео и 2 моно; 2 стерео и 2 моно с гитарной обработкой; 1 стерео с гитарной обработкой. И нужно помнить, что при максимальных значениях режимов 176.4кГц или 192кГц никакая обработка работать не будет, но это вполне естественно.
Достоинства
- практически профессиональный уровень;
- много интерфейсов;
- безупречно реализована программная контрольная панель dfpMixFx;
- способна записывать целый небольшой музыкальный коллектив;
- 4 варианта гитарной обработки;
- небольшие размеры (портативность), но необходимо отдельное питание.
Недостатки
- нет цифровых разъёмов;
- нет индикатора наличия сигнала, а только оверлоад (редко у кого вызывает нарекания).
Zoom UAC-2
Завершает подборку лучших звуковых карт среднего уровня для студии по версии Expertology одна из самых популярных моделей среди гитаристов — UAC-2 производства известной японской корпорации Zoom, специализирующейся на выпуске профессионального музыкального оборудования.
Это первая во всём нашем обзоре звуковая карта, которая подключается к компьютеру через скоростной интерфейс USB3.0. Это играет важную роль в обеспечении минимальной задержки при игре на инструменте, но и не единственный фактор, определяющий популярность этой модели. Больше всего карта востребована у тех музыкантов, которым критически важна эта минимальная задержка, как, например, гитаристам, постоянно пользующимся гитарными эмуляторами.
Это основное преимущество модели, а в остальном же эта звуковая карта для студии – крепкий середнячок, способный на воспроизведение с частотой дискретизации 192кГц и разрядностью 24бит, оснащённый встроенным DSP-микшером. То есть вполне ожидаемые параметры для звуковой карты такого класса. Другие важные характеристики: динамический диапазон ЦАП/АЦП — 120/118дБ. Заявленное соотношение сигнал/шум — 120дБ, независимые тесты показывают около 115дБ при питании от шины USB, что в этой ценовой категории очень неплохо.
Что касается самого важного, упомянутого выше преимущества – минимальной задержки, то независимые тестирования показали способность UAC-2 давать задержку при минимальном буфере 32 семпла в режиме 96кГц всего в 2.2мс. Это более чем хорошо. Для более распространённого режима 44.1кГц минимальный буфер будет 24 семпла, и в этом случае задержка, по независимым исследованиям, не превышает 3.67мс. Это несоизмеримо меньше любого другого форм-фактора с интерфейсом USB2.0, где задержка будет минимум 9мс при буфере 64 семпла.
В отличие от предыдущей модели, Zoom UAC-2 не нужно дополнительное питание, так как USB3.0 по определению пропускает больший ток – до 900мА, которого хватает для работы. Однако, разработчики в этом случае поступили мудро и предусмотрели отдельный разъём питания «на всякий случай», допустим, если звуковая карта будет подключена не к ПК или ноутбуку, а к iPad.
Электронная начинка устройства заключена в исключительно крепкий алюминиевый корпус без единой пластиковой детали. Передняя панель из толстой алюминиевой пластины 2 мм.
Достоинства
- исключительно низкая задержка;
- интерфейс подключения USB3.0;
- встроенный DSP-микшер;
- не требуется дополнительное питание, но такая возможность предусмотрена;
- крепкий алюминиевый корпус.
Недостатки
- не поддерживается ASIO;
- слабоватый усилитель для студийных наушников.
Микрофонная стойка
Тот же принцип применим к стойкам. Возьмите по одной микрофонной стойке на каждый микрофон. Имейте в виду, стойки со временем все-таки изнашиваются. Если вы продешевитесь, то рискуете менять стойки каждые несколько месяцев. Советуем несколько вариантов, на ваш выбор: Superlux HM48B, RODE PSA1. Они спокойно прослужат вам несколько лет и не рухнут в самый неподходящий момент вместе с микрофоном на пол.
Для чего нужна и какие бывают
Самый необходимый девайс и для домашней и для профессиональной студии, который должен находиться в компьютере или аудиопроигрывателе — это звуковая карта. Функционал заключается в обеспечении входа и выхода звука – преобразовании звуковых входов от компьютера к динамикам и от микрофона к ПК. По функциям карта идентична аудиоинтерфейсу, в котором объединяются все студийные составляющие, – микрофоны, усилители, музыкальные инструменты и другие необходимые девайсы. Из-за важности этого компонента нужно не совершить ошибки при выборе. На критерии выбора влияет то, какие цели вы преследуете, приобретая карту.
Сразу стоит сказать, что встроенная карта — не то же самое, что карта для студии, домашней или профессиональной. В чем отличия? Обычная встроенная, которая подключается к материнской плате, не подойдет даже для домашней студии. Она может записывать только один источник звука, не гарантирует качества воспроизводимого сигнала, задерживает его, транслирует посторонние шумы, исходящие в процессе работы компьютера, расходует оперативную память и перегружает процессор.
Карта для студии, особенность которой заключается в возможности снижения задержки между нажатием и воспроизведении звука в процессе работы и записи нескольких источников одновременно, является внешним устройством с набором интерфейсов и своими органами управлениями.
В зависимости от разных параметров выделяют виды карт. По мощности процессора:
- профессиональные и полупрофессиональные, которые требуют мощного процессора;
- для домашней студии.
- для записи вокала и акустических инструментов;
- для записи электронных инструментов;
- для сведения и мастеринга;
- для живых выступлений;
- с возможностью подключения дополнительных устройств;
- В оборудовании для записи вокала и инструментов важно, сколько и каких типов входов и выходов в нем, потому что это определяет количество сигналов, доступное для одновременной обработки. От того, сколько выходов, зависит возможное количество раздельных миксов для мониторинга. Советы по выбору:
- для записи рэпа и поп-музыки достаточно одного входа для микрофона и одного выхода для наушников;
- для исполнения под гитару необходимы входы для двух микрофонов – вокального и инструментального;
- для акустических барабанов необходимо 8 входов (от числа барабанов);
- запись исполнения рок-группы потребует прибавить входы для баса, гитары и вокала – всего понадобятся 11 входов;
- хор, как и небольшие музыкальные группы, записывать можно с тремя микрофонами, но с возможностью мониторинга для всех участников. То есть, необходимо много выходов, что не предусмотрено в аудиоинтерфейса, поэтому приобретают отдельный преамп для наушников.
- Для записи электронных инструментов необходимо устройство с высокоомным входом (с маркировкой Hi-Z или INST — инструментальный), снижающим напряжение сигнала, который при поступлении со звукоснимателей намного превышает напряжение сигнала микрофона. Среди новинок отмечают карты, которые с помощью встроенного DSP делают возможным виртуальное подключение к инструменту разных эффектов, управление которыми происходит за счет подключения педалей через два специальных входа.
- Для сведения и мастеринга важно обратить внимание на частоту дискретизации и разрядность. Для аудиоинтерфейса для профессиональной записи, в основном, используются 44,1 кГц16 бит. Современные устройства имеют большой регулятор громкости, а у некоторых есть дополнительные возможности, одна из которых – быстрая проверка результата сведения в моно с помощью кнопки.
- Техника для живых выступлений должна обладать надежной конструкцией и стабильными драйверами. С помощью карты через ПК запускают аранжировку или минусовку, поэтому для коллектива с барабанщиком необходимы два выхода: в линию — для плейбека, а в наушники — для метронома.
- Аудиокарты с возможностью подключения дополнительных устройств позволяют подключение большого количества девайсов по MIDI – контроллеров, железных синтезаторов и много другого. С их помощью функционал возрастает – доступно управление другими инструментами, создание ремиксов на ходу, обработка настоящим синтезатором и т.д.
Продвинутые варианты среднего ценового диапазона
В эту категорию включены наиболее качественные модели из средней ценовой категории. Такие устройства сочетают в себе хорошее качество, высокую производительность и удобство использования. Они прекрасно подходят не только начинающим создателям музыки, но и людям с опытом работы в данной сфере деятельности.
ASUS ZenBook Pro 15 UX535LI-BN139T
Этот ноутбук от компании ASUS является лучшим в среднем ценовом сегменте. Он отличается своей универсальностью, так как одинаково хорошо подходит для игр и работы. Людям, которые занимаются производством музыки, он нравится оптимальным набором характеристик, большим количеством разъёмов и долгим периодом автономной работы.
ZenBook Pro 15 UX535LI-BN139T имеет множество скрытых возможностей. Он способен выдавать качественный звук, защищать глаза от вредного излучения и подсвечивать клавиатуру для работы в местах с недостаточным освещением. Всё это максимально повышает комфорт пользователя.
- Удобство использования
- Качественная сборка
- Оптимальные характеристики
- Много дополнительных возможностей
- Не выявлены
MSI Modern 15A11SBL-462RU
Этот компактный и лёгкий ноутбук прекрасно подходит для создания музыки. Он успешно сочетает в себе хорошее качество сборки, оптимальный набор характеристик и сравнительно невысокую стоимость. Данная модель привлекает внимание ещё и долгим периодом автономной работы, что стало возможным благодаря наличию ёмкого аккумулятора и умения устройства экономно расходовать его ресурс.
Modern 15A11SBL-462RU имеет подсветку клавиатуры, встроенный микрофон, веб-камеру и устройство для чтения флеш-карт. Всё это расширяет возможности пользователя и делает эксплуатацию техники более комфортной.
- Компактность и небольшой вес
- Качественная сборка
- Приемлемая стоимость
- Удобство использования
- Не обнаружены
Xiaomi RedmiBook 16″
Этот ноутбук китайского производства относится к средней ценовой категории, но по характеристикам не уступаем многим более дорогим моделям. Он имеет габаритный 16,1-дюймовый экран, 16 Гб ОЗУ и 512 Гб встроенной памяти. Также устройство оснащается большим количеством разъёмов, предназначенных для подключения музыкального оборудования. Всё это делает RedmiBook 16″ одним из лучших в своей категории.
За автономность устройства отвечает мощный аккумулятор, ресурса которого хватит на несколько часов активной работы. Также стоит отметить наличие прочного металлического корпуса, защищающего ноутбук от механических повреждений.
- Большой экран
- Увеличенный объём ОЗУ
- Мощный аккумулятор
- Металлический корпус
- Отсутствие подсветки у клавиатуры
Lenovo ThinkBook 15-IIL
Ещё один ноутбук из КНР привлекает внимание создателей музыки тем, что имеет один из рекордных показателей продолжительности автономной работы для своей категории. Благодаря этому пользователи могут эксплуатировать технику вне дома на протяжении 9 часов.
ThinkBook 15-IIL оснащён металлическим корпусом, сканером отпечатка пальца слотом для замка безопасности. Всё это даёт возможность хранить созданные аудиозаписи в памяти устройства, не опасаясь их потери в результате механических воздействий или попадания техники в руки посторонних лиц.
- Безопасность хранения данных
- Долгий период автономной работы
- Оптимальные характеристики
- Не самое высокое качество сборки