Deep Blue против Гарри Каспарова — Deep Blue versus Garry Kasparov

Почему нейросети победили искусственный интеллект старой школы и какую роль в этом сыграли шахматы

Долгое время считалось, что игра в шахматы — это невероятно сложная задача для ИИ, и после победы в 1997 году шахматного суперкомпьютера Deep Blue от IBM в матче с Гарри Каспаровым казалось, что машины смогут тягаться с человеческим мозгом во всех сферах жизни. На деле же экспертные системы, которые работали по правилам, прописанным вручную, позволяли решать практические задачи лишь в некоторых узкоспециализированных областях, и вскоре их успех затмили более жизнеспособные нейросети. Однако до сих пор искусственный интеллект не способен рассуждать и принимать решения, руководствуясь здравым смыслом. О том, как прошлое ИИ-систем влияет на их будущее, рассказывает журналист Mit Technology Review Клайв Томпсон.

11 мая 1997 года Гарри Каспаров ерзал на своем шикарном кожаном кресле в Equitable Center на Манхэттене, тревожно водя руками по волосам. Это была последняя игра в его матче с суперкомпьютером Deep Blue от IBM — решающий тай-брейк в битве между человеком и кремнием, — и дела шли плохо. После грубой ошибки в начале партии Каспаров был загнан в угол.

Шахматные партии высокого уровня могут длится около четырех часов, но Каспаров понял, что обречен, еще на первом часу. Он сдался и наклонился над шахматной доской, чтобы пожать руку Джозефу Хоану, инженеру IBM, который помогал разрабатывать Deep Blue и перемещал фигуры компьютера по доске.

Затем Каспаров вскочил со стула и направился к зрителям. Он лишь растерянно пожал плечами. Позже он скажет, что компьютер «играл как бог».

Для всех, кто интересуется искусственным интеллектом, поражение великого мастера стало сенсацией. Newsweek назвал матч «последней битвой мозга»; в другом заголовке Каспарова окрестили «защитником человечества».

Содержание

В этой статье используется алгебраическая запись для описания шахматных ходов.

Победа Deep Blue была расценена как символически значимая, признак того, что искусственный интеллект догоняет интеллект человека и может победить одного из великих интеллектуальных чемпионов человечества. [2] Более поздний анализ имел тенденцию преуменьшать проигрыш Каспарова в результате нехарактерно плохой игры Каспарова и преуменьшать интеллектуальную ценность шахмат как игры, которую можно победить грубой силой. [3] [4]

В декабре 2016 года, обсуждая матч в подкасте с нейробиологом Сэмом Харрисом, Каспаров сообщил об изменении взглядов на этот матч. Каспаров заявил: «Во время написания книги я провел много исследований — проанализировал игры с современными компьютерами, а также изучил себя — и изменил свои выводы. Я не пишу никаких любовных писем IBM, но я уважаю Deep Blue команда поднялась, и мое мнение о моей собственной игре и игре Deep Blue снизилось. Сегодня вы можете купить шахматный движок для своего ноутбука, который довольно легко победит Deep Blue ». [5]

Победа Deep Blue сменила канонический пример игры, в которой люди превосходили машины, на древнюю китайскую игру Идти, игра по простым правилам и гораздо большему количеству возможных ходов, чем шахматы, которая требует большей интуиции и менее восприимчива к грубой силе. [6] В го широко играют в Китае, Южной Корее и Японии, и он считался одним из четыре искусства китайского ученого в древности. Go программы могли побеждать только игроков-любителей до 2015 года, когда Google DeepMind AlphaGo программа неожиданно проиграла Ли Седол в матче AlphaGo против Ли Седола. [7] В то время как Deep Blue в основном полагался на грубую вычислительную силу для оценки миллионов позиций, AlphaGo также полагалась на нейронные сети и обучение с подкреплением.

Каспаров возвращается спустя 12 лет. И это большой сюрприз

Над машиной работали не только программисты, но и шахматисты. Спаррингом компьютера и разработчиком дебютной книги был американский гроссмейстер Джоэл Бенджамин, позже к нему присоединились другие профессионалы.

Первый матч между Каспаровым и обновленным Deep Blue прошел в 1996-м. Турниру благодаря IBM выделили щедрый призовой фонд: 500 тысяч долларов, из которых победителю доставалось 400. Формально партии проходили в Филадельфии, хотя компьютер находился в Нью-Йорке, а ходы за него делал оператор, получивший сигнал онлайн. На случай проблем со связью IBM привезла две резервные машины с чуть меньшей мощностью.

Первая партия завершилась сенсационной победой Deep Blue – впервые в истории компьютер выиграл у чемпиона мира партию с классическим контролем времени. Но Каспаров быстро отыгрался, без особых проблем сведя матч к победе – 4:2 в пользу человека.

Радостный Каспаров после матча хвалил IBM, но уже не был так категоричен в отношении его перспектив:

«Впервые в истории человечества мы имеем что-то очень близкое к искусственному интеллекту. Уже есть возможность уменьшить число ошибок и достичь уровня игры, который определяется интуицией человека. Сейчас – там где я интуитивно чувствую, играю ли я правильно или ошибочно, – машина просто перебирает миллиарды и миллиарды вариантов. Но не исключено, что в дальнейшем удастся создать алгоритм, который был бы сравним с интуитивным мышлением человека».

Создатели компьютера согласились с Каспаровым и предложили ему реванш через год.

Матч-реванш 1997

Игра 1

3 мая. Матч-реванш 1997 года начался с Атака короля Индии, который привел Каспарова к победе за 45 ходов.

Каспаров против Deep Blue
1.Nf3 d5 2.g3 Bg4 3.b3 Nd7 4.Bb2 e6 5.Bg2 Ngf6 6.0-0 c6 7.d3 Bd6 8.Nbd2 0-0 9.h3 Bh5 10.e3 h6 11.Qe1 Qa5 12.a3 Bc7 13.Nh4 g5 14.Nhf3 e5 15.e4 Rfe8 16.Nh2 Qb6 17.Qc1 a5 18.Re1 Bd6 19.Ndf1 dxe4 20.dxe4 Bc5 21.Ne3 Rad8 22.Nhf1 g4 23.hxg4 Nxg4 24.f3 Nxe3 25. Nxe3 Be7 26.Kh1 Bg5 27.Re2 a4 28.b4 f5 29.exf5 e4 30.f4 Bxe2 31.fxg5 Ne5 32.g6 Bf3 33.Bc3 Qb5 34.Qf1 Qxf1 + 35.Rxf1 h5 36.Kg1 Kf8 37.Bh3 b5 38.Kf2 Kg7 39.g4 Kh6 40.Rg1 hxg4 41.Bxg4 Bxg4 42.Nxg4 + Nxg4 + 43.Rxg4 Rd5 44.f6 Rd1 45.g7 1–0

44-й ход Deep Blue в этой партии якобы стал результатом ошибка в котором Deep Blue, не сумев определить желаемый ход, прибегнул к безотказной игре. [10] Нейт Сильвер предполагает, что Каспаров «пришел к выводу, что нелогичная игра должна быть признаком высокого интеллекта», что привело к его поражению во второй игре. [11] [12]

Игра 2

4 мая. Игра началась с Руй Лопес открытие Вариация Смыслова. В конце концов Каспаров подал в отставку, хотя послеигровой анализ показывает, что в итоговой позиции он мог провести ничью. После этой партии Каспаров обвинил IBM в жульничестве, заявив, что за определенным ходом стоял гроссмейстер (предположительно, главный соперник). Иск был повторен в документальном фильме. Игра окончена: Каспаров и машина. [13] [14]

Deep Blue против Каспарова
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.0-0 Be7 6.Re1 b5 7.Bb3 d6 8.c3 0-0 9.h3 h6 10.d4 Re8 11.Nbd2 Bf8 12.Nf1 Bd7 13.Ng3 Na5 14.Bc2 c5 15.b3 Nc6 16.d5 Ne7 17.Be3 Ng6 18.Qd2 Nh7 19.a4 Nh4 20.Nxh4 Qxh4 21.Qe2 Qd8 22.b4 Qc7 23.Rec1 c4 24.Ra3 Rec8 25. Rca1 Qd8 26.f4 Nf6 27.fxe5 dxe5 28.Qf1 Ne8 29.Qf2 Nd6 30.Bb6 Qe8 31.R3a2 Be7 32.Bc5 Bf8 33.Nf5 Bxf5 34.exf5 f6 35.Bxd6 Bxd6 36.axb4 axbx5 37.Be 38.Qxa2 Qd7 39.Qa7 Rc7 40.Qb6 Rb7 41.Ra8 + Kf7 42.Qa6 Qc7 43.Qc6 Qb6 + 44.Kf1 Rb8 45.Ra6 1–0

Тогда сообщалось, что Каспаров упустил тот факт, что после 45 . Qe3 46.Qxd6 Re8 черные (Каспаров) могут форсировать ничью путем вечный чек. Его друзья сказали ему об этом на следующее утро. [15] Предложили 47.h4 h5!, позиция, после которой черный ферзь может постоянно делать шах белым. Это возможно, поскольку Deep Blue пошел 44.Kf1 вместо альтернативного хода своего короля. Что касается конца партии 2 и, в частности, 44.Kf1, шахматный журналист Миг Грингард в Игра окончена В фильме говорится: «Оказывается, позиция здесь, в конце, на самом деле ничья, и что один из последних ходов Deep Blue был ужасной ошибкой, потому что Deep Blue имеет здесь два варианта выбора. Он может переместить сюда своего короля. или переместите сюда своего короля. Он выбрал не то место, чтобы ступить ». Еще один персонаж в этом фильме, четырехкратный чемпион США. Ясир Сейраван, затем заключает, что «компьютер оставил своего короля немного незащищенным. И Гарри мог пригрозить вечным шахом, не выигрышем, а вечным шахом».

Ходы, которые настолько удивили Каспарова, что он заявил о читерстве, — это 36.axb5! axb5 37.Be4! после чего черные проигрывают. Более того машина могла выиграть две пешки при 36.Qb6 Rd8 37.axb5 Rab8 38.Qxa6, но после 38 . e4! Черные приобрели бы сильный . [16] Deep Blue также мог выиграть материал ходом 37.Qb6. Каспаров и многие другие считали ход 37.Be4! игнорировал материальную выгоду силой и был слишком сложен для компьютера, предполагая, что во время игры было какое-то вмешательство человека.

Игра 3

6 мая. Третья партия была интересной, потому что Каспаров решил использовать нерегулярное открытие, то Открытие Mieses. Он считал, что, сыграв эзотерический дебют, компьютер выберется из открытая книга и разыграть дебют хуже, чем по книге. Хотя сейчас это обычная тактика, в то время это была относительно новая идея. [17] Несмотря на эту антикомпьютерную тактику, игра закончилась вничью.

Каспаров против Deep Blue
1.d3 e5 2.Nf3 Nc6 3.c4 Nf6 4.a3 d6 5.Nc3 Be7 6.g3 0-0 7.Bg2 Be6 8.0-0 Qd7 9.Ng5 Bf5 10.e4 Bg4 11.f3 Bh5 12.Nh3 Nd4 13.Nf2 h6 14.Be3 c5 15.b4 b6 16.Rb1 Kh8 17.Rb2 a6 18.bxc5 bxc5 19.Bh3 Qc7 20.Bg4 Bg6 21.f4 exf4 22.gxf4 Qa5 23.Bd2 Qxa3 24.Ra2 Qb3 25. f5 Qxd1 26.Bxd1 Bh7 27.Nh3 Rfb8 28.Nf4 Bd8 29.Nfd5 Nc6 30.Bf4 Ne5 31.Ba4 Nxd5 32.Nxd5 a5 33.Bb5 Ra7 34.Kg2 g5 35.Bxe5 + dxe5 36.f6 Bgx6 37.h4 38.Kh3 Kg8 39.Kxh4 Kh7 40.Kg4 Bc7 41.Nxc7 Rxc7 42.Rxa5 Rd8 43.Rf3 Kh8 44.Kh4 Kg8 45.Ra3 Kh8 46.Ra6 Kh7 47.Ra3 Kh8 48.Ra6 ½ – ½

Игра 4

7 мая. В этой партии Каспаров сыграл Каро – Канн Защита. В конце игры Каспаров попал в цейтнот. Неоптимальные ходы, которые он сделал в спешке, могли стоить ему победы. Игра завершилась ничьей. [18]

Deep Blue против Каспарова
1.e4 c6 2.d4 d6 3.Nf3 Nf6 4.Nc3 Bg4 5.h3 Bh5 6.Bd3 e6 7.Qe2 d5 8.Bg5 Be7 9.e5 Nfd7 10.Bxe7 Qxe7 11.g4 Bg6 12.Bxg6 hxg6 13. h4 Na6 14.0-0-0 0-0-0 15.Rdg1 Nc7 16.Kb1 f6 17.exf6 Qxf6 18.Rg3 Rde8 19.Re1 Rhf8 20.Nd1 e5 21.dxe5 Qf4 22.a3 Ne6 23.Nc3 Ndc5 24. b4 Nd7 25.Qd3 Qf7 26.b5 Ndc5 27.Qe3 Qf4 28.bxc6 bxc6 29.Rd1 Kc7 30.Ka1 Qxe3 31.fxe3 Rf7 32.Rh3 Ref8 33.Nd4 Rf2 34.Rb1 N Rg2 35.Nce2 36.Neg6 37.Nd4 Nxd4 38.exd4 Rxd4 39.Rg1 Rc4 40.Rxg6 Rxc2 41.Rxg7 + Kb6 42.Rb3 + Kc5 43.Rxa7 Rf1 + 44.Rb1 Rff2 45.Rb4 Rc1 + 46.Rb1 Rcc2 47.x.Rb1 + Rb1 Rcc2 47.x.Rb4 + Rb1 Rcc2 47.x. Kxb1 Re2 50.Re7 Rh2 51.Rh7 Kc4 52.Rc7 c5 53.e6 Rxh4 54.e7 Re4 55.a4 Kb3 56.Kc1 ½ – ½

Игра 5

10 мая. В этой игре Атака короля Индии открытие было сыграно. Как и в предыдущей игре, Deep Blue блестяще сыграл эндшпиль это обеспечило ничью, когда казалось, что Каспаров выиграет. Позже выяснилось, что Каспаров выигрывал, начиная с 44.Rg7 +. [19]

Каспаров против Deep Blue
1.Nf3 d5 2.g3 Bg4 3.Bg2 Nd7 4.h3 Bxf3 5.Bxf3 c6 6.d3 e6 7.e4 Ne5 8.Bg2 dxe4 9.Bxe4 Nf6 10.Bg2 Bb4 + 11.Nd2 h5 12.Qe2 Qc7 13. c3 Be7 14.d4 Ng6 15.h4 e5 16.Nf3 exd4 17.Nxd4 0-0-0 18.Bg5 Ng4 19.0-0-0 Rhe8 20.Qc2 Kb8 21.Kb1 Bxg5 22.hxg5 N6e5 23.Rhe1 c5 24. Nf3 Rxd1 + 25.Rxd1 Nc4 26.Qa4 Rd8 27.Re1 Nb6 28.Qc2 Qd6 29.c4 Qg6 30.Qxg6 fxg6 31.b3 Nxf2 32.Re6 Kc7 33.Rxg6 Rd7 34.Nh4 Nc8 35.Bd5 Nd6 36 37.cxb5 Rxd5 38.Rg6 Rd7 39.Nf5 Ne4 40.Nxg7 Rd1 + 41.Kc2 Rd2 + 42.Kc1 Rxa2 43.Nxh5 Nd2 44.Nf4 Nxb3 + 45.Kb1 Rd2 46.Re6 c4 47.Re3 Kb6 49.g6. g7 Kb4 ½ – ½

Если белые сыграют 50.g8 = Q, то черные могут форсировать ничью путем троекратного повторения, начиная с 50 . Rd1 + и затем 51 . Rd2 +.

Игра 6

11 мая. Перед шестой игрой общий счет был равным: 2½ – 2½. Как и в партии 4, Каспаров сыграл Каро – Канн Защита. Deep Blue сделал рыцарем жертва что подорвало защиту Каспарова и вынудило его уйти в отставку менее чем за двадцать ходов. Как позже рассказывает Каспаров, он решил разыграть сомнительный дебют, чтобы вывести Deep Blue из зоны комфорта. Хотя жертва коня — это хорошо известное опровержение, Каспаров рассуждал, что движок не разыграет ход без конкретного выигрыша. Единственная причина, по которой Deep Blue играл таким образом, как позже выяснилось, заключалась в том, что в тот же день игры создатели Deep Blue внесли вариацию в начальную базу данных. [ нужна цитата ]

Deep Blue против Каспарова
1.e4 c6 2.d4 d5 3.Nc3 dxe4 4.Nxe4 Nd7 5.Ng5 Ngf6 6.Bd3 e6 7.N1f3 h6 (диаграмма) 8.Nxe6 Qe7 9.0-0 fxe6 10.Bg6 + Kd8 11.Bf4 b5 12.a4 Bb7 13.Re1 Nd5 14.Bg3 Kc8 15.axb5 cxb5 16.Qd3 Bc6 17.Bf5 exf5 18.Rxe7 Bxe7 19.c4 1– 0

Содержание

В этой статье для описания шахматных ходов используются алгебраические обозначения .

Победа Deep Blue была расценена как символически значимая, знак того, что искусственный интеллект догоняет человеческий интеллект и может победить одного из величайших интеллектуальных чемпионов человечества. Более поздний анализ имел тенденцию преуменьшать поражение Каспарова в результате нехарактерно плохой игры со стороны Каспарова и преуменьшать интеллектуальную ценность шахмат как игры, которую можно победить грубой силой.

В декабре 2016 года, обсуждая матч в подкасте с Сэмом Харрисом , Каспаров сообщил об изменении взглядов на этот матч. Каспаров заявил: «Во время написания книги я провел много исследований — анализ игр на современных компьютерах, а также самокопание — и я изменил свои выводы. Я не пишу никаких любовных писем IBM, но мое уважение к Deep Blue команда выросла, а мое мнение о собственной игре и игре Deep Blue упало. Сегодня вы можете купить шахматный движок для своего ноутбука, который довольно легко обыграет Deep Blue».

Победа Deep Blue переключила канонический пример игры, в которой люди превосходили машины, на древнюю китайскую игру Го , игру с простыми правилами и гораздо большим количеством возможных ходов, чем в шахматах, которая требует большей интуиции и гораздо менее подвержена грубой силе. В го широко играют в Китае, Южной Корее и Японии, и в древности он считался одним из четырех искусств китайских ученых . Программы в го могли побеждать только игроков-любителей до 2015 года, когда программа AlphaGo компании Google DeepMind неожиданно победила Ли Седоля в матче AlphaGo против Ли Седоля . В то время как Deep Blue в основном полагался на грубую вычислительную силу для оценки миллионов позиций, AlphaGo также полагался на нейронные сети и обучение с подкреплением .

СОДЕРЖАНИЕ

В этой статье для описания шахматных ходов используются алгебраические обозначения .

Победа Deep Blue была расценена как символически значимая, признак того, что искусственный интеллект догоняет интеллект человека и может победить одного из великих интеллектуальных чемпионов человечества. [2] Более поздний анализ имел тенденцию преуменьшать проигрыш Каспарова в результате нехарактерно плохой игры Каспарова и преуменьшать интеллектуальную ценность шахмат как игры, которую можно победить грубой силой. [3] [4]

В декабре 2016 года, обсуждая матч в подкасте с нейробиологом Сэмом Харрисом, Каспаров сообщил о перемене взглядов на этот матч. Каспаров заявил: «Во время написания книги я провел много исследований — проанализировал игры на современных компьютерах, а также изучил себя — и изменил свои выводы. Я не пишу никаких любовных писем IBM, но я уважаю Deep Blue. команда поднялась, и мое мнение о моей собственной игре и игре Deep Blue снизилось. Сегодня вы можете купить шахматный движок для своего ноутбука, который довольно легко победит Deep Blue ». [5]

Победа Deep Blue сменила канонический пример игры, в которой люди превосходят машины, на древнюю китайскую игру го , игру с простыми правилами и гораздо большим количеством возможных ходов, чем шахматы, которая требует большей интуиции и менее восприимчива к грубой силе. [6] Го широко используется в Китае, Южной Корее и Японии, и в древности считалось одним из четырех искусств китайских ученых . Программы Го могли побеждать только игроков-любителей до 2015 года, когда программа AlphaGo Google DeepMind неожиданно победила Ли Седола в матче AlphaGo против Ли Седола . [7] В то время как Deep Blue в основном полагался на грубую вычислительную силу для оценки миллионов позиций, AlphaGo также полагалась на нейронные сети и обучение с подкреплением .

Уход из спорта

Каспаров ушел из профессиональных шахмат в 41 год, когда карьера была в самом разгаре, а впереди было немало перспектив. Как объяснял сам чемпион, для него каждая партия не просто путь к победе, а еще и возможность что-то менять. К тому времени он не чувствовал в себе сил к подобным переменам, утратив былой драйв.

В 2005 году, покинув профессиональные шахматы, Гарри Кимович с головой окунулся в политику, став одним из ярых критиков нынешних властей. Но первые шаги на этом поприще он сделал гораздо раньше. Еще в 1990 году Каспаров был причастен к появлению на свет Демократической партии, а спустя 3 года активно поддерживал политический проект власти «Выбор России». С началом 2000-х он переходит в стан непримиримой оппозиции. Каспаров успел поучаствовать в деятельности целого ряда протестных организаций — «Солидарность», Национальная ассамблея РФ, Всероссийский гражданский конгресс и ряде других. Также он числился в координационном совете российской оппозиции.

Задержание Каспарова возле здания Хамовнического суда Москвы в августе 2012 года. Гарри Кимович приходил поддержать участниц группы Pussy Riot осквернивших Храм Христа Спасителя

Задержание Каспарова возле здания Хамовнического суда Москвы в августе 2012 года. Гарри Кимович приходил поддержать участниц группы Pussy Riot осквернивших Храм Христа Спасителя. Полиция обвинила Каспарова в том, что во время задержания, он якобы укусил одного из сотрудников

Переехав в 2013 году в США, он продолжает противостояние власти. В 2014 году его ресурс kasparov.ru был официально заблокирован по требованию Генеральной прокуратуры РФ. В этом же году он осудил присоединение Крыма к России, заявив о том, что полуостров по праву должен принадлежать Украине.

В 2014 году Каспаров проиграл выборы президента ФИДЕ Кирсану Илюмжинову, позднее заявив, что эта международная организация превратилась в структуру, прикрывающую деятельность российских спецслужб. Увы, на это история не закончилась. Ещё в январе 2014 года, американские репортеры рассказали о контракте, который якобы заключил Каспаров с главой Шахматной федерации Сингапура Игнатиусом Леонгосом. Согласно контракту, Каспаров должен был заплатить 1 миллион долларов сингапурцу, если тот окажет ему всестороннюю поддержку на выборах президента ФИДЕ.

Позже стало известно, что это был лишь проект контракта. В окончательном же соглашении, взятка была завуалирована, деньги передавались «на поддержку развития шахмат в стране». В результате Каспаров не только проиграл выборы Илюмжинову, но и подмочил свою репутацию. Щекотливость ситуации состояла в том, что ярый борец с коррупцией, оказался кондиционером. После данного инцидента, за Каспаровым приклеилось прозвище «Грязный Гарри».

Содержание

Прямым предшественником Deep Blue была шахматная машина Deep Thought [3] , которая, в свою очередь, была создана на основе машины ChipTest [4] .

Шахматная машина ChipTest была спроектирована и изготовлена группой аспирантов университета Карнеги-Меллон. У истоков создания машины ChipTest стоял Фэн Сюн Сю, который занимался ею в рамках своего диссертационного проекта на соискание научной степени PhD по информатике. Диссертация была посвящена разработке специализированных шахматных СБИС. Впоследствии эти СБИС использовались в составе аппаратной части шахматных машин ChipTest и Deep Thought. Позднее к проекту присоединились аспиранты Томас Анансараман (программная часть) и Мюррей Кэмпбелл (программная часть, шахматная подготовка). Также заметный вклад в осуществление проектов ChipTest и Deep Thought внесли Андреас Новатчук, Майкл Браун, Питер Янсен и др.

В процессе выбора хода ChipTest в основном использовал типовые методы поиска по шахматному дереву, применявшиеся в большинстве шахматных программ — минимаксный алгоритм поиска с альфа-бета-отсечениями и оценочную функцию, дававшую оценку конечным позициям. Аналогичный принцип работы впоследствии использовали Deep Thought и Deep Blue [1] .

Разработка ChipTest началась в 1985 году. Финансирование проекта осуществлялось по линии диссертационных расходов Фэн Сюн Сю. К концу 1986 года создание ChipTest было в основном закончено. В 1987 году ChipTest выигрывает 18-й Северо-Американский чемпионат по шахматам среди компьютерных программ. Незадолго до этого авторы ChipTest начали создание следующей шахматной машины — Deep Thought.

В Deep Thought оценочная функция стала сложнее и учитывала больше позиционных факторов. Для некоторых факторов впервые использовалась автоматическая настройка [5] . Аппаратная оценочная функция была переведена на FPGA. Количество специализированных шахматных процессоров было увеличено сначала до 2-х, а впоследствии и до 24-х (в Deep Thought II). Создание Deep Thought было в основном завершено в 1988 году.

В 1988 году Deep Thought принял участие в шахматном турнире, проходившем в Лонг-Бич (США), где поделил первое-второе место вместе с гроссмейстером Энтони Майлсом. В турнире он опередил нескольких гроссмейстеров, в том числе экс-чемпиона мира Михаила Таля.

В 1989 году Deep Thought выигрывает 6-й Чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ, проводившийся в Эдмонтоне (Канада).

В 1989—90 годах Deep Thought проигрывает двум сильнейшим на тот момент шахматистам в мире, сначала Гарри Каспарову в матче со счётом 0 : 2, а затем Анатолию Карпову 0 : 1. К этому времени рейтинг Deep Thought достиг уровня в 2552 пункта [6] по шкале USCF. В соревнованиях Deep Thought играл в различных конфигурациях — количество шахматных процессоров варьировалось от двух до шести, а общая скорость перебора от 700 тыс. до 2 млн шахматных позиций в секунду [7] . В качестве головной машины, к которой подключались внешние шахматные процессоры, использовались рабочие станции университета Карнеги-Меллон. В частности, в играх с Каспаровым использовались три рабочие станции Sun-4, соединённые по сети, и 6 шахматных процессоров.

В 1989 году корпорацией IBM принято решение начать проект по созданию шахматной машины, для осуществления которого нанимаются разработчики Deep Thought [8] . В течение 1989—90 годов, по мере окончания обучения в университете, Томас Анансараман, Фэн Сюн Сю и Мюррей Кэмпбелл переходят на работу в IBM. Фэн Сюн Сю начинает разработку специализированного шахматного микропроцессора, целиком помещающегося на одном кристалле кремния, который предполагается использовать в качестве основы новой шахматной машины — Deep Blue.

В 1991—92 годах закончено создание машины Deep Thought II, которая представляет собой усиленный вариант Deep Thought, с дополнительными шахматными процессорами. Томас Анансараман покидает проект. Его место занимает сотрудник IBM, Джозеф Хоэн.

В 1995 году разработка шахматного микропроцессора закончена. В сентябре того же года, на основе двух шахматных микропроцессоров, была получена первая работоспособная версия Deep Blue I [9] . Корпорация IBM нанимает гроссмейстера Джоэла Бенджамина для работы над шахматной подготовкой Deep Blue I. В феврале 1996 года, в Филадельфии, Deep Blue I проигрывает матч Гарри Каспарову со счётом 2 : 4.

После матча, в течение 1996 года, Фэн Сюн Сю вносит значительные изменения в конструкцию шахматного микропроцессора. В декабре 1996 года, по заказу IBM, сторонними поставщиками начато изготовление новых шахматных процессоров. В начале 1997 года изготовленные процессоры начинают поступать в IBM. Джозеф Хоэн адаптирует программное обеспечение под новые аппаратные возможности машины. Мюррей Кэмпбелл и Джозеф Хоэн активируют и настраивают новые позиционные факторы оценочной функции. Часть факторов выставляется программой автоматической настройки [10] . Джоэл Бенджамин осуществляет игровое тестирование новой версии Deep Blue (сначала на 24-процессорной, а перед матчем на полной, 480-процессорной версии машины). По его замечаниям Джозеф Хоэн и Мюррей Кэмпбелл производят корректировку коэффициентов позиционных факторов в оценочной функции. За несколько месяцев до начала нового матча группа гроссмейстеров в лице Джоэла Бенджамина и подключившихся впоследствии Ника де Фирмиана, Джона Федоровича и Мигеля Ильескаса начинает подготовку дебютной книги Deep Blue. Незадолго до начала матча производится сборка новой машины — Deep Blue II — на основе нового, более производительного сервера IBM [11] . В мае 1997 года Deep Blue II выигрывает матч у Гарри Каспарова со счётом 3½ : 2½.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector