Что такое и как работает бортовой компьютер автомобиля

Бортовые компьютеры для бюджетных авто: сравниваем шесть моделей

Зачем устанавливать дополнительный компьютер в современный автомобиль? Оказывается, многие в нем нуждаются — даже сегодня.

В «жигулевскую» эпоху любой цифровой прибор казался нам компьютером — даже примитивный тахометр с двумя циферками. А сколько компьютеров сегодня установлено в машине средней руки? Дело уже идет к сотне… ­Причем возможности современного смартфона заметно превосходят потенциал компьютера марсохода Curiosity, которому всего-то пять лет от роду.

А что не умеют делать штатные бортовые компьютеры? Загибайте пальцы. Они никогда не назовут вам коды ошибок систем управления двигателем, автоматической коробкой, дверями или стеклами. Они редко показывают температуру двигателя, среднюю скорость, время в пути или динамику разгона до сотни, а также не любят запоминать возникающие ошибки. Кроме того, многим водителям нужны аварийные сигнализаторы, контролирующие температуру, обороты двигателя, скорость.

У владельцев машин, переведенных на газ, свои запросы — взять хотя бы расход топлива двух видов. Кому-то нужно автоматическое включение фар по сигналу датчика скорости или подключение парктроников с настраиваемой чувствительностью. В отдельных случаях может пригодиться принудительное включение вентилятора системы охлаждения. Кому-то хочется точнее настроить датчик уровня топлива в баке. Забывчивым помогут различные напоминалки — предупреждающие о невыключенных габаритных огнях, о гололеде на дороге или необходимости пройти очередное ТО. Многие любят простые игрушки-говорилки («Здравствуй, хозяин!»). Экстремалам может понадобиться индикатор пробуксовки колес. А еще есть такая функция, как таксометр…

Мы решили протестировать бортовые компьютеры, пригодные для бюджетных автомобилей. Возможности у отобранных для исследования приборов разные, но тем интереснее.

Компактное устройство, скорее даже мини­атюрное. Такое хорошо расположится в гнезде для кнопки на панели приборов автомобилей Самара 2, Гранта, Калина, Приора или Chevrolet Niva. Снабжает практически той же информацией, что и более крупные устройства, но представление параметров (на скромном трехразрядном дисплее) значительно менее удобно. Звукового синтезатора нет. Программирование затруднено: кнопок-то всего две!

Можно устанавливать и на иномарки, если найдете подходящее место. Считаем, что особенно пригодится автомобилям, не имеющим штатной индикации какого-либо важного параметра, например температуры охлаждающей жидкости или оборотов двигателя.

Виды БК

БК разделяют по назначению и функциональности. Учитывается направленность предоставленной информации. Таким образом, их можно разделить на следующие виды:

  • универсальные;
  • маршрутные;
  • сервисные;
  • управляющие.

Универсальный

Отличие универсального БК – это многофункциональность. Такие компьютеры приобретаются отдельно и подключаются в диагностический разъем автомобиля. Управление происходит через сенсорный дисплей или пульт. В функционал может входить следующее:

  • навигация через спутник;
  • развлекательная система (телевизор, DVD, вся мультимедиа);
  • предоставление информации о параметрах поездки (расход топлива и т.д.);
  • расшифровка кодов ошибок от системного бортового компьютера;
  • контроль работы парктроников и других датчиков, камера заднего вида.

Маршрутный

Маршрутный компьютер может устанавливаться как отдельно, так и быть штатной системой. Его основная задача – это показывать данные о поездке:

  • скорость;
  • расход топлива;
  • маршрут (навигатор);
  • продолжительность пути и другое.

Сервисный

Сервисный БК также называется «диагностическим». Этот вид автокомпьютера относится к штатным и позволяет диагностировать и выявлять различные неполадки. В его функции входит:

  • диагностирование работы двигателя;
  • состояние масла в двигателе и других системах (давление, температура);
  • состояние тормозной системы (износ тормозных колодок, тормозная жидкость);
  • проверка электрической цепи авто (заряд АКБ, короткое замыкание).

Коды ошибок хранятся в памяти компьютера. Для их считывания в сервисных центрах производится диагностика специальным устройством.

Управляющий

Управляющий автокомпьютер устанавливается на автомобилях с инжекторными и дизельными моторами. Это основной блок в системном управлении автомобиля. Имеет сложный функционал и может управлять следующими системами:

  • зажиганием;
  • форсунками;
  • настройкой автоматической коробки передач;
  • режимами движения (спорт, эко, стандарт и другие);
  • климат-контролем;
  • напряжением в электрической цепи.

Лучшие бортовые компьютеры универсального типа

Данные устройства могут быть установлены в автомобили разных марок. Такая универсальность совершенно не отражается на качестве их работы, т. к. представленные модели являются лучшими на рынке.

4 Autool X50 Plus

Autool X50 Plus бортовой компьютер

Этот БК устанавливается, как правило, на торпедо и работает со всеми автомобилями, штатные системы которых поддерживают протокол OBD II, а это большинство современных иномарок и отечественных моделей ВАЗ, Шевроле Нива и других. Это устройство позволяет отслеживать такие величины, как расход топлива и обороты двигателя, напряжение в бортовой сети и многие другие параметры.

Кроме того, он считывает коды ошибок компьютера и может их удалять. Также с его помощью доступно проведение различных тестирований характеристик автомобиля. Встроенный датчик освещенности автоматически регулирует яркость экрана, выбирая оптимальную интенсивность свечения. Подключается устройство при помощи кабеля и разъема, что по силам выполнить самостоятельно многим владельцам. Достаточно знать, где в вашем автомобиле находится колодка OBD II.

3 ОРИОН БК-61 1

ОРИОН БК-61 1 бортовой компьютер

Этот бортовой компьютер может быть установлен в штатное место 1 DIN (также можно скрыто поместить прибор в перчаточном ящике). Он совместим с системами практически всех отечественных автомобилей (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, Иж, Шевроле и т. д.) и может работать со всем модельным рядом DAEWOO и Renault Logan. Подключение возможно как через диагностические протоколы (поддерживает не все марки), так и непосредственно к датчикам. Последнее особенно актуально для карбюраторных машин, но ОРИОН БК-61 в этом случае будет недоступна работа с информацией, получаемой от ЭБУ автомобиля (коды ошибок и многое другое).

Пользователю понравится удобная и интуитивно понятная навигация и полностью русскоязычный интерфейс. На ЖК-дисплее выводится изображение аналоговых часов, что внешне смотрится достаточно привлекательно. Подсветка имеет цветовой выбор и регулировку по яркости. Кроме того, одним из лучших преимуществ данного бортового компьютера считается наличие таксометра (для его активации в автомобиле должен быть датчик скорости).

2 Штат X1-G

Штат X1-G бортовой компьютер

Примером функционального минимализма является бортовой компьютер Штат Х1-G. Он предназначен для модельного ряда автомобилей ВАЗ и Нива Шевроле. Прибор пользуется высокой популярностью у владельцев отечественных машин, т. к. не все параметры демонстрируются на приборной панели. Устройство позволяет мониторить такой важнейший показатель, как температура охлаждающей жидкости двигателя. БК отличается компактными размерами, он легко монтируется на место заглушки, которая имеется на передней панели. Девайс органично вписывается в интерьер салона и не вызывает проблем с гарантийным обслуживанием.

Автовладельцы ВАЗ довольны низкой ценой БК, компактными размерами, неплохим функционалом. Прибор позволяет изменять некоторые заводские установки. К минусам следует отнести необходимость расшифровки ошибок, малую информативность дисплея.

1 Multitronics VG1031UPL

Multitronics VG1031UPL бортовой компьютер

Оптимальным набором опций, которые устроят среднестатистического автолюбителя, обладает бортовой компьютер Multitronics VG1031UPL. У прибора есть большинство необходимых возможностей, а на компактном дисплее отражается весь объем данных. Получить дополнительную информацию о техническом состоянии машины, можно соединив устройство через интерфейс OBD II. При этом другие шлейфы не обязательно подключать. Прибор имеет простой, но симпатичный дизайн, а прикрепить его несложно к лобовому стеклу или приборной панели. Информация на дисплее хорошо читается даже в солнечную погоду.

Достоинствами бортового компьютера Multitronics VG1031UPL потребители считают универсальный дизайн, достаточный набор функций, уверенную работу при низкой температуре, антибликовый дисплей. Не довольны автолюбители величиной дисплея и неудобными кнопками.

Multitronics RC-700

Фото Multitronics RC-700

Универсальный бортовой компьютер, совместимый с дизельными и инжекторными двигателями. Автоматически определяет протокол диагностики, поддерживает огромное количество самых распространенных стандартов. Осуществляет проверку нескольких сотен параметров. Универсальная установка в гнезда din1, 2 и iso обеспечивает хороший вид и удобство в использовании. Совмещается с парковочным радаром. Дисплей с различными цветовыми вариантами настроек максимально может открыть сразу 9 окошек. Данные могут отображаться на мультидисплеях в стрелочном, цифровом и графическом видах. Присутствует синтезатор голоса, незамедлительно сообщающий об ошибках системы. Эксплуатация устройства рассчитана на температуру выше -20 градусов. К достоинствам относят простоту в использовании и подключении, надежность и возможность настроить «под себя» меню.

Лучший бортовой компьютер без собственного дисплея

Многие автовладельцы всегда имеют при себе смартфон. В этом случае имеет смысл приобрести бортовой компьютер без собственного дисплея. Вся информация с прибора будет передаваться на мобильный телефон. Особый интерес у профессионалов вызвал один девайс.

Multitronics MPC-800

Владельцам смартфонов на базе Андроид не обязательно приобретать дорогостоящие бортовые компьютеры с дисплеем. Модель Multitronics MPC-800 поддерживает профиль SSP, который используется мобильным приложением. Связь девайса с телефоном осуществляется через Bluetooth, передавая всю информацию о состоянии автомобиля. Устройство оснащено голосовым модулем, что удобно для водителя во время интенсивного движения в городе. Прибор отличается универсальностью, его можно интегрировать в бортовую сеть большинства автомобилей. К бортовому компьютеру можно подключать внешние устройства.

За многофункциональность и доступную цену БК Multitronics MPC-800 становится победителем нашего рейтинга. Из неудобств водители отмечают необходимость установки подставки под смартфон.

Как БК считает расход топлива машины

Первые бортовые компьютеры располагали собственным расходомером – устройством, размещённом в топливопроводе и измеряющим мгновенный расход бензина (диз. топлива) в единицу времени.

Сейчас в этом нет необходимости, поскольку данные о количестве впрыскиваемого топлива за один цикл работы цилиндра имеются в памяти ЭСУД вместе с введёнными поправками.

В отличие от ЭСУД, бортовой компьютер получает также сигнал от датчика уровня топлива в баке. Поэтому он может оценить не только расход, но и остаток пути до появления необходимости заправиться.

Вычисление начинается со считывания времени открытия форсунок. Производительность инжекторов известна, давление на них поддерживается стабильным, поэтому остаётся только пересчитать время в массовый цикловой расход и умножить на количество циклов в единицу времени, то есть на величину, однозначно связанную со скоростью вращения коленчатого вала.

Эта информация также непрерывно считывается ЭСУД с датчика коленвала, а уж считать компьютеры умеют прекрасно.

Остаётся только связать полученный результат расхода по времени со скоростью движения автомобиля, чтобы получить, после несложных расчётов количество литров бензина, потраченных на 1 км. пути или на 100 км., компьютеру всё равно, а водителю так понятней.

Далее информация выводится на экран, выбрав один из желаемых параметров, мгновенный расход, усреднённый на определённый пробег или средний расход за последний календарный период.

Данный способ обладает врождёнными погрешностями. Производительность форсунок может отличаться от заявленной за счёт производственных отклонений или изменения свойств во времени, давление тоже точно проконтролировать невозможно, а указатель уровня топлива в баке скорей можно назвать приблизительным индикатором, чем точным измерительным прибором.

Поэтому обычно в БК вводится функция калибровки, когда водитель может ввести поправки, например, по данным куда более точных измерителей заправочных колонок и уточнив скорость, взяв её не со штатного спидометра, а с приёмника GPS.

После введения поправочных коэффициентов БК начинает измерять параметры расхода с достаточно высокой точностью, а естественный износ компенсировать, проводя периодические поверки по приведённой в инструкции методике.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector