Что такое ЭОР

В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Актуальность разработки ЭОР связана с недостатком или отсутствием полноценных материалов по вновь введенным дисциплинам, внедрением методов дистанционного обучения в образовательный процесс, систематизацией и обобщением материалов преподавателей, необходимостью адаптации материалов для учебных программ и контингента студентов, обучающихся в данном учебном заведении. Важно также иметь возможность постоянно развивать и совершенствовать имеющиеся обучающие материалы, сделать их максимально доступными для студентов. Электронные учебные пособия, разумеется, не являются копией бумажных, они должны включать средства навигации по учебному материалу, тезаурус, средства поиска, вопросы и задачи для самопроверки усвоения учебного материала, а также средства привлечения внимания студентов, включая анимационные последовательности и активное содержимое.

Цель работы: Разработать ЭОР, для использования на уроках и в качестве методической копилки учителя;

Изучить методическую литературу и источники сети Интернет;

Изучить современные инструментальные программные средства для создания электронных образовательных ресурсов и сайтов.

Определить структуру и содержание электронного образовательного ресурса «Профильное обучение информатике».

Разработать ЭОР «Профильное обучение информатике».

Чем отличаются ЭОР от учебников? [ ]

ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

  • Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
  • ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.

Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.

«Кирилл и Мефодий» — российская компания — ведущий разработчик электронных изданий образовательного направления

В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст.

В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.

  • Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.

Классификация ЭОР

Существует определенная классификация электронных образовательных ресурсов. Их делят на несколько групп:

  1. Текстографические. Материал появляется в виде иллюстраций либо текста на мониторе компьютера, не на бумаге. При желании в любое время можно распечатать нужную статью или изображение.
  2. Текстовые ЭОР с навигацией по материалу. В данном случае к электронным образовательным ресурсам относятся такие книги, читать которые можно на ПК, переходя в любой момент на требуемую страницу. Указывая нужный термин, можно в дополнительном небольшом окне прочитать его характеристику (определение) либо сменить мгновенно содержимое экрана, указав словосочетание (ключевую фразу). Навигация по тексту происходит нелинейно, а текстографический продукт именуют гипертекстом.
  3. Третий образовательный электронный ресурс — это визуальный либо звуковой фрагмент. Анимация, звук делают обучающий процесс интересным и увлекательным для школьников.

требования к электронном образовательному ресурсу

Электронные учебные материалы в процессе преподавания филологических дисциплин

(Камышловский педагогический колледж г. Камышлов, Россия)

УДК 372.881.1+378.147.641.69 ББК 4420.682

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. На примере заданий контролирующего типа рассматриваются возможности электронных учебных материалов в визуализации исследуемых объектов, автоматизации процессов обработки результатов и информационно-методического обеспечения, в организационном управлении учебной деятельностью.

Ключевые слова: новые технологии, электронные учебные материалы по русскому языку, модернизация процесса обучения.

Модернизация общеобразовательной и профессиональной школы выдвигает новые, дополнительные требования не только к профессиональной подготовке учителя, которая в значительной степени определяется личностью педагога, его высоким профессиональным мастерством, педагогическим авторитетом, уровнем культуры и интеллекта, компетентностью, но и к организации образовательного процесса.

В последнее время активно обсуждается вопрос о возможностях использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных учебных материалов контролирующего типа.

Это связано, в частности, с возросшей значимостью компьютерных технологий, позволяющих не просто овладеть компьютерной грамотностью или изучить один-два языка программирования и основы информатики, но, прежде всего, увеличить производительность труда преподавателей и обучающихся, повысить эффективность обучения и самообучения, видоизменить весь процесс обучения.

В отличие от традиционных форм контроля, которые, бесспорно, имеют множество положительных моментов (большое разнообразие возможных способов осуществления контроля:

устный опрос, письменная работа, работа у доски, выполнение тестовых заданий и т.п.

; возможность развития научной речи; возможность анализа и оценки педагогом и обучающимися нестандартных ответов, решений), компьютерные формы контроля позволяют осуществить индивидуализированный контроль при любой наполняемости класса (группы), а также незамедлительную обратную связь между пользователем и средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); визуализировать информацию об исследуемых объектах, процессах, явлениях; автоматизировать процессы обработки результатов, (что обеспечивает объективность оценки); автоматизировать процессы информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Однако необходимо отметить, что использование компьютерных форм контроля приведет к положительным результатам, если в процессе их разработки учитывается следующее:

1) контролирующие материалы должны содержать инструкцию для обучающегося,

2) задания должны предусматривать максимально простой способ ввода ответов — в противном случае значительная часть умственных усилий учащихся будет расходоваться на работу с клавиатурой, а не на осмысливание содержания,

3) вопрос необходимо представлять в форме программированного задания, общая структура которого в простейшем варианте может быть представлена в виде:

Вариант ответа 1

Вариант ответа 2

Вариант ответа N

(из предложенных вариантов обучающийся должен отобрать и указать правильные),

4) вопрос и варианты ответов должны быть краткими, конкретными и однозначными в возможности понимания их обучающимися,

5) количество верных и ошибочных ответов должно быть приблизительно одинаковым, чтобы уменьшить вероятность угадывания (возможен вариант ответа «Среди предложенных нет правильного»),

6) сложность и трудоемкость каждого варианта ответа должна оцениваться при разработке заданий — тогда появляется возможность сопоставления различных заданий между собой и учета веса данного задания в итоговой оценке (вполне достаточно 3-х балльной шкалы).

Как показал опыт, работа с электронными контрольноизмерительными материалами, как правило, не вызывает затруднений у обучающихся и значительно облегчает деятельность учителя-филолога.

Кроме того, компьютерная система неизменно доброжелательна, терпелива, корректна в общении, а потому общение с компьютером имеет положительный психотерапевтический эффект, способствует самоутверждению обучающегося.

Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Орфоэпический словарь: границы дозволенного // Филологический класс. 2010. № 24. С. 73-75.

Коновалова Н.И. Как сделать обучение русскому языку успешным: психолингвистические консультации // Филологический класс. 2011. № 26.

© Касьянова А.В., 2012

3. Исспользование Электронных Обозревательных Ресурсов в разных странах

В заключение нужно отметить, что проекты аналогичные ФЦИОР РФ по сбору, систематизации и распространению ЭОР, ведутся в разных странах. Примеры некоторых таких проектов представлены в табл. 1.1 . В общем случае, каждый из представленных в этой таблице порталов может рассматривать как комплексный сетевой образовательный ресурс , однако рассмотрение ресурсов Интернет , которыми и являются перечисленные в таблице собрания ЭОР, выходит за рамки настоящего курса. При изучении основ создания ЭОР понятие электронного образовательного ресурса будем отождествлять с понятием образовательного электронного издания (ОЭИ). Именно этот термин часто используется в педагогической литературе.

Наименование проекта

Краткая характеристика

Портал научной и образовательной информации. Удобная точка доступа к информации — полным текстам и коллекциям ссылок — по всем отраслям научных знаний. Создана при поддержке Министерства образования Германии и Немецкого фонда научных исследований.

Каталог ресурсов, обеспечивающий доступ к лучшим веб-сайтам, предназначенным для образовательной и исследовательской деятельности в различных отраслях знания. Создается консорциумом, который состоит из семи университетов Великобритании.

Academic Info. Your Gateway to Quality Educational Resources

Каталог создается специальной некоммерческой организацией штата Вашингтон с целью объединения web- ресурсов. предназначенных для науки и высшей школы. Приоритет отдается уникальным по содержанию сайтам и тематическим каталогам ресурсов.

The Virtual Reference Library (VRL)

Каталог содержит избранные ссылки наресурсы, предназначенные для научной, профессиональной и образовательной деятельности. Ресурс создан Публичной библиотекой Торонто (Канада).

BUBL LINK. Selected Internet resources covering all academic subject areas

Проект реализуется Центром изучения электронных библиотек (СDLR) Cтрадфордского университета (Великобритания) и претендует на роль национальной информационной системы. Сочетает возможности поисковой системы и каталога и содержит свыше 11 000 ссылок. Специальный раздел знакомит с оглавлениями широкого спектра научных журналов.

Собрание нескольких тысяч образовательных материалов и модулей, объединённых в виртуальные книги, курсы, сборники и т. д. Распространяется бесплатно(условия распространения приведены на сайте). Материалы ресурса представлены преимущественно на английском языке. (Хьюстон, США)

Gallica Bibliotheque nationale de France digital library

Полнотекстовые книги XV — начала XX в. в. на французском языке по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. Доступ свободный. (Франция)

Education Resource Information Center — ERIC

Информационный центр образовательных ресурсов. Это наиболее полная и известная информационная система в мире, позволяющая получить исчерпывающие данные по системе дошкольного, начального, общего и профессионального обучения, ознакомиться с научными исследованиями и разработками во всех областях педагогики и образования, которые ведутся в других странах. (США)

Как это работает?

Основные издательства учебной литературы предлагают использовать для запуска электронных учебников собственные платформы, например, LECTA, «Учебники Просвещение», «Учебник цифрового века» и др. ПО загружается бесплатно, обычно существует и мобильное приложение, и сайты для онлайн и офлайн доступа. Как правило, имеется бесплатная демоверсия на месяц, затем придётся закупить лицензии для получения учебников. Например, на платформе LECTA комплект из 50 книговыдач (прав доступа к одному изданию на 500 дней) обойдётся в 3750 рублей. Кроме платных учебников, платформы содержат и бесплатную литературу, а также интерактивные карты, атласы, онлайн-тренажёры, аудиоприложения и т.д.

Сайт образовательной платформы LECTA

Закон подразумевает, что школа самостоятельно закупает электронные носители, то есть планшеты, а также оплачивает доступ к ПО для загрузки учебников, приобретая лицензию. Требуется официальное решение школы перейти на электронные учебники, тогда будут выделены средства из госбюджета. В реальности же всё не так радужно и переход на электронные учебники находится фактически на этапе тестирования, а в большинстве учебных заведений всё продолжает пользоваться по старинке бумажными учебниками. Кроме проблем со средствами на закупку гаджетов, встречаются возражения родителей против использования электронных учебников — якобы негативное влияние на зрение, непрекращающееся пребывание ребёнка онлайн и т.п. Да и многим преподавателям «старой школы» сложно обращаться с электроникой, хотя для них постоянно проводятся обучающие тренинги и семинары.

Там же, где ученики всё-таки начали пользоваться электронными аналогами, всё происходящее условно можно разделить на несколько схем.

Некоторые школы действительно сами закупают современные планшеты для школьников (чаще к эксперименту привлекаются учащиеся старших классов). Конечно, тут надо учитывать вероятный выход техники из строя и затраты на лицензионное ПО, так что это влетает в копеечку.

В отдельных школах появились специальные экспериментальные устройства, которые сложно назвать привычным нам планшетом — для этого они всё-таки слишком громоздкие, их масса доходит до 1,5 кг. Но всё равно они весят меньше, чем учебники в рюкзаке современного школьника.

В прошлом году свой увесистый 1,5-килограммовый проект планшета для учебников будущего представила корпорация «Ростех». Он с разворотом и состоит из двух сенсорных экранов, даже выглядит, как книга: справа расположен дисплей на электронных чернилах, слева — обычный ЖК для просмотра презентаций и медиафайлов. Устройство собирается на небезызвестном заводе Foxconn, а его стартовая цена составляет около 30 000 рублей.

Экспериментальное устройство от корпорации «Ростех»

Также компания «Российский учебник» показала офлайн-учебник, который является интерактивным и даже не требует подключения к Wi-Fi — ему достаточно объединения устройств учеников в одну сеть, чтобы учитель мог их контролировать. Все эти устройства выдавали прошедшей осенью в школах во временное пользование.

Многие московские школы решили не закупать планшеты, но вложили средства в организацию точек доступа к беспроводной сети и разработку единого портала для всех школьников, где можно найти некоторые учебные пособия. Речь идёт о проекте «Московская электронная школа» с единой базой материалов — там выложены интерактивные учебники и огромное количество электронных уроков. Однако в таких случаях дети приносят на уроки свои гаджеты.

В некоторых случаях всё перекладывается на плечи родителей: они сами решают, что предпочитают заменить многокилограммовое содержимое школьного рюкзака на один планшет, договариваются друг с другом и школой и закупают детям устройства. Дальше решается вопрос с доступом к учебникам: школа может пойти навстречу и приобрести лицензионное ПО или же придётся обращаться к ресурсам для нелегального скачивания учебных материалов.

Современные компьютерные технологии для детей

ПК, а с ними и новейшие информационно-компьютерные технологии, всё более интенсивно вторгаются в нашу повседневную жизнь. Сегодня каждому образованному человеку, а уж тем более учителю необходимы хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК. Учитель просто обязан быть информационно компетентным, без этого современное образование просто уже невозможно себе представить.

Как можно использовать компьютер

Использование в учебном процессе компьютера помогает:

  • оптимизировать и интенсифицировать учебный процесс,
  • повысить интерес школьников к изучаемому предмету,
  • воплотить идеи развивающего обучения,
  • повысить темп урока,
  • увеличить объём самостоятельной работы.

Кроме того, новые информационные технологии способствуют развитию интеллектуальной и творческой одарённости учащихся, развивают логическое мышление, культуру умственного труда, формируют навыки самостоятельной работы, существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса.

современные компьютерные технологии для детей

Компьютер на уроке является оперативным средством наглядности, помогает при отработке практических умений учащихся, в ходе организации и проведения опроса и контроля школьников, в контроле и оценке домашних заданий, при работе с таблицами, графиками, схемами и т.д.

Наглядность, которую обеспечивает ПК, особенно важна для младших школьников, так как у них ведущим является наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Технические средства обучения, проекционное оборудование, мультимедиа системы позволяют одновременно задействовать все каналы, воспринимающие учебную информацию (визуальный, аудиальный, кинетический), что значительно повышает качество усвоения учебного материала.

Знания, полученные с помощью экранно-звуковых образов, в дальнейшем позволяют перейти к более высоким ступеням познания – понятиям и теоретическим выводам.

Учитель на уроке с использованием ПК выполняет функцию консультанта и организатора всего урока. Компьютер во время урока не заменяет учителя или учебник, но в корне изменяет характер педагогической деятельности. Он обеспечивает преподавателя новыми средствами обучения, позволяющими решать даже такие проблемы, которые ранее оставались нерешёнными.

На сегодня мы уже имеем значительный список всевозможных обучающих программ. Многие из них имеют некоторые недостатки, но сам факт их многочисленного существования говорит о том, что они востребованы и, несомненно, представляют собой определённую ценность.

как можно использовать компьютер

Учитель может использовать на уроке несколько видов компьютерных программ:

  1. Учебные (наставнические). Чаще всего используются для объяснения нового материала, для максимально полного и успешного его усвоения.
  2. Программы-тренажёры. Применяются, когда теоретический материал обучаемым уже известен для формирования и закрепления навыков и умений учащихся, а также для их самоподготовки.
  3. Контролирующие программы. Обеспечивают контроль уровня знаний и умений учеников. Эти программы разработаны в виде разнообразных проверочных заданий, в том числе и в тестовой форме.
  4. Демонстрационные программы. Программы для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разных наглядных пособий (картин, фотографий, видеофрагментов).
  5. Информационно-справочные программы. Выводят необходимую информацию при подключении к образовательным ресурсам сети Интернет.
  6. Мультимедиа-учебники. Представляют собой комплексные программы, сочетающие в себе большинство возможностей перечисленных выше видов программ.

Между тем информационно-компьютерные технологии продолжают стремительно развиваться. И, вероятно, уже не за горами тот день, когда голосовые команды, используемые сегодня при управлении сотовыми телефонами или системой «умный дом», будут использоваться в учебном процессе. Учитель сможет подавать голосовые команды на компьютер, и, находясь в любой точке класса, управлять информацией, выводимой на экран.

Таким образом, информационно-компьютерные технологии существенно повышают эффективность образовательного процесса, решая задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по всестороннему развитию творчески свободной личности.

На основании вышеперечисленного можно сделать следующие выводы: использование компьютера учителем для организации учебного процесса на уровне класса позволяет повысить интеллектуальный уровень детей, раскрыть их творческий потенциал, развить интерес к окружающему миру через игровой процесс.

При правильном применении компьютер способствует всестороннему развитию ребенка и повышает его интерес к обучению.

Adblock
detector