Чем можно смазать кулер в компьютере?
Кулер или другими словами вентилятор в компьютере (А точнее в компьютере их несколько) находится в постоянном движении. Это не может сказываться на его смазке, которая находится внутри. Она подвергается очень большим нагрузкам, ведь скорость вращения кулера достигает нескольких тысяч оборотов в минуту. От этого, смазка, находящаяся внутри разогревается и со временем испаряется.
Первыми признаками того, что смазка в вентиляторах пришла в негодность являются вибрации и неприятный шум при первых минутах работы компьютера, включенного после длительного (ночного) простоя.
Ведь шум и вибрации, как правило, издают движущиеся части. В персональном компьютере (ноутбуке) это вентиляторы.
Зачем смазывать кулер?
В процессе работы компьютера вентиляторы постоянно испытывают механические нагрузки – кулер регулярно вращается. По мере выработки смазочных материалов внутри устройство начинает сильно шуметь.
Если шум ощущается постоянно, то это говорит о том, что пришло время для обслуживания устройства. Если этого не сделать, то подшипник износится и вентилятор придется менять.
Какое выбрать масло?
Исходя из вышесказанного, для смазывания вентиляторов наилучшими характеристиками обладают масла:
- достаточно жидкие;
- формирующие на поверхности плёнку;
- обладающие эффектом заполнения шероховатостей и зазоров.
Наиболее подходят для обработки компьютерного кулера следующие средства:
- Масла малой вязкости. Среди них оружейное, трансформаторное, машинное, веретённое и т. п. Они отличаются прекрасной проникающей способностью, создают очень тонкую плёнку. Рекомендуются для высокоскоростных механизмов с небольшой динамической нагрузкой.
- Масла средней вязкости. Сюда относят моторное, трансмиссионное и пр. Образуют плёнку потолще, неплохо проникают и заполняют зазоры, дольше держатся на поверхности и могут справиться с высокими нагрузками. Имеют минус — нагружают механизм.
Густые смазывающие составы плохо проникают, но принудительное вдавливание в зазоры может на какое-то время (до покупки нового вентилятора) помочь запустить почти «убитое» устройство. Небольшие и микровентиляторы в ноутбуках смазывать такими составами нельзя.
Между тем в специализированных магазинах предлагается большой ассортимент смазывающих средств для кулеров. Эти синтетические смазки обладают абсолютной инертностью и работают в широком температурном режиме (от -20 до +200. 300 °C). Удобство работы и точное дозирование обеспечивает специальный шприц, в котором находится масло. И в большинстве ситуаций, лучше воспользоваться готовым решением (например, SPO-1 или SPO-2).
Как смазывать вентилятор
Чтобы смазать вентилятор, надо разобрать компьютер и извлечь из него кулер. Положите вентилятор на стол и осторожно снимите наклейку. Часть наклейки находится сразу над зазором для проводков. Отсюда ее легче отогнуть.
Выньте из середины вентилятора резиновую пробку. Для этого можно воспользоваться небольшой отверткой, осторожно заведя ее за край пробки.
Вы увидите в образовавшемся углублении конец вала внутри цилиндра. Капните одну каплю масла в углубление.
Верните на место резиновую пробку, заклейте ее сверху наклейкой. Иногда наклейка перестает клеиться. Тогда можно воспользоваться обычной изолентой.
После того, как вентилятор вернулся на место, компьютер должен поработать несколько минут прежде чем масло полностью смажет кулер. Через некоторое время компьютер станет работать тише и перестанет сильно нагреваться.
Видео
Из этого видео вы узнаете, как можно смазать неразборный кулер.
Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте
Как выбрать смазку для кулера
Если воспользоваться традиционным поисковиком, то можно обнаружить большое количество информации по данному вопросу. Правда не стоит торопиться сразу практически применять все полученные рекомендации. Дело в том, что вся доведенная информация не имеет под собой крепкой основы. Кто-то ориентируется исключительно на теоретические данные, кто-то просто старается экспериментировать, не дожидаясь основного результата и т.д. В любом случае стоит помнить о том, что неправильная эксплуатация данной комплектующей части может стать причиной поломки комплектующих частей ноутбука.
Закажи профессиональный ремонт ноутбука в Москве или продай его на запчасти!
Бесплатная диагностика и выезд курьера. Срочный ремонт. Гарантия. Недорого!
Звони! Тел.: +7 (903) 729-32-48 или напиши нам на email: zakaz@anout.ru
Если подробнее рассматривать структуру кулеров, то стоит отметить, что они имеют не только лопасти, но еще и подшипники открытого и закрытого типа. Первый вариант нуждается в смазке, так как имеет предпосылки к износу. Закрытый вариант, наоборот, хорошо защищен и не нуждается в постоянной заботе. Сами материалы изготовлены из специальных сплавов, которые ориентированы исключительно на длительный срок службы.
Стоит понимать, что для разных типов подшипников предусмотрены различные материалы для смазывания. И ориентироваться нужно строго на узлы скольжения, так как они составляют большую часть строения. Поэтому для данного элемента следует использовать смазку, подходящую по следующим критериям:
- наиболее важным критерием является вязкость, которая не будет ограничивать частоту вращения лопастей, к этому пункту в основном подходят жидкие масла, но точно не густые материалы;
- обязательным элементом в данном случае выступает дисперсная добавка, которая необходима для обеспечения легкого процесса запуска и нормальную работоспособность во время набора скорости, кстати, наиболее распространенным добавочным элементом является тефлон;
- следует обращать внимание на то, что для компьютерного кулера крайне опасны разнообразные негативные эффекты влияния, к примеру, усадка резины, набухание или коррозия, если смазка содержит такие пункты, то она точно не подойдет для практического применения в условиях компьютерной технологии;
- смазка должна обладать повышенными проникающими свойствами, так как компьютерный кулер обладает большим количеством мелких элементов;
- еще одним важным пунктом является сцепление смазки с устройством, так как низкая степень прилипания может стать причиной вытекания смазки.
Перечисленные критерии строго ориентированы на подшипники качения. И при этом смазка должна обладать хорошим показателем пластичности.
Наиболее распространенным вариантом использования является смазка WD-40. Правда, если изучить материалы в сети, то мнения будут сильно расходиться. Одни пользователи с уверенностью говорят о том, что данный вариант смазки идеально подходит для такого использования, а другие утверждают, что пользоваться ей категорически нельзя.
Если обратить внимание на официальный сайт производителя, то там нет никакой информации касательно практического применения для смазывания кулера. Смесь подходит для технических деталей, для чистки труднодоступных мест механизмов, но никак не относится к устройствам быстрого вращения. Поэтому сразу возникают сомнения по поводу целесообразности применения такого элемента.
Правда, даже если начать экспериментировать, то эффект обязательно будет, только навряд ли он порадует. Ведь длиться эффект будет не так долго и придется повторять процедуру, а частое использование такой смеси точно не будет благоприятным для кулера. Главной опасностью выступает химический состав смеси, которая может негативно отразиться на работоспособности и внешнем виде кулера. В итоге, после повторного использования смазки можно дойти до того, что кулер просто выйдет из строя или будет постоянно заклинивать.
Графитовая смазка
Есть еще один вариант в виде графитовой смазки, правда, тут сразу выступают специалисты, которые крайне не рекомендуют пользоваться ей:
- графит по своей структуре может выступать в качестве проводника тока, что может привести к большим проблемам и даже опасности для пользователя;
- графит категорически не предназначается для использования для смазки элементов быстрого вращения.
Исключением является графитовая пыль, которая имеет немного другую структуру. Использовать смазки с невысоким содержанием графитовой пыли разрешается, но исключительно для улучшения скольжения.
Как смазать кулер?
Для начала удалите грязь и старую смазку салфеткой или ватными палочками. Предварительно смочите их в спирте или любом растворителе. Тонким слоем нанесите новую смазку на трущиеся части подшипника.
Подшипник качения на корпусе обозначается словом BALL. Такой подшипник можно разобрать тонкой иглой. На нём также есть стопорное кольцо, которое фиксирует крышку, закрывающую шарики. Открыв эту крышку осматриваем состояние смазки и при необходимости добавляем её.
Без разборки
Чтобы смазать кулер без разборки, снимите его с компьютера, отклейте верхнюю наклейку и вытащите защитную накладку. Потом аккуратно оттяните вверх лопасти и в образовавшийся зазор капните из пипетки или шприца пару капель масла. Затем повращайте руками лопасти, чтобы смазка разошлась, и повторите операцию.
Смазка своими руками
Возьмите Литол-24 на кончик чего-то тонкого, ножа или отвёртки. Вдавите его в смазочное отверстие, сверху добавьте 2-3 капли масла для швейных машин, и заполните отверстие тем же Литолом-24. Швейное масло придаёт текучесть и образует масляную плёнку. Такой состав выдержит около 3-4 лет работы, по 12-15 часов в день и не уступит силиконовой смазке. При повторной смазке, после использования Литола, придётся удалить его затвердевшие остатки, разобрав кулер более основательно со снятием оси.
Для тех, кто лучше воспринимает видео, есть подробный обучающий ролик техно-кота:
Как часто нужно смазывать вентилятор компьютера?
Изначально в подшипниках кулеров заложено достаточное количество заводской смазки, она конструктивно защищена от воздействия негативных факторов извне и не требует профилактических мероприятий по замене или добавлению смазывающего состава. Однако тяжёлые условия эксплуатации, особенно непрерывная работа и высокий температурный режим снижают гарантийный срок действия смазки.
По этой причине обработку элементов вентиляторов в компьютерах и ноутбуках проводят по факту, когда появляются шумы или вибрации, генерируемые кулером. Однако, зачастую проблема решается заменой устройства на новое.
Наиболее подходящими для смазывания подшипников вентиляторов ПК являются синтетические машинные масла, например, автомобильное или состав для смазки швейных машин. Не стоит для этих целей использовать густые смазки, средства с обильным содержанием графита и агрессивные составы типа WD-40. Смазывать кулеры животным жиром или растительным маслом категорически противопоказано.